Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
  
  

Башкова Н.В.

Б.Н. Абрамов: философские грани музыки


Башкова Наталья Валентиновна – канд. филос. наук, куратор Музея Б.Н. Абрамова в г. Венёве.

Доклад прозвучал 27 февраля 2018 г. на 4-х Белобородовских музыкально-краеведческих чтениях, посвященных 190-летию со дня рождения Николая Ивановича Белобородова, изобретателя хроматической гармони, создателя первого в мире оркестра хроматических гармоник. Они проходят традиционно в Мемориальном музее Белобородова в г. Туле.


Борис Николаевич Абрамов (1897–1972) – духовный последователь всемирно известного художника Николая Константиновича Рериха и философа-гуманиста Елены Ивановны Рерих. В историю русской культуры он вошёл прежде всего как автор уникального многотомного труда – нравственно-философских записей, получивших при издании (с 1993 г.) название «Грани Агни Йоги»1. В этих книгах развиваются философские и духовно-практические аспекты Учения Живой Этики (или Агни Йоги), составленного Е.И. и Н.К. Рерихами. Мировоззренческие идеи Б.Н. Абрамова гармонично выражены также в его поэтическом, музыкальном и живописном творчестве.

До наших дней дошла лишь часть его многообразного наследия. Это связано с тем, что судьба Бориса Николаевича сложилась очень непросто. Будучи студентом юридического факультета Московского университета, он был призван в 1916 г. в армию, а позже как офицер Белой армии прошёл всю Гражданскую войну, в том числе трагический Великий сибирский ледяной поход, и вынужденно покинул Родину в 1920 г. Долгие годы он жил в китайском городе Харбине, ставшем крупным центром русской эмиграции на Востоке.

В Харбине Борис Николаевич работал химиком-лаборантом в организациях Китайско-Восточной железной дороги, заведующим студенческим клубом в Христианском Союзе молодых людей. В 1950-1959 гг. в Харбинском Политехническом институте был преподавателем русского языка и консультантом китайских преподавателей русского языка.

В 1934 г. произошла судьбоносная встреча Б.Н. Абрамова с Н.К. Рерихом и его сыном, востоковедом Ю.Н. Рерихом, посетившими Харбин во время Маньчжурской экспедиции. Борис Николаевич глубоко проникся духовно-философскими и культурно-просветительными идеями Рерихов, стал сотрудником Русского комитета Пакта Рериха по защите культурных ценностей. С 1936 г. и до конца жизни Елены Ивановны Рерих Б.Н. Абрамов состоял с ней в переписке, имевшей глубокий, сердечный характер.

По завету Рерихов Борис Николаевич с женой Ниной Ивановной стремились вернуться на Родину, что удалось им осуществить в 1959 г. С 1961 г. и до конца жизни Абрамовы жили в г. Венёве Тульской области. Здесь же они оба похоронены.

С 1993 г., когда стали публиковаться философские записи Б.Н. Абрамова, почитатели наследия Рерихов широко узнали о его имени и творческом наследии. С 1997 г. в Венёве стали проходить ежегодные Абрамовские чтения (до 2017 г. – Венёвские). Они проводятся в выходной день, ближайший к дате его рождения – 2 августа. С 2011 г. организатором Чтений стал Тульский Рериховский исследовательский центр (ТулРИЦ). Абрамовские чтения объединяют людей из самых разных уголков России и стран ближнего зарубежья. Они носят культурно-просветительный, исследовательский характер.

Сквер имени Б.Н. Абрамова (г. Венёв, ул. Советская, 15).
Сквер имени Б.Н. Абрамова (г. Венёв, ул. Советская, 15).
Абрамовские чтения. Дом культуры г. Венёва. 2017 г.
Абрамовские чтения. Дом культуры г. Венёва. 2017 г.

В 2017 году, когда мы отмечали 120-летний юбилей со дня рождения Б.Н. Абрамова, в г. Венёве Тульской области усилиями общественности открыт Музей его имени2. Музей создан как филиал музейного комплекса «Музей Н.К. Рериха» Сибирского Рериховского Общества (СибРО, г. Новосибирск). Его работа ведётся на волонтёрской основе сотрудниками двух организаций – ТулРИЦ и СибРО. В Музее многогранно представлен его жизненный и творческий путь. Экспозицию составили редкие фотографии, скан-копии архивных документов, личные вещи, издания трудов мыслителя, высококачественные репродукции живописных работ Н.К. Рериха и Б.Н. Абрамова.

На жилом здании, построенном в середине 1980-х гг. на месте дома, где последние 7 лет жили Абрамовы, обновлена в 2017 г. Мемориальная доска с барельефом мыслителя3. Годом ранее, в 2016 г., возле торца этого здания создан Сквер имени Б.Н. Абрамова. Сквер стал звеном памятного туристического маршрута, местом отдыха и прогулок для жителей и гостей города.

Открытие новой Мемориальной доски, посвященной Б.Н. Абрамову. Сквер имени Б.Н. Абрамова. 30.07.2017 г.
Открытие новой Мемориальной доски, посвященной
Б.Н. Абрамову. Сквер имени Б.Н. Абрамова. 30.07.2017 г.
Музей Б.Н. Абрамова. Экспозиция 2017 г.
Музей Б.Н. Абрамова.
Экспозиция 2017 г.

В 2015 г. автором статьи была подготовлена передвижная философско-художественная выставка «Верхний путь Духа: жизнь и творчество Б.Н. Абрамова». Она экспонировалась в филиале Центральной библиотеки и в Доме культуры Венёва (08.2015 – 02.2016 гг.), в Государственном Музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге (10.2015 г.), в Тульском областном художественном музее (02-03.2016 г.) и параллельно прошла в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына в Москве (02-04.2016 г.)4.

Б.Н. Абрамов был всесторонне образованным человеком: любил и хорошо знал литературу, музыку, живопись, разбирался в технике. Писал стихи и рассказы на духовно-нравственные темы, играл на фортепиано и сочинял музыку, рисовал акварели – пейзажи и символические картины. Одним из его любимых произведений, которое он сам часто исполнял, была первая часть «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена. Он обладал красивым голосом и пел в кругу друзей.

Литературное, музыкальное и живописное творчество Б.Н. Абрамова наполнено стремлением передать красоту и одухотворённость жизни, проникнуть в тайны скрытой от глаз, тонкой реальности, доступной чистому сознанию человека. Содержание его произведений отражает глубокое проникновение в сущность духовно-философских идей Учения Живой Этики.

Стенд выставки «Верхний путь Духа: жизнь и творчество Б.Н. Абрамова» (2015-2017 гг.)
Стенд выставки «Верхний путь Духа:
 жизнь и творчество Б.Н. Абрамова» (2015-2017 гг.)
Музей Б.Н. Абрамова. Экспозиция 2017 г.
Музей Б.Н. Абрамова.
Экспозиция 2017 г.

Поэтические произведения Б.Н. Абрамова внутренне музыкальны, и неслучайно некоторые из них были положены им на музыку. До нас дошли ноты 15-ти его вокальных произведений5. Все они написаны на его собственные стихотворения. С 2007 г. вокальные произведения Б.Н. Абрамова исполняются солистами Новосибирского театра оперы и балета. В Музее Н.К. Рериха в Новосибирске регулярно проходят концерты, где звучат эти произведения.

И.К. Дмитриев, пианист, композитор, заслуженный деятель культуры Республики Алтай, определяет жанровую принадлежность музыкальных миниатюр Б.Н. Абрамова как духовную музыку с элементами других жанров: «…В «Устремлённом сердце» совершенно явные черты романса начала XX века. Произведение «Поют струны» – это как бы импровизация, сродни той, что мы встречаем в пении алтайских сказителей... «Олень» – это типичная баллада. Произведение «Чертя крылом» по жанру также близко к балладе или, скорее, к рапсодии…»6

Музыкально-поэтические произведения Б.Н. Абрамова построены на ярких, запоминающихся метафорах («На цветущих лугах», «Ёлочка») и выразительных противопоставлениях («Жемчужины», «Олень»). В образной форме с помощью звука и слова здесь передаются глубокие философские идеи о многомерности человеческой природы, присутствии в ней света духа, озаряющего сознание, о неутолимом стремлении человека к своей высшей, небесной родине.

Рериховед Н.Д. Спирина, обращаясь к анализу творчества Б.Н. Абрамова, отмечала, что в нем «ярко вырисовываются три основные темы: земная жизнь, надземное существование и путь к Высшему Миру. …Тягостен мир земной. Ничто земное не привлекает поэта. …Он утверждает, что цель земного существования – это найти путь к Красоте Высших Миров. …Поэт считает, что препятствия, правильно понятые, не только не мешают, но именно способствуют восхождению»7.

Лейтмотивом в музыкально-поэтическом творчестве Б.Н. Абрамова звучат темы горнего пути, символизирующего духовное восхождение человека («Путь горний»), смысла жизни («Что пользы?»), неустанной борьбы и преодоления себя и жизненных испытаний («Жемчужины», «Чертя крылом»), сердечного обращения к духовному Учителю как ведущему и руководящему началу («Устремлённое сердце горит…», «Кавказ, Алтай»). Одно из произведений посвящено Е.И. Рерих («Из туманных глубин неосознанных дней…»), другое («Холм») написано по картине Н.К. Рериха «Сам Вышел».

Рукопись музыкальных произведений Б.Н. Абрамова.
Рукопись музыкальных произведений Б.Н. Абрамова.
Музыкальные произведения Б.Н. Абрамова.
Музыкальные произведения Б.Н. Абрамова.

В творческом наследии Б.Н. Абрамова нашло отражение философское осмысление музыки как звукового аспекта мировой жизни и каждой её формы, от простейшей до высокоорганизованной. По его мысли, весь окружающий мир пронизан звуками и музыкой. В дневниковых записях он отмечал: «Музыка – одна из великих радостей Бытия. Ею наполнено и переливается пространство»8. «Звуковой аспект Космоса беспределен, как и сам Космос. (…) Все в Природе имеет свою ноту, или звуковой ключ. Каждый кристалл звучит, и каждый по-своему. Все металлы и все элементы химической шкалы Менделеева различаются своей звуковой тональностью. Каждая травинка, каждый цветок звучат по-своему. Цветущая яблоня – это симфония торжествующей жизни» («Грани Агни Йоги». 1966 г., п. 225). «Звуковой аспект Вселенной еще мало известен. Но расцветшая роза звучит своей нотой. Травы звучат и деревья, особенно когда в цвету» («Грани Агни Йоги». 1964 г., п. 5). Таким – пантеистическим, всё-оживляющим было мировосприятие Бориса Николаевича.

В этом философском контексте определенную звуковую характеристику имеет и каждый человек. «Так же звучит и микрокосм человеческий красотою, когда гармоничен, или диссонансом, раздирающим пространство. (...) Сердце поет свою песню. Хор созвучных сердец рождает свою симфонию. …Жизнь есть результат и гармоническое воплощение в форме законов звука и цвета. Дисгармония – это разрушение, разложение и смерть. (…) Равновесие, гармония и созвучие консонанса – формы выражения согласованности духа» («Грани Агни Йоги». 1964 г., п. 5).

Сознание каждого человека представляет собой смешение противоречивых мыслей, чувств и желаний, как светлых, созидательных, консонансных, нравственных, так и негативных, безобразных, диссонансных, эгоистических. В сердце человека происходит постоянная, ежеминутная борьба прекрасного и безобразного, созвучного с высшими ценностями жизни и идеалами добра и противостоящего им, диссонансного. По мысли Б.Н. Абрамова, от того, каких элементов больше в человеке, что побеждает в нем в ситуациях выбора и принятия решений, чему он отдаёт предпочтение, зависит напрямую общий душевный настрой человека, его мелодия духа.

Человек может сознательно влиять на состояние своего сознания, своего микрокосмоса. Главный путь к этому – нравственное совершенствование, самоконтроль, дисциплинированность, когда человек сознательно отслеживает появляющиеся у него мысли и чувства, оценивая их по шкале добра и зла, бескорыстия и личной выгоды, красоты и безобразия, самоотверженности и эгоизма, заботливости и равнодушия, мужества и трусости и т.д.

В записях Бориса Николаевича часто встречается метафорам «арфа духа», которая ярко выражает идею возможности и необходимости самонастраивания себя, работы над собой, своим характером. Он подчеркивает многогранную пользу замены преходящих, сиюминутных настроений более устойчивым, сознательным настроем себя, своего мышления на позитивной, созидательной волне жизни.

Огромную помощь в совершенствовании оказывает возвышенная классическая музыка, как её прослушивание, так и тем более обучение игре на музыкальных инструментах, а также пение, особенное хоровое. Уже в 1950-1960-е годы Борис Николаевич отмечал, что консонансные звуковые аккорды и вибрации человеческого голоса способны как успокаивать нервную систему человека, так и активизировать её, а также лечить и давать прилив сил. Особенно важной и ценной идеей в его творческом наследии является утверждение о мощном нравственном влиянии красивой, глубокой музыки на сознание человека, несущей ему духовное очищение, облагораживание, возвышение.

Б.Н. Абрамов писал: «Много есть способов приведения сознания в возвышенное состояние. Одним из них является музыка и пение. С древних времен прибегали к этому методу. Звук вообще действует на нервную систему очень сильно. Звук человеческого голоса – особенно. Каждая песня, каждая мелодия, каждая симфония действуют по-разному. Многое зависит от вибрационного ключа микрокосма. (…) По склонности человека к той или иной музыке можно судить о нем самом. Мысленно вызывая из памяти тот или другой мотив, можно настраивать себя на желаемый лад» («Грани Агни Йоги». 1964 г., п. 96). «…Музыкой очищаем жизнь, музыкой говорим с Высшим Миром и приобщаемся к Нему. Музыкой процветаем и утончаемся. Вибрации музыки благотворны и жизнедательны. Медицина будущего будет лечить музыкой. … Музыка – проводник красоты. Огонь в форме звуков. Целительная благодать»9. Много внимания он также уделял мощной силе ритма и синтетического единства звука, цвета и аромата на совершенствование человеческой природы.

Долгие годы Борис Николаевич вёл философские занятия с группой молодых людей. По воспоминаниям её членов, он обращал большое внимание на развитие их собственных творческих способностей. Примечательно, что одна из его учениц О.С. Кулинич закончила консерваторию в Сиднее (Австралия) и успешно выступала как музыкант-исполнитель, писала стихи и прозу. Еще одна ученица Н.Д. Спирина стала не только выдающимся рериховедом, но и глубоким поэтом. При этом, она, окончив Харбинскую Высшую музыкальную школу имени А.К. Глазунова по классу рояля, всю жизнь работала преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе новосибирского Академгородка.

В заключение отметим, что относительно небольшое в количественном отношении музыкальное творчество Б.Н. Абрамова несёт в себе глубокие, жизнеутверждающие идеи, наглядно и образно воплощая философское мировоззрение мыслителя. Его взгляды на искусство и творчество созвучат космической философии Учения Живой Этики, которая сейчас успешно разрабатывается исследователями в русле философии русского космизма.



_______________________

1 К 2018 г. опубликовано 27 томов нравственно-философских записей Б.Н. Абрамова, охватывающих период с 1951 по 1972 гг. Издание (и переиздание) их продолжается.

2 Адрес Музея Б.Н. Абрамова: Тульская обл., г. Венёв, ул. Советская, д. 15, кв. 17. Режим работы – по предварительной записи: 8-910-155-15-43. В Краеведческом музее г. Венёва также хранится личный фонд Б.Н. и Н.И. Абрамовых.

3 Первая Мемориальная доска, посвященная Б.Н. Абрамову, была установлена к 110-летию со дня его рождения в 2007 г.

4 Анонс выставки. URL: http://www.bfrz.ru/index.php?mod=static&id=1236 (дата обращения: 18.02.2018).

5 Впервые опубликованы: Абрамов Б.Н. Путь Горний. Для голоса в сопровождении фортепиано: Нотный сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2009. 48 с. URL: http://sibro.ru/upload/pdf/books/abramov_bn_noty.pdf (дата обращения: 18.02.2018).

6 Интервью с первыми исполнителями произведений Б.Н. Абрамова / Абрамов Б.Н. Путь Горний: Нотный сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2009. С. 6.

7 Спирина Н.Д. Сребротканная нить / Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце: Сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ СибРО, 2012. С. 560-593.

8 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце: Сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ СибРО, 2012. С. 60.

9 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце: Сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ СибРО, 2012. С. 61.



Возврат к списку