Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Афоризмы: Творчество. Труд. Даяние. Общее Благо. Единение. Сотрудничество. Искусство. Красота


Сборник мудрых мыслей и афоризмов составлен на основе творческого наследия Бориса Николаевича Абрамова (1897–1972), мыслителя, подвижника, ближайшего последователя Н.К. и Е.И. Рерихов. Нравственно-философские труды и письма Б.Н. Абрамова отражают целостную картину мира, отличиями которой являются многомерность бытия и человека, беспредельность развития творческой мощи человеческого духа, достигаемой посредством сознательного совершенствования во всех сферах жизни.

Краткие, чёткие, содержательно глубокие мысли помогут читателю в выработке оптимистичных жизненных ценностей, стойкости духа, целеустремлённости на пути к знанию, красоте и гармонии в себе и окружающем мире.

Сборник предназначен для широкого круга читателей, взрослых и молодых, верующих и атеистов, духовно ищущих и нашедших.


Предисловие

Творчество. Труд. Даяние

Общее Благо. Единение. Сотрудничество. Россия

Искусство. Красота

Источники

Примечания


Сокращения

Гр.А.Й. – Грани Агни Йоги.

Записи Б.Н. Абрамова – Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Сборник. Новосибирск, 2012.

Письмо Б.Н. Абрамова – Стойкость духа. Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной. Новосибирск, 2017.

Квадратные скобки в цитатах – пояснения составителя.

Звёздочкой* отмечены слова (в начале глав), к которым даны пояснения в Примечаниях.



Творчество. Труд. Даяние.


В труде заключается высшее благо жизни. В труде обретёшь ты право своё на вход в Высшие Миры. Труд пойми широко, как море. Необъятно поле труда. 

Гр.А.Й. 1951 г. 49

 

Труд – венец жизни. В труде познаются высшие ценности духа. В труде – оправдание жизни. <…> Культура труда – вот новая задача человечества.

Гр.А.Й. 1951 г. 49

 

Творческий труд – космическая задача человечества и цель его бытия. Творчество, творчество, творчество – великий удел человека.

Гр.А.Й. 1951 г. 49

 

Всё, что ты видишь, всё, что есть, было и будет, создаётся творческой мыслью, ибо мысль – высший фактор миротворчества.

Гр.А.Й. 1951 г. 49

 

Даяние, творчество и любовь – вот триада построения сердца и построения мира.

Гр.А.Й. 1951 г. 96

 

Творчество духа – высшее счастье человека. Творить – вот ваша задача, творить по силе любви и силой любви. Чем больше любовь, тем мощнее творчество. Нельзя променять это творчество и это счастье на счастье земное.

Гр.А.Й. 1951 г. 241

 

Творчество – это космический закон. Творчество духа – это высший закон высшего сознания. Цель и назначение человека – творить, погружаясь в океан безграничных возможностей духа.

Записи Б.Н. Абрамова, 56 (01.07.1951)

 

Творческий радостный труд – основа жизни Нового Мира.

Гр.А.Й. 1952 г. 88


Творчество – закон жизни. Творчество – закон духа. Творчество – закон космоса.

Записи Б.Н. Абрамова, 56 (01.07.1951)

 

…Человек – это законный и прирожденный творец, и творческая мощь эта – великое наследие человека.

Записи Б.Н. Абрамова, 56 (01.07.1951)

 

Надо упорядочить жизнь. Надо внести в неё ритм и стройность. И тогда продуктивность труда и творчества будет поражающей.

Гр.А.Й. 1952 г. 576

 

Воображение творческое – это великая двигательная сила миров. От малого до великого всё приводится в движение ею. <…> Ибо в воображении скрыта самая сущность незримой огненной мощи.

Гр.А.Й. 1952 г. 602

 

Что такое самопожертвование? Не самозабвенная ли творческая работа созидания? Почему понимать под самопожертвованием лишь отдачу тела, когда вклад всех своих энергий в творчество мира есть высшая отдача себя.

Записи Б.Н. Абрамова, 83 (18.04.1952 г.)

 

Утративший привязанность к плодам деятельности не будет беспокоиться о своих жертвах. Радость бескорыстного труда на благо мира заменит слёзное понятие жертвы.

Записи Б.Н. Абрамова, 95 (04.05.1952 г.)

 

Работающий в своём деле видит в нём свою награду, вернее, вообще о награде не думает.

Записи Б.Н. Абрамова, 99 (07.05.1952 г.)

 

Получение, выполнение, отдача и опять получение. И так – в Беспредельность. Только эта триада действия создаёт истинное сотрудничество [с Высшим].

Записи Б.Н. Абрамова, 111 (01.06.1952 г.)


Получение без отдачи прекратит возможность получать. Отдача без получения невозможна. Эти круги кооперации – как лестница восхождения. Как прекрасно, когда она непрерывна!

Записи Б.Н. Абрамова, 111 (01.06.1952 г.)

 

Только когда жертва превращается в радость, можно ожидать, что не будет попрёков и сожалений о сделанном добре. О радости не жалеют, но вспоминают с удовольствием даже тогда, когда получают в ответ не то, что должно.

Записи Б.Н. Абрамова, 115 (18.06.1952 г.)

 

И только отдающие получат, и забывшие о себе получат Космос взамен.

Записи Б.Н. Абрамова, 116 (26.06.1952 г.)

 

Ушедший приходит, отказавшийся вмещает, отдавший принимает.

Записи Б.Н. Абрамова, 121 (16.07.1952 г.)

 

Отказавшись – приобретёшь; беря – теряешь всё. Хочешь сохранить – откажись, и будешь иметь то, от чего отказался.

Гр.А.Й. 1951 г. 241

 

Тяжка ноша и долог труд, но на Служении не считают дней и не взвешивают нош. Только вложив душу свою, потеряв её в деле порученном, можно совершить предназначенное. Не велика помощь от стоящих в стороне. Немногие умеют так вкладывать себя, но на этих немногих Вкладах держится мир.

Записи Б.Н. Абрамова, 122 (18.07.1952 г.)

 

Чем больше дух сознаёт свою ответственность космическую, тем большую ношу получает. Размеры ответственности и тяготы прямо пропорциональны.

Записи Б.Н. Абрамова, 125 (02.09.1952 г.)

 

Отчего происходят неудачи в делах порученных? Оттого, что к великому подходят с малыми мерами, и от несоответствия происходит крах.

Записи Б.Н. Абрамова, 144 (16.11.1952 г.)


Чем тише подвиг, тем громче он в мегафоне пространства. <…> Тайное становится явным. Растут дела заложенные. Как часто люди пользуются плодами, не зная корня! Новая Эпоха восстановит справедливость и научит ценить реальные ценности.

Записи Б.Н. Абрамова, 128 (10.10.1952 г.)

 

Невозможно переоценить роль людей, причастных духу, в истории судьбы человечества. Это та закваска, о которой говорил Христос, которая должна поднять всю неоформленную, часто духовно инертную массу насельников планеты.

Записи Б.Н. Абрамова, 135 (31.10.1952 г.)

 

Огонь импульса отличает истинных сотрудников. Кто работает без огня, тот ещё не сотрудник, но подневольник.

Записи Б.Н. Абрамова, 141 (11.11.1952 г.)

 

Лишь огонь собственного импульса ставит дух в ряды сотрудников, ибо он кроме труда своего даёт самое необходимое, самое насущное для дела – огонь, без которого нет созидания. Нет ничего ценнее огня, ничего, что могло бы заменить огонь хотя бы в самой малой мере.

Записи Б.Н. Абрамова, 141 (11.11.1952 г.)

 

Большой мерой к великому делу будет всё сердце и всё устремление. <…> Вопрос тождественности является законом успеха.

Записи Б.Н. Абрамова, 144 (16.11.1952 г.)

 

Творящую радость труда поймём, как крылья. Творческий труд – это радостная пища духа.

Гр.А.Й. 1953 г. 113

 

Уныние убивает огни*, так же как и труд ненавистный.

Гр.А.Й. 1953 г. 113

 

Все великие люди были великими тружениками. Огонь не терпит ни застоя, ни безделья. Но ценен лишь радостный труд.

Гр.А.Й. 1953 г. 113


Любым трудом можно себя или поднимать, или убивать. Поймём тайну окрылённой работы.

Гр.А.Й. 1953 г. 113

Творчество есть цель и смысл жизни. Творчество духа – высшее (творчество). Ради него – бесконечно долгая эволюция. Оправдание жизни – в творчестве.

Гр.А.Й. 1952 г. 447

 

Творчество – это песнь пробуждённого духа. Творчество есть приношение сокровищ. Творчество – уявление* законов жизни. Творчество – путь восхождения.

Гр.А.Й. 1952 г. 447

 

Нет следствия без причины, и нет трудов, не приносящих следствий. Утверждён труд. Трудитесь со знанием неизбежности результатов.

Гр.А.Й. 1953 г. 109

 

Благостен труд напряжённый, ибо светоносен. Человек должен научиться излучать* свет из сущности своей. И путь труда есть кратчайший.

Гр.А.Й. 1953 г. 219

 

Труд любимый, труд светоносный, труд ради труда и творчества – жизнедатель, поддерживающий огненный поток энергии.

Гр.А.Й. 1953 г. 285

 

Мир творчества человека есть мир безграничных возможностей, и тот, кто не хочет цепей и ограничений, свою творческую силу должен ринуть по этому направлению.

Гр.А.Й. 1953 г. 309

 

Труд – основа творчества. Творчество – цель и назначение человеческого духа. <…> Ступень земного труда приводит к ступени Космического творчества.

Гр.А.Й. 1953 г. 426


Творческая мощь духа в сердце сокрыта. Сердце – это солнце жизни…

Гр.А.Й. 1953 г. 452

 

В сущности говоря, творчество человека проявляется во всём: в каждой мысли, действии и поступке. <…> И внутренний мир человека есть не что иное, как результат его творческой работы и усилий. …Основа истинного творчества – Красота.

Гр.А.Й. 1953 г. 602

 

Вместивший эволюцию будет трудиться на её ниве ради самой эволюции, невместивший будет ждать каких-то личных наград.

Записи Б.Н. Абрамова, 220 (11.11.1953 г.)

 

Познавший счастье отдачи – получит без меры, но находящий счастье лишь в получении – потеряет его.

Записи Б.Н. Абрамова, 220 (11.11.1953 г.)

 

Легко вместить1 получение, и трудно вместить отдавание. Но вместивший последнее познает прочное счастье, и награда для него не камень преткновения.

Записи Б.Н. Абрамова, 220 (11.11.1953 г.)

 

Самонаграждение есть удел вместивших. Прозревший радуется солнцу, и в этом его награда. Солнце духа не перестанет сиять для прозревших в духе; какое другое сияние нужно им искать?

Записи Б.Н. Абрамова, 220 (11.11.1953 г.)

 

Путь искусства и путь творческого труда есть тот же путь к Свету.

Гр.А.Й. 1954 г. 56

 

Удел человека творчество. Высшее творчество есть творчество мысли и мыслью.

Гр.А.Й. 1954 г. 170


Основа истинного труда – не для себя, но для мира.

Гр.А.Й. 1954 г. 60

 

Творческое воображение есть крылья духу. <…> Но, чтобы строить, надо знать, чего хочет дух, и надо, чтобы формы создаваемые удовлетворяли принципу Красоты.

Гр.А.Й. 1954 г. 389

 

Великие дела в молчании создаются и в тишине зреют.

Гр.А.Й. 1954 г. 399

 

Величие человека измеряется степенью его отречения от себя. И все великие люди, чьи имена чтят народы, жили и работали не для себя, но для людей.

Гр.А.Й. 1954 г. 493

 

Нет достижений без трудов и усилий. <…> Зависть нецелесообразна, ибо даром ничего не даётся. Достижению других будем радоваться, ибо они потрудились и имеют награду свою.

Гр.А.Й. 1954 г. 517

 

Труд упорный, труд систематический и планомерный, труд постоянный и неомрачённый, труд радостный требуется для возжжения огней.

Гр.А.Й. 1954 г. 517

 

Жизнь можно назвать школою творчества, где учится человек искусству творения.

Гр.А.Й. 1954 г. 557

 

Не трудиться, но творить в труде. Но труд творчества должен почтить и освоить человек, ибо творчество – удел человека.

Гр.А.Й. 1954 г. 557

 

…Истинное творческое действо есть процесс осуществления будущего в настоящем, когда настоящее используется как поле посева для действий, в будущее устремлённых.

Гр.А.Й. 1954 г. 593


Так не будем трудиться, как рабы нанятые, но как сотрудники Света и радости пространственной.

Гр.А.Й. 1954 г. 580

 

Род деятельности человек выбирает сам, по своим накоплениям. …Сколько людей, столько путей. И на всех встретят, если сохранена искра Общего Блага.

Записи Б.Н. Абрамова, 239 (24.01.1954 г.)

 

За каждым достижением стоит незримая людям оплата его в виде страданий и напряжений, слёз и крови сердца.

Записи Б.Н. Абрамова, 252 (04.03.1954 г.)

 

Если б только люди могли догадываться о том, какие причины породили плоды творчества, они подходили бы к ним углублённо и проникновенно и ценили бы неизмеримо выше.

Записи Б.Н. Абрамова, 252 (04.03.1954 г.)

 

…Предельная занятость хороша – она учит ценить самый малый отрезок времени, и когда время приобретает ценность, то изживается расточительность его.

Записи Б.Н. Абрамова, 258 (07.04.1954 г.)

 

Герой знает, куда идёт, и, имея перед собой конечную цель, не смущается особенностями дороги. Он может страдать и изнемогать, но он всё равно идёт. Он живёт этим – своим трудом и продвижением. Трудиться для эволюции для него так же естественно, как дышать. Это – выражение его жизни.

Записи Б.Н. Абрамова, 264 (07.05.1954 г.)

 

Герой духа о пути вообще не думает, трудный или лёгкий – но его путь непреложен. Именно отсутствие колебаний определяет героя.

Записи Б.Н. Абрамова, 264 (07.05.1954 г.)

 

Каждое творчество есть борьба и победа, каждое достижение науки, каждое участие в эволюционном сдвиге людей.

Записи Б.Н. Абрамова, 294 (02.11.1954 г.)


Гиганты шагают далеко впереди, и не могут идти с ними в ногу и поспевать за ними обычные люди. Размер шага – размер духа…

Записи Б.Н. Абрамова, 290 (09.09.1954 г.)

 

Цель эволюции духа – творчество. <…> Человек – творец, и его удел – творчество: сперва земное, потом Космическое.

Гр.А.Й. 1955 г. 132А

 

Мир разделился на берущих и дающих. Могущих давать так мало. Но как почётно и красиво быть среди тех, кто может и кому есть, что дать.

Гр.А.Й. 1955 г. 173

 

Дающим щедро давайте, но с берущими лишь для себя будьте осмотрительны и очень осторожны.

Гр.А.Й. 1955 г. 173

 

Работа светоносная, как бы обычна она ни была, есть победа духа над условиями плотного мира.

Гр.А.Й. 1955 г. 205

 

Через труд напряжённый к огненному совершенствованию духа – таков… Завет.

Гр.А.Й. 1955 г. 205

 

Творчество есть высший удел человека.

Гр.А.Й. 1955 г. 253

 

Высшее творчество – это творчество в созвучии с Беспредельностью. Новое извлекается оттуда.

Гр.А.Й. 1955 г. 254

 

Знание существует в пространстве, откуда и извлекается оно человеком. Творческая способность духа позволяет сочетать полученные элементы в новых комбинациях, и получается сфера творчества человеческого.

Гр.А.Й. 1955 г. 262


Творчество – это удел и назначение человека. …О том, творцом чего является человек, непрерывно и постоянно творящий, следует хорошо подумать, ибо ответственность за продукты своего творчества несёт на себе он сам, их творец. <…> «Творите Красотою».

Гр.А.Й. 1955 г. 264

 

Работа будет дана по сознанию. Чем выше оно, тем ответственнее работа порученная.

Гр.А.Й. 1955 г. 284

 

Не может аура* долго выдерживать берущих, ибо истощают силы, но с тем, кто даёт, хочется быть без конца.

Гр.А.Й. 1955 г. 312

 

Усовершенствовать и улучшать можно и должно всё, и притом без конца. …Сознание идёт вперёд и никогда не останавливается.

Гр.А.Й. 1955 г. 315

 

Есть люди, дающие творящую мысль, и есть исполнители. Первых будем ценить и оберегать особенно тщательно, ибо они являются сокровищем государства.

Гр.А.Й. 1955 г. 317

 

Творчество общенародное во всех областях жизни, творчество конструктивное, созидательное и светлое следует яро поощрять. В нём залог прогресса и преуспеяния государства.

Гр.А.Й. 1955 г. 317

 

Оберегите творцов огненной мысли, их заменить некем. Те их распинали и жгли на кострах, те убивали или томили в темницах, те преследовали, и устрашали, и грозили карами Неба, а вы оберегите. Ими держится мир, ими стоит государство.

Гр.А.Й. 1955 г. 317

 

Нет более горшего наказания для человека, нежели работа, лишённая смысла.

Гр.А.Й. 1955 г. 355


Если хотите, чтобы творческий путь ваш был плодоносным, введите в него ритм. Это будет верным ручательством успеха. И если этого не удастся достичь во всём, в самом главном, жизненно нужном и решающем, это совершенно необходимо. Иначе не устоять и не выдержать волн постоянно сменяющихся явлений жизни.

Гр.А.Й. 1955 г. 419

 

Человек, не верящий в то, что он делает, негодный работник.

Гр.А.Й. 1955 г. 447

 

Много разных причин и стимулов, но цель жизни одна: упражнять дух, пока в развитии своём не достигнет он ступени духа строителя, или творца, ибо творчество – удел человека.

Гр.А.Й. 1955 г. 448

 

Чем выше подъём и быстрее продвижение, тем нагружение более тяжко. И сильный дух поднимает огромную ношу. По величине ноши можно судить о калибре духа. <…> Так высота и величие духа определяется размерами и степенью нагружения.

Гр.А.Й. 1955 г. 481

 

Нельзя стать или быть большим духом, стремясь освободиться от ноши земной. Такое стремление с величием духа несовместимо.

Гр.А.Й. 1955 г. 481

 

Цель человека – стать творцом. …В творчестве выражается сущность духа каждого человека и высота, им достигнутая в данной области.

Гр.А.Й. 1955 г. 485

 

Утверждается… труд на всех ступенях огненной лестницы духа, труд осмысленный, труд с пониманием, труд как путь быстрейшего восхождения духа.

Гр.А.Й. 1955 г. 503

 

Бессмертен тот, кто живёт не собою, но для других.

Гр.А.Й. 1961 г. 489


Деятели Общего Блага в служении людям почерпали силы свои и в постоянной отдаче себя находили неиссякаемый источник вечно новой энергии, питающей огни сердца.

Гр.А.Й. 1955 г. 518

 

Каждый час, проведённый в самозабвенном труде, отяжелит чашу весов достижений ваших. Но бесплодны часы самоублажения самости.

Гр.А.Й. 1955 г. 526

 

Если бы личное ставилось впереди Общего Блага теми, кто двигал и двигает эволюцию, мир впал бы в одичание и во тьму полного невежества.

Гр.А.Й. 1955 г. 534

 

Культуру, науку и философию двигали они, деятели Общего Блага, бесстрашно принявшие чашу Служения и заплатившие страданиями своими, а часто и жизнью, за право человечества восходить на новые ступени познания.

Гр.А.Й. 1955 г. 534

 

Явите сознание ответственности за продвижение человечества, ибо по степени осознания её пойдёт и получение [даров духа].

Гр.А.Й. 1955 г. 549

 

Надо учиться стоять одиноко, подобно вершине, или Солнцу, ни от кого не ожидая ничего, но давая всем. Надо научиться одиноко, силы собрав, противопоставить неуничтожаемую нерушимую сущность свою яростным волнам жизни.

Гр.А.Й. 1955 г. 573

 

Невидимо действие мысли, и, однако, она, бесшумная, беззвучная и молчаливая, предшествует всем делам человеческим и руководит ими.

Гр.А.Й. 1955 г. 577

 

По широте ответственности можно судить о широте сознания.

Гр.А.Й. 12.12.1960 г.


…Трудна логика высшая: она идёт вразрез даже с личными интересами человека. Столько людей погибло в борьбе за высшие идеалы, за науку, за Свет, даваемый ими братьям своим. Их деяния противоречили интересам их личности, шли в ущерб им, логика их поступков не вмещалась в узкие рамки обывательского мышления и заботы о себе. Но они утверждали Свет.

Гр.А.Й. 1955 г. 609

 

Высшее творчество есть претворение хаоса в стройность: дисгармонии – в гармонию, дискорда – в консонанс.

Гр.А.Й. 1961 г. 349

 

Именно любая работа «в поте лица», то есть на пределе напряжения, до сих пор рассматривается как пугало или библейское проклятие, в то время как это есть основное условие каждого достижения.

Записи Б.Н. Абрамова, 324 (21.04.1955 г.)

 

Не может быть такого положения, когда бы человек не служил кому-то или чему-то. Даже если он находится в состоянии полного безделия, он служит лени.

Записи Б.Н. Абрамова, 330 (03.06.1955 г.)

 

Работа эгоистическая может вначале казаться успешной, но конец её предрешён, так как линия такого устремления загибается назад к своему породителю. Линия устремления общего блага уносится в беспредельность, и результаты её беспредельны.

Записи Б.Н. Абрамова, 330 (03.06.1955 г.)

 

Нет предела огорчениям ждущего милостей от других. Давай сам, и ты не будешь одинок, и, отдавая, никогда не будешь нищ, и, удовлетворяя нужду других, сам не будешь ощущать её.

Записи Б.Н. Абрамова, 363 (14.07.1956 г.)

 

Закон отдачи есть закон получения – эти два полюса уравновешивают друг друга. В заботе о других уйдут личные огорчения.

Записи Б.Н. Абрамова, 363 (14.07.1956 г.)


Достижение внутренней гармонии и равновесия возможно лишь тогда, когда человек настроит себя на даяние, а не на получение, то есть переключится с эгоизма на самоотверженность. Тогда только возможен душевный мир и тишина и благоволение к людям.

Записи Б.Н. Абрамова, 364 (17.07.1956 г.)

 

Дайте людям, дайте Миру, отделите нечто другим от себя, все равно что, но дайте. Только даяние в какой бы то ни было форме может служить оправданием жизни и давать жизни смысл.

Гр.А.Й. 12.12.1960 г.

 

Отдача всегда означает и получение. Получение и отдача противоположные полюсы вещи единой, полюсы одного и того же явления.

Гр.А.Й. 1961 г. 529

 

…Природа не терпит пустоты, и израсходованная энергия пополняется в силу закона. Даяние есть самое выгодное помещение капитала, ибо рентабельно всегда.

Гр.А.Й. 1961 г. 529

 

Истинное даяние, имеющее в виду не себя, но получающего, прежде всего соизмеримо. Оно всегда производится по сознанию получающего. Лучше, лучше дать меньше, нежели переобременить.

Гр.А.Й. 1961 г. 529

 

Труд дан человеку для того, чтобы мог он творить и выражать в нём энергии своего духа.

Гр.А.Й. 1963 г. 92

 

Мудрый радуется, когда ему предоставляется возможность расплачиваться со старыми долгами, глупый радуется каждому получению и хочет получить ещё больше, как можно больше, забывая о том, что даром ничего не даётся. Так делятся люди на стяжателей и хотящих отдавать, понимающих, что, чем больше отдаётся, тем больше и получение.

Гр.А.Й. 1969 г. 699


_________________

1 Вместить – здесь: осознать, воплотить в жизни.



Общее Благо. Единение. Сотрудничество. Россия


Только полное отрешение от себя, от конечного и личного*, открывает Врата к беспредельности необъятной пространственной жизни.

Гр.А.Й. 1951 г. 137

 

По размеру крыльев и полёт.

Гр.А.Й. 1951 г. 263

 

Космос говорит войне – нет! Можно ли идти против законов Бытия?! Сеющий смерть – пожнёт смерть; сеющий разрушение – разрушит сам себя; а люди мира расцветут и преуспеют во всех делах своих.

Записи Б.Н. Абрамова, 29 (26.03.1951 г.)

 

Каждый тянет в свою сторону, думая, что в этом спасение. Но не спасётся никто своей стороною, но лишь общим благом.

Записи Б.Н. Абрамова, 46 (24.04.1951 г.)

 

Всё касается того, кто постиг неделимость, ибо он есть часть целого и всё, что происходит в целом, происходит в нём самом. Так приходит космическое сознание.

Записи Б.Н. Абрамова, 48 (26.04.1951 г.)

 

Потерявший своё приобретает космическое. Личное состоит всё из ограничений. Сверхличное ничем не ограничено, кроме Беспредельности.

Записи Б.Н. Абрамова, 48 (26.04.1951 г.)

 

Из чувства единения проистекает сострадание. Единение и сострадание неразрывны, и одно вытекает из другого. Тот, кто чувствует полное единство, обладает и полным состраданием.

Записи Б.Н. Абрамова, 50 (30.04.1951 г.)

 

Фундаментом Нового Мира является единение всего и всех и во всём.

Гр.А.Й. 1952 г. 76


…Тот, кто хочет душу свою сберечь в обособлении, теряет её, а отдающий душу свою в сострадании – обретает сокровище, всё возрастающее.

Записи Б.Н. Абрамова, 50 (30.04.1951 г.)

 

…Чаша Общего Блага есть Ручательство приобщения к космическому сознанию.

Гр.А.Й. 1952 г. 88

 

...Формула «Отвергнись от себя»1 есть закон восхождения духа и условие ступени сверхличного, то есть космического, сознания. Так каждая мысль, направленная на себя, есть камень на пути продвижения, а на других и вне – ступень лестницы духа.

Гр.А.Й. 1952 г. 89

 

Влить мир в беспредельность своего индивидуального сверхличного сознания – вот задача духа человеческого.

Гр.А.Й. 1952 г. 423

 

Пока каждый не перенесёт своего сознания с личного интереса на общий, никакого единения быть не может.

Записи Б.Н. Абрамова, 83 (18.04.1952 г.)

 

Освобождение от личного отношения уничтожит крайности привязанности и недружелюбия, одинаково мешающие правильному сотрудничеству.

Записи Б.Н. Абрамова, 101 (08.05.1952 г.)

 

Ответственность – это кооперация с пространством, принятие своей доли в происходящем процессе космической жизни. …И благо тому, кто отворил свои двери навстречу великой Жизни. Он приобщился к ней и раздвинул своё сознание до пределов беспредельности.

Записи Б.Н. Абрамова, 125 (02.09.1952 г.)

 

Как чудесно быть соучастниками построения Нового Мира. Помогая строить его на земле, мы созидаем его в себе. И наоборот – не работая на постройке Счастья, невозможно утвердить его в себе.

Записи Б.Н. Абрамова, 116 (26.06.1952 г.)

 

Всё во власти человека, но как часто он предпочитает строить курятник, вместо того чтобы вместить Беспредельность.

Записи Б.Н. Абрамова, 117 (01.07.1952 г.)

 

Да, объединение возможно лишь при устремлении к общему делу... Если оно не получается, значит, участники заинтересованы только в своём. Личные интересы таят бесчисленные поводы для раздоров и служат взаимному отталкиванию.

Записи Б.Н. Абрамова, 126 (06.09.1952 г.)

 

Принесение личного в жертву Общему Благу есть путь Архата*. Многие ли могут идти им? Но кто-то может, и кто-то идёт, и путь этот называется путём подвига.

Гр.А.Й. 1952 г. 495

 

Личные, обывательские мерки надо оставить. Личное имеет право на существование лишь только тогда, когда оно слито с явлением Общего Блага и составляет его гармоническую неотъемлемую часть, как лепесток розы – красоту целого букета.

Гр.А.Й. 1953 г. 109

 

Человек – часть Космоса, часть планеты, часть человечества, часть народа, часть семьи, словом, звено, звено нужное в бесконечной цепи явлений. Не сам по себе, но часть Единого Целого.

Гр.А.Й. 1953 г. 109

 

Можно страдать, переживать, огорчаться, но не за себя и не за то, что связано с маленьким мирком личности. Пусть переживания будут за мир, за свой народ, за ближнего своего, но только не за себя.

Гр.А.Й. 1953 г. 136


Пока Новое Небо и Новая Земля2 не утвердятся в сознании человека, не увидят их люди. Ибо сознание творит и Небо, и Землю. В сознании ключ от всего, ибо решение всего – в духе.

Гр.А.Й. 1953 г. 178

 

Нужно думать о каждом человеке лишь в его эволюционном значении. В этом аспекте исчезают все мелочи несовершенства, так мешающие единению и правильному пониманию.

Записи Б.Н. Абрамова, 159 (23.01.1953 г.)

 

Ничто так не сближает людей, как понимание их лучшей ноты звучания.

Записи Б.Н. Абрамова, 162 (31.03.1953 г.)

 

Именно, дойдя до предела разделения, начнутся поиски объединения. Надо понимать его во всех отраслях жизни. Надо понимать единение шире широкого. Оно ведёт к постижению Нового Мира.

Записи Б.Н. Абрамова, 163 (31.03.1953 г.)

 

Отрешение от всего есть принятие всего. Когда человек ни к чему не привязан лично, он освобождает в своём сердце место для вселенского вмещения.

Записи Б.Н. Абрамова, 172 (24.04.1953 г.)

 

…За маленьким мирком личного простирается беспредельный океан безличного Космоса. Космический гражданин есть тот, кто сделал Космос своим личным делом, а не своё личное дело – целым миром.

Записи Б.Н. Абрамова, 172 (24.04.1953 г.)

 

ВМЕСТЕ – слово будущего мира. Именно вместе, а не порознь. …И не найдут себе места расчленители на новой Земле. Они сами отделятся в силу своего стремления к отделению. Именно каждый сам творит свою судьбу. Где воздаяние и где суд? В самоустремлении.

Записи Б.Н. Абрамова, 187 (25.07.1953 г.)

 

Подчинение господствовало в старом веке насилия, согласованность утвердится в новом веке сотрудничества. Согласованность и сотрудничество неделимы.

Записи Б.Н. Абрамова, 196 (26.08.1953 г.)

 

Люди делятся на служителей общего блага и служителей личного блага. …Сотрудничество может состояться лишь между служителями общего блага, и именно лишь с ними и можно объединяться. Личное начало есть начало обособления по самой природе своей.

Записи Б.Н. Абрамова, 227 (21.12.1953 г.)

 

Рано или поздно, но личные пути всегда расходятся. В то время как путь общего блага один, и идущие по нему непреложно идут вместе.

Записи Б.Н. Абрамова, 227 (21.12.1953 г.)

 

Корни каждого индивидуального явления скрыты в океане Беспредельности и связаны с явлением тысячами волокон.

Гр.А.Й. 1954 г. 37

 

…Победно шествие Нового [Мира], зовущей формулой которого является сотрудничество всех во всём.

Гр.А.Й. 1954 г. 191

 

Нет такой силы, которая могла бы удержать рост Нового Мира.

Записи Б.Н. Абрамова, 414 (11.05.1958 г.)

 

Всё, основанное на личных чувствах, кармически* отягощает человека... Выход в жизни сверхличной. Все творится не для себя, но во имя Общего Блага. Чаша Общего Блага легка есть, но чаша блага личного тяжка, и горек её напиток.

Гр.А.Й. 1954 г. 474

 

Мир Новый есть мир Общего Блага, в жертву которому приносятся личные интересы, самость и эгоизм человеческий во имя утверждения мира сверхличного.

Гр.А.Й. 1954 г. 229

 

Борьба между старым и Новым Миром есть борьба за личное и Общее Благо и столкновение между ними.

Гр.А.Й. 1954 г. 229

 

Оценка человека может быть произведена лишь по степени его себеслужения или же служения Общему Благу.

Гр.А.Й. 1954 г. 229

 

Можно спросить каждого: «Кому служишь: себе или людям, чем заняты мысли: собою или другими, кому и чему отдаешь предпочтение: своему или общему делу?»

Гр.А.Й. 1954 г. 229

 

Радоваться Общему Благу, хотя бы и в ущерб личному, будет уже победой духа.

Гр.А.Й. 1954 г. 269

 

…Дела общенародные, дела общечеловеческие – отдушина для духа и спасение от удушающих объятий самости.

Гр.А.Й. 1954 г. 342

 

Новый век есть век единения во всём.

Гр.А.Й. 1954 г. 346

 

Личная точка зрения в планетных масштабах совершенно неприменима. Чаша Общего Блага заменяет личное общечеловеческим.

Гр.А.Й. 1954 г. 352

 

…Человек, не желая того, несёт ответственность за каждую слезу, пролитую где-то, и наполнившую пространство эманациями горя…

Гр.А.Й. 1954 г. 570


…Чашу Общего Блага можно свободно и смело принять. С нею придёт и личное благо, но не как самоцель самодовлеющая.

Гр.А.Й. 1954 г. 474

 

И Новый Мир, и старый мир лишь в сознании человеческом существуют. Старый мир надо изъять из сознания, потому главная забота – очистить сознание от отбросов вчерашнего дня.

Гр.А.Й. 1954 г. 566

 

Не будет в Новом Мире ни войн, ни армий, ни бирж, ни пустынь, ни болезней, ни бедных, ни рабства – ни духа, ни тела.

Гр.А.Й. 1954 г. 566

 

«Все за одного и один за всех отвечает» – формула грядущего Нового Века. Можно назвать это огненноответственностью…

Гр.А.Й. 1954 г. 570

 

За ошибку одного отвечает тысяча.

Гр.А.Й. 1955 г. 617

 

…Велика ответственность его [человека] перед низшими собратьями и перед Высшими его. Осознанием этой ответственности и определяется высота человека и положение его на ступенях лестницы эволюции человеческой.

Гр.А.Й. 1955 г. 256

 

Идёт время синтеза, единения и сотрудничества всех во всём и со всеми…

Гр.А.Й. 1954 г. 630

 

Общее Благо может служить идеей, приемлемой для всех. Когда она будет утверждена прочно в сердцах людей и проведена в жизнь, то и личное благо каждого может быть легко осуществлено, но никак не наоборот.

Гр.А.Й. 1954 г. 652

 

Земное разделяет, надземное соединяет.

Записи Б.Н. Абрамова, 307 (01.12.1954 г.)


Малое «я» охватывает лишь себя, «Я» большое – весь мир и всех. Величие духа орбитой его измеряется.

Гр.А.Й. 1954 г. 659

 

Звериная психология вчерашнего [дня] осуждена, братство и сотрудничество между народами – основа Нового Мира.

Гр.А.Й. 1954 г. 660

 

Единство цели соединяет воедино. Можно почувствовать себя как бы частью одного тела, одного организма. <…> Невозможно представить объединение людей, имеющих различные цели. Это распад, а не сочетание.

Записи Б.Н. Абрамова, 245 (13.02.1954 г.)

 

Цель есть цемент, скрепляющий отдельных людей в монолит несокрушимый. Говорится о цели общей и высокой. Общая цель может быть лишь у людей, освободившихся от личных целей, разрушающих всякое единение.

Записи Б.Н. Абрамова, 245 (13.02.1954 г.)

 

Цемент цели присоединяет. Можно служить цели по-разному, и размеры Служения бесконечно различны, но огонь всегда однороден в сущности своей, будет ли это пламя одной свечи или гигантский костёр. Однородность в разнообразии – закон Космоса. Нет в нём однообразия, но основа едина.

Записи Б.Н. Абрамова, 245 (13.02.1954 г.)

 

Наши устремления объединяют нас. Они создают каналы общения между сердцами.

Записи Б.Н. Абрамова, 255 (23.03.1954 г.)

 

Счастье безусловное не обусловлено никакими внешними причинами, которые могут быть или не быть, прийти и уйти… Оно основано на твердыне своего духа, который есть неразрывная часть Единого вечносущего. Состояние безусловного счастья есть непрерывающийся контакт с вселенской Жизнью, ощущение своего бытия в ней.

Записи Б.Н. Абрамова, 270 (13.06.1954 г.)


Все преграды в сознании человека, а беспредельность есть отсутствие преград.

Записи Б.Н. Абрамова, 292 (26.10.1954 г.)

 

Протяжённость духа необъятна и безгранична. Этот божественный атрибут находится в потенциале духа каждого, и ощутивший эту возможность, истинно, делается вселенским гражданином. <…> Всё в нём, и он во всём, и он заинтересован во всём Космосе. Качество бескорыстия, так трудно вмещаемое в земном, личном сознании, приходит таким путём.

Записи Б.Н. Абрамова, 295. (06.11.1954 г.)

 

Частью целого, частью мира, частью Космоса можно почуять себя лишь тогда, когда жизнь протекает в гармонии с ним, в гармонии с его Законами.

Гр.А.Й. 1955 г. 226

 

Человек – часть мира, часть жизни, часть Космоса, потому следует осознать себя этой частицей единого целого, но не делать себя центром Вселенной, ибо рушение великое ожидает каждого, кто в личном малом мирке своём сосредоточивает всё.

Гр.А.Й. 1955 г. 333

 

Не в разъединении, но в объединении и согласованности лежит решение жизни. Можно без конца спорить о пунктах расхождения, а можно, отбросив их, объединиться на явлениях согласных. Второй путь есть путь в будущее.

Гр.А.Й. 1955 г. 338

 

За оградой самости не увидеть богатых всходов Общего Блага. Чем выше эта ограда, тем меньше видимость.

Гр.А.Й. 1955 г. 362

 

Самость – плохой советник при попытке понять мировое положение. Ей нужны личное удобство и личное благополучие, хотя бы ценою неблагополучия кого-то другого или целой группы людей, и даже народа.

Гр.А.Й. 1955 г. 426

 

Объединение идёт по линии согласованных явлений, которых будет становиться всё больше и больше. Век Майтрейи3 есть век согласованности всего и во всём.

Гр.А.Й. 1955 г. 367

 

Чаша Общего Блага, сознательно избранная, ставит избравшего её в такое положение, когда личное отступает на задний план и интересы коллектива заступают его место.

Гр.А.Й. 1955 г. 426

 

Радоваться чужой радости и чужим возможностям бескорыстно – уже достижение. Так можно войти в круг многих сознаний и тем освободиться от самости, чтобы в конце концов начать жить интересами всего человечества.

Гр.А.Й. 1969 г. 672

 

Культ себеслужения заменяется служением Общему Благу. Двум господам служить невозможно. …Личное сливается с Общим и разделяет его преуспеяния.

Гр.А.Й. 1955 г. 426

 

Себеслужение есть служение конечному и временному, тому, что подлежит смерти и уничтожению, но Чаша Общего Блага сияет огнями, которые дух несёт в сердце своём из жизни в жизнь, и означает бессмертие…

Гр.А.Й. 1955 г. 426

 

…Лучшим выражением готовности к Служению будет самоотверженность. Забвение себя неотделимо от Чаши Общего Блага. Что надо забыть? Свое малое «я». Оно… замкнуто в себе и занято собою. …Всякое самозабвенное действие посильно раскрывает и расширяет этот замкнутый мир.

Гр.А.Й. 1955 г. 492

 

Лучше душою болеть за других, чем за себя.

Гр.А.Й. 1955 г. 492


Человек, занятый собой, не может думать об отдаче – от занятости собой надо учиться освобождаться. …Помыслить надо об узах личности, замыкающих сознание в малый круг жизни. Эти круги, или личные сферы, порою бывают столь ничтожны и ограниченны, что от человека остаётся лишь человеческое ничтожество. Не об этих ничтожествах Сказано «вы боги»4, эти слова Сказаны о Человеке.

Гр.А.Й. 1955 г. 492

 

Всякое действие, совершённое во имя Общего Блага, выводит человека в мир, Общим Благом охватываемый. Хорошо жить широкими мировыми интересами, интересами своего народа и страны…

Гр.А.Й. 1955 г. 492

 

Самоотвержение есть путь к бессмертию духа, есть путь к достижению состояния непрерываемого сознания. Когда разрушены границы малого «я», большое «Я» проявляется.

Гр.А.Й. 1955 г. 492

 

Чаша Общего Блага значительна тем, что освобождает Индивидуальность человека от оков малого «я», заменяя его интересы интересами общечеловеческими.

Гр.А.Й. 1955 г. 504

 

Тот, кто живет идеями Общего Блага, перестает быть рабом малого «я». Мне, меня, моё – вопит малое «я», и надувается, и пухнет, вытесняя из сознания всё остальное. Горьки, колючи и жестки плоды себялюбивых, личных мыслей. Чашу Общего Блага дух принимает как спасение и как выход из замкнутого круга личного мира.

Гр.А.Й. 1955 г. 504

 

Не о себе думает принявший всю Чашу Общего Блага, но о мире.

Гр.А.Й. 1955 г. 505


Где же силы найти, чтобы всё-таки устоять? Силы найдёте в отрешении от личного и принятии полной Чаши Общего Блага. Жить для других и интересами коллектива, отдавая Общему Делу свои лучшие чувства и мысли, и будет решением правильным.

Гр.А.Й. 1955 г. 518

 

Не забота ли о Благе всего человечества скорее всего приведёт дух в Обитель Света? «Ищите Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам»5 – есть формула, разрешающая личные проблемы.

Гр.А.Й. 1955 г. 526

 

Сперва Общее, сперва Высшее, а потом уже и дела личные и личное устройство жизни, которое приложится вам, как следствие правильного разрешения основной проблемы, ибо трудящийся достоин пропитания. Сознание, погружённое в личный мир и его интересы, может упустить и то, и другое.

Гр.А.Й. 1955 г. 526

 

Широк мир, и много в нём дела помимо маленьких личных интересов. Надо вырасти духом на большое, иначе не перестанете быть карликами.

Гр.А.Й. 1955 г. 526

 

Но лучше бедствовать материально, приняв Чашу Общего Блага, чем бедствовать духовно в материальном благополучии.

Гр.А.Й. 1955 г. 526

 

Ныне наступает век кооперации всеобщей, когда узко личное приносится в жертву широкому Общему Делу, Делу преображения всего человечества.

Гр.А.Й. 1955 г. 534

 

Ответственность за Землю не есть отвлечённое понятие. Расширенное сознание не может стоять в стороне от жизни.

Гр.А.Й. 1955 г. 572


Коллективное сознание заступает место личного – это знак Наступающей Эпохи. <…> Личность должна войти в жизнь не как центр эгоизма и эгоцентричности, но как часть единого целого, как часть всего человечества, гармонически слившись с ним в единении.

Гр.А.Й. 1955 г. 568

 

Путь один: всё к тому же, всё в то же светлое сияющее будущее нового бесклассового общества и нового человечества – гигантского коллектива всех народов Земли.

Гр.А.Й. 1955 г. 568

 

Люди должны прийти к согласованности и кооперации. Кооперация между народами вызовет и кооперацию с силами природы и поможет установить общее равновесие.

Гр.А.Й. 1955 г. 580

 

Надо приветствовать всякое желание, всякое стремление и всякую попытку установить мир на Земле. Мир должен быть достигнут любою ценой, иначе планете не устоять.

Гр.А.Й. 1955 г. 580

 

Именно жизнь космическая есть жизнь вечная. Сознанием к этой жизни иной должен дух приобщиться, если хочет он иметь Чашу Амриты, Чашу Бессмертия. Мысль, не знающая ограничений пределов земных, будет предвестницей пространственной жизни.

Гр.А.Й. 1955 г. 588

 

Всё личное – кратковременно и кончается с личностью же. Но не умирает Общее Благо и плоды его. И потому Чаша Общего Блага есть символ бессмертия.

Гр.А.Й. 1955 г. 605

 

Все дело в состоянии сознания и направлении его мыслей. Мыслью служит человек миру, если его мысль о мире, а не о себе.

Гр.А.Й. 1955 г. 608


…Эгоизм личного мышления и осуществление Плана Эволюции – явления разного порядка. <…> Эволюция идёт, не спрашивая отдельных людей, хотят они её или нет. …Потому остается либо присоединиться к течению Космического Закона, либо остаться в стороне. Вне рамок личности пульсирует жизнь Космоса, и приобщаются к ней не личным, но космическим сознанием.

Гр.А.Й. 1955 г. 626

 

Групповое или стадное чувство, наследие животных предков, сублимируется* постепенно в более и более тонкое чувство духовного единения по признаку гармонии сознаний.

Записи Б.Н. Абрамова, 322 (07.04.1955 г.)

 

Можно, совершая одни и те же действия, служить или себе, или общему благу. Всё зависит от побуждения.

Записи Б.Н. Абрамова, 330 (03.06.1955 г.)

 

Равноподобие сущности может сближать, когда оно вмещено. Если бы не было общего элемента в человеке и Высшем Существе – то нечем было бы соприкасаться. Развитие этого высшего общего элемента и приводит в итоге к слиянию, когда частица элемента очищена от окружающей её шелухи и ничто не препятствует ей воссоединиться со своим Целым.

Записи Б.Н. Абрамова, 346 (07.10.1955 г.)

 

Если Общее Благо в сознании ставится выше личного – вопрос разрешается правильно даже при личном ущербе, если наоборот – самость тогда побеждает и торжествует тогда куриная правда.

Гр.А.Й. 1957 г. 222

 

Самоотверженность заключается в том, чтобы радостно и сознательно принять все явления, касающиеся Общей Пользы и ведущие к ней, если даже они идут вразрез с личными интересами и желаниями. Так принимается и испивается Чаша Общего Блага.

Гр.А.Й. 1957 г. 222


Если глядеть сквозь личные очки, ничего не увидеть. Стёкла Общего Блага дальнозоркость дают и умение различать и распознавать сущность явлений, ведущих в суждённое будущее.

Гр.А.Й. 1958 г. 1013

 

Космос есть всё – и атом, и песчинка, и человек, и созвездие.

Записи Б.Н. Абрамова, 399 (05.02.1958 г.)

 

Сотрудничество возможно лишь на известной ступени очищения сердца от самости.

Записи Б.Н. Абрамова, 418 (05.06.1958 г.)

 

Земля есть часть Космоса, и человек есть часть его. Понятие отделённости и исключительности принадлежало старому миру, понятие всеобщности – знамя новой эпохи.

Записи Б.Н. Абрамова, 421 (15.06.1958 г.)

 

Мы – часть Космоса, потому что находимся в нём, и вне его ничего нет.

Записи Б.Н. Абрамова, 421 (15.06.1958 г.)

 

Сотрудничество приносит радость и даёт мощь духу. Взамен своих личных малых сил дух приобщается к силам космическим, ко вселенской мудрости.

Записи Б.Н. Абрамова, 421 (15.06.1958 г.)

 

Провозглашена на нашей планете дружба народов. Следующий этап – дружба народов космоса.

Записи Б.Н. Абрамова, 421 (15.06.1958 г.)

 

Самость круг сознания может уподобить булавочной головке, но расширенное сознание обнимает мир.

Гр.А.Й. 12.12.1960 г.

 

Хорошо всё, что делается с мыслью о благе других, для общего блага. Чаша Общего Блага есть мудрейших удел.

Гр.А.Й. 12.12.1960 г.

 

Жить для других, жить интересами коллектива, народа, Родины, всего человечества – значит вывести сознание из малого личного круга, сделав новую окружность его равной тому явлению, которое охватывается этим. Чем шире сознание, тем оно выше.

Гр.А.Й. 20.12.1960 г.

 

Доброе единение ваше – дар ваш пространству и таран против тьмы.

Гр.А.Й. 1962 г. 79

 

Нет другого пути, как полное забвение своей личности во имя сверхличного.

Письмо Б.Н. Абрамова, 35 (февраль 1963 г.)

 

Как же идти дальше и расширять сознание, если не перешагнуть через себя. Ведь сознание выходит на планетный простор, в сферу интересов всего человечества, всех народов.

Письмо Б.Н. Абрамова, 35 (февраль 1963 г.)

 

…Хочет того человек или нет, но все люди коллективно несут ответственность и пожинают плоды того, что посеял каждый из них в отдельности. Да! Да! Ответственным является человек, хочет он того или нет, за себя, за всё человечество в целом, за мысли и чувства его, за слова и поступки.

Гр.А.Й. 1961 г. 235

 

Зло порождается нелепым и диким представлением о том, что от ответственности за причинённое зло можно уйти. Это родит безответственность. Кто же захочет сунуть руку в огонь, зная, что он больно жжёт. Значит, прежде всего надо знать, сколь жгуча ответственность человека за творимое им зло.

Гр.А.Й. 1971 г. 660

 

Чуткость к направлению эволюции приводит к кооперированию с ней. Так человек или страна становятся сотрудниками космоса.

Записи Б.Н. Абрамова, 362 (05.07.1956 г.)

 

…Ведущая – Новая Страна [Россия] – впереди. За счастье почитайте назвать себя её сыном. Через неё идёт спасение миру. Жертвою великою, всему человечеству принесённою, заслужила она право на водительство планеты. Многие за нею идут, и пойдут все.

Гр.А.Й. 1955 г. 362

 

Светочем будет для всех Наша держава. <…> Вскроется лёд, и могучая река жизни увлечёт вслед за Русью все народы Земли в океан новой жизни, ибо Ведущая – она, и уже ведёт и влечёт за собою в орбиту свою всех, кто отвратился от старого мира.

Гр.А.Й. 1958 г. 325

 

Рок трудный, рок чудный суждён Великой Стране, в трудах непомерных создающей величие своего будущего.

Гр.А.Й. 1959 г. 52

 

Много героизма явлено было великим народом в борьбе с силами зла и разрушения, пытавшимися задержать Эволюцию и разрушить Родину нашу. Героизм и есть победа духа над личным, и над немощью тела, и над страхом смерти.

Гр.А.Й. 1967 г. 289

 

…Любовь к Родине ведёт человека на подвиг.

Гр.А.Й. 1961 г. 535

 

Великой Стране, Родине…, начертано волей судеб нести Знамя Культуры и вывести человечество из тупика войн, угнетения, крови и противоречий старого мира. Мир Новый, который она утверждает, старый мир победит.

Гр.А.Й. 1962 г. 376

 

Новое Небо труда и строительства и сотрудничества всех народов Земли должно засиять над Землею. (…) Страна Новая и Мир Новый, ею возглавляемый, победит. Новые формы общественной и государственной жизни утвердятся на Земле. В них спасение. 

Гр.А.Й. 1954 г. 62


Говоря о Культуре, лучшее имеем в виду, что было и есть у народа, лучшее и строительное; Культура и есть созидание на светлой основе.

Гр.А.Й. 1958 г. 764

 

…Небывалый расцвет ожидает Страну [Россию]. (…) Строители вышли на мировую арену, и подъём творческих сил увлечёт за собою другие народы. Велико будущее. Страна Ведущая даст Свет.

Гр.А.Й. 1953 г. 390

 

Ведущую роль Любимой Страны надо понять. Она – оплот и защита малых угнетённых народов. Свет миру являет, сама борясь за Свет. Творит новую жизнь по праву эволюции. Личное приносит в жертву Общему Благу. Устремлена в будущее мощно. Во имя его творит. (…) В ней вся надежда на спасение. Ей надо помочь.

Гр.А.Й. 1954 г. 35

 

Народ, закалённый на трудностях и в трудностях, есть великий народ, народ – победитель, который на арене исторической жизни будет успешен и победен во всем.

Гр.А.Й. 1954 г. 215

 

Русь могучая силы свои неисчерпанные для великих трудов собирает. Они, великие, ещё впереди. Не перевелись богатыри на Руси. Народились и новые, только силы своей мощной ещё не осознают. А время осознания великих трудов, подвигов и дел героических наступает.

Гр.А.Й. 1958 г. 325

 

Град Китеж – символ страны, захороненной до времени под водами жизни от бурных волн потока времени. Под внешними формами град древний живёт, представляя собою ядро, или душу народа.

Гр.А.Й. 1958 г. 746

 

Любовь плодоносное чувство. Во имя любви к Родине бестрепетно смотрит герой смерти в лицо, готовый за неё умереть. Жертва, отказ и отречение – это для них, не знающих любви. Но для Любви – это приношение и радостная отдача.

Гр.А.Й. 1961 г. 272

 

В подвиге выражается та высота, которой достиг дух человека. Народ, проявивший массовый героизм духа, показывает этим свою историческую жизнеспособность и пригодность к эволюции.

Гр.А.Й. 1968 г. 404

 

Родина наша – оплот Нового Мира. Будущее её лучезарно.

Гр.А.Й. 1970 г. 473

 

Спасительницей народов будет Новая Страна, Родина... Несмотря на все её несовершенства, она приняла основы взаимоотношений между народами и ей даны будут самые широкие возможности повести человечество к сотрудничеству всех и во всём.

Гр.А.Й. 1970 г. 823

 

Сергий Строитель Древнюю Твердыню русского народа строил всю жизнь. Простоит она века и явит свою еще мощь, нерушимую временем и событиями.

Гр.А.Й. 1970 г. 108

 

Какая страшная сила противостала Новой Стране во время последней великой войны, и всё же победа осталась за Россией. Так и теперь ей предстоит победа во всём, на всех фронтах, внутренних и внешних. Всё победит и преодолеет великий народ с Помощью [Высшей]…

Гр.А.Й. 1972 г. 253


_____________

1 Цитата из Евангелия от Матфея: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (16:24).

2 Аллюзия на стих из Откровения Иоанна Богослова (21:1): «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет».

3 Майтрейя (буддизм) – здесь: собирательный образ духовного вождя, символизирующий Новую Эпоху в жизни человечества.

4 Цитата из Псалтыри (Псалом Асафа 81:6) и Евангелия от Иоанна (10:34).

5 Цитата из Евангелия от Матфея (6:31-34).




Искусство. Красота


О познавательном значении искусства думают мало. А между тем искусство – это путь познавания тех явлений и областей жизни, которые познать другим путем невозможно. Поэт и художник как бы прозревают в сущность вещей и видят то, чего иначе увидеть нельзя.

Гр.А.Й. 1970 г. 423

 

Можно задать себе вопрос: откуда композитор черпает свои мелодии? Из себя? Но их в нём нет, они приходят откуда-то. Откуда? С какими сферами связывается он, чтобы получить материал для своего творчества? Искусство есть прямой путь к осознанию Высших Миров.

Гр.А.Й. 1970 г. 423

 

Искусство – это высшая школа народа. Искусство – для всех. …Искусство даёт познание жизни. Путь спасения – в искусстве.

Гр.А.Й. 1951 г. 27

 

Музыкой мы питаемся, музыкой очищаем жизнь, музыкой говорим с Высшим Миром и приобщаемся к Нему. Музыкой процветаем и утончаемся. Вибрации музыки благотворны и жизнедательны. Медицина будущего будет лечить музыкой.

Записи Б.Н. Абрамова, 35 (08.04.1951 г.)

 

Музыка – одна из великих радостей Бытия. Ею наполнено и переливается пространство. <…> Музыка – проводник красоты. Огонь в форме звуков. Целительная благодать. Новый Мир есть мир искусства, мир торжества звука и цвета…

Записи Б.Н. Абрамова, 35 (08.04.1951 г.)

 

Искусство отныне является орудием и средством познавания высшего мира, а творчество есть его высшее выявление. Творчество – закон жизни.

Записи Б.Н. Абрамова, 56 (1.07.1951 г.)

 

В деле познавания высших энергий искусству отводится особая роль. Искусство будем считать высшей формой познавания
Истины, и познавания непосредственного. И ту Красоту, которой учит искусство, внесём в науку, ибо прекрасен мир, ею изучаемый. И сочетание Красоты и знания и даст человечеству утраченный путь жизни.

Гр.А.Й. 1953 г., 25

 

Только область искусства ближе всего подводит через красоту к миру несказуемого.

Гр.А.Й. 1953 г. 362

 

Искусство есть высшая форма творчества, доступная человеку. Искусство есть врата в беспредельность творческих возможностей человека.

Гр.А.Й. 1953 г. 602

 

…Искусство есть путь огненного насыщения ауры планеты прекрасными бессмертными формами красоты, пламенно звучащими в пространстве.

Гр.А.Й. 1954 г. 578

 

Искусство будет мерилом высоты духа как явление высшее, связующее с Высшими Мирами.

Гр.А.Й. 1955 г. 34

 

…Страна, поставившая искусство высоко, выше других и станет. Оно разовьёт творческие силы народа, которые проявятся во всех видах труда.

Гр.А.Й. 1955 г. 34

 

…Путь искусства есть путь выявления сокровищ накопленных. Это есть кристаллизация в плотных формах огня духа.

Гр.А.Й. 1955 г. 88

 

И за вдохновением тоже не надо никуда ходить, оно порождается волей и устремлением. …Сознание может быть лабораторией для всех ощущений, и вызывать желаемые можно волей и умением думать.

Письмо Б.Н. Абрамова, 106 (21.11.1968 г.)


Высокие произведения искусства – частицы гармонии дальних миров… Гений – это человек, способный воспринимать и передавать через себя людям гармонию красоты высших сфер. <…> Эпохи расцвета творчества – эпохи сближения миров. Чем ближе миры прекрасные, тем счастливее человечество.

Записи Б.Н. Абрамова, 347 (19.10.1955 г.)

 

…Эпохи возрождения искусства можно рассматривать как периоды победы света над тьмой.

Записи Б.Н. Абрамова, 347 (19.10.1955 г.)

 

Считайте, где бессмертие творения, там присутствует бессмертная искра Высших Миров.

Записи Б.Н. Абрамова, 415 (24.05.1958 г.)

 

…Искусство подводит человека к развитию в себе тех способностей, без которых настоящее творчество невозможно.

Письмо Б.Н. Абрамова, 37 (14.04.1963 г.)

 

О значении искусства следует думать. Это путь раскрытия внутренних способностей человека, дающих ему возможность и силы творить во всех областях жизни.

Письмо Б.Н. Абрамова, 37 (14.04.1963 г.)

 

…Идёт разделение по признаку красоты. Искусство, служащее красоте, являет высшее творчество людям. Собрание сокровищ мирового искусства представляет собою оазисы этого творчества. <…> Искусство питает сердце и обогащает сознание новым углублённым пониманием жизни.

Письмо Б.Н. Абрамова, 176 (24.05.1972 г.)

 

Новый Мир явит понимание красоты. <…> Красота будет найдена и признана во всех положительных качествах и высоких проявлениях сердца, и так же как теперь люди стыдятся безобразия внешнего, так же будут они стыдиться и безобразия внутреннего.

Записи Б.Н. Абрамова, 44 (17.04.1951 г.)

 

Самая большая красота заключается в гармонии с Высшим Миром, когда человек, сливаясь в созвучии, уподобляется Прообразу и являет собою Истину.

Записи Б.Н. Абрамова, 44 (17.04.1951 г.)

 

…Ключом к пониманию красоты и к достижению её будет сердце. Оно первое затрепещет при встрече с истинной красотой и первое устремится к красоте. Не мозг, но сердце будет проводником красоты.

Записи Б.Н. Абрамова, 44 (17.04.1951 г.)

 

Утвердим понимание Красоты-Победительницы во всех явлениях жизни. Путь к Свету есть путь к Красоте.

Гр.А.Й. 1951 г. 31

 

Так утвердим Красоту на Земле как отражение Высшего Мира.

Гр.А.Й. 1951 г. 31

 

Красота – дыхание Бытия.

Записи Б.Н. Абрамова, 48 (26.04.1951 г.)

 

Наступает Эпоха Красоты, когда из всех красот больше всего будет цениться красота духа.

Записи Б.Н. Абрамова, 57 (7.10.1951 г.)

 

Среди безобразия думайте о красоте, среди холода – о тепле, среди бессердечия – о сердце. Так пройдёте и притянете лучше возможности. Дышите озоном чистых мыслей. Создайте противовес напору тьмы.

Записи Б.Н. Абрамова, 69 (01.03.1952 г.)

 

…НЕТ НИЧЕГО В МИРЕ, ЧТО МОГЛО БЫ ПОБЕДИТЬ ВОЛЮ ВОССТАВШЕГО ДУХА, ИДУЩЕГО УТВЕРДИТЬ В МИРЕ МОЩЬ КРАСОТЫ.

Гр.А.Й. 1952 г. 573

 

Соизмеримость есть отражение Красоты.

Гр.А.Й. 1951 г. 138

 

Идущий стезёю красоты не будет нарушителем Космических Законов.

Гр.А.Й. 1952 г. 574

 

Разве борьба со злом не будет утверждением красоты? Разве борьба с хаосом не будет строительством прекрасным? Надо понимать борьбу как противовес. Противовес безобразию – всегда красота добра и целесообразности.

Записи Б.Н. Абрамова, 98 (07.05.1952 г.)

 

Разве преданность не красота? Разве любовь не красота? Разве сотрудничество не красота? Возьмите любое качество со стороны излучений* и познаете красоту реальную, светоносную.

Записи Б.Н. Абрамова, 142 (13.11.1952 г.)

 

При открытии излучений будет явлена реальная основа красоты. <…> Многое внешне красивое не окажется истинной красотой. Красота исходит из сердца и возвышения духа.

Записи Б.Н. Абрамова, 142 (13.11.1952 г.)

 

Красота спутана с красивостью, в то время как она есть явление высшего согласования всех частей Макро- и микрокосмоса.

Записи Б.Н. Абрамова, 243 (02.02.1954 г.)

 

Мы любим украшать свой дом, но Вселенная тоже наш дом, и те, кто это вмещает, заинтересованы в красоте и порядке этого дома. Дух простирается на все миры, и его касается всё.

Записи Б.Н. Абрамова, 295 (06.11.1954 г.)

 

Мерило красоты будет всегда правильным. Можно начать пытаться следовать ему и применять его всегда, везде и во всём.

Гр.А.Й. 1955 г. 226


Скажут, немыслимо в наших условиях даже и думать о красоте! Неправда, именно надо думать о ней, и начать с мысли, и утверждать её прежде всего в мыслях и чувствах, а потом уже в действиях. Именно с мыслей нужно начать, ибо это доступно для каждого. …Построение всегда начинается с мысли.

Гр.А.Й. 1955 г. 226

 

Умейте жить красиво. <…> Красота может стать формою выражения духа, неся ему высшую радость и свет и тепло окружающим. <…> Служение красоте есть долг человека во всех мирах... Будьте духом прекрасны.

Гр.А.Й. 1955 г. 228

 

…Красотой созидайте и знайте, что тот, кто имеет в руках ключ красоты, может открыть им все двери, ведущие к Высшим Мирам.

Гр.А.Й. 1955 г. 255

 

Накипь и пену жизни не принимайте за реальность. Космос прекрасен, и прекрасен путь восходящего духа. На красоте стройте, и станет путь ваш земной путём непреложности. Майя*, отступи.

Гр.А.Й. 1955 г. 391

 

Надо найти в себе силы вырасти духом настолько, чтобы победно встречать каждую волну [встречных воздействий]. И не только победно, но и красиво. Нужно, чтобы красота вошла во все дела человека.

Гр.А.Й. 1955 г. 431

 

…Эволюция и красота связаны тесно. …Начните красоту утверждать во всём, что является выражением сущности вашей. С красотою, её утверждая, пройдёте там, где без неё можно легко споткнуться. Помните, красотою победите и ею достигните.

Гр.А.Й. 1955 г. 431

 

…Откроются… глаза на ценность человеческой красоты, которая превыше всех красот, имеющихся на земле.

Записи Б.Н. Абрамова, 398 (01.02.1958 г.)


Ничто не сравнится по красоте с сиянием очищенного духа.

Записи Б.Н. Абрамова, 398 (01.02.1958 г.)

 

…Красотой держится мир. С красотою неразрывно связана гармония и созвучие и соответствие всех элементов, входящих в явление. Если бы мысли и чувства человеческие были облечены красотою, мир преобразился бы в корне...

Гр.А.Й. 1961 г. 607

 

Когда красотою овеяны мысли, слова и дела, Свет их насыщает, ибо Красота и Свет – синонимы. Не может безобразие быть светоносным.

Гр.А.Й. 1962 г. 349

 

Пусть речь будет прекрасна, и движения, и жесты, и все поведение человека во всех подробностях его каждодневного пребывания на Земле. …Красота – это двигатель эволюции духа к высочайшим вершинам достижений.

Гр.А.Й. 1967 г. 340

 

Красота – это магнит трансформирующий. Если окружить себя красотою и сделать ее единым выражением сущности своей, хотя бы даже только в мыслях и чувствах, результатом будет полное преображение и утончение всего человеческого аппарата, и физического, и духовного. …Через красоту имеете Свет.

Гр.А.Й. 1952 г. 555

 

Красота – это Свет. Служение Красоте есть служение Свету.

Гр.А.Й. 1967 г. 629

 

Красота – это Свет, это полное отсутствие тьмы. Красота – это жизнь. Мир Новый будет строиться Красотою и основан на Красоте. Но Красота войдет в жизнь через искусство. Потому назначение искусства велико и высоко. Те, кто сознательно служат искусству, есть служители Света.

Гр.А.Й. 1963 г. 456

 

Красота – это основа Нового Мира. На ней будет строиться жизнь во всех ее формах.

Гр.А.Й. 1961 г. 607



Публикуется по изданию: 1800 мудрых мыслей и афоризмов. Из Записей Б.Н. Абрамова: сборник / Сост. и ред. Н.В. Башкова. Москва: Амрита, 2019. – 248 с.



Предисловие


Краткая, ёмкая мудрая мысль несёт в себе синтез идей и опыта и потому обладает необычной динамической силой, способной глубоко затронуть человека своей убедительностью и неожиданной красотой. Такие мысли становятся для многих из нас формулами, правилами, которыми мы руководствуемся в жизни. По сути, это есть высшее предназначение мудрого афоризма. Человек же всегда, сознательно или подсознательно, ищет такого знания, которое помогало бы ему осмысливать и оценивать в более глубоком, объёмном свете всё происходящее с ним самим и в окружающем мире.

Борис Николаевич Абрамов (1897–1972) вошёл в историю русской мысли как составитель уникального труда – нравственно-философских записей, издаваемых с 1993 г. под названием «Грани Агни Йоги». К 2019 г. вышло уже 26 томов его записей, охватывающих период с 1951 по 1972 гг. Опубликовано и его эпистолярное наследие. Б.Н. Абрамов также автор стихотворений, рассказов, акварельных и графических работ, нескольких музыкальных произведений для голоса и фортепиано.

В творчестве Бориса Николаевича развиваются философские и духовно-практические аспекты Учения Живой Этики (Агни Йоги1), составленного Е.И. и Н.К. Рерихами в сотрудничестве с индийскими духовными Учителями в 1920–1940-е гг. В основе записей «Грани Агни Йоги» лежит подобный духовный опыт Б.Н. Абрамова.

Корпус источников этого интереснейшего течения мысли достаточно велик. Содержательно он имеет многие созвучные аспекты и с восточной философией (прежде всего буддизмом махаяны), и с духовной практикой классической индийской йоги, и с философией Платона и неоплатоников, и с русским космизмом (в том числе его религиозно-философским крылом) и другими учениями.

Далеко не каждый человек в условиях напряжённой современной жизни может удержать ритм систематического чтения многотомных произведений. А между тем, труды Бориса Николаевича наполнены глубокими мыслями и ценными советами, которые могут принести реальную пользу и стать опорой нам в каждодневной жизни. Его произведения содержат обоснование оптимистичных перспектив как общечеловеческого, так и индивидуального развития. Именно это убеждение и вдохновило составителя сборника на создание тематической подборки, которая многогранно показывает богатую палитру нравственно-философских идей, выраженных кратко, просто и чётко.

Оглавление сборника достаточно объёмно представляет основные проблемы, рассматриваемые в творческом наследии Б.Н. Абрамова. Помимо обозначенных, в сборнике нашли отражение вопросы о сущностном единстве космоса и человека, о будущем нашего общества, о взаимоотношениях между людьми и патриотизме, о человеческих добродетелях и пороках (позитивных и негативных качествах сознания), о развитии воли и ритмичности труда, об истине, синтезе духовного знания и науки, о счастье и источниках подлинной радости, об основах здоровья и другие.

Темы сборника универсальны, то есть интересны человеку любой культуры, вне зависимости от его социальной, конфессиональной, профессиональной и иной принадлежности. Характерной чертой философского наследия Б.Н. Абрамова, как и его духовных учителей, является обоснование таких же универсальных решений насущных вопросов человеческого бытия. Глубинные нравственные основы жизни едины для всего человечества, как едины законы развития материального космоса.

Конечно, ракурс освещения антропологических и этических проблем в большой степени зависит от масштабного представления картины мира в целом. Но и здесь синтетичность и последовательность в развитии философских положений рассматриваемой традиции знания позволяет ей быть понятной и созвучной людям различных мировоззренческих взглядов.

Наиболее важными принципами философской системы Учения Живой Этики и «Граней Агни Йоги», являются беспредельность жизни в сменяющихся циклах её эволюции, единство и всеобщность законов мироздания, многомерность космоса и человека, бессмертие высшего, духовного начала (духа) и его главенство в многоуровневой человеческой природе, цикличность существования человека в земном и надземном мирах.

На страницах «Граней Агни Йоги» часто встречается ряд важных понятий, требующих небольшого пояснения.

Понятие дух используется здесь в двух значениях: как синоним слова человек (в целом) и как его высшая, ультра-утонченная природа, активная, побудительная сила, направленная на формирование его индивидуального сознания и самосознания.

Принцип многомерности бытия и человека предполагает существование различных уровней материи, от тонко-энергетических до плотных, физических структур. Понятия свет, огонь символизируют высшие состояния космической материи (энергии). По отношению к миру человека они соотносятся с принципами красоты, гармонии, упорядоченности, творческого напряжения, вдохновения, знания в противовес безобразию, невежеству, безволию, злу, разложению. По своей сути свет, добро, красота и знание неразрывны и взаимно выражают друг друга.

Творческая созидательность изначально присуща человеческой природе и является её высшим предназначением. Человек ежесекундно творит, излучая в мир свои мысли, чувства, стремления, выявляясь во взаимоотношениях с другими людьми, в поступках и действиях, влияющих на окружающий мир. В связи с чем, понятие творчества, как и труда, рассматривается здесь очень широко. Разное качество проявлений человека (духовных, психических и физических) порождает противоречивое многообразие общественной жизни и изменений на нашей планете. Всё происходящее непреложно имеет свой исток, причину и без неё не может совершиться. Нити причин и следствий ткут бесконечную ткань нашей жизни.

Принцип причинно-следственной взаимообусловленности всего сущего признаётся во многих культурах мира: как жизненная мудрость, выраженная в народных пословицах («Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется – так и откликнется»), как всеобщий закон справедливости (например, карма в восточной философии). Человек несёт неизбежную ответственность за всё творимое им и в его власти сознательно стремиться к лучшему качеству своей деятельности. То, что способствует высшим, более совершенным следствиям, а значит, дальнейшей эволюции всех форм жизни на нашей планете – и есть добро и победа духа.

Направленность Б.Н. Абрамова как мыслителя на практическое приложение нравственно-философских идей в жизни человека обусловила их обобщение в ёмких, выразительных формулах. Однако их внешняя простота и лаконичность пусть не обманут читателя, но напротив, лишь подтвердят, «сколько опыта и страданий [собрано] на острие мысли чеканно-прекрасной» (Грани Агни Йоги. 1954 г. 11).

___________

1 Агни (санскр.) – огонь, йога (санскр.) – практика внутреннего преображения человека и соединения его сознания с Высшим Началом.




Источники


•   Грани Агни Йоги. 1951 г. Новосибирск: «Алгим», 2014.

•   Грани Агни Йоги. 1952 г. В 2 ч. Новосибирск, 2013–2014.

•   Грани Агни Йоги. 1953 г. В 2 ч. Новосибирск: «Алгим», 2012.

•   Грани Агни Йоги. 1954 г. Новосибирск, 2017 (2-е изд., доп.)

•   Грани Агни Йоги. 1955 г. В 2 ч. Новосибирск, 2015–2016.

•   Грани Агни Йоги. 1956 г. Новосибирск: «Алгим», 2009.

•   Грани Агни Йоги. 1957 г. Новосибирск: «Алгим», 2008.

•   Грани Агни Йоги. 1958 г. В 2 ч. Новосибирск, 2013 (2-е изд.)

•   Грани Агни Йоги. 1959 г. Новосибирск: «Алгим», 2004.

•   Грани Агни Йоги. 1960 г. Новосибирск, 2015. (2-е изд., доп.)

•   Грани Агни Йоги. 1961 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

•   Грани Агни Йоги. 1962 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

•   Грани Агни Йоги. 1963 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

•   Грани Агни Йоги. 1964 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

•   Грани Агни Йоги. 1965 г. Новосибирск: «Алгим», 1995.

•   Грани Агни Йоги. 1966 г. Новосибирск, 2018 (2-е изд., доп.)

•   Грани Агни Йоги. 1967 г. Новосибирск: «Алгим», 1995.

•   Грани Агни Йоги. 1968 г. Новосибирск: «Алгим», 1996.

•   Грани Агни Йоги. 1969 г. Новосибирск: «Алгим», 1996.

•   Грани Агни Йоги. 1970 г. Новосибирск: «Алгим», 1997.

•   Грани Агни Йоги. 1971 г. Новосибирск: «Алгим», 1997.

•   Грани Агни Йоги. 1972 г. Новосибирск: «Алгим», 1998.

•   Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. К 115-летию со дня рождения. Сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2012 (3-е изд., доп.)

•   Стойкость духа. Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2017.



Примечания


Архат – в «Гранях Агни Йоги» человек, достигший высоких ступеней духовного развития и существенно опередивший средний уровень человечества.

Аура – комплекс тонко-энергетических излучений человека как многомерного микрокосмоса.

Излучения – имеются в виду тонко-энергетические излучения (аура) человека как многомерного микрокосмоса.

Карма – закон причинно-следственных связей духовно-психичес-кого уровня в восточной философии. В русской культуре отражен в народном творчестве: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется – так и откликнется» и других пословицах. В его основе лежит идея о высшей (космической) Справедливости.

Личное – в «Гранях Агни Йоги» эгоистическое, самостное начало, направленное к обособленности и собственной выгоде.

Майя иллюзия, внешняя очевидность, видимость, изменчивая форма явления.

Огни – одно из наиболее употребимых значений в «Гранях Агни Йоги»: позитивные (светоносные) психические энергии человека.  

Основы – синоним всеобщих (космических) Законов.

Психическая энергия – жизненная сила человека, проявляющаяся в его мыслях, чувствах, желаниях, волевых побуждениях, качествах и т.п. Это энергия психики, сознания человека. В «Гранях Агни Йоги» психическую энергию часто обозначают как огненную и огонь.

Сублимироваться – трансформироваться, эволюционировать.

Уявление – проявление, выявление, воплощение, применение.

Уявляться – проявляться, осуществляться.


Возврат к списку