Публикуется по изданию: Абрамов Б.Н. в статьях, документах, письмах. Новосибирск: СибРО: ИЦ «Россазия», 2019.
Горностай-Польский Арон Моисеевич, Кермель Зельма Карловна – семья москвичей-теософов, разделявших идеи Живой Этики. Были в дружеских отношениях с семьёй Абрамовых, Б.А. Смирновым-Русецким, латвийскими рериховцами. А.М. Горностай-Польский – доцент Московского технического института. Был арестован в 1948 году, и осуждён на 10 лет. Реабилитирован в 1954 году.
Раменская Вера Васильевна – знакомая Б.Н. Абрамова по Харбину, разделявшая идеи Живой Этики.
В.В. Раменская – Н.Д. Спириной
28 марта 1970 г.
По просьбе Бориса1 шлю переписанное мною его письмо Вам для прочтения2.
«Приложение Уч[ения] в жизни преображает мышление человека и изменяет его отношение к окружающему. Процесс этот не всегда видим прилагающему, но тем не менее преображение идёт неуклонно, прочно, хотя и незаметно для глаза и только по временам вдруг становится ясным, насколько всё изменилось и как возросло сознание. Преображающая мощь неуклонного и пламенного устремления совершает свою работу.
Люди очень многое знают и видят, но сознательно отнестись к этому не умеют. Потому многое очень важное и полезное проходит мимо, не оставляя следа. Мудрый смотрит на тот же мир, что и обычный человек, но видит его совершенно иначе. Нужно научиться не только смотреть, но и видеть.
Очевидность и действительность борются в человеке за преобладание. Многие даже не понимают этого различия, от которого так многое зависит. Очевидность предъявляет свои права. На её стороне рассудок и внешние чувства. И только мысль, идущая из глубин сознания, восстаёт против тирании внешней видимости.
Хорошо принять себе за правило не отступать перед первой и даже сотой неудачей и добиваться намеченной цели, хотя бы для этого потребовалось и много больше, чем сотня усилий, т. е., говоря другими словами, хорошо не прекращать усилий до тех пор, пока не утвердится желаемое положение. А так как в нашем распоряжении всё время, которое есть, то и конечный успех достижим непреложно». (Полезно для воспитания своего характера.)
Освобождение от своих недостатков приносит сердцу радость и лёгкость, как будто бы с плеч сбрасывается груз тяжкий. Эту радость можно усилить, сбрасывая ещё более энергично ненужную поклажу. Раз утвердившись в радости освобождения от своих недостатков, не так уж трудно начатое дело освобождения сознания от всякого сора довести до конца. Много сора накопилось в далёком прошлом в сознании человеческом.
Знаете о вреде бесцельности и ненужности многих переживаний и всё же продолжаете переживать огорчаться и омрачаться тем, что приносит жизнь. Если бы внести соизмеримость в эту область психической деятельности человека, жить стало бы легче.
Легко видеть других людей, замкнувшихся плотно в маленьком мирке личных переживаний, и понимать их ограниченность и связанность. Но трудно, очень трудно видеть себя тоже погрузившегося в мир личных переживаний и отрезанного от жизни сверхличной. Но выйти за пределы этого замкнутого круга будет уже означать свободу и поражение эгоизма. Пробить скорлупу личности трудно».
Из письма А.М. Горностай-Польского к Н.Д. Спириной3
9 ноября 1971 г.
«В каждом явлении жизни имеются как светлые, так и теневые стороны. В мире, где свет борется с тьмою, всё отбрасывает свою тень, т.е. двойственно по природе. Биполярное зрение позволяет видеть оба полюса вещи единой. Но если оно ещё не достигнуто, будет ошибкою видеть во всём только один отрицательный полюс. Надо учиться даже и во тьме отыскивать искорки света. Ибо без него немыслимо никакое существование. И, прежде всего, это следует применять к людям и находить в них положительные стороны. Не бывает, чтобы человек был окончательно и бесповоротно плох. В каждом можно усмотреть искорки света и пытаться усиливать их вместо того, чтобы тушить осуждением и нежеланием признать их наличие. Думая плохо о человеке, делаем его ещё хуже, но возвышая его, даём ему возможность подняться. Апеллируя к лучшему, что есть в человеке, путь открываем ему к Свету. Изъято потому осуждение из действий Служителя Света.
Многоаспектность граней Вселенной обусловлена явлением Беспредельности, которой нет ни конца, ни начала. Вот первая тайна, непостижимая для ума человеческого.
Непостижима и тайна времени, тоже не имеющего ни конца, ни начала, равно как и тайна пространства. Ближе всего к разрешению тайна времени. И древнее обещание, когда Ангел клялся, что времени уже не будет, как будто бы уже не кажется неосуществимым. Проблема относительности и связь времён и зависимость его от быстроты движения намечают пути подхода к этой проблеме. Решение надо искать в сознании. Безвременны сны. Безвременны явления мысли и явления Тонкого Мира. Выход тонкого тела происходит уже вне пределов обычного времени. Некоторые утопавшие свидетельствуют о том, как в этот момент во мгновение ока вся их земная жизнь со всеми подробностями проносится перед их духовным взором.
Человек живёт в мире тайн, ни одну из которых он ещё не решил. Тайна зарождения жизни, тайна простого зерна, несущего в себе неисчерпаемую мощь прорастания и размножения. Тайна вечного размножения материи. Много тайн кругом. Но тайна трёх миров уже приближается к своему частичному разрешению. Разрешать её будет наука с помощью всё новых и новых открытий. Каждый из двух высших миров получит научное признание, наряду с миром земным, и отрицателям их и невеждам придётся смириться.
Говорю о насущности постоянства объединения сознаний потому, что всепланетный натиск тьмы достиг своего апогея. Обычными мерами уже не удержать равновесия, а оно нужно как никогда. Так в единении полном, сохраняя и удерживая его, будем проходить через это тяжкое время.
Ещё и ещё напрягайте все силы духа, чтобы сбросить оковы свойств неизжитых земных. Оковы духа, если не сброшены на земле, остаются в надземном, а в них не летать. В них не добиться свободы. В них не увидеть великолепия Высшего Света. В них не приблизиться к Свету. В них можно лишь быть в низших слоях, без возможности кверху подняться.
Хорошо достичь той ступени устремления, когда уже никто и ничто не в состоянии нарушить ритма постоянного продвижения сознания. Поезд идёт вперёд, и те виды, которые мелькают и проносятся мимо окон вагонов, не влияют на его движение. Хорошо, когда всё, что лежит по ту и другую сторону пути, не останавливает продвижения духа. Что будет, если человек, всецело погрузившись в эти временные подробности, забудет о самом пути и цели конечной. Недаром Учение Жизни называет человека путником великого пути. Этот путь не имеет конца и поведёт в Беспредельность. (Это должно быть приложено к учёному.)
Кто к кому или чему стремится, тот с тем и пребудет. Это закон устремления. Действует вечно. Ошибок не бывает. Можно покойным быть в уверенности, что дух ваш пребудет с тем, кто живёт в сердце, и сейчас и потом. Магнит сердца могуч.
Постепенно многие утверждения У[чения] Ж[ивой] Э[тики] будут доказаны ближайшими утверждениями и нахождениями науки, и тогда невежды и отрицатели уже не в состоянии будут отвергать несомненное. Близится уже это время, и открытия не замедлят.
Интервью, приведённое в газете, весьма значительно. В институте сердца уже ведутся работы над изучением некоторых желёз, имеющих огромное влияние на жизнь организма. Даже название «таламус» было сохранено, а также было указано, что в древности этой железе придавалось большое значение и она считалась средоточием духа. Так постепенно, но уже на чисто научной основе будет подходить человечество к решению важнейших вопросов, связанных с тайнами человеческого организма и проблем духа. (Газета «Известия» от 13.08.71 г.)
Видя какое-нибудь отрицательное явление жизни, следует тут же вызвать в сознании его противоположный полюс, тем утверждая его к проявлению. Иначе представление о вещах будет не просто однобоким, но и способствующим усилению тьмы. Хорошо применять это также и по отношению к людям.
И всё же, несмотря на всё происходящее на планете, Свет-Победитель идёт. От людей же требуется поднять головы от земли кверху, чтобы достойно встретить Его».
2 Далее приводятся фрагменты из Записей Б.Н. Абрамова.
3
В письмо были вложены переписанные автором письма Записи Б.Н. Абрамова.