Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
И.И. Сереброва
член Сибирского Рериховского Общества (СибРО), сотрудница ИЦ «Россазия»
г. Новосибирск

Свет Победитель




75 лет назад, 24 июня 1945 года, в ознаменование победы над фашистской Германией, на главной площади нашей страны состоялся триумфальный Парад Победы. Принимал парад маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Героический полководец, носящий имя широко почитаемого святого Георгия Победоносца, на белом коне проскакал по украшенной флагами Красной площади, приветствуя сводные полки, состоящие из лучших солдат и офицеров – героев Великой Отечественной войны. Победа в этой неравной жестокой битве досталась невероятной ценой. Весь мир следил за её исходом, предрекая гибель нашей страны, но, несмотря на неравные силы, наша Победа свершилась.

Ещё в 1933 году, когда над миром нависла угроза фашизма, Николай Рерих создаёт очень значимую по своему содержанию картину «Свет побеждает тьму». На ней изображён воин в огненном плаще, поражающий страшное чудище – змия. Это не просто воин, а святой, о чём говорит светящийся нимб вокруг его головы. Конь под всадником – белый, как и надлежит быть коню победителя. В этом образе явно видны черты Святого Георгия Победоносца, каким его традиционно, на протяжении многих веков, изображают на иконах.


Н.К. Рерих. Свет побеждает тьму. 1933 г.
Н.К. Рерих. Свет побеждает тьму. 1933 г.

Что известно об этом святом? Как повествует Житие, он родился в III веке на востоке Римской империи, в Каппадокии, в знатной семье. Его отец был военачальником всей Каппадокии. Юношей Георгий стал воином, поступив на службу в армию римского императора Диоклетиана, известного своими преследованиями христиан. За исповедание христианской веры Георгий был подвергнут жестоким пыткам и казнён в 30-летнем возрасте.

Спустя годы Георгия стали почитать как мученика, а в V веке он был признан святым, покровителем византийских императоров, и на первых иконах изображался в образе мученика за веру.

На Руси Святой Георгий (в народе – Егорий, Юрий) стал известен в конце Х века как покровитель русских князей, защитник земли русской. В это время на иконах уже преобладал образ воина, облачённого в доспехи. Очень много для увековечения памяти святого Георгия сделал киевский князь Ярослав Мудрый, принявший его имя при крещении. В честь своего покровителя он основал город Юрьев, постро­ил монастырь и первый храм Святого Георгия. День освящения храма – 26 ноября 1051 года – вошёл в народную память как Юрьев день, или Георгий осенний.

Георгий – великий защитник и победоносец, его просят о помощи в борьбе с врагами родной земли, в нём видят «помощника и тёплого заступника». «Пленных освободитель», «нищих защитник», «немощных врач» – так он назван в Житии. К нему обращаются с просьбой о душевном и телесном здравии, а также о плодородии земли – ведь его имя в переводе с греческого означает «земледелец».

В стародавние времена «калики перехожие» – странствующие сказители – распевали духовные стихи о чудесном подвиге святого воина, победившего змия. На Руси было широко известно «Чудо Георгия о змие»: в озере, в окрестностях палестинского города, поселился страшный дракон, который губил его жителей. Чтобы умилостивить дракона, люди стали приносить ему в жертву своих детей. Дошла очередь и до цар­ской дочери. Девушку облачили в наряд невесты и отправили на берег озера, где она со страхом ожидала ужасного конца. В это время Георгий возвращался с битвы и увидел плачущую девушку. Узнав о её несчастье, он обратился с молитвой Богу, в которой просил Его показать Свою милость и покорить чудище. В ответ раздался Глас с неба: «Дерзай, Георгий». И лютый змий «силою Божией и молитвами святого» пал к ногам воина. Спасённые жители славили героя-победителя и приняли христианскую веру.

«Чудо Георгия о змие» является одним из известных иконописных сюжетов. На многих иконах, посвящённых этому святому, изображён мужественный воин, одолевший врага и прозванный за это Победоносцем. С копьём и мечом он восседает на белом коне, у его ног побеждённый змий. Такие иконы, характерные для первых веков христианства на Руси и времён татаро-монгольского завоевания, были очень многочисленны. В этом образе воплотилась извечная тема борьбы добра и зла и представления народа о Небесном покровителе родной земли.

Георгий наделён невиданной духовной силой, поражающей всякое зло. Его победа над змием становится высоким символом победы Света над тьмой. Празднование этой победы приурочено к осеннему празднику святого – 26 ноября (9 декабря).

В этот день в 1769 году был учреждён орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, или Георгиевский крест – самая чтимая военная награда, которой удостаивались за храбрость и службу отечеству особо отличившиеся офицеры. Среди награждённых орденом 1-й степени великие русские полководцы: Александр Васильевич Суворов – за разгром турецкой армии, Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов – за победу над Наполеоном, Михаил Богданович Барклай де Толли – за окончательное сокрушение армии Наполеона и взятие Парижа.

Щит с изображением всадника с копьём стал составной частью российского герба ещё в XVI веке, в царствование Иоанна Грозного. На гербе Москвы и всей Московской губернии, утверждённом Екатериной II в 1781 году, также изображён воин, поражающий копьём змия. После Февральской революции 1917 года образ Святого Георгия почти на восемь десятилетий исчез с герба России. Лишь в ноябре 1993 года он был возвращён.

Кроме Святого Георгия, в русском иконописном искусстве известны ещё два образа воинов-змееборцев. Это Святой Фёдор Тирон и Архистратиг Михаил. Они, как и Георгий-Победоносец, нашли отражение в творчестве Николая Рериха. Воин-первохристианин Фёдор Ти́рон, победивший змия и спасший от него свою матушку, почитался в народе как защитник родной земли. Николай Рерих создал два варианта картины «Весть Тирону» – в 1917 и в 1940 году, как «призыв к обороне Родины».

В 1916 году Рерих создаёт полотно «Белый город», и в облике охраняющего город ангела, который облачён в воинские доспехи, явно просматриваются черты самого Архистратига Михаила. Образ Водителя всего Небесного Воинства и, по словам Елены Ивановны Рерих, обещанного всеми пророками Спасителя, Владыки, побеждающего Дракона, Змия древнего1, – Архистратига Михаила – был создан Николаем Рерихом для мозаики в церкви Святых Петра и Павла в Морозовке под Шлиссельбургом. Во время Второй мировой войны эта церковь была уничтожена, вместе с ней безвозвратно утеряны все уникальные мозаичные изображения, сохранились только некоторые эскизы.

На одной из известнейших картин Николая Рериха, которую называют пророческой, – на картине «Победа», или «Змей Горыныч», написанной им в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, мы видим воина, поразившего дракона, – как символ фашизма, который будет разгромлен.

На картине «Бум-Эрдени», написанной в 1947 году, Н.К. Рерих изображает воина-змееборца из монгольского эпоса, поражающего девятиглавого дракона.

Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942 г.
Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942 г.
Н.К. Рерих. Бум-Эрдени. 1947 г.
Н.К. Рерих. Бум-Эрдени. 1947 г.

В статьях и письмах Николай Константинович не устаёт повторять священную формулу: «Свет побеждает тьму. Эта истина остаётся непреложной. Всякие личины тьмы… не устают поносить Свет» («Свет побеждает тьму»). «Но мы знаем, на всей нашей жизни и на всех исторических примерах, что Свет побеждает тьму. (...) Вооружитесь всем оружием Света в обеих руках. Свет побеждает тьму»2.

В картине «Свет побеждает тьму» Н.К. Рерих отразил один из великих космических законов – борьбы и победы сил Света над силами зла.

В книге «Иерархия» сказано: «Часто слышите о битве, явленной силами тьмы. Теперь находитесь в середине её. Поистине, Сами Иерархи приняли участие в битве, тем славнее будет победа» (Иерархия. 142).

Е.И. Рерих отмечала: «Такое напряжённое время, такое насыщенное время! Все энергии устремляются к созиданию космическому. Также и силы тьмы напрягаются, но Свет побеждает тьму. Так приближается великое время» (17.08.1934). «В этой радостной вере мы продолжаем бороться и ждём суждённого часа великой Победы» (21.02.1935).

Н.К. Рерих, вспоминая экспедицию по Центральной Азии, пишет: «Когда в Монголии экспедиция чудесным образом вышла из опаснейшего положения, то седой бурят, торжественно подняв руку, закричал: ''Свет побеждает тьму''. Это уже не отвлечённость, не мечтание, но прозорливый житель пустыни понял реальность Великого Света и понял, что в конце концов тьма осуждена на поражение. И так идущие со Светом всё-таки победят, но колеблющиеся могут быть втянуты в бездну тьмы» («Canimus surdis» («Поем глухим») // Твердыня Пламенная).

О великой битве говорится и в Записях Бориса Николаевича Абрамова: «Суждена победа Света, но люди должны принять в ней участие, встав на стороне сил созидания, сил Света» (Гр.А.Й. 1967 г. 322).

«При построении будущего нельзя забыть тёмные руки, пытающиеся разрушить каждое светлое начинание. Где Свет, там и тьма – его антипод, потому так и сложно строительство в мире земном… Свет побеждает тьму. Эту формулу надо запомнить, как к Свету ведущий магнит. На Нашем щите начертано слово ''победа''» (Гр.А.Й. 1961 г. 203).

«Скажут: ''Вот вы говорите о победе Света, а на Земле, яро противодействуя эволюции, проявляется воинствующая тьма''. Ответим: тьма конечна, и в этом залог её поражения. (…) Тьма и служители её – явление временное и местное, на высших планетах тьмы нет. Есть высшие и низшие ступени эволюции, но нет тёмных сил, как на Земле. В этом второе ограничение тьмы. И третье: тьма сама разрушает и пожирает себя. Но явления Света суждены бесконечному росту. Конечна тьма, бесконечен Свет» (Гр.А.Й. 1961 г. 204). «Свет побеждает всегда, и потому называется он Свет-Победитель», – сказано в Записях Бориса Николаевича Абрамова (Гр.А.Й. 1961 г. 352).

Победа Света – как восход –

Неотвратима, непреложна;

Пусть ночь глухая безнадёжна,

Наступит час – она пройдёт.

Спирина Н.Д.3

______________

1 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 441. Письмо от 24.10.1934 г.

2 Рерих Н.К. Письма в Америку. М., 1998. С. 40, 44.

3 Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2015. С. 138.