Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Н.А. Бикалова
канд. экон. наук, доцент,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
г. Москва

Тема миролюбия в творчестве Б.Н. Абрамова


Миролюбие – это устремленность к миру. Оно трактуется как положительное нравственное качество личности, проявляющееся как способность человека вести мирное разрешение конфликтов, как склонность к политике примирения, взаимных уступок и согласия, основанное на уважении партнера, на доброжелательном к нему отношении, на доверии. Миролюбие – это планетарное качество, благодаря которому творится мир на Земле, между народами, в обществе, в семьях1. Синонимом к слову «миролюбие» выбран пацифизм, антонимом – враждебность. Авторы «Цветка духовных качеств» поместили качество миролюбия между качествами патриотизма и устремленности к сотрудничеству.

В мире, охваченном волнениями, страхом и войнами наши умы и сердца жаждут мира. Что же мы имеем в виду, когда просим о Мире? Некоторые «толковые словари говорят нам, что английское слово PEACE происходит от латинского корня «PAX», сродни латинскому “соглашаться”. Сегодня это слово имеет следующие значения:

1) Состояние спокойствия или тишины, как например:

     а) свобода от гражданского неповиновения;                                                        

     б) состояние безопасности или порядка внутри сообщества, предусмотренных законом или обычаем;

2) Свобода от тревожных мыслей или эмоций;

3) Гармония в личных отношениях;

4) Состояние или период взаимного согласия между правительствами или пакт, или соглашение прекратить военные действия между воюющими или враждующими сторонами;

5) Быть, становиться или оставаться молчаливым или тихим».

Как мы можем научить или научиться этому? Мы все думаем, что мы живём в мире с нашими соседями, особенно если они делают то, что, по нашему мнению, они должны делать! На всех уровнях власти есть чиновники, и может показаться, что давайте просто позволим им свершать дело утверждения мира. Но разве это верно?! Где же и как мы, простые люди, можем утверждать мир? Он определённо не может начаться с указания другому человеку, группе людей или правительству, что и как им делать. Есть другой путь. Это путь мира, на котором каждому из нас придётся научиться находить компромиссы и вести переговоры, двигаясь по пути сосуществования с 7-ю миллиардами других частиц, подобных себе, на этой планете. Но мы МОЖЕМ это сделать.

Элеанора Л. Шамвэй отмечала: «Мир на Земле невозможен, пока его не будет в нашем собственном сердце и сознании, в нашей собственной семье и между соседями. Мы не можем принести в мир то, чего нет в нас самих. Мир берёт начало в сознании и сердце каждого из нас, а не в окружающем мире, и пока он не укоренится в нас самих, мы не можем проявить его во вне. Когда мы найдём мир в себе, мы сможем поделиться им с нашей семьёй, с нашими соседями и со всем миром. Некоторые из нас, возможно, уже делают именно это. Но для большинства из нас первый шаг – это взглянуть на себя и честно оценить состояние нашего собственного отношения к миролюбию».

Важно «начать признавать и проявлять в действии нашу связанность с каждым человеком, с каждой вещью и существом. Признавая эту связанность, я в то же время должна сознательно взять на себя ответственность за моё дело, за моё развитие в этом Божественном Плане. Вот и опять я сталкиваюсь с моим лозунгом, парадоксом, состоящим в том, что я должна помогать людям, не вмешиваясь в их дела. Я должна развивать свои собственные способности, но не за счёт других. Я должна развивать себя, но стать бескорыстной. Это – видение мира как целостности. Это приятие взаимосвязанности каждой части мироздания с любой другой его частью. …Наши поступки говорят гораздо громче наших слов. Именно в поступках мы учим друг друга и наших детей миру. Если я хочу, чтобы вы меня слушали, то я должна быть готова активно слушать вас. Если необходимо, мне, возможно, придётся изменить свое поведение соответствующим образом, чтобы объединить наши усилия на наше общее благо. Мы… учимся Миру, …находя общее понимание, на основании которого мы можем объединиться, обходя, насколько возможно, пункты разногласия и находя способы применения уроков, преподнесённых через исторические, духовные и научные исследования по актуальным вопросам дня».

Борис Николаевич Абрамов (1897-1972), 120-летие со дня рождения которого мы отметим 2 августа этого года, несомненно, полностью обладал огненным духовным качеством – миролюбием. Полная лишений, трудная жизнь Бориса Николаевича после возвращения в Россию из Китая по завету Духовного Учителя, которую он принял без сетований, и всё его духовное наследие, заключенное, главным образом, в «Гранях Агни Йоги», являются замечательному примером Служения и следования миротворчеству его духовных учителей Н.К. Рериха и Е.И. Рерих и идеям Учения Живой Этики.

«Всё же всё чаще и чаще раздаются голоса против войны, ибо справедливый мир не может быть принесён на конце меча. Война не сможет решить никаких проблем жизни... Новый мир грядёт в сиянии лучей новых», – писала Е.И. Рерих, утверждая, что «нужно понимать пацифизм не как пассивное отрицательное начало, но как светлое действенное миротворчество»2.

В Живой Этике 6186 раз упоминаются слова или их части с буквами «мир» и 88 раз – «войн(а)». В «Надземном» сказано: «Даже самое малое миротворчество есть прекрасное достижение. Особенно оно ценно, когда человечество гибнет в ненависти. …Йог, может быть, не будет знать, кому помогут его светлые мысли, но он не устанет посылать их в пространство, как очистительную жертву: "Пусть Миру будет хорошо." Мыслитель сказал юноше, желавшему сделаться Йогом: "Прежде стань Миротворцем"» (п. 891) .

Живая Этика полна утверждений о важности устремленности к миру. «Многие думают о мире всего мира, но попытайтесь произнести эти слова и подвергнетесь самым дерзким и лицемерным нападениям. Люди даже боятся мира, ибо их сознание не вмещает эту благодать. Но те, кто накопил сознание, должны твердить об открытии врат мира» («Агни Йога», 610). «Не утвердится мир на Земле, прежде чем каждый не выберет себе места по ту или иную сторону линии разделения. Оно будет расти и расти. Это разделение поможет объединить в одно несокрушимое целое всех тех, кто на стороне Правды. А Правда эта в том, чтобы дать людям мир, знание и любовь, то есть утвердить братство среди человечества» («Грани Агни Йоги», 1965, 92).

В «Надземном» резко осуждены войны и прописаны конкретные указания для миротворцев: «Пусть зачинатели войны подумают, в какую бездну они толкают планету. Даже если война захватывает всего лишь несколько стран, она все-таки приносит разложение всей планеты. Никто не подумает, что война есть болезнь планеты. Нужно проследить, какие усовершенствования жизни были пресечены бывшими войнами. …Люди должны напрячь добрую волю, чтобы присоединить к потоку высших энергий и свои накопленные силы. Человек не может быть безучастным в отношении совершенствовании жизни. Человек как страж усовершенствования должен стоять на дозоре» (п. 595).

Мысли о мире и войне в Живой Этике созвучны аналогичным идеям, изложенным в Учении Храма. Пока человек не осознает своей ответственности за эпидемии, голод и прочие опустошающие Землю бедствия и пока в результате страдания, устремления и раскаяния он не заставит подкрепленную волей свою силу мыслетворчества трудиться в нужном направлении, силы вырождения и упадка и войн будут держать его в своей власти. Но «…это не должно разочаровывать устремленного к миру, ибо каждое такое усилие понемногу приближает к цели. И чем продолжительнее цикл мира, тем мощнее силы, которые принесут желаемые постоянные следствия»3.

Мысли о мире и войне в Живой Этике созвучны аналогичным идеям, изложенным Б.Н. Абрамовым в «Гранях Агни Йоги», в которых 631 раз упоминаются слова или их части с буквами «мир» и 162 раза – «войн(а)». «Тягость – от осознания возможности неслыханной мировой катастрофы… Предупреждение было – Чили. Мир нужен миру, чтобы обуздать силы разрушения. Голубь спасение миру несет. Напряжение сфер необычно… Победе ручательство яро Даем, но пережить надо переходное время… Знамя победы реет над миром. Новый Мир победит» (Июнь 18, 1960 г.). «...Ведущие идеи Нового Века: это кооперация всех, всего и во всем, то есть мирное сосуществование и притом дружественное; свобода, высокое мировое значение искусства и новые формы общественной жизни. Конец биржам, спекуляции, колониализму и войнам. …Великая Страна (Россия – авт.) взяла на себя тяжкую миссию спасения планеты и человечества от уничтожения. Заслуга ее велика. Жертвы неисчислимы, и трудность необычайна. Но ей победа во всем и ей помощь Наша. Она утвердит на Земле явление Нового Мира» (Ноябрь 30, 1960 г.).

«Мы говорим “Нет” войне и “Да” миру» (п. 498. Ноябрь 29, 1961 г.). «Надо всем малым народам предоставить свободу строить свое будущее. Надо колониальному рабству предел положить. Надо освободить человечество от ужаса войн и кровавых насилий, от ужасов разрушения и уничтожения» (п. 327. Июль 24, 1962 г.). «Война идет и сейчас. ...Свет и тьма соревнуются в силе притяжения в сферу свою того, что принадлежит им. В битве принимают участие все планеты, и вовлечены в нее все люди, так как каждый человек находится под воздействием звезд. ...Воля человека делает выбор между полюсами притяжения и устремляет дух во тьму или к Свету. …Трясется земля под воздействием стихии огня. Наводнения, ливни, дожди указуют на неспокойствие стихии воды. Ураганы и ветры свидетельствуют о том, что и стихия воздуха вышла из берегов. …Нужен мир на Земле и нужен мир в человеках, в человеческом сердце и сознании. Когда состоится мир на Земле и когда мир утвердится в сердцах, мир, который выше всякого разумения, стихии войдут в берега и равновесие установится снова, но уже на высшей шкале новой ступени эволюции жизни» (п. 421. Сентябрь 10, 1962 г.).

«Нарушение равновесия стихий все время усиливается. Неспокойна природа. Это сильно отражается на состоянии человеческого организма, вызывая различные расстройства. Конца пока не предвидится, так как в конечном итоге регулятор состояния равновесия планеты сам человек. …О кооперации человека с природой думают мало. Мощные энергии человеческого организма, взаимодействующие с окружающим миром, отрицаются вовсе. Не будет умиротворения и равновесия в стихиях планеты, пока человек не установит его в океане сознаний всего человечества» (п. 37. Январь 20, 1964 г.).

Б.Н. Абрамов также записал в 1965 году: «Земля больна, стихии вышли из равновесия, пространство пронизано антагонистическими токами, коричневый газ отравляет атмосферу. Только силою объединенных сердец и сознаний можно противостать этим бедствиям... Нужен мир на Земле между народами, нужен мир между отдельными людьми, нужно единение в духе, нужно единение сердец человеческих» (п. 4, Январь 9). «Эти Света победные мысли о мире, о победе его надо в пространство бросать и насыщать ими ауру планеты. Если большинство человечества объединенно о мире помыслят сегодня, то завтра мысль станет воплощенной действительностью. Нам помогите мысли о мире в мир плотный пускать, чтобы уплотнить плотность мысли, чтобы силам разрушения некуда было мысли свои протолкнуть. Гигантская борьба мыслей происходит в пространстве. Но мысль Наша сильнее и она победит, когда сердце людское проснется и почует ее, и примет ее и ею пульсировать станет. Победа на Нашем Щите и мира победа над миром» (5 ноября 1961 г., 423).

Борис Николаевич утверждал: «Мир нужен миру, чтобы обуздать силы разрушения. … Утонченное сознание барометром служит планетного состояния — и все же не тьма впереди… Знамя победы реет над миром. Новый Мир победит» (18 июня 1961 года).

Миротворческая деятельность являлась одной из главных миссий Николая Константиновича Рериха – земного Учителя Б.Н. Абрамова, и была блестяще им выполнена. Вершиной миротворческой деятельности Н.К. Рериха стало подписание 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 21 страны Пакта Рериха – «Договора об охране художественных и научных упреждений и исторических памятников». Принятие Пакта на мировом уровне явилось реальным утверждением идеи мирного культурного сотрудничества народов под Знаменем Мира. Пакт Рериха и Знамя Мира стали знаменательной ступенью в развитии мировой культуры и являются одним из самых гуманных движений за мирное будущее в XXI веке. Показательно, что в деятельности созданной Н.К. Рерихом Всемирной Лиги Культуры, которой было предназначено проводить в жизнь идеи Пакта Рериха и Знамени Мира, предусматривалось, прежде всего, миротворчество. Е.И. Рерих, давая рекомендации по структуре и перечисляя отделы, которые могут войти в Лигу Культуры, первым назвала отдел мира; вторым – духовного совершенствования, вмещающего в себя религии и философию; третьим – науки; четвертым – искусства и т.д.4

Гуманистические миротворческие идеи Пакта Рериха, подписанного 80 лет назад, чрезвычайно актуальны в настоящее время. Все страны мира призываются рядом с государственным флагом воздвигнуть Знамя Мира, как уже происходит в Литве и Аргентине и некоторых других странах Латинской Америки. Главы государств должны осознать, что путь к спасению планеты Земля, к процветанию стран и народов лежит через Мир и Культуру, ведь все мы живём под одним Солнцем!

В завершении хочу поделиться радостной вестью, которая пришла из Литвы. Там 7 июля 2017 года праздновали День Государства. Основным местом празднований был выбран город Дубиньгяй, который 5 лет тому назад был провозглашен Городом Мира. Там прошла международная конференция в День Культуры. Это первый город Мира в Литве и четвёртый в мире, в котором утверждено Знамя Мира, три первых есть в Аргентине. Глава города Дубиньгяйя внёс Знамя Мира на гору. Передача по центральному телевидению велась более часа, и много раз показывали, как над этой горой торжественно развевалось Знамя Мира!


_________________

1 Основы духовной культуры (Энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000. ссылка для перехода

2 Письмо Е.И. Рерих от 26.12.1931.

3 Храм Человечества. Мир на земле. Наставление 174.

4 Пятым отделом – материнства и воспитания; шестым – ремесел и труда; седьмым – кооперации и промышленности; восьмым – охраны безопасности; девятым – землеустройства и строительства; десятым – здравия и охранения. (Письма Елены Рерих. В 2 т. Минск, 1992. Т. 1. С 142).