Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Составитель – Г.М. Ишевская
г. Москва

«Грани Агни Йоги» о качествах духа

Стендовый доклад


В трудах Б.Н. Абрамова много внимания уделено утверждению, развитию и трансформации качеств духа в человеке. Человек – это дух, облекшийся телом. «Вдумайтесь в слово «человек» – оно означает дух, или чело преходящий веками» («Община», 32). Человек – это процесс – это путь, протянутый во времени из прошлого в беспредельное будущее в непрерывном движении, в непрерываемом процессе развития и распада. В этом процессе находятся и все его качества. «Качества есть форма уявления огней духа» («Гр.А.Й.» 1957 г. 364). «Дух без огня – что светильник без масла. Но надо, чтобы огни возгорелись. И утверждение качеств духа будет кратчайшим путем» («Гр.А.Й.» 1955 г. 328).

«Человек существо огненное» («Гр.А.Й.» 1956 г. 854). Все процессы в человеческом организме производятся психической энергией. Прохождение нервного импульса, пищеварение, дыхание, биохимические реакции – все имеет в своей основе огонь. Психическая энергия является самой ценной собственностью человека («Гр.А.Й.» 1967 г. 238). «Психическая энергия – это Огонь» («Гр.А.Й.» 1963 г. 300). Дух человека – это сгущенный Свет или огонь. И накопление огней или Света является целью воплощения человека на Земле. «Цель эволюции духа – утвердить свою огненную природу и собрать в себе Огонь Светоносный». («Гр.А.Й.» 1966 г. 248). «Качества духа есть формы утвержденных или утверждаемых в микрокосме человека огней» («Гр.А.Й.» 1961 г. 153).

Существует два рода огней: огонь творящий и огонь поядающий, два явления огней: светлых и темных огней. Качества положительные: преданность, торжественность, мужество, сострадание, смирение все прочие светлые качества духа представляют собой шкалу светлого Агни и способствуют накоплению светлых огней, отрицательные: злоба, ненависть, трусость, алчность, зависть – это примеры темных огней и являются расточителями огненной мощи духа. «Человек, будучи существом огненосным, огненность свою утверждает путем соответствующих качеств., каждое из которых является накопителем огня» («Гр.А.Й.» 1966 г. 443). 

Н.К. Рерих. Святые Борис и Глеб. 1942 г.
Н.К. Рерих. Святые Борис и Глеб. 1942 г.

«Преуспеяние заключается не в том, как складывается внешняя жизнь, а в том как растут внутри качества духа и огни утверждаемые ими. Качества духа увляются в форме огней, дающих отложение огненных кристаллов, объединенная мощь которых сосредотачивается в Чаше. Так качества духа являясь носителями огней, неразрывно связаны с его восхождением по лестнице совершенствования. Некоторые думают преуспеть как-то иначе, но другого пути к Свету нет. Устремление – огонь, мужество огонь, непоколебимость – огонь. Именно в стойкости ровно горящего пламени является несломимая мощь духа» («Гр.А.Й.» 1958 г. 815).

«Огни – есть одеяние духа» («Гр.А.Й.» 1961 г. 153). «Так как человек – существо огненное, то все процессы, происходящие в нем, сопровождаются той или иной степенью светимости» («Гр.А.Й.» 1965 г. 423). Совокупность качеств является основой аурических излучений и напряжения их светоносности. «Ауры светятся и играют оттенками всевозможных красок» («Гр.А.Й.» 1965 г. 423). Человек раздражился, впал в уныние и излучения его приобрели дымный характер. «Эти излучения вступают во взаимодействие с пространственным огнем и получается фабрика добра или зла» («Гр.А.Й.» 1965 г. 423). Человек является фабрикой светлых или темных эмоций, отравителем или осветителем пространства. «…Все личные переживания и особенно мысли касаются не только самого переживающего их человека, но и всех прочих людей, т.к. наполняют собою ауру планеты и добавляют к ее Свету или тьме сродные элементы. Ответственность за эти психические порождения Света или тьмы несут все и от их воздействия никуда не уйти» («Гр.А.Й.» 1969 г. 163). Велика ответственность человека перед тем, что происходит в мире. Невидимыми нитями мы связаны друг с другом и с Землей. «В ауре своей несет человек для окружающих здоровье, радость и свет или болезни горе и тьму» («Гр.А.Й.» 1965 г. 423). Преображая себя, трансмутируя отрицательные качества в положительные, низшее в высшее, мы преображаем мир. 

Н.К. Рерих. Свет побеждает тьму. 1933 г.
Н.К. Рерих. Свет побеждает тьму. 1933 г.
Н.К. Рерих. Бум-Эрдени. 1947 г.
Н.К. Рерих. Бум-Эрдени. 1947 г.

Качества есть приёмники и собиратели Света. Человек так устроен, что реагирует на воздействие внешнего мира каждой реакцией своей, отдавая вовне свою энергию. «Если …на идущее воздействие не реагировать… (негативно – ред.), то утекающую силу можно сдержать, тогда произойдет явление аккумулирования психической энергии» («Гр.А.Й.» 1957 г. 397). Равновесие, спокойствие, торжественность – качества, способствующие накоплению энергии. Расхитители огненной мощи: беспокойство, страхи, суетливость, а еще больше энергии уходит на злобу, раздражение, уныние. Каждое светлое качество облекает дух красотой. Но при раздражении, унынии и при других отрицательных качествах меркнет одеяние духа. Об одеждах приличествующих Свету надо подумать.

«Подобное воспринимает подобное» («Гр.А.Й.» 1951 г. 357). Свет, который в нас, созвучит Свету пространства. «Созвучие – закон восприятия» («Гр.А.Й.» 1951 г. 360). «Созвучать, соответствовать – значит звучать, или отвечать, в согласии» («Гр.А.Й.» 1951 г. 160).

«Созвучим тем, что в нас. Так собирание в себе созвучных элементов – жизненная задача духа. Каждое действие есть утверждение в себе того или иного элемента. Созвучать можно и с тьмой, или со сферами зла» («Гр.А.Й.» 1951 г. 360). Потому нужно очищение, утверждение светлых качеств, чтобы в состоянии воспринимать как можно больше света.

«Качества есть элементы соприкосновения, созвучащие струны. Полнозвучность – это наполнение себя элементами, созвучными Космосу» («Гр.А.Й.» 1951 г. 360). «Нужно гармоничное развитие всех качеств, или симфония качеств» («Гр.А.Й.» 1972 г. 143). Симфония качеств делает человека полнозвучным. «По степени накопления качеств и созвучие» («Гр.А.Й.» 1966 г. 648). 

Н.К. Рерих. Христос в пустыне. 1933 г.
Н.К. Рерих. Христос в пустыне. 1933 г.
Н.К. Рерих. Моисей водитель. 1925 г.
Н.К. Рерих. Моисей водитель. 1925 г.

«Рост качеств беспределен» (1969 г. 163). Следовательно, их можно растить беспредельно. Любое качество можно растить, углублять, усиливать. «Качества духа растут и утверждаются в приложении к жизни» («Гр.А.Й.» 1961 г. 153). Условия жизни хороши тем, что позволяют накопить различные качества. Расти, продвигаться можно при всех условиях жизни. Все достижимо. «Надо лишь захотеть всем сердцем, всем помышлением, всем сознанием своим, всем существом» («Гр.А.Й.» 1966 г. 569). «Даже маломалейшее применение безусловно полезно, ибо из малого семени вырастает огромное дерево» («Гр.А.Й.» 1967 г. 247). «Беспредельное развитие всех качеств духа, носителей светлого Агни – цель человека» («Гр.А.Й.» 1962 г. 172). Но «качества сами по себе расти не будут, нужно сознательное их утверждение» («Гр.А.Й.» 1967 г. 462.), т.е. необходимо проявить волю. «Ни чтение, ни убеждения, ни проповеди не помогут пока, не наступит осознания того, для чего это необходимо. «Осознание есть почти овладение» и кратчайший путь к приобретению нужного качества» («Гр.А.Й.» 1969 г. 121). Ведь «культивирование качеств не личное дело, но общественно – пространственное» («Гр.А.Й.» 1969 г. 163).

«Качества – это те условия, в которых правильно и законно нарастает сознание», т.е. формируется личность, характер, и растет сам кристалл сознания («Гр.А.Й.» 1951 г. 63). Любовь, доверие, преданность, устремление создают в микрокосме условия нужные для наращивания граней кристалла сознания правильно.

«Качества духа основой ложатся в Бессмертное Я человека» («Гр.А.Й.» 1957 г. 391), его Индивидуальность. Каждодневный труд над утверждением качеств в себе увенчается зримо в Надземном мире. Когда сброшено тело, то нищим может оказаться дух, расточивший огни при жизни на земле. «Тело земное прах от праха Земли – в землю отходит, но огни, зажжённые в духе, дух уносит с собою в те сферы, где дух получил свою грануляцию» («Гр.А.Й.» 1966 г. 443). «Утверждение в себе …положительных качеств и есть утверждение бессмертия, ведь качества эти с телом не умирают, они относятся к разряду бессмертных накоплений Индивидуальности» («Гр.А.Й.» 1964 г. 495). Качества нужны для сознательной жизни в Надземных сферах. «Ведь качества духа там есть условия, создающие окружение человека». («Гр.А.Й.» 3.09.1960 г.).

Все качества биполярны. Страх и бесстрашие, спокойствие и беспокойство, равновесие и неуравновесие. Нужно в микрокосме своем утверждать положительные качества. Светлые качества можно углублять, развивать и расширять бесконечно. «Качества можно развивать как развиваются мускул руки гимнастикой или работой, т.е. приложением в жизни» («Гр.А.Й.» 1951 г. 53). Ведь все происходящее вовне служит одной цели – утвердить положительные качества, накопить светлый Агни. А «желание утверждения качества вызывает и условия, нужные для его утверждения». («Гр.А.Й.» 1951 г. 53.) Нужно только захотеть. «Лишь бы стремление в сердце горело желаемого достичь» («Гр.А.Й.» 1961 г. 5). 

Н.К. Рерих. Благословенный (Панацея). Не позднее середины 1939 г.
Н.К. Рерих. Благословенный (Панацея).
Не позднее середины 1939 г.
Н.К. Рерих. Святой Франциск. 1932 г.
Н.К. Рерих. Святой Франциск.
1932 г.

Овладев положительным полюсом, дух освобождается от рабства. «Мужество освобождает от страха, преданность – от предательства, устремление – от привычек, равновесие – от воздействия со стороны, постоянство – от колебаний астрала» («Гр.А.Й.» 1962 г. 382). Следовательно, каждое качество есть освободитель от рабства у своих оболочек. Каждое качество утвержденное освобождает от рабства его противоположного полюса и несет с собой свободу. Также можно свое сознание ставить в центр, в нейтральную точку, пункт уравновешивания противоположных начал, приобретая благодаря этому власть над ними («Гр.А.Й.» 1962 г. 571). Спокойствие, равновесие бесстрашие, молчаливость, самообладание – это власть.

Качества – это власть духа над микрокосмом своим, а, следовательно, и над тем, что вовне. «Качества духа будучи контейнерами огня, образуют броню духа, его загродительную сеть» («Гр.А.Й.» 1967 г. 540). Через заградительную мощь, образованную светлыми качествами, не проникнет не созвучное духу и сознание человека будет не доступно темному воздействию. Не может проникнуть страх через кольчугу мужества, суетливость – через спокойствие, сомнение через преданность («Гр.А.Й.» 1969 г. 245). Так качества являются защитой от тьмы. «Положительные качества духа нужны не во имя каких-то отвлеченных идеалов, а для жизни, для того, чтобы не наносить вреда ни окружающим, ни себе, ни пространству» («Гр.А.Й.» 1967 г. 540). Так, например, уныние отравляет не только весь организм нытика и заражает других, но тяжко отражается в пространстве. Отрицательные качества, пороки, грехи разрушительны для его обладателя, являясь расточителями огненной мощи. «Унылый, депрессивный, жалующийся, злой …человек отравляет, прежде всего, сам себя и, в конце концов, порождает заболевание» («Гр.А.Й.»1967 г. 243). Древние врачи Востока знали о связи органов с психоэмоциональным состоянием человека. Так гнев и раздражение поражает печень, страх – почки, тяжелые раздумья – селезенку, тоска – легкие. Спокойно, гармоничное, радостное состояние духа – оздоравливает организм. 

Н.К. Рерих. Сокровенное (Сокровище горы). 1933 г.
Н.К. Рерих. Сокровенное (Сокровище горы). 1933 г.
Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942 г.
Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942 г.

«…Качества духа являются также и орудиями познавания, …с их ростом …накапливаются знания. Например, любовь служит лучшим познавателем того на что она устремлена, или спокойствие ума, открывающее возможности познания, не отягощенного мешающего процессу эмоциями. «Утвержденные качества духа открывают широко врата познавания окружающего нас мира» («Гр.А.Й.» 1970 г. 134).

«Качества духа есть результат прошлых жизней, усиленные или ослабленные последним воплощением» («Гр.А.Й.» 1968 г. 126). «Качества духа …растут или уменьшаются в зависимости от восхождения или нисхождения духа. Скажем, страх или мужество будут сопутствовать человеку из жизни в жизнь, возрастая или ослабевая в своей силе» («Гр.А.Й.» 1963 г. 208). «Процессы накопления качеств и способностей медленны, но ни одно усилие в этом направлении не проходит бесследно» («Гр.А.Й.»1968 г. 126). «Лишь бы только воля сознательно была бы направлена на утверждение нужных качеств» («Гр.А.Й.» 1972 г. 49). «Силою берется каждое качество, каждое свойство и каждая способность. Везде требуется сознательное напряженное усилие» («Гр.А.Й.» 1951 г. 80). «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Цель всех трудов – приобрести нужные качества духа. Цель не в самих трудах, но в том опыте, знании и развитии способностей духа, которые приносят человеку его земные труды» («Гр.А.Й.» 1964 г. 363.). «Утверждение в себе тех или иных положительных качеств духа и есть утверждение бессмертия, ибо качества эти с телом не умирают, но относятся к разряду бессмертных накоплений Индивидуальности» («Гр.А.Й.» 1964 г. 495.). Надо уметь захотеть всем существом своим, всею силою своею накопить кристаллы огней. Ведь «желание, выраженное достаточно сильно, есть семя, брошенное в пространство» («Гр.А.Й.» 1954 г. 118), которое обязательно даст плод. 

Н.К. Рерих. Цветы Тимура (Огни победы). 1930–1940-е гг.
Н.К. Рерих. Цветы Тимура (Огни победы). 1930–1940-е гг.
Н.К. Рерих. Ковка меча (Нибелунги). 1941 г.
Н.К. Рерих. Ковка меча (Нибелунги). 1941 г.

Следующей ступенью эволюции человека будет – вооружить человека без единого аппарата. «Надо лишь помнить, что постоянная работа над своим аппаратом, постоянное применение и утончение его возможностей даст в руки рычаг и силу, при помощи которых можно будет вооружить человека без единого аппарата, ибо в человеке заключено все» («Гр.А.Й.» 1956 г. 957). «Цель – вооружить человека без единого аппарата, ибо вся аппаратура, более совершенная, чем любой механический аппарат, в своем потенциальном состоянии сосредоточена в нем» («Гр.А.Й.» 1961 г. 366). Но это возможно при зажженных огнях центров. «Через огненность качеств зажигаются огни центров» («Гр.А.Й.» 1966 г. 443).

Утверждение качеств духа, необходимы для овладения психической энергией («Гр.А.Й.» 1968 г. 322).

«Качества не только конденсаторы огня, обуславливающие его форму уявления пламени, но и именно поляризаторы накопленного огня» («Гр.А.Й.» 1954 г. 85). «Сила энергий человеческого аппарата не есть величина постоянная, но зависящая от того, как энергии его поляризуются волей» («Гр.А.Й.» 1954 г. 85). «Качества будут поляризаторами соответствующих энергий и их усилителями» («Гр.А.Й.» 1954 г. 85). «Из двух одинаково сильных людей более смелый будет всегда победителем. Но не знающий страха победит и много сильнейшего противника, если в нем есть трусость» («Гр.А.Й.» 1954 г. 85).

«Качества духа – путь верный к могуществу духа, путь огненный к счастью надземных миров» («Гр.А.Й.» 2.02.1960 г.).

«Спрашивают часто: «Что делать?» Свет миру нести в микрокосме своем – и миру и людям. Каждое одоление в себе омрачения, уныния, раздражения или какого-либо отрицательного состояния будет приношение дара Владыке и блага земле, даже когда наедине, даже когда никто не видит» («Гр.А.Й.» 1962 г. 8).


Литература

Грани Агни Йоги. 1951-1972 гг. Новосибирск: Предприятие «Алгим»., 1993-2018.