Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Притчи, сказки и жизненные истории из «Граней Агни Йоги»


Неверный страж

Сказка о Духе Сияющего Лика

Жил на Земле человек

Лишь один знал

Нетерпеливый ученик

С.Н. Рерих. Священные слова. 1944 г.
С.Н. Рерих. Священные слова. 1944 г.

Дисциплина духа и послушание

«Дар сердца не умирает…»

Испытание

Одеяние духа

Лихой человек помог

Владыка семи врат

Неотъемлемое сокровище

Одинокий путник

Как достичь мудрости

Один ответил правильно

Путь лишь вперёд

Птица счастья

Ценой своей жизни

«Ищи объяснения в прошлом»

Сказка о безвольном человеке

«Один дошедший»

«Хотящий Света получает его»

Счастливый человек

Маленький кшатрий

Великое Разделение

Пример единения


Неверный страж


Сегодня день тяжкий, потому и на этот раз Расскажу сказку. Жил-­был некогда царь. И был у него народ – небольшой, но сильный и воинственный. И вздумал царь однажды проверить бдительность своего народа и стражу от угрожавших отовсюду врагов. Глубокой ночью с охраной поскакал он к границам посмотреть, как бодрствуют воины на дозоре. Всех нашёл на месте, но один спал, и именно там, у горного прохода, который закрывал доступ врагу. “Неверный страж, – сказал Владыка, – все воины, Мною поставленные, бодрствуют, а ты один по неосмотрительности и нерадению своему целую страну и целый народ оставил беззащитными и поставил под удар. Появись враг недремлющий, и целый народ погиб бы от твоего нерадения – одного на всю страну”. Так Скажу и Я: по неосмотрительности и нерадению одного воина Сеть Света в тяжкие дни набухания тьмы может оказаться в опасности. Пусть помыслят те, кого это касается и кому доверена ее охрана.

Грани Агни Йоги. 1952 г. 552.



Сказка о Духе Сияющего Лика

  

Сегодня хороший день для глубокого думания. Потому начнём со сказки. Давно, давно, когда Земля была ещё молодая, жил-­был дух, тоже молодой. Он жил красивой бесплотной жизнью, и было у него всё, что только могло пожелать его воображение. Духи стихий тотчас же выполняли все его желания и создавали то, чего хотела его мысль. И стало ему скучно. “Как это так, – думал он, – стоит мне только помыслить, и всё моментально творится по мысли моей. Хочу не повиновения, но противодействия стихий. Хочу быть сильным, хочу подчинить их себе, не повинующихся, но противодействующих”. И едва он пожелал это, как тотчас же всё изменилось. Исчезли маленькие радостные помощники. Враждебной стеной восстали покорные дотоле воле волны стихий, и дух очутился в мире, где малейшее его движение или желание тотчас же порождало соответственное силе желания стойкое противодействие всех четырёх стихий. И каждый раз для достижения чего бы то ни было, даже малейшего, приходилось сильно напрягать волю. И стала воля расти. И чем больше противодействовали стихии, тем больше росла воля, пока не выросла в мощный столб пламени. И когда дух, окрепший и закалённый в борьбе со стихиями, спустился однажды к прекрасному горному озеру и увидел в нём своё отражение, он изумился несказанно. Ровная поверхность застывшей, спокойной стихии отразила не бледное туманное облако со смутными очертаниями, как это было раньше, нет! Из глубины на него смотрел сияющий пламенный облик существа неземной красоты. Над челом, как меч, сиял луч света, как венец или корона, лучи украшали и окружали голову, из-­за плеч вырывались огромные сияющие снопы света, которые, подобно крыльям, расходились в стороны и захватывали горизонт. Долго с изумлением смотрел дух на преображённый лик свой и потом сказал себе: «Если этот, правда, длинный период времени так преобразил меня, хочу! хочу! хочу нескончаемой борьбы, хочу нескончаемых побед и преодолений. Мир, весь мир! Вся Вселенная! со всеми твоими несовершенствами, противодействиями и стихиями! – вызываю вас на бой. Хочу, чтобы всё было так же прекрасно и величественно, как и Лик Мой, Сияющий Красотою. Хочу утвердить Красоту везде. На бой за Красоту вызываю я мир». И едва он произнёс эти слова, как тотчас же всё исчезло. Грозно бушевали волны выведенных из равновесия стихий, сверкали молнии, бушевал пространственный огонь, нависли тяжкие тучи, и стихии дружно ринулись в мощном натиске на Непобедимого. Но он улыбался, ибо знал, что НЕТ НИЧЕГО В МИРЕ, ЧТО МОГЛО БЫ ПОБЕДИТЬ ВОЛЮ ВОССТАВШЕГО ДУХА, ИДУЩЕГО УТВЕРДИТЬ В МИРЕ МОЩЬ КРАСОТЫ.

Грани Агни Йоги. 1952 г. 573.



Жил на Земле человек


Давно-­давно, когда на Земле не было ни бедных, ни богатых, а были только люди, жил человек. Он был таким, как все. Так же одевался, так же работал и так же пил и ел, как все. В толпе людей он не отличался от других. Он был одним из многих, и во всём жизнь его текла так, как и у других. И разница была лишь в одном. Ночью, когда сон смежал очи людей и все погружались в сферу подсознательного, для него начиналось чудеснейшее. Он тоже засыпал, но сознание его, облачённое в лёгкое светящееся тело, продолжало бодрствовать. Новый, таинственный, чудесный мир открывался перед ним, бескрайний и безграничный. Он видел далёкие звёзды и с быстротой света приближался к ним. Он видел на них незнакомую странную растительность, невиданных животных и знакомый облик человека. Он мог двигаться, куда хотел, и видеть то, что хотел видеть. Он любил знание. Свойства цветов и растений земных предъявлялись перед ним в новом свете. Некоторые из них излучали яркие лучи жизни, и видел он ароматы их, изливающиеся из них волнами света. Земля в тонкой форме своей сияла непередаваемыми красками, и были доступны ему и недра, и выси её. Он видел земных людей, облачённых в лёгкие прозрачные тела. Многие из них были так же сознательны, как и он. И они напряжённо трудились, приводя в гармонию и равновесие волны материи. Отягчённый и нагруженный опытом Незримых Миров, возвращался он на Землю, просыпаясь, как все, и продолжая жить, как жили тогда все люди, мирной и спокойной жизнью тружеников и хлебопашцев. Это был золотой век человечества. И была лишь одна разница между ним и всеми его окружающими. Он знал, а они нет.

Грани Агни Йоги. 1953 г. 212.



Лишь один знал


По большой дороге прошло несколько человек. Спросили одного: “Куда путь держишь?” Ответил: “На базар”. – “Ну а ты?” – “На похороны”. Третий ответил, что спешит заключить выгодную сделку. Четвёртый шёл с жалобой. Спросили последнего о том же. “В Беспредельность”, – ответил путник. Так одним и тем же путём прошли люди, утерявшие путь, и лишь один знал, куда идёт и зачем. Многие идут большою дорогою жизни, но мало знающих путь.

Грани Агни Йоги. 1953 г. 416.



Нетерпеливый ученик

     

Сегодня день трудный и скрещенные токи мешают. Потому Расскажу один случай. В некоем городе жил ученик Учителя Света. Был он аккуратен и точен в выполнении указов Учителя и преуспевал в занятиях своих. Но ему хотелось двигаться ещё быстрее. Учитель Говорил о постепенности и вреде торопливости. Но ревностному духу не терпелось. Тогда Учитель Произвёл испытание. Он Оставил ученика одного, предоставленного собственным силам, на некоторый промежуток времени. И увидел нетерпеливый, что остановилась работа его. Потускнело устремление, померкли огни, нарушился ритм работы и исчез интерес из того, что пламенно зажигало его сердце в трудах ежедневных. И понял нетерпеливый, что торопить в продвижении своём Того, Кто Представляет собою самую душу и силу этого продвижения, Кто его Даёт, к нему Вдохновляет и его Поддерживает, нецелесообразно, несостоятельно и непродуманно. Учитель Есть тот, кто Озабочен каждодневно дать путь скорейший, и если он не так скор, как хотелось бы ученику нетерпеливому, то не в себе ли самом следует ему искать причину задержки. Способности высшие и их развитие не могут быть ускорены незаконно. (…) Учитель Озабочен не только раскрыть способность, но и утвердить её прочно и безболезненно, не нарушая здоровья и правильной поляризации организма. Закрепление достигнутого не менее важно, чем само достижение, ибо утраченная возможность означает время, труды и усилия, потерянные даром. Потому лучше поло­житься на мудрость Водителя и не нарушать стройнос­ти намеченного пути. Этой гармонизации центров помо­жет спокойная, твердая уверенность в том, что путь намеченный правилен, является кратчайшим при дан­ных условиях и наилучшим для организма ученика со всеми его скрытыми особенностями. Путь лучший еще не значит путь легчайший и приятнейший. Но Руково­дитель Знает лучше, чему какое время. Поэтому надо на Водителя положиться всецело, исполняя указания данные. Разные переходы бывают, но встретить их все надо с одинаковой готовностью. Не ропщут воины на разные условия похода, но верят Вождю. Он Знает, куда Ведет, но готовность следовать за Владыкою дол­жна быть полная. Так же и суждение о своих достиже­ниях надо оставить. Учитель Знает и не Ошибается в оценке их. Путь лег прямо.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 58.



Дисциплина духа и послушание


Сегодня день особого напряжения, потому пиши: «Давно-­давно, когда люди ещё не были омрачены плодами машинной цивилизации, в одном городе жил человек. Это был Наш человек. И Был у него Учитель. Однажды Учитель Сказал ему: “Сын Мой, настало время, когда ты должен оставить жену, и детей, и родителей, и имение твоё навсегда, взять посох и пройти испытание бездомного хождения”. Человек был счастлив: он имел Учителя, любил близких, был ими почитаем и жил в достатке. Но он любил Учителя превыше всего. Потому в тот же день, вечером, написав свою последнюю волю и приложив печать перстня своего, он надел на себя самое простое и грубое платье и, взяв посох, оставил тех, кого он любил, тихо и незаметно и не сказав никому ничего. Близкие его не знали ни Учения, ни Учителя, были заняты своими делами, не знали нужды, и он правильно полагал, что отсутствие его особого горя не вызовет, ибо и раньше по делам ему приходилось отлучаться из дома надолго. Разница была лишь в том, что на этот раз он уходил навсегда. Прошёл месяц. Он переходил от селения к селению, неуклонно продвигаясь на север, и даже не отдавал себе отчёта, почему он это делал. Так прошло много лет. Однажды он очутился в столице далёкой страны. Город был в трауре. Тяжело заболел правитель, любимый народом. “Не смогу ли я помочь больному?” – сказал странник, придя во дворец. Его охотно допустили к больному, ибо все врачеватели оказались бессильны что-либо сделать и уже потеряли всякую надежду. Когда он вошёл в покои больного, тот сделал знак, чтобы все оставили их. Подойдя к ложу, чтобы сказать приветствие, он взглянул на лежащего перед ним человека и отпрянул в изумлении. На ложе лежал человек его возраста, столь изумительно похожий на новопришедшего, что трудно было поверить, чтобы такое сходство могло существовать. Рука больного покоилась на груди его, и на одном из пальцев странник увидел кольцо, такое же самое кольцо, которое ему когда-то Дал Учитель. Больной улыбнулся и сказал: “Брат, я ждал тебя. Учитель Сообщил мне, что твоё испытание кончилось, но моё, такое же самое, должно ещё только начаться. Я одинок, у меня нет близких, но я любим народом. Я должен оставить и власть, и народ, и дворец и, подобно тебе, начать хождение из города в город, из селения в селение, неся Свет Учения людям. А ты заменишь меня. Я уже могу двигаться, силы вернулись ко мне. Таков Указ Учителя”. Странник, который давно уже привык не удивляться указаниям Учителя, ибо жизнь его вот уже много лет поистине стала чудесной, молча наклонил голову в знак согласия. Весь вечер и ночь, не тревожимые никем, провели они в долгой беседе. А наутро правитель встал со своего ложа и облёкся в рубище странника, а странник занял его место. И никто не смог бы догадаться о происшедшей перемене, ибо даже колец им не надо было менять, так как принадлежали оба одному Учителю Великого Братства и братьями были. Правитель, облачённый в одеяние странника, спокойно покинул свою столицу и страну, чтобы тоже пройти испытание хождения бездомного. А странник, ставший правителем, под мудрой рукою Учителя Света благостно и долго правил страной новой, и никто никогда не узнал о случившейся перемене. Правитель был мудр и, зная Учение, зная мысли людей, так же ярко, как и его предшественник, давал народу свидетельство своей высшей духовной власти и могущества, дара прозрения и пророчества, ибо за ним Стоял тот же Учитель, направлявший стопы его в жизни». Знайте и вы, что там, где Братство, возможно всё. Но в основе всего лежит дисциплина духа и послушание.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 106.

   

   

«Дар сердца не умирает…»

   

Много веков тому назад в одной стране, далёкой и горной, жил пастух. У него было стадо овец, с которыми он бродил по холмам и долинам. Однажды – это было поздно вечером – к его огню подошёл усталый путник. Пастух разделил с ним свой скудный ужин и отдал ему свой единственный плащ закрыться на ночь. Наутро путник – он был высок ростом и черна была его борода – сказал пастуху, прощаясь: “Дар сердца не умирает в пространстве и живёт в веках”. Прошло три века, и уже не пастух, но воин, измученный, израненный и истекающий кровью, шёл по горной тропинке, спасаясь от врагов. Вдруг на высокой скале, господствующей над горным ущельем, на дне которого извивался бурный поток, он увидел каменную треугольную башню. Кто там, друзья или враги? Он не знал. Но выхода не было. Он подошёл к башне и постучал. Открылась и дверь, и голос сказал: “Войди”. В башне было темно. Поднявшись по лестнице, вошёл в большую светлую комнату. Сопровождавший воина человек сказал, обращаясь к высокому незнакомцу с чёрной бородой, который стоял там в ожидании: “Господин мой, вот тот гость, которого Ты Ждал”. “Здравствуй, друг Мой, – сказал хозяин, владелец башни. – Вот наши пути снова скрестились”. И что-то знакомое и забытое почудилось воину в словах незнакомца. Он хотел подойти ближе, сделал два­-три шага, но покачнулся и упал без чувств на руки владельца башни. Спустя некоторое время толпа преследователей показалась на тропинке, ведущей к башне. Но увидев её, грозно высящуюся над утёсом, они в нерешительности потоптались на месте и ушли обратно. Между тем раны воина были обмыты чистой водой и перевязаны, и спокойный сон смежил очи усталого воина. Прошло несколько дней. Воин горячо полюбил Владельца Башни, спасшего ему жизнь. Однажды вечером сидели они вдвоём у огня очага. “Отец, – сказал юноша, – я полюбил тебя больше отца и матери, больше родной страны, больше всего на свете. Я не знаю, кто ты, но позволь мне остаться с тобой и служить тебе всю жизнь. Твоё лицо мне так странно знакомо, словно я давно тебя знаю. Сегодня мне снилось, что я не воин, а пастух. Снился вечер в горах, вечерний огонь костра и странник, с которым я разделил всё, что у меня было, и будто бы этот странник был ты”. Владелец башни улыбнулся какой-то загадочной улыбкой и ответил: “Друг Мой, кто знает, откуда мы приходим в жизнь эту и что приносим с собой, и кто может сказать, что с нами было раньше, где мы жили и с кем встречались. Можешь остаться при Мне и служить Мне, если этого хочет твоё сердце. Знай и запомни: дар сердца не умирает в пространстве и живёт в веках”. “Отец, – воскликнул поражённый юноша, – но ведь эти самые слова я слышал сегодня во сне. Их сказал мне незнакомец, так странно похожий на тебя. Да! Да! Он именно так и сказал: «Дар сердца...»”.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 165.

  

  

Испытание

  

На берегу реки сидел Учитель со своими учениками. “Друзья Мои, – сказал Он, – Мне надо послать одного из вас в далёкое и трудное путешествие с поручением опасным. Кто из вас хочет его выполнить?” Все ученики, ни мгновения не колеблясь, изъявили своё согласие. “Если так, – промолвил Учитель, – приступим к испытанию и выберем самого достойного. И теперь же начнём. Каждый из вас должен написать трактат в тысячу слов о начале Мироздания. Время даю до полудня”. В полдень работа была закончена, и Учитель, прочитав написанное, сказал: “Друзья Мои, задание каждый из вас выполнил столь блестяще, что Я никому не могу дать предпочтение. Итак, продолжим испытание. Видите там, за рекой, большое дерево в цвету? Принесите Мне каждый по лепестку от его цвета”. Все семь, ни мгновения не колеблясь, бросились в реку и через некоторое время стояли перед Учителем, держа лепестки в руках. “А как же ты, – обратился Учитель к одному из них, – не умея плавать, выполнил Моё приказание?” “Учитель, – ответил спрошенный, – мне так хотелось выполнить Слово Твоё, что я бросился в воду, не думая ни о чём, кроме задания полученного. И словно какая-то сила подхватила меня. Как я доплыл, я не знаю. Мне казалось, будто меня несли крылья”. “Хорошо, – ответил Учитель, – будем дальше продолжать испытание”. В это время мимо проходил охотник, возвращавшийся с охоты. Увидев их, он остановился и присел около отдохнуть. “Не можешь ли ты одолжить нам свой лук и несколько стрел?” – обратился к нему Учитель. “Охотно”, – ответил тот. Тогда Учитель сказал: “Видите сухую ветвь на дереве, что стоит приблизительно в шестидесяти локтях отсюда? Кто из вас попадёт в неё?” Ученики взяли лук и стали выполнять указанное. Но руки не слушались их, ибо стрелять из лука они не умели. Только один из них, реку переплывший не умея плавать, взял лук твёрдой рукой, и стрела, искусно посланная, вонзилась в середину ветки. “Как же ты, такой искусный стрелок, не умеешь плавать?” – спросил Учитель. “Я житель горной страны. У нас нет реки; холодные, как лёд, маленькие горные потоки, и мне негде было выучиться”, – ответил тот. “А теперь, друзья Мои, – продолжил Учитель, – подумайте сами, кто из вас более всех достоин поручения. Вы сильны в Учении, не задумываясь, исполнили приказ Учителя, переплыв быструю реку. Но кому поручу задание? Не тому ли, кто не знает колебаний, чья рука тверда и глаз верен и кто умеет без промаха достигать цели? Как мыслите?”

Грани Агни Йоги. 1954 г. 203.

 

 

Одеяние духа

  

Одеяние духа требует чистоты. Через чистую ауру поступление Света идет беспрепятственно. Храните ауру чистой. Пусть все отправления духа и тела будут чисты, а также и мысли, их сопровождающие. Немного внимательности и контроля, и серые пятна легко могут быть удалены из ауры. Каждая мысль не без последствий. Не поступки надо беречь, но мысли, их сопровождающие, ибо мысли окрашивают действия наши. Поступок есть следствие прошлого. Но мысли новые, связанные с поступком старым, укрепляют во зле, если они от тьмы.

Однажды, приступив, ученик к Учителю, сказал: «Учитель, многое удалось мне изжить и на многие чувства наложить узду духа. Но осталось еще несколько непобежденных, что делать мне и как победить их?» Учитель Ответил: «Победа и поражение – в духе. Не проступком связан человек, но мыслями и чувствами, его вызвавшими». Потому освобождение в духе и мыслях. И в духе надо искать решение.

Если проступок совершается в свободе духа от мыслей обычных и порабощающих, ранее ему сопутствовавших всегда, власти действие данное над сознанием уже не имеет. Не в рабстве, но в свободе духа учитесь совершать дела и поступки. Так можно достичь освобождения от власти низших чувств и эмоций над сознанием. ... Зову к борьбе и победе над собою. Себя надо победить, иначе новому сознанию не родиться.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 359. (120).

 


Лихой человек помог

  

Выехал ночью лихой человек лес воровать. Нарубил целый воз, да во тьме заблудился. Блуждал, блуждал, а под утро и очутился у ворот хозяина с возом краденым. Хозяину-­то лес как раз и был нужен, и именно такой, какой ему привёз вор. Так и лихие люди могут быть использованы рукою кармы для нужного действия. Тот, кто не знает Плана Владык, не может ручаться за то, на чью мельницу он льет воду. Все, что идет против этого Плана, обернется против тех, кто идет наперекор.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 403 (162).

   


Владыка семи врат


«Владыка семи врат, научи меня, перед ними стоящего,

открыть первые, научи открыть вторые, научи открыть все.

Я стою во тьме внешней, в холоде и на дожде, и глухо и пусто кругом.

И я упорно стучусь.

Владыка, Открой врата первого понимания, Научи видеть и слышать.

Первый слух и первое зрение мне Даруй, Владыка.

И все прочие чувства в первом тонком уявлении их.

Я знаю, что ступеней семь. Владыка, на первую ступень высшего понимания Допусти.

Владыка, я задыхаюсь в сгущенной атмосфере плотных слоев.

Дозволь, Владыка, лона пространственного коснуться.

Дозволь, Владыка, то, во что верю, явно узреть и персты свои вложить в Сферу Невидимого.

Дай, Владыка, свидетельство Мира Надземного, чтобы пробить невыносимую тягость

и пленку условий земных.

Великий Владыка, Дай силу явь высшую перед яростью плотного мира утвердить.

Владыка Великий, меня, брошенного во тьму внешнюю, меня к миру Твоему Приобщи

и Дай вкусить плодов Твоего сада.

Владыка, истекают силы мои в неравной борьбе с тем, что для неоткрытых чувств моих кажется

непроницаемым и неодолимым.

Владыка, завесу Приоткрой и дар видения Дай».

– «Ты Хочешь пройти врата первые? Хорошо!

Отдай все, что имеешь, и поручи Мне на хранение.

Поставь устремление твоё превыше всего.

Предай воле Моей всё будущее твоё для оформления его в Свете.

Прими тропу Света как единственный путь восхождения и сделай так,

чтобы между Мною и тобой всё мешающее и разделяющее нас исчезло.

Жалобы, сетования и неудовольство тоже оставь и всё, что отягощает плечи.

Пришёл в этот мир, не имея ничего, ни с чем земным и в Мир Мой вернёшься,

ибо пришёл из него.

И сны земные учись на Земле различать, и видения сонные, и всё, что в них,

не прими за действительность.

Будь в духе свободен от ярких снов жизни земной преходящей.

Помни, за первые вратами идут вторые, и их семь».

Грани Агни Йоги. 1954 г. 555 (313).

Выделение строк выполнено составителем подборки.


Б.Н. Абрамов. Акварель. 1941 г.

  


Неотъемлемое сокровище

  

Это было давно. И кто знает, когда это было. Жил на Земле человек, казалось, такой же, как все. Внешне он ничем не отличался от других. Разве глаза его были как-то уж чересчур необычно спокойны, а также и жесты, и говор. Случился однажды в селении том, где жил он, пожар. Помогая соседям спасать их добро, своего он не спас и остался без крова и вещей. И когда его кто-то пожалел, он ответил: “Никогда ничего ни теряет личного человек в одном, ни выигрывает в чём-то другом. Всё моё при себе имею, а то, что не имею с собой – не моё”. Несколько лет спустя после пожара враги напали на селение и разграбили его. Обобранные жители посетовали на свою судьбу. Не жаловался лишь он, снова всё потерявший. “Друзья, – говорил он, – всё, что вы можете потерять, и всё, что от вас можно отнять, не ваше. Ваше неотъемлемо от вас, ваше всегда с вами. Если отняли или потеряли что-то, значит, оно не ваше”. Прошло ещё несколько лет, чума посетила селение. Многие умерли, немногие оставшиеся, поражённые страшной болезнью, умирали. Среди них умирал и он, всё потерявший, но умирал он не от болезни, а от старости, ибо пришёл его час. Умирая, он говорил: “Друзья, не горюйте, покидая тело. Тело тоже не ваше. То, что ваше, что истинно ваше, никто и ничто отнять от вас не может”.

Умерли все. И вот, перешедшие в Мир Тот по закону магнита собрались вокруг того, кто всегда помогал им при жизни на Земле. “Друзья, – сказал он спокойно и просто, как говорил на Земле, – вот мы опять вместе, и всё, что принадлежит нам, с нами. Наши мысли, наши чувства, наше сознание. Теперь, когда мы с вами освободились от земных вещей и обузы, называемой телами, пойдёмте со мною и дальше. Я покажу вам то, что принадлежит вам и чем вы сможете насладиться, не впадая в рабство призрачной Майи”. И он повёл их, истинно освободившихся от сора земных пережитков, в Сад Владыки, где каждый из них, много на Земле пострадавший, мог найти нечто по себе и заслуженный отдых от странствий земных и печалей.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 625 (383).

  


Одинокий путник


Что же сегодня сказать вам? Разве о том, как в ненастную непроглядную ночь одинокий путник, угрожаемый отовсюду, пробирался горной тро­пою в Дом Отчий. Было холодно, дул резкий ветер, завывая в ущельях и безднах бездонных. Было темно, и узка была тропа. Малейший неверный шаг угрожал гибелью. Но остановиться было нельзя, ибо не было где. Надо было идти, и только вперед. Горным пото­ком сорвало только что перейденный мост, висевший зыбко над бурной водою. Назад пути не было. Но да­леко-далеко, мелькая во мгле ночи и временами поту­хая и исчезая, призывно горел огонек. Он то исчезал за крутым поворотом, то появлялся опять, то снова зас­лонялся громадою скал, громоздившихся по сторонам тропинки. Было неуютно, и было очень холодно, и ка­залось, что нет конца опасному и утомительному пути. Срывались из-под ног камни. Что-то гудело и жужжало над головой. Вот позади загремел страшный обвал, и огромные куски скал завалили тропу, но путник все шел и шел, не останавливаясь ни на минуту и не обо­рачиваясь назад. Сумрак ночи становился совершенно непроницаемым, и даже исчез на время далекий веду­щий огонек. Как было не растеряться и не прийти в отчаяние? Но путник был опытен. Он знал, что ни страх, ни отчаяние, ни колебания не помогут. Он знал, что надо идти вперед и только вперед, туда, где мер­цал только что во тьме огонь ведущий. И он шел. Сколько времени прошло так, он не знал, ибо путь был так труден, что он потерял счет времени. Но вот ему показалось, что тьма начала как будто сереть. Впе­реди становилось светлее. Стало быстро светать. Путь стал легче. Можно было уже видеть изломы тропы. Еще немного, и зарозовела заря, и, наконец, яркие ос­лепительные потоки солнечных лучей залили путь, ле­жащий перед человеком. Еще несколько усилий после­днего крутого подъема, и на чудесной, покрытой дере­вьями и зеленью площадке, путник увидел Дом Отчий, оставленный им давно-давно, но не забытый, но доро­гой и близкий сердцу – прибежище надежное и креп­кое, затерянное в глухих горах. В нем Ждал Отец воз­вращения сына.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 472. (230).

  


Как достичь мудрости

  

Однажды пришли три юноши к Познавшему и спросили: как достичь мудрости кратчайшим путём? Познавший ответил: «Постоянным размышлением об избранном Владыке и устремлением к Нему». Ведь это только в плотном мире невидим весь этот процесс, но в Тонком Мире он представляет собою определенную и яркую картину световой связи ауры Великого духа с аурой сознания, стремящегося к Нему. Там весь процесс виден столь же явно, как видны на Земле явления плотные, то есть он явно реален. Не туманные беспочвенные мечтания, но живая связь вибрирующих нитей Света. И то, чему верит и что чует сердце, становится чудесной действительностью.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 169.

  


Один ответил правильно


Спросили десяток спешащих людей: «Куда вы идете?» – «На базар». – «А вы?» – «К портному». – «А вы?» – «В гости». – «А вы?» – «На работу». – «А вы?» – «В театр». – «А вы?» – «На похороны». – «А вы?» – «На собрание». – «А вы?» – «В поле». – «А вы?» – «Получить должок». «Ну а ты?» – «Я иду к Владыке», – ответил последний. Так было опрошено десять людей, идущих дорогою жизни, и десять ответили, куда они спешат, и лишь один ответил правильно.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 294.



Путь лишь вперёд

  

Однажды случилось путнику переходить через стремительный горный поток. Было очень опасно: малейшее неосторожное движение или шаг мог унести в пучину. Но выхода не было, и не было иного пути. Позади обвал завалил горную тропу. Путь был лишь вперёд. И человек сделал то, чего никогда не отважился бы сделать в обычных условиях жизни. Невозможность отступления и безвыходность положения дали ему нужные силы и смелость. С камня на камень, заливаемый водой, он всё же поток перешёл, каждое мгновение рискуя жизнью. Часто безвыходность условий и невозможность обратного пути помогают совершить невозможное. Позади сожжено всё, на месте стоять нельзя, значит, путь остаётся лишь только вперёд.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 295.

  

  

Птица счастья

  

Некогда жил-­был человек, который имел всё, что хотел, но счастлив он не был. И в этом же городе жил другой, у которого не было ничего. Но и он тоже не считал себя счастливым. Были и другие. Одни из них имели мало, иные много, но и среди них не было счастливых людей. Счастье человека не зависит от того, что он имеет. Ибо счастье в духе.

Птица счастья пролетает иногда мимо окон человеческого жилища. Иногда даже садится около, но никогда не задерживается надолго. Она одна, где же ей облететь весь мир и всем показаться, чтобы поверили в её существование. За ней угнаться можно лишь в духе, и притом на огненных крыльях.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 296, 297.

    

    

Ценой своей жизни

  

Приляг, сын Мой, и отдохни, а Я на чуткое ухо Расскажу тебе сказку. «Когда-то и где-то жил-был Царь. И был у него слуга, которому Он Доверял всецело. Однажды, когда рука подосланного убийцы поднялась, чтобы нанести Владыке удар в спину, верный слуга, встав между, принял удар на себя». А теперь скажи Мне, как мыслишь, Может ли Владыка Забыть услугу оказавшего когда-то? И что, если этим слугою был ты? Так совершившееся когда-то в прошлом живет в настоящем. Не Оставит Владыка никогда оказавшего Ему услугу ценой своей жизни. Сказал Сам.

Грани Агни Йоги. 1956 г. 81.

  

    

«Ищи объяснения в прошлом»

   

Однажды ученик спросил Учителя: “Почему ему, а не мне? Почему он, а не я? Почему для него, а не для меня? Почему у него, а не у меня?” Учитель ответил: “Ищи объяснения в прошлом”. Никто не может получить ничего, не заслужив в прошлом, не приложив усилий и не накопив. Бессмысленна зависть. Её породитель – невежество.

Грани Агни Йоги. 1956 г. 409.

  

  

Сказка о безвольном человеке

   

Хочу рассказать сказку: «Некогда жил человек. Всем был хорош, только не было у него воли. Однажды пришёл к нему друг и говорит: “Помоги мне, надо зарезать поросёнка”. Безвольный помог, хотя не любил крови, помог против своего желания, ибо был слаб. Пришёл вновь его друг и говорит: “Помоги, мне надо зарезать корову”. Безвольный помог, хотя и любил животных, но не смог отказаться. Пришёл друг в третий раз. Говорит: “Помоги, надо зарезать соседа. Уж очень он мне насолил”. Безвольный помог, ибо не мог отказать по слабости воли, и (таким образом) стал сообщником убийцы и убийцей. Потом был готов помогать уже всем. Но люди были злые, и тёмные были желания у них, и были они тёмными, и стал человек, воли лишённый, ярым помощником тьмы». Часто наше низшее «я», астрал наш, в нас чего-­то желает и хочет вопреки нашей воле. Исполняя желание его, идущее против решения нашего, становимся людьми, лишёнными воли, и игрушкой в руках другой воли, более сильной, но уже не нашей, а чужой. Безволие – самое великое несчастье, которое может постичь человека.

Грани Агни Йоги. 1957 г. 156.

   


«Один дошедший»


Вышли путники в путь дальний. Много их было, и радостен был путь: светило Солнце, кругом были цветы и весело щебетали птицы. Настала ночь, до ночлега было еще далеко, а на утро оказалось, что многих не досчитались, оторвавшихся во тьме от Ведущего. Второй день был пасмурным и неприветливым, и не было птиц, и цветы не радовали глаза. Некоторые устали, и обувь не у всех была хороша; к вечеру много отстало. Третий день шел дождь, и было холодно, и грязь на пути. Отстало еще больше. Четвертый оставшихся путников встретил бурей, и часть их задержалось в придорожном селении. На пятый пустыней шли и мучились жаждой, и многие снова отстали. В шестой день прошли через город. Измученные и уставшие люди решили остаться на время, чтобы отдохнуть и сил понабраться. Седьмой день был труден, седьмой – днем был последним их пути, и долог он был бесконечно. Шли горной страною по кручам и льдам близ пропастей страшных, но все же до цели дошли. И когда Обернулся Ведущий, чтобы радостью окончанию пути поделиться с идущими за Ним, перед Ним стоял только один дошедший, один из всех. И Сказал Ведущий единственному оставшемуся: «Рад Приветствовать тебя в доме Моем! Будешь Мне сыном. Но где же те, Позванные Мною? Разве не знают они, что уже не вернусь Я в ту землю? Когда же и где же встретят они Меня вновь, чтобы дойти до положенного? Час утра и час вечера различны. Урочно время. Упущенная возможность неповторима. Благо тебе, претерпевшему все невзгоды пути до конца в следовании твоем за Владыкой».

Грани Агни Йоги. 1957 г. 457.


  

«Хотящий Света получает его»

  

Однажды к Учителю Света подошёл человек и спрашивает: «Учитель, скажи мне, что должен я сделать, чтобы очиститься от скверны моей?» – «А что делаешь ты, чтобы отмыть грязь от тела?» – «Иду на берег реки, раздеваюсь и отмываю тело в воде». – «Вот точно так же, – ответил Учитель, – сбрось с себя все одежды, вернее, грязные лохмотья, или наросты, которыми окутано твоё сознание, и входи в полосу Света, как входил телом в воды реки, омойся в ней духом. Но лохмотья отбрось и вновь уже не надевай. Я же тебе Дам новое одеяние духа». – «Но где же взять Свет?» – спросил человек. «Свет будет, – ответил Учитель, – если его пожелаешь ты яро». – «Учитель, Света Учитель, я к Свету стремился, но так и не видел его». – «Видно, ты плохо смотрел, если не видел. Смотри лучше. Смотри!» И вдруг подошедший увидел, что Учитель как бы Начал светиться и Окутался Светом, и Лучи Его упали на человека и осветили всё вокруг него и его самого. И вдруг он почувствовал, словно вековая тяжесть, давившая на сознание, свалилась с него, и стал он свободен. «А теперь иди! Иди, друг Мой, с миром, – промолвил Учитель, – и скажи людям, что хотящий и ищущий Света получает его».

Грани Агни Йоги. 1957 г. 466.

  

  

Счастливый человек


Сознание, облеченное Светом и живущее в теле Света, будь то во плоти или вне ее, знает, что значит счастье духа, ибо в духе оно, но не в теле. Ничто земное не сможет его дать утонченному духу, ни в чем земном не в силах найти он ту радость бытия, которой звучат Высшие Сферы.

Много ли счастливых людей можете встретить вы в жизни? В сказках лишь можно найти их, да и то не имеющих даже рубашки – это очень символично. По приказу царя в его стране нашли счастливого человека, но у него не было даже рубашки, чтобы предстать перед царем. Так народная мудрость правильно отмечает основное условие счастья – отрешение от материального благополучия в общепринятом смысле. Обладание вещами счастья не дает.

Грани Агни Йоги. 1958 г. 89. (52).

  

  

Маленький кшатрий


Давно это было. Ты был мал и был ты Мне сыном. И был у тебя маленький друг, тоже из знатного рода. Ты кшатрием был. Утром однажды пошли вы гулять. И кобру увидели вы (вдруг) на дороге (пути). Она поднялась, зашипела и в кольца свилась для прыжка. Твой друг убежал, оставив тебя перед нею.., себя защитив. Ты же остался стоять, и руку поднял, и взор свой бесстрашно вперил ты в змеиные очи. Ты Имя Мое повторял. Любил Меня очень – Отца. Ты страха не знал, когда мы вместе бывали. И книзу поникла змеиная шея, к земле опустилась ее голова. Скользнула в траву и исчезла. Ты мал был, но ты уже знал, что даже друзья близких в нужде покидают. Но, ими покинутый, ты все же силен Отцом своим, Другом, который с тобою всегда, силен Им ты в духе. Давно это было, давно. Теперь ты большой, но сыном остался и страха не знаешь, опасность встречая с открытым забралом и Имя Владыки твердя.

Грани Агни Йоги. 1958 г. 204.

 


Великое Разделение

  

Полагают, что аура высокого духа должна действовать всегда благотворно. Это неверно. Если бы было так, не распинали бы, не жгли, не терзали и не преследовали бы Носителей Света. Лучи и вибрации ауры приводят в действие спящие энергии в человеке или насыщают Огнем и новой силой уже пробужденные и имеющиеся в нем, и если это энергии зла, то реакция идёт в созвучии с ними. Потому при соприкосновении со Светом требуется очищение сознания и контроль над собою.

Трое по дороге встретили Учителя Света, и все, коснувшись Ауры Его, почувствовали прилив сил и желание что-то сделать. Один, вдохновившись, пошёл к своему врагу, которого ненавидел и против которого злобу имел, и с ним примирился, простив прежние обиды; другой, вдохновившись, на волю раба отпустил, а третий пошёл и предал соседа. Так трое, Света коснувшись, преломили энергии Его по-разному в сердце.

Трансформатором будет сердце. Смердящее сердце энергии светлого Агни может превратить в чёрные огни. Знаете, что в ученике все энергии его просыпаются к ярому проявлению, и кажется даже порою, что хуже становится человек, чем был раньше. Какое неистовство тьмы вызвала в людях аура Спасителя! Излучения Носителя Света лакмусом служат для сущности человека. (...) Так же и новые Огненные Энергии, достигающие Землю, входя в сердца и сознания человеческие, вызовут и вызывают в них следствия прямо противоположные, но созвучные с сущностью их обладателя. Потому и Говорю: «Великое Разделение пойдёт и идёт по линии сердца».

Грани Агни Йоги. 1958 г. 581.

  

  

Пример единения

   

Народная мудрость значение единения запечатлела в сказке о том, как отец предложил своим сыновьям сломать веник сперва целиком, а потом, разъединив его, по прутикам. Глубина единения и его смысл отмечены на ярком примере. Единение означает кооперацию двух или нескольких сознаний. Кооперация – это дар эволюции наступающей Новой Эпохи.

Грани Агни Йоги. 1964 г. 475.



Возврат к списку