Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Грани Агни Йоги. 1954 г.



Страницы: Пред. 1 ... 14 15 16 17 18 ... 23 След. Все

Грани Агни Йоги. 1954 г. 451. (209). (Сент. 7).

Пока путник поспешает на дожде и в холоде, ему готовится теплый и светлый приют в Доме Отчем. О прибежище духа не следует забывать. Пусть бушуют стихии, вышедшие из берегов, Дом Отчий защищен от Хаоса плотных явлений; в нем и отдых заслуженный, и свет, и тепло. Зная это, можно претерпеть временные неудобства и трудности пути. Путь закончится достижением Дома Отца. Потому и Зову следовать за Мною, чтобы не заблудиться во тьме и не потерять направление. В жизни путник, потерявший путь, явление нередкое. Потерянные души — так можно назвать их. Бредут на авось и не зная куда. Как щепки, несутся по течению, бросаемые волнами туда и сюда. В челне духа смелый пловец гребет против течения, направляя лодку твердой рукой. В древних храмах главный жрец совершал обход жертвенника против Солнца. Так и воитель духа плывет против течения жизни обычной. Стандарт жизни не для него. Также и обычаи людские и уклад жизни обывательской. Он может их принять, но зная их временную и условную природу. Его путь — путь необычности. Полагаю, что отрешение от принятой людьми обычности будет залогом успеха. Жизнь земная определяется условиями надземными, незримыми. Их и надо понять и по ним следовать. Всякое видимое явление имеет причину и корень в невидимом. Если эти, невидимые глазу, но доступные мысли рычаги взять в свои руки, то и видимые явления могут быть контролируемы и направляемы волей. Плотное явление не может иметь места на физическом плане, если его астральное основание разрушено. Как дерево имеет корень, которым и держится, так и всякое физическое явление держится на астральном образе, или прототипе своем, являющемся основанием, или фундаментом, который сдерживает как целое физический аспект данного явления. Это есть магнитная основа, без которой явление в плотном мире не может иметь места. Поэтому для утверждения чего бы то ни было в мире земном основа, или начало его, закладывается в Мире Невидимом тем глубже и выше, чем прочнее и выше явление, вплоть до Мира Огненного. Так же и разрушение нежелательных, вредных и отживших явлений начинается с Мира Незримого, и там уничтожается астральная форма, или прообраз явления, утвердившегося на Земле. И когда этот образ разрушен, частицы явления плотного, не сдерживаемые более магнитною силой формы его невидимой, распадаются сами собой, подчиняясь законам двойственного, видимого и невидимого, существования вещи. Хотите строить, стройте сперва в Мире Невидимом мыслью и сердцем. Хотите что-то разрушить, разрушьте сперва в Мире Невидимом мыслью и сердцем. Почему обречен старый мир? Мы Разрушили его в Мире Тонком. Ныне его здание лишено основания. Потому успешны Наши Дела. Потому процветает строительство Нового Мира, ибо прочно его основание в Мире Тонком и Мире Огненном. Но многое, еще подлежащее утверждению, на Земле не уявлено. Люди живут, знаемо или незнаемо подчиняясь этим же законам. Успех или неудача многих дел их земных зависят от сознательного или бессознательного применения этого закона. Плановое хозяйство страны следует этому закону и потому успешно. План рабочего дня, план личной жизни, будучи проекцией действий человеческих во времени, тоже подчиняется этому закону. Ему подчинена вся психика человека. Чтобы что-то сделать, человек прежде представляет это себе, то есть создает астральную форму своего действия. Лишь действия рефлекторные могут совершаться без предварительного обдумывания и представлений, но даже и они производятся на основании прошлых, бывших когда-то, представлений. Рефлекторные действия, ведущие в делах важных к полусознательности и автоматизму, — осуждены. Во всем сознательность и контроль. Даю в руки рычаг возможностей регулировать различные явления жизни: одни разрушать, другие усиливать или строить. Но как в разрушение, так и в построение надо вложить известное количество сердечной энергии. Процесс идет невидимо, не требуя ни слов, ни физических усилий или действий. Невидимые рычаги жизни сильнее видимых. Огненная мощь духа лежит в невидимости. Невидим огонь, разве что для утонченного зрения. При сближении миров будем учиться понимать невидимую и видимую стороны жизни. Так вооружим свой дух двоекратно.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 452. (210).

Еще и еще устремимся, чтобы тем легче отпали земные плотные частицы. Этот груз, как ядро на ногах, тянет ко дну. С ним не выплыть. Входя в святилище, все вещи оставляют снаружи. Не взойти с тяжкой поклажей на вершину. Не взлететь птице, привязанной к земле. Не двинуться человеку в оковах, цепями прикованному к месту. Есть условия, при которых движение становится невозможным. Потому Говорю настоятельно об очищении сознания от ненужного сора. Нужны известные условия несвязанности души, позволяющие ей расправить свои крылышки. Непривязанность мысли к кривым условиям жизни Хочу утвердить. Поэтому все время Усугубляю обстоятельства, дабы выработать иммунитет духа к земным притяжениям. Под притяжениями не следует понимать нечто непременно запретно-влекущее. Самый неприятный и неизбежный обиход жизни обычной может затягивать чувствительное и тонкое сознание в свою сеть. Многочисленны нити земных притяжений. Подвижники упрощали свой обиход до предела и сводили число предметов личного пользования до минимума. Но не в вещах дело, а в привязанности к ним сознания; и не в условиях, но в свободе от них сознания. Как Могу насытить человека Моим, если он до пределов вместимости насыщен своим? Надо прежде от своего освободиться, чтобы Мое могло занять его место. Веду на пределе напряжения, когда течения земные стремятся плотину духа сорвать. Когда же течения эти отягощаются собственной неосмотрительностью, нет в этом никакой заслуги. Но выгрести нужно. Жизнь можно назвать ареной неустанной борьбы за освобождение духа. Освобождение будем искать в сфере мысли, ибо ею и освобождаем, и привязываем себя к Земле. Если замыкается круг обстоятельств земных, то все же всегда остается выход кверху. Помыслим о всегда свободном отходе в сферы духа.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 453. (211).

Сын Мой, суровой и тягостной жизни земной пребывание в высших слоях Тонкого Мира воздаянием будет. И не воздаяние, но уравновешивание чаши весов. По состоянию данному можно судить о его противоположности, по погружению в плотную материю — об условиях, когда сознание от нее освобождается. Все имеет свой противоположный полюс. Так же и земное существование человека. Жизнь земную можно прожить, имея известный опыт, так же и жизнь надземную, приготовившись к ней заблаговременно. Для этого нужно просто узнать условия надземного бытия человека. Условия эти иные, чем на Земле, и законы иные. Отсутствие физического тела многое облегчает, но в то же время и обостряет. Отпадает забота о теле, и пище, и доме, и вещах. Одежда создается представлением себя в том или ином одеянии. Кто же захочет показаться нагим среди жителей Тонкого Мира? Тело тонкое, будучи прототипом тела земного, владельцем своим облекается в одежды по своему выбору. У обычных людей платье создается по привычке. Человек представляет себя в том одеянии, которое обычно носил на Земле. Большинство не понимает, что сила их обостренного творческого воображения помогает им облекать себя в любые одежды. И большинство ушедших, не понимавших новых условий и законов, управляющих жизнью надземной, как правило, все поступают так, как они делали это на Земле. Редко у кого появляется мысль, что смерть есть освобождение от железных законов плотного мира. Свободен, свободен, свободен, поет прозревшее сердце. Но тяжки земные привычки. Они устремляют сознание по прорытым каналам действий в тех же привычных, но уже воображаемых, условиях. Курильщик курит, пьяница пьет, любящий путешествия путешествует. Если знание не освободило дух от земных пережитков, долго тянутся они за ушедшим, окружая сознание его своими призрачными утвержденными и кристаллизованными на Земле формами. Не так просто освободиться от них, как это кажется. Ибо неизжитое желание тотчас же создает соответствующую ему форму, или образы, нужные для его осуществления. И еда, и питье, и курение — все производится в воображении, заменяющем действительность. Первое, чему следует научиться, это различению вещей, создаваемых собственным воображением, от вещей, действительно на Тонком Плане существующих. Надо понять эти два порядка бытия вещей в Мире Незримом. Следовательно, и там есть мирок, созданный воображением человека, и мир действительности. Человек, там живущий, особенно если он что-то знает, может принять на себя любую личину. Неопытный новичок растеряется, будучи окружен артистами Тонкого Мира, многие из которых сознательно хотят ввести в заблуждение своих ближних. Многое зависит от того слоя, в котором очутилось сознание по законам магнитного притяжения. В слоях низших мистификации эти могут носить очень неприятный характер. Сознание как бы одурманивается и не может вырваться из тягостного окружения темного творчества. Земные кошмары во время земного сна могут дать представление об этом состоянии безысходности и невозможности уйти от темных воздействий. Всякое устремление к Высшему разбивает этот порочный круг. В Тонком Мире человек зависит от своего устремления. Знание тонких условий, приобретенное на Земле, позволяет легко разбираться во многих явлениях Незримого Мира, который становится зримым и ярким и единственной реальностью для человека, как когда-то был мир земной. И так как там все определяется мыслью, то легко лишают себя сознания те люди, которые отрицают существование за гробом. Очень важен вопрос о притяжениях, существующих в микрокосме ушедшего с Земли человека. Эти притяжения продолжают действовать, вовлекая сознание в соответствующие им сферы. Человек, любящий цветы, попадет в слои, где увидит их по желанию своего сердца. Человек, любящий притоны, попадет в них по желанию своего сердца, ибо там есть все, что есть или было на Земле. И, кроме того, есть то, чего на Земле нет. Любому влечению человека в Мире Надземном есть условия соответствующие, притягивающие его в свою орбиту воздействия. Именно каждый получает и имеет то, чего он хочет. При этом нужно, конечно, [знать, что] эти желания плотно-физические удовлетворены в Мире Надземном быть не могут, ибо нет ни тела, ни земных вещей. Потому сознание попадает в воронку ненасытимых вожделений, из которой нет выхода до тех пор, пока устремление к удовлетворению земных желаний не прекратится. Но желания тонкого порядка легко и быстро удовлетворяются, и благо, если они достаточно очищены.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 454. (212).

Человек переходит в Мир Тот, сбросив физическое тело, но внутренний мир берет с собой. Нелепо предполагать, что общее направление, данное этому миру на Земле, должно почему-то измениться после смерти. Невежда остается невеждой, глупец — глупцом, эгоист — эгоистом, злой — злым, хороший — хорошим, устремленный — устремленным, ищущий — ищущим и находящим. Разве что тенденции земные там обостряются в значительной мере. Факт смерти ни знаний, ни хорошести умершим не дает. Последнее устремление на Земле значение особое имеет, ибо устанавливает направление магнитного притяжения духа к сфере, куда он устремился в момент смерти. Также желания, с которыми он покончил на Земле, не будут его более тревожить. Желания и устремления неизжитые, то есть сохранившиеся в его сущности, увлекут его по линиям соответствующих притяжений. И люди встретятся там ему по притяжению родственных свойств. Можно представить себе состояние преступников и порочных людей в вихрях неугасимых влечений астральных, затянутых в воронки низших устремлений и страстей. Истинно, легче вынырнуть со дна моря, чем подняться из бездны низших слоев астральных, порвав цепи влекущих вниз вожделений.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 455. (213). (Сент. 8).

Не слова спасут, но их применение. За периодом получения духовного следует период утверждения полученного. Знание, не утвержденное жизнью в приложении, бесполезно. К чему загромождать себя? Считаю, что минуты слабинки не могут быть оправданы ничем. Нужно научиться проходить периоды подъема и падения духа в одинаковом состоянии. Это возможно лишь при условии перенесения сознания в центр, когда оно становится вне зависимости от проявляемого в жизни полюса. Надо уйти внутрь, внешне себя ничем не уявляя. Именно некоторые периоды жизни надо пройти незаметно. Выявляя себя в такие периоды, слабость духа своего выявляем и ставим себя под удар внешних условий. Удары всегда приходятся на слабое или незащищенное место, дабы окрепло. Но их болезненность от этого не уменьшается. Но есть причины тяжкого состояния духа космические. И тогда бессильны будут все попытки избежать нагнетения. Тягость мира сего приходится брать на свои плечи и нести безропотно. Так делали все носители Света. Ноши мира сего не избежать. Это и есть плата за получение даров Света. Пространственные нагнетения, или усугубление напряжения токов, вызывается кармическим состоянием планеты. Хаос стихийный и волны коричневого газа ответствены за общее состояние сознания. То и другое явление порождено самим человечеством. Так деяния свои человечество искупает пространственно.

Если бы от денег зависело все, то все богатые и обеспеченные люди были бы счастливы. Но этого нет и никогда не было. Счастье, отпущенное человеку в определенной дозе, имеет свой уровень. Внешние условия могут его поколебать лишь на время, потом он все же вновь становится на высоте черты, утвержденной кармою.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 456. (214).

Учитель Настаивает на том, чтобы жизнь внешняя внутреннюю не поглощала, ибо если в ней плач и скрежет зубовный, то внутреннее все же зависит от человека и ограждается от внешних воздействий им самим. Можно ли внешнему позволить убивать внутреннее и материи — дух? Быстротечности внешних условий, хотя бы и тяжких, противопоставим бессмертную неистребимую сущность нашу. Ни костры, ни пытки, ни инквизиция — ничто не смогло убить духа. А ведь через все это когда-то прошли — и все же живы. Так и ныне. Тяжко, но устоять нужно. Нет выхода. Но Учитель на страже и Знает, когда нужна помощь. Помощь приходит в последний момент.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 457. (215). (Сент. 9).

Можно возрастать духом на примерах жизни Великих Духов. Можно представить себе, что есть люди, которые живут в условиях много более тяжких и суровых и все же достоинства духа не теряют. Можно представить себе себя самого лишенным всего и покидающим мир земной в радости духа. В тесных условиях мыслью будем бороться за независимость свою и отстаивать свободу своего духа. Часто бессилен человек изменить кармические земные условия, но в мире мысли своей, в своем внутреннем мире, он свободен и может строить его по своему усмотрению. Нет задачи более благородной, чем внутреннюю свободу свою отстоять. А так как задача нелегка, то и борьба длительна. При особом нагнетении внешних обстоятельств все сознание свое лучше перенести внутрь, не распыляя его на дела плотные более того, чем это необходимо. Не можем росту себе прибавить ни одного дюйма, так же не в силах кривые условия жизни сделать ныне прямыми, но во внутреннем мире своем человек — владыка. В нем можно жить, укрываясь от бурь и невзгод мира земного. Можно в образах создать эту внутреннюю твердыню, под защиту стен которой можно всегда удалиться. Но укрыться в ней можно лишь тогда, когда в ней царит мир и когда волны бурного житейского моря внутрь ее не проникают. Открыть внутренний мир свой вихрям земным — значит утратить спокойствие духа и мир, который Дает Учитель не так, как дает мир, не принять. Мир Мой Даю вам, но в мире будете иметь скорбь, потому научитесь Мир Мой, который Даю, охранять. Иным и охранять нечего. Не о них Говорю, но о вас, Мною отмеченных в пространстве. Тяжкие времена. И все же их надо как-то пройти, не угасив пламени духа. Без него можно затеряться во тьме. Потому Говорю: «Огня духа не угашайте. Без него — тьма». Также и нить будущего не упускайте из виду, ибо тускло зеркало настоящего часа. Тяжкую полосу бодро пройдем, зная, что Свет впереди.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 458. (216).

Долог, долог, бесконечно долог трудный путь восхождения духа. Заповедана Беспредельность. Потому и путь долгий, ему нет конца. Нет такого духа во Вселенной, какой бы высоты он ни достиг, восхождение которого закончилось. Если могут совершенствоваться миры, то могут совершенствоваться и возрастать в своих знаниях и опыте и Создатели этих миров. Невозможно представить себе высокого духа, остановившегося в своем совершенствовании. И если представить предел такового, то где же Беспредельность? Беспредельность во всем. Ограничены лишь формы уявления Жизни беспредельной предельными и конечными рамками своих выявлений. Беспредельная Жизнь выражена во временных преходящих формах. Дух беспределен, но формы проявления его в оболочках, земной, тонкой и ментальной, ограничены сроками. Так вечное выражается во временном. Это вечное и надо осознать и на нем, но не на временном, строить твердыню свою, ибо все временное непреложно ограничено сроками, но безвременен дух. Полагая все свое в одной из оболочек или во всех трех, обрекаем себя смерти заодно с ними, а они умрут согласно закону. Лишь тело Света, Высшая Триада, не умирает. Развивается, совершенствуется, возрастает в Свете своем, но не умирает. Тело огненное, тело Света, бессмертно. Тело огненное, тело Света являет собою лик Вечности в человеке. Если перенести сознание в него при жизни на Земле, то это и будет тем состоянием, про которое сказано, что человек взят живым на Небо. Ибо и Небо, и Земля, и бездна в самом человеке. И рай, и ад — все в нем. Помыслим о том, сколь велик человек в возможностях своих и сколь неизмерима его глубина и высота. И ногами и головой, и прошлым и будущим упирается он в Вечность. Вечность есть уявление высшего бытия в человеке. Пришел из Вечности, уходит в Вечность. Пришел из Беспредельности, в нее же уходит, ее плодами творчества своего духа обогатив. Говорят о звездных мирах видимых, бесконечных, но сколь же шире, богаче и глубже Миры Невидимые, тонким телам планет соответствующие и миры интер-планетные*. Пространство невидимое богато Мирами Незримыми всевозможных ступеней и состояний. Исследуете явления земные и обогащаете знанием их свои книгохранилища. Так же и Миры Высшие могут быть изучаемы и знание их накапливаться. Также могут быть ученые профессора высшего знания и Университеты и кафедры соответствующие. В Новом Мире Высшее Знание займет свое место и получит право гражданства наряду со знанием обычным. Ныне наука уже глубоко погрузилась в область необычного и вплотную подошла к границам Невидимых Миров, а в некоторых случая их уже давно переступила. Как изучают свет, электричество, радио и магнетизм, так же будут изучать и энергии мысли и будут иметь аппараты для измерения и определения тонких энергий. Отдел физики о Свете придется просто расширить и включить в него область невидимых лучей, которая уже и теперь в современной науке имеет прочное основание. Но придется сделать шаг еще дальше. Светятся пальцы, светятся центры, светятся мозг, глаза. Каждая клеточка человека, особенно нервная, излучает свет разных степеней. Токи нервной энергии по проводам нервов — явление световое. Сперва это увидят при помощи аппаратов, потом, когда зрение разовьется, просто глазами. Не отрицать надо, а изучать и находить. Конечно, мир отрицателя узок и мал, конечно, мир дикаря ограничен, но зачем же уподобляться дикарям или невеждам? Беспредельность надо признать во всем, а также и в накоплении знания. Сравните мир людоеда с миром современного культурного человека. Разница велика, но она неизмеримо больше между миром последнего и Миром Учителя. Потому и Зову в Мир Мой, дабы мир ваш в представлении вашем расширить и расширять без конца. Идущему за Мной — Знание.

__________
* Междупланетные.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 459. (217). (Сент. 10).

(Со сна). 24 сентября 1954 г.

Друг Мой, преодолевающему — венок победителя. Жизнь заключается в непрерывном процессе преодоления старого новым и внешнего внутренним. Там, где этот процесс прекращается, наступает застой. Полюбите борение преодолевающее. Склониться перед внешним — значит признать свою несостоятельность и негодность. Даже перед условиями совершенно непреодолимыми в данный момент следует помнить, что условия внешние временны, дух — вечен, и в конечном итоге победителем будет все-таки дух, если он в решении своем не отступит. Ведь в конечном итоге всякая победа сводится к преодолению чего-то внутри. И лишь эта победа в себе и над собою остается навсегда с человеком. Внешние же обстоятельства уходят из жизни со сменою дней и ночей. Центр бытия извне следует перенести вовнутрь, перенеся бытие в мысль. Конечно, творения рук человеческих остаются на Земле, как, например, пирамиды, но дух создателя их все же вынужден от них оторваться и о них позабыть со сменою оболочек. Потому и даются с каждым воплощением тела новые, чтобы память не приковывала сознание к изжитым и прошлым условиям жизни. Подробности ушедшего свитка могут развернуться для продвинувшегося духа, но обычно только тогда, когда уже нет опасности поглощения сознания силою их магнитного притяжения. Оживлять прошедшую фильму жизни прошлых воплощений не всегда безопасно. В прошлых токах можно увязнуть. Вот почему дается человеку спасительное забвение. Что было бы, если бы даже события настоящей жизни все время так же напряженно звучали для сознания, как они звучат в разгаре текущего дня? Сознание не выдержало бы напряжения. Если бы пробежать в озаренной памяти бесконечную ленту прошедших событий, можно было бы воочию убедиться, что проходит все и все протекает мимо, но дух пребывает вовеки как Вечный Рекордер мимо несущейся жизни. Вечность в себе и преходимость внешних явлений нужно ощутить сердцем и в сердце понять. Не мысли, не представления, не рассуждения, но именно ощущение вечного бытия своего утверждает осознание бессмертия духа. И тогда придет понимание, что легко и просто можно устоять всегда и во всем, ибо все внешнее уйдет, оставив человека нерушимым. Потому можно спокойно встретить очередные волны жизни. И эти тоже мимо пройдут, принеся нужный опыт и знание. Если бы только осознать эту временную сущность внешних явлений, отношение к жизни могло бы измениться в корне. Следует помнить, что неизменен и вечен лишь Молчаливый Свидетель внутри и что внешним по отношению к нему будут не только события жизни земной, но и все мысли, чувства, эмоции и переживания во всех трех оболочках во всех мирах. Поток жизни сложнее, чем кажется, и уходит в глубины Невидимых Миров. Но Безмолвный Рекордер стоит над всеми как свидетель преходящего в вечном. Вечное в себе осознаем и, осознав, утвердим.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 460. (218). (Сент. 11).

Если спросят, зачем живем, зачем испытания, ответьте: «Жизнь дана для того, чтобы понять, осознать и утвердить в себе вечную, непреходящую, нерушимую, неуничтожаемую, неуязвимую сущность нашу — дух, в Беспредельности сущий прежде начала времен».

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 461. (219).

Друзья, прежде чем осознание Беспредельности не утвердится, жизнь человека будет казаться подобной листу дерева, осенью умирающего и уносимого ветром бесцельно. Лишь в аспекте Беспредельности становится понятной жизнь человека. В ней надо научиться жить и ощущать свое бытие. Именно временное надо понять как разрез Беспредельности, уявляемой в условиях плотных. Однодневка живет один день. Есть дикари, находящиеся на такой низкой ступени развития, что они не думают о завтрашнем дне и пищи себе не запасают. По мере развития сознания оно все дальше и дальше захватывает прошедшее и будущее. Духи Высшие настолько охватывают явление прошедшего и будущего, что в том и в другом случае они соприкасаются с Беспредельностью. Соприкасаясь в точках, где прошедшее и будущее сливаются, круг сознания становится беспредельным. Это и будет осознанием жизни вечной. Прошлое в глубинах своих приводит дух к тому, откуда он исшел. Будущее в завершении своем приведет дух к огненной Родине своей. Круг замыкается в Высшем Несказуемом Мире Света-Огня. Учение стремится сферу сознания расширить и приобщить его к неограниченной жизни пространственной. В океан пространства можно выйти, будучи на Земле. Плотные условия не препятствие. Не мозг может выйти на огненный простор, но сердце, которое бьется всегда, ибо оно от Беспредельности. В сердце человеческом выражен потенциал Беспредельности. Сердце — это орган общения с пространственными энергиями. Через него бессмертие в Беспредельности и достигается.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 462. (220). (Сент. 13).

И тягость времени была Указана. Так говорит древнее пророчество о времени нашем, времени, Приходу предшествующему. И действительно, тягость времени велика. Да разве может быть иначе, когда надо переродить сознание человеческое. Чтобы это свершилось, оно выводится из привычных рамок. Обстоятельства отягощаются непомерно, дабы отвратился дух от земного и возопиял о небесном. Разрушаются для этого привычные условия жизни и изменяются в корне. Идет полная переоценка ценностей. Стихии, выведенные людьми из равновесия, делают существование непрочным и угрожают дальнейшими и еще более сильными катастрофами. Бушует стихия воды, неспокоен огонь подземный. Равновесие природы нарушено в корне. Конечно, стихии, нарушенные в основе своей, опасны. Люди страдают от них прямо и непосредственно, а так как никаких мер для обуздания их не принимается, то и конца столкновениям их не предвидится. Все зависит от духа человечества. Человек — повелитель стихий, хотя и не знает об этом. Разнузданному состоянию сознания человеческого стихии подчиняются. Коллективное воздействие людских масс велико. Если бы они действовали гармонически и в равновесии духа, то и результаты этого мощного влияния на природу были бы прямо противоположны. Но так, как дело обстоит сейчас, просвета не видно. На каждое неуравновесие природы человек отвечает еще большим неуравновесием своей психики. Получается заколдованный круг, из которого выход лишь кверху. Но в Небо взглянуть отказались, ибо оставили его воробьям или заменили золотом. Так и мечутся в смятении люди и будут метаться, пока не Приду. Несу людям спасение.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 463. (221). (Сент. 14).

(Со сна). Приближение событий начинается.

Владыка — в пространстве, Служение — в пространстве, ты — в пространстве: место не имеет значения. Не все ли равно, где, или когда, или в каких условиях, если пространственное Служение совершается. Если Общение с Владыкой состоялось в пространстве, расстояние и удаленность уже значения не имеют. Надо привыкать к пространственному образу мышления. Оно будет мышлением Тонкого Мира. Порождая причину действием, вызываем неизбежное следствие, которое наступит через какое-то время. Если убрать элемент времени, то связь между причиной и следствием станет очевидной. Время земное в пространстве не существует. Мышление вневременное тоже будет мышлением Тонкого Мира, где есть последовательность явлений, но нет ни часов, ни секунд. Надо понять, что мышление Тонкого Мира отличается от земного. Пространственная жизнь имеет иные измерения. Явления в ней существуют: и предметы, и вещи, и люди, но подвижность тонких условий сообщает всему особый своеобразный характер. Состояние сознания обуславливает видимость. То, что может видеть один, не существует для другого, находящегося рядом. По видимости зримость и здесь, на Земле, но не всегда. Прекрасная картина может быть понята и оценена одним человеком и отвергнута другим, но стоящее перед глазами дерево каждый назовет деревом. В Тонком Мире можно пройти мимо явления, совершенно его не заметив, если зрение недостаточно развито или внимание не направлено. Не замечаем вещей и здесь, но там это обострено до крайности. И здесь видим и понимаем по сознанию, но в известных пределах, ибо лед, снег, яблоко и прочее будут для всех льдом, снегом или яблоком. Выключив все внешние земные чувства и перенеся бытие в мысль, приближаемся к условиям пространственного существования. Здесь часто внешние условия определяют содержание внутреннего мира человека на данный момент. Там же внешнее определяется внутренним силою магнитного притяжения, быстрого и непреодолимого, тех явлений и образов, которые созвучны сознанию. Любя природу, но живя в грязном зловонном городе, трудно на Земле погрузиться в красоты ее, но в Мире Незримом эта любовь магнитно и мощно привлечет к сознанию и поставит его в окружение прекрасное, созвучное устремлению сердца. Ибо материя Тонкого Мира пластична и подвижна. Все дело в том характере магнитных энергий и их притяжений, которые установлены человеком в своем микрокосме при жизни на Земле. Пространственная жизнь сильно отличается от земной. Нужно крепкое и стойкое сознание, знающее, чего оно хочет, иначе придется носиться по волнам случайных течений. Закаленная воля там имеет особое значение. Но при всех обстоятельствах Иерархия будет надежной опорой. Она как скала, за которую можно ухватиться в бушующем море астральных течений. Многие носятся по волнам, как листья, сорванные ветром, безвольно, не зная куда. Отсутствие светлых устремлений является тому причиной, ибо устремления темные, хотя и влекут в определенном направлении, но во тьму и в ее водовороты бездонные. Здесь еще можно за что-то ухватиться и на чем-то как-то удержаться. Но там влечет устремление. Здесь Иерархия является самой надежной и прочной опорой, а там — единственной. Там не имеющий этой опоры уподобляется путнику, попавшему в заколдованный лес, где на каждом шагу угрожают чудовища и оборотни, скрытые под любым обликом и любой формой видимости. Но и там охраняют всех, желающих иметь светлую защиту, стоит лишь обратиться за нею по Иерархии. Великое значение имеет Близость Учителя в Мире Тонком, ибо охраняет от многих опасностей и указует направление верное. Если бы люди знали, от скольких опасностей избавляют себя обращением и связью с Иерархией, многие бы призадумались над явлением Иерархии более глубоко. Необъятно пространство, велика Беспредельность, вмещает в себя все — от бездны до высочайших слоев Света. Куда устремимся и как, если нет компаса Иерархии? Вот, сбросив тело со смертью, выходит человек в океан пространства. Куда пойдет, с чем, зачем, для чего и что будет делать, как жить? Где, кто и когда сможет указать путь? Как путнику не растеряться, если стоит перед неизвестностью и не к кому обратиться? Нужно приучить себя к пространственному мышлению и научиться ориентироваться в условиях тонких. Ориентир — Иерархия Света. Конечно, помогут, но если сердце открыто Свету. Так жизнь земная состоит в приуготовлении сердца к условиям тонким. Сердце есть орган для общения с Миром Незримым. По сердцу и устремимся. Нити сердца помогут связаться с Высшим, если они были утверждены на Земле.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 464. (222). (Сент. 15).

Протолкнетесь лишь полною мерою. Полнота предания себя Владыке трудна необычайно. Кажется легкой, пока не подули ветры и не зашумела буря. Но устоять среди вихрей можно лишь полным преданием себя Учителю. Устоите лишь Мною. Как же устоять иначе, если не на что опереться? Колеблется и шатается все. Так, предав дух свой Мне, получаете иммунитет духа. Формула «Господи, в руки Твои предаю дух мой» остается незыблемой. Так в крестных муках обратился Владыка к своему Владыке-Отцу. Так и вы можете обратиться к Моему Владыке, который есть Отец Мой и Отец ваш. О Владыке Владык можно думать. Ныне Мы Возвещаем Владычицу, ибо настала Эпоха Матери Мира, Матери сущего. Высший аспект Бытия тоже двойственен, являя Земле Лик свой попеременно. Каждая эпоха насыщается Лучом Духа, стоящего во главе, окрашивая ее своей сущностью. В Свете этого Луча и развивается очередная ступень планетной эволюции. Конечно, Лучи связаны со светилами, ибо светила и есть Иерархия Блага. Связь духа со своим светилом есть связь психофизическая, неразрывная духовно-материальная, магнитно огненная. Сочетанием Лучей светил обуславливается планетная жизнь, то есть Иерархически. Люди думают обойтись без Иерархии Света, но Лучами ее пронизана самая сущность их микрокосма. И человек являет собою отложения звездных лучей, накопленных в течение миллионов лет в сущности его в виде кристаллических огненных образований. Дух есть кристаллизованный свет звезд. Каждое явление, как бы высоко оно ни было, имеет своим основанием материальную основу, хотя бы она была невидима глазу и огненна. Мысль нематериальна, так, по крайней мере, считают люди. Но она дает отложения материальные явно и видимые тонким зрением. Нет ничего в мире, в основе чего не лежало бы нечто материальное. Конечно, материю надо понимать широко в ее невидимых высших светящихся формах. Фохат нематериален в обычном понимании этого слова, но дает кристаллы явные, земным глазом редко улавливаемые, да и то лишь достаточно утонченным. Живем во Вселенной Огня, где все Огонь, даже прямые искры дающий. Это нетрудно себе представить, зная огненное строение атома и огненную энергетическую сущность электрона. Взрыв атомной бомбы есть не что иное, как освобождение этой связанной дотоле огненной энергии, заключенной в ауре материального атома. Так современная наука приводит человека к пониманию огненной структуры материи. Понимаем отложения солнечной энергии в каменном угле, в растениях. Но почему же не сделать еще один шаг вперед и не понять конденсацию ее в человеке, собирателе пространственных лучей. Ведь пространство пронизано не только лучами одного Солнца, но и звезд. Почему же люди наивно думают, что солнечные лучи поглощаются и ассимилируются человеком, в то время как лучи Луны и звезд бесследно проходят мимо? Пример лунатика доказывает как раз обратное. Значит, и Луну можно признать. А там уже и до прочих звезд недалеко. Скоро астрофизика и астрохимия получат полное признание науки и будет доказано мощное воздействие звездных лучей на человека. Наука о звездах воскреснет опять. Астрономия будет связана с астрологией.

Искал во сне Матерь, но не нашел. Она садилась на пароход и шла по сходням.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 465. (223). (Сент. 16).

Нет людей совершенных. Так же и нет совершенных действий. В каждом заложены положительные и отрицательные элементы. И лишь преобладание одних над другими указывает на его сущность. Поэтому будем стремиться в каждом действии уменьшать количество элементов отрицательных. При понимании этого уже легче отыскивать явление добра во всем, как бы мало оно ни было. Двигаясь вперед, следует усматривать подножие, и лучше всего, когда оно складывается из камней блага. И в людях уже легче тогда видеть и утверждать доброе начало вместо начала темного. Каждый человек отзвучит на явления блага, если оно нами утверждается в нем сознательно, равно как и зло. Думая о людях хорошо, хорошее в них пробуждаем и утверждаем, но и наоборот. Потому указывается, что лучше преувеличить в человеке явление добра, чем умножать зло. Но это совсем не значит умиляться масками. Именно, видеть человека таким, каков он есть, и утверждать свет, но не тьму, сознательно его вызывая. Искусство обращаться с людьми есть искусство тонкое, требующее большого опыта. Но одно можно сказать: осуждение недопустимо, и прежде всего потому, что оно отталкивает от человека тех, кого он осуждает, даже если это осуждение совершается втайне в мыслях и сердце человека. Облечь сердце в привлекательность, привлекая людей, явление нелегкое и редкое. Нужен сильный магнит сердца. В нем-то и кроется тайна сердечного обаяния. Как же иначе можно вести за собою людей, если не привлечь их и не удержать магнитом своего сердца? Полагают, что людей можно удержать словом, мозгом или золотом. Но эти связи непрочны, и такие руководители часто остаются без последователей. Но сердечная связь сохраняется даже и за пределами смерти. Потому Ценим преданность сердца. И если любовь дает наивысшую магнитность, то преданность утверждает явление стойкости и непоколебимости. Так снова возвращаемся к качествам, от которых никуда не уйти, ибо качества есть одеяние духа. Думают: проживем и так, без всяких качеств. Но так мыслит тьма и саморазрушается. Сердце, не обладающее качествами, умирает и разлагается. Многие сердца смердят. Обладателей их Называем живыми мертвецами. Хочу еще сказать, что воспитание, или культура, сердца, является неотложнейшей задачей человечества. О сердце забыли и вверглись в разрушение, ибо сердце — основа всего.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 466. (224).

Надо идти вперед, если даже <...>* прошлого тянут назад. Все-таки что-то выигрывается даже тогда. Каждый шаг вперед есть победа над прошлым, которое осталось за спиною. Каждый восходящий преодолевает прошлое во имя будущего. И как бы высоко ни стоял дух, этот процесс преодоления жизни никогда не прекращается ни на Земле, ни на Высших планетах. Правда, там нет того притяжения и инертности материи, но восходят и преодолевают и там. В Девачане, в стране грез, дух отдыхает от этой вечной борьбы. Но Девачан — состояние временное, и основа жизни — эволюция. Полагают в упокоении и спокое счастье, но это те, кто не знают. Счастье — в победах восхождения сознания. Достигает лишь тот, кто не останавливается ни перед какими препятствиями. Все дело в том, что сознание или восходит, или нисходит. Нет точки неподвижности. Застой сознания есть процесс нисходящий. А потому для ученика есть лишь один путь — вперед, к Владыке.

__________
* Слово неразборчиво.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 467. (225). (Сент. 17).

Правильно! Ритм записи лучше не нарушать. Всякое нарушение ритма ослабляет его. Длительное и повторяющееся может его разрушить. Сколько трудов стоило его утвердить. Поэтому ритм утвержденный храните. Он нарастает в силе, как снежный ком в объеме, и облегчает производимую работу. Ритм есть законная форма уявления действий человеческих. Ритм есть явление космическое, проявляющееся во всем — от пульсации атома до движения небесных тел. Если бы все действия человеческие можно было ввести в рамки ритма, они сильно бы преуспели в своей эффективности. Говорю о действиях добрых. Хаос аритмичен. Если хотите быть успешными в продвижении вашем, введите его в рамки ритма. А также и работу порученную. Закономерность во всем — основа преуспеяния. Пусть путь восхождения станет ритмично прекрасным.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 468. (226).

Сын Мой, неужели Мы, сокрушив Сатану и уничтожив цитадель зла, Допустим, чтобы Новый Мир не состоялся? Подумай и оставь сомнения. Новый Мир будет. Будущее светло, оно прочно уже утверждено в Мире Надземном и уже существует в нем. Но темные сдвинули основание и допустили в проявленный мир вашей малой планеты могучие силы Хаоса. Они нарушили равновесие стихий, они породили массы губительного коричневого газа и, создав эти страшные причины, ввергли планету в Хаос разложения. Таковы последствия царствования на Земле князя мира сего. Их надо изжить, то есть нейтрализовать. Много темных приспешников еще активны, еще пытаются творить зло, хватаясь за обломки старого мира. Но действия их, не имея основания в Мире Тонком, не устоят против строительных действий тех, кто идет с эволюцией, то есть с Иерархией блага. Надо почуять в сердце своем временность тьмы обреченной и непреложность близкой и уже явной победы Света во всем и над всем, что идет против него. Построение новой ступени эволюции уже настолько прочно запечатлено в сознании масс человечества, что назад народы не пойдут и прежнего ярма всестороннего рабства на шею свою не наденут. Скоро станет явным для всех, что борьба против шествия эволюции бессмысленна и не имеет в себе ни логической основы, ни оправдания. Нельзя уже убедить людей, что они должны жить в невежестве, в нищете и париями* только потому, что кто-то хочет жить хорошо, привольно и в праздности за их счет. Не убедить в этом и малые народы, которые тоже хотят иметь место под Солнцем. Именно на совершенно новых основах братского сотрудничества должны быть построены и уже строятся между народами отношения. И этим силен Новый Мир. И во главе его идет Страна Новая, Страна Ведущая, которой Мы Дали по праву ее на это жребий лучший. Победна поступь Нового Мира. Его побеги проявляются повсюду и в самых неожиданных местах. В самом сердце старого мира незримо и неслышно зреют, набухают и дают ростки все новые и новые почки. Нет силы в мире остановить этот стихийный рост. В страшной борьбе с хозяином Земли Иерархия Света Победила окончательно и бесповоротно. Но кармические следствия его страшной активности на протяжении сотен веков ныне Земля изживает. Сторонники старого мира и приспешники тьмы лишены космического сотрудничества. Пространство им враг, но не друг. От кого ждать им помощи, когда космически они уже сняты со счетов? Эта темная обреченность будет углубляться и давать себя знать день ото дня все сильнее и сильнее, пресекая все деяния их в самом корне. Эти деяния дадут всходы и цветы зла, но эти цветы будут пустоцветами. Так и смотрите на мир прошлый как мир обреченный, неумолимо уходящий с арены жизни. Смертельно раненая птица еще летит и даже машет крылами. Сатана еще мог бороться, ибо был духом великим когда-то. Но его нет. И спутались карты приспешников тьмы. Конечно, Нам трудно, ибо удерживать разъяренные стихии в каком-то равновесии нелегко. Трудно и вам, Мои воины. Но знайте, что Мы победили. Как удержаться до Прихода Моего? Единением и связью со Мною. От понятия Учителя не отрывайтесь. Ведь надо дойти до дня Света, и надо дойти победно.

__________
* В европейских языках слово «пария» приобрело значение «отверженный», «бесправный».

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 469. (227). (Сент. 18).

Сын Мой, чем занято время Владыки, как полагаешь? Капитан корабля ведет судно, и на нем лежит ответственность за него. Так же и земной корабль — планету, Ведет Владыка в океане пространства, неся бремя ответственности за судьбу ее. Хозяйство планетного корабля нелегкое, условия пространственного плавания сложны необычайно, ибо совершается оно среди лучей магнитных течений и осколков пространственных тел, которые, подобно подводным скалам, очень опасны. Владыка всегда Должен точно определить и знать астрохимический момент планеты и его основную ноту. Ею обуславливается психическое состояние человечества. Также Должен Он знать и тот астрологический цикл, или период, под знаком которого совершается данная ступень эволюции, и согласно ему направлять курс корабля. Земляне могут ничего не знать, но штурвал уже поворачивается опытной рукой в сторону нужную, и близкие Наши усматривают в очередном потоке мировых событий Руку Владыки. Работа трудна необычайно, ибо производится она в соответствии с законами кармы, которые люди осложняют до предела на каждом шагу. Если бы поступки людей гармонировали с Законами Космическими, задача была бы проста и каждая новая ступень легко бы осуществлялась. Но темные активны необычайно, особенно теперь, ибо многие из них о гибели хозяина своего еще не знают. Верхушка знает и вредит тем более, ибо выхода у них нет и утратить власть над массами сторонников своих не хотят. И все же среди забот Космических Находит Владыка время для личного Руководства и заботы. Конечно, представить огромность и сложность работы земным умом невозможно. Но сознание огненное ступени Владыки в состоянии справляться с этим нагромождением непомерным, хотя нагрузка и велика. Конечно, для личной жизни времени не остается. Конечно, личной жизни и личных интересов и вещей нет у Учителей знания. Многое давно заменено космическим. Огненное сознание не укладывается в рамки личности. В капитанской рубке много сложнейших и удивительнейших приборов, и психовидения, и психослышания, дают возможность моментально соединиться с любым уголком планеты или страны или с работником нужным. Состояние места Определяем не по внешней видимости, но по внутренней, требующей второго зрения. Владыка всегда Знает характер астрально-психического состояния народов или каждого народа на нужный момент, чтобы в случае надобности послать Свой корректив. Большое земное хозяйство требует тысячи глаз. В тысячу глаз Смотрит Владыка. И самое трудное — это руководить людьми, не нарушая свободы их воли. Свобода воли духа человеческого — Закон Космический. На нем строится эволюция. Даже цепи кармы есть не что иное, как следствие свободных деяний человеческих, людьми на себя добровольно наложенных и неизбежных. При общем признании Иерархии и исполнении воли Высшей положение мировое может упроститься и противодействие масс исчезнет. Карма станет благословением, и Руководство облегчится. Но так, как дела обстоят ныне, труден пост капитана.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 470. (228).

Сын Мой, огнем овладеть надо, ибо когда он растет и все действия становятся насыщенными им, то действия дисгармоничные несут с собой разрушение. Огненная сила растерзает своего обладателя и разрушит и пережжет его организм. Контроль над своими чувствами, мыслями и словами становится неизбежным и обязательным. Огненную силу можно иметь, но при условии власти над нею. Ведь задача эволюции и заключается в том, что человек овладевает ее дарами. Дар речи — великое достижение, но только сумасшедшие контроля над ней не имеют, равно как и над своими движениями и мыслями. Всякая степень нервной неуравновешенности указывает на ту или иную степень отсутствия власти над собою. Что бы ни происходило внутри или вовне, потеря самообладания ничем никак и никогда оправдана быть не может. Лучше потерять все, но сохранить власть над собою, нежели что-то приобрести путем ее потери. Потому будем считать, что нет ничего в мире, что бы стоило потери равновесия. В конце концов, все не наше, лишь качества завоеванные — наше ценнейшее достояние. Не устанем трудиться над ними, ибо о духовных одеждах своих следует позаботиться. Духовное одеяние наше есть та оболочка, которая будет облекать сущность нашу после того, как физическое тело будет сброшено. Можно яро представить себе ее красоту или безобразие, не подлежащие замене, ибо будут они выражением внутренней сущности человека.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 471. (229). (Сент. 20).

Друг Мой, не было бы счастья, да несчастье помогло. Так народная мудрость отмечает действие закона. Надо пострадать и надо принести жертву, чтобы Новый Мир состоялся. Как же получить плоды, не приложив усилий? И как достичь доброго взаимопонимания, не утончив сердца через страдание? Новый Мир состоится, но претерпеть придется всем, прежде чем он утвердится прочно. Ведь перестраивается вся жизнь, и что-то разрушается, чтобы быть замененным новым и лучшим. Все разрушаемое протестует против явления смены, и все разрушаемое и изменяемое страдает при замене. Строительство новое требует больших усилий и самопожертвований со стороны строителей. Нужен самоотверженный труд. Тружениками самоотверженными созидается Мир Новый. Труд созидания велик. Конечно, бывают и ненужные крайности, вызванные неосмотрительностью и попустительством, и отдельные люди испытывают излишние страдания, но это уже область кармических счетов, которых никому не избежать. В общем же плане идет бурное и мощное развитие Нового Мира и утверждение его на просторах Новой Страны. Можно представить себе положение через десять, двадцать и тридцать лет, когда миллионы машин заменят и облегчат труд, когда строительство во всех отраслях увеличится во много раз по сравнению с настоящим и острая нужда в вещах нужных и необходимых будет с лихвою изжита. Будет, будет, будет изобилие плодов земных и утверждение условий жизни на принципе красоты. Теснота и недостача красоте не приличествуют, потому дано будет все, но и потрудиться придется. Трудом достигается счастье. Трудом строится Мир Новый, и труд прилагается немалый. Негодные уйдут и будут заменены годными. Все лучшее, что ныне создается в стране, служит вехами, или прообразом того, что должно быть утверждено везде и повсюду в той или иной форме. Формы Нового Мира явлены ныне, с тем чтобы по ним новая жизнь строилась по всем уголкам Страны Новой, а затем и всего земного шара. Нельзя ни сомневаться, ни огорчаться в ожидании того, что утверждено Владыками, ибо Новый Мир состоится, и об этом Свидетельствует Учитель. Утверждение его происходит ныне, и надо шире открыть глаза и уши, чтобы увидеть и услышать его победную поступь. Скорее наступит он там, где сердце народа готово и утончено страданиями и трудностями. Через многие страдания прошла Страна Новая к победе. Потому ей и дано право водительства и возможности первой утвердить Мир Новый в пределах своих. Смело и бодро будем смотреть в будущее, которое стремительно наступает.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 472. (230).

Что же сегодня сказать вам? Разве о том, как в ненастную непроглядную ночь одинокий путник, угрожаемый отовсюду, пробирался горной тропою в Дом Отчий. Было холодно, дул резкий ветер, завывая в ущельях и безднах бездонных. Было темно, и узка была тропа. Малейший неверный шаг угрожал гибелью. Но остановиться было нельзя, ибо не было где. Надо было идти, и только вперед. Горным потоком сорвало только что перейденный мост, висевший зыбко над бурной водою. Назад пути не было. Но далеко-далеко, мелькая во мгле ночи и временами потухая и исчезая, призывно горел огонек. Он то исчезал за крутым поворотом, то появлялся опять, то снова заслонялся громадою скал, громоздившихся по сторонам тропинки. Было неуютно, и было очень холодно, и казалось, что нет конца опасному и утомительному пути. Срывались из-под ног камни. Что-то гудело и жужжало над головой. Вот позади загремел страшный обвал, и огромные куски скал завалили тропу, но путник все шел и шел, не останавливаясь ни на минуту и не оборачиваясь назад. Сумрак ночи становился совершенно непроницаемым, и даже исчез на время далекий ведущий огонек. Как было не растеряться и не прийти в отчаяние? Но путник был опытен. Он знал, что ни страх, ни отчаяние, ни колебания не помогут. Он знал, что надо идти вперед и только вперед, туда, где мерцал только что во тьме огонь ведущий. И он шел. Сколько времени прошло так, он не знал, ибо путь был так труден, что он потерял счет времени. Но вот ему показалось, что тьма начала как будто сереть. Впереди становилось светлее. Стало быстро светать. Путь стал легче. Можно было уже видеть изломы тропы. Еще немного, и зарозовела заря, и, наконец, яркие ослепительные потоки солнечных лучей залили путь, лежащий перед человеком. Еще несколько усилий последнего крутого подъема, и на чудесной, покрытой деревьями и зеленью площадке, путник увидел Дом Отчий, оставленный им давно-давно, но не забытый, но дорогой и близкий сердцу — прибежище надежное и крепкое, затерянное в глухих горах. В нем Ждал Отец возвращения сына.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 473. (231). (Сент. 21).

Невесело в мире, и забыло о радости сердце человеческое. Чему радоваться, когда кругом тьма и сознание пытается ухватиться за призрачные устои. Но радость в духе, жизнь в духе, все — в духе, но не в вещах и делах земных. Они были кривыми и есть кривые, и на них обосновываться нельзя. Трещит и шатается все. Как же можно хвататься за то, что само в себе не имеет основания? Раньше жизнь еще давала иллюзию некоторой устойчивости, но ныне разрушена эта кажущаяся надежность плотного мира. Выход остается один — кверху, в область духа, где вихри земные не колеблют огненную основу. Зову в Мир Мой, мир духа. Но глухи уши, заложенные сором земной накипи жизни. Как убедить, что все, что вас окружает, временно и силою природы своей обречено на полное уничтожение и забвение? Строите для того, чтобы все ваши построения обратились в руины. И вавилоняне, и египтяне, и римляне, и греки тоже когда-то строили, и ушли в прошлое все построения их на песке, и стерты их царства с лица Земли, и забыто величие их. Тем более дела ваши земные, дела личные и малые, рассыплются в прах. Где дела ваших бабушек и дедушек, умерших недавно? А ведь тоже жили, страдали и беспокоились о делах мира сего. Потому не в прошлом, не в настоящем, но в будущем полагаем основание жизни своей, ибо все проходит, но дух наш остается незыблемым, ибо пребывает не во временном, но в вечном. На него делается упор. Сознание переносится в область духа и уже оттуда смотрит на текущий поток быстро сменяющихся явлений. Потому задача ученика — оторваться от жизни мертвой, лишенной основы, и войти в сферу явлений, стоящих над преходимостью часа текущего. Все пройдет, дух пребудет. С этой формулой жизни можно идти в самую гущу ее, не боясь быть затянутым в водоворот внешних явлений. На жизнь надо смотреть изнутри. Безмолвный Свидетель — ручатель тому, что все, что творится вовне, лишь тени, плывущие мимо души, прикованной к миру теней. Безмолвный Свидетель внутри есть принцип Вечности в человеке, проявленный в мире преходящих форм. Когда суета одолевает, хорошо обратиться к Нему. Подобно Сфинксу, через тысячелетия смотрит Он на пустыню жизни, где заносятся и покрываются песком когда-то великие цивилизации (царства). Сфинкс — загадка человека с его сокрытым потенциалом беспредельных возможностей. На то и даны ему крылья, крылья огненные, побеждающие стихии земли, воды и воздуха, ибо с помощью их человек может подняться над ними. Хочу возвысить и поднять сознание на огненных крыльях духа над преходимостью внешних условий, сковавших человека по рукам и ногам. Подобно бабочке, попавшей в смолу, бьется человек в омуте жизни, машет крылами, но приклеен к Земле и машет крылами напрасно. Не оторваться от Земли, если притяжения земные затянули сознание и прикрепили его к условиям плотным, как смола бабочку. Выход — во Мне. Ко Мне устремитесь и найдете во Мне силы освободиться от тяжких земных притяжений. Придите ко Мне все, кому тесны пределы земные. Я Победил мир. Я вас Зову к победе над миром. Ведь все равно придется из этого мира уйти и оставить все. Не лучше ли уйти победителем, ныне утверждая победу свою, которая в духе. Так тот, кто дух поставил над телом, и Землею, и делами земными, есть победитель огненный.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 474. (232). (Сент. 22).

Итак, жизнь человека — на весах судьбы. Но будущее, которое куется в настоящем, в его руках. Неизбежны и неотвратимы следствия прошлых поступков, но причины вновь создаваемых следствий, в будущем плоды приносящих, но ныне творимых, зависят от их создателя. Ничего нельзя изменить в том, что содеяно в прошлом. Энергию зарожденных причин приходится изживать в следствиях. Архат есть создатель по его воле целого мира причин, следствия приносящих. Надо разграничить эти два мира в человеке: мир прошлого, изживаемого в настоящем, и мир будущего, волей человека ныне творимый. В первом мире человек — подневольный жнец посева, его собственной волей совершенного в прошлом. Во втором — свободный создатель новых причин. В настоящем — прошлого рабство, в свете будущего — свобода. В свободе творятся причины, но, будучи созданы, свободы человека лишают. Если человек творит для себя и во имя свое, он замыкает себя в круг личной кармы. Если же он творит во Имя Пославшего его, замкнутый круг личной кармы разрывается и сферы порожденных причин уходят за пределы личности в область сверхличного, не отягощая своего создателя. Так, убивший врага из личной мести несет страшную карму убийцы, но поразивший врага на поле брани при защите родной земли без чувства личной злобы от цепей кармы свободен. И даже имеет заслугу. Все основанное на личных чувствах кармически отягощает человека, если оно выливается в поступках. Выход в жизни сверхличной. Все творится не для себя, но. во имя Общего Блага. Чаша Общего Блага легка есть, но чаша блага личного тяжка, и горек ее напиток. Далекое прошлое и далекое будущее лишены личного начала. Потому происхождение человечества, его циклическое развитие и будущие судьбы затрагивают сверхличную область знания, составляющую мудрость Владык и в прошлом, далеком и близком, и в настоящем. Лишь то лишено яда, что сверхлично. Потому чашу Общего Блага можно свободно и смело принять. С нею придет и личное благо, но не как самоцель самодовлеющая. Как-то надо вырваться из цепких и клейких объятий самости. С этой целью можно устремить глаз на добро и доброе во всем. Этим утверждаются элементы блага над хаотическими элементами зла. Идет сознательное утверждение добра во всем, даже кажущемся плохим. Как в каждом человеке есть нечто хорошее, как бы мало оно ни было, так есть оно и во всем. Его-то и будем утверждать, зорко усматривая его признаки. Так можно укрепить сферы светлые даже во мраке. Кармически это важно, ибо ставит человека в ряды строителей светлых. И разбойник, и блудница приходили, и в каждом Нашел крупицы добра и утверждением Вызвал их к жизни. И утверждение светлое дало плод и результаты благие. Таковы пути Света. Но есть мера мерзости сознательных служителей темных. Их надо обойти, ибо луч света лишь их беспросветную тьму осветит и покажет, что злоба их непомерна. Их надо предоставить своей судьбе. В людях же обычных всегда можно найти нечто хорошее и, находя, его утверждать. Нелегок путь утверждения Света, ибо темно вокруг и тусклы люди. Но в делании добра не утомимся, ибо знаем, как велик и тяжек труд Владыки.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 475. (233).

Хорошо жить будущим и в будущем. Но если желанное будущее замедлилось осуществлением, огорчения не избежать. Потому лучше всего жить в вечном. Ученики Христа жили будущим. Что было бы, если бы они, ожидавшие Прихода Учителя, узнали, что при их жизни Он не Придет? Двигатель будущего хорош, но знание сроков выдано быть не может, ибо сознание может не выдержать. Потому перенос сознания в вечное освобождает его от слишком нетерпеливого и потому разрушительного ожидания будущего. Тогда можно научиться ждать нежданно. Этому же помогает и предание себя воле Владыки. Знание больших Циклов позволяет почуять дыхание Вечности. Царство Безмолвного Свидетеля, перед которым развертываются сны жизни, есть Царство от Мира Моего, от сфер Вечного Света. Можно жить исключительно жизнью внешней, где плач и скрежет зубовный, но можно удалиться вовнутрь своего сокровенного существа, непреходящего и вечного, и, там прибежище свое обосновав, отваживаться в мир внешний, уже не боясь быть безнадежно втянутым в колесо. Великое разделение вечного в себе от оболочек, дух облекающих, и материи, им соответствующей, через оболочки текущей, есть порог великого знания. Что мне все, когда все мое в духе — так говорит мудрость. Именно настроить сознание на ключе Вечности будет свидетельством высшей мудрости. И так можно уйти в себя, можно найти мир, о котором Сказал и который превыше человеческого разумения. Но как это все сочетать с жизнью, где бьются и страдают люди в тисках безысходности? Потому Добавлю: «Живите в вечном, но пребывая на великом Служении человечеству». Трудно сочетать земное и вечное, но это будет уже достижением Архата. Если ученику тяжело в мире, то каково же Владыке, несущему ответственность за мир и бремя земное планеты? Оплот и твердыня жизни в духе. Жить в вечном — значит жить жизнью духа и в духе. Только победивший мир земной и не боящийся его трудностей может утвердиться безбоязненно в жизни духа. Страданий не избежать, как бы ни была высока ступень достижения. Но осознание вечности и огненной нерушимости зерна духа силу дает жизнь пережить и выйти из жизненной борьбы победителем. Где взять силы? В духе своем, в неисчерпаемых глубинах его, касающихся Беспредельности. В духе, который есть дитя Вечности. Истинно, Говорю вам: Солнце прейдет и Луна прейдет, но дух ваш, который в вас, не прейдет и пребудет вовеки, ибо был, есть и будет. Так Вечность заключена в человеке, как ядро в скорлупе. И в Вечности — жизнь. Тайну вечного бытия жизни надо поведать людям, ибо не живут, но прозябают на коре Земли. Цепляются за осколки отрывочного земного существования и тонут в пучине призрачной жизни. А Я Говорю об истинном бытии духа человеческого, в котором и временное законное место свое имеет не как оторванное, кажущееся самодовлеющим, существование отдельной земной жизни или отрезка ее, но как часть Единой вечной жизни, которая в духе. Утвердившись в вечном, и в жизни земной основу найдем. Имя ее Беспредельность.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 476. (234). (Сент. 23).

Считаю, что все трудности жизни не могут остановить дух готовый. Трудности жизни обнаруживают степень истинной готовности духа. Так отделяются качества воображаемые от качеств действительных, достигнутых и утвержденных. Моменты вмещения качеств не есть показатели действительности. Взлеты хороши, но за ними следует период утверждения вспыхнувших качеств, являющихся прообразами грядущих достижений, нуждающихся в утверждении их жизнью. Моменты вмещения всех качеств пламени этим значительны. Не самообман, но зарницы идущего Света. Сознание как бы переносится в то состояние, которое явится в будущем достижением, опытом или жизнью утвержденным уже прочно. В эти моменты вмещения как бы раскрывается потенциал духа и намечаются ближайшие нахождения. Так же и разница между тем, что представляет собою человек, и чем он хочет стать, указывает границы дерзания духа. Чем смелее и выше дерзание, тем выше может быть взлет. И если безграничен потенциал духа, где же предел дерзания? Потому Сказано: «Дерзай, чадо». Это тоже формула жизни, могучая и динамическая в существе своем. Прежде чем осуществить мечту самую смелую, нужно устремиться к ней в дерзновении. Веками мечтали люди о крыльях. Смелые дерзнули, и люди стали летать. Невозможное раньше и, казалось бы, недостижимое, стало осуществленной действительностью. Так самое невозможное и несбыточное, вернее, кажущееся таковым ныне, может обернуться явлением практически достижимым. Но ему следует предпослать мечту, мысль упорную, настойчивую, смелую. Возможно и доступно все при условии дерзновения царственного, ибо беспредельны возможности духа. Кто-то ухмыльнется в неверии, пожмет плечами и в неверии в силы человека пойдет своею дорогою отрицания. Но вспомним Галилея, Коперника, Роберта Фултона, костры инквизиции и всех темных отрицателей и душителей мысли свободной — они так же не верили в возможности духа, открывающиеся смелому дерзанию. Но дух победил невежество, и потухли костры инквизиции, и поплыли пароходы, и, наконец, полетел человек. Много открытий и чудесных изобретений готовит человеку наука будущего. И это хорошо. Но все-таки самый чудесный аппарат, кроющий в себе изумительные возможности, это сам человек. И в этой области, как нигде, устремление дерзновенное особенно плодоносно. Потому Говорю: «Дерзайте». Дерзновением сами пройдете вперед и других за собой поведете. Дерзновение пламенное, дерзновение крылатое, дерзновение отважное, велика твоя сила и мощь, влекущая в будущее чудесных нахождений. Учителя мудрости путь устремления Указуют. Намечен путь эволюции человека, путь далекий и огненный. И смелые могут дерзать. И то, что сейчас кажется чудесным, недостижимым и невозможным, в следующей расе станет достоянием всех. Но чтобы это стало так, кто-то отважный и дерзкий должен опередить своих собратьев, должен достичь и претворить дерзновение в жизнь, чтобы его путем прошли идущие после. Этим пионерам, идущим впереди всего человечества, идущим смело и бесстрашно, и принадлежит заслуга. Дерзающему во имя беспредельных возможностей духа - Наша помощь, поддержка и Руководство. Поддержим и Поможем, ибо Знаем, сколько нечеловеческого труда и упорства надо проявить, чтобы победить тупость человеческого невежества и отрицания, восстающего яро против каждой смелой мечты дерзновенной.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 477. (235). (Сент. 24).

О том говорилось не раз, что равновесие духа поддерживается мыслью. Мысль неслышная, мысль незримая видимое и плотное физическое тело, нервную систему и все существо человека поддерживает в равновесии. Так невидимое управляет видимым и обуславливает его состояние. Можно почуять, как все существо человека подчиняется мысли незримой, если она поддержана волей. Твердого решения воли утвердить состояние желаемое достаточно, для того чтобы мысль действовала соответственно. Но имеется фактор, мало учитываемый человеком — это воздействие окружающих мыслей и аур на микрокосм человеческий. Магнитное влияние аур людских друг на друга не поддается ни учету, ни контролю. После ночной пралайи насыщенный силою новой и Близостью Учителя идет ученик в жизнь, погружаясь в очередные задачи и дела дня. Каждое соприкосновение с людьми и сферою очередного окружения дает утечку из его микрокосма энергий, в нем собранных, давая явление сообщающихся сосудов. Люди буквально обирают светоносца, расхищая его духовные богатства. Велик и неисчерпаем должен быть этот запас духовных сил, чтобы устоять, несмотря на постоянную отдачу. Имеющий - значит дающий, хочет он того или нет. В этом тоже заключается Служение. Часто отдача идет против воли и приносит явный вред организму. Светоносец всегда дающий. Вот почему так нужен контакт с Владыкой, чтобы не оскудеть духом. Своих собственных сил не хватит. Их не может хватить на соприкосновения с размагниченными и пустыми сознаниями. Но Солнце только дает. Будьте, как Солнце. И, давая, храните связь с Учителем непрерываемую. Полное раскрытие себя недопустимо. Расхищение сокровищ своего духа окружающими людьми, часто недостойными, недопустимо. Надо себя охранять, кругом ауры замкнувшись и усилив заградительную сеть. Холод сдержанности и замкнутости тоже посильно защищает. Но самая мощная защита — это равновесие утвержденное. Стойте недреманно на охране равновесия духа — это защита прочная. Лучше все потерять, сохранив равновесие, чем выиграть все, утратив его. Утрата равновесия делает человека пустой шелухой и жертвой любого постороннего воздействия. Потому Говорю и Предупреждаю: «Храните равновесие духа, храните любою ценой».

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 478. (236).

Сын Мой, Даю возможность учиться на жизни. Познание жизни — суровая школа. Испитие яда земного неизбежно. Это путь Архата. Огнем сердца преодолевается отравление. Удары жизни надо принять. Принять, и не согнуться, и выдержать стойко. Болезненен процесс испитая яда. Но сердце приносится в жертву во имя спасения мира. В утешение Могу сказать, что нет вечного испытания. Каждое кончается, когда выдержано. Каждое закаляет и укрепляет броню духа. Поручение доверяется лишь испытанным сотрудникам. Не будем печаловаться слишком, ибо даже и это пройдет. Пройдет все, но дух, укрепленный в испытаниях трудных, продолжит уверенно путь восхождения.

Вчера было сердцебиение и очень тревожное состояние. Не знаю, отчего. Либо пространственное, либо неприятное столкновение с темными, живущими около.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 479. (237). (Сент. 25).

Так называемые навязчивые идеи, или мысли, очень сильны. Можно явно чувствовать, как посторонняя энергия вибрирует около и упорно и настойчиво стремится завладеть сознанием. Можно почувствовать, что мысль есть действительно живое существо, обладающее такой силой, которая часто подавляет волю неопытного человека, завладевает сознанием и держит его в своей власти, пока не исчерпает своего заряда. Именно надо ощутить эту настойчивую и упорную силу, стремящуюся завладеть сознанием человека. Творец мысли и ее породитель не в силах справиться с порождением своим или с порождениями других сознаний, если только он не осознает, что в микрокосме своем властелин он, но не мысль, ему подчиненная. Именно осознать приоритет духа над мыслью необходимо и знать, что власть над нею принадлежит человеку, как бы сильна ни была мысль. Выброшенная из поля сознания, она толчется около и тотчас же внедряется снова в него. В таком случае надо призвать всю настороженность, и охрану усилить, и всякий раз, как эта назойливая сущность появляется, настойчиво и повторно вышвыривать ее из сознания, повторяя это до тех пор, пока она не оставит сознание в покое. Казалось бы, силен человек и сильнее своего порождения, но все же как часто бывает, что порождение овладевает сознанием, заставляя его вибрировать в унисон со своей сущностью. Нужен анализ, чтобы отделить навязчивую мысль от себя и увидеть, что это существо постороннее, нежелательное и поддающееся воздействию воли. Нельзя оставить дозора, ибо она тотчас же вернется и будет, как дятел, долбить сознание. Нужно научиться тотчас же выбрасывать из сознания навязчивые и неполезные мысли. Нужно в этой борьбе с мыслями нежелательными всегда выходить победителем. И надо знать, что победа должна быть достигнута во что бы то ни стало. Рабство у своих мыслей ведет к очень плачевным результатам. В сумасшедших видим кульминацию этого рабства. Потому без разрешения воли мысли привязчивые в сознание не допускаются. Нужно выработать привычку моментально останавливать мысль, как только надобность в ней миновала и с явлением, вызвавшим мысль, покончено. Как опытный полководец распоряжается своими солдатами, так человек — своими мыслями, которые ему должны беспрекословно подчиняться. Нельзя допускать, чтобы мысли, связанные с явлением неприятным или тяжким, долбили и изнуряли сознание, высасывая изнутри жизненные соки. Жизнь полна неприятностей и огорчений. Впустить их отраву в сознание — значит отравить всю систему. Сознание нуждается в защите крепкой и твердой. Оберегитесь от людей темных. Ворвутся в сознание ваше и растерзают вас. Владыкою защититесь. Свет Лика Владыки поразит тьму и рассеет ее отпрысков. Меня призовите, ибо защититься надо. Я — Свет, рассеивающий тьму. Силу свою осознать надо и власть над энергиями мысли. С людьми активно темными иногда полезно замкнуться внутри себя, не выдвигая энергий своих, чтобы себя под удар не подставить. Хорошо это помнить и знать, что равновесию ничто не угрожает и против равновесия никто не устоит.

 
Грани Агни Йоги. 1954 г. 480. (238).

Записи должны продолжаться при всяких условиях. Опыт жизни поможет собрать жемчужины различной величины и ценности. Само разнообразие собранного будет его достоинством. Очередные вопросы будет выдвигать сама жизнь. И явятся Записи эти записями жизни и жизненно нужными. Не нужно думать, что только в состоянии вмещения всех свойств пламени, на подъеме и восторгах духа собирается ценный опыт. И состояния сознания противоположные тоже нужны. Движение идет волнами — подъем и впадина. Во тьме ночи и днем — везде нужен опыт и опытное знание, чтобы двигаться твердо, уверенно и постоянно. Так все условия помогут ценный опыт собрать. Чем пагубны ныряния духа? Отделением сознания от Высшего. Значит, при всех условиях об основном и о главном, об основе всего, не следует забывать. И мудрый, и невежда — оба вкушают пищу, но по-разному, и следствия этой пищи на организм будут тоже разные. Не то, что делается, имеет значение, но как делается. И убийца, и воин, защищающий родину, убивают человека. Но воин осуждения не имеет. Так одни и те же вещи и дела, творимые людьми, творятся или себе в осуждение, или в оправдание, то есть либо кармически накладывают на человека цепи тяжких и неизбежных следствий, либо приносят ему заслугу. Сущность явлений обуславливается внутренними причинами, но не внешней видимостью. Уже Говорил, что дела могут твориться человеком в свободе или в рабстве и степенью связанности сознания определяются их кармические свойства. Самооправдания не помогут, ибо раб поступков своих каждым поступком, в состоянии рабства свершенным, кует себе лишь новые цепи. Потому Говорю: «Научитесь свершать дела ваши в свободе от рабства условий земных. Не будьте рабами чего бы то ни было. Ни большого, ни малого». Хорошо достичь такого состояния, когда никакая утрата уже не сможет ни колебать дух, ни прервать путь. И огорчения, и страдания, и лишения, и неприятности неизбежны, но хорошо, когда человек научился глядеть на настоящее поверх их и основу свою не в них полагать, но в непреходящем. Не нужно бояться никаких испытаний. Не испытание важно, но то состояние духа, в котором сознание через него проходит. Пусть ничто, происходящее с вами, не пригнет к Земле победное пламя духа. Так и идите через все явления жизни с твердым решением не согнуться. Одни дрожат, сдаются и сгибаются даже при ничтожных явлениях, другие — даже смерти спокойно и, сохраняя достоинство духа, смотрят бесстрашно в глаза. Посмотрите, как разно идут на смерть трус и герой. Обоим предстоит пройти через одно и то же, но отношения к одному и тому же явлению разнятся, как свет и тьма. Так же и к любому явлению жизни отношения могут быть разными, и именно отношением, или состоянием сознания, обуславливается свобода или рабство духа, осуждение или заслуга, свет или тьма утверждаемая. Учитесь жизнь земную проходить в свободе. Есть связанные души и души свободные. Свободу свою от сферы плотных явлений должен дух утвердить. Не бойтесь ничего, не привязывайтесь ни к чему — и не будете ни у кого и ни у чего в рабстве. Лучше весь мир потерять, свободу свою сохранивши, чем пресмыкаться в рабстве среди призрачных условий кажущегося благополучия и обеспеченности. Все непрочно, все неверно, все непостоянно, все неустойчиво, все подлежит замене, все умирает, все обречено, непоколебима лишь скала духа. На вечном нерушимом основании жизни стройте твердыню свою. Я Сказал.

 

Страницы: Пред. 1 ... 14 15 16 17 18 ... 23 След. Все