Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Н.А. Бикалова
канд. экон. наук, профессор Международной Славянской академии,
г. Москва

О живописи Н.К. Рериха, В.В. Болгарского и Б.Н. Абрамова


  
  

Живопись Н.К. Рериха, В.В. Болгарского (Борегара) и Б.Н. Абрамова прекрасна и полна глубокого философского смысла. В их символических картинах и пейзажах отражены главные темы Учения Живой Этики, являющегося синтезом философии, науки, религии, культуры Востока и Запада. В традиции, характерной для культуры Востока, эта живопись полна аллегорий, образна и многослойна, она возвышает мысли, расширяет сознание. Картинам этих художников присуща недосказанность, мозаичность, и зритель вынужден самостоятельно достраивать содержание работы для достижения панорамного видения целого.

Эта живопись не только полна тайных символов, но и полезна для здоровья. Воздействие на психику человека различных цветов, использование цвета и его сочетаний для лечения болезней Н.К. Рерих изучал с доктором Юнгом. Он писал об этом: «Повелительно вспомним мы древнюю истину, что звук и цвет (в сущности одно и то же) имеют на нас огромное влияние. Помню, как в Лондоне доктор Юнг исследовал воздействие цвета картин на различные заболевания, а также применение цветных лучей и, конечно, получал очень поучительные наблюдения»1.

Россия и Китай были значимыми странами для Н.К. Рериха, Б.Н. Абрамова и В.В. Болгарского (Борегара). В 1934 году во время Китайско-Маньчжурской экспедиции Николаем Константиновичем Рерихом, гениальным художником, создавшим в течение жизни около 7000 картин, и около 10 книг литературных трудов, включая и поэтическую, при посещении Харбина, важного центра русской эмиграции в Азии была сформирована Харбинская группа, изучающая Живую Этику, которая просуществовала долгие годы после его отъезда.

Сотрудничество и духовная близость с семьёй Рерихов, выдающихся деятелей русской и мировой культуры, развитие культуроохранных, просветительских и этических идей, принесённых этой семьёй в бурную действительность ХХ века, оказало огромное влияние на многих прогрессивных деятелей культуры того времени, в том числе на Б.Н. Абрамова и В.В. Болгарского (Борегара).

Борис Николаевич Абрамов, имя которого известно по изданиям его Записей под названием "Грани Агни Йоги", одарённый писатель, не являлся профессиональным художником. В архиве Н.Д. Спириной сохранились написанные им 17 акварелей, которые сейчас находятся в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске. Первая публикация художественных работ Б.Н. Абрамова была осуществлена в 1997 году в журнале СибРО «Перед Восходом». В том же году, эти работы к столетию со дня рождения Бориса Николаевича, были впервые выставлены для широкой аудитории в фойе окружного Дома офицеров в Новосибирске, где проходила юбилейная конференция. Тогда же был выпущен набор открыток с акварелями Б.Н. Абрамова. «Смысл их очень глубок…», — говорит о них Наталия Дмитриевна Спирина. В пейзажах и символических картинах, выполненных очень тонко, в особой, неповторимой манере, отражены темы Учения Живой Этики.

Художники Николай Константинович Рерих (1874-1947) и Владимир Васильевич Болгарский (Борегар) (1913-1996) родились в России с разрывом в два поколения (39 лет) и оба в разное время проживали в Азии, Европе, Америке. Творчество В.В. Болгарского созвучно живописи известных русских художников-космистов, членов группы художников "Амаравелла", возникшей в России в 20-х годах ХХ века: Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905-1993) и Виктора Тихоновича Черноволенко (1900-1972).

Ещё в молодые годы в Китае Владимир Васильевич Болгарский (Борегар) увлёкся теософией и астрологией. В Шанхае Владимир и его жена Тамара Болгарские стали участниками группы по изучению книг Учения Живой Этики «Братство Святого Сергия (Радонежского)» под руководством ученика Николая Константиновича Рериха – А.П. Хэйдока, писателя, философа, участника рериховского движения на Дальнем Востоке, в Харбине и Шанхае.

За 83 года жизни замечательный русский и бразильский художник и теософ Владимир Васильевич Болгарский (Борегар) написал около 1000 картин. Живопись Владимира Борегара кардинально менялась по мере накопления его духовного опыта. Известно, что у Н.К. Рериха в 1906 г. изменилась техника живописи – от потемневшего со временем масла в ранних работах он перешёл к пронзительно огненной и сияющей, воздушной и звучной темпере, от классического реализма – к символизму, познанию тончайших энергий. Борегар, переводчик на португальский язык 13 книг Учения Живой Этики и двух томов писем Елены Рерих, проникаясь космическими идеями, после приезда в Бразилию продолжал работать масляными красками. Но изменилась тематика картин, энергетика мазка, прибавилось сияние красок тонкого надземного мира.

Картины Владимира Борегара написаны маслом на холстах больших размеров (от 46.5 x 73cm. - до двух метровых и более). Это пейзажи, сказочная архитектура будущего, светящиеся зигзагообразные линии, воздушные фигуры и неописуемые цветовые гаммы, всевозможные гармонические сочетания и ритмы, представляют собой чудесные художественные образы. Кажется, что этим воплощенным в красках сгусткам тончайших вибрирующих взаимодополняющих энергий нет конца. Картины с огромной силой воплощают идеи о торжестве Духа, свидетельствуют о величественности мироздания и о том, что красота спасет мир.

Вдохновленные Учением Живой Этики художники Н.К. Рерих, В.В. Болгарский (Борегар) и Б.Н. Абрамов выразили средствами живописи разнообразные темы Учения, три из которых будут рассмотрены и представлены презентации картинами всех трех мастеров.

Первая тема: Учитель; вторая тема: Восхождение (лестница, мост, путник); третья тема: Космос и Стихии (огонь, облака, горы, реки, моря).


_______________

1 Рерих Н.К. Здоровье // Рерих Н.К. Держава Света. М.: Сфера, 1999. С.81.