Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Записи Б.Н. Абрамова. 1950 – 1971 гг.



Записи Б.Н. Абрамова. 1.

ЛЮБОВЬ-ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА

Можно любить и тех, кто далеко; быть может, за далёкими горами и вершинами, за тысячи вёрст. Значит, расстояние не мешает и пространство не препятствует. Значит, любовь сильнее и выше протяжённости материи и её крепких цепей. Так утвердим власть и победу любви над трёхмерным миром.

Но можно любить и тех, с кем не виделись годами, и чувствовать их близкое присутствие. Значит, любовь побеждает время и царствует над ним. Так утвердим власть и победу любви над временем.

Можно любить и тех, кто ушёл из этого мира, можно ощущать присутствие любимых в духе. Значит, любовь торжествует и над смертью. Значит, любовь — победительница смерти. Было сказано: «Сильна как смерть любовь, и стрелы её — стрелы огненные». Добавим — любовь не только сильна как смерть, любовь сильнее смерти, и стрелы её — стрелы огненные — неразрывными нитями, поверх жизни земной и смерти, связывают огненные души на путях вечного восхождения. Любовь переживает всё, а поверх всех ограничений, за «пределами далей Свет соединяет сердца» блистающими вечными узами любви, ибо «для магнита сердца не существует препятствий».


 
Записи Б.Н. Абрамова. 2.

«МЫ»

Бедное, ограниченное, земное, малое «я», и творящее, глубокое, неисчерпаемое, мощное «МЫ». Как Свет и тьма, беспредельность и могила. В нём, в этом «МЫ», — сила единения, сознательное приобщение к высшим и невидимым и сознательное сотрудничество. «МЫ» есть свидетельство слияния с Иерархией и право на то, чтобы действовать силою Учителя. Так и назовём его: творящее, пламенное «МЫ». «Я» умрёт, но «МЫ» бессмертно и вечно, пока осознана Иерархия, ибо «МЫ», произнесённое сердцем, как электрорубильник тотчас же соединяет сознание с неисчерпаемым резервуаром огненной энергии. «МЫ» — символ утверждённого единения и меч непобедимый, сметающий все преграды и противодействия, ибо «МЫ» побеждает слиянием сознаний.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 3.

Когда Н.К. [Рерих] был здесь, один человек сказал про него: «Славный старичок». Вот всё то, что он увидел в нём. Каждый видит то, чего достоин. Маленькое сознание, конечно, не могло воспринять величие и необычность его сущности. Имеется семь Кумар — великих Духов, пришедших с Венеры, под разными именами. Гермес и Зороастр… разные имена давали Им люди, но всё Их семь. У этих семи имеется несколько учеников, их очень мало. Может быть, пальцев на руке будет много, чтобы каждый Владыка перечислил своих учеников, и вот всё те же Они и Их ученики. Понять широту взлёта и размах сущности такого Ученика очень трудно и дано немногим. Можем радоваться, что нас жизнь столкнула с величайшим человеком своей эпохи. Раз Ученик вышел в жизнь и раз он выполняет какую-либо миссию, то эта миссия обычно имеет мировое значение. Вот Чингиз-Хан переделал карту земли, подвинул историю народов в другом направлении. Ученик. Так пройдёт не много веков, и человек поймёт и оценит именно размах и величие миссии и её значение. Так вот и можем считать, что нам немногим дана возможность понять величие его духа и значение его миссии, ибо своей деятельностью он охватил всю землю, касаясь всего рода человеческого, будущего, и нашей Родины в особенности. Сегодня его день. Может быть, вашего коллектива мысль долетит, потому что мы живём от тех семян, которые он посеял. Не поймут ещё люди, а мы поймём, не чувствуют, а мы почувствуем, не знают, а мы знаем. Этот день так и отметим, как день одного из величайших сподвижников Кумар.

Начало 1950-х гг.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 4.

Прошлый раз мы отметили, что у семи Кумар — высших Духов, присланных сюда с Венеры, — имеется очень небольшое количество ближайших учеников. Эти ученики выполняют поручения своих Владык — Их семь. За всё время существования человечества было Их семь, только менялись имена. Низший дух, или низшее сознание, не может судить о высшем сознании и о существе более высокого порядка. Потому все людские суждения о высоте и о глубине Кумар у всех будут ошибочны. Две тысячи лет тому назад было дано Евангелие одним из величайших Духов. Истинно, нельзя сравнивать сияние дальних миров, и особенно куриными земными мозгами. Поэтому можем только восхищаться и преклоняться. И вот Один из Них, может быть самый величайший, пришёл две тысячи лет тому назад. Первый раз? Нет. Последний раз? Нет. Приходил, приходит и будет приходить. Кроме того, Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Вот Он умер, распят, ушёл с земли. Только ушёл, и ничего не осталось. Мог Он сказать неправду, мог Он ошибаться в своих словах? Нет. Если нет, значит — с нами, значит — и вчера, и сегодня, и завтра. Вот представить себе реальность этого понятия — бессмертие этого величайшего из Водителей человечества — очень трудно, очень трудно заставить сознание понять, что Он всегда с нами, сегодня, и завтра, и всегда. Как будто бы этих двух тысяч лет и не было. Кроме того, Он сказал: «Я есть Истина и жизнь, и путь только через Меня, и другого пути нет». Это сказал Иерарх! Может быть изменено это положение? Нет. Следовательно, путь истины и жизни каким был, таким и остался. И что мы вообще можем сказать об Иерархии? Ничего не можем сказать, ибо глубокие невежды и судить не можем. Но одно можем с уверенностью сказать, что средоточие едино, что учение едино. Многоликие, многообразные ветви и плоды от этого единого дерева даются в соответствии с сознанием человечества. Но всё из единого источника, ничто ничего не отрицает, а только добавляет, только развивает, расширяет, только делает более понятным и более глубоким и более расширенным. По мере того как расширяется сознание человечества, по мере этого расширяется и диапазон даваемого учения. Вот перенести это понятие в понятие — теперь и ныне, — это значит подойти к первоисточнику. Учение настоящего, из отвлечённого теоретического представления, становится фактором жизни, тогда путь ложится правильно и тогда все представления о том, что Давший великое Учение поныне с нами, становятся уже жизненным фактором. Что такое Учение [Живой Этики] по отношению к Евангелию? Это новый оборот спирали, заложенный две тысячи лет тому назад. Поэтому день рождения, или Рождество, одного из величайших Духов — Водителей человечества — не есть день памятования прошедшего, но есть день памятования настоящего, которое актуально и ныне, теперь, ибо всё, что было, всё есть и существует в настоящем. А Он сказал: «Аз есмь альфа и омега». Не можем сравнивать сияние дальних миров. Можем лишь любоваться их великолепием. И вот, в памятный день, почтим глубоко, доступными нам воспоминаниями этот день рождения на земле в человеческой оболочке Того, имени Которого мы не знаем.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 5.

ВЕЛИКИЙ УХОД

Ушёл Гуру*. Его нет на земле, среди нас, и никогда, никогда больше не увидим мы Его в этой жизни своими телесными глазами. Но, сбросив земные одежды, сбросив свою телесную оболочку, покинув своё обиталище духа, свой дом временный и тесный и угрожаемый, Он ныне свободен так, как никогда не может быть свободен дух на земле; и близок и реален так, как никогда. Высшие огненные сферы, обитель пламенного светлого духа, — вне ограниченной земли, вне времени и расстояний. И ныне ничто не может уничтожить эту близость, это яркое ощущение великого присутствия, крепкой защиты и постоянного неотступного внимания к своим ученикам со стороны Гуру, ушедшего к Свету и за Светом. Нужно понять то, чем связана сущность Учителя с сущностью ученика. Не земными делами мирской суеты, не вопросами обыденщины, не унынием, жалобами и прочею земною шелухой, но лучшими свойствами духа, устремлением, высотою полётов и дерзаний. Да! Он стал ещё ближе, ибо устремление творит, ибо устремление есть ключ от всех врат, а любовь к Иерархии рождает непосредственное общение. И нет такой силы в мире, которая могла бы отдалить яркую, реальную, ощутимую близость Учителя к ученику, сознание которого нашло в себе мощь подняться в эту светозарную сферу, где пребывает сознание Гуру. Не стянуть Его к себе, ибо это невозможно, но именно возвыситься и подняться до Него пламенным порывом устремления. Устремление чудо творит. Вот нет Гуру, но Он с нами. Он ушёл, но стал ещё ближе. И если найти в себе дерзание взять на свои плечи, взять сознательно хотя бы часть великой ответственности, лежавшей на Его могучих плечах, если бы только осознать и найти силы это сделать, то упомянутая близость окрепла бы неизмеримо и стала бы нерушимой как скала. Жизнь Гуру была великим служением человечеству; у Него не было ни одной личной мысли, значит, ещё при жизни на земле Он стряхнул с себя лохмотья земного личного «я» и жил в другом, вселенском, общечеловеческом, высшем, бессмертном «Я», то есть уже на земле утвердил своё бессмертие. Это и есть жизнь сознания в духе — бессмертная и вечная. Значит, и мы, оставшиеся ещё на недолгое время здесь, каждым отрешением от своей личности, малой и ограниченной, каждым деянием на общее благо и каждым утверждённым в жизни качеством и восхищением духа не только продвигаемся по Пути, но и приближаемся к сознанию своего Гуру, приобщаемся к Нему и входим с Ним в непосредственное общение.

Давно уже было сказано: «Я с вами всегда, во все дни, до скончания века». И ныне Владыкою опять было повторено: «Я с вами всегда», — эта формула, этот завет Учителя своим ученикам непреложен. Всегда с нами, и в жизни, и после. Да, Он с нами всегда, готовый услышать и протянуть Руку помощи и встретить каждого, возвысившего до Него своё сознание. Эта близость реальна, реальнее всего окружающего, ибо всё окружающее прейдёт — но дух пребудет, и нерушима незримая нить между Гуру-Отцом и Его учениками. Железным, упорным, настойчивым трудом и устремлением она, эта близость, может быть доведена до высшей степени яркой убедительности и неоспоримой достоверности и утверждена каждым учеником, который знает, что значат слова: хотеть, дерзать и достигнуть. Сметаются все преграды плотной материи, все ограничения самости и низших оболочек. А там, у Врат беспредельности, на ступенях Света огненными буквами пламенеет завет:

«Всё возможно и всё доступно сейчас».

«Ширина понимания начертит полосу возможности».

«Перед мощным огнём сердца склоняются все преграды. Творит магнит сердца, и нет мощи, равной этому солнцу солнц».


* Николай Константинович Рерих.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 6.

СОН, КАК ТАКОВОЙ, БУДЕТ ДАРОМ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ

Во всех религиях принято давать напутствие умирающему. Этим подготавливается сознание к переходу в сферу незримого мира. Подготовка сознания считается насущно необходимой. Конечно, поздно готовиться к этому переходу за день, или за час, или за несколько минут. Но даже убивая человека, ему давали короткое время для этой подготовки. Даже убийцы считали это необходимым. Мало найдётся таких людей, которые будут отрицать эту необходимость подготовки человеческого сознания к новой области жизни. Учение Жизни особенно остро подчёркивает эту необходимость. Учение говорит, что последние минуты перед смертью обуславливают не только характер пребывания в том мире, но даже влияют на следующее воплощение на земле. Во всяком случае, последняя мысль, устремлённая к высшему миру, подобно светоносному гелию, возносит дух в высшие сферы бытия. И последние минуты уходящего с земли особенно важны. Именно этим предсмертным состоянием сознания определяется характер и направление духа в пути после перехода великой границы. Мудро к этому переходу готовиться всю жизнь теми или иными путями, слагая миросозерцание или представление о формах невидимого мира, так как в короткое мгновение создать миросозерцание невозможно. Но не о смерти будет речь. Ибо сон тоже подобен смерти, вот о сне-то и будет говориться. К потустороннему существованию очень легко себя приуготовить без каких-то особых усилий. Ведь если сон подобен смерти и ночная пралайя сознания есть прообраз или символ великого перехода в малом круге, то на нём можно утвердить характер подхода к великому. Что такое сон? Треть жизни проводим в невидимом мире и в невидимом состоянии. Дух уходит в сферы незримого мира, именно туда, и почти так же, как это делается при смерти. И сны, и впечатления, и встречи, которые ожидают его там, обуславливаются так же, как и перед смертью, последней мыслью перед засыпанием. Перед сном следует утвердить положение мысли. Мысль последняя, как магнит, притягивает к себе или утверждает сознание в соответствующих сферах. Поэтому характер и направление сущности мыслей, предшествующих моменту перехода, обуславливают характер посещаемых сфер. Можно направить себя в низшие слои и сферы, пронизанные сущностью низших переживаний, а можно направить и вверх. Всё зависит от характера последнего мгновения. Трудно в жизни земной отрешиться от неё и быть не от мира сего, но в течение нескольких минут, перед тем как заснуть — можно успокоиться, забыть суету дня, прекратить эмоции, чувства, волновавшие днём и заставлявшие болезненно сжиматься сердце, установить состояние покоя, мира и равновесия и в этом особо умиротворённом состоянии устремиться туда, за пределы, — это будет уже сознательным переходом. Если это делать каждый день, и сознательно, и в течение всей жизни, то, когда настанет момент перехода, тренированное сознание уже без всякого труда автоматически направит дух свой в сферу соответствующую. Можно даже как бы в воображении пройти через этот процесс перехода, потому что сон — ведь это та же смерть в миниатюре, то же прекращение обычной, объективной жизни, та же остановка всех обычных мыслей, и отрыв от всего земного, и переход в область невидимого. Но ото сна пробуждаются обновлёнными, значит, оттуда получают силы, от сна просыпаются с новыми мыслями, впечатлениями, идеями, значит, там чему-то учатся. Во сне видят необычные вещи, имеют сокровенные встречи и настолько реально переживают некоторые явления, что иной раз бывает даже трудно провести границу между явью и миром чудесных снов. Но сознательность, в этом направлении утверждаемая, может дать поразительные результаты. Для тех, кто следует по пути и уже сознательно относится к Учению Жизни, к тем испытаниям, которые им ставит и даёт жизнь, можно будет добавить возможность использовать сон для сознательного ускорения пути. Какие трудности, испытания и неожиданные комбинации условий приходится часто проходить сознанию во время сна. Как часто, просыпаясь, человек думает, что он наяву поступил бы так или иначе, но именно не так, как он поступил во сне. И если сознательная печать последнего объективного решения накладывается даже на те испытания, которые проходят во сне, то необходимость многих дневных испытаний будет отпадать, ибо во сне можно пройти какое-либо испытание уже со знанием закона. Если, засыпая, человек говорит себе, что в случае тех или иных явлений он будет проходить через них именно так, как он хочет, то тем самым решения объективного сознания будут обязательны и для сознания, пребывающего во сне. И к чему тратить годы и десятки лет на изжитие каких-нибудь свойств или прохождение через какие-нибудь испытания, когда это может быть сделано с таким же успехом во сне. Результат один — требуемая реакция сознания на внешние воздействия происходит в определённом направлении. Неважно, является ли это воздействие идущим из мира снов или жизни земной. Важна реакция. Раз она утверждена согласно высшему пониманию человеком данного явления, следовательно, испытание выдержано. Так сон может быть использован с большой пользой. Как часто люди приписывают себе то, что получают во сне, забывая, что во сне учатся, а днём эти мысли царствуют уже в бодрствующем сознании, и не знает человек, откуда прилетают в его сознание залётные птицы мыслей незримого мира. Тайна сна не так проста, как это кажется, и не рефлексы симпатической нервной системы, и не другие ощущения и раздражения являются основной причиной сновидений. Сон беспредельно глубок по своему значению, ибо сущность человека касается иных миров, иных законов, иных условий. Но эти условия являются чрезвычайно важным фактором в жизни человеческого сознания, и не считаться с ними нельзя. Как бы ни были невежественны или предвзяты представления о сне, этом важном факторе человеческой жизни, пора бы уже подвести научный базис под это явление, базис, основанный на знании законов природы. Но облегчается путь человеческий сознательным отношением ко сну. В некоторых школах испытуемого ученика погружали в особое состояние, и он как бы во сне проходил целый ряд испытаний, именно тех самых испытаний, через которые ему нужно было пройти. И сколько лет потребовалось бы ему, чтобы пройти их в обычной жизни. Но путь был спешен, и ждать годы и тратить жизнь на то, что можно было завершить в течение короткого времени, иногда считалось нецелесообразным Высшими Руководителями, и Они прибегали к этому виду ускорения пути. В данном же случае говорится о том, как может человек сознательно использовать свой сон для того, чтобы пройти через некоторые испытания, которые незамедлительно явятся на его пути, ибо незримая рука неусыпно пребывает над устремлённым духом.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 7.

ПРОСТРАНСТВО

Если мы взглянем вверх, то увидим беспредельную ширь и необъятный простор. Если же мы посмотрим вперёд или назад, влево или вправо, то простор этот будет ограничен горизонтом. Уничтожив мысленно горизонты, представим себе, что мы видим то же ничем не ограниченное пространство, что и вверху, и постараемся понять, что нашему зрению доступна лишь очень небольшая часть того пространства, которое окружает не только нашу маленькую Землю, но и вмещает в себе все планетные системы и не имеет никаких границ. Границ этих не существует на физическом плане, не существует их и на всех более тонких планах, так как пространство вмещает в себе, в буквальном смысле, всю Вселенную — видимую и невидимую, проявленную и непроявленную.

Проявленное пространство вмещает в себе все стихии, а «непроявленное же пространство», говорится в Агни Йоге, «есть корабль огня». Пространство нельзя измерить никакими мерами и нельзя ограничить местом, так как оно всюду: абсолютно всё видимое и невидимое, злое и доброе — живёт и существует в пространстве. Оно не имеет ни начала, ни конца, так как это сама Беспредельность. Пространство — это вместитель всех энергий, начиная с самых грубых и кончая самыми тончайшими; это — вместитель мыслей, желаний и устремлений всего живущего во Вселенной.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 8.

ПОБЕДА ДУХА

Вот стоит Человек, а вокруг него беснуется толпа. Он стоит совершенно спокойно и с чувством глубокого сострадания и жалости смотрит на озверевших людей. Толпа беснуется, рычит, в него летят плевки и камни и сыплются удары. Вой, визг, свист, улюлюканье, крики; зверь вырвался из клетки, зверь беснуется и изрыгает потоки проклятий, хулы и ненависти на одиноко стоящего Человека.


А вот другая картина. Стоит притихшая, безмолвная толпа; головы низко опущены, скорбь придавила к земле; молчат. А над ними, на трибуне, беснуется человек — их тиран и повелитель. Он угрожает и сыплет проклятиями. Он творит суд и расправу. Одних посылает на казнь, других в рабство, третьих на позор и разорение. В бешенстве злобы он неистовствует, а они молчат, они беззащитны, им нечего говорить и не для чего.


Что же произошло в том и другом случае?

Случай первый: мир внешний, материальный мир, обрушился на Человека, тысячи злобных энергий устремились на него, чтобы раздавить и растерзать его, чтобы смести его с лица земли. Но если он может и имеет право сказать: «Идёт князь мира сего, но не имеет во мне ничего», то весь вихрь злобных энергий останется при толпе и толпа пожнёт весь мир соответствующих этим энергиям следствий. А Человек? Человек остался свободен, он и его сущность ничего, абсолютно ничего не потеряли в этом страшном поединке. Он остался свободен, незапятнан, он не породил страшных следствий. От него не протянулись и не были им порождены страшные нити разрушения. Он победитель мира, жизни и себя.

В то время как во втором случае весь ужас страшных следствий ложится на голову обезумевшего тирана, породившего ряд тяжких причин, платить по которым и испивать до дна которые будет он сам.

Итак, совершенно неважно, как устремляется на нас окружающий мир. Любят ли нас или ненавидят, хвалят или осуждают, хорошо вокруг или плохо, больны ли мы или здоровы, повторяю — не это важно, а важно то, как реагирует наше сознание на окружающее. И если оно не вовлекается и не реагирует в унисон на вихрь внешних отрицательных энергий, то оно остаётся свободным. И не то важно, что входит в человека, ибо нельзя оградиться от внешнего мира, но важно, необычайно, неизмеримо важно то, что исходит от человека. За первое он не ответственен и не порождает кармы, а лишь исчерпывает её. За второе ответственен он, как активно порождающий карму и утверждающий бесконечный ряд следствий каждой от него исходящей мыслью, словом и действием.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 9.

МУЧИТЕЛЬНЫЙ ПОЗОР

Величие и высота духа измеряется тем расстоянием, которое лежит между тем, что собою представляет человек в данный момент, и тем идеалом, к которому он устремлён. Говорится о настоящем устремлении. Значит, чем выше недосягаемое, ярче и величественнее идеал, тем выше и устремлённый к нему человек. Так ли это? Проверим. Пусть это расстояние равно нулю, то есть человек есть таков, каков он есть, и лучше не будет и не может быть, так как ни к чему не устремлён. Значит — полная остановка. Застой. Смерть. Духовная смерть. Конец. А может быть и хуже, ибо не идущий вверх идёт вниз. Так можно устремиться выше высокого и дальше далёкого. Якорь можно далеко забрасывать: ценны эти якоря дальнего плавания. Высотой устремления очертим границы возможностей. Идём в будущее, не ничтожному, не малому свидетелями станете. Так на великих путях и меры приложим великие.

Ну а как же быть со своими недостатками и слабостями, как быть с немощью своей? Как примирить величие и красоту поставленного идеала будущего нашего «я», к которому мы стремимся, со всем жалким ничтожеством нашего настоящего существа? И не покажется ли нам несбыточной мечтой цель нашего устремления, когда как будто и связи-то никакой нет между идеалом и действительностью.

Но что такое действительность? Неужели это маленькое, жалкое, ничтожное существо, порой трусливое и беспомощное, порой наглое и злое, эгоистичное, корыстолюбивое и тщеславное, безотрадное и внешне и внутренне, и есть наше истинное «я»? Но ведь сказано: «вы — боги», но ведь сказано: «человек создан по образу и подобию Божию». Что же тогда такое это жалкое и неубедительное существо, которое является по отношению к поставленному идеалу «посмешищем или мучительным позором»? Как назвать его? Какое имя дать ему, чтобы знать, с кем бороться, и какое место отвести ему? Имя ему «самость», и существо это не есть истинный человек, но его заклятый, страшный и единственный враг. Враг этот создавался тысячелетиями наших жизней, он взращивался нашими страстями и питался нашими низкими помыслами и действиями: поистине, много энергии вложили мы, чтобы вырастить и укрепить его до всей настоящей неприглядности. И вот теперь он стоит на пути к нашему идеалу и кривляется и уверяет нас, что он и есть наше истинное «я» и что нет и не может быть никакого моста от него к тому, к чему мы стремимся.

Но мы знаем, что это ложь, и что этот самый наш враг есть также порождение лжи, и что «отвергнуться от себя» — значит отвергнуться от нашего врага, и что «распять себя» — значит распять свою самость, и что это вовсе не есть какая-то жертва, но единственный путь к нашему идеалу, путь к счастью. Враг свиреп и беспощаден, и борьба идёт не на жизнь, а на смерть; здесь не может быть ни примирения, ни компромисса.

Во имя нашей истинной сущности, которая есть «выражение Высших Сил», которая есть «высшее проявление Космоса», «прообраз Создателя при всей Беспредельности», мы идём на уничтожение нашего врага, порождения нашей самости и невежества. Он нам не нужен на пути к Свету.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 10.

Никто не хочет быть назван условным учеником. Что-то неубедительное кроется в самом наименовании. Но, к сожалению, явление условного ученичества имеет место среди стремящихся к свету. Само сознание такого ученика по отношению к руководителю построено на ключе условности. «Вот если, — мыслит условный ученик, — он, ведущий, удовлетворяет моему представлению о нём как о руководителе, то, значит, его признаю, а если нет, то, значит, и признание будет по степени его несоответствия». И глаз условного ученика всё время в зоркой напряжённости за каждым словом, за костюмом, за выражением лица, за обстановкой, в которой находится условно признанный им руководитель. Следит за всем, чтобы поставить каждое лыко в строку, чтобы заметить нечто не соответствующее своему идеалу и тотчас же записать за счёт руководителя, поставить ему в минус. Правда, любовь как-то проявляется, и ученик искренно верит, что он правильно относится и поступает, но неужели не думает такой условный ученик, что условное ученичество и условная преданность — вещи весьма шаткие, что если элемент условности входит во взаимоотношения, то и ученик вступает в ряды условных учеников со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как можно в то, что несёт печать непреложности, вносить условные взаимоотношения; и получается: и преданность условная, и любовь условная, и продвижение условное. В общем, всё постольку поскольку, и можно лишь пожалеть о слепоте условного ученика. Идущий думает получить полноценное знание за условное признание. Где-то в какой-то восточной книге имеется указание, что настоящий ученик избегает критики и осуждения даже плохого учителя и тем не нарушает непреложности. Есть условия и обстоятельства, в которых осуждение является грузом на ногах идущего. Какой мерой можно измерить ценность условного ученичества и каковы плоды этой условности? Кому-то не мешало бы об этом подумать, или этот кто-то полагает, что его условное устремление и преданность руководителю не являются явными и понятными и оценёнными по своим достоинствам? Так в то, что безусловно и непреложно, не будем вносить элемент условности, ибо кто же захочет быть условным учеником.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 11.

…Осознание уже есть почти овладение…

Агни Йога. 258


Люди не хотят понять действие групповое, которое умножает силы.

Агни Йога. 137

Сказано: «Имеющему будет дано, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». К психической энергии можно прикладывать и добавлять, — ну а если прикладывать-то не к чему? Каждое качество духа, будь это устремление, спокойствие, терпение, стойкость, дерзание или какое-либо другое, является накопителем психической энергии. Невозможно вместить и выявить сразу все качества духа, ибо синтез качеств — достояние Архата. Но, проектируя в будущее индивидуальную эволюцию каждого явленного духа, можно подойти к симфонии качеств, выбрав для начала одно. Процесс этот сопровождается анализом, обдумыванием и напряжённым, так сказать, пахтанием данного качества. Упор делается на мысль. «Насыщая пространство напряжённой мыслью, облекаем части устремления определённым обликом. Так из стихийной материи рождаем желанный нами образ. Это образование пребывает около места зарождения, укрепляемое нашими мыслями» (Агни Йога, 633). Это посев первый, скажем, на семь дней. Этим обдумыванием, как бы пахтанием данных качеств, создаётся терафим желаемого качества, ментальное зерно, заряженное психической энергией, дополненное ясной картиной этого качества и усиленное кру'гом. Так совершается первый посев, и семь дней можно наблюдать утверждение зерна, заботливо поливая его каждодневно. Круг усиливает динамику прорастания, получается как бы коллективная психомеханика духа. Появление ростка качества неизбежно. Так, по закону непреложности, сад сознания сознательно засеивается желаемыми качествами, ибо вчерне, как начало, всё будущее величие духа закладывается ныне, среди мрака и ненависти конца уходящего века. Так прообраз своего восхождения дух закладывает сам, и поступь суждённого победителя ведёт к беспредельным возможностям духа. Ведёт по ступеням лестницы восхождения, каждый камень которой состоит из качеств духа, сложенных собственными усилиями, собственным трудом, собственным опытом и своими руками.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 12.

Следует переносить всё сознание в будущее. Редко кто находит в себе мужество признать нежелательность возвращения в прошлое. Явление смелой жажды будущего показывает, что дух готов для огненных познаний.

Мир Огненный. I. 425

Что можем мы изменить или поправить в прошлом? Ничего! Прошлое вне нашей власти. Как можем изменить мы настоящее? В нашей ли власти переменить кривые условия жизни? Но будущее всё наше. Будущее принадлежит нам полно и нераздельно. Всё будущее, до крайних границ беспредельности, наше достояние. Его мы можем оформить, его мы можем насыщать своими образами, о нём мечтать, в него верить и строить его так, как хочет наша воля. Будущее принадлежит нам, мысль намечает пути, мысль творит. Подобно тому как Незримые Водители в аморфном веществе стихий вырубили прекрасные картины эволюции мира, так и человек может вырубать или создавать из пластической субстанции будущего то, что он хочет. Он творец своего мира, своего будущего. В жизни многое невозможно, но в будущем возможно всё. Всё в нашей власти, всё достижимо, всё осуществимо, и нет преград творческой мощи мысли, ибо мысль «царствует вечным огнём». Можно мечтать о будущем, можно забрасывать самые дальние якоря и творить это будущее согласно своему идеалу.

«Позади всё сожжено для огненной Йоги» (Агни Йога, 253), и путь лишь вперёд. И друзья, и встречи, и достижения — всё в будущем. И нет там разлуки и разъединения, и свет, и радость, и искусство — всё открыто и доступно, ибо всё достижимо. Но утвердиться можно лишь здесь, лишь теперь сознательно и устремлённо можно погружаться в это великое, светлое будущее и творить его мощью своей мысли.

В прошлом — ничего, в настоящем — так мало, в будущем — всё.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 13.

С востока и запада пойдут Мои вои, и Узнаю среди победивших избранных Мною.

Листы Сада Мории. Зов. 11.01.1922

Если в светлый безоблачный полдень направить в небо луч мощнейшего в мире прожектора, то луча этого никто не заметит, ибо виден он не будет. Этот же самый луч в тёмную ночь, прорезав пространство на десятки километров, будет ясно и отчётливо виден издалека, а упав на землю, зальёт её ярким, ослепительным светом. Значит, для полного выявления какой-либо вещи необходимо (подобно тому, как для выявления света нужна тьма) выявить противоположные свойства данной вещи, её, так сказать, отрицательный полюс. И «тактика Адверза» состоит в том, что для достижения чего-либо сознательно дозволяют выявиться противоположной сущности данной вещи. Дают «уродцу» вырасти до его полного безобразия, до самоотрицания своей абсурдности, чтобы потом «подавить лучом света».

При утверждении в сердце какого-либо качества бывает очень полезно вызвать перед своим умственным взором его противоположные свойства, со всеми его отрицательными атрибутами, во всём его отталкивающем, непривлекательном облике и со всеми возможными последствиями, которыми оно награждает своего носителя. Полезно представить себе, что теряет человек, идущий по Пути, при наличии этого отрицательного качества. И когда уродец встаёт во всём своём безобразии, то уже гораздо легче повернуть сознание к положительному полюсу данного качества, памятуя, что тьма конечна, в то время как свет беспределен и беспредельность есть свойство всякого положительного качества.

Возьмём для примера торжественность. Торжественность — это очень сложное и трудное качество, ибо качество это синтетическое. Что же будет его антиподом? Напыщенность, чванство, заносчивость, гордыня, лесть, низкопоклонство, заискивание, пресмыкание, униженность, суетливость, мелочная хлопотливость, нервничанье, жалобы, беспокойства, страхи, беспорядочность, нервные движения и хаотичность, неорганизованность и беспорядочность мышления, зависть, жадность и многие другие свойства не выражают торжественного величия мироздания и величия духа человеческого. Можно представить себе существо, наделённое этими свойствами, и его жалчайшее прозябание на коре планеты и величественное восхождение духа, насыщенного торжественностью огненной, излучающее спокойствие и силу и поднимающее сознание всего человечества. С одной стороны жалкий, пресмыкающийся слизняк, с другой — дух, полный величия огненной мощи, полной торжественного спокойствия.

Итак, страх можно трансмутировать в мужество, ненависть — в любовь (пример Савла), хлопотливую суетливость — в спокойствие, но нельзя ничто превратить или трансмутировать во что-либо. Потому и сказано: «Извергну тебя из уст Моих, ибо не был ты ни холоден и ни горяч, а только тёпел, о, если бы ты был холоден или горяч». Из ничего нельзя создать ничего, потому при наличии в человеке многих отрицательных свойств и качеств он может трансмутировать их в явления противоположные, поворачивая соответственно своё сознание. Вот почему среди учеников Христа и Будды были и мытари, и грешники, и блудницы, и разбойники, но не было «румяной», прилизанной, умеренной добродетели. Сознание, во всём ничтожное, меряя всё «в свою меру ничтожную», ничего, кроме ничтожества, породить не может.

«Ученик обратился к Учителю с длинным списком качеств, требуемых для преуспеяния. Грустно сказал он: "Учитель, не могу овладеть этими качествами". Учитель спросил: "Неужели всеми?"

Ученик продолжил: "Представляется мне, что ни одно качество не усвоено мною". Учитель ободрил: "Не велика беда, если чувствуешь, что все нужные качества не усвоены тобою. Хуже, если тебе покажется, что ты владеешь всеми"» (Аум, 582).

Итак, человек, не овладевший ещё ни одним качеством, всё же может быть учеником, и притом учеником, находящимся в общении со своим Учителем. Почему это так? Потому что дело не в качествах, а в наличии твёрдого, неуклонного, несломимого устремления. Человек — это «процесс» (как сказал Будда), меняются его настроения и состояния и выявления дурных его качеств, но при железном, постоянном устремлении к своему Учителю всё плохое, как нечто лишь временно проявляющееся и тем конечное, под лучом этого непрерывного устремления, твёрдого и непрестанного, трансмутируется в нечто высшее.

А так как каждое качество, проявленное в действии, есть накопитель и закрепитель психической энергии, то трансмутация качества есть трансмутация огней и накопление огненной мощи, нашего единственно вечного, неотъемлемого Сокровища.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 14.

ВОЗМОЖНОСТИ КИНО И МУЛЬТФИЛЬМОВ

У кино и мультфильмов имеются широкие, почти неограниченные возможности показывать наглядно выявления законов природы и человеческого организма.

Вот ссорятся два человека; один сердится сильнее другого. Вспышки аур вызывают взаимный пожар, и вихрь алого пламени охватил ауры обоих, заражено и пространство. В другом случае вибрирующая алыми молниями аура устремлена на собеседника, но собеседник уже другого калибра. Он сидит спокойно, окружённый голубым сиянием ауры, как бы лучи исходят от него, окружая антагониста. Синее пламя, высшее по шкале вибраций, подавляет, нейтрализует и тушит алое. Здесь победа высшего над низшим. Но может быть и наоборот, когда алая вспышка подавляет слабое голубое пламя и в голубой ауре появляются алые тона. А вот совсем иная картина: две фиолетовые ауры в гармоничном единении создают мощное фиолетовое пламя и насыщают его эманациями всё пространство вокруг себя. И всё это изображается в ярких убедительных красках.

Можно показать, какие эманации излучает толпа перед произведением искусства или на арене, где происходит бой быков, и вот та же толпа во время пожара, кораблекрушения и т.д., без конца.

Огни, огни и огни проявляются во всех видах, законах и гармоничных сочетаниях и воздействиях. Их выявление, сознательное и бессознательное, от высшего до низшего, — точно, определённо и подчинено неизменным законам. И над всем властвует человек, но человек познавший. Невежда — раб всего и всякого огня. Но познавший уже управляет волнами пламени.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 15.

«Стойте крепко, стойте крепче скалы. Огонь чудесный нагнетается стойкостью духа».

«Будьте как скала, о которую ударяются морские волны. Пусть волны относительных явлений устремляются на вас. Не смущайтесь, они не могут причинить вам никакого вреда. И когда они откатятся назад в море, вы по-прежнему будете стоять твёрдо и нерушимо».

«Ошибки ничто, когда огонь духа крепнет».


Жизнь наша на земле — это чистилище, через которое мы проходим. Через жизнь надо пройти. Всё, что нас теперь волнует, всё это кончится, всё изменится. Неизменяем лишь Учитель. Он как твердыня и оплот среди вечно меняющейся обстановки земной жизни. Земная жизнь — это «тьма внешняя», где всегда будет «плач и скрежет зубовный». Но наш удел — это будущее, а в нём радость и близость Учителя. И желанная встреча. Так «нужно устремиться в будущее мимо сажи настоящего» (Листы Сада Мории. Озарение, 3–III–3). И помнить, что назад возврата нет. «Вперёд, вперёд к Владыке с Гор лежит заветный Путь, лишь тем открытый с давних пор, чью волю не согнуть».

Сейчас нам трудно, очень трудно. Потом будет ещё труднее. Но трудности — это ступени лестницы восхождения, а без них не подняться. Так, сетуя на трудности и отказываясь от них, отказываемся от единственной возможности восхождения. Ибо сказано: «Благословенны препятствия, ими растём».

Бодрость и мужество наш доспех, и нам сказано: «Я с вами и Охраню».

 
Записи Б.Н. Абрамова. 16.

Танец идёт из глубочайшей древности, и танец всегда связан со звуком. Нет и не было такого народа, у которого не было бы танца. Даже при храмах исполнялись священные танцы. Движение ритмическое и гармоничное — это прерогатива человека. Человек сливается со звуком и выражает симфонию звуков в симфонии движений. Это полное, творческое, самозабвенное погружение в мир звуков вызывает полное, самозабвенное растворение тела в движениях; тело как бы выражает ритм звуковой симфонии и всецело сливается с ней. Человек творит поэму движений. В этом власть и привлекательность, вернее, притяжение танца и тайна его векового господства над человеком. Выдающиеся представители этой области искусства владели этим очарованием и, выражая симфонией звуков симфонию движений, завладевали умами и чувствами десятков тысяч человек. Техника здесь не видна, ибо она является лишь необходимейшим условием или фоном или экраном, на котором выявляется танец, подобно тому как техника великого художника или музыканта лишь средство для выражения его творчества. В творческом танце поёт человеческое тело. Танец — это апофеоз движения. Нижинский летал по сцене. Как бы побеждается инертность материи. Высочайшее проявление этого искусства выявляется в необычайной лёгкости движений и полётов. Человек как бы учится летать, и летать человек будет. Танец высший есть прообраз этого полёта, а танец будущего — это апофеоз полётов. Великие танцовщики и танцовщицы будущего, далёкого будущего, будут отличаться и славиться лёгкостью, высотой и дальностью своих полётов. В гармоническом вихре движений, в творческой устремлённости сознания, в огне вдохновения самозабвенно будет побеждено тело, и, слившись с ритмом высшей энергии, оно будет летать. Балет будущего — это апофеоз полётов и победы духа над материей.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 17.

Великий Учитель пришёл на землю, пришёл ради спасения людей, пришёл, чтобы дать им Свет и указать путь Истины. Тяжко было духу Его воплотиться и прожить несколько десятков лет на земле, тяжко было давать Свет Истины. Кому давать? Людям, которые исказили всё Его Учение и в искажении своём дошли до абсурда.

Великий Учитель принёс великую Жертву. Как безгранична должна быть любовь в сердце Его к жестокому и непонимающему человечеству! Как беспредельно должно быть терпение Его, чтобы принять в Себя всю горечь яда, которым облили Его люди! Чувствовали, что Он не от мира сего, и потому был ненавистен многим.

Но неиссякаемо милосердие и сострадание Высших, и приложен Ими великий труд к тому, чтобы вывести заблудшую планету вместе с её населением на путь восхождения. Сверхчеловеческая любовь и великое сострадание к несчастному роду человеческому помогут ему поднять голову и увидеть свой светлый путь в будущее, в то будущее, в которое почти две тысячи лет тому назад позвал пришедший на землю Великий Учитель.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 18.

ПОСЛАННИК СВЕТА

Тёмными силами отнято было у земных воплощённых счастье постигать смысл и значение Посланников Света. Потому и непонимания, и отрицания, и распятия, и костры, и тьма невежества, застилающая глаза и уши… Но пришёл Гуру и дал людям предначертанное. Как орёл в поднебесье над бескрайней равниной, распростёр он над всем миром могучие крылья своего духа, чтобы дать людям дар свой, чтобы насытить устремления человечества и совершить великий посев. Он дал миру провозвестие Нового Учения, он сказал о высочайшем значении искусства, он поднял Знамя Владык для объединения всех народов под светлым, непобедимым стягом Культуры. Широко и щедро рассыпал он по миру бесценные семена знания и будущих нахождений. В чётких образах нарисовал он величественные контуры Нового Мира и нового человечества и указал направление, по которому должны прийти обнищавшие и утерявшие обличие духа жители земли к неиссякаемому источнику жизни и радости. Он провозгласил Учение Жизни и Иерархию Света, он указал на Великое Пришествие Майтрейи и на пробуждение народов и их братское объединение в сотрудничестве на основе Культуры. Ни деньги, ни насилие, ни торговля, но знание духа, но Свет новой жизни, но Новое Небо и Новую Землю указал он и дал пути. Из его уст пронеслось по миру высочайшее понятие — Шамбала — залог устремлений и чаяний людей. Он указал на великие, грозные дни Армагеддона, на страшную последнюю битву со Светом, на победу Светлого Воинства Владыки Майтрейи. Его устами был передан завет: «Да процветут пустыни». И, истинно, пустыни процветают. Он сказал о глубоком значении творческого труда, и в стране трудовой радости зазвучал призыв к новому, свободному, творческому труду. Он провозгласил пробуждение женщины, и женщина проснулась, чтобы взять в свои руки утерянные права свои и утвердить равновесие начал. Он сказал о значении будущего, и будущее стало мощным магнитом, вращающим около себя сознание новых народов и устремляющим людей к великим нахождениям. И, говоря об искусстве, он дал миру образы сурового, чистого, непревзойдённого искусства, и его картины, как огненные вестники, разлетелись по всей планете, неся с собой свет и озарение. Много драгоценных зёрен-идей, как в запечатанном волшебном ларце, скрыто ещё до времени во всех плодах его творчества. Художник-творец, философ-мыслитель, он сумел создать столь яркие, столь чеканно-чёткие образы будущих нахождений и выявлений человеческого духа, что и друзья, и враги (последние не ведая того) устремляются за ним, влекомые непреодолимо сильным магнитом его духа. И если процвели пустыни, если поднялась женщина, если утвердилось искусство, как высшая школа воспитания народной души, то непреложно утвердится и всё то, о чём он говорил и писал.

Весна. Идёт сеятель и бросает зёрна и знает, что они в должное время дадут свои всходы. Это закон природы. Так и семена Великого Посева, который он совершил, тоже дадут свои всходы и тоже в своё время, и тоже в своём месте, и нет в мире силы, которая смогла бы заглушить рост духовной мощи пробудившегося человечества.

Придёт время, проснутся народы, и поднимут, и поймут рассыпанные сокровища, и воздадут должное, и принесут дар великой признательности Великому Гуру, озарившему пламенем своего духа всю землю во дни глубокой тьмы и смятения человеческого, и вознесут его выше высокого, вознесут его — Гуру, принёсшего новый завет Новой Эры на бедную, уставшую, исстрадавшуюся землю.


 
Записи Б.Н. Абрамова. 19. (1950(?) Дек. 2).

«Устремитесь. Лететь можно только вперёд. Преодоление жизни, так называем путь восхождения. Натиска не следует бояться. Удары лишь укрепят. Без огня и ударов не закалить клинка. Надо радоваться ударам, закаляющим сталь.

Бодрствуйте. И печаль ваша будет в радость. Воскресение духа. А тягости и трудности лишь ступени лестницы восхождения. А как же без них?! Без ступеней не подняться. Трудности — масло для светильни. Чем труднее, тем лучше, тем скорее, тем ближе; так трудности жизни есть путь ближайший. По пуховым подушкам не дойти. Вперёд, несмотря ни на что, что вовне».


Равновесие — это стержень спирали, это основа сущности, это тайна победы.


Радостью устлан путь победы. Огонь — победитель жизни. Так на огне и в огнях сердца сжигается ненужная ветошь. Утверждение огня есть утверждение жизни. Спокойствие лишь грань равновесия, и аппарат не изнашивается.

Неотвратимо будущее, как восход солнца, как свет.

Устремлением направляем себя в дальние миры.

Смех изгоняет тягость.

Напряжение — тайна успеха.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 20. (1951 Янв. 21).

Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь. Не знаете, которое слово Учения кому поможет. Знайте, больше знайте. Люди погибают от незнания. Люди бедствуют от непонимания. Люди захотят знать. Чем больше принесёте, тем спелее пожнёте. Учитесь непрестанно. Каждое слово Учения капле воды живой подобно. Спрысните им омертвелые души. В сказках скрыто больше, чем думают. Трудно достать воду живую, но доставший воскрешает. Почему подвиг лишь в сражениях? Добывание знания — тонкий и мужественный труд. Платим за каждую крупицу цену страданий и напряжений. Но страдания пройдут, а знание останется вечно. Кто лишит вас его? Знанием поможете, знанием продвинете, знанием Мир Новый создадите. Не сомневайтесь в этом. Лучи пробудят голод духа, но кто насытит голод? Знающим уготовано поле посева.

Не ждать Нового Мира, но создавать его надо. Пир приготовите сами.


Вступивший на Путь вступает в область труда бесконечного. Он трудится, чтобы выполнить порученное; трудится, чтобы быть в состоянии выполнить порученное; трудится, чтобы идти и дойти самому и чтобы вести и довести других. Трудится для продвижения эволюции, для очищения и насыщения пространства; трудится на общение с дальними мирами, на помощь всем и всему.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 21. (1951 Фев. 4).

«ГОТОВНОСТЬ

ЕСТЬ СКРЫТАЯ ОСНОВА ВОСХОЖДЕНИЯ»

Самый счастливый тот, кто может, как вдохновенный пророк Давид, воскликнуть: «Готово сердце моё, Господи, готово!» Это состояние готовности сердца есть состояние истинной полноты жизни, когда и во сне, и в бодрствовании, и среди дел и людей, и в одиночестве отдыха сердце всегда как страж на дозоре; как мощное динамо, всегда посылающее и получающее; как воин, готовый к бою. Человека, чьё сердце полно готовности, можно призвать в любой момент среди самых различных окружающих обстоятельств. Он откликнется сразу, он оставит всё и пойдёт на зов. Он не отложит и не промедлит. Ничто не удивит его на пути, ничто не запугает. Он готов. В готовности можно и ждать и действовать. В готовности не опасен сон и благополучие. В готовности не страшны испытания. Готовность есть всенаполнение сердца, происходящее от сознания непреложности, когда путь — один. Готовность есть любовь в действии. «Готовность есть скрытая основа восхождения». Если человек не готов занести ногу на ступень, он и не взойдёт. Но если готов, то и взойдёт, несмотря ни на что. «Не может быть такого препятствия, которого не превозмогла бы воля человека» (Агни Йога. 393), а готовность к преодолению есть уже преодоление, так как всё начинается и совершается прежде всего в нашем сознании. И почувствовать готовность в сердце — значит встать на путь победы.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 22. (1951 Фев. 19).

Каждый раз, когда нам удаётся сохранить равновесие, проявить терпение, спокойствие духа, дружелюбие или непоколебимость устремления в самых неблагоприятных обстоятельствах, — каждое такое проявление есть наша стрела, поразившая врага.

Каждый раз, когда мы раздражаемся, огорчаемся, беспокоимся и теряем равновесие, — это вражеская стрела, попавшая в нас.

«Победа духа на великом поле жизни» (Н.К. Рерих. Сердце Азии).

Вот она — ежеминутная, непрекращающаяся битва. Чьё количество стрел перевесит, туда и будет клониться победа.

Всё неотвлечённо. Каждое воздержание от лишнего слова, от лишнего жеста будет уже приношением. Каждое малейшее сохранение энергии будет уже приношением. Зачем ждать особого случая для совершения великих подвигов? Нет более великого подвига, чем каждодневность, и немногие осиливают его. Для этого подвига из подвигов требуется та Любовь, которая превращает серые будни в сверкающий праздник и унылое слово «каждодневность» — в великолепное и радостное понятие «Беспредельность». Можно ли её делить на дни и ночи, дробить монолит единой Жизни?! От дробления и получаются те осколки, по которым так неудобно и неприятно идти. Пришло время объединения, время собирания частей в одно целое. Также пришло время слить все условные частицы времени в одно мощное понятие Беспредельности.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 23. (1951 Фев. 19).

Заняться Его Делом, а все свои дела предоставить Ему.

Наука, искусство и всё остальное в их положительном виде — тоже пути к Одному, только извилистые. Конечная цель всего одна, но люди этого не знают.

«Кто хочет быть первым, пусть будет всем слугою». Забота о благе и росте других естественно ставит человека в каком-то отношении выше их.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 24. (1951(?) Фев. 23).

«…Ко времени приближения Огненной Эпохи… Агни-Огонь… будет проникать окружающую атмосферу нашей планеты…» (Из писем Е.И. Рерих).

Наступает время, когда вопросом жизни или смерти будет сохранение или разрушение равновесия. Тёмные будут поражены собственным злом. Зло не сочетается с огнём, всё больше наполняющим атмосферу Земли. Согласованность с огнём — самая неотложная необходимость. Нет другого выхода. Спешите понять это и применить в жизни. Главное — применить. Так называемые настроения или чувства — различные проявления качества огня. Согласовать их с огнём — значит привести в гармонию и равновесие. Потеря его — самое опасное. Все козни врагов, все нападки не причинят и малой доли того вреда, который причинит расстройство сознания. Потому враги, злобствующие и беснующиеся, губят сами себя. Им не будет выхода, разве что перестать быть тёмными. Потому уйдут, ибо против огня никто не силён. Огонь несёт очищение планете, и будет она чиста, как рождённая вновь. И в чистой атмосфере воплотятся лучшие помыслы духа. Прекрасное время для любящих свет.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 25. (1951 Март 8).

ПРИВЯЗАННОСТЬ

Привязать — значит накрепко прикрепить что-то или кого-то к чему-то. Привязать — значит лишить свободы действия, независимости, самостоятельности. Привязанный находится в полной зависимости от того, к чему он привязан. Когда человека привязывают к столбу в виде наказания, это считается несчастьем — он не может двигаться, он потерял свободу. Но разве все несчастья только в теле? Привязанного к столбу легче освободить, чем привязанного к чему-то в духе. Привязанный физически всегда стремится к освобождению, привязанный психически часто даже не сознаёт причины своей тяготы и ужаса своего положения, вовсе не стремится освободиться, развязать себя. Между тем огромная часть людских страданий и несчастий происходит именно от привязанности людей к чему-то или к кому-то. Привязанность создаёт, прежде всего, зависимость, а потеря свободы сама по себе есть уже величайшее несчастье для каждого духа. Привязанный зависит всецело от того, к чему или к кому он привязан. Даже если привязанному кажется, что он счастлив, оттого что привязан, то как хрупко и непрочно это счастье. Если он привязан к другому человеку и полагает своё счастье в нём, то он, по существу, глубоко несчастлив. Страх потери, смерти, болезни объекта привязанности, зависимость от его настроений, желаний и прихотей, полная потеря собственного пути и следование по чужому, часто чуждому и несоответственному, — всё это страшно задерживает эволюцию человека и надолго отдаляет его от суждённых и, может быть, уже близких достижений. Кроме того, если объект привязанности идёт вниз, то связанный с ним естественно следует туда же, если не опомнится вовремя и не освободится от иллюзии связанности. Потому что всякого рода привязанность есть только мираж, созданный и имеющий место лишь в сознании самого человека. Достаточно последнему понять, что это мираж, и он будет свободен. Впоследствии люди, освободившиеся от какой-нибудь привязанности, часто сами поражаются и недоумевают, как могли они столько времени быть привязанными к тому, что совершенно не заслуживает их внимания или является просто нереальным. Именно, всё в сознании. Франциск Ассизский сидел в тёмном подземелье закованный в цепи и пел от радости. Когда другие узники спрашивали его, чему он, собственно, радуется, он отвечал: «Тому, что тело моё в цепях, а душа на свободе». Так что даже земные узы, весьма реальные для физического плана бытия, могут быть преодолены в сознании.

Много привязанностей, как разбойников на большой дороге, стоит на пути человека, подкарауливая его, чтобы задержать, связать, ограбить и не дать добраться до места назначения. И терзаниям от привязанностей нет конца. Привязанность к деньгам, к славе, к чревоугодию, к нарядам, к развлечениям и к бесконечному множеству других, не менее «достойных» объектов, лишает человека мира, спокойствия и равновесия, она делает его рабом, существом зависимым и глубоко несчастным. Сколько страдания и тревоги можно увидеть в глазах людей. Как редко можно встретить спокойные ясные глаза. Где оно, то счастье, которое люди ищут в своих земных привязанностях? Там ли оно?

Со времён глубокой древности доходят до нас Учения духа. И во всех этих Учениях заповедано отречение, вернее, освобождение от привязанностей. Если эти указы воспринимались людьми как прекрасная отвлечённость, то это не вина Учений. Ничего отвлечённого в них нет и не было. Разве счастье — отвлечённость? Разве мир и спокойствие духа — отвлечённость? Разве радость — отвлечённость? Не этого ли ищут люди, в конце концов, хотя бы и не там, где нужно?!

«Тот, кто ни к чему не привязан, кто, встречая приятное и неприятное, не радуется и не ненавидит, разумение того установилось», — говорит древняя и вечно новая Бхагават Гита.

Для некоторых это освобождение от привязанностей, это бесстрастие будет в их представлении равняться бессердечию. Между тем происходит как раз обратное. Может ли привязанный к чему-то или к кому-то открыть своё сердце для всех и всего? Конечно, нет! Его сердце открыто только по направлению объекта привязанности. В то же время, сердце, свободное от всех уз, ничем и никем не ограниченное, открыто для всех и всего, всё вмещает, всё видит и на всё отзвучит. Примеры такого открытого сердца мы видим в великих подвижниках и героях, у которых не было ничего личного, ничего собственного. Они были как солнце, озарявшее всё окружающее. Но откуда почерпали они этот неиссякаемый поток света и тепла для всего сущего? Что помогало им отрешаться от всего? Что питало их сердца?

Если для земли солнце является источником всей жизни, тепла, и света, и силы, то для духа его духовным солнцем является Иерархия Света. Устремление к Источнику Света создаёт тот канал, по которому идут неиссякаемые силы. Это единственная привязанность, которая не губит, но возносит, ибо если привязанный к низшему идёт вниз, то связанный с Высшим неминуемо влечётся кверху. Эта преданность и любовь к Высшему, которая, по словам Рамакришны, есть «венец всего, единственная вещь, которая действительно нужна», и есть тот «ключ от тайных дверей счастья», который ищет непрестанно каждое живое человеческое сердце. Строить можно только на твёрдом фундаменте, а не на сыпучих песках и не на болоте. Не устоит строение счастья, построенное на зыбкой почве земных иллюзий, но рухнет вместе с ними. Но среди вихрей вечного движения, то созидающих, то разрушающих, среди потока времени, уносящего и приносящего явления и обстоятельства, среди всех невообразимых перемен и изменений остаётся, как стержень спирали, то вечное, нерушимое и прекрасное, единственное, на котором можно строить жизнь, — Высший Мир. Тот, кто привязан навсегда к Высшему, освобождается решительно от всего.

«Тот, кто обрёл радость и удовлетворение в Высшем Я и счастлив лишь в Нём, — тот поистине совершил всё до конца. Его не касаются более ни действие, ни бездействие в этом мире, и помыслы его не зависят ни от чего сотворённого».

 
Записи Б.Н. Абрамова. 26. (1951 Март 18).

«МАЛЫЕ ВРАГИ

ПРИУЧАЮТ К БОЛЬШОМУ ДОЗОРУ»

Большие враги редки, малые бесчисленны. Тёмные особенно пользуются этим малым сором как проводниками. Эти враги кишат повсюду и состоят, в большинстве, из так называемых людей обычных, имеющих слабые места, которыми пользуются тёмные. Чем меньше предмет, тем больше наблюдательности нужно, чтобы его разглядеть. Так и малые враги, по малозаметности и бесчисленности своей, требуют исключительной внимательности и дозора. Там, где не пролезет зверь, туда залетит комар. Конечно, есть сетки и от комаров, но соткать такую сеть можно лишь непрерывной бдительностью, ибо перерыв будет как дырка в сетке. Выработанное таким образом качество дозора будет очень ценным приобретением и пригодится во всякой деятельности и для всех миров. Оно исключает рассеянность и бессознательность и даёт тщательность и чёткость каждой работе. Оно не допустит забывчивости и отклонений мышления в сторону, ибо этим так пользуется тьма, которая лезет в каждую малейшую открывшуюся щель. Потому, на известном этапе, малые враги так ценны и нужны.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 27. (1951 Март 23).

24 марта 1920 года — 31 год тому назад была начата первая книга Учения Живой Этики словами «Я — твоё благо». Помимо годового Праздника годовщина нача'ла провозглашения Учения есть величайший праздник планеты и человечества. В данный момент нет возможности хотя бы отчасти постичь всё значение этого Благовестия. Потребуются века и тысячелетия для того, чтобы разглядеть масштабы данного сокровища. «На смене рас даётся Откровение». Учение Живой Этики есть основа всей шестой расы, на нём будут воспитываться бесчисленные поколения и будет строиться Новый Мир. Для каждого, кому дорога эволюция человечества, кому дорога жизнь духа, нет большего счастья и радости, нежели Учение. Все лучшие надежды и стремления людей воплощены в Учении, и много больше того. Учение Живой Этики — неслыханное явление в истории планеты по грандиозности размеров раскрываемой Истины. В нём ключ к тайнам человека и тайнам Космоса. То, что в прежних Учениях было дано прикровенно, в виде намёков, здесь изложено так открыто и ясно, как никогда раньше.

Когда Учение будет принято людьми, наступит эпоха такого небывалого счастья и расцвета, которую нам, находящимся в предрассветном мраке, представить себе невозможно. И тогда понятно станет, что значат слова, которыми началась первая книга 24 марта 1920 года, — «Я — твоё благо».

 
Записи Б.Н. Абрамова. 28. (1951(?) Март 25).

«НЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ БРАТСТВУ,

НО ПРИМЫКАНИЕ»

До каких пор будем говорить: Они и мы? До каких пор считать, что Они — одно, а мы — совершенно другое, не имеющее к Ним никакого отношения?! Но не будет ли чересчур дерзновенно обобщать? Да. Но дерзновение заповедано. Лучшую песнь поём дерзновению. Без него не дойти и не продвинуться. Не почувствовать ответственности, не взять на себя обязательств. Мы, мол, безответственны, куда нам, а вот Они ответственны. Таким путём никогда не примкнём. Объединение начинается в сознании, прежде чем оно оформится на земле. Для нас никого нет ближе Их. Все виды земного родства и близости лишь отдельные частицы настоящей Близости. Нечего обманывать себя иллюзиями, что кто-то здесь любит нас по-настоящему. Только Учитель, только Они могут любить по-настоящему. Они всё отдали нам, Они живут для людей. Они ждут нас. В тайниках сердца мы тоже хотим быть такими же, хотя «я» плоти и противодействует. Но сердце устремляется, но тонкое тело летит туда. Не всегда мы слышим эти устремления нашей сокровенной сущности, но они есть и моментами вспыхивают озарениями. Мы тоже стремимся к благу. Мы тоже хотим помогать. Мы тоже любим прекрасное. Потому мы вместе. Правда, наши духовные размеры относятся к Их размерам как капля к океану. Но ведь капли тоже часть океана. И сущность равноподобна. Нет границ, нет преград, кроме как в сознании. Если мы хотим этого, то мы и вместе. Если мы хотим быть достойны этого, то и будем. Когда перейдём грань сознания, противопоставляющую нас Им, то из берущих станем дающими, из ожидающих действующими, из ненавидящих любящими. И жизнь преобразится. Капля, ставшая океаном, получит мощь океана, его движение, его глубины. Путь к Братству есть примыкание к Братству. Другого способа дойти нет. Самые длинные, самые сложные пути всё равно приведут к этом кратчайшему. А сейчас время кратчайшего пути. Это особенность нашего времени. Тот, кто её не понимает, тот проспит неповторимую возможность, даваемую лишь на смене рас и эпох. И Они сейчас так близко, что ощущаются почти физически. Только наш грубый глаз не может Их увидеть, но глаз сердца видит. И Они хотят быть не богами, но сотрудниками. И Они ждут нас.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 29. (1951 Март 26).

О МИРЕ

Указано накоплять книги и писания, относящиеся к великому понятию мира. Это прекрасно и доступно каждому; но можно также накоплять мысли о мире. Мысли — как птицы, — не знаешь, где они совьют себе гнёзда, под какую кровлю прилетят, кому споют свою песнь, кто услышит их голоса на утренней заре при пробуждении. Можем ли мы знать это? Но разве важно, кто откликнется на мысль о мире, когда она предназначена каждому человеческому сердцу. Все верования молятся о мире, все заповеди говорят: «не убей». Во всём существующем заложена идея жизни, но не смерти, созидания, но не разрушения, потому война есть нечто противное всем основным законам Мироздания.

Космос говорит войне — нет! Можно ли идти против законов Бытия?! Сеющий смерть — пожнёт смерть; сеющий разрушение — разрушит сам себя; а люди мира расцветут и преуспеют во всех делах своих. «Посеявший ветер пожнёт бурю» — это космическая формула. Недолго ждать всходов — они уже видны и ощутимы. Быстро растут и пшеница и плевелы и созревают для жатвы. Серпы тоже готовы; наиболее зрячие уже различают их блеск. Скоро! Тот, кто откликнется на зов о мире, будет хлебом жизни; сорняки будут брошены в огонь.

Нельзя больше засорять путь добра. Конец тёмному веку. Жизнь станет прекрасной. Мир утверждённый даст расцвет всем ценностям жизни. Вне узких рамок войн и ужасов расцветут возможности суждённые. Люди будут любить и строить без страха; души выпрямятся; сердца расцветут. Жизнь во всём блеске развернёт свои дары. На крови мучеников за мир расцветёт новая эпоха; и лучшие придут в сад лучший и получат новые одежды; и будет вся жизнь как песнь радости, труда и созидания. Так будет. В последних усилиях напрягается мир. Победа близка. Поможем мыслями о мире, пошлём их, как огненные стрелы, в стан врага. Пусть сгорит идея войны! Тушим алое пламя синим лучом — это наш вклад в борьбе за мир. Против мыслей нет защиты, и синий огонь потушит все пожары.

Мир утверждается, мир будет, мир наступает.

 
Записи Б.Н. Абрамова. 30. (1951 Март 28).

Разве одним людям нужно Учение? Разве одних людей, живущих на нашей планете, оно питает? Учение питает всё. Не забудем о пространстве — оно живёт, оно существует, оно наполнено и переполнено. Здоровье пространства — великая вещь. Учение — здоровье, озон, прана духа. А соседние планеты, а дальние миры?! Оно нужно везде — растениям, животному миру, минералам, всем стадиям эволюции. Мыслями Истины держится мир — это тайна; это ещё не открыто людям, непостижимо рассудку, но чувствовать это можно. Как оно влияет на минералы и растения? Но около подвижников цветы росли лучше и урожай был богаче. Значит, дыхание Истины всегда влияет — это закон благих вибраций; потом они будут изучаться. Сейчас в них надо поверить. После веры придёт знание. Будем как дети, любящие солнце, не зная значения его лучей. Всё тянется к солнцу. В нём нуждаются и те, кто совершенно не понимает его значения. Всё равно без солнца жить не могут. Пусть многие не знают Учения, не ищут его, не читают; но оно поддерживает жизнь на Земле. Оно сохраняет планету; оно нужно всегда, сейчас — как никогда. Может быть, данное дойдёт до людей через многие поколения. Что такое поколения по сравнению с Беспредельностью?! И где конец Учению?

 

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 16 След. Все