Письма Махатм. Письмо 67. (М. 2011. С. 384).
«…Ничего лучшего вы не можете сделать, нежели как можно основательнее изучить две
доктрины – Кармы и Нирваны. До тех пор, пока вы не освоитесь в совершенстве
с обоими догматами – двойным ключом к метафизике Абхидхармы, – вы всегда будете
«в открытом море», пытаясь понять остальное. (…) Карма и Нирвана – две из семи великих тайн буддийской метафизики…»
Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. Том 1. (М. 1991. С. 4).
Мукти то же, что и Нирвана, [есть] освобождение от тенет Майи или Иллюзии.
Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. Том 1. С. 332-333.
Усматривать в Нирване уничтожение равносильно тому, что сказать о человеке, погружённом в здоровый, лишённый сновидений, сон – который не запечатлевается в физической памяти и мозгу, потому что высшее Я спящего находится тогда в его первоначальном состоянии Абсолютного Сознания – что он тоже уничтожен. Последнее сравнение отвечает лишь одной стороне вопроса, наиболее материальной; ибо поглощение, ни в коем случае, не является подобным «сном без сновидений», но, наоборот, Абсолютным Существованием, безусловным единением или состоянием, описать которое человеческий язык совершенно и безнадежно не способен. Единственное приближение к тому, что можно было бы назвать понятным представлением этого состояния, может быть явлено только в панорамических видениях Души, вызванных посредством духовных представлений божественной Монады. Также, ни Индивидуальность – ни даже сущность Личности, если таковая остаётся, – не теряется вследствие поглощения. Ибо как бы ни было беспредельно, с человеческой точки зрения, паранирваническое состояние, всё же, оно имеет предел в Вечности. Раз оно достигнуто, то та же Монада снова возникнет из этого состояния, как ещё более возвышенное существо и на гораздо более высоком плане, чтобы снова начать свой цикл усовершенствованной деятельности. Человеческий ум, в его настоящей стадии развития, не только не может переступить, но едва даже может достичь этого плана мышления. Ум колеблется здесь, на пределе непостигаемой Абсолютности и Вечности.
Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. Том 1. С. 709.
Учёные еврейские посвященные никогда не подразумевали под Землею Обетованною только Палестину, но они имели в виду ту же Нирвану, как и учёные буддисты и брамины, – Лоно Вечного ЕДИНОГО, символизированного Лоном Авраама и Палестиною, замещающей его на Земле.
Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. Том 2. (М. 1992. С. 103).
Ни одна Сущность, будь она ангельской или человеческой, не может достичь состояния Нирваны или же абсолютной чистоты иначе, нежели через эоны страданий и познавания зла, так же как и добра, ибо, в противном случае, последнее остается непонятным.
Листы сада М. Озарение, ч. 3. V. 7. Нирвана есть качество вмещения всех действий – насыщенность объемлемости. Трепетом озаренности притекают истинные знания. Языки не имеют более точного определения этого процесса. Спокойствие – лишь внешний признак, не выражающий сущности состояния.
Будда упоминал о покое, но лишь это внешнее условие было усвоено слушателями. Ибо слушали всё-таки люди, которым покой звучит близко. Действие как заслуга мало понятно. (…)
…При выборе сотрудников обращайте внимание на подробности при малых действиях.
...Менее всего придавайте значение словам, как водам текущим. Малые действия, напитывающие всю жизнь, лучше обозначат свойство человека – из них вырастают большие. Мы не очень верим подвигам случайным. Со страху можно совершить подвиг мужества.
Нужны сознательные действия, лишь они ведут к Нирване.
Агни Йога. 81. Мы учили вас улавливать основную мысль, не поддаваясь внешности изложения. Как Будда указывал по одному слову строить целое содержание, так же и вы расширяйте понимание ваших учеников по одному слову и знаку. Главное же – не стремитесь повторять. Если приемник духа готов, то каждая мысль вонзается стреле подобно. Но если распадение ткани уже ослизнило каналы центров, то никакая Йога недоступна.
Конечно, Учение Йоги принесет пользу каждому, даже если он не достигнет духовных явлений. Внешние принципы Йоги во всяком случае поддержат здоровье, укрепят память и очистят мышление.
Но где же будут признаки завоеваний, которые возносят дух? Сперва вспыхнут внутренние огни центров, затем раздастся голос незримого Учителя, и, наконец, будет проявление внешнего пламени, которое как бы соединяет сознание личное с сознанием пространственным. Тогда уже возможно касание к прекрасным, опасным тончайшим энергиям – ко всему, что преображает жизнь, устраняя понятие смерти.
Трудность касания к необычному вызывает иногда особые приемы жизни. Сон сокращается, и лежачее положение становится тягостным. Напряжение мышц утомляет работу духа, и каждое отравление ауры может причинить страдание. Конечно, эти особенности могут быть предупреждены, не выходя из потока, и свет Йоги покроется Светом пространства.
Где же другой путь к Нирване?
Беспредельность. 28. Вездесущ Разум Космоса. Во всем Пространстве проявлен закон руки его. Неучислимы все воздействия и новые комбинации его. От химизма светил до функций явленной жизни он управляет началом всего Бытия. Этот вопрос волновал многие сознания. Трудно отрицать этот всемогущий Разум Космоса, который своим Дыханием проникает все слои тверди. Но люди обычно отворачиваются от Истины сознательно. Когда дух стремится к минутному покою из влечения к обманчивой майе, тогда он просыпает лучшие светолучи Космоса. Озарение может испугать не желающего просветления.
Права Урусвати, утверждая, что Владыка Будда должен был дать миру понятие Нирваны, ибо мало желающих трудиться вечно на творчество новых форм. Нирвана только ступень космических нескончаемых периодов. Наши ученики могут торжествовать, накопляя земное достояние, устремленным сознанием переносясь к высшим мирам. Не лучше ли служить явлению великой, вечной переработки и трансформации из низшего к высшему, чем быть слугою застоя?
Сердце. 260. Если так называемое состояние Нирваны не есть покой, но высшее напряжение энергии, то можно спросить: существует ли вообще покой? Действительно, как можно вообразить себе покой, если всё в движении и движением существует? Само понятие покоя изобретено теми, кто желали укрыться от бытия. Они предпочитали недвижность, забывая, что ни мгновения не может быть без движения. Равновесие есть нужное понятие. Следует думать не о покое, но о том, как среди вихрей сохранить равновесие. Нить серебряная напрягается силою устремления, затем и нужно знать, что есть равновесие, чтобы не отягощать нить Иерархии колебаниями. Нить не порвётся, если напряжена. Ведь даже солома прочна, пока не согнута. На том же законе сцепления основана нить серебряная, но если кто не удержится от беспорядочных колебаний, тот обычно не удержит связь. Так не будем сетовать на отсутствие покоя, ибо его вообще не существует.
Сердце. 379. Спокойствие сердца не есть успокоение. Горящее сердце не может успокоиться. Спокой сердца есть твердость и непоколебимость. Таким пониманием можно достичь напряжения, которое ведет к Нирване. Но сколько ступеней нужно мужественно пройти, чтобы осознать непоколебимость сердца! Легко говорить при кажущемся покое окружающего, но нужно искать закаление сердца не в бездействии. Конечно, действие не в махании рук, но в напряжении сердца.
Мир Огненный, ч. 1. 157. К чему устремимся, к конечному или
беспредельному? Краткосрочно земное пребывание, срочны Миры Тонкий и Мысленный,
но вне сроков Мир Огненный, значит, к
нему и следует стремиться. В мирах срочных добывается доспех огненный. Мир
земной, как тупик пути – или восхождение, или разрушение. Даже Мир Тонкий не
удовлетворит устремленный дух; все прочие жизни лишь приготовления к
всеобъемлемости Мира Огненного. Слабый дух ужасается расстоянием до Огненного
Мира, но прирождённые к восхождению духи могут лишь радоваться. Прекрасны
красоты плотные, но ведь музыка сфер несравнима. Но за этим тонким прозрением
представляется величие Огненное. Озон кажется здесь посланником Свыше, но он
будет грубейшим проявлением атмосферы. Высока лазурь земная, но она как шерсть
перед просветлением огненным. Так входящие в Огненный Мир не могут дышать
воздухом земли. Именно, Нирвана есть
огненное восхождение. В каждом Учении находим символ этого огненного
восхождения. Сергий причащался огненно. Так наглядно дан знак возможности
высшей.
Мир Огненный, ч. 1. 644. Блаженство, Нирвана, Божия близость и все равнозначащие названия состояний высших обычно понимаются в земном разумении. Так блаженство – непременно блаженное забытье и услада какого-то отдыха бездействия, но забвение может пониматься как забвение земных средств и примеров. Действительно, к чему такие ограниченные земные приемы, когда уже можно действовать высшими энергиями? Можно ли сопоставлять Божию близость с бездействием и впадением в забытье? Такое соотношение противно самому смыслу приближения к Высшему Началу. Такое приобщение к Высшему, такое преображение высшими энергиями прежде всего побуждает к усиленному напряжению всех сил. Даже человек в чрезвычайном напряжении не может забыться. Но среди прикасаний огненных сияний тем более зерно духа воспламеняется, и неудержимо стремление к мысленному творчеству.
Можно удивляться – к чему пытаются ограничить и умалить значение Огненного Мира? Они хотят представить его в земных рамках, так же как утверждать, что жители иных миров должны быть в земной оболочке при земных условиях. Только неразвитое воображение может так ограничивать Мироздание. Потому так Забочусь о развитии воображения как основы стремления в Высшие Миры.
Мир Огненный, ч. 3. 23. Мир устремлён в поисках завершения. Многообразны пути поисков. Ближе всего подходит к завершению путь Красоты. Религия дала устремление к Нирване, но оно искажено превратными понятиями. Много исканий было искажено неправильным понятием кармы и перевоплощения. Кто искал завершения красотою, тот мог найти мощные законы Бытия. Если взять все изуродованные проявления жизни и сопоставить их с красотою, мы найдем закон завершения. Если мы возьмем неуравновешенные состояния всех принципов, введённых в жизнь, и сопоставим их с красотою, мы придём к закону Бытия. Если мы взглянем на жизнь планеты со всеми её предрассудками, мы неминуемо придем к великому завершению красотою. Нужно привыкать к сознанию о великом завершении. Это мышление может привести к Миру Огненному.
Аум. 480. Каждый, с людьми говоря, уподобляется рыбаку, закидывающему сеть. Нужно дальше закидывать, чтобы ближе поймать. Только что успеете ободрить, как уже нужно наблюдать, чтобы не возгордился. Природа требует методов среднего пути.
Но и вдохновение, и красота не лежат в середине. Значит, и середина, как равновесие, не умаляет, но утверждает напряжение энергии. То же самое называем Нирваною. Это середина – не низшее трепетание, но равновесие высшего напряжения.
Братство. 217. Скажут – невозможен покой в дни великого смущения. Ответьте – не будем толковать о словах. Покой, так же как Нирвана, есть кипение не выкипающее. Но если кому-то не по силам такое понятие, то пусть он озаботится о ясности мысли. Пусть он признает, что даже в час Армагеддона нужно иметь ясное сознание. Если в земных битвах мы будем терять ясность мысли, то как же удержим её при переходе в Мир Тонкий? Каждое земное столкновение есть лишь пробный камень нашего сознания. Даже при негодовании следует не допускать отемнения мышления. Люди опытные знают, что пространственные токи сильнее любых людских сражений, но и при таких мощных натисках следует хранить цель существования.
Пусть не жалуются маловеры, что их покой потревожен. Они подменят значение лучших слов и падут в безмыслие. Что же может быть хуже!
Надземное. 36. Урусвати понимает значение спокойствия, необходимого для действия. Много объяснений такому качеству. Одни полагают, что без усилия воли не может быть спокойствия. Другие усматривают спокойствие в природном характере, третьи говорят – косое начало дает и кривой конец. Явление спокойствия зависит от метода труда. Все эти замечания имеют долю истины. Но часто забывают самое основное, именно опытность. Даже новый, неопытный мореход волнуется, вступая на корабль, но, совершив десять плаваний, он удивляет окружающих своим спокойствием.
Наши действия полны спокойствия. Как опытные мореходы, Мы знаем несчетные бури и средства для борьбы с ними. Преобороть хаос и тьму будет самым обычным Нашим проявлением. Не сражение нежданное, но действие будет содержанием каждого дня.
Правильно вы полагаете, что продолжением одной линии укорачивается другая, но такое продвижение должно быть сопряжено с сознательным спокойствием. Оно не будет одеревенением от наркотиков, наоборот, оно должно быть трезвым и опытным употреблением целесообразных сил. О спокойствии много сказано, и нередко оно описывается как застывшая ледяная глыба. Какое заблуждение!
Также оклеветано и понятие Нирваны. Спокойствие действия будет высшим напряжением, будет сверканием молнии, будет мечом охраняющим. Не сон, не могила спокойствие, в нем рождается идея созидательная. Так будем помнить, что Наша Обитель полна спокойствия. Уявление такого напряжения будет незримо, ибо человек не понимает такого напряжения. Опыт бесчисленный показывает, что можно улыбаться, можно трудиться и накоплять энергию, именно, в таком спокойствии.
Надземное. 254. Урусвати знает, как превратно толкуют спокойствие душевное, тот внутренний мир, который порождает и мир всего сущего. Явление исканий мира внутреннего должно приветствовать, ибо такое состояние облегчает и высшее общение.
Люди приобретают спокойствие душевное и тем открывают себе доступ к лучшим решениям. Все это должно быть достаточно известно, но имеются причины, заставляющие обратиться и к столь известному предмету. Дело в том, что среди искателей душевного спокойствия имеются и такие, которые наполнены особого рода самостью. Они преисполнены ложною скромностью и полагают, что в ничегонеделании они обретут желанное спокойствие. Они недурные люди и не делают зла, но и добро их весьма скудно. Какое же спокойствие произойдет от бездействия! Истинный внутренний мир подобен Нирване, когда все энергии напряжены настолько, что в своем восхождении они объединяются.
Люди должны стремиться к внутреннему миру, но они должны принимать участие в жизни. Можно найти в лучших Заветах, что и в битве можно хранить спокойствие. В прекрасных образах преподано, как среди шума боя можно поучать и восходить духом. Нужно напомнить тем, кто погружен в бездействие, что они своим путем создадут ложную иллюзию спокойствия, но дух их не закалится и не преуспеет.
Мыслитель говорил: “Море бушует и волнуется, ибо стихии не знают высших законов, но дух человеческий уже просветлён и даже в бурю может быть спокойным. Внутренний мир есть подражание Божеству”.
Надземное. 345. Происходит то же недоразумение, как и с пониманием Нирваны. Там, где требуется высшая напряженность, там люди хотят понимать бездействие. Равновесие предполагает напряжение обоюдное, ибо чаши весов несут одинаковую нагруженность. Обе чаши, и земная и надземная, не остаются пустыми. По неведению человек хочет ограничиться одною чашею, и – хромает человечество. Но не долго проскачет на одной ноге, ни костыль, ни протез нельзя взять с собою в Тонкий Мир. Говорю шутливо, ибо иногда шутка лучше запоминается.
Мыслитель говорил однобоким собеседникам: "К чему лишаете себя одной ноги? – Так будет трудно дойти домой".
Надземное. 356. Кто может отложить рост сознания, когда оно вступило в определенное восхождение? Нельзя препятствовать действию героя, когда он вышел для подвига. Поражение тьмы есть мечта каждого духовного воителя, но битва является одинаковой и на земном, и на надземном плане. Мы можем посредством вибрации уменьшить напряжение, но космическая битва есть утверждение общей обороны.
Оборона и Нирвана являются одними из наиболее искаженных понятий. Люди пытаются сделать из них нечто аморфное, распыляющееся и бездейственное, но такие искажения наносят вред эволюции.
К Нирване люди задолго сознательно должны готовиться. Люди должны полюбить это состояние всевмещения. Также люди должны полюбить состояние обороны как самое напряженное и прозорливое. Люди должны совершенствоваться сознательно, иначе такое участие в космической битве сделается несносным.
Но может ли человек, не размышляя о мироздании, приучиться к подвигу обороны? В этой обороне человек проявляет высокое самоотвержение. Он действует не для себя, но для дальних миров. Каждый согласится, что нелегко забыть свою личность во имя дальних миров. При таком расширении сознания требуется и заботливое отношение к здоровью, слишком несовместимы силы человеческие с пространственными токами.
Нужно помочь себе ясностью сознания, полюбить непрерывную битву и понять, что оборона гармонии есть красота. Не нужно позволять, чтобы сомнения могли нарушить стройность гармонии.
Прекрасен дозор, который любит и знает сокровище, им охраняемое.
Надземное. 367. …Мы советуем спокойное углубление, при котором не должно быть физических нежданных потрясений. Мысль должна быть направлена к Нам, но тоже при полном равновесии. Мы даже предлагаем, чтобы человек мог ощутить частично беспредельное пространство, ибо ничто так не может послать равновесия, как беспредельность. Много различных способов водворения спокойствия, но ощущение беспредельности самое действенное.
Кроме того, при произнесении Имени Учителя образуется крепкая связь, но и это произнесение должно происходить спокойно, каждое чрезмерное напряжение неминуемо производит смятение атмосферы. Но и спокойствие не будет бездейственным, наоборот, оно, как состояние Нирваны, полно внутренней вибрации. Многие совершенно не поймут сказанного, для них оно будет противоречием – как же спокойствие может быть полно вибраций, и неужели спокойное обращение к Учителю действительнее, нежели вопль отчаяния?
Трудно словами сказать, где граница между мощью спокойствия и нагнетением насилия. Только те, кто прошли многие земные пути, поймут, как ценен совет о спокойствии, особенно в дни Армагеддона. У Нас царит спокойствие, ибо малейшее неравновесие может создать невыразимое бедствие. Также и на всей планете необходимо развивать спокойствие.
Надземное. 527. Урусвати знает, что Нирвана есть высшее гармоничное напряжение энергии. Паранирвана есть тем более высшее напряжение. Люди полагают, что Нирвана им недоступна, и для Самадхи требуется долгое телесное и духовное упражнение. Но не забудем, что организм человеческий есть совершенный микрокосм, в нем заключаются всевозможные явления до беспредельности.
Каждый человек может ощутить намеки на чувствования Нирваны и Самадхи. Но такие намеки будут так быстротечны, что земное сознание не умеет усвоить их. Человеку может показаться, что он беспричинно теряет сознание или вспыхивает необъяснимым огнем, или как бы теряет телесный вес. Много бывает явлений, которые заметны лишь расширенному сознанию, но лишь исключительные избранные могут осознать происходящее. Среди многих достижений науки еще не произнесено утверждения, что каждый человек может приобщиться к высшим чувствованиям, но он должен держать дух в чистоте.
Надземное. 682. Урусвати знает, почему Мы часто напоминаем о спокойствии. О нём нужно сказать то же самое, что и о Нирване. Для ничтожеств спокойствие есть бездумие и безразличие, но для сильных оно будет высшим напряжением, в нем скажется расширение сознания, мудрость и мужество. Таким образом, спокойствие есть выявление великого потенциала. К нему нужно сознательно готовиться и нужно понимать, что неминуемы посылки психической энергии.
Надземное. 820. Урусвати знает мощь равновесия. В разные века люди называли равновесие – "Срединный Путь", "Золотой Путь", "Весы Мудрости", "Великий Ритм", "Надземное Дыхание". В то же время, невежды уверяли, что равновесие есть ничто иное, как равнодушие. Впрочем, даже понятие Нирваны не избегло различных злотолкований. Люди не умели понять, что Нирвана есть высшее гармоничное напряжение; такова же судьба и ложного толкования равновесия. Между тем, именно теперь Мир нуждается в Весах Мудрости.
Записи Е.И. Рерих. (1943 - 1944). Достижение Истины возможно только, когда самость признана иллюзией.
Главное препятствие к усовершенствованию и достижению духовности заключается в свирепом эгоизме человека.
Самость есть величайшая трудность на пути к Нирване.
Записи
Е.И. Рерих. (1948 - 1949). “Есть две крайности, − сказал Благословенный в своей
первой проповеди в Бенаресе, − которых должен избегать тот, кто стремится к
святости. Какие две? Жизнь, пристрастившаяся к удовольствиям, ибо она
изнурительна, вульгарна, низка и никчемна, и жизнь, отданная самоуничижению,
ибо она болезненна, тщетна и бесполезна”. Избегая
обеих этих крайностей, Татхагата достиг среднего пути, который ведёт к прозрению,
к мудрости, к знанию,.. к Нирване. Но что же это за Средний Путь? Это
Благородный Восьмеричный Путь. Ни один человек не может по-настоящему назвать
себя буддистом, если он не вступил на Благородный Восьмеричный Путь. В буддизме
нравственная жизнь является не просто дополнением, но самой её сердцевиной,
конечной сущностью.
Письмо Е.И. Рерих. 5.08.1929. Сейчас еще ярче вижу все искажение Великого Учения Благословенного. Устрашающая танха [танха (пали) – жажда жизни], или стимул бытия, причиняющий столько хлопот современным изуверам, встает передо мною, как величайший космический принцип, как величайшее Космическое Таинство! И Благословенный, этот огненный Дух, неустанно указывавший на вечно мчащийся поток наших жизней, этим самым утверждал космичность и, следовательно, беспредельность того, что так стремятся уничтожить в себе его последователи! Огненный Дух мог лишь уничтожать малые границы, расширяя их в Беспредельность, и Нирвана есть те Врата, которые вводят нас в ритм высшего, огненного, вечно расширяющегося потока Бытия беспредельного! Истинно, благословенна жажда Бытия, указующая нам путь в Беспредельность!
Что сделали из этого величайшего, наипризывнейшего, наирадостнейшего Учения нищие сердцем и мыслью! Учение Будды – это один раздирающий призыв к осознанию Единого великого творчества Бытия Беспредельного!
Что скажут на такой гимн стимулу к Бытию?
Письмо Е.И. Рерих. 2.06.1934. Далее следует такой же перл бессмыслицы – выдержка из «Религиозного сознания язычества. Опыт философской истории естественных религий» профессора Введенского, привожу лишь конец её: «Если для него (буддиста) есть какая-либо цель в жизни, то разве лишь отрицательная – бегство из этой призрачной и бессмысленной, полной горечи, бед и страданий действительности через погружение в Нирвану Небытия...» Вот на эту вопиющую клевету, на эти невежественные цитаты Н.К. и ответил письмом и приложил следующие возражения на них: «По поводу приложений Ваших скажу: автор одной из книг, очевидно не зная языков и, вероятно, имея доступ лишь к очень малочисленным и искаженным переводам (вроде Бунге и Кеппена), очевидно не знал общевосточного миросозерцания, которое в своем первом основном положении говорит: «Из ничего ничто и происходит» и во втором: «Нет пустоты». Разве эти оба основания не открывают пути к Богу? Ведь не забудем, что на Востоке самое Высшее Понятие не произносимо из-за чувства глубочайшего благоговения. Можно идти по горестным знакам искажения и несовершенства, но можно из множества материала найти и прекрасные страницы всепроникающего Духа Божья, Всемилосердного ко всем своим созданиям.
Нирвана же по подлинникам восточным есть трансцендентальное, то есть высочайшее бытие, не подлежащее ограниченности человеческого ума, то есть полная противоположность небытию. Таково незнание наших западных переводчиков и толкователей, которыми приходится пользоваться».
Письмо Е.И. Рерих. 16.01.1935. Также не забывайте, что состояние Нирваны есть состояние достижения высшего проявленного усовершенствования в соответствии с эволюцией каждого царства или вида. Так и сознание-инстинкт растений и животных при Пралайе может иметь свою соответствующую Нирвану. Степеней Нирваны столько, сколько циклов совершенствования в Беспредельности. Но всегда она будет выражением достижения максимума совершенства в соответствии с определенной стадией эволюции. Но про Космическую Основу, или Субстанцию, мы можем лишь сказать, что она пребывает в состоянии потенциальной Паранирваны. Космическая Субстанция – Духо-Материя, простирающаяся в Беспредельности, ее Божественная Основа, или Потенциал всего Сущего, в своих бесконечных проявлениях, дифференциациях и сменах форм стремится к беспредельному совершенствованию и самоосознанию в них, в этих формах. Ответит ли это Вашему запросу – не знаю, но иначе понять его не могла. Также советовала бы Вам при употреблении понятия, состоящего из двух терминов, пользоваться одним языком. (Так, «материя-пуруша» лучше заменить на «Пракрити-Пуруша», а для нас, русских, роднее звучит «материя-дух» или «дух-материя»).
Письмо Е.И. Рерих. 11.06.1935. … «Основы Буддизма»… «Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, то есть полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме. Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо в противном случае это было бы абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осужден на разочарование; как сказано, Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни малейшего представления об истинной её сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную дисциплинированную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая.
Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни».
Письмо Е.И. Рерих. 11.06.1935. Дхармы (трансцендентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечно, – это Нирвана.
Письмо Е.И. Рерих. 8.10.1935. Ведь, в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Все Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий, и так ad infinitum. Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить ее в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.
Письмо Е.И. Рерих. 19.03.1936. Также не забудьте, что после завершения эволюции на одной Планетной Цепи и перед началом жизни на новой Цепи наступает Пралайа, или Нирвана, для всех её существ и сущностей.
Письмо Е.И. Рерих. 10.12.1936. Нет вечных мук, так же как и вечного блаженства, как это понимается большинством. Но только периоды их той или иной длительности в полном соответствии с накоплениями духа. Существует лишь вечное движение или видоизменение. Прекрасен путь беспредельного совершенствования!
Письмо Е.И. Рерих. 23.02.1937. Второе отличие [Махаяны от Хинаяны] состоит в том, что в то время как архат Хинаяны стремится к индивидуальному, личному спасению, Бодхисаттва Махаяны ставит своею целью спасение Мира, ради которого он даёт обет не вступать в Нирвану до достижения этой цели.
Письмо Е.И. Рерих. 9.08.1937. …Не согласна с утверждением о более глубоком знании жизни мужчиною. Дайте женщине должное образование и возможность широко участвовать в строительстве – и женщина не уступит ни в чем сильному началу. Сейчас уже несколько выдающихся ученых высказались, что нет никакого основания считать, что умственные способности женщины ниже способностей мужчин. Логически рассуждая, так оно и должно быть, ибо дух не имеет пола, пол принадлежит к миру форм. Потому невежественны всякие умаления. Всем таким умалителям приведем ответ ученицы Будды на вопрос – «как могла она женским, ограниченным умом достичь знания и условия (Нирваны), которое трудно достижимо мудрецам?» – она сказала: «Когда сердце успокоено, когда сознание раскрывается, тогда видишь истину. Но если кто подумает – я женщина или я мужчина, или я то, или другое, пусть Мара занимается им. Врата Бессмертия открыты всем существам. У кого есть уши, пусть приходит, слушает Учение – и верит».
Письмо Е.И. Рерих. 4.01.1939. …Почти все книги по буддизму не лишены доли заблуждения, например, в толковании понятия Нирваны как полного угасания или вечной смерти.
Письмо Е.И. Рерих. 1.01.1940. Тела славы принадлежат отказавшимся [Нирманакайя] от Нирваны для помощи земным обитателям.
Письмо Е.И. Рерих. 2.08.1948. Так и Нирвана есть та же сублимация в огненном напряжении всех наших энергий до предела, положенного нашей Манвантарой или нашей планетой. Но могут быть Нирваны не только планетарные, но и солнечные и т.д. Даже следует сказать, что состояния Нирваны так же многообразны, как и сознания, их достигающие.
Письмо Е.И. Рерих. 17.05.1937. Мы освобождаемся от земного воплощения, лишь когда все наши энергии настолько сублимировались, что дальнейшее пребывание на Земле ничего не может дать нам. Именно, окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в состав его существа, объединились в едином устремлении и в таком напряжении достигли состояния совершенства, положенного для этого цикла.
*****
Рокотова Н. (Рерих Е.И.) Основы Буддизма.
Новосибирск. 2018.
Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 44-46.
Свет, который мог рассеять эту тьму и избавить от страдания, был явлен Готамою Буддою как знание четырёх благородных истин.
1) Страдания воплощённого бытия, проистекающие из постоянно возобновляющихся рождений и смертей.
2) Причина этих страданий в омрачённости, в жажде самоудовлетворения, в земных присвоениях, влекущих за собою непрекращаемость повторного, несовершенного бытия.
3) Прекращение страданий заключается в достижении состояния просветлённого вмещения и, тем самым, создании возможности сознательного приостановления кругов бытия на Земле.
4) Путь к прекращению этих страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на Земле и в приближении к великой Истине.
Путь к этой Истине разделён был Готамой на восемь ступеней:
1) Правильное распознавание (что касается закона причинности).
2) Правильное мышление.
3) Правильная речь.
4) Правильное действие.
5) Правильная жизнь.
6) Правильный труд.
7) Правильная бдительность и самодисциплина.
8) Правильное сосредоточение.
Человек, проводящий в жизни эти положения, освобождается от страданий земного бытия, являющихся следствием невежества, желаний и вожделений. Когда это освобождение осуществлено, достигается Нирвана.
Что есть Нирвана? «Нирвана есть качество вмещения всех действий, насыщенность объемлемости. Трепетом озарённости притекают истинные знания. Спокойствие есть лишь внешний признак, не выражающий сущности состояния». Согласно современному нам пониманию, Нирвану можно определить как состояние совершенства всех элементов и энергий индивидуальности, достигших наивысшей интенсивности, доступной в данном космическом цикле.
Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 100. “Милосердный человек нашёл путь к спасению. Он тот, кто посадил росток и тем самым обеспечил тень, цветы и плоды на будущие лета. Именно таково следствие милосердия, такова радость того, кто помогает тем, кто нуждается в помощи. Именно такова великая Нирвана”.
Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 114-116. Индивидуальное существование, состоящее из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтобы снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или годом с 12-ю месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь 12 Нидан становится уже не цепью, но колесом жизни с 12-ю спицами. Колесо жизни, колесо Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. «Колесо благого Закона в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение её сердца».
Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели – достижению Нирваны, то есть полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме.
Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо, в противном случае, это было бы невежеством самости, абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осуждён на разочарование. Как сказано: «Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни малейшего представления об истинной её сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести указанную дисциплинированную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный Готамою Буддою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая».
Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни.
Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 118-119. Дхармы вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний.
Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным условным и было вечным /в представлении определённого цикла, но не Беспредельности/, – это Нирвана.
Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 124-125. …Готама Будда, неустанно указывающий на вечно мчащийся поток наших жизней, этим самым утверждал беспредельность и, следовательно, космичность этого стимула, подавлением которого в себе заняты многие злотолкователи Учения. Но огненный дух Учителя мог лишь уничтожать малые понятия, расширяя их в беспредельность.
И Нирвана есть те Врата, которые вводят нас в ритм высшего, огненно творящего и вечно расширяющего потока бесконечного существования.
Учение Будды – это один неутомимый призыв к осознанию единства и красоты великого творчества Бытия Беспредельного!
Грани Агни Йоги. 1951 г. 88. Писать будем о счастье. Счастье – птица не земная, а надземная, и садится она не у всяких окон. Иные живут всю жизнь, так и не зная, что такое счастье. О счастье неизреченном будет идти Наша речь, о счастье Дальних Миров. Ведь там свое счастье, непохожее на дымное счастье Земли. Там счастье от духа. Здесь счастье понимается в удовлетворении всего личного, а там – полном от него, личного, отказе. Чем полнее отход, тем совершеннее счастье. Мое счастье – Мое Царство. Но Царство-Счастье Мое не от мира сего и не земными мерами измеряется. Вот и Зову вас, дети Мои, к этому счастью. Поймите его во всей его всеобъемлемости. Назовем его огненным счастьем, счастьем раскрывшегося и зажженного сердца. Эпилептики могли бы кое-что рассказать об этом неземном счастье, ибо имеют проблески его прозрения, то есть прозрения в это счастье. Но плоть не выдерживает огненного величия. О райском блаженстве столько говорилось, но сколь же опошлено это понятие. Нирвана – это огненное состояние сознания, высшее, чего может достичь человек. А сколько её степеней – от начальных до несказуемых. Собери моменты своего подъема и восхищения духа, умножь их тысячекратно, но укрась всеми радостями духа и постижения, прибавь всё, что дает красота и её восприятие, и получишь часть тех элементов, из которых состоит истинное счастье. Нельзя измерить или определить его по бедной гамме Земли, но на Земле, именно на Земле, руками и ногами человеческими закладывается основание этого величайшего качества.
Грани Агни Йоги. 1952 г. 392. Ты думал, что где-то существует покой и отдых. Для идущего с Нами покоя и отдыха нет. И подобно тому как Высшие Братья отказались от Паранирваны, так и преданный ученик отказывается от сладчайших иллюзий Девачана, чтобы, подобно Им, Высшим, пребыть на своем посту. Понять значение и высоту этой жертвы нелегко. Но пылающее сознание не хочет и не может мириться с восторгами утонченнейшей и чистой Майи Девачана, когда Владыки в кровавом поту Стоят на несменном дозоре. Потому воплощения такого ученика могут быть часты. Но и награда велика. Не Забываем никогда никого Нам свой труд и огонь принесшего. Наша Рука неотступно над ним, несущим Свет.
Грани Агни Йоги. 1952 г. 584. Пиши о счастье земном. К нему стремится всё, и все его хотят. Но никто не находит. Но почему же тогда стремление? Есть ли оно, счастье? Может, его и нет? Но откуда стремление? И заметьте, счастья человек всегда ищет длительного и прочного. И все же никогда не находит. Все на Земле ограничено кругом, а главное, циклом времени своего проявления. Закончился цикл, и явление прекращается. Временность проявления есть форма существования земных вещей и явлений. Из иных миров приносит человек мечту о счастье, оттуда, где оно есть и где оно не подчинено законам преходящего. Наша Надземная родина – страна счастья. Но не земного, а огненного, и потому прочного. В нем, в этом надземном счастье, нет преходящих элементов Земли, а потому и формы его уявления стоят вне времени и не связаны им. Кто-то назвал его райским блаженством, или Нирваной. Разве дело в названии? Важно знать, что есть состояние сознания, которое на земном языке лучше всего выражается понятием счастья. И если спросят, возможно ли счастье на Земле, скажите: да! Но не в людском его понимании. Счастьем можно назвать высшее огненное состояние сознания, когда найден Камень Высших Миров, и оно приобщилось к звучанию и гармонии Высшего Мира и, сохранив обретенное в духе, Чашу огненного осознания Незримых Миров несет на Земле нерасплесканной.
Грани Агни Йоги. 1952 г. 672. …Нирвана, непонятая и искажённая, не есть состояние покоя, но такой напряжённости Света, когда частота вибраций кажется сознанию неподвижностью или совершенно ускользает от сознания.
Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремлённое сердце». 164. (23.03.1953).
«Узка тропа и тесен путь, ведущие в Жизнь, и немногие идут ими». Именно превращать узость тропы в ширину размаха крыльев и будет путём над-человеческим или сверх-человеческим, тем путём, каким звал следовать Христос и все Бодхисаттвы. Итак, чему же радоваться? Узости или ширине пути? Тот, кто сумеет радоваться пути, ведущему в Жизнь, обретёт жизнь. Нирвана, к которой по неведению так многие стремятся, есть момент величайшего напряжения, выдержать которое могут лишь прошедшие все земные напряжения и победно выдержавшие их. Естественно, что к каждому состоянию, как земному, так и духовному, должны вести предварительные ступени. Что же ведёт к небу, как не пути земные? Не накопивший опыта не придёт к всевмещению. Не выдержавший тяготы земной не примет космической ноши. Всеобъемлемость Нирваны есть вмещение Макрокосма в микрокосме. Легко ли это?
Говорим о Нирване, вступая в год земного дракона. Но что же поможет пройти роковое время, как не дальняя и не лучшая цель? Ведь маяк ставится на высоком месте, и звезда ведущая не под ногами находится. Нет предела мощи устремления. Нет предела постижениям духа. Нет предела сокровищам Космоса. Нет предела состраданию и близости Владыки для дерзающих следовать за Ним. Звёзды не сосчитаны, и возможности не постигнуты. Тесным путём Бодхисаттв придём к завершению.
Грани Агни Йоги. 1953 г. 530. Мир внешний, будущий, микрокосм человека окружающий, станет выражением его сознания, сливаясь с другим миром в реализации его и в созидании его сознанием. Воистину, скажет тогда человек: «Мир – это Я». Мир будет для него его Высшим «Я», с миром слитым, и в сознании того «Я» отражающимся. Чем больше охватит в своём творчестве микрокосм человека и чем больше включит в себя, тем больше станет его мир внешний, который, войдя в него и слившись с ним, станет его внутренним миром. Внешнее сольется с внутренним, и не будет границы между тем, что вовне, и тем, что внутри, ибо «Я» станет всем и всё станет «Я». Это наследие далекого предначертанного будущего человечества даже ныне ощущают и переживают на Земле люди, достигшие сознания космического, или огненного, когда «Я» растворяется в мире и мир вливается в центр познающий, раздвигая его границы до пределов Беспредельности. Нирвана и высшее состояние Самадхи есть это великое слияние в безграничном Огненном Мире с великолепием огненным и красотой огненной. Так путь Огненной Йоги в огненное будущее устремляет и направляет шаги человека в созвучии с ходом эволюции, намеченной Иерархией для нашей планеты.
Грани Агни Йоги. 1954 г. 481 (239). Радость и горе, надежда и отчаяние, тепло и холод, благополучие и бедность, почет и забвение, здоровье и болезнь, младенчество и старость – все эти явления, двойственные по своей природе, власть над сознанием имеют. Над миром земной двойственности сознание может подняться в те сферы, где притяжения низших пар противоположностей уже не действуют. Говорю – низших, ибо радость космическая от плотных условий уже не зависит. Так, если, подобно елке, которая одинакова зимой и летом, научимся хранить равновесие духа при качании и смене полюсов явлений земных, то познаем сущность Нирваны, то есть того состояния, когда личное, полюсами двойственности обусловленное, исчезает и заменяется сверхличным или космическим. Быть одинаковым всегда, при всех условиях жизни, во всех обстоятельствах и хранить равновесие нерушимо есть задача Архата, которая на Земле должна быть разрешена. Задача трудна, но интересна и достижима.
Грани Агни Йоги. 1954 г. 615. (373). Утверждает Учение, что Круг, или Цикл проявленного Космоса лишь один из этапов неизмеримой по протяженности спирали эволюции, в которой все существующие Галактики периодически развёртываются к жизни и сворачиваются к началу Великой Вселенской Пралайи, чтобы исчезнуть в недрах Несказуемого и снова родиться на новой, высшей ступени проявления. Так Учение Востока бесконечно расширяет мир человека до тех пор, пока не сливается он с Беспредельностью Космоса и Вечностью Великой Космической Жизни. И, утвердив в сознании Беспредельность, Учение говорит, что дух в человеке всегда был, есть и будет как центр, проходящий нерушимо в своей сокрытой до времени сокровенной и невыразимой сущности через все эти круги гигантской спирали эволюции, и что достижение Нирваны есть достижение того состояния огненности сознания, когда высшее огненное «Я» человека достигает ступени Дхиани и входит в состав Иерархов Венца Космического Разума, уже не утрачивая сознания даже в состоянии Мировой Пралайи. К этим высотам Учение Жизни зовет человека, на них указует и вечную жизнь сознания делает доступной действительностью, а бессмертие непрерывающегося сознания – фактом, о котором свидетельствуют Владыки. Так радиус мысли становится бесконечным, захватывая в сферу свою саму Беспредельность.
Грани Агни Йоги. 1955 г. 132. …Вся эволюция земная есть приуготовление к условиям Огненного Мира. Потому восходящему духу надо готовить сознание свое к ступеням высших напряжений. Тот, кто стремиться к покою – не Наш. Нирвана – не покой, но состояние напряжения огненного, несказуемого. Религии, учащие упокоению, не на верном пути. Упокой этот относителен и касается лишь состояния Девачана – временного и иллюзорного. Но конечное назначение человека – выше. Цель эволюции духа – творчество. Не может творец упокоиться, как бы ни старались уверить в этом людей исказители великих религий. Человек – творец, и его удел – творчество: сперва земное, потом Космическое. Жизнь, сама жизнь – не покой, а движение. Нелепо говорить о покое. В Космосе покоя нет. В Космосе есть сферы, где затихают шумные дисгармоничные и грубые звуки Земли, но их заменяют звуки иные. Бессмертие сознания, прежде всего, означает жизнь, то есть движение, то есть напряжение тонких высших энергий. …Можно заметить, как убыстряются темпы жизни, напрягая сознание и способности человека. А потом жизнь потечет еще быстрее и еще напряженнее, подготовляя сознание к условиям Высших Миров. Доктрина напряжения есть Учение, подготавливающее сознание к условиям Огненного Мира.
Грани Агни Йоги. 1955 г. 269. Противоположением Армагеддона будет Эпоха Света, Огня и Мира. Этот мир не есть покой безделья или удовлетворения достигнутым, нет! Это есть такое состояние сознания, когда суета и власть её над сознанием теряют свою силу, когда дыхание Вечности касается духа и Вечное начинает звучать в сознании. Царство Безмолвного Свидетеля есть царство этого Мира. Шум и сутолока, волнения и вихри материального мира затихают на пороге его. Это сфера энергий высших напряжений, где голоса Земли уже не слышны. На Востоке это состояние называют Нирваной. Нирвана – не успокоение, но напряжение такой интенсивности, что движение становится незаметным; как турбина, вращающаяся со страшной быстротой, кажется глазу неподвижной. Обычное сознание уже не улавливает этой быстроты огненного движения духа и принимает состояние высшего огненного напряжения за неподвижность, или покой. Назовем этот Мир состоянием сознания высшего огненного напряжения духа. Неподвижности, покоя и пустоты в Космосе нет: чем выше, тем напряженнее. Все качества духа синтетически сливаются в единое явление Света, как цвета спектра в единый луч – гармонически. И эта гармония, этот синтез качеств, эта симфония качеств, осуществленная в духе, является необходимой составной частью того Мира, который выше обычного человеческого понимания. Потому Говорю: «Мир Мой примите. В нём Свет, в нём Свет для мира, в котором живёте вы».
Грани Агни Йоги. 1962 г. 178. (М.А.Й.). Если бы не Обещали, не двинулись бы. Все Обещали и Все во всех Учениях Говорили о том, что ожидает впереди: рай, Нирвана, вечное блаженство, Царствие Божие и так далее и далее. Настоящим сознание с места не сдвинуть. Двигает только магнит будущего. Если бы дать действительность, ожидающую впереди, не двинулся бы никто. Не в силах был бы выдержать человек не то, на что он надеется, а то, что его ожидает в действительности. Только Владыки Выдержать Могут и те, кто около них очень близко, очень близко, очень... Так же Продвигают и вас. Чем ближе надежды, тем больше подъем. Несбывшиеся одни Заменяем другими, созвучными моменту. А то, что говорится сейчас, Говорим очень немногим, ибо выдержать это Знание трудно. На что же надеяться? На личное ни на что. Нирвана придёт, Самадхи возможно, но сколько же надо трудиться и ждать, чтобы достигнуть. Пока же по-прежнему будем Питать надеждой, чтобы двигались дальше. Не всё ли равно, почему дух восходит, лишь бы он восходил. Ни будущего, ни надежд на него от духа отнять невозможно – это будет падением в бездну. Истинно могущий давать знает, что ему ни на что личное рассчитывать не приходится. Великое Служение начинается тогда, когда индивидуальное продвижение в будущее совершается без всяких личных надежд. Будущее есть – великое, светлое, сияющее, но личному в нём ничему места нет.
Грани Агни Йоги. 1963 г. 62. (49). (М.А.Й.). Путь ученичества – это путь постоянной напряжённой трансмутации, или преображения, всей своей сущности. Конечно, он нелегок, преображение сознательное, волевое. Конца ему нет. Чего бы ни достиг он и что бы ни преодолел, то, что он представляет собою в момент величайшей победы над собою самим, всё это – только ступени, каждая из которых имеет над собой более высокую и достигается преодолением предыдущей. На этом пути находятся все, то есть совершенствуется, развивается каждый дух, на какой бы высоте он ни стоял. Даже Паранирвана не означает окончательной остановки и достижения такой степени совершенства, дальше которой подниматься нельзя. Космос находится в процессе вечного продвижения в беспредельность и вечного совершенствования. Конца нет.
Грани Агни Йоги. 1963 г. 105. Мы над Майей Avitchi и над Майей Девачана. Нирвана не Майя. До нее Пребываем в бодрствовании непрерываемого сознания. Идущему Нашим Путем протянуты Руки навстречу.
Грани Агни Йоги. 1963 г. 120. (94). (М.А.Й.). Если Братья Человечества отказываются от Паранирваны, то можем ли мы утопать в блаженных иллюзиях Девачана, когда столько страданий кругом и столько работы и когда Владыки в кровавом поту Трудятся и Бодрствуют на неусыпном дозоре? Наслаждаются в Девачане обычные люди, но не те, кто находится на Великом Служении. Отдых был нужен и Гуру, и мне, но кончился отдых, и снова определенные задачи, у каждого своя.
Грани Агни Йоги. 1963 г. 693. (М.А.Й.). Работа Иерархии для планеты и человечества не прекращается никогда. Отсюда вывод, что Служители Света находятся в постоянно бодрствующем состоянии и Майя Девачана не для них. Они, если позволяют силы, отказываются от Девачана, чтобы посвятить свои силы на служение миру. Отдых нужен и им, но не сладкое забвение Девачана. Подобно тому как Великие Духи отказываются от Нирваны во имя людей, так же совершается отказ и от Девачана. Мысль правильна – некогда заниматься иллюзиями «страны блаженства», когда тьма ещё не побеждена и столько желающих Света.
Грани Агни Йоги. 1964 г. 381. Вначале позванный горит всеми огнями, и тогда обычно в нём очень сильно желание делиться своим светом, учить и зазывать на свой двор. И чем меньше знания, опыта и накоплений, тем больше желания поучать. Со временем эта горячка проходит, и он понимает, что раздавать надо мудро. Но все же желание иметь как можно более учеников достаточно сильно. Всё это лишь первые ступени неопытности. И только тогда, когда руководство становится не удовлетворением самости, но жертвой, тогда руководитель готов. Знаете, что Адепт, делясь своими знаниями с учениками, отдаляет своё приближение к Нирване и что каждое даяние в этом смысле становится жертвой. Так нарождается по Лучу будущий Иерарх-Водитель. Учитель – это дух, Жертву постоянно приносящий. Нарождение будущего Учителя Света идет по этому признаку. Только неопытность стремится раздавать свое знание, не задумываясь ни о чем. Но ответственность за каждую крупицу выданного знания будет свидетельством мудрости. Потому запомним, что ступень истинного даяния начинается тогда, когда становится оно жертвой.
Грани Агни Йоги. 1965 г. 417. Я с вами всегда – всё остальное, всё, что вас окружает и кажется таким устойчивым и постоянным, всё это временно только, чтобы замениться другим и постоянно меняться в потоке быстро текущих явлений плотного мира. Во всех срочных мирах помните формулу эту, ибо свойства срочных миров – их преходимость. Только Огненный Мир постоянен, но не постоянно пребывание ваше в нем, пока не достигли Нирваны. И всякий раз, когда обращаетесь мыслью ко Мне, утверждаете сознание своё на непреходящем, ибо Я с вами всегда, во все дни до скончания века.
Грани Агни Йоги. 1966 г. 390. Только когда действие совершается не во имя своё и себя и желаний самости, становится оно самоотверженным, или жертвенным. Вначале стремление всех поучать и иметь больше учеников очень сильно. Это самость уявляет себя. Потом, по мере роста духа, стремление поучать исчезает и рождается понимание, что наставничество – это жертва и накладывает оно на учителя обязательство выполнять свой долг до конца. Ученик берётся не на время, но навсегда. Ученики – это психический груз на ведущем, ибо, разделяя с учеником знание, учитель удлиняет путь свой к Нирване. Ответственность за учеников велика. И только тогда, когда появляется мысль: «Да минует меня Чаша сия», – ведущий становится истинным наставником. Самоявленное учительство, тешащее свою самость, немногого стоит. Но тем ценнее те немногочисленные духи, которые со временем могут стать Учителями. Такой ученик уже понимает, насколько тяжка, и неблагодарна, и трудна его доля, если он трудится не во имя свое, но Позвавшего. Порадуемся тому, что понимание этого уже озаряет сознание.
Грани Агни Йоги. 1971 г. 184. Да, это так: где-то имеются книги, где кратко, четко, ясно и просто изложены те самые положения, которые, напечатанные для всех, содержат сотни страниц, переполненных доказательствами, событиями, комментариями и символами, прикрывающими от обычных людей сокровенную суть. Кроме того, кому-то нужны пространные доказательства, и ссылки, и научный подход с точки зрения современной науки. Правильно! Сущность явления Нирваны можно выразить в нескольких словах: не уничтожение, не небытие, не бессознательность, но такое огненное напряжение всех сил духа, напряженного сознания, когда движение кажется неподвижностью и все временное и преходящее перестает существовать для сознания, погружённого в Свет. Так же просто и ясно могут быть выражены и все прочие основные положения Сокровенного Знания, но только для тех, для кого возврата назад, во тьму внешнюю, уже нет.