Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Зал Н.К. Рериха

Общий вид Зала Н.К. Рериха.
Общий вид Зала Н.К. Рериха.

Малая комната Музея Б.Н. Абрамова посвящена творчеству его Учителя - Николая Константиновича Рериха (1874-1947).

С момента открытия Музея здесь размещена экспозиция, освещающая тему России в живописи великого художника.

Небольшое исключение - при входе в зал Н.К. Рериха, в узком коридоре, расположены четыре гималайских пейзажа.

В Музее находятся репродукции картин Н.К. Рериха, выполненные на холсте в Издательском центре СибРО, г. Новосибирск.


Общий вид большой стены.
Общий вид большой стены.

Экспозиция большой стены. Фрагмент.
Экспозиция большой стены. Фрагмент.

Экспозиция средней стены.
Экспозиция средней стены.

Экспозиция малой стены.
Экспозиция малой стены.

Н.К. Рерих. Ростов Великий. Вход в Кремль. 1903 г.
Н.К. Рерих. Ростов Великий. Вход в Кремль. 1903 г.

Размеры подлинника: 41 × 31,5 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия


Глубокому изучению древнерусской истории и искусства было посвящено большое путешествие Рериха вместе с супругой Еленой Ивановной в 1903-1904 годах по более чем сорока русским городам, богатым памятниками старины: Ярославлю, Костроме, Владимиру, Суздалю, Ростову Великому, Изборску, Печорам, Юрьев Польскому, Нижнему Новгороду, Смоленску и многим другим. В поездках живописцем была создана внушительная серия архитектурных этюдов храмов и крепостей (около девяноста полотен), названных С.Р. Эрнстом «Пантеоном на­шей былой Славы». Многие храмы впоследствии были разрушены и остались только на картинах художника.

О Рерихе часто говорят, как о «поэте камня». В обращении к каменной Руси, к её крепостной архитекторе – начало этих его художественных пристрастий. При большой точности воспроизведения архитектурных памятников в этюдах Рериха присутствует экспрессивность. Подчеркнутый контур и локальный цвет придают особую остроту и выразительность историческим памятникам.

В данном этюде Николай Константинович Рерих изобразил вход в кремль Ростова Великого: предельно простые гладкие округлые стены кремля и спокойную устремленность вверх стройного по пропорциям храма. Ростовский кремль стоит величавой и нарядной твердыней.

Архитектурные этюды Рериха, написанные им после путешествия по древнерусским городам, впервые были показаны в 1904 году на выставке в Петербурге. Современники называли архитектурную русскую серию Н.К. Рериха «пантеоном былой славы Росси», «каменной летописью Руси». В том же 1904 году семьдесят пять этюдов этой серии были отправлены в числе восьмисот работ русских художников на выставку в США. Из-за банкротства устроителя выставки все картины были распроданы с аукциона.

И вот спустя много лет сорок два этюда серии снова на родной земле. Американский друг Рериха, госпожа К. Кэмпбелл-Стиббе, исполняя завет Николая Константиновича, собрала эти картины и передала их в 1976 году на родину художника по просьбе его сына Святослава Рериха.


Из путевой книжки художника Н.К. Рериха. Иллюстрированное приложение к газете «Русь». 1904. 16/29 января. с. 2.

Ростов Великий. С трудом верится, чтобы ростовский Кремль на глазах живых людей мог быть назначен на слом с торгов за 28 000 р. Имена Вахрамеева, Шлякова и Титова, хлопотавших о его реставрации, почётны для всякого русского. Уголки Кремля дышат XVII в. Палаты, иераршие теремки (Филарета Никитича), расписные храмы — удивительны по настроению. Конечно, большая часть не только петербургских, но и московских туристов в этом замечательном месте не бывала.


Маковский С. Николай Рерих в русской периодике. Вып. 3: 1907-1909 / Отв. ред.: А.П. Соболев. СПб., 2006.

…Можно сказать, что до Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей примитивной архитектуры. Её линии, лишённые красивой изысканности византийствующего стиля в XVII-м столетии, казались грубыми, и только. Художник научил нас видеть.

На его холстах эти дряхлые монастыри, крепостные башни и соборы – окаменелые легенды древности, величавые гробницы времени… Годы проходят. Они стоят, как гигантские каменные гиероглифы, крепко вросшие в землю, – символы призрачных веков.


Н.К. Рерих. Ростов Великий. 1903 г.
Н.К. Рерих. Ростов Великий. 1903 г.

Размеры подлинника: 31,4 x 40,7 см.    

Государственная Третьяковская галерея.   

Москва, Россия.


Н.Ф. Василькова. Николай Рерих и Древняя Русь. Святыни Русской старины. I. // Журнал Восход № 5 (157), Май, 2007.

В начале 1900-х годов каждое лето Н.К. Рерих отправляется в художественно-археологические поездки по древнерусским городам и возвращается с архитектурными этюдами, на которых ему «удаётся зафиксировать эпоху, глядящую сквозь дымку целых столетий». После этих поездок художник выступает с докладами на собраниях Императорского Санкт-петербургского Общества архитекторов. Его сообщения в первую очередь касались проблем неумелой реставрации архитектурных памятников старины, разрушения их местным населением или полного забвения, когда они, никому не нужные, медленно и безвозвратно разрушались. На одном из таких собраний председатель отметил, что это редкий случай, «когда в одном лице соединяется живописец, архитектор и археолог, что и обеспечивает возможно полное освещение вопроса, и выразил пожелание, дабы и впредь г. Рерих от времени до времени не оставлял делиться с Обществом своими познаниями».

Во всех городах, где бывал Николай Константинович, он отыскивал строения наиболее интересные в архитектурном отношении и, если они были искажены позднейшими пристройками, изображал их в таких ракурсах, что зрители могли увидеть их первоначальный облик.

Двенадцать этюдов художник посвятил Ростову Великому, известному с Х века. Среди них – виды Кремля с озера Неро, величественные храмы и уютные дворики, терема княжеских палат. «Уголки Кремля дышат XVII веком, – записал в путевой книжке художник. – Палаты, иераршие теремки, расписные храмы – удивительны по настроению».


Рерих Н.К. Радость искусству / Собрание сочинений. Книга первая. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1914.

В ярких стенных покрытиях храмов Ярославля и Ростова какая смелость красочных выражений! (…)

…Перенеситесь в лабиринт ростовских переходов, где каждая открытая дверка поражает вас неожиданным стройным аккордом красок. Или на пепельно-белых стенах сквозят чуть видными тонами образы; или пышет на вас жар коричневых и раскаленно-красных тонов; или успокаивает задумчивая синяя празелень; или как бы суровым словом канона останавливает вас серыми тенями образ, залитый охрой.

Вы верите, что это так должно было быть, что сделалось это не случайно; и кажется вам, что и вы не случайно зашли в этот Дом Божий и что это красота еще много раз будет нужна вам в вашей будущей жизни.

Писались эти прекрасные вещи не как-нибудь зря, а так, чтобы "предстоящим мнети бы на небеси стояти пред лицы самих первообразных". Главное в том, что работа делалась "лепо, честно, с достойным украшением, приличным разбором художества".


Рерих Н.К. Светочи / Листы дневника. Том 1. М.: МЦР, 1995.

Помню, как владыка Антоний, смотря на мою картину ''Ростов Великий'', проникновенно сказал: ''Молитва Земли Небу''. Драгоценно и радостно было встречаться с владыкой на путях церковного художества и видеть, как глубоко Он чувствовал священное благолепие русской иконы.

1934 г.

Пекин


Н.К. Рерих. Ярославль. Вход в церковь Николы Мокрого. 1903 г.
Н.К. Рерих. Ярославль. Вход в церковь Николы Мокрого. 1903 г.

Размеры подлинника: 31 х 40 см.    

Государственный музей искусства народов Востока.    

Москва, Россия.


На берегу реки Которосли внимание Рерихов привлекает один из живописнейших ансамблей XVII века – церковь Николы Мокрого. При ее строительстве были использованы лучшие достижения ярославского зодчества предшествующего времени. По плану и композиции храм близок к церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, в колокольне повторены формы звонницы Ильи Пророка, а рисунок наличников ее слуховых окон восходит к колокольне церкви Рождества Христова. Фрески изображают события жития Николы, на западной стене – сцены Страшного суда. Красива гамма красок, построенная на сочетании охристо-желтых тонов и голубца с малиново-розовыми пятнами киновари.

«По расположению, по изразцам, по наличникам одна из замечательных церквей Ярославля», – писал о храме Николай Константинович, называя его очень поэтично – «чудесный седой Никола Мокрый».

Правда, Рерихам так и не удалось полюбоваться фресками XVII века: «Внутренность уже перемарана исказителями», – отметил Николай Константинович в своей записной книжке. Тем не менее что-то все-таки остановило взгляд художника, и он написал картину «Интерьер церкви Николы Мокрого». К сожалению, следы ее затерялись в Соединенных Штатах, а вот картина «Вход в церковь Николы Мокрого» в 1970-х вернулась на родину и сейчас выставлена в Государственном музее Востока. На ней изображено небывало пышное керамическое убранство храма, которое, собственно, и принесло церкви Николы Мокрого мировую известность. Еще лучше оценить это изразцовое кружево позволяет фотография, сделанная Еленой Ивановной Рерих и впервые опубликованная в журнале «Зодчий» (№ 26, 1904). Впоследствии ее поместила на своих открытках Община Святой Евгении и в дальнейшем фотография входа в церковь Николы Мокрого неоднократно воспроизводилась в различных изданиях, как посвященных жизни и творчеству Н.К. Рериха, так и рассказывающих об истории г. Ярославля. (ivorr.ru)


Н.К. Рерих. Тихие погромы / Николай Рерих в русской периодике. Вып. 3: 1907–1909. СПб., 2006.

Пишут горестные письма и ведут показать, как чудесного седого Николу Мокрого в Ярославле сейчас перекрашивают снаружи в желтый цвет, да еще масляной краской. Причем совершенно пропадает смысл желтоватых фресок и желтовато-зеленых изразцов, которыми храм справедливо славится… Никто, сколько-нибудь имеющий вкус, не может вынести, чтобы белого Николу с его чудными зеленоватыми изразцами обмазали последствиями холеры.

По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно. Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного…

Кто же защитит прекрасную древность от безумных погромов?

Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной. Это страшнее всего и больше всего подлежит наказанию.


Маковский С. Народная сказка в русском художестве / Николай Рерих в русской периодике. Вып. 2: 1902-1906. СПб., 2005.

Что за фантастические привидения – эти забытые великаны русского зодчества, эти внушительно-странные соборы с огромными, низко надвинутыми главами, затейливыми крылечками и узорною росписью стен! Сколько загадочной печали в их обветшалом величии, в тяжёлых очертаниях их каменной брони! Вспомнишь об них и не верится, что они всё ещё живы, что под их сводами раздаётся церковное пение, и в башнях колоколен гудят, как прежде, призывные медные звоны… Точно видел их когда-то во сне, точно слышал об них в старой-старой сказке…


Н.К. Рерих. Углич. Воскресенский монастырь. 1904 г.
Н.К. Рерих. Углич. Воскресенский монастырь. 1904 г.

Размеры подлинника: 46 x 83 см.   

Государственный Русский музей.  

Санкт-Петербург, Россия.


В 1904 г. Н.К. Рерих продолжает путешествовать по старинным русским городам и пополняет серию архитектурных этюдов новыми произведениями. «В 1904-м – Верхняя Волга, Углич, Калязин, Тверь, Высоты Валдайские и Деревская Пятина Новугородская. Одни названия чего стоят, и как незапамятно древне звучат они! Через многие невзгоды и превратности устояли эти святыни. Неужели найдется рука, которая на них поднимется?» (Листы дневника. Том 1. М., 1995).

Углич – один из древнейших русских городов на Волге. Воскресенский монастырь, построенный русскими мастерами в XVII веке, является блестящим памятником ансамблевого строительства того времени. Он был возведен на берегу Волги у границ древнего Углического Посада. Его величественные строения были созданы в 1674–1677 годах по указанию ростовского митрополита Ионы Сысоевича, который когда-то был его монахом. В 1904 году, будучи в Угличе, Н.К. Рерих пишет грандиозные сооружения первого городского монастыря. Примыкающие друг к другу собор, звонница и трапезная с церковью занимают почти все живописное поле картины.

Императорское С.-Петербургское Общество архитекторов. Заседание 2-го ноября / Николай Рерих в русской периодике. Вып. 2: 1902-1906. СПб., 2005.

Сообщение Н.К. Рериха "Из прошлой и настоящей жизни русского искусства" (по приблизительной стенограмме). (…).

Нынешнем летом мне пришлось видеть ещё несколько обломков прошлого; я был на тихом верхнем плёсе Волги в Калязине, Угличе и некоторых монастырях.

...В Угличе дело росписи обстоит худо: в церквах и монастырях остались небольшие уголки нетронутые. Поистине, замечателен там Воскресенский монастырь. Белой великой грудою развалился он среди зелёной площади; пережил и ограду, и кладбище. Ржавеет, расползается в трещинах…

Воскресенский монастырь давно уже лишён прихода и отписан к духовному училищу; восстановить его трудно, так как на это потребуются громадные суммы. В тёплой церкви за трапезной ещё сохранились отличные царские врата, но около них всё древнее уже истреблено и лишь малыми отрывками приходится выхватывать первоначальную красоту. Не хватает средств поддержать красивое, но испортить что-нибудь – на это средства всегда найдутся. И здесь, в проходе между тёплой церковью и трапезной, сколком Белой Палаты Ростова, сложили изразцовую печь. Сложили эту печку на проходе из церкви в трапезную и одною этою вставкою сразу погубили весь смысл конструкции превосходных храмин. С каким чувством работали наши предки, а теперь искажают именно все лучшие места их труда, и трудно уже приблизиться к картинам даже недалёкого прошлого, даже XVII века.


Рерих Н.К. Чутким сердцам / Листы дневника. Том 1. М.: МЦР, 1995.

Сколько глав! Сколько золоченых и синих, и зеленых, и со звездами, и с прорисью! Сколько крестов! Сколько башен и стен воздвиглось вокруг сокровища русского! Для всего мира это сокровище благовестит и вызывает почитание. Уже сорок лет хождений по святыням русским. Напоминается, как это сложилось. (…)

В 1903-м — большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам, от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печеры и опять несчетные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! Ужасно подумать, что, может быть, большей части его уже не существует (…)

Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных. Доклад в обществе архитекторов-художников. Сочувствие…

В статье "По старине" и во многих писаниях о храмах и стенах Кремлевских говорилось о том, чем незабываема Земля Русская. В 1904-м — Верхняя Волга, Углич, Калязин, Тверь, Высоты Валдайские и Деревская Пятина Новугородская. Одни названия чего стоят, и как незапамятно древне звучат они! Через многие невзгоды и превратности устояли эти святыни. Неужели найдется рука, которая на них поднимется?

23 Февраля 1935 г.

Пекин


Н.К. Рерих. Зов колокола. 1918 г.
Н.К. Рерих. Зов колокола. 1918 г.

Другое название: «Благовест».

Размеры подлинника: 48,3 х 78,7 см. (?)

Национальный музей Сербии. Белград


На картине изображен Псково-Печорский монастырь XVI-XVII вв.


Из путевой книжки художника Н.К. Рериха // Иллюстрированное приложение к газете «Русь». 1904. 16/29 января. С. 2.

...Печоры. Одно из самых лучших мест средней Руси. В 20 верстах от Изборска. Монастырь получил развитие ещё при Иоанне Грозном. Много раз отбивался от литовцев и рыцарей. Замечательный уют. В глубине оврага дворик, уставленный странными разноцветными зданиями. Многие из них уже попорчены и следовало бы их привести в надлежащий вид. Кругом по вершине холмов стены. Интересен вход с огромным образом над воротами. Старая ризница, звонница с раскрашенными часами, пузатые домики с непропорциональными главками дают особое впечатление. Печоры мало знают, да и то большинство не даёт себе отчёта, в каком замечательном месте оно находится.


Н.К. Рерих. Псков. 1935-36 гг.
Н.К. Рерих. Псков. 1935-36 гг.

Размеры подлинника: 30,5 х 45,8 см.

Новосибирский государственный художественный музей.


Рерих Н.К. Радость искусству (Из лекции, прочитанной в Калифорнийском университете 19 сентября 1921 г.).

Бесконечно изумляешься благородству искусства и быта Новгорода и Пскова, выросших на "великом водном пути", от Балтийского моря до Чёрного, напитавшихся лучшими соками ганзейской культуры. Голова льва на монетах Новгородской республики, так схожая со львом св. Марка...


Н.М. Кочергина. Завещано Сибири / Журнал "Восход". № 11-12, 2009.

Находясь в Индии, спустя несколько десятилетий, Рерих вспоминает милый его сердцу Псков. Этот древний русский город художник неоднократно изображал на своих полотнах, а в картине «Псков» (1935-1936 гг.) из новосибирской коллекции этот образ получил своё завершение. Видимо, что-то очень значительное связывало художника с Псковом – славным городом на рубежах Руси, основанным самой княгиней Ольгой, городом-героем, не раз отражавшим своей могучей грудью натиск врагов и защищавшим Землю Русскую.

На картине помимо храмовой архитектуры изображён ещё и стражник с непомерно большой секирой. Персонаж этот, надо полагать, возник не случайно. Именно в то время художник с болью в сердце писал: «А кругом столько гибели. С трудом вмещает сердце дикое разрушение. Но ведь взорван Симонов монастырь, запечатленный Преподобным Сергием! Ведь уничтожен Храм Христа Спасителя! Погублен Спас на Бору!» (Н.К. Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995).


Рерих Н.К. Псков / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Псковский край близок нам по многим причинам. Бабушка Татьяна Ивановна Коркунова-Калашникова была исконной псковичкой. Эти фамилии с древних времен связаны с Псковом. Одни из первых моих археологических изысканий тоже относятся к Псковской области. А область эта очень красива и богата древними поселениями.


Н.К. Рерих. Древний Новгород. 1936 г.
Н.К. Рерих. Древний Новгород. 1936 г.

Другое название: «Спас Нередица».

Размеры подлинника: 29 x 44,8 см.

Аллахабадский муниципальный музей.   

Аллахабад, штат Уттар Прадеш, Индия  

 

Н.Ф. Василькова. Николай Рерих и Древняя Русь. Святыни Русской старины // Журнал Восход № 3 (155), Март, 2007

В XII веке, по образному выражению одного из искусствоведов, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние ступенчатые пирамиды. Спас Нередицкий, древнейший из них, – шедевр архитектуры того времени, запечатлённый Рерихом на полотне ещё в 1899 году.

«Наиболее цельное впечатление из всех Новгородских древностей производит церковь Спаса на Нередице, – писал художник во время путешествия по Варяжскому пути. – Основанная в 1197 году князем Ярославом Владимировичем, Спасская церковь по древности, а главное по сохранности, является памятником исключительным... Такие одиночные, среди пустой равнины, церкви очень типичны для Новгородского пейзажа: то там, то тут, при каждом новом повороте, белеют они».

«На пустом берегу, звеном Новгорода и старого Городища, стоял Спас одинокий. Позднейшая звонница, даже ненужный сарайчик пристройки, даже редкие вётлы волховские, всё спаялось в живом силуэте» (Н.К. Рерих. Глаз добрый).

Однокупольный храм, подобный Спасу Нередицкому, мы встречаем в целом ряде картин Н.К. Рериха, среди них – «Обитель Сергия» (1933), «Святые гости» (1923).


Н.К. Рерих. Ярослав Мудрый. 1942 г.
Н.К. Рерих. Ярослав Мудрый. 1942 г.

Размеры подлинника: 122,5 х 92 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия


Кузнецова И.П. Русский век. Богатырская серия / Рерих: Пророчества. Самара, 2004.

Не однажды Н. Рерих обращается и к образу великого князя киевского Ярослава Владимировича, прозванного в народе Мудрым. Он упоминает правителя в обращении к Конвенции библиотекарей в Нью-Йорке в 1930 году, цитируя слова князя о том, что «книги суть реки, наполняющие благодатью всю Вселенную». В 1940 году мечтает о постановке исторического кинофильма о Ярославе Мудром: «Вот бы фильму поставить». А в статье «Киев», рассуждая и как ученый-археолог, пишет о былом великолепии древнего города и мудрости его правителя Ярослава. Только разумный водитель, осознавший значение искусства, его действия на народное сознание, мог, по мнению художника, создать такой дивный город, украсив его замечательными памятниками: Золотыми воротами, собором Святой Софии, монастырями Святого Георгия и Святой Ирины.

В картине мастера «Ярослав Мудрый» (1942), являющейся своеобразной иллюстрацией этой статьи, киевский князь изображён за составлением свитка в интерьере палат. Рядом – раскрытая книга. В арочном проеме в золотом сиянии восходящего солнца – белокаменный собор Святой Софии с величественными куполами и крутыми закомарами. Золотисто-сиреневые краски пейзажа получают концентрированное выражение в одежде и фигуре Ярослава. В изобразительной системе полотна использованы приёмы иконописи и монументального искусства. Крупный план, плоскостность, декоративность придают изображённому эпический характер, превращая образ великого князя в художественный символ.

Воин Красоты – Н. Рерих видит в Ярославе Мудром умного, дальновидного политика, способного тонко чувствовать прекрасное и вносить его в окружающую жизнь. «Восторг Ярослава при виде блистательной Софии... – восхищение культурного человека, почуявшего памятник, ценный на многие века», – замечает художник.

Написанная в годы войны, картина не оставляет сомнений в изначальной уверенности Н.К. Рериха в победе России, словно ориентируя современных и будущих правителей западного и восточного мира на пример политики великого русского князя, основанной на поклонении Знанию и Красоте – Науке и Искусству, во все времена способствовавших процветанию государства.


Рерих Н.К. Радость искусству / Собрание сочинений. Книга первая. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1914.

Верится, что в Киеве жили мудрые богатыри, знавшие искусство.

"Заложи Ярослав город великый Кыев, у него же града суть Златая Врата. Заложи же и церковь святыя Софья, миторполью и посем церковь на Золотых Воротах святое Богородице Благовещенье, посем святаго Георгия монастырь и святыя Ирины. И бе Ярослав любя церковные уставы и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне и списаша книгы многы: с же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное. Книги бо суть реки, напаяющи вселенную се суть исходища мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина. Ярослав же се, любим бе книгам, многы наложи в церкви святой Софьи, юже созда сам, украси ю златом и сребром и сосуды церковными. Радовашеся Ярослав видя множество церквей".

Вот первое яркое известие летописи об искусстве.

Владимир сдвигал массы. Ярослав сложил их во храм и возрадовался об искусстве. Этот момент для старого искусства памятен.

Восторг Ярослава при виде блистательной Софии безмерно далек от вопля современного дикаря при виде яркости краски. Это было восхищение культурного человека, почуявшего памятник, ценный на многие века. Так было; такому искусству можно завидовать; можно удивляться той культурной жизни, где подобное искусство было нужно.

1908


Рерих Н.К. Сокровище дома. Обращение к Конвенции библиотекарей в Нью-Йорке, 1930 / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

Книги являются истинными друзьями человечества. Каждое мыслящее существо обязано иметь эти благородные ценности. На Востоке, на этом мудром Востоке, книга является наиболее ценным даром и тот, кто дарит книгу, является благородным человеком. В течение пяти лет путешествия по Азии мы видели многие книгохранилища в монастырях, в каждом храме, в каждой разрушенной китайской дозорной башне. Всюду, и явно и тайно, хранятся сокровища замечательных Учений, жизнеописаний, научных трактатов и словарей. Князю Ярославу Мудрому, тому, который украсил Киев прекрасными памятниками романского стиля, приписывают слова о книгах: “Книги суть реки, наполняющие благодатью всю Вселенную”. И теперь, когда в пустыне или в горах вы видите одинокого путника, часто в его заплечном мешке найдется и книга. Вы можете отнять у него остальное имущество, но за книгу он будет сражаться, ибо он считает ее истинным сокровищем. Итак, приветствую вас как хранителей истинных сокровищ. Будем собирать и беречь их как благороднейший знак нашего дома.

Нью-Йорк. 1930 г.


Рерих Н.К. Огни очага / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

Когда Армагеддон гремит,

Когда столько стрел ненависти, разделения, разрушения, разложения пронзают пространство, разве тогда мы не должны беречь каждую искру дружелюбия?

Когда в невежестве поносятся самые высокие понятия, разве не должны мы собрать к очагу духа все священные лампады?

Когда ложь и суеверие пытаются загрязнить все самое чистое, лишь бы увеличить поле хаоса, разве не должны мы в лучших летописях искать свидетельства истинного сотрудничества?

В древнейшей хронике говорится как высшая похвала Киевскому князю Ярославу: "И книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне, и списаша книгы многы; с же насея книжными словесы сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное. Книги бо суть реки, напояющи вселенную, се суть исходища мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина".

Так мыслила хроника древних. Действительно, одно дело допустить книгу и совершенно другое полюбить книгу в полной преданности к просвещению.

1932 г.


Рерих Н.К. Встречи / Из литературного наследия. М., 1974.

И еще вам был бы близок "Ярослав Мудрый" /для мозаики/. Если бы появилась опера, посвященная этому строителю Киева – то эта сцена в верхнем тереме очень пригодилась бы. Помните, три дочери Ярослава были королевами Европы. Одна – за королем Франции, другая – за конунгом Скандинавским и третья – за королем Венгрии. Вот как! Летопись отмечает про Ярослава: "Заложи Ярослав град великий Киев, в нем же Золотые Врата"... Вот бы фильму поставить! Имели огромный успех фильмы: "Александр Невский" и "Петр Великий". Киевская Русь тоже могла бы дать отличный сюжет. Палаты были, может быть, получше палат Рогеров в Сицилии. Все это надо знать.

1 Июня 1940 г.


Экспозиция большой стены. Фрагмент.
Экспозиция большой стены. Фрагмент.

Н.К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914 г.
Н.К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914 г.

Размеры подлинника: 70 x 105 см.

Государственный Русский музей.

Санкт-Петербург, Россия


Рерих Н.К. Великая Матерь / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

…Прокопий Праведный в самоотверженности отвел каменную тучу от родного города и всегда на высоком берегу Двины молился именно за неведомых плавающих. И было указано, что и на Западе многие подвижники променяли, подобно Прокопию, свое высокое земное положение на пользу мира. В этих подвигах, в этих актах молитв "за неведомых, за несказанных и неписанных" имеется тот же великий принцип анонимности, того же познания преходящих земных воплощений, который так привлекателен и на Востоке.

Любитель Востока подчеркивал, что этот принцип анонимности, отказа от своего временного имени, такое начало благостного, безвестного даяния на Востоке проведено гораздо шире и глубже. При этом вспомнили, что художественные произведения Востока почти никогда не были подписаны, так как даяние сердца не нуждалось в сопроводительной записке.

На это ему было замечено, что и все византийские, старые итальянские, старые нидерландские, русские иконы и прочие примитивы также не подписаны. Личное начало стало проявляться позже.

1928 г. 

Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. III. Пир-Панджал. (1925)

В Монголии есть обычай большой древности. В случаях народного бедствия или нужды ламы всходили на высшую гору и с заклинаниями разбрасывали бумажных коней. Конь как символ Будды, силы и счастья. И, кружась, неслись эти кони валькирий, эти Световитовы кони, неся помощь неведомым бедствующим. На Двине сидел Прокопий и благословлял неведомых плывущих; на хребтах Азии ламы слали коней неведомым бедствующим. И в этой неведомости – та же забота об общем благе. Такие обычаи лам ценны. Это не "сидение под деревом", не просьба в пространство, не фигурные движения ритуала, но "приказ" о помощи неведомым бедствующим, горний голос, требующий, чтобы умиротворились беды людские.


Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

В Ладаке впервые мы встретились с замечательным обычаем лам. В ненастную погоду они всходят на вершины и с молитвами разбрасывают маленькие изображения коней в помощь страждущим путникам. Вспомнилось сказание Северной Двины, где Прокопий Праведный за неведомых плавающих молился, сидя на высоком берегу мощной реки. Знаки человеколюбия!


Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск: Звезды Гор, 2009.

В искусстве Рериха подвижники духа, Учителя человечества и святые, даже в состоянии медитации – не отрешенные созерцатели или спокойные мыслители, в них ощущается внутренняя энергия, горение, устремление света, которые их мысли и чувства излучают на человечество. Все они – великие личности, которые жертвуют собой и самоотверженно спешат на помощь неведомым страждущим или искателям. Среди них Прокопий Праведный, который отводит каменную тучу, угрожающую его родному городу, или, сидя на высоком берегу реки, молится за неведомых плавающих, и издали кажется, что свет, исходящий от святого, рассеивает тьму.


Рерих Н.К. Сон / Николай Рерих в русской периодике. Вып. 5: 1913-1918. СПб., 2008. 

Были заклятия. Были знамения. Остались сны. Сны, которые сбываются.

Лег ночь переспать.

Думал: увижу волхвов великих. Хотел посмотреть, что у них в тороках увязано. Какою они едут дорогою? Чтобы показали, куда и откуда.

Но не показались волхвы. Верно, рано еще. Не выехали.

Показались двое других.

Один – средовек, в старой синей рубахе. В кафтане темном, тоже ветхом. Волосы длинноватые. В деснице – три кочерги. Держит их концами вверх. Замечайте: вверх.

Прокопий Праведный – тот, что увел тучу каменную от Устюга Великого. Тот, что за неведомых молился.

А другой – белый и старый. С мечом и со градом.

Конечно, Никола Святитель!

Вместо волхвов со звездою эти пришли.

"Не удаляйтеся Земли. Земля красная, злом раскаленная. Но жар зла питает корни Древа, а на нем свивает Добро Преблагое гнездо свое. Принимайте труд на Земле. Восходите к океану небесному, нам темному.

Берегите Благое Древо: на нем Добро живет. Земля есть источник горя, но из горя вырастают радости. Высший всех знает время радостей ваших.

Не удаляйся Земли. Посидим, о дальних странствующих подумаем".

Русское слово (Москва). 1914. 25 декабря / 1915. 7 января. No 297. Четверг. С. 6.


Н.К. Рерих. Святой Никола. 1916 г.
Н.К. Рерих. Святой Никола. 1916 г.

Размеры подлинника: 72 x 89,5 см.

Киевский музей русского искусства.

Киев, Украина


Маточкин Е.П. Святые Русской земли. Самара, 2007.

Николай Угодник, Николай Мирликийский – христианский святитель, живший, по преданию, в первой половине IV века.

Никола у русского народа – наиболее почитаемый и любимый святой. Его обычно представляли простым старичком, который бродит с посохом по земле и помогает России. В своих произведениях Рерих так и воплотил народное почитание заступника и помощника и в обращении к нему выразил самое наболевшее, самое важное. Его картины – это искренний диалог с близким святым, в котором слышна боль за Россию. (…)


Без него как без рук – не поднять мужику полевые работы.

Всё, что сиро и слепо, одному ему видно.

Попроси – выручит, всё скажет Спасу, самого Илью умилостивит: не поляжет от града рожь наземь – живи не тужи!

A.M. Ремизов. Никола Угодник

(…)

Посылаю Вам снимок моей картины «Св. Никола» – идёт из храма посмотреть, что на земле творится!

Н.К. Рерих – М.К. Тенишевой


Эта работа создана на основе сведений о явлении Николы в России и в то же время, безусловно, опирается на известные письменные источники о древних чудесах Святителя. В преданиях упоминаются церковь Николы и град за ним. Возле этого храма нередко являлся сам Святой Николай. В рериховском пейзаже и церковь, и град стоят не на земле Антиохийской; в нём сразу узнаётся Россия – высокий холм, на котором воздвигнут белокаменный русский город Владимир с Дмитриевским собором, окружённый крепостной стеной.

Великий интуитивист современности, Николай Рерих в преддверии революций и крушения Святой Руси ощущал предгрозовую атмосферу. На полотне небесное пространство над Россией, ранее покрытое благодатным покровом кучевых облаков, пронзают чёрные стрелы, неумолимо приближается грохочущая туча.

Как завет всем верующим остались в памяти поколений слова Николы, которые, надо полагать, художник хотел напомнить соотечественникам: «Если хочешь здоровым быть, иди в церковь мою» (Чудеса Николы Мирликийского). Не случайно именно храм как символ спасения автор помещает в центр картины.

В качестве иконографического прототипа для своего Николы мастер выбрал известный образ с афонской фрески. Высокий лоб, округлая голая голова, седина редких волос, белые движки у переносицы – всё это аккуратно наследуется Рерихом. Вместе с тем его реплика лишена богатых жемчужных украшений в одежде и на Евангелии, которое теперь вообще отсутствует. Вместо него в левой руке у Святителя – посох, что более соответствует народным представлениям о Николе-страннике, старичке-помощнике. Афонский образ представлен в лёгком развороте головы – будто спокойно внимающим с высоты обращённым к нему молениям. Рерих изображает Николу более строгим и суровым. Зрителей будоражит нахмуренный и озабоченный взгляд святого. Его глаза словно сверлят душу, требовательно вопрошают – но и вселяют надежду.


Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: ИЦ Россазия СибРО, 2009.

                   *   *   *

Мы молимся Пречудному Николе,

Заступнику на суше и на море,

Великому вселенскому Святому,

Любимому и самому родному,

Который нас в беде не оставляет

И в горе неизменно утешает,

Чтоб мы не забывали никогда –

КТО любит нас и с КЕМ легка беда!

19.12.2001 г.


Рерих Н.К. Сон / Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 5: 1913–1918. СПб.: Фирма Коста, 2008. С. 48.

Были заклятия. Были знамения. Остались сны. Сны, которые сбываются.

Лег ночь переспать.

Думал: увижу волхвов великих. Хотел посмотреть, что у них в тороках увязано. Какою они едут дорогою? Чтобы показали, куда и откуда.

Но не показались волхвы. Верно, рано еще. Не выехали.

Показались двое других…

А другой – белый и старый. С мечом и со градом.

Конечно, Никола Святитель!..

…Седоватый, меч поднял; а к нему люди подвинулись. Много их выступило:

"Никола Милостивый! Ты – Чудотворец! Ты – Могущий! Ты – Святитель воинствующий!

Ты – сердца побеждающий! Ты – Водитель мыслей истинных! Силы земные Ты знающий!

Ты – меч хранящий! Ты – городам Заступник! Ты – правду зрящий! Слышишь, Владыко, моления?

Злые силы на нас ополчилися. Защити, Владыко, пречистый град! Пречистый град – врагам озлобление!

Прими, Владыко, прекрасный град! Подвигнь, Отче, священный меч! Подвигнь, Отче, все воинство!

Чудотворец! Яви грозный Лик! Укрой грады святым мечом! Ты можешь! Тебе сила дана!

Мы стоим без страха и трепета".

Русское слово (Москва). 1914. 25 декабря / 1915. 7 января. No 297. Четверг. С. 6.


Н.К. Рерих. Добрые травы (Василиса Премудрая). 1941 г.
Н.К. Рерих. Добрые травы (Василиса Премудрая). 1941 г.

Размеры подлинника: 76,5 х 122,5 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия


Кузнецова И.П. Русский век. Богатырская серия / Рерих: Пророчества.

Одухотворённой предстаёт природа в лирической композиции. Трогает душу типично русский пейзаж с пологими берегами, поросшими нежной весенней травой, бирюзовой рекой, омывающей розовато-сиреневые холмы, виднеющиеся вдали. На берегу реки Василиса Премудрая, любимая героиня русской народной сказки, собирает добрые травы, чтобы приготовить из них живую воду. Много понадобится Новой Стране целебной воды, чтобы залечить физические и душевные раны, нанесённые войной. Пейзаж в картине выступает основным источником настроения и формирования эмоционально-художественного образа. Льнущие к ногам Василисы густые, высокие изумрудные травы согнулись под напором налетевшего ветра, словно прося у девушки защиты. И эта энергия стремительного порыва, усиленная неподвижностью реки и пронзительной синевы неба, вносит в безмятежную сцену ощущение скрытой тревоги и внутреннего беспокойства.

Образ Василисы Премудрой сродни образу славной богатырши Настасьи Микуличны, стоящей на страже родной земли. В них воплощены особенности женского национального характера: отвага, мудрость, любовь, сострадание, а главное – готовность к подвигу.


Н.Д. Спирина. Отблески. 2001 г.

На этой картине мы видим образ прекрасной женщины, собирающей добрые травы для близких и далёких; сердце женщины, сердце матери заботится о здоровье всех; и выражена эта забота в трудах Василисы Прекрасной и Премудрой, знающей, какие именно целебные травы людям потребны.


Н.К. Рерих. Труды Богоматери (Мадонна Лаборис; Madonna Laboris). 1933 г.
Н.К. Рерих. Труды Богоматери (Мадонна Лаборис; Madonna Laboris). 1933 г.

Размеры подлинника: 30 x 43,7 см.

Музей Николая Рериха.

Нью-Йорк, США


Рерих Н.К. Женщинам. Посвящается Единению Женщин Общества имени Рериха / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов.

Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию. В спирали нарастания иногда точно удаляется, но это не есть отход, это есть лишь фазы движения, недоступные нашему глазу.

Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, Почитаемая умом каждого рожденного, Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережен тот, кто поймет этот Лик эволюции!

Трогательно и проникновенно посвящает христианство Богоматери следующую легенду:

"Обеспокоился Апостол Петр, ключарь Рая. Сказывает Господу: "Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю".

И сказал Господь: "Пойдем, Петр, ночным дозором".

Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души.

Возревновал Петр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: "Ш-ш! не мешай!"

Гималаи. Апрель, 1931 г.

Спирина Н.Д. Твердыня / Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: ИЦ Россазия СибРО, 2009.

 

MADONNA LABORIS

(Трубы Мадонны)

По картине "Madonna Laboris"        

                                

Самосoзданный ад…

          Возведи нас, Благая, из пекла

Неизжитых страстей

          и ненужных и мелочных чувств!

Затуманенный ум            

          без любви покрывается пеплом,

Затвердевшее сердце –    

           сосуд, что поруган и пуст.

Подними нас в Твои

           ароматные райские кущи,

Матерь, давшая жизнь

           бесконечным живым существам;

В неземное Твоё бытие

            уведи нас, безмерно заблудших,

От сует суеты            

            допусти в Твой небесный Ашрам.

Чтобы вновь обрели мы,

            ушедшие в страны далече,

Свой исходный и вечный,

            суждённый космический дом,

Где от всех заблуждений,

            иллюзий и противоречий

Мы гармонию мира      

            и радость любви обретём.

                                        1995 г.



Экспозиция большой стены. Фрагмент.
Экспозиция большой стены. Фрагмент.

Серия “Sanсta” (“Санкта”) означает “Святая”, “Священная”.


В.П. Князева. Николай Рерих. Летопись жизни и творчества. СПб., 1994.

В 1922 году была создана живописная сюита «Sanсta» («Святые»). В неё вошли картины «И мы открываем врат», «И мы не боимся», «И мы видим», «И мы приносим свет», «И мы трудимся». Герои картин – безымянны. Это русские монахи. Они проводят свои дни в неустанных трудах. Уже в самих названиях произведений заложена основная мысль художника. Он утверждает высоту нравственного идеала русского человека: его трудолюбие, скромность, добротворчество...


П.Ф. Беликов, В.П Князева. Рерих. М.: «Молодая гвардия», 1973.

В этих полотнах Рерих мастерски воссоздаёт близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности.

Е.П. Маточкин. Н.К. Рерих и русский космизм // Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К. Рериха. Нижний Новгород: НГХМ, 1994.

В 1922 году Рерих пишет серию «Святые», где показывает земную жизнь осуществленного конкретного единства Царства Духа. Все части серии посвящены не отдельным почитаемым святым, а как бы их Братству, которое, по мысли автора, живет и творит сегодня свое праведное дело. Рерих словно стирает грани между прошлым и настоящим, между земным и небесным, утверждая непреходящую ценность их нравственного примера. Рериховские герои следуют наказу Христа апостолам быть ловцами человеческих душ, они продолжают трудиться на земле среди нас, очами Христа они видят все, совершенно ничего не боятся, они открывают врата, они приносят Свет.


Л.В. Короткина. Н.К. Рерих. СПб., 1996.

В 1922 году художник завершил серию картин «Святые», на русскую тему...

Картины Рериха на русские темы имели огромный, неслыханный успех в Америке. Неизвестная, загадочная Россия предстала в его творчестве как мечта о духовной красоте, олицетворённой в образах святых и подвижников. Покорили американцев и пейзажи России, в которых художник передал ощущение бескрайних пространств земли с лесами и горами.



Н.К. Рерих. И мы несем свет. 1922 г.
Н.К. Рерих. И мы несем свет. 1922 г.

Размеры подлинника: 70,4 х 101,1 см

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Россия. Москва


Е.П. Маточкин, кандидат искусствоведения

В картине "И несём свет" изображена процессия монахов, выходящих из храма в сумерки. В их ладонях трепещут крошечные огоньки. Это пламя является символом света духовного, который несут в мир христианские подвижники. Их словно благословляют Богоматерь с Младенцем на надвратной фреске, заключённой в большом киоте. …

Рерих не делил христианских светоносцев на православных и католиков: святые для него общечеловечны. В каждом полотне серии "Sancta" пространство физическое наполняется пространством духовным, свет физический – светом духовным. Художник убеждает нас в том, что везде в мире существует великая реальность, включающая в себя единство материального и идеального, физического и духовного.

Н.Д. Спирина. Священная Сюита.

Прекрасен её [картины] символ. Во время вечерней церковной службы, в Великий страстной четверг перед Пасхой, читаются все двенадцать Евангелий о страданиях Христа. Люди слушают эти чтения с зажжёнными свечами, которые после службы не тушат, а несут домой и дома зажигают лампады от этого огня.

Елена Ивановна Рерих говорит, как «ценно в тяжкое время, среди этой тьмы, пронести свой светильник» (Письма Е.И. Рерих. Новосибирск, 1992. Т. 1. 18.06.1935) и тем до какой-то степени рассеять окружающую тьму. Также и в «Мире Огненном» говорится о значении принесения Света: «Мрак совершенный не будет уже таким, даже при одной искре Света» (Мир Огненный. I. 193).

В Учении Живой Этики сказано: «Беспросветная тьма! – так восклицает человек, впавший в отчаяние. Свет погас – говорит человек, потерявший надежду» (Аум. 144). Потому так необычайно важно принесение света людям во всех его аспектах. Во всех религиях особо отмечены именно духовные Светочи, приносившие в разные века и в разных странах тот Свет, без которого народы этих стран погрузились бы во мрак духовный.

В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Каждый человек ежемгновенно и постоянно творит Свет или тьму, вынося излучения Света или мрака из своего существа и выявляя их в продуктах своего психического или физического творчества. Все люди являются носителями тьмы или света и все неразрывно и постоянно творят, насыщая энергиями Света или тьмы всё окружающее Землю пространство» (Грани Агни Йоги. IX. 1968 г. 395)

Во всех религиях особо отмечены именно духовные Светочи, приносившие в разные века и в разных странах тот Свет, без которого народы этих стран погрузились бы во мрак духовный.


Сейчас ночь темна, но уж близок

                                               желанный рассвет,

Светлее которого не было в мире и нет.

Горят наши свечи, горят наши души огнём,

Стремясь в мир чудесный,

                                    который мы издавна ждём.

 

Н.Д. Спирина. Капли



Всего: 1 - 20 из 42
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец