Грани Агни Йоги. 1965 г. 511. (325). (Авг. 10).
Друг Мой, сердечное сосредоточение не требует тех усилий, которые нужны при сосредоточении мозговом. Сердце естественно удерживает мысли на том, что оно любит и что мило ему. Путь сердца естественен, в то время как вымученные усилия мозга желаемых результатов не дают. К намеченной цели сердцем идите. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 512. (326). (Авг. 11).
Меры духа отличаются от телесноземных. Например: земной глаз смотрит вперед, направо, налево, поворачивается вместе с головой, чтобы взглянуть назад. Для духовного глаза не нужны повороты – он может видеть все не поворачиваясь. Очень трудно даже мысленно приучить себя к видимости без поворотов. Точно так же трудно или даже труднее представить себя вне тела. Тело лежит или сидит в одном месте, а владелец его находится в стороне и смотрит на него со стороны. Так же нелегко представить себя в другом городе или за тысячи верст. Привычка мыслить физическими мерами и в зависимости от положения или местонахождения тела мешает. Но можно приучить себя постепенно находиться мыслью вне тела и двигаться и ориентироваться независимо от него. Именно в воображении своем надо научиться действовать, не будучи связанным телом и его ощущениями и привычками. Связанность духа телом настолько велика, что учить этому придется немало. Хороши мысленные передвижения, причем нужно представить себе, что владелец тела оставляет его и совершенно свободно совершает движение вне его, мысля, что это он сам со всем его сознанием оперирует вне своей земной оболочки. Это не есть выделение астрального или тонкого тела, но подготовка к действиям духа вне плотного проводника. Очень трудно избавиться от ощущения «впереди» «перед собою», «позади», «вправо», «влево», «вверху», «внизу» или от представлений этих понятий. Принцип – «Где Я, там и всё, где мысль, там и Я». Так же можно путешествовать в прошлое или будущее. Только ограничения плотного мышления мешают. От многого надо заранее освободиться, прежде чем освоиться с мышлением пространственным. Будем учиться прорывать каналы в пространстве для будущих достижений духа. По проторенной колее даже колеса телеги движутся легче, много легче, чем по целине и буеракам. Так же много легче идти и по проложенной лыжне. Легкости движений в пространстве и полетов надо себя приучить мысленно и в воображении. Дух может видеть одновременно всё. Огненное зрение не знает препятствий и расстояний. Для огненного тела не существует преграды миров. Низшие оболочки обладают различной степенью свободы, или связанности, но меньшей, чем тело Света. Быть везде со своим «Я» не значит влачить за собой физическое тело или даже другие оболочки, лётность каждой из которых различна и понижается в зависимости от степени их плотности или утончения и близости к физической. Высшая лётность принадлежит телу Света, телу огненному, несменяемому облачению духа, затем, понижаясь, идет ментальное, тонкое и астральное тело и тяжкая физическая оболочка. Мысленно двигаться следует приучаться во всех. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 513. (327). (М.А.Й.).
Все настроения и состояния оболочек временны. Утверждение Владыки «Я с вами всегда» – безусловно и вневременно. Это – основа из основ. На ней следует утвердиться непоколебимо. Близость – поверх изменения токов и чего бы то ни было другого, затемняющего ее. Желайте свободы духа от притяжений Земли и мышления плоти. Все преодолевается духом и в духе. Преддверие в духе победы решает все. |
|
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 515. (329). (Авг. 12).
С одной стороны, нельзя от Земли отрываться, с другой – погружаться в земное всецело. Эта пара противоположностей наиболее трудная для уравновешивания. Жизнь дает свое, свои дела и заботы, чтобы отрыва не состоялось. Но и о Надземном и Высшем нельзя забывать. Нужна мера погружения в Землю. Учитель Поможет найти стезю равновесия. Терзания духа неизбежны, равно как и тела, и надо только найти какую-то точку опоры, чтобы ни те ни другие не смогли преградить Путь. Этой опорой будет Учитель. Во всех трудных случаях обратимся к Нему. Земному уму слишком многое недоступно. Полагая на Нас все сознание, творите нерушимость Пути. Это не будет возложением, инертным и лишенным самодеятельности. Это будет ярым осознанием совместного движения в будущее. Вместе... – в этом все. Разделенность – иллюзия, одна из самых опасных, ибо на ее стороне очевидность. Утверждение несомненного вопреки очевидности будет знаком избранничества ученика. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 516. (330).
Опасно отступать. И куда? Минует тяжелое время. Наши дела в нужде не всегда. Переход от Юги тьмы к Юге Света сложен необычайно. Отдыха не Имеем, и постоянен Дозор. Быть вместе – значит разделить Наши труды, и Нашу стражу, и тягость планетного нагружения. Тягость своя невыносима, но тягость Владыки, разделенная с Ним, несказанно приближает. Несете на себе тяжесть ответственности за Землю, и можно ли удивляться, что нелегко. Быть с Нами – значит с Нами делить и горе, и радость, радость победы над тьмой. |
|
|
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 519. (333). (Авг. 14).
Для освоения основ Учения одного только интеллектуального понимания того или иного положения недостаточно. Когда понимание укореняется настолько глубоко, что становится выражением чувств и поступков ученика и врастает в его существо, тогда, и только тогда, можно говорить об усвоении основ. Жизнь ставит именно в такие условия, когда принятое не умом, а духом проверяется на практике. И видит тогда человек, что построено им на песке, а что на прочном основании. Песочные построения рассыпаются прахом. Остается лишь то, что стало природою ученика, войдя в его сущность как неотъемлемая часть. Часто жизнью своей стремились Носители Света запечатлеть принесенное людям знание. Цена жизни оказывалась достойною платой, и Свет принесенный сиял через века. Много трудов приходится приложить в борьбе против очевидности Майи, ибо ее яркие и видимые сны постоянно перед глазами, в то время как вечная правда сущего сокрыта от взора земного. Но если вода долбит камень, то пусть этот пример послужит символом того упорства, силою которого разрушаются построения Майи. Да, Царство Мое не от мира сего, не от мира снов земных, преходящих, но от Мира Космической Огненной Действительности. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 520. (334). (М.А.Й.).
Майя плотного мира, Майя астрала, ментальная Майя – где же действительность, если все смертные оболочки порождают Майю во всех мирах? Действительность осознается в Луче Владыки. Назовем жизнь ученика борьбою за утверждение действительности. Ее усмотреть в мелькающих волнах потока будет победой над Майей. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 521. (335). (Гуру).
Ее, (то есть) действительность, можно утверждать каждодневно среди жизни обычной, как бы поднимаясь над ней. Ритм общения этим очень полезен – как бы вершины гор, поднимающиеся над туманом и сумраком низин. Пусть по ним и ступает нога идущего к Свету. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 522. (336). (Авг. 15).
Срок между воплощениями обычно во много раз превышает земное пребывание. И когда человек возвращается снова на Землю, условия совершенно меняются, даже если по кармическим причинам он воплотился в той же народности. Можно представить себе, насколько эти условия становятся другими, если даже меняется цвет кожи или пол. Конечно, ничего не остается от того, чем раньше владел. И если девочка помнит прежнее воплощение и отыскивает зарытые деньги, то это исключение не касается общего правила. Многие помнят или вспоминают, но ничего не могут назвать своим. Хорошо, кто любит красоты природы – они есть и в Мире Надземном, – ибо эта любовь относится уже к области непреходящего. Сюда же относится и служение Красоте во всех видах истинного искусства. Красота охватывает собою и все положительные качества духа, ибо сущность Красоты близка и преданности, и мужеству, и подвигу. Оболочки человека, творящего подвиг, насыщены Красотою и сияют Светом, не зримым для глаза земного. Таким образом, Служение непреходящему может легко совершаться в жизни обычной при полном понимании того, что плоды этого Служения человек уносит с собой. Потому оно называется Великим. Все, что вокруг человека, он может разделить на две категории вещей или явлений: одни он берет с собою в будущее, другие взять не может. Насколько же нелепы все приобретения без понимания истинного смысла земных предметов. При понимании яд чувства личной собственности покидает вещи, которыми временно пользуется человек, зная сроки и смысл их существования и то, для чего создаются новые вещи или идет новое строительство. Такое понимание оправдывает смысл существования предметов, создаваемых рукой человека. Но надо знать. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 523. (337). (М.А.Й.).
И пока еще не научились любить все человечество в целом самоотверженной и непреходящей любовью, разделим тех, с кем жизнь заставляет встречаться, на прохожих и близких. Близкими называем людей, чувства к которым не кончаются со смертью тела, но переносятся дальше, в будущее, не имеющее конца. Близким уделим должное внимание и время, прохожим – не более того, что требует долг или условия встречи, и правило учеников – помогать всем везде и всегда, где кто-то нуждается в этой помощи кармически именно от вас. Навязывать свою помощь нельзя, но, когда сердце на нее указует, ее следует оказать. Всем ли и всегда Помогал Великий Учитель? |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 524. (338). (Гуру).
Через настоящее в будущее будем проходить так, как по мосту через пропасть. Настоящее – всё, что вокруг, а будущее – это цель впереди. Задержки и остановки бессмысленны, и время не ждет. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 525. (339). (Авг. 18).
Вчера ездил на открытие памятника Ю.Н.* Переночевать было негде, и вернулся тут же. К столу не пригласили и к <...> не заехал.
Внимание людей есть Майя. Истинные чувства поверх ее уявлений. И в отношении встречных ищите непреходящие чувства. Все прочие не стоят того, чтобы отягощать ими сознание. Им надо знать только цену, чтобы не огорчаться и не омрачаться тем, что сегодня о себе заявляет, чтобы завтра пройти и забыться. _________ * Ю.Н. – Юрий Николаевич Рерих. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 526. (340). (М.А.Й.).
Биполярность человеческих чувств подлежит неизбежности замены их своей противоположностью. В этом заключается особенность астрала. Сегодня превознесут, чтобы после унизить и снова приблизить потом. Эти качания очень характерны для уявлений астрала – грош им цена. Будем в жизни искать постоянство преданности, любви и прочих чувств добрых. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 527. (341). (Гуру).
Все, основанное на личных чувствах, – непрочно, впрочем, как и сама личность. То, в чем выражается временность, или временный аспект вневременности духа, не может быть вместилищем непреходящих чувств, привязанностей и близости. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 528. (342). (Авг. 19).
Очутившись в темном помещении, увидел, что вокруг меня как бы светлеет и озаряется слегка, по-видимому, моей собственной аурой.
Вопрос о светимости важен, ибо в Тонком Мире источником освещения служит аура человека. «Засвечусь ли?» – спрашивает себя перешедший. Кто-то творит вокруг себя потемки, а кто-то Свет. Действует все тот же накопленный Агни. Можно сказать, что земное пребывание и дается для того, чтобы утвердить в себе свет самоисходящий. Самодеятельность сознания указывает уже на наличие нужных накоплений. Изложение чужих мыслей или даже Учения – это одно, но мысли Учения, усвоенные, и ассимилированные, и выражающиеся в творчестве новых, уже самоисходящих, мыслей, будут знаком зарождения самоисходящих лучей. Понимание различия между творчеством репродуктивным и самостоятельным поможет увидеть то, чем отличается сознание, творящее самоисходящий Свет, от сознаний, заимствующих его от Носителей Света и питающихся чужими огнями. Приходим к тому же – к необходимости возжжения Агни, без которого Свет невозможен. Говорю: «Устремитесь», ибо не Moгy устремиться за вас. Импульс должен идти изнутри человека, хотящего Света. Никто за него не в состоянии породить нужную степень энергии, к которой можно было бы приложить энергии Наши. Принесите хоть что-то. Не принесший кувшинов не имеет, во что принять Свет. Самоисходящие импульсы духа этим особенно ценны. Когда встречаете их, казалось бы, внешне и устремленных, но не имеющих того, к чему можно было бы приложить энергии вашего Агни, понимаете Нашу печаль и слова: «И Хотел Он возложить руки, и пусто было кругом». Дать неготовому сознанию – значит нанести вред и ему, и себе, и пространству. Потому так ценны самоходы, и потому так широко дается им Наша Помощь. Явление самоисходящих лучей столь необычно, что даже коснувшиеся Учения не могут относиться к носителям их безразлично, не говоря уж о посторонних. В этом тягость, одна из тягостей, или трудностей, несения Света, ибо реакции на Свет бывают очень болезненны от наносимых ударов. Ибо во многом знании многие печали, и обычно несущему Свет он дает мало счастья земного. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 529. (М.А.Й.).
Вы хотите скорее дойти и стать еще ближе к Фокусу Света, мы – тоже, и в этом вам помогаем. Каждое обременение обстоятельствами, правильно понятое, приближает вас к цели. Научитесь радоваться этим отягощениям, ибо они и есть ступени лестницы восхождения. Вы дороги нам и нужны, очень нужны. Если бы знали, насколько, тотчас рассеялись бы все ваши беспокойства и опасения за ваше будущее. Если даже обратившемуся разбойнику было обещано совместное пребывание в сферах Света, то что же сказать о тех, кто устремлялся годами. Каждое зернышко устремления даст свои всходы и плод. Понимаете Нашу печаль и слова: «И Хотел Он возложить руки, и пусто было кругом». |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 530. (343). (Гуру).
«Не весте ни дня, ни часа». Поэтому лучше пребывать в готовности постоянной, уложив в ларец заветный только то, что будет нужнό для будущего. Собиранию и накапливанию этого материала и можно посвятить все дни жизни своей на Земле. Нужное для будущего оказывается не менее ценным и для настоящего, так как светит светом своим пространству и людям. Торжественность необходима, ибо как же без нее отделить сознание от суеты. Но с нею даже и суета не опасна, ибо не сможет захватить мысли и овладеть ими. При постоянстве дозора идти много легче. Идущему к Свету противодействий не избежать. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 531. (344). (Авг. 20).
Друг Мой, достижение ступени непрерываемого сознания является величайшим. Оно может быть протянуто в Беспредельность на целую Манвантару и за ее пределы. Цель эволюции человека – в этом достижении. Неосмысленно говорят люди о бессмертии, повторяя чужие слова. Да, дух не умирает. Но что пользы от этого человеку, если дух его жив, а сознание отсутствует. Бессмертие духа отнюдь не означает непрерываемость сознания, ибо в Тонком Мире перешедшие туда не имеют непрерываемого сознания и потому не живут. Слова «предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов» полны глубокого и трагического смысла. То, что человек считает своим «я», – смертно. Протяженность жизни этого «я» – одно земное воплощение. Человек правильно не хочет мириться с тем, что оно смертно, так как чует истину бессмертия духа. Но чуять и верить еще не означает ступени непрерываемого сознания, хотя и приближает к нему. Способность выхода в тонком теле много дает развитому сознанию, если оно не медиумично, но не дает непрерываемого сознания. Вопрос этот сложен необычайно. Должно быть оформлено огненное тело – носитель непрерываемого сознания. Все прочие тела-оболочки – смертны, равно как и плотное тело. Все они только на срок. Перенесение пятого принципа в шестой и седьмой объединяет Высшую Триаду и оформляет огненное тело. Называем его телом Света. Оно облекает Смотрящего Вечно безмолвного Рекордера внутри. Тайна человека велика есть. Тот, кто хотя бы однажды проявлялся сознательно в своем высшем «Я», этой Тайны касался. Это «Я» вне сферы уявления земной личности человека. Когда Сказал людям «Вы боги», Имел в виду огненное «Я» человека и возможности каждого его осознать. Человек может отбросить свое личное призрачное «я», даже не ощутив при этом никакой утраты, но, наоборот, почувствовав себя как бы другим существом, могучим, и сильным, и свободным, и полностью сохранившим целостность ощущения «Я есмь». «Я», но «Я» другое, непохожее совершенно на того, кем обычно считает себя человек, и слабым, несовершенным отражением которого является его земная личность. Прежде чем достичь, надо знать, чего хочет достичь человек и как. Путь Мы Даем и возможности Указуем. Хотящий может идти. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 532. (М.А.Й.).
Мысль совершенно верна: решение Владык распространяется на целый цикл времени. И потому наша близость и сотрудничество имеют значение очень большой длительности. Так же и Агни Йога дана на тысячелетия. Новое Учение, провозвестие его и провозвестница неотделимы друг от друга. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 533. (345). (Гуру).
Каждое наше начинание – прообраз будущих нахождений человечества, утвержденных Иерархией Света. Каждое будет в пространстве расти и даст богатые и благие следствия. Очевидность не являет действительности. Знающий смотрит поверх внешней видимости. Понимая подвижность и непреложность Великого Плана, не ошибетесь, делая из этого соответствующие выводы. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 534. (346). (Авг. 21).
Личность человека должна быть безропотным и послушным слугою его высшего «Я». И всякий раз, когда личность страдает, интересы ее ущемляются и отодвигаются на задний план, – это уже хорошо, ибо разбухание личности затмевает то, ради чего она существует как собиратель нужного материала и опыта для Индивидуальности человека. Трагедия воплощенных в том, что, всецело погружаясь в интересы личности и живя только ими, человек со смертью своей личности не оставляет себе ничего, чем бы мог жить он в Надземном, где исчезает и прекращается все, чем обычно живет на Земле человек. Глубочайшее значение искусства в том, что чувства, эмоции и переживания, связанные с ним, будучи явлениями чисто духовного порядка, переносятся в Мир Тонкий и служат для человека материалом, которым он как бы живет и который он углубляет, варьирует по заложенному в нем направлению. В высшем понимании даже переживания в Девачане – иллюзии Майи, сны, хотя и яркие, и напряженные, и еще более красочные и полные, нежели земные сны, то есть земная жизнь воплощенного. Освобождение от всех видов Майи – задача Архата. Задача трудна. Достижение ступени непрерываемого сознания связано с решением этой задачи. Столько препятствий и иллюзий надо преодолеть, прежде чем сознание освободится от всех ненужных наслоений и приобретет знание. Конечно, только под руководством Учителя возможно это освобождение. Полагая на Нас все сознание, можно достичь. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 535. (347).
Очень важно усвоить основы. Внедренные в сознание, они незаметно и неощутимо, но упорно и прочно, хотя и медленно, преображают мышление. Именно благодаря им происходит трансмутация человеческой сущности. Но их надо внедрить и утвердить так, чтобы ничто уже не смогло их поколебать. Прямая борьба со всем, что подлежит изживанию, трудна непомерно, ибо подавление и запрещение заставляют снова отрастать отрубленные головы чудовища. Но основы, принятые в сознание, незаметно подтачивают самые корни астральной сущности человека и всего, что подлежит очищению. Когда, скажем, осознана преходящая и временная природа личности и ее обреченность на уничтожение при переходе духа в Мир Тонкий, то и все уявления ее утрачивают свое самодовлеющее значение, а вместе с этим и свою власть над сознанием. Знание необходимо как освобождающее условие. Правильно поступаете, если все время возвращаетесь к основам, пытаясь их возможно прочнее внедрить в глубины свои. Только познавание их может преобразить ветхого человека. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 536. (348). (М.А.Й.).
Нередко бывает, что Учитель Признаёт достоинство своего ученика и его ценность, но не признаются они теми, кто находится около или в орбите общих с делом Учителя интересов. Будем ли об этом тужить, если имеем признание Владыки или имеете наше? Было бы хуже, если было бы наоборот. Не ищите признания, не ищите ничьего признания, кроме нашего и Владыки. Владыки признание важнее и выше всего, даже нашего. Этим сознанием и идите через непризнание ваше со стороны тех, кто не знает. Если бы знали, признали. Но что может дать вам это признание? В лучшем случае чувство недлительного удовлетворения. Истинная дружба, не преходящая во времени, сияет при всех сочетаниях внешних условий, и так же истинная духовная близость. Если их нет со стороны тех, кто должен был бы к вам относиться иначе, не горюйте – те, кто действительно близок к Владыке, будут близки и вам. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 537. (Гуру).
Многих ли близких, оставшихся верными нам до конца, видите около нас? Верность оставшихся очень цените, хотя бы они и относились к вам не так, как хотелось бы вам. Сверхличная оценка других людей, независимая от их личного отношения к вам, будет единственно правильной. Личные отношения, построенные на личных чувствах и эмоциях, весьма непрочны и непостоянны, так как базируются обычно на переживаниях астрала. Будем учиться сверхлично смотреть на людей. Критерий один: ценность данного человека для эволюции и Дела Владыки. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 538. (350). (Авг. 22).
Во сне летал и проходил сквозь стены, показывая это людям.
Кончается жизнь рабства (в цепях плотного мира), и начинается жизнь свободы. Царство Мое, которое не от мира сего, есть Царство свободы духа. Нельзя служить одновременно двум противоположным началам в себе – временному и вечному. Меня утверждая, освобождаетесь от цепей плотного мира. Я Есмь – это есть «Я» в человеке, сужденное вечности жизни. Оно Одно и превыше всех оболочек. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 539. (349).
Ясность и четкость изложения даже посылаемых мыслей не всем доступны. Считаем это качество очень ценным. Итак, семь принципов человека не есть нечто абстрактное, ибо каждый облечен материей той или иной степени плотности или разрежения. Все они имеют форму. Физическая триада: тело физическое, тело эфирное и прана – образуют земного человека, в котором проявляются его сознание и астрал – пятый и четвертый принцип. Тело идиота лишено сознания, хотя астрал активен и чувствителен. Пятый принцип отсутствует в животном. Можно представить себе животное в человеческом теле, лишенном самосознания, тогда разница будет весьма показательна. Развитый принцип имеет соответствующую развитию оболочку, или тело. Пятый принцип связан с Манасом. Таким образом, пятый сочетает в себе ум, самосознание и оболочку, через которую они выявляются. В физическом теле все пять принципов тесно связаны между собою во всех действиях человека. Большинство людей живет пятью. Каждый из них имеет семь степеней утонченности. Адепт, умирая, то есть освобождаясь от физического тела, сохраняет полную ясность и непрерываемость сознания и покидает физическую оболочку, ощущая, что никакой смерти не существует. Когда человек засыпает и наутро просыпается вновь, в перерыве сознания он не видит ничего особенного, никакой смерти. Разница в том, что для Адепта даже и обычный сон не есть отдых, но перенос его сознания в Мир Тонкий и продолжение деятельности в его высших проводниках. Самосознание – это дар эволюции человеку. Непрерываемость самосознания – следующая ступень. Надо понять всю ценность этого достижения, чтобы к нему устремиться. В момент, когда человек умирает, перед ним проходит фильма его жизни земной, хочет ли он этого или нет, и вызывает в нем реакцию тех моментов, которые звучали для него особенно напряженно и остро. От этого звучания зависит его будущее, но воля его не может в этот момент их нарушить. Воля Адепта, не знающая перерывов сознания, управляет бессознательными процессами, и потому он может сознательно выбирать или отбрасывать то, что считает ненужным. Этим особенно важен сознательный переход в полном бодрствовании в Мир Надземный. Обычное самосознание этого не дает. И только шестой принцип, объединившийся с пятым, порождает возможность сознательного перехода через порог смерти. |
|
Грани Агни Йоги. 1965 г. 540. (М.А.Й.).
Обычные условия послесмертного существования не распространяются на учеников. Каждого Встречает его Руководитель. И будущее каждого обуславливается Близостью к Учителю. Общего правила нет. Счастлив тот, кто имеет Учителя на Земле. |
|