Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Т.В. Дидова
музыковед, ТулРИЦ

Высокий путь Женщины в живописи Н.К. Рериха


  

Николай Константинович Рерих (1874-1947) – великий русский художник, археолог, путешественник, писатель, философ и общественный деятель. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более 7000 картин, многочисленные литературные произведения, международный документ об охране памятников культуры и многое другое.

В его литературном и изобразительном творчестве широко представлена целая галерея прекрасных женских образов разных эпох и народов. Художник отводил Женскому Началу важнейшую роль. Он видел путь Женщины, совершаемый на нашей планете, как путь даяния, милосердия и любви. В одной из книг его духовного ученика Б.Н. Абрамова можно прочесть созвучные мысли: «Обычно не задумываются над ролью Женского Начала в процессе эволюции духа, но она велика. Сколько великих творений человеческого гения было вдохновляемо женщиной. Как огненно начинает творить мысль при соприкосновении Высших Энергий двух противоположных Начал… Тот, кто хочет творить и понять сущность искусства, должен прежде понять, силой какою творит человек» (Грани Агни Йоги. 1964 г., 539).

Истоками живописи Рериха стали археологические раскопки, которыми он увлекался с юного возраста, и огромный интерес к истории Древней Руси и Скандинавии. Живое воображение художника рисовало облики древних викингов, их прекрасных жен и дочерей.

«Поэтична картина "За морями - земли великие" (1910 г.), созданная в Прибалтике. На морском берегу, усеянном валунами, изображена девушка в национальном костюме с цветущей веткой в руках. Тщательно выписанный костюм указывает на этнографические увлечения художника, северный пейзаж – на проникновенное понимание им природы. Вот как объяснял смысл произведения сам автор: "Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живет в сердце человеческом"»1.


Н.К. Рерих. За морями земли великие. 1910 г.
Н.К. Рерих. За морями земли великие. 1910 г.
Н.К. Рерих. Ункрада. Эскиз. 1909 г.
Н.К. Рерих. Ункрада. Эскиз. 1909 г.

«Ункрада» (1909 г.) – имя одной из героинь пьесы «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» А.М. Ремизова. Ункрада собирает целебные травы на холмах и тоскует о далёкой северной родине. Мечтательный образ девушки, в народном льняном сарафане с вышивкой, прекрасно гармонирует с окружающим русским пейзажем, хрупкими белоствольными березками. Художник восхищается красотой природы: «Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озер. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменные. ...Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые... Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка»2.

На картине «Добрые травы (Василиса Премудрая)» (1941 г.) трогает душу типично русский пейзаж с пологими берегами, поросшими нежной весенней травой, бирюзовой рекой, омывающей розовато-сиреневые холмы, виднеющиеся вдали. На берегу реки Василиса собирает добрые травы, чтобы приготовить из них живую воду. Звали ее Прекрасной, звали Премудрой. Жила любимая героиня русской народной сказки среди цветов, любила их. Была сама как цветок, легкая, красивая.

Образ Василисы Премудрой сродни образу славной богатырши Настасьи Микуличны, стоящей на страже родной земли. В них воплощены особенности женского национального характера: отвага, мудрость, любовь, сострадание, а главное – самоотверженная готовность к подвигу.

Н.К. Рерих. Добрые травы (Василиса Премудрая). 1941 г.
Н.К. Рерих. Добрые травы (Василиса Премудрая). 1941 г.
Н.К. Рерих. Настасья Микулична. 1943 г. Н.К. Рерих. Настасья Микулична. 1943 г.

Вот как охарактеризована картина Н.К. Рериха «Настасья Микулична» (1943 г) в Записях Бориса Николаевича – это «символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену… Невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить это на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и ее ведущую роль на мировой сцене. …Конь поднимается на возвышенность, он еще на нее не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи...» (Грани Агни Йоги. 30.10.1960 г.)

Бывают в истории такие имена, которые сияют в веках как жемчужины. Таково имя Жанны д'Арк, сыгравшей ключевую роль в освобождении Франции от оккупации англичанами. Пламя костра освятило подвиг Орлеанской девы. Её подвиг впоследствии вдохновил многих великих художников, композиторов и поэтов на прекрасные произведения.  

Подчас для своих образов Н.К. Рерих привлекает известные шедевры мирового искусства. В триптихе «Жанна Д'Арк» (1931 г.) за основу центральной композиции «Вечная Матерь» художник берёт знаменитый витраж Шартрского собора. На двух крайних полотнах триптиха «мы видим девятнадцатилетнюю героиню французского народа, прекрасную сердцем девушку, молящуюся перед решительной битвой с англичанами, и в конце – ее фигуру, объятую алым пламенем, как возвышенный символ Будущего, как свидетельство, что дух все же сильнее мук инквизиции и служителей тьмы. И поверх костра – небо, как триумф, то самое, необъятное, овеянное трепетом синевы, которое Рерих умеет так чутко воспроизводить на полотнах»3.

Н.К. Рерих. Жанна д'Арк. 1931 г.
Н.К. Рерих. Жанна д'Арк. 1931 г.
Н.К. Рерих. София Премудрость. 1932 г.
Н.К. Рерих. София Премудрость. 1932 г.

Великое Женское Начало было изображено художником и в образе Софии, Премудрости Божией. Исследователь творчества Н.К. Рериха, Е.П. Маточкин отмечал, что «София – Премудрость» (1932 г.) «ведёт свои истоки не от католических образов, а от православных, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила – воеводы, предводителя Светлых сил. …Согласно традиции София держит закрытый список и "в нём неведомыя и сокровенные тайны Божии". Рерих раскрывает список. На нём - Знамя Мира и трижды повторенное древнее слово, что означает "свято"».

В книге художника "Держава Света" в 1931 году написано: «Пусть теперь женщина – Матерь Мира – скажет: "Да будет Свет." Каков же будет Свет? и в чём будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота". Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток следующим образом: "Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота". Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придёт новый мир»4.

В 1933 году Н.К. Рерих на фоне удивительного ледяного пейзажа с острыми голубыми скалами изобразил особо почитаемую в Китае богиню милосердия Гуань-Инь (1933 г.).

Гуань-инь – богиня-покровительница женщин, материнства, а также покровительница профессий, связанных с опасностями. Обратиться за помощью к доброй заступнице может любой человек. Она может облегчить страдания, утешить, спасти. Гуань-инь часто изображали многорукой богиней, на каждой ладони которой находится глаз; благодаря этому она одновременно может видеть всех находящихся в беде.

На картине Н.К. Рериха она играет на старинном струнно-щипковом инструменте гуцинь. Основой игры на нём является постижение идеальной и возвышенной красоты, поиск внутреннего содержания, а не внешнего великолепия. Познание этого искусства воплощает гармонию между человеком и природой, телом и душой, Землёй и Небом.

Н.К. Рерих ощущал музыкальность окружающего мира. В его картине – «Песнь водопада» (1937 г.) женщина прислушивается к музыке льющейся воды и подбирает эти звучания на струнах музыкального инструмента. Говорят – струны начинают звучать, отвечая водопаду. В этой картине слышатся нисходящие секвенции волн, скал и камней. Весь пейзаж и стоящая у воды женская фигура струятся в едином музыкальном ритме потока, и человек находится в полном гармоническом созвучии с природой. Это напоминает полифонию, где несколько голосов текут в музыкальной ткани, сплетаются в причудливые созвучия, не нарушающие единства целого.

Н.К. Рерих. Куан-Ин (Гуань-Инь. Тара). 1933 г.
Н.К. Рерих. Куан-Ин (Гуань-Инь. Тара). 1933 г.
Н.К. Рерих. Капли жизни. 1924 г.
Н.К. Рерих. Капли жизни. 1924 г.

«Песнь утра» (1920 г.) На картине мы видим прекрасную стройную девушку, оглядывающуюся на горную лань. Движения обеих грациозны и пластичны. Девушка вытянулась, как струна, навстречу солнечным лучам, звучащим в ней торжествующим гимном радости жизни. В книге «Врата в будущее» Н.К. Рерих писал: «Когда-то обращения начинались с многозначительного привета: "Радуйся". В этом приказе о радости заключено было и пожелание очищения сердца для лучшего восприятия. Именно в утреннем чистом воздухе, в радостном чистом сердце возможны те великие восприятия, которые поникают в вечернем послезакатном смятении... То же простое чувствознание подскажет и лишний раз произнесет знаменательное "радуйся", приказ, выводящий из сумерек»5.

Н.К. Рерих. Песнь водопада. 1937 г.
Н.К. Рерих. Песнь водопада. 1937 г.
Н.К. Рерих. Песнь утра. 1920 г.
Н.К. Рерих. Песнь утра. 1920 г.

«Капли жизни» (1924 г). Проведя вторую половину жизни в Индии, среди прекрасных Гималаев, Н.К. Рерих открыл красоту и величие гор, наполнив свои гималайские пейзажи высоким духовным содержанием. Показательна картина «Капли жизни»: на краю горного утеса сидит девушка, погруженная в думы, ждет, пока ее кувшин наполнится водой из ручья, капля за каплей, и кажется, сама вечность медленно течет в серебристой струйке родника. Собранную жизненную влагу девушка затем понесет вниз, в долину, где живут люди…

Далеко вокруг – симфония горных хребтов и ущелий. Художник пишет: «С отвесных скал, как серебряные нити небесные, сверкали водопады. Светлые брызги ласкали камни с древними надписями об Истине. Разны камни, различны знаки надписей, но все они о той же Истине… Гималайские капли!»6

Многие свои картины Николай Константинович посвятил своей жене Елене Ивановне, называя её «другиней, спутницей, ладой». Всю жизнь она и для него, и для многих других людей была ведущим примером самоотверженной жизни. На картине «Ведущая» (1944 г.) «высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему»7.

Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги». «Еще сказано: "Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину"» (17.08.1934 г.). Сама Елена Ивановна являлась высоким примером воплощения этого предназначения женщины.

Н.К. Рерих. Ведущая. 1944 г.
Н.К. Рерих. Ведущая. 1944 г.
Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1930-е гг.
Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1930-е гг.

В своём искусстве Н.К. Рерих преклоняется перед образом женщины-матери, её любовью и самоотверженностью. На картине «Матерь Мира» (1930-е гг.) на престоле из гор восседает Великая Мать, являющая собой то Женское Начало, которое присутствует в мифологических и религиозных представлениях разных народов мира. Она – Матерь рождающая и дающая, Жизнедательница всему сущему, Защитница и Охранительница Жизни.

Древние легенды Востока говорят, что Матерь Мира пожелала скрыть Свой Лик и Свое Имя, когда человечество погрузилось во мрак безнравственности и бездуховности. Защитница и Охранительница Жизни сокрыла свой Лик для того, чтобы заставить людей опомниться... Именно Матерь Мира испокон веков вдохновляла и посылала в мир на подвиги во имя человеческой эволюции своих лучших Сынов.

Картину «Мадонна Орифламма» (1932 г.) Н.К. Рерих написал специально к предложенному им Пакту Мира, первому в истории международному договору о защите культурных ценностей, подписанному представителями двадцати одной страны Северной и Южной Америки. Величественный облик Мадонны символизирует Божественное Женское Начало. Вокруг её головы сияет яркий золотой нимб как символ высочайшей) духовности. Мать – охранительница. Потому и свой Пакт, и Знамя Мира Рерих отдает под защиту Мадонны – покровительницы Культуры.

Мадонна развернула в руках Знамя Мира, которое устанавливается на всех объектах культуры для их охраны и защиты. Символика трёх красных кругов на белом полотнище многозначна: по мнению Н.К. Рериха, это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Еще одно пояснение: это – наука, искусство и религия в кольце культуры. Есть и другие толкования, но все они – о самых высоких и духовных понятиях человечества.

Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма. 1932 г.
Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма. 1932 г.
Н.К. Рерих. Ведущая. 1932 г.
Н.К. Рерих. Ведущая. 1932 г.

Подводя итог сказанному, отметим, что женщина на картинах Н.К. Рериха предстаёт в разнообразных, но всегда исключительно благородных образах. Она нежная и мечтательная, заботливая и исцеляющая, надёжная и доблестная, спасающая и жертвенная, мудрая и устремляющая к Высшему. Она – защитница Культуры и Мать всего живущего («Матерь Мира»). Как много качеств нам, женщинам, надо в себе развить, чтобы приблизиться к прекрасному и многогранному идеалу Женщины с полотен Рериха.

Закончить выступление мне хочется словами Н.К. Рериха: «Женщины, ведь вы соткете и развернете Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесете священное слово Культура. Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам! Привет и поклон вам!»8


_________________

1 Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. Самара: Изд-во "Агни", 1996.

2 Рерих Н.К. Неотпитая чаша / Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

3 Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Н. Рериха. Минск: Звезды гор. 2009.

4 Маточкин Е.П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К. Рериха / Сборник научных трудов. Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления. Минск, «Технопринт», 2005.

5 Рерих Н.К. Радуйся / Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1991.

6 Рерих Н.К. Риши / Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

7 Спирина Н.Д. Пояснение к картине «Ведущая». Источник: http://voshod.sibro.ru/

8 Рерих Н.К. Женщинам. Посвящается Единению Женщин Общества имени Рериха / Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.