Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Крылатые мысли: Беспредельность эволюции. Бессмертие духа. Преодоление и борьба. Победа духом. Посев причин и жатва следствий / Сост. Н.В. Башкова


Сборник мудрых мыслей и афоризмов составлен на основе творческого наследия Бориса Николаевича Абрамова (1897–1972), мыслителя, подвижника, ближайшего последователя Н.К. и Е.И. Рерихов. Нравственно-философские труды и письма Б.Н. Абрамова отражают целостную картину мира, отличиями которой являются многомерность бытия и человека, беспредельность развития творческой мощи человеческого духа, достигаемой посредством сознательного совершенствования во всех сферах жизни.

Краткие, чёткие, содержательно глубокие мысли помогут читателю в выработке оптимистичных жизненных ценностей, стойкости духа, целеустремлённости на пути к знанию, красоте и гармонии в себе и окружающем мире.

Сборник предназначен для широкого круга читателей, взрослых и молодых, верующих и атеистов, духовно ищущих и нашедших.


Предисловие

Беспредельность эволюции. Бессмертие духа

Преодоление и борьба. Победа духом

Посев причин и жатва следствий

Источники

Примечания


Сокращения

Гр.А.Й. – Грани Агни Йоги.

Записи Б.Н. Абрамова – Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Сборник. Новосибирск, 2012.

Письмо Б.Н. Абрамова – Стойкость духа. Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной. Новосибирск, 2017.

Квадратные скобки в цитатах – пояснения составителя.

Звёздочкой* отмечены слова (в начале глав), к которым даны пояснения в Примечаниях.



Беспредельность эволюции. Бессмертие духа.


Жизнь – движение, переход энергии из одного состояния в другое, вечный ритм вдыхания и выдыхания, сна и бодрствования, зимы и лета, круговращение циклов, обмен веществ, – где тут смерть?

Записи Б.Н. Абрамова, 47 (25.04.1951 г.)


В природе нет произвола… Всюду есть только зерно и плод, несущий в себе новое зерно, продолжение плода. Также всюду начало и конец и снова начало, содержащееся в предыдущем конце.

Записи Б.Н. Абрамова, 47 (25.04.1951 г.)


…Исчезает понятие конца и начала и остаётся единый непрерывный поток вечной жизни, как космической, так и индивидуальной, ибо всё подлежит одному закону, как атом, так и солнечная система.

Записи Б.Н. Абрамова, 47 (25.04.1951 г.)


Зная неизбежность следствий, станут относиться осторожнее к причинам. Зная нескончаемость жизни, станут готовиться к нескончаемому. Разве жизнь не обновится?

Записи Б.Н. Абрамова, 47 (25.04.1951 г.)


Не туманные потусторонности.., но логическое понимание закона причин и следствий будет сопровождать идею бессмертия. Она будет понятна каждому, так же как понятны посев и жатва.

Записи Б.Н. Абрамова, 47 (25.04.1951 г.)


Понимание Беспредельности – условие преображения жизни. Человек, живущий для смерти, и человек, живущий для бессмертия, так же разнятся друг от друга, как обезьяна от человека.

Записи Б.Н. Абрамова, 47 (25.04.1951 г.)


Жизнь вечна, форма её выражения преходяща.

Гр.А.Й. 1953 г. 3


Если не верить в бессмертие, то нельзя жить ни мгновения, настолько нелепым становится всё существование. Но люди не хотят продумать бессмыслицу отрицания жизни до конца. Если бы продумали, ужаснулись бы, ибо подсознательно человек ведёт себя так, как будто бы смерти никакой не существует.

Гр.А.Й. 1953 г. 91


Надо слово смерть изъять из обихода и заменить его новым понятием перехода, или перемены состояния. Нет смерти в природе, есть лишь смена форм выражения жизни.

Гр.А.Й. 1955 г. 234


Чёткое, ясное и определённое понимание бессмертия будет неразрывно слито с Новой Эпохой.

Записи Б.Н. Абрамова, 47 (25.04.1951 г.)


…Предела росту человечества и человечеств нет. Миллионы лет для эволюции – ничто. Процесс медленен, и лишь в случае сознательной эволюции он может быть ускорен.

Гр.А.Й. 1955 г. 227


… Жизнь есть путь в Беспредельность…

Гр.А.Й. 1955 г. 164


Основой жизни является эволюция сущего во всех его формах.

Гр.А.Й. 1955 г. 441


Эволюция – антитеза хаоса.

Гр.А.Й. 1961 г. 349


Эволюция материи заключается в её утончении, или разрежении.

Гр.А.Й. 1955 г. 261


Улучшение, утончение и усовершенствование во всём – это и есть путь эволюции жизни и постоянная, непрерываемая замена старого новым…

Гр.А.Й. 1959 г. 121


Эволюция означает утончение и улучшение. Эволюцию ещё можно определить как постепенное превращение плотного в тонкое, чтобы затем стать огненным. Именно утончение всего во всём происходит.

Гр.А.Й. 1954 г. 423


Эволюция есть продвижение в Беспредельность всего, что проявлено1 в мире. Поэтому беспредельность заключена в потенциале каждого эволюционирующего центра.

Гр.А.Й. 1955 г. 261


Эволюция есть преодоление старого и утверждение нового, высшего. Где же её предел? И есть ли таковой в Беспредельности? <…> Бесконечна эволюция сущего.

Гр.А.Й. 1954 г. 10


Борьба преодоления и утверждения нового в себе нескончаема. Это и есть жизнь бесконечная.

Гр.А.Й. 1954 г. 591


Человек есть носитель бессмертного начала, воплощённого в мире вечно меняющихся форм. Он вечен, формы смертны и подлежат срокам.

Гр.А.Й. 1953 г. 417


Человек есть дух, закованный в материю.

Гр.А.Й. 1953 г. 195


…Вся эволюция человеческая есть не что иное, как раскрытие потенциала человеческого духа.

Гр.А.Й. 1954 г. 620


…Доспех огненный в гуще материи куётся, но не в заоблачных
высях.

Гр.А.Й. 1953 г. 278


…Человек – это всё и всё включает в себе и объемлет. В нём – всё скрытое в начале и проявляющееся в конце. Человек – это Абсолют в потенциале. Слова «Вы боги»2 несут в себе эту идею.

Гр.А.Й. 1953 г. 405


Эволюция человечества есть самое священное дело на земле.

Записи Б.Н. Абрамова, 144 (16.11.1952 г.)


…Формула «Через себя к Беспредельности»…

Гр.А.Й. 1954 г. 263


Только будучи взвешенной на весах Беспредельности, жизнь человеческая получает смысл, значение и оправдание.

Гр.А.Й. 1954 г. 137


Греческий философ провозгласил, что человек есть мера вещей. Скажем, дух человеческий есть единая мера вещей во Вселенной.

Гр.А.Й. 1954 г. 539


Эволюция делает ставку не на личность, но на бессмертную перевоплощающуюся Индивидуальность человека. <…> В духе найдёте себя, и в духе ищите. В нём всё.

Гр.А.Й. 1955 г. 118


Жизнь человека – это процесс раскрытия неисчерпаемого потенциала духа путём приложения раскрывающихся способностей на практике.

Гр.А.Й. 1955 г. 448


Везде дух, и мерою духа измеряется жизнь.

Гр.А.Й. 1958 г. 88


Вечный процесс становления сознания есть процесс жизни сознания.

Гр.А.Й. 1953 г. 94


…Следует твёрдо, непоколебимо, неизгладимо, пламенно помнить одно: всё пройдёт – дух пребудет, и помнить это не теоретически и отвлечённо, а в приложении каждодневном, ибо это – Основа*. Дух вечен и нерушим. Солнце прейдет и луна – но дух жить будет вечно.

Гр.А.Й. 1971 г. 350


Всё пройдёт, дух пребудет.

Гр.А.Й. 1954 г. 607


Всё приходит, и всё уходит, но дух пребывает вовеки. Потому, если дух, пребывающий внутри, принять за неизменное основание и если на него опереться, задача жизни будет решена правильно.

Гр.А.Й. 1955 г. 527


…Дух не имеет возраста в обычном значении, дух не имеет национальности и цвета кожи, дух не имеет специальности и рода занятий, и паспорт не нужен ему в пространствах Надземного Мира.

Гр.А.Й. 1955 г. 492


Хорошо всегда чувствовать себя гостем в этом мире, пришедшим в него на некоторое время, чтобы выполнить определённую задачу и снова вернуться туда, откуда пришёл.

Гр.А.Й. 1955 г. 131


Надо осознать себя путником жизни, путником на этой планете, путником везде и всегда, пока не достигнута далёкая цель – Дом Отчий. Это осознание и поможет в духе преодолеть иллюзии Майи* и бороться с ними в каждодневности.

Гр.А.Й. 1955 г. 429


В дороге на пароходе, в поезде знаем о временности явления пути и не слишком огорчаемся неудобствами – так надо поступать и в жизни. Ибо земная жизнь и есть временный путь в Беспредельность.

Гр.А.Й. 1955 г. 429


Когда мы поймём, что мы здесь, на земле, только командированные, что мы посланы сюда не жить, а служить, тогда отношение наше ко всему в корне изменится.

Записи Б.Н. Абрамова, 407 (27.02.1958 г.)


Вечная жизнь в Беспредельности на беспредельных космических просторах, а Земля – это только лишь ступень к будущему.

Гр.А.Й. 1955 г. 588


Незаметно и постепенно сознание врастает в новое понимание жизни, и земное пребывание становится только малым отрезком пути бесконечного. Тогда и формула «Не временные мы, но беспредельные»3 становится формулой жизни.

Гр.А.Й. 1955 г. 222


Решение – в духе.., ибо земная жизнь – не цель, но лишь средство достичь жизни на плоскости высшей, достичь не временного, но вечного её уявления*.

Гр.А.Й. 1955 г. 429


Надо в сознании своём всему место найти, и сознанию своему – правильное место в мироздании, и согласовать себя с Космосом, ощущая себя его неотрывной частью. Познающий место себе во Вселенной находит и осмысливает цель своего существования. Это и будет утверждением целесообразности в жизни.

Гр.А.Й. 1955 г. 355


Понимание духовных ценностей в корне изменяет отношение к явлениям жизни.

Гр.А.Й. 1955 г. 350


Одна из главных ошибок людей в том, что они принимают всерьёз вещи совершенно несерьёзные и не имеющие значения, а явления величайшей важности совсем у них в счёт не идут. Большинство трагедий происходит именно из-за этого. Построение жизни основывается на мираже, а реальность остаётся в пренебрежении.

Записи Б.Н. Абрамова, 352 (15.11.1955 г.)


Центр сознания извне как бы переносится и сосредоточивается внутри, то есть перевес дается внутреннему над внешним. Надо же, наконец, понять и почувствовать, что всё внешнее уйдёт рано или поздно, а внутреннее останется. Которое же важнее?

Гр.А.Й. 1955 г. 438


Надо просто идти через жизнь, полагая неуязвимость свою внутри, в ядре своего духа. Надо крепко стоять на Земле и крепко ходить по ней, но в то же время всё своё полагая внутри: не на внешнее опираться, а на внутреннее. Силы надо собрать внутрь и внутри, что бы вовне ни происходило.

Гр.А.Й. 1955 г. 500


Внешнее имеет значение лишь постольку, поскольку оно может расширить, обогатить и приумножить внутреннее богатство. Внешнее – не цель, но лишь средство к цели. Не самодовлеюще оно. …Тон задается духом, тон, в котором должна прозвучать жизнь.

Гр.А.Й. 1955 г. 438


…Внешние условия значение имеют не сами по себе, но лишь как силы, вызывающие реакцию сознания.

Гр.А.Й. 1955 г. 66


Нельзя, нельзя безвольно склоняться под ударами внешних воздействий, ибо всему можно противопоставить дух. Как важно ощутить эту несокрушимость внутри!

Гр.А.Й. 1955 г. 511


Дело в том, чтобы среди всех этих бесконечных и часто неуловимых, но сильных воздействий удержаться по главному направлению. А главное направление человека – к Свету, то есть вверх, то есть по пути эволюции.

Гр.А.Й. 1955 г. 305


Путь лежит в сознании человека и заключается в видоизменениях сознания при реакции на воздействия извне и изнутри.

Гр.А.Й. 1955 г. 394


Для нас всё всегда начало, и завершение одного есть начало другого. И нет конца началам. В этом радость Беспредельности.

Записи Б.Н. Абрамова, 53 (3.05.1951 г.)


Эволюция добровольна. Насилие от тьмы.

Гр.А.Й. 1955 г. 139


Путь эволюции непобедим.

Записи Б.Н. Абрамова, 61 (29.11.1951 г.)


Немыслимо поражение, если явлена должная степень настойчивости и постоянства. Потому можно не смущаться никакими неудачами. Они временны, дух вечен. На путях Беспредельности обеспечена духу победа, если осознал он непреходящую сущность природы своей.

Гр.А.Й. 1954 г. 267


Даже мечтою всегда движет вера в возможность её осуществления. Во времени всё достижимо. Примем эту формулу как основу успеха во всём.

Гр.А.Й. 1965 г. 449


Усовершенствование, улучшение, расширение, углубление есть законный процесс жизни. Он неизбежен, если сознание восходит.

Гр.А.Й. 1954 г. 241


Успокоиться на достигнутом значит прервать и остановить поток эволюции, значит нарушить космический закон.

Гр.А.Й. 1954 г. 241


Нужно улучшать и усовершенствовать всё без устали, постоянно, без конца. Как бы ни было что-то хорошо, оно может и должно быть сделано ещё лучше. <…> Так и подходите ко всему: как бы улучшить и усовершенствовать.

Гр.А.Й. 1954 г. 241

Наше правило: если делать что-то, то делать это возможно лучше. И если надо идти через жизнь, то пройти через неё и через все её испытания и трудности надо тоже как можно лучше – «как по струне бездну»4.

Гр.А.Й. 1968 г. 100


…Всякое разрушение имеет предел, в то время как созидание предела не имеет.

Записи Б.Н. Абрамова, 50 (30.04.1951 г.)


Повседневность есть статика, беспредельность – динамика. Проснувшийся дух динамичен в сущности своей, так как в искре духа заложен вечный импульс к движению, этот коренной импульс Основы.

Записи Б.Н. Абрамова, 303 (25.11.1954 г.)


Когда в сознании во всём своём ослепительном блеске встаёт Беспредельность – серый дым обыденности рассеивается, как туман от лучей солнца.

Записи Б.Н. Абрамова, 303 (25.11.1954 г.)


Из песчинок складываются горы, из каждодневных и постоянных усилий достичь – огни достижений духа.

Гр.А.Й. 1955 г. 293


Подвиг ежедневный, и постоянный, и неустанный на чаше заслуги перевешивает огни временных возношений. Огни неугасимые в каждодневности зажигаются.

Гр.А.Й. 1954 г. 151


Победа достигается в каждодневности, и в этом – подвиг.

Гр.А.Й. 1953 г. 425


Человек, сознательно закалившийся и научившийся на мелочах, не растеряется и в великом…

Гр.А.Й. 1952 г. 10


Пойми, в осознании лежит путь к могуществу. И нет предела могуществу духа. В этом его беспредельность. Побеждая себя в малом, на дороги выходим великие.

Гр.А.Й. 1952 г. 74


Учись на малом, чтобы подойти к великому. Пойми значение малого.

Гр.А.Й. 1952 г. 77


Запомни: всё везде всегда когда-то начиналось с малого, с начала. Это путь земной жизни и земных нахождений. Малые искры превращаются в огненные громады.

Гр.А.Й. 1952 г. 77


Учись на малых явлениях жизни, ибо из малого растёт великое. Таков путь жизни. Не упусти и не пропусти алмазов малых возможностей.

Гр.А.Й. 1953 г. 8


Взвесь на весах Беспредельности всё, что имеешь, всё, чем мучаешься, всё, что мыслишь, и всё, что вокруг, и, взвесив, найди и им, и всему их законное место в пределах Беспредельности. И пойми, что малая монета или вещь перед глазом может заслонить Солнце.

Гр.А.Й. 1953 г. 53


…Гора состоит из песчинок, а океан – из капель. И то, и другое имело начало. Часто люди думают овладеть большим, упустив малое. Но малые щели так же отлично пропускают воду и свойство имеют увеличиваться. Опасны малые щели.

Гр.А.Й. 1953 г. 80


И мелочи бдительности требуют особой. Люди забывают, что жизнь состоит из мелочей, и, упуская малое, теряют большое.

Гр.А.Й. 1953 г. 80


И большому, и малому надо найти и место, и смысл, и оправдание. …Ибо велико назначение жизни.

Гр.А.Й. 1955 г. 159


Значение мелочей очень важно. Нет ни большого, ни малого, всё имеет значение. Малые вещи и явления не раз останавливали великие дела. Глаз должен быть открыт на большое и на малое…

Гр.А.Й. 1971 г. 373


…Каждое утверждение надо начать применять, тем закладывая зёрна будущих достижений. Они дают свои ростки во времени. …В Беспредельности всё достижимо и всё возможно.

Гр.А.Й. 1964 г. 305


…То, что хорошо и благо на одной ступени эволюции, может быть злом на высшей ступени. Явление эволюционное, т.е. благое на данный момент, с течением времени перерастает своё значение и становится антитезой эволюции, вызывая тем самым новое явление эволюционного порядка…

Гр.А.Й. 16.08.1960 г.


Эволюцию надо защищать. <…> Это борьба новой ступени эволюции со старой. Всё могущее восходить должно сознательно встать на стороне строителей жизни.

Гр.А.Й. 1954 г. 404


Возможности заключаются не в том, чтобы реализовать их в данный момент, а в том, чтобы, забросив далеко вперёд зерно самой труднейшей возможности, как по закинутому якорю, подтягиваться к намеченному и заложенному в пространстве достижению. Элемент времени несуществен,… как бы ни был далёк срок, рано или поздно он всё же наступит.

Гр.А.Й. 1970 г. 337


Все лучшие устремления будем рассматривать как проекцию будущих достижений.

Гр.А.Й. 1971 г. 466


Человек идёт по пути в Беспредельность формулой «всё достижимо».

Гр.А.Й. 1972 г. 406


________________

1 Проявлено – здесь: существует.

2 Цитата из Псалтыри (Псалом Асафа 81:6) и Евангелия от Иоанна (10:34).

3 Цитата из книги «Сердце» (п. 515), входящей в Учение Живой Этики.

4 Цитата из книги «Листы сада Мории. Зов» (Заключение), входящей в состав Учения Живой Этики: «Спросят: “Как перейти жизнь?” Отвечайте: “Как по струне бездну – красиво, бережно и стремительно”».



Преодоление и борьба. Победа духом.


Всякая жизнь и всякое существование, в конце концов, есть процесс целого ряда усилий, борьбы и преодоления. Жизнь – это то, что преодолевает само себя. Без преодоления нет жизни.

Гр.А.Й. 1952 г. 461


Преодоление и борьба есть спутники эволюции.

Гр.А.Й. 1952 г. 356


Нельзя забыть, что элемент преодоления остаётся неизбежным при всяких условиях и никогда не прекращается борьба между низшим и высшим, пока идёт развертывание спирали эволюции. Потому надо полюбить это состояние вечного борения духа и преодоления низшего высшим.

Гр.А.Й. 1953 г. 105


…Наш девиз – «Борьба и победа». Не есть ли эволюция процесс постоянного преодоления старого новым? И не в постоянном ли преодолении старого заключается её смысл и сущность?

Гр.А.Й. 1954 г. 434


Полезно и нужно то, что полезно и нужно для эволюции. Нет иного критерия.

Гр.А.Й. 1953 г. 281


В труде – оправдание жизни. В борьбе – смысл. В преодолении – цель. В победе – достижение.

Гр.А.Й. 1952 г. 360


Ценим человека по активности его противоборствующего сознания. Жизнь – это борьба.

Гр.А.Й. 1953 г. 288


Дух закаляется именно на преодолении. Преодолевающему, побеждающему, силою Свет восхищающему даётся венец победы.

Гр.А.Й. 1955 г. 159


Дух растёт растущими препятствиями и увеличивающимися трудностями.

Гр.А.Й. 1953 г. 111


Надо понять, что лишь единой силою духа идёт преодоление. Нужно понять, что силою духа растущей ведётся борьба. Надо научиться приветствовать трудности.

Гр.А.Й. 1953 г. 253


Именно состояние постоянного, нескончаемого преодоления трудностей надо полюбить, с ними сжиться и понять, что иного пути умножения мощи не существует.

Гр.А.Й. 1954 г. 215


…И в каждом преодолении есть элемент нового приложения сил, а следовательно, и роста новых способностей.

Записи Б.Н. Абрамова, 303 (25.11.1954 г.)


Немыслимо поражение, если явлена должная степень настойчивости и постоянства. Потому можно не смущаться никакими неудачами. Они временны, дух вечен.

Гр.А.Й. 1954 г. 509


Сила растёт от противодействия, которое возрастает по мере роста сил, чтобы вызвать к жизни силы ещё большие. <…> Но нет таких препятствий, которые не мог бы преодолеть дух.

Гр.А.Й. 1954 г. 215


…Это и есть путь истинной йоги, путь борьбы и преодоления.

Гр.А.Й. 1954 г. 259


Трудности – это двигатели эволюции духа.

Гр.А.Й. 1953 г. 253


По росту проблем и препятствий можно судить и о росте своём.

Гр.А.Й. 1952 г. 229


Рост трудностей указывает на рост духа.

Гр.А.Й. 1955 г. 79


Не может быть победы без борьбы и преодоления. Нет их – нет и победы. А так же и силы – без трудностей побеждённых. Плоды победы хочет иметь каждый. Ну а как быть с платой? Надо же, наконец, понять, что по плате и достижение. Кто больше заплатит, больше и получит.

Гр.А.Й. 1952 г. 647


Труден путь духа, и не сулит он спокоя. Наоборот, отягощение обстоятельствами усиливается по мере роста духа. По силе и испытания. Чем сильнее дух, тем труднее испытания.

Гр.А.Й. 1955 г. 79


Напряжение – путь к победе.

Записи Б.Н. Абрамова, 64 (17.12.1951 г.)


Надо устоять духом в напряжении непомерном, если хотите достичь.

Гр.А.Й. 1955 г. 270


Спасётся претерпевший до конца1. Значит, надо претерпеть.

Гр.А.Й. 1955 г. 101


Устоявшим считается тот, кто устоял до конца, победителем – одержавший последнюю победу, и спасённым – претерпевший до конца.

Гр.А.Й. 1955 г. 156


Нет ничего, чего не могла бы преодолеть воля человеческого духа2.

Гр.А.Й. 1952 г. 637


Истинно, дух может победить всё, и нет ничего в мире, чего не могла бы преодолеть огненная воля человека.

Гр.А.Й. 1954 г. 434


Помни, возможно всё, если воля того пожелает. Нет противных условий, само их противодействие лишь нагнетает энергию мощную.

Гр.А.Й. 1954 г. 259


Каждая победа трудна, но чем труднее, тем славнее.

Записи Б.Н. Абрамова, 153 (05.01.1953 г.)


Радость препятствиям есть радость непреложности шага нашего.

Гр.А.Й. 1952 г. 323


Радость преодоления есть радость особой мудрости.

Гр.А.Й. 1952 г. 432


Друзья, радуйтесь препятствиям и трудностям, ибо в них залог вашего преуспеяния.

Гр.А.Й. 1954 г. 434


Если хотите расти, от препятствий не уклоняйтесь и всё, что против идёт, волею преодолевайте. Радость препятствиям указывает на высокую степень сознательности духа.

Гр.А.Й. 1964 г. 429


Ждущие в бездействии не преуспеют. Но ураган огненных действий устилает путь победителя.

Гр.А.Й. 1952 г. 495


Трудности жизни есть ступени победы. Как нос корабля рассекает волну океанскую, так идёт победитель через жизнь. И дело встречных громад волн быть рассекаемыми неуклонностью устремлённого хода корабля.

Гр.А.Й. 1952 г. 495


Надо твёрдо идти к цели, и идти так против препятствий, как будто бы они вовсе не существовали. Шаг непреложности не признаёт непреодолимых препятствий и побеждает их все.

Гр.А.Й. 1954 г. 202


…Препятствия и трудности поймём как возможности.

Гр.А.Й. 1953 г. 124


Тягости и трудности жизни – условие получения нетленных сокровищ духа. В благополучии ничего не творится. Радуйся тягости жизни.

Гр.А.Й. 1952 г. 607


Каждая новая тягота есть дверь к новому нахождению.

Записи Б.Н. Абрамова, 183 (22.06.1953 г.)


Для нас трудности не препятствие, но обретение новых возможностей и силы.

Гр.А.Й. 1954 г. 202


…Но ведь трудности рано или поздно проходят, а опыт бесценный остаётся с нами как наша неотъемлемая собственность.

Письмо Б.Н. Абрамова, 35 (февраль 1963 г.)


…Испытания пройдут, а опыт останется.

Гр.А.Й. 1964 г. 98


…Когда постигается то, что каждый удар судьбы закаляет броню духа и даёт новые нахождения и ценнейший опыт, который иным путём невозможно приобрести, тогда и отношение ко всему этому меняется в корне, и тогда мужественно, стойко и спокойно можно встречать волны и выдержать всё.

Гр.А.Й. 1970 г. 43


Лишь на трудностях учится человек и лишь при условии и наличии трудностей возможен рост духа.

Гр.А.Й. 1954 г. 215


Кто лёгкости жаждет, тот не на верном пути.

Гр.А.Й. 1954 г. 287


Натяжение, или напряжение, даёт струне звучность, так же и отягощение духа обстоятельствами заставляет огненную арфу духа звучать. Гнилая струна обрывается, но струна добрая начинает звучать.

Гр.А.Й. 1954 г. 263


Всему, происходящему вовне, противопоставим силу духа. Или внешнее побеждает нас и подчиняет себе, или мы подчиняем его своей воле. Так и делятся люди на тех, кто подчиняет себе жизнь, и на подчиненных ей.

Гр.А.Й. 1955 г. 350


Или жизнь раздавит человека, или человек её победит. Победителю – меч духа, и щит победы, и венец бессмертия, но побеждённому – ничего. Потому победить надо во что бы то ни стало.

Гр.А.Й. 1955 г. 443


Препятствия можно преодолевать двумя путями. Или вступая с ними в рукопашную, или поднимаясь над ними. В первом случае победа проблематична, во втором – несомненна.

Записи Б.Н. Абрамова, 200 (04.09.1953 г.)


Тайна победы не в том, чтобы сломить стену внешних воздействий, а в том, чтобы удержать незатемнённым сознание им вопреки и тем утвердить превосходство духа над ними.

Гр.А.Й. 1964 г. 192


Сущность неподчинения [внешнему миру] совсем не заключается в том, что надо что-то сломить, а в том, чтобы в духе не быть сломленным ничем внешним.

Гр.А.Й. 1955 г. 350


Пусть угнетают, но пусть не будет дух угнетён.

Гр.А.Й. 1954 г. 253


Сложность и неразрешимость внешних обстоятельств разрушается мечом духа...

Гр.А.Й. 1955 г. 519


Надо идти вперёд, не замедляя ритма ни при каких условиях, ни внешних, ни внутренних. Ритм непрерываемый – тайна успеха.

Гр.А.Й. 1953 г. 129


Ритм есть законная форма уявления* действий человеческих. Ритм есть явление космическое и проявляющееся во всём – от пульсации атома до движения небесных тел. …Хаос аритмичен.

Гр.А.Й. 1954 г. 467


Если хотите быть успешным в продвижении вашем, введите его в рамки ритма. А также и работу порученную. Закономерность во всём – основа преуспеяния.

Гр.А.Й. 1954 г. 467


У Солнца можно ритму учиться. Будьте, как Солнце. <…> При помощи ритма можно достичь невозможного.

Гр.А.Й. 1954 г. 533


Большие дела выполняются при условии ритмической работы. Пусть понемногу, но ритмично, и скорость начнёт возрастать в необычных соотношениях.

Гр.А.Й. 1954 г. 533


Постоянство ритма необходимо соблюдать во всём, что подлежит охране и утверждению.

Гр.А.Й. 1954 г. 558


Там, где надо преуспеть в чём-то, утверждается и вводится ритм. Он собирает и накапливает нужную для движения силу и создаёт инерцию мощного движения.

Гр.А.Й. 1954 г. 558


…Отделив существенное от наносного и временного, можно твёрдо удержаться на пути. Этому будет содействовать ритм утверждённый. Ритм накапливает и усиливает инерцию движения…

Гр.А.Й. 1955 г. 419


Во всём, что хотите сохранить до конца, ритм утвердите.

Гр.А.Й. 1955 г. 419


Ритм обеспечивает неуклонность движения.

Письмо Б.Н. Абрамова, 141 (06.1970 г.)


Пусть каждая неудача себя победить вызывает лишь повторные попытки, и до тех пор, пока победа не утвердится. Эту жизнь на Земле надо пройти победно. Иначе к чему жить?

Гр.А.Й. 1955 г. 66


По вере даётся, и по сознанию утверждается. Но надо поверить и утвердить самодейственно, то есть самому.

Гр.А.Й. 1954 г. 607


…Путь ко всему лежит через себя. Ибо сам человек и есть этот путь. Ибо не мир, но себя нужно преобразить, и тогда преобразится и мир. …Надо идти, и вперёд, себя побеждая, себя преображая и поднимая с собою и Землю, и всех, кто на ней, и всё, что её обитает.

Гр.А.Й. 1955 г. 139


Спаситель Победил мир, внутри себя утвердивши победу над миром.

Гр.А.Й. 1955 г. 443


…Дух превыше всего. Только этим сознанием можно победно пройти через всё, и только в этом и заключается победа над миром.

Гр.А.Й. 1964 г. 192


Победа достигается победою над собой, и, победив себя, становится человек победителем мира.

Гр.А.Й. 1954 г. 671


Кривые условия жизни не сделать прямыми, но победу над ними утвердить можно, поняв, что тот побеждает всё, кто самого себя сумеет победить.

Гр.А.Й. 1954 г. 671


И победа может быть лишь над собою. Ибо себя победивший побеждает мир.

Гр.А.Й. 1955 г. 75


Улыбка – лучшее оружие духа. Светоносна улыбка блага. <…> Когда очень горько или очень больно, попробуйте улыбнуться. Это тоже будет победой духа. Улыбкою трудности побеждаем.

Гр.А.Й. 1955 г. 90


Дурак часто улыбается, но редка и победна улыбка мудрости.

Гр.А.Й. 1955 г. 90


Учитесь улыбкою или с улыбкою побеждать и преодолевать непреодолимое.

Гр.А.Й. 1955 г. 90


Лучше радоваться нагружению, чем печаловаться, ибо это будет уже радость мудрости, знающей, что без трудностей не дойти...

Гр.А.Й. 1955 г. 281


Умение извлекать полезные двигательные энергии из всех обстоятельств жизни принадлежит уже озарённому сознанию.

Гр.А.Й. 1955 г. 359


От любого несчастья твёрдая воля почерпнёт новые силы и новую стойкость. Так преодолевается жизнь.

Гр.А.Й. 1955 г. 511


А силы нужны тройные: первое – достигнуть, второе – удержать, третье – двинуться дальше. Силы надо рассчитать так, чтобы хватило на всё. Лучше идти медленнее, соблюдая все три этапа продвижения, нежели споткнуться на втором.

Гр.А.Й. 1955 г. 354


Надо научиться перед лицом испытания оставаться сильным. Что может сломить дух? Ничто, испытания могут сделать его лишь ещё более сильным. Надо изъять из сознания боязнь и огорчение трудностями. И не надо себя жалеть.

Гр.А.Й. 1955 г. 470


Не устрашимся ничем, не остановимся перед горами непреодолимых препятствий, ибо огнём духа сокрушаются все построения Майи*. Путь пролегает не по Земле, но внутри человека, и все препятствия там же. …Победа – в духе.

Гр.А.Й. 1955 г. 474


Ещё тяжелей и ещё безвыходнее кажутся обстоятельства, а ты всё-таки стой, зная, что несокрушим и вечен дух. И трудности, и лёгкости пройдут, но дух твой пребудет всегда.

Гр.А.Й. 1955 г. 393


Ропот на жизнь недопустим не потому, что к нему нет причин, а потому, что он указывает на неправильную установку сознания.

Гр.А.Й. 1955 г. 442


Горькие думы и плоды дают горькие.

Гр.А.Й. 1953 г. 108


…Не огорчайтесь и не смущайтесь отягощениям обстоятельствами: они нужны, как топливо для костра. Костер мыслей не вспыхнет без них.

Гр.А.Й. 1955 г. 281


Трудно усвоить, что жизнь дана не для удовольствия, но для приобретения опыта, который является её главной целью. Это не трудно понять, но очень трудно применить на деле.

Гр.А.Й. 1955 г. 470


Друзья, если хотите преуспевать и двигаться быстро, забудьте о жизни привольной и лёгкой, забудьте о сладких мечтах. Примите суровость подвига как единое решение жизни...

Гр.А.Й. 1955 г. 491


Трудно радоваться трудностям и тягостям жизни, но ведь радость есть особая мудрость3. Но если знать, что приобретается благодаря этому чувству, то можно порадоваться и жизни суровой, и тяжкой, и полной испытаний. Надо лишь изменить угол отношения к людям, вещам и явлениям.

Гр.А.Й. 1955 г. 473


…Все силы: и способствующие и противодействующие, и враждебные и дружественные начинают служить духу, непоколебимо и твёрдо решившему свой путь. Молоту воли подчиняется всё.

Гр.А.Й. 1955 г. 472


Бой с жизнью ведётся самостоятельно и единым началом духа. Привилегированных нет.

Гр.А.Й. 1955 г. 500


…Неизбежность испытаний не есть отсутствие Заботы. Внутренне надо принять их неизбежность.

Гр.А.Й. 1964 г. 98


…Нет условий противных – всё отдаёт энергии свои на пользу победного духа. Ко врагу даже можно подходить с мыслью о том, что он может дать, какими энергиями обогатить и какую пользу принести. Обычно враги учат лучше, чем друзья… Признательность врагам – свойство высокого духа.

Гр.А.Й. 1955 г. 472


Итак, запомним: нет обстоятельств противных, если воля достаточно сильна. Соответствующая поляризация сознания4 изменяет угол приложения враждебной энергии, заставляя работать её на себя. Мир побеждается путём правильной поляризации сознания. <…> От поляризации сознания зависит отношение к явлениям жизни и их оценка.

Гр.А.Й. 1955 г. 472


Всё, творимое сознательно, увеличивается и возрастает в силе своей.

Гр.А.Й. 1955 г. 466


Таких препятствий, которые могут остановить продвижение духа, не существует, если того хочет дух. Все дело в нём, но не в препятствиях.

Гр.А.Й. 1955 г. 386


Надо понять смысл и цель нагружения, чтобы нести его сознательно. …Но если ясна цель, то можно выдержать и большее твёрдо, уверенно и с сознанием нужности этих отягощений. …На оселке жизни заостряется меч духа после закалки огнём и водою.

Гр.А.Й. 1955 г. 481


Некоторые стремятся уклониться. Другие исходят жалобами и недовольством. Но твёрд и непреклонен шаг победителя. Волнуется море жизни, посылая волну за волной навстречу. Волны встречайте умело и смело. Они пройдут мимо, разбившись о скалу непоколебимости, а вы, как скала, по-прежнему будете стоять твёрдо...

Гр.А.Й. 1955 г. 481


Лучшая защита всегда активна.

Гр.А.Й. 1955 г. 487


Подвиг совершается в духе, внешнее будет лишь аккомпанементом, если силен дух.

Гр.А.Й. 1955 г. 508


Подвиг творится внутри. Это и будет победой, если начало духа утверждается перед лицом всех внешних препятствий.

Гр.А.Й. 1955 г. 508


Не базарная очевидность есть выражение Жизни, но подвиг.

Гр.А.Й. 1952 г. 361


Пламя подвига, принесённое с верою, превысит пламя других возношений.

Гр.А.Й. 1952 г. 74


Героями и подвижниками не рождаются, но становятся. Будьте героями духа. Будьте ими в жизни, а не только в воображении.

Гр.А.Й. 1955 г. 519


В человеке, но не вне его лежит всё, что он ищет.

Гр.А.Й. 1955 г. 539


Явите понимание подвигу, ибо только он будет свидетельством огненности устремлений ваших и ручательством преуспеяния.

Гр.А.Й. 1955 г. 614


Нет подвига среди страха, беспокойств и боязни, нет подвига среди сытого и беспечального благополучия, нет подвига там, где огонь духа погас.

Гр.А.Й. 1955 г. 614


Мудрый знает свой путь и на чужие ворота не заглядывается.

Гр.А.Й. 1955 г. 371


…Знайте, что сильного ничто не остановит. Он знает свой путь. Его можно назвать звёздным путём, ибо, пролегая по Земле, он лежит над Землёю.

Гр.А.Й. 1955 г. 386


Лишь незнающие и непонявшие могут отговариваться трудностью или невозможностью плотных условий, знающий улыбнётся отговоркам невежества и пойдёт своим одиноким путём подвига.

Гр.А.Й. 1955 г. 555


Одиночество – удел великих духов. Чем выше дух, тем глубже осознание своего великого одиночества.

Гр.А.Й. 1954 г. 498


Один в поле – воин.

Гр.А.Й. 1958 г. 301


Один в поле воин – ведь это уже подвиг.

Гр.А.Й. 18.11.1960 г.


Один в поле воин – таково условие Служения Свету.

Гр.А.Й. 1962 г. 255


Мудрый радуется трудностям и испытаниям, ибо они непреложно несут его, крыльям подобно, к Башне далекой.

Гр.А.Й. 1962 г. 272


Неисчерпаема мощь потенциала духа. От неё можно брать, усиливая себя постоянно. «Дойду, – говорит себе победитель, – дойду во что бы то ни стало, победу добуду любою ценой». Так говорит и силы свои умножает.

Гр.А.Й. 1961 г. 553


…Всё преодолевается в духе, в себе. Кто почитает в себе что-либо невозможным и непреодолимым, тот никогда не сможет преодолеть этого препятствия вне себя. Именно внутри себя, в духе, надо представить, что возможно преодоление, прежде чем оно будет осуществлено вовне.

Гр.А.Й. 1961 г. 219


Переменам можно радоваться – они несут новые возможности.

Записи Б.Н. Абрамова, 318 (10.02.1955 г.)


Спортсмен поднимает тяжёлые гири добровольно, для развития мускулов. Сознательное принятие тяжести жизни с целью развития духовных сил даёт приток этих сил. Тягости неизбежны, но они могут или раздавить, или укрепить. …Отношение же к ним всецело связано с пониманием цели нашего пребывания в теле на земле.

Записи Б.Н. Абрамова, 348 (21.10.1955 г.)


Рост духа идёт лишь борьбою, и чем труднее она, тем лучше, тем быстрее растут его силы. Не бойтесь трудностей, но желайте их и не отвращайтесь от них. В них заложены семена будущих возможностей.

Гр.А.Й. 1959 г. 52


Каждая трудность – возможность для возрастания духа. Каждое препятствие требует, чтобы духом подняться над ним и его перерасти, то есть стать сильнее его.

Гр.А.Й. 1963 г. 310


Для кого-то холод и голод или болезни – несчастье, а для кого-то ступени преодоления. Легче преодолевать то, что у людей считается неблагополучием, чем то, что противоположно ему.

Гр.А.Й. 1963 г. 516


Мешает всё, если оно не подчинено единому устремлению дойти. <…> Не в самом явлении дело, а в том, чтобы каждое явление, и хорошее и плохое, – сделать ступеньками к Свету. …Если человек твёрдо и неуклонно идёт к цели, каждый шаг и каждая пядь земли приближают к ней.

Гр.А.Й. 1963 г. 516


Цепи из роз или цепи из золота сбросить труднее, чем из железа. И трудности, и горе скорее приведут к цели, нежели пресловутое благополучие. <…> Благополучие является лучшим условием для угашения огней духа.

Гр.А.Й. 1963 г. 516


Все праздно болтающиеся повинны в усилении Хаоса.

Гр.А.Й. 1955 г. 617


Лучше в тесности движение, чем в благополучии остановка. …Лучше чаша горькая, чем горечь без конца и просвета. Лучше тьма перед рассветом, чем тьма беспросветная.

Гр.А.Й. 1952 г. 351


…Но мудрый порадуется тому, что ускоряются возможности его продвижения именно благодаря отягощениям. Но тот, кто научился радоваться тяжким урокам жизни, воистину победитель её.

Гр.А.Й. 1966 г. 746


Легче в тепле, чем на холоде; легче на сытый желудок, чем на пустой; легче на боку, чем в труде; легче в благополучии, чем в нужде; легче с деньгами, чем без них; легче властвовать, чем подчиняться; легче служить себе, чем людям, – так помышляет обычность и яро служит себе. Требование «отвергнись от себя»5 остаётся не приложенным в жизни, и тьма, но не Свет господствует в мире. Таково положение вещей на сегодня, но завтра иное сулит.

Гр.А.Й. 1966 г. 299


Отдавая земному земное и людям то, о чем они просят, следует не забывать, что каждое соприкосновение с земным, подобно воронке, стремится затянуть сознание в свою сферу. <…> Именно здесь, как нигде, применяется древнее правило жизни духа: быть в мире, но быть «не от мира сего»6.

Гр.А.Й. 1963 г. 213


…Каков ни был бы путь, пройти его можно спокойно, без жалоб и сетований, а просто делая то, что вынуждает жизнь, и зная, что «и это пройдёт»7.

Гр.А.Й. 1964 г. 98


Утешение в том, что «и это пройдёт», как пройдёт всё, что проносит поток жизни мимо сознания человека. А если пройдёт, то и останавливаться на мелькающих волнах явлений слишком не будем. Нельзя задержать ни одной из тех, что прошли, и нельзя удержать и из тех, что проходят сейчас, и какой смысл в удержании того, что не наше.

Гр.А.Й. 1969 г. 137


…Всё, что нас окружает и действует на нас часто весьма отягощающе, всё, что захватывает так властно сознание и заставляет погружаться в происходящее с нами, само по себе, как таковое, лишено смысла и значения, а ценно и нужно ровно постольку, поскольку учит чему-то и даёт опыт и обогащает сознание.

Письмо Б.Н. Абрамова, 100 (29.06.1968 г.)


Вместо того, чтобы расстраиваться тем, что так часто отягощает, не лучше ли помыслить о том, а что оно даёт и чему учит.

Письмо Б.Н. Абрамова, 100 (29.06.1968 г.)


…Каждая трудность – это ступень лестницы Жизни. И чем труднее она, тем больше возможностей родится при каждом преодолении.

Письмо Б.Н. Абрамова, 35 (февраль 1963 г.)


Надо настроить себя так, чтобы ко всем возможным и невозможным нюансам жизни относиться спокойно: будет желаемое – хорошо, не будет – хорошо, ибо ждущий дождётся.

Письмо Б.Н. Абрамова, 68 (16.10.1965 г.)


…Отягощения нужны, чтобы возрасти духом на каждое и выйти победителем себя.

Письмо Б.Н. Абрамова, 129 (30.12.1969 г.)


Было бы много печальнее, если бы счастливая, безоблачная и беспечальная жизнь нужного опыта бы не дала. Ведь с чем-то надо прийти, когда придётся подводить итоги жизни. Когда за всё уплачено сполна, можно радоваться будущему.

Письмо Б.Н. Абрамова, 129 (30.12.1969 г.)


Итак, соберём силу характера, чтобы мужественно встречать трудности жизни. Ведь через них всё равно нужно пройти, так не лучше ли пройти достойно.

Письмо Б.Н. Абрамова, 129 (30.12.1969 г.)


«От слов – к делу, от мечтаний – к действительности, от теории – к практике – таков путь претворения горчайшего в сладчайшее».

Письмо Б.Н. Абрамова, 141 (июнь 1970 г.)


Безысходность эта кажущаяся, выход кверху всегда остаётся открытым.

Письмо Б.Н. Абрамова, 130 (16.01.1970 г.)


Преодоление – ключ от врат Высшего Мира.

Гр.А.Й. 1965 г. 365


Хорошо приходить в восхищение, когда всё хорошо, но только в трудностях определяется истинный характер человека.

Письмо Б.Н. Абрамова, 130 (16.01.1970 г.)


Любое несчастье можно уменьшить представлением несчастья ещё большего. Всё относительно.

Гр.А.Й. 1955 г. 532


Посмотрите на жизнь сильных духов: сколько борьбы, сколько трудностей, сколько преодолений и сколько достижений нетленных с собой уносящих в Невидимый Мир.

Гр.А.Й. 1955 г. 491


Кампанелла всю жизнь почти просидел в темнице, и его ещё вдобавок пытали. Выдержал всё и написал бессмертную книгу свою «Город Солнца». Претерпел до конца и не сломился. Вот если хорошо представить себе обстоятельства, много худшие Ваших, то и Ваши не покажутся Вам такими уж трудными и безысходными.

Письмо Б.Н. Абрамова, 130 (16.01.1970 г.)


Одиночество учит стоять и ходить на собственных ногах. Как же иначе этому научиться! А трудности силу дают их преодолевать и расти на них непрестанно.

Письмо Б.Н. Абрамова, 182 (26.07.1972 г.)


…Заповедана доктрина напряжения и знамя труда и борьбы. Не сдаваться до конца. Не поддаваться обстоятельствам. Ведь не с ними надо бороться, не в них дело, а дело в сознании, не гнущемся никогда, ни при каких условиях.

Записи Б.Н. Абрамова, 468


Первый признак успеха и ручательство победы в том, что ничто, никакие неудачи, уже не в состоянии остановить всё новых и новых усилий добиться поставленной цели. …Хотящий дойдёт.

Гр.А.Й. 1965 г. 365


«Сила устремления вызывает соответствующую силу сопротивления окружающей среды. Этот закон в области психической проявляется постоянно. И поэтому всякое противо-действие и всё мешающее и препятствующее можно рассматривать как свидетельство силы устремления и неизбежное следствие огней сердца, зажигающего это устремление».

Письмо Б.Н. Абрамова, 130 (16.01.1970 г.)


_______________

1 Цитата из Евангелия от Матфея (10:22, 24:13) и Марка (13:13): «…И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасётся».

2 Иная редакция фразы из книги «Агни Йога» («Знаки Агни Йоги»), входящей в состав Учения Живой Этики: «Не может быть такого препятствия, которое не превозмогла бы воля человека» (п. 393).

3 «Радость есть особая мудрость» – цитата, неоднократно повторяющаяся в разных книгах Учения Живой Этики.

4 Поляризация сознания – настрой, целенаправленное формирование установки сознания и определённого отношения к каким-либо обстоятельствам, событиям или людям.

5 Цитата из Евангелия от Матфея: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (16:24).

6 Цитата из Евангелия от Иоанна: «Царство Моё не от мира сего» (18:36).

7 По легенде, царь Соломон имел перстень с надписью: «И это пройдёт».




Посев причин и жатва следствий.


…Без причины ничего не бывает, даже чудес. Всему предшествует что-то, и всё порождается чем-то. Следствие созвучно причине, и причина – следствию.

Гр.А.Й. 1955 г. 260


Причина и следствие есть явление в целом: на одном полюсе его – причина, на другом – следствие.

Гр.А.Й. 1955 г. 260


Лучше считать причину и следствие началом и концом одного явления, вытянутого в пространстве времени… Следствия от причины отделить нельзя, ибо непрерываема нить, или цепь, связующая оба полюса.

Гр.А.Й. 1955 г. 372


Цепь причинности непрерывна. Сеет и жнёт, жнёт и сеет всегда человек. Это и будет жизнью. Можно даже считать, что всё сущее есть следствие прошлого и причина будущего.

Гр.А.Й. 1955 г. 230


Трудно изменить течение кармы*, но породить новые причины зависит от человека. И течение кармы вызвать такое, как хочет он, в его воле.

Гр.А.Й. 1955 г. 230


Жизнь человека – это постоянное пожинание прежних причин и постоянное создание новых. …Посев и жатва различаются в том, что кармически жатва неизбежна, но посев новых причин зависит от воли человека. Самый процесс посева тоже неизбежен, пока человек живёт, но выбор зёрен зависит от него самого. Вы мудро сейте, зная, как неизбежна жатва.

Гр.А.Й. 1955 г. 260


Законов обмануть и обойти нельзя, ибо Бог поругаем не бывает, что посеял, то и пожнёшь1. Все жнецы и сеятели одновременно. И если много горя, болезней и несчастий вокруг, значит, сеяли плохо. Пожать ранее посеянное придётся, но новый посев можно совершить добрыми семенами.

Гр.А.Й. 1955 г. 243


Жизнь сознания подчинена закону созвучия. <…> К чему устремитесь, то и получаете в ответ. Напрасно жалуются люди. Нет бедных овечек. Карма притяжения мыслей и карма притяжения соответствующих условий действует по соответствию. Бог поругаем не бывает.

Гр.А.Й. 1955 г. 332


Будущее творится волей свободной, которая тотчас же теряет эту свободу, как только причина создана и пущена в колесо исполнения. Создавать карму свою во власти человека, но уже не во власти его её уничтожить.

Гр.А.Й. 1965 г. 462


Человек – творец своего устремления, устремление – творец его судьбы. Порождение увлекает породителя за собою.

Записи Б.Н. Абрамова, 85 (21.04.1952 г.)


Сеятели…, заботливо, осмотрительно сейте, помня о будущих всходах, неизбежных и неотвратимых. И благо вам, если семена ваших желаний и устремлений благие и созвучные эволюции.

Гр.А.Й. 1954 г. 655


…Каждая мысль, утверждённая яро и горячо и без сомнения и отрицания принятая в сознание, даст свои следствия, и пожинать придётся человеку огненные всходы её, ибо зерно мысли – его вечное достояние…

Гр.А.Й. 1955 г. 432


…Человек есть выражение своих мыслей. Следует всегда думать о следствиях мыслей, ибо мысль усиливается во времени и растёт.

Гр.А.Й. 1955 г. 582


Человеку дана неограниченная власть творить мыслью, и, таким образом, будущее в его власти.

Записи Б.Н. Абрамова, 312 (20.12.1954 г.)


То, что хотим, о чём мечтаем, к чему устремляемся, будем иметь в будущем, если в настоящем озаботимся нужные зёрна в пространстве и в ауре* своей посеять.

Гр.А.Й. 1954 г. 655


Именно зерно учит не пренебрегать малым, поскольку всё растёт, и в этом нескончаемом процессе роста стирается понятие большого и малого. И малое достижение может дать росток большой победы.

Записи Б.Н. Абрамова, 370 (23.08.1956 г.)


Цепь причин идёт издалека. …Потому так обращаем внимание на мало-малейшее – из него может вырасти наибольшее. И зло и добро малы в семени своём и велики по следствиям своим. Усмотрите зачатки причин в малых мыслях и качествах…

Записи Б.Н. Абрамова, 460 (23.10.1958 г.)


…Видя малые причины, думайте о могущих быть больших следствиях и устраняйте их, не дожидаясь их возрастания.

Записи Б.Н. Абрамова, 460 (23.10.1958 г.)


…Энергия кармы порождена человеческой волей. Посеянное волей волей же и пожинается. Карма не нарушает свободы воли, но, наоборот, утверждает её.

Гр.А.Й. 1955 г. 139


Человек есть результат прошлого и семя новых будущих нахождений, вытекающих из настоящего.

Гр.А.Й. 1955 г. 450


Настоящее есть цепь причин и следствий, протянутая в Бесконечность, но взятая в поперечном сечении момента.

Гр.А.Й. 1953 г. 195


Настоящее отличается от прошлого тем, что в нём всегда можно что-то изменить для будущего, породив другие причины.

Гр.А.Й. 1955 г. 55


Прошлое нельзя изменить, настоящее как следствие прошлого – тоже, но настоящее можно яро использовать как трамплин в будущее, если отбросить всё окружение этих следствий прошлого и сердце и мысли отдать строительству будущего.

Гр.А.Й. 1958 г. 720


Запомните: человек – это сеятель. Он же и жнец. Пожинать приходится самому, и надо думать, как производится посев и что сеется. Явите заботу о будущем вашем, которое куётся в настоящем. Кузнецы все, и каждый – своего счастья, и также и несчастья. <…> Судьба человека в его собственных руках.

Гр.А.Й. 1955 г. 465


…Процесс посева и жатвы в микрокосме человеческом происходит непрерывно, не прекращаясь ни на мгновение. <…> Когда зёрна выбираются сознательно и с пониманием ответственности и закона причин и следствий, тогда можно сказать, что человек эволюцию своего духа берёт в свои руки.

Гр.А.Й. 1953 г. 428


Это высшее смирение себя, когда усмирено и подчинено низшее начало в себе, и есть победа над кармой. Не вовне нечто преодолевается, но внутри, но в самом себе.

Гр.А.Й. 1953 г. 108


По счетам придётся платить. Потому надо быть очень осмотрительным в действиях. <…> Будущее складывается сегодня своими собственными руками в созвучии с тем, что творим.

Гр.А.Й. 1955 г. 479


Не чудо и милость небес, но упорный труд и усилия, приложенные сознательно. Не произвол судьбы и незаслуженного счастья, но знание закона и применение его в жизни. Без труда и усилий ничего не даётся.

Гр.А.Й. 1954 г. 135


Причины, утверждаемые сознательно, дадут плод в соответствии. Человек призван быть сознательным творцом своей жизни, но не игрушкой слепой и жестокой судьбы. Слепая судьба для слепых.

Гр.А.Й. 1954 г. 135


Люди идут на поводу у жизни, как рабочие лошади, но сильный дух повод берёт в свои руки и сам садится на коня.

Гр.А.Й. 1955 г. 382


Много возможностей у человека, только желания мало применить их на деле. Но принцип остаётся неизменным: хотящий получает и достигает желаемого. Умейте хотеть твёрдо и пламенно, и достижение не замедлит.

Гр.А.Й. 1955 г. 402


Не будет подгонять судьба того, кто сам идёт быстрее её. Подгонять надо бредущих. Надо лишь понять, что вся жизнь во всех её проявлениях – это непрерывное ученичество духа: всегда и везде, и ночью, и днём.

Гр.А.Й. 1955 г. 448


…Испытание не выдержать нельзя, ибо оно будет возвращаться опять и опять, подобно колоде над ульем, которая тем больше бьёт медведя, чем больше пытается он её оттолкнуть. Отброшенное в одной форме, оно возвращается в другой.

Гр.А.Й. 1955 г. 519


Видим людей, спрашивающих себя, почему жизнь бьёт их по больному месту. Конечно, для того чтобы его укрепить. Как болезнь поражает наиболее слабый и не защищенный орган, так и удары судьбы ощущаются остро там, где броня защитная отсутствует.

Гр.А.Й. 1955 г. 519


Карма человека заключена в его ауре*. Каждое движение сознания запечатлевается на ауре путём отложения в ней элементов, которые служат причинами будущих действий.

Гр.А.Й. 1962 г. 59


Карма человека – в его ауре.

Гр.А.Й. 1955 г. 353


От судьбы, то есть от самого себя и ауры своей, не уйдёшь, ибо уйти некуда.

Гр.А.Й. 1962 г. 59


Человек даст ответ за каждое слово, сказанное всуе. Добавим: человек уже несёт этот суд ныне на своей ауре как нестираемые следы каждого речённого им слова.

Гр.А.Й. 1953 г. 34


Порождённые в прошлом причины по роду своему приносят следствия в будущем. Сам человек есть не что иное, как кристаллизованное в настоящем следствие прошлого. В этом смысле наше прошлое с нами всегда в настоящем.

Гр.А.Й. 1955 г. 55


…Состояние невозможности надо победить именно в сознании, иначе успеха не будет. Корень удачи в сознании скрыт. Корень удачи утверждается волей.

Гр.А.Й. 1954 г. 37


Путь солнечной воли – это путь сознательных волевых действий с полной за них ответственностью и решительностью.

Гр.А.Й. 1954 г. 38


Самый потенциал возможностей [человека] неисчерпаем, и в конечном итоге достижимо всё.

Гр.А.Й. 1954 г. 202


Сами создавайте условия, в которых хотите быть (или которые хотите иметь). Волею творите свою жизнь.

Гр.А.Й. 1956 г. 100


…Рычаги будущего в руках человека, ибо в настоящем закладывает он причины будущих следствий, которые всегда находятся в соответствии с сущностью порождённых причин.

Гр.А.Й. 1953 г. 410


…Каждое движение человека порождает свои следствия и как бы проектирует себя в будущее. Сознательное отношение к своим действиям необходимо. Во имя будущего удерживается этот контроль. Человек – это породитель причин и носитель порождаемых следствий, то есть сеятель и жнец посеянного.

Гр.А.Й. 1969 г. 505


Причина и следствие связаны прямой неразрывной цепью. От следствий порождённых никуда не уйти. От контроля над цепью причин можно перейти к сознательному и продуманному заложению огненных зёрен в пространстве, которые в будущем должны дать желаемый всход.

Гр.А.Й. 1969 г. 505


Контроль над будущим осуществляется в настоящем путём заложения нужных причин.

Гр.А.Й. 1969 г. 505


…Причина и следствие связаны прямой нитью. Устремление на своём острие несёт осуществление того, что заложено в его зерне.

Письмо Б.Н. Абрамова, 133 (18.02.1970 г.)


Никто не судит, каждый присуждает себе сам. Избранный есть избравший.

Записи Б.Н. Абрамова, 152 (29.12.1952 г.)


Каждое усилие можно считать зерном будущих следствий.

Гр.А.Й. 1964 г. 91


Следствия приносит всё... Потому в каждом явлении, плохом и хорошем, можно усмотреть, что оно принесёт. Плод всегда бывает по роду семени.

Гр.А.Й. 1955 г. 160


Следствия будут в согласии с заложенными причинами. Следовательно, вопрос в том, какие причины закладываются ныне.

Гр.А.Й. 1955 г. 372


Если нет прямой уверенности в добром следствии поступка, лучше от него воздержаться.

Гр.А.Й. 1954 г. 38


Следствие – не наказание, но обратный удар. Коснитесь провода высокого напряжения, что получится?

Гр.А.Й. 1955 г. 291


Какие причины порождает ныне человек, чтобы пожать следствия их в будущем – вот вопрос, важный необычайно. Результаты родятся по соответствию.

Гр.А.Й. 1955 г. 372


Не бывает испытаний бесцельных. Жизнь – это школа, и каждый предметный урок должен быть понят. Карма не мстит, но учит. Хороший ученик учится на всём и всегда и делает это сознательно.

Гр.А.Й. 1969 г. 209


Нет ничего горше бессмысленного страдания, претерпеваемого неизвестно ради чего.

Гр.А.Й. 1970 г. 43


Крест свой принять на себя, то есть карму нести, не сетуя на неё и не ожесточаясь, будет решением мудрым.

Гр.А.Й. 1963 г. 333


Выдержит тот, кто согласен платить до конца. Не хотящий платить долг заковывает себя в темницу.

Записи Б.Н. Абрамова, 76 (11.04.1952 г.)


Лучше быть платящим, чем получающим, ибо получающий должен будет платить. Плата кармическая есть преддверие освобождения.

Гр.А.Й. 1955 г. 389


Медленно поднимается меч Космической Справедливости, но разит беспощадно и навсегда.

Гр.А.Й. 1954 г. 566


Как ни предусматривай, кармы не предусмотришь, но она предусмотрит всё.

Гр.А.Й. 1961 г. 24


И если карма требует отдать всё – отдайте, или лишиться всего – лишайтесь и знайте, что неизбежного не избежать. Могут взять от вас всё, но не душу. Зерно духа принадлежит вам как форма вашего высшего нерушимого выявления. Всё прочее – не ваше. На нерушимом и утверждайтесь.

Гр.А.Й. 1955 г. 540


Условия кармические надо претерпеть. Заплатить можно, зная, что плата идёт за свободу. Плата хороша тем, что освобождает.

Гр.А.Й. 1955 г. 389


Облегчить карму можно не углубляя её и не делая новых долгов.

Гр.А.Й. 1955 г. 389


Никакие действия не освобождают от уплаты кармических долгов. Это следует твёрдо запомнить... Освобождение наступает тотчас же, как только уплата произведена. С кармою совершенно бесполезно бороться. …Великое терпение и стойкость нужны, а также и мудрость, чтобы спокойно и в равновесии выдерживать течение кармы.

Гр.А.Й. 1969 г. 686


Нет ущерба без воздаяния и жертвы без награды. Утеря в одном означает получение в другом. И отрешившийся от земного получает в духе.

Гр.А.Й. 1955 г. 522


Чем сильнее дух, тем менее зависим от внешних условий.

Гр.А.Й. 1955 г. 611


Много несправедливости в суждениях людей. И пусть суд ваш над ближними не будет скор и поспешен. Но лучше совсем не судить. Лучший судья – карма. Она каждый поступок оценит по достоинству и по оценке породит созвучное следствие.

Гр.А.Й. 1955 г. 599


Никто не судья, ибо карма неумолима, и каждый и без суда человеческого несёт на плечах всю тяжесть её.

Гр.А.Й. 1955 г. 181


Решайте сами, и поступайте сами, и не ставьте себя в зависимость от чужих решений. За решение своё платить будете вы сами. Как же может кто-то или что-то решать за вас? Сам, сам, сам, за своею личною полной ответственностью – так решит мудрый.

Гр.А.Й. 1955 г. 599


Творец самого себя – человек, неповторяем… Печать Индивидуальности лежит на каждом. Потому, каждый, знай свой путь. Именно, плавание в своём челноке, хотя бы и дырявом, лучше, чем в чужом, хотя бы это был не челнок, а плавучий дворец.

Гр.А.Й. 1955 г. 573


Каждый оценивает жемчужину своего сознания, ибо знает, что неповторяема её форма и заплачено за всё, что есть. И зависть нелепа, ибо заработана каждая способность трудом, опытом и страданиями в течение долгого ряда воплощений.

Гр.А.Й. 1955 г. 573


Кто больше заплатил, больше и получает. При этом понимании совершенно угасает зависть к чужим достижениям, ибо если они велики, то и заплачено за них много... Но порадоваться чужому достижению можно, ибо это покажет понимание того, как дорого достаются и оплачиваются достижения духа.

Гр.А.Й. 1969 г. 687


Если долгие годы каждодневных усилий заметных плодов не дают, порадуемся тому, что эти усилия следствий не могут не дать в своё время.

Гр.А.Й. 1965 г. 228


Жизнь – это школа, а самый в ней важный предмет для изучения – сам человек.

Гр.А.Й. 1962 г. 228 

________

1 Цитата из Послания к Галатам (6:7), входящего в состав Нового Завета.



Публикуется по изданию: 1800 мудрых мыслей и афоризмов. Из Записей Б.Н. Абрамова: сборник / Сост. и ред. Н.В. Башкова. Москва: Амрита, 2019. – 248 с.



Предисловие


Краткая, ёмкая мудрая мысль несёт в себе синтез идей и опыта и потому обладает необычной динамической силой, способной глубоко затронуть человека своей убедительностью и неожиданной красотой. Такие мысли становятся для многих из нас формулами, правилами, которыми мы руководствуемся в жизни. По сути, это есть высшее предназначение мудрого афоризма. Человек же всегда, сознательно или подсознательно, ищет такого знания, которое помогало бы ему осмысливать и оценивать в более глубоком, объёмном свете всё происходящее с ним самим и в окружающем мире.

Борис Николаевич Абрамов (1897–1972) вошёл в историю русской мысли как составитель уникального труда – нравственно-философских записей, издаваемых с 1993 г. под названием «Грани Агни Йоги». К 2019 г. вышло уже 26 томов его записей, охватывающих период с 1951 по 1972 гг. Опубликовано и его эпистолярное наследие. Б.Н. Абрамов также автор стихотворений, рассказов, акварельных и графических работ, нескольких музыкальных произведений для голоса и фортепиано.

В творчестве Бориса Николаевича развиваются философские и духовно-практические аспекты Учения Живой Этики (Агни Йоги1), составленного Е.И. и Н.К. Рерихами в сотрудничестве с индийскими духовными Учителями в 1920–1940-е гг. В основе записей «Грани Агни Йоги» лежит подобный духовный опыт Б.Н. Абрамова.

Корпус источников этого интереснейшего течения мысли достаточно велик. Содержательно он имеет многие созвучные аспекты и с восточной философией (прежде всего буддизмом махаяны), и с духовной практикой классической индийской йоги, и с философией Платона и неоплатоников, и с русским космизмом (в том числе его религиозно-философским крылом) и другими учениями.

Далеко не каждый человек в условиях напряжённой современной жизни может удержать ритм систематического чтения многотомных произведений. А между тем, труды Бориса Николаевича наполнены глубокими мыслями и ценными советами, которые могут принести реальную пользу и стать опорой нам в каждодневной жизни. Его произведения содержат обоснование оптимистичных перспектив как общечеловеческого, так и индивидуального развития. Именно это убеждение и вдохновило составителя сборника на создание тематической подборки, которая многогранно показывает богатую палитру нравственно-философских идей, выраженных кратко, просто и чётко.

Оглавление сборника достаточно объёмно представляет основные проблемы, рассматриваемые в творческом наследии Б.Н. Абрамова. Помимо обозначенных, в сборнике нашли отражение вопросы о сущностном единстве космоса и человека, о будущем нашего общества, о взаимоотношениях между людьми и патриотизме, о человеческих добродетелях и пороках (позитивных и негативных качествах сознания), о развитии воли и ритмичности труда, об истине, синтезе духовного знания и науки, о счастье и источниках подлинной радости, об основах здоровья и другие.

Темы сборника универсальны, то есть интересны человеку любой культуры, вне зависимости от его социальной, конфессиональной, профессиональной и иной принадлежности. Характерной чертой философского наследия Б.Н. Абрамова, как и его духовных учителей, является обоснование таких же универсальных решений насущных вопросов человеческого бытия. Глубинные нравственные основы жизни едины для всего человечества, как едины законы развития материального космоса.

Конечно, ракурс освещения антропологических и этических проблем в большой степени зависит от масштабного представления картины мира в целом. Но и здесь синтетичность и последовательность в развитии философских положений рассматриваемой традиции знания позволяет ей быть понятной и созвучной людям различных мировоззренческих взглядов.

Наиболее важными принципами философской системы Учения Живой Этики и «Граней Агни Йоги», являются беспредельность жизни в сменяющихся циклах её эволюции, единство и всеобщность законов мироздания, многомерность космоса и человека, бессмертие высшего, духовного начала (духа) и его главенство в многоуровневой человеческой природе, цикличность существования человека в земном и надземном мирах.

На страницах «Граней Агни Йоги» часто встречается ряд важных понятий, требующих небольшого пояснения.

Понятие дух используется здесь в двух значениях: как синоним слова человек (в целом) и как его высшая, ультра-утонченная природа, активная, побудительная сила, направленная на формирование его индивидуального сознания и самосознания.

Принцип многомерности бытия и человека предполагает существование различных уровней материи, от тонко-энергетических до плотных, физических структур. Понятия свет, огонь символизируют высшие состояния космической материи (энергии). По отношению к миру человека они соотносятся с принципами красоты, гармонии, упорядоченности, творческого напряжения, вдохновения, знания в противовес безобразию, невежеству, безволию, злу, разложению. По своей сути свет, добро, красота и знание неразрывны и взаимно выражают друг друга.

Творческая созидательность изначально присуща человеческой природе и является её высшим предназначением. Человек ежесекундно творит, излучая в мир свои мысли, чувства, стремления, выявляясь во взаимоотношениях с другими людьми, в поступках и действиях, влияющих на окружающий мир. В связи с чем, понятие творчества, как и труда, рассматривается здесь очень широко. Разное качество проявлений человека (духовных, психических и физических) порождает противоречивое многообразие общественной жизни и изменений на нашей планете. Всё происходящее непреложно имеет свой исток, причину и без неё не может совершиться. Нити причин и следствий ткут бесконечную ткань нашей жизни.

Принцип причинно-следственной взаимообусловленности всего сущего признаётся во многих культурах мира: как жизненная мудрость, выраженная в народных пословицах («Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется – так и откликнется»), как всеобщий закон справедливости (например, карма в восточной философии). Человек несёт неизбежную ответственность за всё творимое им и в его власти сознательно стремиться к лучшему качеству своей деятельности. То, что способствует высшим, более совершенным следствиям, а значит, дальнейшей эволюции всех форм жизни на нашей планете – и есть добро и победа духа.

Направленность Б.Н. Абрамова как мыслителя на практическое приложение нравственно-философских идей в жизни человека обусловила их обобщение в ёмких, выразительных формулах. Однако их внешняя простота и лаконичность пусть не обманут читателя, но напротив, лишь подтвердят, «сколько опыта и страданий [собрано] на острие мысли чеканно-прекрасной» (Грани Агни Йоги. 1954 г. 11).

___________

1 Агни (санскр.) – огонь, йога (санскр.) – практика внутреннего преображения человека и соединения его сознания с Высшим Началом.




Источники


•   Грани Агни Йоги. 1951 г. Новосибирск: «Алгим», 2014.

•   Грани Агни Йоги. 1952 г. В 2 ч. Новосибирск, 2013–2014.

•   Грани Агни Йоги. 1953 г. В 2 ч. Новосибирск: «Алгим», 2012.

•   Грани Агни Йоги. 1954 г. Новосибирск, 2017 (2-е изд., доп.)

•   Грани Агни Йоги. 1955 г. В 2 ч. Новосибирск, 2015–2016.

•   Грани Агни Йоги. 1956 г. Новосибирск: «Алгим», 2009.

•   Грани Агни Йоги. 1957 г. Новосибирск: «Алгим», 2008.

•   Грани Агни Йоги. 1958 г. В 2 ч. Новосибирск, 2013 (2-е изд.)

•   Грани Агни Йоги. 1959 г. Новосибирск: «Алгим», 2004.

•   Грани Агни Йоги. 1960 г. Новосибирск, 2015. (2-е изд., доп.)

•   Грани Агни Йоги. 1961 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

•   Грани Агни Йоги. 1962 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

•   Грани Агни Йоги. 1963 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

•   Грани Агни Йоги. 1964 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.

•   Грани Агни Йоги. 1965 г. Новосибирск: «Алгим», 1995.

•   Грани Агни Йоги. 1966 г. Новосибирск, 2018 (2-е изд., доп.)

•   Грани Агни Йоги. 1967 г. Новосибирск: «Алгим», 1995.

•   Грани Агни Йоги. 1968 г. Новосибирск: «Алгим», 1996.

•   Грани Агни Йоги. 1969 г. Новосибирск: «Алгим», 1996.

•   Грани Агни Йоги. 1970 г. Новосибирск: «Алгим», 1997.

•   Грани Агни Йоги. 1971 г. Новосибирск: «Алгим», 1997.

•   Грани Агни Йоги. 1972 г. Новосибирск: «Алгим», 1998.

•   Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. К 115-летию со дня рождения. Сборник. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2012 (3-е изд., доп.)

•   Стойкость духа. Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной. Новосибирск: ИЦ РОССАЗИЯ, 2017.



Примечания


Архат – в «Гранях Агни Йоги» человек, достигший высоких ступеней духовного развития и существенно опередивший средний уровень человечества.

Аура – комплекс тонко-энергетических излучений человека как многомерного микрокосмоса.

Излучения – имеются в виду тонко-энергетические излучения (аура) человека как многомерного микрокосмоса.

Карма – закон причинно-следственных связей духовно-психичес-кого уровня в восточной философии. В русской культуре отражен в народном творчестве: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется – так и откликнется» и других пословицах. В его основе лежит идея о высшей (космической) Справедливости.

Личное – в «Гранях Агни Йоги» эгоистическое, самостное начало, направленное к обособленности и собственной выгоде.

Майя иллюзия, внешняя очевидность, видимость, изменчивая форма явления.

Огни – одно из наиболее употребимых значений в «Гранях Агни Йоги»: позитивные (светоносные) психические энергии человека.  

Основы – синоним всеобщих (космических) Законов.

Психическая энергия – жизненная сила человека, проявляющаяся в его мыслях, чувствах, желаниях, волевых побуждениях, качествах и т.п. Это энергия психики, сознания человека. В «Гранях Агни Йоги» психическую энергию часто обозначают как огненную и огонь.

Сублимироваться – трансформироваться, эволюционировать.

Уявление – проявление, выявление, воплощение, применение.

Уявляться – проявляться, осуществляться.


Возврат к списку