Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Записи Б.Н. Абрамова. 56. (1951 Июль 1).




ТВОРЧЕСТВО

Искра-монада, попадая в сферу материального мира, облекается его элементами. В инфузориях и одноклеточных мы видим, так сказать, элементарные ступени жизни, то есть искра-монада собирает вокруг себя наименьшее количество элементов материального мира. Даже в жизни атома можно видеть, как центр притяжения, собирая вокруг себя различные количества положительно и отрицательно заряженных частиц электричества, образует все известные нам элементы — серу, фосфор, железо и т.д., вплоть и кончая радиоактивными элементами — и неизвестными, то есть ещё не открытыми.

Чем дальше продвигается духо-монада, тем большее количество элементов собирает она вокруг себя. Но этот процесс не является лишь процессом собирания. В более высших формах жизни можно взять для примера зерно пшеницы, овса, кукурузы, ячменя, семя яблока, жёлудь и т.д. Зерно посажено в почву, и вот этот центр творящих энергий пользуется одними и теми же элементами, точнее сказать, солями, которые находятся в почве, воздухом и энергиями солнца. Но, несмотря на это обстоятельство, и ячмень, и кукуруза, и пшеница, и яблоня, и дуб отличаются между собой формами своего выражения. Почему? Потому что творческая сущность зерна, или духо-монады, в нём заключённой, в процессе своей эволюции умеет комбинировать и создавать, то есть творить из окружающих элементов форму внешнего вида, соответствующую его сущности.

Этот процесс роста не является только процессом усвоения и роста. Нет. С точки зрения космической это процесс творчества. Духо-монада творит. Творит бесконечный ряд комбинаций из тех элементов, которые её окружают.

Два человека могут сидеть в одной комнате, питаться одними и теми же продуктами, дышать одним и тем же воздухом, видеть одни и те же вещи, и в то время, как поэт будет создавать прекраснейшие формы мыслей и чувств и облекать их красотою на радость людей, другой, скажем, игрок или прирождённый интриган и сплетник, творческую энергию своего духа направит на создание психических продуктов совершенно иного порядка.

В окружающем нас мире всё воспроизводит себе подобное. «Продолжение рода или вида?» — спросим мы. Да, именно так. И в этом проявляется также творческая способность сущего. Творит всё. В соответствии и по способностям творца. Всё то, что окружает людей современного мира, все вещи и предметы, сделанные человеком, созданы творческой волей разума. Правда, они несколько иного порядка, чем творение великого художника, но творческая способность всё равно лежит в основе.

Таким образом, начиная с первичной клеточки и лишайников или ракушки, например, Силурийского периода, проходя через всевозможные формы жизни, идёт на земле великий космический процесс творчества, творчества природы.

Но человек одарён волевой, сознательной творческой силой. Он уже преобразовывает природу. Уже творческая мощь человека вмешивается в доселе казавшиеся неизменными законы природы, законы растительного и животного мира. Ибо человек — это законный и прирождённый творец, и творческая мощь эта — великое наследие человека.

Высочайшее выявление творческой способности человека — это явление искусства. В области искусства человек достигает высших ступеней духа и творчества. В области искусства человек творит. Это не репродуктивное творчество, не повторение чего-то видимого, хотя через эту ступень искусство проходит и проходило. Но говорится о высших формах искусства. Высшая форма искусства не есть только повторение видимого. Это есть творческое соединение как элементов земных, так и элементов, не имевших ещё своего выявления на земле. Человек пользуется безграничным океаном пространства. Творческие элементы берутся оттуда. Высшее сознание объединяет их и комбинирует. Это высшая ступень, доступная человеческому сознанию. Творчество — это космический закон. Творчество духа — это высший закон высшего сознания. Цель и назначение человека — творить, погружаясь в океан безграничных возможностей духа.

Сознание, для которого открыт океан творчества, не ограничено ничем, никакими условностями, никаким прошлым. Все области искусства открыты для творчества, и нет тех мерок, нет тех оград и нет тех границ, которые могли бы преградить емy путь. Говорится об огненном творчестве духа, о творчестве, которое стоит выше всех явлений, имеющих место на земле.

Если до сих пор религия пыталась утвердить путь к высшим незримым мирам и в этом мало преуспела, то теперь эта область высших завоеваний духа переходит и перешла главным образом в сферу искусства. Искусство отныне является орудием и средством познавания высшего мира, а творчество есть его высшее выявление. Творчество — закон жизни. Творчество — закон духа. Творчество — закон космоса. К нему Зовём и на него Указуем.


Назад в раздел : Записи Б.Н. Абрамова. 1950 – 1971 гг.