Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Общий вид Зала Н.К. Рериха.
Общий вид Зала Н.К. Рериха.

Малая комната Музея Б.Н. Абрамова посвящена творчеству его Учителя - Николая Константиновича Рериха (1874-1947).

С момента открытия Музея здесь размещена экспозиция, освещающая тему России в живописи великого художника.

Небольшое исключение - при входе в зал Н.К. Рериха, в узком коридоре, расположены четыре гималайских пейзажа.

В Музее находятся репродукции картин Н.К. Рериха, выполненные на холсте в Издательском центре СибРО, г. Новосибирск.

Общий вид большой стены.
Общий вид большой стены.

Экспозиция большой стены. Фрагмент.
Экспозиция большой стены. Фрагмент.

Экспозиция средней стены.
Экспозиция средней стены.

Экспозиция малой стены.
Экспозиция малой стены.

Экспозиция средней стены. Фрагмент.
Экспозиция средней стены. Фрагмент.

Экспозиция средней стены. Фрагмент.
Экспозиция средней стены. Фрагмент.

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932 г.
Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932 г.

Размеры подлинника: 150 x 108 см.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. IV. Ладак. (1925).

Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда; подбор молодых, никому неизвестных сотрудников; простота как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранил большое место.

Их не так много – строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности. (…)

В борении и явлении истины, на колесницах времени встают законоположенники общего блага: неутомимый водитель Моисей; суровый Амос; Лев-Победитель – Будда; справедливость жизни – Конфуций; огненный поэт Солнца – Зороастр; преображенный, отраженный "тенями" – Платон; великий в жертве бессмертия – Благий Исса; толкователь мудрости, одинокий Ориген; великий общинник и подвижник Сергий. Все ходившие неутомимо; все подлежавшие современному преследованию; все знавшие, что учение общего блага придет непреложно; все знавшие, что каждая жертва общему благу есть лишь приближение путей.

 

Рерих Н.К. Душа народов / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

Герои, во время их строительного подвига, и не подозревали, что они являются выразителями стран, выразителями самой ценной конденсированной психологии. Они творили Благо. Они следовали своему непосредственному зову сердца. Иначе они и не могли бы действовать, ибо иначе они не были бы теми самыми героями, память о которых не только живет, но и возносится и углубляется в проницательности народной. Иногда может казаться, что имя героя, выразителя народной души, затемнено и точно отложено в какие-то дальние хранилища; но не от беззаботности это. Океанская волна тоже имеет свой ритм, и, рассыпавшись великолепным гребнем, она как бы исчезает только для того, чтобы опять набухнуть и кристаллизоваться в новом великолепии. (…)

Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига, строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен – сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности.

1932 г.


Рерих Н.К. Свет Неугасимый / Листы дневника. Том 1. М.: МЦР, 1995.

"Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе – при Минине; третье – теперь".

Так знает русский народ вместе с молитвами Христу Спасу, устремивший упование свое к Великому Предстателю и молитвеннику русскому, Преподобному Сергию Радонежскому. Акафист Преподобного начинается с многозначительного обращения: "Данный России Воевода". Во славословии Преподобному Он называется Воином Христовым. Таковы прозорливые определения, сложенные Высокими Иерархами Церкви Православной.

Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской. Жизнеописания Преподобного Сергия говорят о многих знаменательных чудесах Преподобного, и чудеса эти просияли не только при жизни Подвижника, но и после отхода Его в течение всех веков и до сего дня.

Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьется русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине.

30 Декабря 1934 г.


Рерих Н.К. Не болей! / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1995.

В Праге на картине «Св. Сер­гий» была надпись: «Дано Преподобному Сергию трижды спа­сти Землю Русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь». Перед самым нашествием (фашистов – Ред.) друзья со­крыли эту надпись и в последнем письме известили об этом сокрытии. Теперь скоро откроют, если только вообще что-ли­бо уцелело от вандалов. Сергиевы картины в Чехословакии, в Югославии, в Америке, в Индии.

Отстоял народ русский и свою землю и земли многих народов. Славянское братство, еще недавно забытое, опять ожило. Не болей. Превозмогай, чтобы увидеть дни великие. Да будет!

9 октября 1944 г.


Рерих Н.К. Другу (А.П. Хейдоку) (20.12.1945) / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1995.

Под моей картиной в Праге имеется сокрытая надпись: «Трижды дано Преподобному спасти Землю Русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь» – от не­мцев. Ведь дошли они до самой Троице-Сергиевой Лавры, и там ждал их удар. Один из советских художников написал картину, как строится стена конного воинства, а на фоне – Лавра. Много, много Знаков – лишь бы замечали их.


Рерих Н.К. Булгаков (24.06.1946)/ Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1995.

Мои картины множатся. Жаль, когда картины, мысленно предназначенные для Родины, уходят в музеи на чужбине. …Помните, Вы мудро прикрыли надпись на картине «Св. Сер­гий». Не сказать же тогда, что дано спасти от немцев. А до Сергиевой Лавры так и не дошли враги, а ведь у порога были.


Сент-Илер Ж. (Рерих Е.И.) Из жизни Сергия Радонежского. Наставление / Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1993

“Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется”. Так говорил Сергий. “И ушедший в леса не может слышать речь людскую. И на ложе уснувший не услышит птичек – солнца возвестников. И Чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь, занозу из ноги своей не вынет". Так говорил Сергий.

К Сергию пришел Святитель Алексий с вопросом – что делать?

Сергий ответил: "Помоги Земле Русской".

Когда Сергия спросили крестьяне – что делать. Он ответил: "Помоги Земле Русской".

Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: "Помоги Земле Русской!"

Н.К. Рерих. Сергий строитель. 1925 г.
Н.К. Рерих. Сергий строитель. 1925 г.

Размеры подлинника: 73,6 x 117 см.

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Москва, Россия.


      Н.Д. Спирина 

           ПОДВИГ

По картинам «Сергий-Строитель»,

«Святой Сергий Радонежский»


Молчанье. Тайна. Тишина.

Следы медвежьих лап по снегу.

Сверканье звёзд. И вышина

Деревьев, устремлённых к небу…

Надземное слилось с земным,

И Сердце было местом встречи.

Восстала Подвигом одним

Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,

Что процветает, к срокам зрея.

Незримое – воплощено,

Неслышное – громов звучнее.

И вот, во имя Красоты,

На Землю сходит в вихрях света

Тот Храм, который держишь Ты

В Руке,

              на благо всей планеты!

17 – 18.07.1951 г.


Н.К. Рерих. Сергиева пустынь. 1933 г.
Н.К. Рерих. Сергиева пустынь. 1933 г.

Размеры подлинника: 46,3 х 79 см.

Музей Николая Рериха.

Нью-Йорк, США

 

Рерих Н.К. Слово на освящение Часовни Св. Преподобного Сергия, сооруженной Сибирским отделом Общества друзей Музея Рериха в Радонеге, Чураевка, штат Коннектикут / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры.

Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его…

Обратите внимание. Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил. Можно сказать, что далеко за пределами Богоискателя он был Богоносцем. Буддисты называют его Бодхисаттвою, евреи – Израилем, а индусы – Махатмою…

Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твердость. Да поможет нам Преподобный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых великих трудах, и зримых и незримых, и сказанных и несказанных!   ... Да поможет нам Преподобный приобщиться к великому единому Свету.

Гималаи. Февраль, 1931 г.


Н.К. Рерих. Звенигород. 1933 г.
Н.К. Рерих. Звенигород. 1933 г.

Размеры подлинника:.46,2 х 79 см.

Музей Николая Рериха.

Нью-Йорк, США


Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи, IX. Алтай (1926).

Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?

Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород.


Н.В. Урикова. Описание 100 картин Н.К. Рериха.

Картина "Звенигород" об Алтае. В одном из писем В.Ф. Булгакову Н.К. Рерих писал: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандою будет местом большого центра».

В легенде о Белой горе (Белухе) говорится:

«От горы, от самой вершины показались сорок сороков вершин. За ними светится Гора Белая!

Камень ли горит? Тайна обозначилась.

Пойдем, братие, на тот Свет сияющий!

Невиданное увидено. Неслыханное услышано.

На Белой Горе стоит град. Звон слышен. Петух в срок закричал.

Удалимся в город и послушаем Книгу Великую».

(Сент-Илер Ж. (Рерих Е.И.) Белая Гора / Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1993).


Из воспоминаний З.Г. Фосдик, одной из ближайших учениц Е.И. Рерих: «Планы на будущее Рерихи связывали с Алтаем, они надеялись, что со временем обязательно сюда вернутся. Елена Ивановна и Николай Константинович были четко осведомлены, что на Алтае будет воздвигнут город будущего Звенигород. Они знали даже высоту, на которой будет расположен этот город».


А.М. Шустова. Символ Светлого Града в творчестве Рериха // Журнал «Восход» № 11-12, 2009.

...Идею связи города и храма воспринял и отразил во многих своих картинах Н.К. Рерих. Для усиления восприятия этого символа он использует известный в христианском искусстве образ святого, держащего в руках храм. Такой образ мы видим на мозаике «Спас и князья святые» Троицкого собора Свято-Успенской Почаевской Лавры (1910), на панно «Благие посетившие» из серии «Эскизов росписи моленной в Ницце» (1914), а также на витраже, выполненном по эскизу Н.К. Рериха, на фронтоне музея его имени в Нью-Йорке (1929). Рериховское изображение святых с храмом в руках подобно мозаике «Император Константин со стенами Константинополя» (Х в.) собора Св. Софии в Константинополе. Известен также скульптурный образ Николы Можайского (XIV в.), держащего в правой руке поднятый меч, а в левой – макет града-крепости. Интересно, что на иконах Николы Можайского за градом часто изображалась Богородица, иногда с платом в руках, указывая на связь всех этих символов. У Н.К. Рериха также есть картина «Святой Николай» (1920) с образом Николы Можайского.

...К нашей теме можно отнести и картину Рериха «Звенигород» (1933). В ней мы видим уже целую группу святых с макетом будущего города, в центре которого расположен храм. Святые стоят также на фоне храма, возвышающегося над остальным пространством. На стене этого храма две характерные детали, связанные с Женским Началом. Это большая икона Богоматери, покровительницы всех светлых начинаний, и звонница с семью колоколами различной величины, расположенными группами в три и четыре. Эти колокола – отражение семи основных сил космоса, семи качеств единой всеначальной энергии, Матери Мира, без которой невозможно никакое творение. Ведь творение города – это космический акт, и здесь не обойтись без космических законов. Потому и Звени-город, город звонов, – город, который возводится в синтезе всех Сил Небесных, воплощённых на картине в гармонии колоколов. Заметим, что Звенигород – это именно город, а не монастырь в каком-нибудь сокрытом месте.

Рериховский «Звенигород» во многом соотносится с иконой «О Тебе Радуется», написанной Дионисием в XV веке. Богородица выступает здесь как средоточие храма, храм – как средоточие города, город – как средоточие Нового светлого мира, олицетворённого райским садом. Именно силой Богоматери, Матери Мира, созидается новое творение.

...В рассмотренных картинах Н.К. Рерих не случайно использует образ однокупольного храма, какие во множестве строились на Руси в древние времена. Архитектурная форма куба, увенчанного куполом, наиболее полно отражает идею совместного бытия земного (куб) и небесного (купол). Круг в квадрате – древний универсальный символ – воспроизводится в плане такого храма. Этот же символ характерен и для города с его крепостными стенами и храмом в центре. Предназначение храма, как и города, мыслится как раз в том, чтобы помочь соединить земной и небесный миры в сознании человека.

Н.К. Рерих. Terra Slavonica. Земля Славянская. 1943 г.
Н.К. Рерих. Terra Slavonica. Земля Славянская. 1943 г.

Размеры подлинника: 81,5 х 122 см.

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Москва, Россия

 

И.Н. Кузнецова. Русский век. Богатырская серия / Князева В.П., Кузнецова И.Н., Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества. Самара: Издательский дом «Агни», 2004.

В 1943 году Н.К. Рерих повторяет провидческую картину «Земля Славянская», сюжет которой восходит еще к композиции 1931 года. Под сводами символической звонницы с силуэтом колокола – старец-монах, устремивший взор вдаль, где в серебристой утренней дымке, среди полноводных синих рек раскинулись холмы. Вершину одного из них венчает городок с золотыми куполами храмов, окольцованный белокаменной стеной. То ли быль, то ли чудное видение, пригрезившееся чернецу? В эмоциональном строе полотна звучит тоска художника по Родине, надежда на возвращение и предвидение грядущего братского единения славянских народов, ибо, по утверждению Н.К. Рериха, еще не сложенная на земле «твердыня Союза народов... уже сияет в будущем.» (Рерих Н.К. Будущее / Рерих Н.К. Из литературного наследия).

 

Н.К. Рерих. Россия / Нерушимое.

Уж больно глубоко и правильно чуете Вы Россию. Мало где встречались мне определения, подобные Вашим. В яркой мозаике Вы сложили многообразный лик великой России. И сложили этот лик в дружелюбии ко всем частям его. Именно прошли по вехам добрым. Лишь добрые знаки отмечают путь верный.

Вы говорите: “Россия не только государство... Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев – Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые, серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. Россия – страна развертывающегося индустриализма, нового, невиданного на земле типа, неопределенного пока...

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.

Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на сто сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония.

Россия – не только страна мгновенного настоящего. Она – страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В ее березовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В ее окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные, глиняные чашки с кашей – жертвой. Над ее степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. Россия – могучий, хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времен, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия.

Россия грандиозна. Неповторяема.


Н.Д. Спирина. Колокола Будущего. Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества / Н.Д. Спирина. Полное собрание трудов. Том 2. Отблески: 1994-2003 / Отблески-2002

Прислушаемся к их звону, постараемся различить его среди житейского многоголосия, шумов обыденной жизни.

Колокола будущего зовут в будущее, и художник Николай Константинович Рерих помогает нам через высокую символику своих картин узреть проблески этого будущего. И сейчас мы будем рассматривать его картины в качестве колоколов будущего, которые благовестят о приближении великой, небывалой Эпохи в истории человечества.

Пришли слова «колокола будущего», и мы восходим мысленно на Колокольню Духа и прислушиваемся к тому, что вещают нам эти колокола. Символ данного провозвестия показан нам на полотне Н.К.Рериха, которое называется «Земля Славянская». Мы смотрим вниз с Колокольни на открывающийся перед нашим духовным взором остров Нового Мира с обтекающей его рекой Жизни, несущей вечное омовение подножию гор, и венчающим его Храмом Духа чистого.

Земле Славянской, центру огромного материка, суждён великий расцвет достижений ума и духа.

Сознательно или бессознательно, но все люди ждут желанного часа, когда сбудется расцвет новой расы – расы духовности и знания законов Вселенной. Люди научатся побеждать стихии и возносить свой дух в сферы Надземные.

Выше гор стоит Колокольня, с которой прозревший взирает на очертания вершин приближения Новой Эры. Сверху виднее.

Н.К. Рерих. Святогор. 1942 г.
Н.К. Рерих. Святогор. 1942 г.

Размеры подлинника: 122 х 91,5 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия


И.Н. Кузнецова. Русский век. Богатырская серия / Князева В.П., Кузнецова И.Н., Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества. Самара: Издательский дом «Агни», 2004.

«...Накануне и в годы Великой Отечественной войны Н.К. Рерих создает полотна ярко выраженной патриотической направленности, тематически объединенные в Богатырскую или Героическую серию. В них художник раскрывает лучшие черты русского национального характера: мужество, отвагу, доброту, самопожертвование. Былинные образы соседствуют в картинах с конкретными деятелями русской истории, реальные сюжеты – с символическими мотивами. В образах народных героев, богатырей и подвижников, концентрирующих духовные и физические силы нации, Н.К. Рерих видит мощь и опору как в мирных трудовых буднях, так и в грядущих битвах. В ярких, монументальных по звучанию полотнах находят отражение темы Подвига, Героя, Мужества и Созидания».

На одной из картин изображен «богатырь-мудрец Святогор, спящий тысячелетиями и просыпающийся в лихую для Отечества годину. Среди заснеженных горных вершин, освещенных лучами заходящего солнца, возвышается на могучем коне суровый седобородый старец в полном воинском облачении – кольчуге и шлеме, устремив грозный взгляд вдаль. «В каких горах жил Святогор?» – задается вопросом Н.К. Рерих. В Святых горах – свидетельствует былина. Уж не в Гималаях ли, где живут святые люди? Тогда образ былинного богатыря приобретает особый смысл, превращаясь в символ могучего заступника из самой великой Шамбалы.

Выше облаков, вровень с горными вершинами, поднялся Святогор, олицетворяя собой грозную силу. Всем своим обликом он словно говорит: «Не замай!» Ему вторит и Н. Рерих, предостерегая потенциальных агрессоров: «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский, в своей целине необозримой, вырывал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: "Не замай!"»...  

 

И.И. Сереброва. В каждой легенде живет великая правда // Журнал «Восход», № 3 (143), Март, 2006.

«СВЯТОГОР». Образ этого древнерусского великана-богатыря связан с горами севера, а также с Алтаем, Белухой; само имя «Святогор» указывает на священный характер гор. И на картине Рериха заснеженные скалы напоминают вершины Белухи с южной стороны. Этот великан был так могуч, что народ предупреждал Илью Муромца: «Бейся, ратися со всяким богатырем... А только не выходи драться со Святогором богатырем: его и земля на себе через силу носит...» Но не послушался Илья. Пошёл он искать Святогора и нашёл гору, а на ней лежит огромный богатырь, сам как гора. Илья наносит ему удар. «Никак, я зацепился за сучок», – говорит богатырь... Оборотясь, он увидел Илью Муромца и сказал ему: «А, это ты, Илья Муромец! Ты силён между людьми, и будь между ними силён, а со мною нечего тебе мерять силы».


Рерих Н.К. Русскость / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Растет народ русский и качеством и количеством. Отпустила ему судьба несметные богатства – пусть возьмет из недр все сокрытое. Даны народу русскому и герои во всех веках. Народные богатыри от Микулы, от Святогора уже складывали твердыни. За славу народа русского боролись Александр Невский, Сергий Радонежский, Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Пушкин, Менделеев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Репин, Толстой, Павлов – и не перечесть! И народ русский воздает поклон своим героям.

Март 1940 г.


Рерих Н.К. Русь-Индия / Из литературного наследия. М., 1974.

Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно, "Алтай-Гималаи" – два магнита, два равновесия, два устоя. Радостно видеть жизненность в связях индо-русских.

Дело не в политике, а в живых душевных человеческих отношениях. Непрочны швы политические, то и дело лопаются и являют отвратительные прорехи. Другое дело – прочные сердечные узоры. Чем древнее они, тем они краше.

Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает.

В каких горах жил Святогор?

29 марта 1944 г.