Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Зал Н.К. Рериха

Всего: 21 - 40 из 42
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец
Н.К. Рерих. И мы видим. 1922 г.
Н.К. Рерих. И мы видим. 1922 г.

Размеры подлинника: 71,6 x 101,9 см

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Россия. Москва

 

Рерих Н. К. Записные листки. Иконы // Искусство. 1905. № 1.

Спас – радостный, Спас – грозный, Спас печальный, Спас – милостивый, Спас – всемогущий. И все тот же Спас, все тот же лик, спокойный чертами, бездонный красками, великий впечатлениями.


Рерих Н.К. Спас / Священный Дозор. Рига, 1992.

Спас – Милостивый, Спас – Кроткий, Спас – Всеведущий, Спас – Всемогущий, Спас – Грозный, Спас – Всеисцеляющий, всё тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями.

Е.П. Маточкин. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. Самара: ИД «Агни», 2002.

В картине «И узрим» глубина вообще отсутствует. Однако эта абсолютная плоскостность компенсируется духовным видением; кажется, что взгляд иконописного Спаса Нерукотворного пронзает все далёкие дали и все тайники человеческой души. Физической освещённости в картине нет; как в иконах здесь присутствует вечный неземной божественный свет.

 

Спирина Н.Д. Капли.

                   *   *   *

Тебя никто рукой

                              не сотворил,

Себя в Нерукотворном Лике

                              ТЫ открыл,

Чтобы Тебя познав,

                 смогли стремиться мы

К Надземному –

                 поверх земной тюрьмы!


Н.К. Рерих. И мы открываем врата. 1922 г.
Н.К. Рерих. И мы открываем врата. 1922 г.

Размеры подлинника: 73,9 х 104,3 см

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Россия. Москва


Н.Д. Спирина. Священная Сюита.         

На этом полотне символически изображена панорама Руси Великой, с венчающим её храмом...

По словам Н.К. Рериха, эти открытые врата символизируют мир, «где живёт вечная красота и где мысль творит будущую счастливую жизнь» (Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 2. М., 1995. С. 189). Свободная воля и новое сознание – условия для входа, так как сказано, что «не войти со старым сознанием во врата Нового Мира, как не летать не имеющему крыльев» (Грани Агни Йоги. I. 22.04.1960). И только путём личного ярого устремления к Новому Миру может человек продвинуться к этой светлой цели и преодолеть постоянно мешающие и препятствующие ему обстоятельства и сопротивление ветхого человека внутри себя.

Н.К. Рерих писал по этому поводу в статье «Открытые врата»: «Никто и ничто не может лишить человека в устремлении к светлому будущему, к открытым вратам Света» (Рерих Н.К. Листы Дневника. Т. 1. М., 1995. С. 591).


«И Мы открываем врата»

Туда, где царит Красота

Грядущего нового века;

Завещанный Храм там стоит,

Дом Духа,

                        и благовестит

О новой судьбе человека.


Н.Д. Спирина. Капли


Н.К. Рерих. И мы продолжаем лов. 1922 г.
Н.К. Рерих. И мы продолжаем лов. 1922 г.

Размеры подлинника: 71,5 x 101,5 см

Частная коллекция. Россия. Москва


Евангелие от Матфея, 4:18-19.

18. И, проходя возле Галилейского моря, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, его брата, которые закидывали сеть в море, ибо они были рыбаками.

19. И Он говорит им: "Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами людей".


Спирина Н.Д. Священная сюита.

Из мутных волн житейского моря благие Ловцы стремятся спасти и вернуть к Свету подлинного Бытия утопающие души. Кто такие эти Ловцы? По евангельскому преданию, это люди, которых призвал Христос и которые стали Апостолами, проповедующими Его Учение. Христос призвал их, когда они закидывали сети в море для ловли рыбы. Он сказал: "''Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков''. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним" (Матф. 4: 18-22).

Благодаря жертвенным трудам Апостолов миллионы людей познали Учение Христа и спасли свои души от мрака невежества и зла, приводящего их к духовной смерти.


"И Мы продолжаем лов" –

Сердце наше ведёт любовь

Спасти из пучин морских

Род гибнущих душ людских;

Не дать утонуть навек

Всему, чем жив человек.

6.02.2002 г.


Е.П. Маточкин. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. Самара, 2002.

В картине «И продолжаем лов» пространство распахнулось по всем направлениям. Следуя рериховскому символизму, мы уже понимаем, что это пространство духовное и в нём по наказу Христа апостолы «ловят» человеческие души, чтобы просветить их истинным светом. Самого Христа в картине нет, но мы угадываем его символический образ в виде довольно широко распространённого представления о нём как о Солнце. К такому заключению можно прийти, также сравнивая полотно Рериха с известным эскизом ватиканского ковра Рафаэля на тему Чудесного лова. Рерих во многом следует композиционному построению и рисунку персонажей великого итальянца, однако заменяет золотой нимб Христа и его розовый гиматий (хитон) закатным небом и диском дневного светила.


Н.К. Рерих. И мы трудимся. 1922 г.
Н.К. Рерих. И мы трудимся. 1922 г.

Размеры подлинника: 71,5 х 101,7 см

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Россия. Москва


Н.Д. Спирина. Священная Сюита.

На переднем плане картины изображены трое монахов, идущих за водой для своей обители. Вдали на холме стоит монастырский городок, обнесённый оградой со сторожевыми башнями и с виднеющимся вдали храмом. Подвижники идут за живой водой, стремясь утолить духовную жажду людей, о которой упоминает Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился...». В подвиге труда они черпают эту воду из неиссякаемого живительного источника Божественной Мудрости и по зову сердца делятся ею со всеми жаждущими.


Н.К. Рерих. Звезда Матери Мира / Пути благословения. Рига: Виеда, 1992.

Ведь не «сидение на тучах» и «не играние на арфах», и не «гимны неподвижности», но упорный и озаренный труд сужден. Не маг, не учитель под древом, не складки хитона, но рабочая одежда истинного подвига жизни приведет к вратам прекрасным. Приведет в полной находчивости и непобедимости.


Н.К. Рерих. И мы не боимся. 1922 г.
Н.К. Рерих. И мы не боимся. 1922 г.

Размеры подлинника: 72,5 x 102 см.

Частное собрание А. Филатова. Россия


Н.Д. Спирина. Священная сюита. Слово на "круглом столе".

Заканчиваем эту серию картиной "И Мы не боимся". На этой картине мы видим трогательную сцену встречи двух иноков, беседующих друг с другом. Рядом с одним из них тихо и мирно стоит медведь, ловя своим чутким ухом высокие речи светлых старцев, приятные его звериной душе.

И монахи его не боятся, чувствуя миролюбивый, дружественный настрой зверя по отношению к ним. Подобно Франциску, видевшему в волке своего брата, медведь был братом для этих иноков, ибо они постигали тот духовный план, на котором всё сущее есть творение Единого Отца всех тварей.

В этой сцене ощущается идея великого вселенского родства, изначального единства всего сущего, разобщённого вследствие вхождения во всё более плотные слои материи, ограничивающие восприятие этого закона.

Наступающая новая великая Эпоха покоится на незыблемом законе единства всего существующего во Вселенной.


                  Медведь

По картинам "Сергий-Строитель",

"И Мы не боимся"

Ему с Тобою было хорошо!

Тянулся он звериною душою

К тому, что именуют добротою,

К тому, что светом духа мы зовём.

Он слов не знал. Но сердце зверя знало –

Кто друг ему и кто его поймёт,

Краюшку хлеба с лаской принесёт

И в облике мохнатом узрит брата.

18.07.1977 г.


Рерих Н.К. Цветы Мории. Рига: Виеда, 1992.

                  НЕ ПОНЯВ

Не знаю, когда сильно слово твое?

Иногда ты становишься обыкновенным.

И, притаившись, сидишь между

глупцами, которые знают так

мало. Иногда ты скажешь и будто

не огорчаешься, если тебя не поймут.

Иногда ты смотришь так нежно

на незнающего, что я завидую

его незнанью. Точно не заботишься

ты свой лик показать. И когда

слушаешь речи прошедшего дня,

даже опускаешь глаза, точно

подбирая самые простые слова.

Как трудно распознать все твои

устремленья. Как не легко идти

за тобою. Вот и вчера, когда ты

говорил с медведями, мне

показалось, что они отошли, тебя

не поняв.

                                         1920


Экспозиция средней стены. Фрагмент.
Экспозиция средней стены. Фрагмент.

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932 г.
Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932 г.

Размеры подлинника: 150 x 108 см.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. IV. Ладак. (1925).

Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда; подбор молодых, никому неизвестных сотрудников; простота как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранил большое место.

Их не так много – строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности. (…)

В борении и явлении истины, на колесницах времени встают законоположенники общего блага: неутомимый водитель Моисей; суровый Амос; Лев-Победитель – Будда; справедливость жизни – Конфуций; огненный поэт Солнца – Зороастр; преображенный, отраженный "тенями" – Платон; великий в жертве бессмертия – Благий Исса; толкователь мудрости, одинокий Ориген; великий общинник и подвижник Сергий. Все ходившие неутомимо; все подлежавшие современному преследованию; все знавшие, что учение общего блага придет непреложно; все знавшие, что каждая жертва общему благу есть лишь приближение путей.

 

Рерих Н.К. Душа народов / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

Герои, во время их строительного подвига, и не подозревали, что они являются выразителями стран, выразителями самой ценной конденсированной психологии. Они творили Благо. Они следовали своему непосредственному зову сердца. Иначе они и не могли бы действовать, ибо иначе они не были бы теми самыми героями, память о которых не только живет, но и возносится и углубляется в проницательности народной. Иногда может казаться, что имя героя, выразителя народной души, затемнено и точно отложено в какие-то дальние хранилища; но не от беззаботности это. Океанская волна тоже имеет свой ритм, и, рассыпавшись великолепным гребнем, она как бы исчезает только для того, чтобы опять набухнуть и кристаллизоваться в новом великолепии. (…)

Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига, строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен – сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности.

1932 г.


Рерих Н.К. Свет Неугасимый / Листы дневника. Том 1. М.: МЦР, 1995.

"Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе – при Минине; третье – теперь".

Так знает русский народ вместе с молитвами Христу Спасу, устремивший упование свое к Великому Предстателю и молитвеннику русскому, Преподобному Сергию Радонежскому. Акафист Преподобного начинается с многозначительного обращения: "Данный России Воевода". Во славословии Преподобному Он называется Воином Христовым. Таковы прозорливые определения, сложенные Высокими Иерархами Церкви Православной.

Высокий Воспитатель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и строительство Преподобный Сергий Радонежский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской. Жизнеописания Преподобного Сергия говорят о многих знаменательных чудесах Преподобного, и чудеса эти просияли не только при жизни Подвижника, но и после отхода Его в течение всех веков и до сего дня.

Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьется русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине.

30 Декабря 1934 г.


Рерих Н.К. Не болей! / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1995.

В Праге на картине «Св. Сер­гий» была надпись: «Дано Преподобному Сергию трижды спа­сти Землю Русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь». Перед самым нашествием (фашистов – Ред.) друзья со­крыли эту надпись и в последнем письме известили об этом сокрытии. Теперь скоро откроют, если только вообще что-ли­бо уцелело от вандалов. Сергиевы картины в Чехословакии, в Югославии, в Америке, в Индии.

Отстоял народ русский и свою землю и земли многих народов. Славянское братство, еще недавно забытое, опять ожило. Не болей. Превозмогай, чтобы увидеть дни великие. Да будет!

9 октября 1944 г.


Рерих Н.К. Другу (А.П. Хейдоку) (20.12.1945) / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1995.

Под моей картиной в Праге имеется сокрытая надпись: «Трижды дано Преподобному спасти Землю Русскую. При князе Дмитрии, при Минине и Пожарском и теперь» – от не­мцев. Ведь дошли они до самой Троице-Сергиевой Лавры, и там ждал их удар. Один из советских художников написал картину, как строится стена конного воинства, а на фоне – Лавра. Много, много Знаков – лишь бы замечали их.


Рерих Н.К. Булгаков (24.06.1946)/ Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1995.

Мои картины множатся. Жаль, когда картины, мысленно предназначенные для Родины, уходят в музеи на чужбине. …Помните, Вы мудро прикрыли надпись на картине «Св. Сер­гий». Не сказать же тогда, что дано спасти от немцев. А до Сергиевой Лавры так и не дошли враги, а ведь у порога были.


Сент-Илер Ж. (Рерих Е.И.) Из жизни Сергия Радонежского. Наставление / Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1993

“Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесется”. Так говорил Сергий. “И ушедший в леса не может слышать речь людскую. И на ложе уснувший не услышит птичек – солнца возвестников. И Чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь, занозу из ноги своей не вынет". Так говорил Сергий.

К Сергию пришел Святитель Алексий с вопросом – что делать?

Сергий ответил: "Помоги Земле Русской".

Когда Сергия спросили крестьяне – что делать. Он ответил: "Помоги Земле Русской".

Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: "Помоги Земле Русской!"


Н.К. Рерих. Сергий строитель. 1925 г.
Н.К. Рерих. Сергий строитель. 1925 г.

Размеры подлинника: 73,6 x 117 см.

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Москва, Россия.


      Н.Д. Спирина 

           ПОДВИГ

По картинам «Сергий-Строитель»,

«Святой Сергий Радонежский»


Молчанье. Тайна. Тишина.

Следы медвежьих лап по снегу.

Сверканье звёзд. И вышина

Деревьев, устремлённых к небу…

Надземное слилось с земным,

И Сердце было местом встречи.

Восстала Подвигом одним

Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,

Что процветает, к срокам зрея.

Незримое – воплощено,

Неслышное – громов звучнее.

И вот, во имя Красоты,

На Землю сходит в вихрях света

Тот Храм, который держишь Ты

В Руке,

              на благо всей планеты!

17 – 18.07.1951 г.


Н.К. Рерих. Сергиева пустынь. 1933 г.
Н.К. Рерих. Сергиева пустынь. 1933 г.

Размеры подлинника: 46,3 х 79 см.

Музей Николая Рериха.

Нью-Йорк, США

 

Рерих Н.К. Слово на освящение Часовни Св. Преподобного Сергия, сооруженной Сибирским отделом Общества друзей Музея Рериха в Радонеге, Чураевка, штат Коннектикут / Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры.

Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его…

Обратите внимание. Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил. Можно сказать, что далеко за пределами Богоискателя он был Богоносцем. Буддисты называют его Бодхисаттвою, евреи – Израилем, а индусы – Махатмою…

Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твердость. Да поможет нам Преподобный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых великих трудах, и зримых и незримых, и сказанных и несказанных!   ... Да поможет нам Преподобный приобщиться к великому единому Свету.

Гималаи. Февраль, 1931 г.


Н.К. Рерих. Звенигород. 1933 г.
Н.К. Рерих. Звенигород. 1933 г.

Размеры подлинника:.46,2 х 79 см.

Музей Николая Рериха.

Нью-Йорк, США


Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи, IX. Алтай (1926).

Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?

Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород.


Н.В. Урикова. Описание 100 картин Н.К. Рериха.

Картина "Звенигород" об Алтае. В одном из писем В.Ф. Булгакову Н.К. Рерих писал: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандою будет местом большого центра».

В легенде о Белой горе (Белухе) говорится:

«От горы, от самой вершины показались сорок сороков вершин. За ними светится Гора Белая!

Камень ли горит? Тайна обозначилась.

Пойдем, братие, на тот Свет сияющий!

Невиданное увидено. Неслыханное услышано.

На Белой Горе стоит град. Звон слышен. Петух в срок закричал.

Удалимся в город и послушаем Книгу Великую».

(Сент-Илер Ж. (Рерих Е.И.) Белая Гора / Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1993).

Из воспоминаний З.Г. Фосдик, одной из ближайших учениц Е.И. Рерих: «Планы на будущее Рерихи связывали с Алтаем, они надеялись, что со временем обязательно сюда вернутся. Елена Ивановна и Николай Константинович были четко осведомлены, что на Алтае будет воздвигнут город будущего Звенигород. Они знали даже высоту, на которой будет расположен этот город». 

А.М. Шустова. Символ Светлого Града в творчестве Рериха // Журнал «Восход» № 11-12, 2009.

...Идею связи города и храма воспринял и отразил во многих своих картинах Н.К. Рерих. Для усиления восприятия этого символа он использует известный в христианском искусстве образ святого, держащего в руках храм. Такой образ мы видим на мозаике «Спас и князья святые» Троицкого собора Свято-Успенской Почаевской Лавры (1910), на панно «Благие посетившие» из серии «Эскизов росписи моленной в Ницце» (1914), а также на витраже, выполненном по эскизу Н.К. Рериха, на фронтоне музея его имени в Нью-Йорке (1929). Рериховское изображение святых с храмом в руках подобно мозаике «Император Константин со стенами Константинополя» (Х в.) собора Св. Софии в Константинополе. Известен также скульптурный образ Николы Можайского (XIV в.), держащего в правой руке поднятый меч, а в левой – макет града-крепости. Интересно, что на иконах Николы Можайского за градом часто изображалась Богородица, иногда с платом в руках, указывая на связь всех этих символов. У Н.К. Рериха также есть картина «Святой Николай» (1920) с образом Николы Можайского.

...К нашей теме можно отнести и картину Рериха «Звенигород» (1933). В ней мы видим уже целую группу святых с макетом будущего города, в центре которого расположен храм. Святые стоят также на фоне храма, возвышающегося над остальным пространством. На стене этого храма две характерные детали, связанные с Женским Началом. Это большая икона Богоматери, покровительницы всех светлых начинаний, и звонница с семью колоколами различной величины, расположенными группами в три и четыре. Эти колокола – отражение семи основных сил космоса, семи качеств единой всеначальной энергии, Матери Мира, без которой невозможно никакое творение. Ведь творение города – это космический акт, и здесь не обойтись без космических законов. Потому и Звени-город, город звонов, – город, который возводится в синтезе всех Сил Небесных, воплощённых на картине в гармонии колоколов. Заметим, что Звенигород – это именно город, а не монастырь в каком-нибудь сокрытом месте.

Рериховский «Звенигород» во многом соотносится с иконой «О Тебе Радуется», написанной Дионисием в XV веке. Богородица выступает здесь как средоточие храма, храм – как средоточие города, город – как средоточие Нового светлого мира, олицетворённого райским садом. Именно силой Богоматери, Матери Мира, созидается новое творение.

...В рассмотренных картинах Н.К. Рерих не случайно использует образ однокупольного храма, какие во множестве строились на Руси в древние времена. Архитектурная форма куба, увенчанного куполом, наиболее полно отражает идею совместного бытия земного (куб) и небесного (купол). Круг в квадрате – древний универсальный символ – воспроизводится в плане такого храма. Этот же символ характерен и для города с его крепостными стенами и храмом в центре. Предназначение храма, как и города, мыслится как раз в том, чтобы помочь соединить земной и небесный миры в сознании человека.


Н.К. Рерих. Terra Slavonica. Земля Славянская. 1943 г.
Н.К. Рерих. Terra Slavonica. Земля Славянская. 1943 г.

Размеры подлинника: 81,5 х 122 см.

Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха.

Москва, Россия

 

И.Н. Кузнецова. Русский век. Богатырская серия / Князева В.П., Кузнецова И.Н., Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества. Самара: Издательский дом «Агни», 2004.

В 1943 году Н.К. Рерих повторяет провидческую картину «Земля Славянская», сюжет которой восходит еще к композиции 1931 года. Под сводами символической звонницы с силуэтом колокола – старец-монах, устремивший взор вдаль, где в серебристой утренней дымке, среди полноводных синих рек раскинулись холмы. Вершину одного из них венчает городок с золотыми куполами храмов, окольцованный белокаменной стеной. То ли быль, то ли чудное видение, пригрезившееся чернецу? В эмоциональном строе полотна звучит тоска художника по Родине, надежда на возвращение и предвидение грядущего братского единения славянских народов, ибо, по утверждению Н.К. Рериха, еще не сложенная на земле «твердыня Союза народов... уже сияет в будущем.» (Рерих Н.К. Будущее / Рерих Н.К. Из литературного наследия).

Н.К. Рерих. Россия / Нерушимое.

Уж больно глубоко и правильно чуете Вы Россию. Мало где встречались мне определения, подобные Вашим. В яркой мозаике Вы сложили многообразный лик великой России. И сложили этот лик в дружелюбии ко всем частям его. Именно прошли по вехам добрым. Лишь добрые знаки отмечают путь верный.

Вы говорите: “Россия не только государство... Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев – Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые, серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. Россия – страна развертывающегося индустриализма, нового, невиданного на земле типа, неопределенного пока...

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.

Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на сто сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония.

Россия – не только страна мгновенного настоящего. Она – страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В ее березовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В ее окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные, глиняные чашки с кашей – жертвой. Над ее степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. Россия – могучий, хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времен, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия.

Россия грандиозна. Неповторяема.


Н.Д. Спирина. Колокола Будущего. Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества / Н.Д. Спирина. Полное собрание трудов. Том 2. Отблески: 1994-2003 / Отблески-2002

Прислушаемся к их звону, постараемся различить его среди житейского многоголосия, шумов обыденной жизни.

Колокола будущего зовут в будущее, и художник Николай Константинович Рерих помогает нам через высокую символику своих картин узреть проблески этого будущего. И сейчас мы будем рассматривать его картины в качестве колоколов будущего, которые благовестят о приближении великой, небывалой Эпохи в истории человечества.

Пришли слова «колокола будущего», и мы восходим мысленно на Колокольню Духа и прислушиваемся к тому, что вещают нам эти колокола. Символ данного провозвестия показан нам на полотне Н.К.Рериха, которое называется «Земля Славянская». Мы смотрим вниз с Колокольни на открывающийся перед нашим духовным взором остров Нового Мира с обтекающей его рекой Жизни, несущей вечное омовение подножию гор, и венчающим его Храмом Духа чистого.

Земле Славянской, центру огромного материка, суждён великий расцвет достижений ума и духа.

Сознательно или бессознательно, но все люди ждут желанного часа, когда сбудется расцвет новой расы – расы духовности и знания законов Вселенной. Люди научатся побеждать стихии и возносить свой дух в сферы Надземные.

Выше гор стоит Колокольня, с которой прозревший взирает на очертания вершин приближения Новой Эры. Сверху виднее.


Н.К. Рерих. Святогор. 1942 г.
Н.К. Рерих. Святогор. 1942 г.

Размеры подлинника: 122 х 91,5 см.

Государственный музей искусства народов Востока.

Москва, Россия


И.Н. Кузнецова. Русский век. Богатырская серия / Князева В.П., Кузнецова И.Н., Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества. Самара: Издательский дом «Агни», 2004.

«...Накануне и в годы Великой Отечественной войны Н.К. Рерих создает полотна ярко выраженной патриотической направленности, тематически объединенные в Богатырскую или Героическую серию. В них художник раскрывает лучшие черты русского национального характера: мужество, отвагу, доброту, самопожертвование. Былинные образы соседствуют в картинах с конкретными деятелями русской истории, реальные сюжеты – с символическими мотивами. В образах народных героев, богатырей и подвижников, концентрирующих духовные и физические силы нации, Н.К. Рерих видит мощь и опору как в мирных трудовых буднях, так и в грядущих битвах. В ярких, монументальных по звучанию полотнах находят отражение темы Подвига, Героя, Мужества и Созидания».

На одной из картин изображен «богатырь-мудрец Святогор, спящий тысячелетиями и просыпающийся в лихую для Отечества годину. Среди заснеженных горных вершин, освещенных лучами заходящего солнца, возвышается на могучем коне суровый седобородый старец в полном воинском облачении – кольчуге и шлеме, устремив грозный взгляд вдаль. «В каких горах жил Святогор?» – задается вопросом Н.К. Рерих. В Святых горах – свидетельствует былина. Уж не в Гималаях ли, где живут святые люди? Тогда образ былинного богатыря приобретает особый смысл, превращаясь в символ могучего заступника из самой великой Шамбалы.

Выше облаков, вровень с горными вершинами, поднялся Святогор, олицетворяя собой грозную силу. Всем своим обликом он словно говорит: «Не замай!» Ему вторит и Н. Рерих, предостерегая потенциальных агрессоров: «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский, в своей целине необозримой, вырывал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: "Не замай!"»...   


И.И. Сереброва. В каждой легенде живет великая правда // Журнал «Восход», № 3 (143), Март, 2006.

«СВЯТОГОР». Образ этого древнерусского великана-богатыря связан с горами севера, а также с Алтаем, Белухой; само имя «Святогор» указывает на священный характер гор. И на картине Рериха заснеженные скалы напоминают вершины Белухи с южной стороны. Этот великан был так могуч, что народ предупреждал Илью Муромца: «Бейся, ратися со всяким богатырем... А только не выходи драться со Святогором богатырем: его и земля на себе через силу носит...» Но не послушался Илья. Пошёл он искать Святогора и нашёл гору, а на ней лежит огромный богатырь, сам как гора. Илья наносит ему удар. «Никак, я зацепился за сучок», – говорит богатырь... Оборотясь, он увидел Илью Муромца и сказал ему: «А, это ты, Илья Муромец! Ты силён между людьми, и будь между ними силён, а со мною нечего тебе мерять силы».


Рерих Н.К. Русскость / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Растет народ русский и качеством и количеством. Отпустила ему судьба несметные богатства – пусть возьмет из недр все сокрытое. Даны народу русскому и герои во всех веках. Народные богатыри от Микулы, от Святогора уже складывали твердыни. За славу народа русского боролись Александр Невский, Сергий Радонежский, Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Пушкин, Менделеев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Репин, Толстой, Павлов – и не перечесть! И народ русский воздает поклон своим героям.

Март 1940 г.


Рерих Н.К. Русь-Индия / Из литературного наследия. М., 1974.

Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно, "Алтай-Гималаи" – два магнита, два равновесия, два устоя. Радостно видеть жизненность в связях индо-русских.

Дело не в политике, а в живых душевных человеческих отношениях. Непрочны швы политические, то и дело лопаются и являют отвратительные прорехи. Другое дело – прочные сердечные узоры. Чем древнее они, тем они краше.

Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает.

В каких горах жил Святогор?

29 марта 1944 г.


Экспозиция средней стены. Фрагмент.
Экспозиция средней стены. Фрагмент.

Н.К. Рерих. Настасья Микулична. 1938 г.
Н.К. Рерих. Настасья Микулична. 1938 г.

Холст, темпера.

Размеры подлинника: 92 х 152,8 см.

Новосибирский государственный художественный музей.


Рерих Н.К. Старые друзья / Листы дневника. Том 2 (1936-1941). М.: МЦР, 1995.

И Настасья Микулична – величественный прообраз русского женского движения – давно нам был близок. Характерно женское движение в русском народе – в народах Союза. Выросло оно самобытно, как и быть должно. Женщина заняла присущее ей место мощно, как поленица удалая. …Народы волею своею показали здоровое, преуспевающее строительство… Привет народам Союза! Привет Родине!                                        

21 Октября 1939 г.


Грани Агни Йоги. Записи Б.Н. Абрамова. 1960 г. Новосибирск: "Алгим", 1993.

Творчество Гуру* своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление на сознание, вызывая порой целый поток мыслей. Одно из его замечательнейших полотен – это картина «Настасья Микулична». Ее надо смотреть из самого дальнего угла комнаты, а еще лучше из коридора, и тогда красоты ее оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании. И кажется, что это не просто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей Стране и вторая Отечественная война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей Страны время Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над нашими врагами и недоброжелателями. Настасья Микулична – это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену.

Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несет Миру мир и в длани ее – поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира. Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твердо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и ее ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несет миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз во всех уголках планеты, да, она возглавляет борьбу со старым, обреченным, уходящим и разлагающимся миром и ведет за собою народы и эту победную мощь. Конь поднимается на возвышенность, он еще на нее не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом.

* Гуру – так Б.Н. Абрамов называл Н.К. Рериха.


Рерих Н.К. Встречи / Листы дневника. Том 2 (1936-1941). М.: МЦР, 1995.

Рад слышать, что Лиао полюбил мою "Настасью Микуличну". В красках она лучше – вся на огненном облаке. Видимость ее немного азийская. Но ведь и богатыри князя Владимира и восточные богадуры тоже не далеки друг от друга.

1 Июня 1940 г. Гималаи.

 

Рерих Н.К. Великому народу русскому / Листы дневника. Том 2 (1936-1941). М.: МЦР, 1995.

…Когда-то слагали былину "Как перевелись богатыри на Руси", но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный. Выйдут из гор, из пещер, и приложатся к строительству народному. Вот и пришел час. Вот народные богатыри город строят.

Илья Муромец встал. Добрыня побывал в Галиче. Микула зачал новую пашню. А Настасья Микулична многих перегнала. По поднебесью летает на страх злым. А зависти-то сколько за морями! За морями – земли великие. Только нам недосуг до них. Свою целину не объехать, свою скрыню не убрать.

Лежит передо мною "Слово о полку Игоревом", отлично украшенное палеховским мастером. Само "Слово" как бы горестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнет строение. Великому народу русскому ничто не страшно. Все победит – и лед, и жару, и глад, и грозу. И будет строить на диво. "Город строят". "Проснулись богатыри".

24 Июня 1940 г.

Гималаи.


Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942 г.
Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942 г.

Холст, темпера.

Размеры подлинника: 76,2 х 122 см.

Дом Ученых СО РАН. Новосибирск.

 

И.Н. Кузнецова. Русский век. Богатырская серия / Князева В.П., Кузнецова И.Н., Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества. Самара: Издательский дом «Агни», 2004.

В 1942 году, после того как фашистские полчища были отброшены от Москвы, Н. Рерих пишет картину «Победа (Змей Горыныч)». Русский богатырь-воин в боевых доспехах стоит над поверженным обезглавленным драконом, напоминая образ Георгия Победоносца с русской иконы. Тяжело досталась победа. Силен и коварен был враг. Отрубленная голова чудовища с оскаленной пастью и злобными желтыми глазами еще жива и угрожает. На ее месте, как в сказке, может вырасти новая. Поэтому и охвачен богатырь сложным чувством радости и тревоги. Победу Света над силами зла выражает характерный рериховский пейзаж: яркие лучи восходящего солнца окрашивают розоватыми тонами небо и склоны горы Белухи – алтайской святыни, будто напоминая потомкам, что в битве под Москвой одну из главных ролей сыграли сибирские дивизии.

Е.П. Маточкин. Николай Рерих. Завещано Сибири / Новосибирск: Издательский Центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2008.

Сибирякам особенно близка картина "Победа (Змей Горыныч)", подаренная Сибирскому отделению Академии наук младшим сыном Рериха Святославом Николаевичем в 1975 году. На ней изображена священная вершина Алтая Белуха, а рядом древнерусский воин, отрубивший голову страшному дракону, зелёный цвет которого напоминает нацистскую форму. Во всём этом (тем более что картина написана в 1942 году) видится символ ратных подвигов сибирских дивизий, отстоявших Москву от фашистских полчищ. Святослав Николаевич в своей дарственной отметил, что в этой картине отца «сочетались его непоколебимая вера в Родину и прогноз великого будущего».


Рерих Н.К. Оборона Родины / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Столько событий, что и не записать. Война с Германией. Оборона Родины – та самая, о которой писалось пять лет назад. Уже тогда началось то, что вспыхнуло сейчас. Хочется написать. Хочется послать привет, а нельзя. Просто и на почте не примут. (…)

Если человек любит Родину, он в любом месте земного шара приложит в действии все свои достижения. Никто и ничто не воспрепятствует выразить на деле, чем полно сердце. Будь благословен час, когда расцветут все целебные травы. Русский народ – под знаком благоденствия! Не страшны ему испытания, претворятся они в достижения.

4 Июля 1941 г.


Рерих Н.К. В грозе и молнии / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию земли русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась, и глубила свое неисчерпаемое творчество…

В грозе и в молнии рождаются герои…   

28 Июля 1941 г.


Рерих Н.К. Крылья Победы / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.

Развернулись блистательные крылья Победы! Каждый день, слышите ли, каждодневно славные русские воины возвращают Родине сотни городов и селений. Неудержимо стремится славное воинство через все вражеские препоны. Так много побед сообщает московское радио каждое утро, что весь день ходим в высоком подъеме и шлем от Гималаев сердечные мысли богатырям русского народа.

Победоносная хартия вписана в русскую историю. Так неудержимо наступают богатырские дружины, что не успеваешь передвигать значки. И все это немалые места! Не успели отметить Харьков, а тут и весь Донбасс, и Новороссийск, и Красноград, и Брянск, и Мариуполь, Чернигов, Полтава, а теперь подступы к Смоленску, и Киев не за горами…  

Слава великому народу русскому! В каждом здешнем письме гремят сердечные слова о славе русской, душевные пожелания побед. Чуем, как искренно звучат дружеские голоса Индии. От палящего юга до Гималайских снегов множество друзей завоевал народ русский. Завоевал великим подвигом, великим самопожертвованием…

Развернулись блистательные крылья победы!                    

20 сентября 1943 г.  


Н.К. Рерих. Странник Светлого Града. 1933 г.
Н.К. Рерих. Странник Светлого Града. 1933 г.

Размеры подлинника: 61 x 96,5 см.

Холст, темпера.

Музей Николая Рериха.

Нью-Йорк, США


Рерих Н.К. «Град светлый» / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

…Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Никакие пропасти не остановят стремление духа. Знают и Пресвитера Иоанна и Гессар-Хана и Владыку Шамбалы. За белыми горами звонят колокола обителей.

Среди духовных движений, родившихся за последние годы, особенно звучат странники “Светлого Града”. О хождении их повествует Брат Алексей в своих поучениях. “Меж болот мирской неправды, среди дебрей ложного знания, минуя скалы человеческой глупости, обретешь равнину исканий и восемь дорог к ней. А посреди – озеро живой воды. Путь к нему лежит в кругах странников. Меж людьми ты хочешь стать странником, чтобы будить в них тоску по совершенству. Скажи, хочешь ли ты уважать все искания? Хочешь ли вникать в чужие искания? Хочешь ли сам искать свет совершенства? Ты ответил – хочу? Странник, ты принят в наш круг. Вот тебе посох с крыльями. Иди. Цветок круга странников – подорожник...”


“Ты, познавший тоску подорожника, – быть на всех путях везде при дороге, но никогда не знать, на пути ли ты, – вот голубую звезду василька даю тебе, пусть она ведет тебя. Голубые звезды васильков цветут на золоте ржаных полей. Но ты, пришедший, какие поля засеял ты? Не проходи мимо полей, тоскующих по любви, засей их золотом свободных устремлений. Возьми колос, в нем ты найдешь зерна для посева. Пусть на каждое зерно, тобой посеянное, вырастет новый Светлый Град, а они все – Один. Бесплодны поля неорошенные... Пусть же алая гвоздика расцветет у тебя на груди. Иди. На пути я встречу тебя”.

Светлый Град стоит на чистом озере. К нему ведут 4 братства: Иоанново, восточное братство, религиозного творчества и проповеди духа; Бояново, северное братство магии искусства; Пифагорейское, западное братство науки и философии; Микулино, южное братство любви и жертвы.

Странники совершали походы и осведомляли о них на своих духовных трапезах. Странники встречались в условном месте и совершали общую трапезу, состоявшую из хлеба, вина и фруктов, под открытым небом.

Разве не чудесно прекрасны такие искания? Разве не знаменательно, что в любом журнале сейчас звучит слово культура? К этой панацее тянутся люди ото всех концов. Вот клич о культуре из Болгарии, вот из Индии, вот из Эстляндии, вот из Буэнос-Айреса... В сердечном стремлении сознают люди, где панацея. (…)

Не будем бояться всех испугавшихся и пойдем мужественно путем собирания всех прекрасных, вечных начал.

Будем помнить о кооперации во всех ее проявлениях. Будем привлекать к общему труду самых разнообразных работников, чтобы не было отрицания и угашения. Ведь каждый в жизни своей может проявлять высшую меру дружелюбия. Каждый сердцем своим знает, где зло, где невежество, и будет тверд в противостоянии злу.

“Все за одного, один за всех” – по этой старой максиме найдем силы неисчерпаемые.

“Не лучше в мире” – истинно так! Трещит мирское строение. Но там, где странники, где каменщики, где создаватели, там сама надежда претворяется в чувствознание. Это знание говорит о неотложности часа. Поспешаем и не убоимся.


Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч. 2, п. 403.

…Нередко целые построения прежде земного осуществления создавались в Высших Мирах. Можно читать в древних Заветах о Небесных Городах, именно они строятся на различных сферах, и тем создается магнетическое притяжение. Часто люди не подозревают, что их терафимы живут уже в разных образах. Иногда ясновидящие усматривают такие действительные изображения и ошибочно переносят увиденное на земной план, тогда как земное отражение состоится позже. Но одно ощущение несомненно, именно существование таких терафимов, оно укрепляет сознание человека. Может быть, некоторые Города уже существуют и в них живут названные люди? Можно идти в будущее так же уверенно, как бы очертания Города были перед земным взором.


Учение Живой Этики. Сердце, п. 253.

…Правы те, кто понимают Армагеддон как поле знаков высшей энергии. Не может быть это поле случайным, но оно как Магнит встречных энергий. В противовес этому полю суждено поле Светлого Града. Как поле Армагеддона возвещено шумом оружия, так поле Светлого Града возвещается звоном колоколов. Можно по противоположению судить о размерах сужденного. Так можно слушать шум битвы во имя зова колоколов.


Спирина Н.Д. Твердыня / Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009.

                        * * *

Братство, 461

Она – как башня маяка

Над тёмным морем человечьим…

О, как Ты путнику близка,

Как жаждет он заветной встречи!

          И знает он – его там ждут,

          И знанье окрыляет труд,

          И поступь делается крепче.

7.02.1954 г.


                      * * *

Братство, 443

К Себе влечёшь Ты как Магнит

Готовые к слиянью души;

Струна беззвучная звучит

И все препятствия разрушит –

Которые в тебе самом –

Чтоб ты вернулся

                              в Отчий Дом.

4.08 – 21.10.1954 г.


                    * * *

Путей на карте не ищи –

Ты не найдёшь туда пути.

Не спрашивай о нём прохожих.

Но глубже в сердце загляни –

Оно надёжный проводник –

Поверх земного бездорожья

Найдёт дорогу непреложно.

15.05 – 21.10.1954 г.


                        * * *

Незваный не найдёт и не войдёт,

Не опознает сокровенный вход.

Он не поймёт, как истина проста:

Лишь сердца стук в священные Врата

Услышан будет там, где сердце – ключ,

Горящее, звучащее на Луч.

12.09 – 2.11.1954 г.


А.М. Шустова. Символ Светлого Града в творчестве Рериха // Журнал «Восход» № 11-12, 2009.

У Н.К. Рериха есть картина «Странник Светлого Града» (1933). Она как раз и отражает идею поиска Высшего Начала, Бога внутри себя. Одинокий путник (пути духа всегда одиноки) подходит к городу, стоящему у подножия гор. Горы здесь – символ духа. Виднеется озеро; вода – символ жизни, опыт которой пришлось испить сполна, ведь только в жизни дух закаляется.


Н.К. Рерих. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат (Пасхальная ночь). 1934 г.
Н.К. Рерих. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат (Пасхальная ночь). 1934 г.

Размеры подлинника: 107,2 x 152,5 см.

Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.

Москва, Россия


Е.В. Заровнятных. Николай Рерих. Религиозно-философские аспекты живописи. СПб., 2017.

В 1934 г. Николай Константинович пишет работу «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат (Пасхальная ночь)», создавая выразительный образ центрального христианского праздника – Воскресения Христова. Картина представляет собой вариант более ранней работы «Русская пасха (Крестный ход)» 1920-х годов.

На полотне изображен момент начала пасхального крестного хода, когда в полночь под пение стихиры праздника процессия совершает торжественное шествие вокруг стен храма. Звучит колокольный звон благовеста, извещающий о скором начале богослужения пасхальной утрени. Традиционно во главе шествия несут большое распятие, за которым следуют множество хоругвей с образами Спаса Нерукотворного, Архистратига Михаила, Святителя Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и других чтимых на Руси святых.

Каждый верующий держит в руках свечу, огонькам которых вторят горящие на небе звёзды; так Рерих проводит идею органического единства неба и земли, микрокосмоса и макрокосмоса. Само место действия визуально парит во вселенском пространстве. Центром картины является православный храм с надвратной фреской Богоматери Элеусы (Умиление), как бы сопровождающей взглядом божественное действо. Вспоминается идея П. А. Флоренского о двух разнородных пространствах – физическом и духовном, видимом и невидимом. В работе «Иконостас» автор ставит вопрос о границе соприкосновения этих миров...

Глядя на картину Рериха, мы видим пасхальное священнодействие не в его земной форме, а созерцаем как реальность надмирную, как «явление иного мира». Для Рериха духовный мир столь же реальный, как и физический…

В его работе мы видим процессию, объединённую таинственным светом, изливающимся из распахнутых ворот церкви; не видно ни одного лица, угадываются лишь силуэты смиренно движущихся верующих. Индивидуальностей, типажей и характеров здесь нет.

…Художник проводит идеи соборности и всеединства, изображая на полотне не мирское человечество с его социальной иерархией и бытовыми интересами, а некий прообраз будущего Богочеловечества, где божественная и человеческая природы обретут своё единство.


Гималайские пейзажи.
Гималайские пейзажи.

Дают представление о Н.К. Рерихе как о непревзойденном

Мастере Гор.


Вид из коридора.

Н.К. Рерих. Гималаи. 1937 г.
Н.К. Рерих. Гималаи. 1937 г.

Размеры подлинника: 31 х 46 см.

Новосибирский государственный художественный музей


Рерих Н.К. Химават / Химават. Самара: Агни, 1995.

Афанасий Никитин Тверской, московит пятнадцатого столетия, после своего путешествия в Индию восклицает: «И я от многих тревог отправился в Индию!»…

«Иди, мой сын, в горы Индии и иди в их пещеры и возьми там наши драгоценные камни, которые растворяются в воде, когда они смешаны с нею». Так говорит блестящий Али, араб, упомянутый Парацельсом.

Давайте пойдем в горы Индии!

Люди во всех частях света хотят знать о Гималаях. Самые лучшие люди сердечно устремляются к этому сокровищу Индии. Они просят послать хотя бы маленький эскиз или снимок, который они могли бы держать на своем столе для вдохновения. Во все времена происходило притяжение к Гималаям. Людям известно, что всякий ищущий духовного восхождения должен смотреть в сторону Гималаев. … 

Действительно, в каждом стремлении к вершинам, в каждом восхождении есть несказанная радость. Внутренний порыв непреодолимо зовет людей к высотам.

Если бы кто-нибудь задался целью с исторической точки зрения изучить устремление к Гималаям, то результаты оказались бы необыкновенно интересными. Действительно, если бы можно было проследить силу притяжения этих высот за несколько тысячелетий, то стало бы понятно, почему Гималаи прозваны «несравненными». Сколько незабываемых божественных знаков связано с этой горной страной! …

Человеческий дух, жаждущий преодолеть все препятствия, наполняется стремлением, которое неукротимо влечет его вперед, к покорению этих вершин. И сами трудности, порою сопряженные с риском, становятся лишь нужнейшими и желаннейшими ступенями восхождения для понимания земных условностей. Все ветхие бамбуковые мосты через гремящие горные потоки, все опасные переходы по вековым ледникам над гибельными пропастями, все неизбежные спуски перед успешными подъемами, грозы, голод и жара преодолеваются там, где полна чаша накоплений. …

Почему же думаем о Гималаях, что заставляет мыслить, вспоминать о них и стремиться к ним? Потому что даже мысленное приобщение к их торжественному величию будет лучшим укрепляющим средством. Ведь все по-своему стремится к прекрасному. Каждый мыслит о красоте и непременно захочет так или иначе сказать о ней. Мысль о красоте настолько мощна и подвижна, что человек не может молчать об этом и всегда будет стремиться выразить ее словами. Может быть в песне или в чем-то другом человеку удастся запечатлеть мысль о прекрасном.

От малейшего цветка, от крыла бабочки, от сверкания кристалла продвигаясь все дальше и выше через прекрасные человеческие формы, через таинственное касание Надземного человек хочет утвердиться на незыблемо прекрасном. Если существуют на Земле прекрасные творения рук человеческих – к ним придет путник, успокоится под их сводами в сиянии фресок и витражей. Если путник очарован миражами далеких горизонтов, он устремится к ним. И если он узнает, что где-то сверкают вершины наивысшие, то притянется к ним и от одного этого стремления уже станет сильнее, чище и вдохновится на подвиги во имя добра, красоты и восхождения.


Н.К. Рерих. Гималаи. 1938 г.
Н.К. Рерих. Гималаи. 1938 г.

Размеры подлинника: 31,1 х 46,2 см.

Новосибирский государственный художественный музей


В 1925-1928 гг. Н.К. Рерих совершает большое путешествие, во время которого был пройден путь длиною в 25 тысяч километров – по Индии, Гималаям, Тибету, Западному Китаю, Алтаю, Монголии. Из экспедиции Николая Константинович привез более 500 полотен и этюдов. Впервые в истории в художественных произведениях были запечатлены малодоступные области Центральной Азии, величайшие горные перевалы, воплощены образы восточных легенд.


Н.К. Рерих. Алтай – Гималаи.

Горы, горы! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключён в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор. Самые человечные слова исходят на снежных высотах.



Всего: 21 - 40 из 42
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец