Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Н.А. Бикалова
канд. экон. наук, профессор Международной Славянской академии,
член президиума Международной ассоциации «Мир через Культуру»,
г. Москва

Защита Культуры в творческом наследии Н.К. Рериха и Б.Н. Абрамова


Наиболее значимыми современниками Бориса Николаевича Абрамова (1897–1972), оказавшими огромное влияние на его духовное развитие, является семья Рерихов, которых он считал своими земными Учителями. Сама жизнь Бориса Николаевича Абрамова и его духовное наследие, отраженное в «Гранях Агни Йоги», являются следованием идеям Учения Живой Этики, записанного Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерих. Елена Ивановна называла Бориса Николаевича духовным сыном, и свидетельствовала о едином источнике Записей и Живой Этики. В конце мая 1934 года с Николаем Константиновичем и его старшим сыном Юрием Николаевичем Б.Н. Абрамов познакомился в Харбине, когда Рерихи приехали туда перед Маньчжурской экспедицией. Их личное общение длилось около пяти месяцев в рамках харбинского «Содружества», руководство которым принял Николай Константинович и в работе которого участвовал Юрий Николаевич.

Это было время, когда Н.К. Рерих активно разрабатывал проект «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» и символ этого Пакта – Знамя Мира, флаг духовной культуры – полотнище белого цвета с тремя амарантовыми кругами, заключенными в кольцо такого же цвета. Этот древний символ означал единство науки, искусства и религии в пространстве Культуры, а также прошлого, настоящего и будущего человечества в кольце Вечности. По инициативе Николая Константиновича Рериха, 24 марта 1929 года в г. Брюгге (Бельгия) был впервые обнародован Международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, получивший известность в международной правовой практике как Пакт Рериха.

Николай Константинович Рерих на протяжении многих лет разрабатывал и деятельно проводил в жизнь эстетическую концепцию государственности, основанную на приоритетном развитии культуры и миротворчестве. Пакт Рериха был важным этапом в этом направлении и был горячо поддержан выдающимися деятелями мировой науки и культуры: Роменом Ролланом, Бернардом Шоу, Альбертом Эйнштейном, Томасом Манном, Рабиндранатом Тагором, Джавахарлалом Неру, Гербертом Уэллсом и многими другими.

В 1931 году в Обращении к Международной конференции Знамени Мира в Брюгге Н.К. Рерих, обосновывая важность создания Всемирной Лиги Культуры, писал: «Эта Лига укрепит всемирное сознание, что истинная эволюция свершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать». Знаменательно, что в деятельности созданной Н.К. Рерихом Всемирной Лиги Культуры, которой было предназначено проводить в жизнь идеи Пакта Рериха и Знамени Мира, предусматривалось, прежде всего, миротворчество. Е.И. Рерих, давая рекомендации по структуре Лиги Культуры и перечисляя отделы, которые могут войти в нее, первым назвала отдел мира; вторым – духовного совершенствования, вмещающего в себя религии и философию; третьим – отдел науки; четвертым – искусства и т.д.1

15 апреля 1935 года в Вашингтоне состоялось подписание этого документа представителями 21 страны. Принятие Пакта Рериха на мировом уровне явилось реальным утверждением идеи культурного сотрудничества народов под Знаменем Мира.

Ранее, в 1934 г. в Харбине был образован Русский комитет Пакта Рериха по защите культурных ценностей, активным сотрудником которого стал Б.Н. Абрамов. В том же году комитетом была издана брошюра «Знамя Мира. Русский комитет Пакта Рериха в Харбине. Отчёт».

Мысли о Знамени Мира в трудах Рерихов и Живой Этике созвучны аналогичным идеям, изложенным в Записях Б.Н. Абрамова. Так, например, 13 апреля 1953 г. в Харбине появляется следующая Запись Б.Н. Абрамова о Знамени Мира, которая в дальнейшем была опубликована в книге «Устремлённое сердце»:

«Надо понять необычайное явление такого Знамени как знак новой эпохи. Оно будет вызывать и ярые противодействия, которые разобьются о мощные заряды его света. Круг – символ синтеза, всё вмещающего, всё объединяющего. Всё самое достойное включено в орбиту этого круга.

Работающие под Знаменем постигнут всю мощь объединения, заключающегося во всевмещении. Ведь любое объединение происходит в сознании, а никак не на внешнем плане. … Соприкасание разных отраслей культуры даст им всем небывалое усиление – поразительно будет видеть результаты влияния Знамени Мира даже для знающих»2.

В 1959 году, через четверть века после первой встречи с Рерихами, Борис Николаевич Абрамов встретился с Юрием Николаевичем Рерихом еще раз, в его московской квартире. А когда он приехал увидеться с Рерихом в 1960 году, Юрия Николаевича уже не было в живых.

Утверждение Мира через Культуру и Знамени Мира, являющееся миротворческой миссией, блестяще выполненной семьей Рерихов, должно занять достойное место в сознании современных людей. Все страны мира призываются рядом с государственным флагом воздвигнуть Знамя Мира, как уже происходит в некоторых странах Европы и Латинской Америки. Главы государств должны осознать, что путь к спасению планеты Земля, к процветанию стран и народов лежит через Мир и Культуру.

В 2008 году по инициативе общественных организаций России, Италии, Испании, Аргентины, Мексики, Кубы, Латвии, Литвы было создано Международное движение за утверждение 15 апреля Всемирным днем культуры под Знаменем Мира. И сегодня данный праздник отмечается в разных странах мира.

С 2009 года Инициативная группа Дня Культуры по согласованию с председателем Сейма и Министерством культуры Литвы рекомендовала в День Культуры поднимать Знамя Мира по всей Литве. Каждый год Знамя торжественно поднимается у здания Сейма Литвы, у центральных зданий городов, университетов, других учреждений просвещения и культуры, утверждая самые высокие ценности человечества. Около 100 Знамён Мира в этот день развевается под небом Литвы. С каждым годом это число увеличивается.

28 ноября 2012 г. в Аргентине был принят закон № 26819 об объявлении 21 сентября каждого года "Международный днем мира" в приверженности к резолюциям 36/67 и 55/282 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. В Приложении к закону сказано о том, что Знамя Мира, символ Пакта Рериха, разрешается поднимать и устанавливать у общественных зданий, принадлежащих к трем уровням – федерального правительства, провинций и автономного города Буэнос-Айрес, а также в государственных и частных школах по всей стране. Федеральные университеты и школы всех уровней образования стремятся включить обсуждение вопроса о содействии миру в их преподавательской деятельности в ознаменование "Международного дня мира" каждый год 21 сентября.

Б.Н. Абрамов, вернувшись в Россию из эмиграции по указанию духовных Учителей, прожил нелегкую жизнь. Но ученики духовного пути отличаются от остальных тем, что не склоняются перед трудными обстоятельствами, но радуются им. Многие из современников, познакомившись с Борисом Николаевичем, высоко оценили его Записи. Борис Николаевич Абрамов общался с единомышленниками, теософами, с ближайшими к Рерихам сотрудниками – З.Г. Фосдик и П.Ф. Беликовым, с которыми встретился в Москве в начале 1960-х годов. В числе его соратников в разные годы были В.Т. Черноволенко, Л.С. Митусова, З.Н. Чунихина, А.П. Хейдок, Б.А. Смирнов-Русецкий и Л.В. Дорошкевич, А.М. Горностай-Польский и З.К. Кермель; Б.А. Данилов, ученик Е.П. Инге; ученицы по Харбину Н.Д. Спирина, О.А. Копецкая и Л.Ф. Страва и другие.

Самоотверженная и подвижническая жизнь Бориса Николаевича Абрамова (1897–1972) является примером беззаветного служения Общему Благу. Книги «Грани Агни Йоги» важны как для нынешнего человечества, так и для грядущих поколений. Они учат нас любить друг друга, сострадать, милосердствовать, прощать, вмещать, и трудиться во Благо Мира. Бесценен труд Б.Н. Абрамова, он способствуют расширению сознания, раскрытию сердца, развитию интуиции, творческому вдохновению, а также насыщению пространства Светом высоких идей Учителей человечества.


_________________

1 Пятым отделом – материнства и воспитания; шестым – ремесел и труда; седьмым – кооперации и промышленности; восьмым – охраны безопасности; девятым – землеустройства и строительства; десятым – здравия и охранения. (Письма Елены Рерих. В 2 т. Минск, 1992. Т. 1. С 142).

2 Текст Записи беседы сделан Борисом Николаевичем Абрамовым 13 апреля 1953 г. в Харбине и опубликован в книге «Устремлённое сердце», изданной СибРО г. Новосибирска в издательстве «РОССАЗИЯ» в 2007 году.