Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Звуковой аспект Вселенной / Сост. Н. Грипич, О. Шевнина


«Грани Агни Йоги» о звуке и музыке


Публикуется по изданию: Абрамов Б.Н. в статьях, документах, письмах. Новосибирск: СибРО: ИЦ «Россазия», 2019.


Мир звуков

Звучание человеческого голоса

Воздействие звука на человека

Развитие творческих возможностей

Музыкальное творчество на Высших мирах

Образность языка в «Гранях Агни Йоги»



Мир звуков

Человек живёт в мире звуков. На данном этапе его эволюционного развития органы слуха воспринимают лишь мизерную часть из огромного резервуара вселенского звучания. Записи Б.Н. Абрамова приоткрывают нам завесу в тот волшебный мир звуков, который будет доступен человечеству в будущем, на более высокой ступени его развития.

Вот как говорится в Записях Бориса Николаевича о звучании всего, что нас окружает: «Область звука широка. В природе и в Космосе звучит всё: растения, камни, лучи и грома раскаты, звучит даже северное сияние. Алмазы звучат, кристаллы звучат, звучат драгоценные камни. Звучат и металлы, и каждый имеет свою ноту и цвет» (Грани Агни Йоги. 1957. 543).

«Звучит пространство волнами света. Свет звучит. (...) Каждый цвет спектра имеет свою ноту. Музыка сфер представляет собою сочетание этих звучаний. Звуковой аспект Вселенной ещё мало известен. Но расцветшая роза звучит своей нотой. Травы звучат и деревья, особенно когда в цвету. Так же звучит и микрокосм человеческий красотою, когда гармоничен, или диссонансом, раздирающим пространство» (Грани Агни Йоги. 1964. 5).

«Цвет установлен спектром, но звук предстоит определить науке будущего. (...) Звук, порождённый в пространстве, не исчезает, но остаётся в нём навсегда в виде звуковых отпечатков в Акаше1» (Грани Агни Йоги. 1957. 543).

«Звук несёт в себе семеричный аспект вещи единой. Первое – звук, второе – цвет, третье – запах, четвёртое – магнитную волну. Три прочих аспекта постичь человечеству вашей планеты ещё не дано» (Грани Агни Йоги. 1957. 543).

«Когда-то и кто-то напишет большой труд, посвящённый ароматическому аспекту Вселенной. Не дивно сказать, что хорошая музыка благоуханна. Цвет, звук и запах связаны тесно. Каждый цвет имеет свой запах, а каждый звук – свой цвет. Величественная музыкальная симфония выражается в незримых цветах и сияньях и в переливающихся сочетаниях тончайших благоуханий. Беспредельность во всём, а также и в бесконечном многообразии проявлений природы в её видимых и невидимых аспектах» (Грани Агни Йоги. 1962. 462).

    

Звучание человеческого голоса

В Записях Б.Н. Абрамова говорится о том, какая мощная сила заключена в человеческом голосе. «Самый совершенный звуковой аппарат – это аппарат человеческий, ибо голос его свободно несёт в своих звуках то, что хочет вложить в него говорящий. Голос магнетичен. Он обладает очень большой магнитной силой, или силой магнитного воздействия. (...) Конечно, Голос Учителя Света по своему богатству и мощи силён необычайно. Его основное свойство – гармоничность и яркость созвучий входящих в него элементов. Как бы ступень эволюции, достигнутая Его Духом, выражается в звуке Его Голоса. (...)

Голос – могучее оружие Света, если несёт в себе свет. Да! Да! Голос может нести в себе и передавать другим заряды света. Он может громом в пространстве звучать, наполняя его огнями, если даже и отсутствуют слушатели, облечённые в плотное тело. Можно разговаривать с вещами, деревьями, растениями, камнями. Можно беседовать с природой, с пространством. Можно лишь единое слово в пространство пустить. Имя Владыки Майтрейи, произнесённое с пониманием, вихри огненные разящие рождает в пространстве. Каждый звук, произнесённый человеком, не без значения. Но когда в него вкладывается мысль, то он особенно силён. Слово – творящее. Словом создан был Мир» (Грани Агни Йоги. 1957. 543).

    

Воздействие звука на человека

Музыка и звуки оказывают огромное влияние на сознание и нервную систему человека, приводя их, в зависимости от тональности и ритма, в гармоничное или дисгармоничное состояние.

В Записях Бориса Николаевича читаем: «Звук заставляет вибрировать нервную систему легче всего. Всякий звук, от скрежета стекла по железу до голоса человеческого. Все звуки воздействуют на человека. (...) Центры человека соответствуют музыкальной шкале и потому особенно охотно реагируют на музыкальные сочетания звуков или определённые ноты. (...) Музыка настраивает нервную систему на определённый лад, потому введены песнопения и музыкальные инструменты в храмах, ибо звуки воздействуют мощно. Священная музыка и звуки значение имеют особое именно в смысле тонального воздействия на сознание и настраивания его на определённый лад. При этом ритм играет особую роль» (Грани Агни Йоги. 1953 (II). 540).

«Много есть способов приведения сознания в возвышенное состояние. Одним из них является музыка и пение. С древних времён прибегали к этому методу. (...) Каждая песня, каждая мелодия, каждая симфония действуют по-разному. Многое зависит от вибрационного ключа микрокосма. Каждый знает, какие именно вещи воздействуют на него особенно сильно и как. Торжественная музыка и торжественные гимны вызывают соответствующее настроение. По склонности человека к той или иной музыке можно судить о нём самом. (...) Пространство наполнено неслышимыми звуками. Композитор слышит их внутренним слухом. Как нечто совершенно реальное. Можно погрузиться в этот мир звуков беззвучных и тем возвышать сознание, отрывая его от Земли» (Грани Агни Йоги. 1964. 96).

«Звуки колоколов, органа и разных музыкальных инструментов обладают свойством приводить человека в торжественное состояние и настраивать его сознание на определённой волне. Но и здесь не обошлось без изуверства. Некоторые секты в Америке на своих собраниях ввели джазовую музыку. Так опошляется принцип, и торжественность заменяется какофонией суетливости» (Грани Агни Йоги. 1971. 21).

«Аритмизм в музыке разрушителен и действует разлагающе на сознание, – читаем слова Матери Агни Йоги. – Подобную музыку надо безотлагательно изъять из обращения, ибо недопустимо ею разлагать человеческие организмы. К сожалению, это бедствие ещё не осознано людьми. К сожалению, по радио, телевидению и на эстрадных концертах такая музыка допускается и приветствуется... любителями дисгармонии и разложения. Пора прекратить это беззаконие. Пора понять его вредоносность. Пора уберечь детей и молодёжь от этого яда» (Грани Агни Йоги. 1970. 14).

«...На Земле надо сделать всё возможное для приведения сознания в состояние гармонической тональности, ибо условия и люди чудовищно дисгармоничны и устоять против хаоса разнузданных вибраций, порождаемых людьми, очень трудно» (Грани Агни Йоги. 1953 (II). 540).

Одним из способов настроить сознание на гармонический лад является общение с природой.

«Гармонично настроенные сознания встречаются редко. Вблизи них человек отдыхает. ...Звучание природы, как правило, имеет в себе так нужную людям гармонию. Шёпот листвы, шум дождя, прибой волн, журчание ручейка, песнь водопада, звуки лесные и пение птиц – всё это наполнено ритмом и гармонией. И если долго прислушиваться к журчанию горного потока, то можно подпасть под воздействие этих гармоничных звуков и испытать их благотворное влияние. Природу можно назвать Великой Матерью человека, и в лоне её он сливается с ней и восстанавливает столь нужное ему состояние внутренней гармонии, которую утеряли жители городов» (Грани Агни Йоги. 1969. 273).

   

Развитие творческих возможностей

Прекрасно любить и слушать музыку и все гармоничные звуки природы. Но одним из главных назначений человека является творчество, в том числе музыкальное. «Путь искусства – йогический, ибо требует от идущего этим путём развития и обострения органов чувств и многих качеств духа» (Грани Агни Йоги. 1960. 60).

«Каждую способность и каждое качество духа человек может развивать беспредельно. Абсолютный слух не есть конец, но лишь только начало развития умения применения этой способности в области творчества» (Грани Агни Йоги. 1966. 225).

«Знаете пример глухого музыканта. Внутренний слух был обострён до предела, и знание техники записи давало возможность запечатлевать слышанное внутренним ухом» (Грани Агни Йоги. 1960. 60).

«При совершенстве творческой способности разума человека слух должен быть абсолютным. Мало уметь воспроизвести слышанную мелодию или звук, надо ещё, помимо репродуктивной слуховой способности, развить способность творческую, способность творить звуками. Создать обычную музыкальную симфонию – это одно, создавать симфонии Космические, звучащие в пространстве, – это другое, но творить с помощью гармонически сочетаемых звуков, пользуясь звуковым вибрационным ключом привлекаемых к творчеству элементов, творить новые формы – это будет уже творчеством высшим, для которого нужны абсолютное качество чувств и знание законов гармонии, числа и пропорций. Создатель планеты их Знает, Пламенные Логосы их Знают, Планетные Духи их Знают, и все – в степени разной...» (Грани Агни Йоги. 1966. 225)

   

Музыкальное творчество на Высших мирах

На Высших мирах искусство проявляется в необычайно красивых сочетаниях звука, цвета и движения материи Тонкого Мира. В Записях Б.Н. Абрамова приводится пример того, как творит композитор на Высшей планете: «Представьте себе огромный открытый амфитеатр. В одном конце его возвышение, по которому поднимается композитор, исполняющий своё изобретение. Он в белой одежде, в руках у него два металлических жезла, очень похожие на обычные дирижёрские палочки. Оркестра нет, исполнителей нет, музыкальных инструментов нет. Амфитеатр наполнен слушателями, которые ждут напряжённо. Вдруг композитор поднимает руки, в которых жезлы. Он весь окутан волнами света, из жезлов вырываются языки нежгучего пламени различных оттенков, но красивых необычайно, и пространство вокруг начинает звучать. Звуки нарастают, волшебная симфония наполняет сферу, звуки льются мощно, свободно, красиво, как будто бы тысячи совершеннейших инструментов и исполнителей принимают участие в невидимом или скрытом где-то оркестре. (...) Звуки незримого оркестра всё усиливаются и нарастают, за пределами амфитеатра, в пространстве, видны тысячи лиц, тысячи глаз – это жители планеты, находящиеся далеко, слушают исполнение нового произведения великого композитора. Им не надо наушников, им не надо радио­установок, воспринимающий на расстоянии слуховой аппарат находится в их организме в утончённом рабочем состоянии. Внутренний слух развит достаточно. Яснослышание и ясновидение – способности, которыми они пользуются свободно. Невидимая аудитория переполнена. Много присутствует и развоплощённых духов, любителей музыки, привлечённых волнами звуков» (Грани Агни Йоги. 1957. 259).

Опыт управления невидимым оркестром имел и сам Б.Н. Абрамов. В феврале 1951 года он записывает: «Во сне в огромном здании под куполом летал. Потом играл: начал с вальса, а потом вызвал величественную симфонию, и это мне подчинилось и играло. Симфония была очень полная, и красивая, и величественная» (Грани Агни Йоги. 1951. 107).

Сказано: «Дом Отчий не на Земле. (...) Те, кто познал, что Дом Отчий в Надземном, те свою жизнь на Земле проходили, постоянно памятуя о прибежище горнем, в Доме Отца, где дух отдыхает от странствий земных. (...) В нём столько всего, превосходящего по своему состоянию вещи земные, что, раз коснувшись его, уже невозможно земному придавать того значения, которое придаёт ему обычное сознание. Скучные песни Земли звуков Небес не заменят. Но отзвуки звуков надземных можно с собой принести в мир земной, и можно ими делиться с теми, кто их не знает» (Грани Агни Йоги. 1962. 379).

Духовно утончённый поэт Михаил Лермонтов своей поэзией принёс на Землю отзвуки Надземных сфер. Его дух хранил память об Отчем Доме. И это о своей душе, томящейся в тисках земной плоти, как и о многих и многих творцах, писал поэт в стихотворении «Ангел»: «И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли».

    

Образность языка в «Гранях Агни Йоги»

В «Гранях Агни Йоги», язык которых отличается яркостью и образностью, нередко можно встретить определительные, имеющие отношение к сфере музыки. Это придаёт текстам особо торжественное звучание: «Моя Рука крепко держит узду событий – как Дирижёр мирового оркестра сознаний – пока идёт неразбериха, – читаем слова Учителя. – А потом зазвучит симфония мира. Арфа духа настроена ладно, звучит в данном ключе. Надо настроить миллионы. Какофонии не удивляйтесь. Без настраивания симфонии не получить. Оркестр из миллионов сознаний, разны инструменты, но тон будет один: ключ мира и согласованности. Так не пройти – только со Мною. Свой инструмент будет полезен, если будет звучать в Мною данном ключе и подчиняясь Руке Дирижёра. Когда будет единое стадо, все зазвучат, кто от духа, в тоне согласном. (...) Пусть каждый вложит сердце и мысль в Общее Дело спасения планеты, вливаясь в хор объединённых против сил разрушения и тьмы сознаний» (Грани Агни Йоги. 1962. 484).

В этом же ключе звучит и напутствие самому Б.Н. Абрамову от Матери Агни Йоги: «Внимай песне жизни. Она космична. Не суета на кухне, но музыка сфер звучит в ней. Каждое преодоление земных голосов к ней приближает. Она звучит в великих произведениях искусства, во вдохновении певцов и поэтов. В подвигах духа звучит эта песнь. Ухо к ней преклонивши, можно слушать её. Нет на Земле ничего ценнее её утончённых звучаний. Песне жизни внимай» (Грани Агни Йоги. 1964. 126).


Возврат к списку