Макаров Вадим Вячеславович – руководитель Тульского Рериховского исследовательского центра.
Доклад прозвучал на XXI Абрамовских чтениях 2017 года в г. Венёве Тульской области.
Публикация: Журнал «Восход» № 2 (286), Февраль, 2018.
Выслушайте и не осуждайте. …Учение подает
помощь не отрицанием, но привлечением.
Мир Огненный, ч. 2, 410
Осуждают люди ограниченные.
Из осуждения не родится усовершенствование.
Братство, 41
Не будет брат осуждать брата, ибо знает,
что осуждение есть разложение.
Братство, 424
Отсутствие осуждения – признак расширенного сознания,
вышедшего из круга самости. Осуждает самость,
недружелюбствует самость, завидует самость.
«Грани Агни Йоги». 1962 г., 543
Оставьте все осуждения, ищите лучшее в каждом.
Письмо Е.И. Рерих от 15.01.1931
Неосуждение – основа продвижения.
«Грани Агни Йоги». 1951 г. 33
С ранних лет мы слышим мудрые и строгие высказывания о неосуждении: «Других не суди, на себя погляди». «Глупый осудит, а умный рассудит». «Ахал бы дядя, на себя глядя». «В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем». «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы». «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень».
И вместе с тем, по мере роста нашей сознательности, мы понимаем, насколько трудно осуществлять принцип неосуждения на практике жизни. Действительно, в течение каждого дня множество ситуаций в семье и на работе, события в стране и мире вызывают у нас разнообразные оценки, мнения и суждения. Мы радуемся тому, что нам близко, что мы считаем правильным, и критикуем, осуждаем то, что считаем неверным, недостойным. Такой суд совершается постоянно – высказываемся ли мы об этом вслух, пишем в соцсетях, или реагируем мысленно. И в отношении к себе самому, к своим поступкам и проявленным чувствам часто происходит самоосуждение. В итоге степень осуждения зависит от уровня сознания человека.
Под осуждением понимают резкие, отрицательные, безоговорочные оценочные суждения. В Учении Живой Этики, в творчестве семьи Рерихов и Б.Н. Абрамова осуждение характеризуется как порок, как безусловно вредное явление: «В осуждении нет никаких положительных элементов – оно разрушительно. Ярмо осуждения, как колодка преступника, повисает на шее осудителя» («Грани Агни Йоги». 1965 г., 230). «С древних времен все высшие Наставления предупреждали о вреде легкомысленного осудительства. Тем не менее, большинство человечества подвержено этому пороку» («Надземное», 801).
В указанных источниках качество неосуждения рассматривается со многих сторон. В нашем небольшом сообщении коснёмся лишь некоторых из них. Постараемся найти ответы на 3 вопроса:
1 вопрос. Каким образом происходит вред от осуждения?
В Учении выделяется 3 аспекта вреда, причиняемого:
1) самому себе,
2) осуждаемому и окружающим людям,
3) пространству.
С позиции науки будущего в Учении утверждается, что мысли и чувства человека имеют тонко-энергетическую форму. Однако, поскольку мы ещё недостаточно понимаем это, то часто легкомысленно относимся к различным видам осуждения и «простым» пересудам, как говорят в народе, «перемывание косточек».
В Записях Бориса Николаевича читаем: «Запас огненной (т.е. внутренней, психической – В.М.) энергии дается каждому человеку... Запас этот можно увеличивать и преумножать, или же, наоборот, растрачивать легкомысленно. … Недовольство, уныние, раздражение, беспокойство, тревога, страх, униженность, лесть, осуждение, недоброжелательство… – все это из одного гнезда – пожиратели психической энергии. Хотя бы из чувства самосохранения надо их избегать». Тогда как «простая внутренняя собранность и сдержанность ее накапливают и удерживают в организме» (ГрАЙ. 1972 г., 225).
Характеризуя энергетическое влияние осуждения, в «Гранях Агни Йоги» утверждается отмечается: «Осуждение наносит двоякий вред: прежде всего осуждаемому, омрачая его и погашая его огни. И осуждающий наносит вред и самому себе, ибо допускает в своем микрокосме наличие таких чувств и эмоций, которые делают его неспособным к восприятию тонких энергий» (ГрАЙ. 1965 г., 230).
Соприкасаясь с недостатками в другом человеке, с тем, что нам не нравится в нём, важно понимать, что мы всегда судим через призму собственного мировосприятия и личных убеждений, которые далеко не всегда совпадают с реальностью. Мы ведь не знаем всех обстоятельств жизни другого человека, скрытых, внутренних мотивов его поведения и многого другого.
В «Гранях Агни Йоги» отмечается: «В каждом предмете, в каждой вещи и существе каждом имеются элементы созидательные …и элементы разрушительные. Человек мыслями… может усиливать те или другие... Огненная энергия человека воздействует созидательно или разрушительно на все, что вокруг него …Осуждение всегда вызывает из светотеневой сущности человека к усиленной манифестации именно то, за что его осуждают» (ГрАЙ. 1970 г., 811).
Если в человеке «усмотреть… частицы добра и, вызвав их к жизни, их тем усилить, свет в человеке будет усилен, если же – наоборот, усмотреть и усилить в нем только плохое, это будет усилением тьмы, которая в нем. Так что нашею мыслью о людях можем мы в них вызывать к жизни и усиливать элементы добра или зла... Мыслью творить человека может каждый. Потому осуждение – безусловное зло, ибо творит оно тьму в человеке и усиливает все то плохое, что в нем уже есть. Осуждением даже из неплохого человека можно сделать плохого» (ГрАЙ. 1961 г., 274).
«…Не бывает, чтобы человек был окончательно и безоговорочно плох. В каждом можно усмотреть искорки Света и пытаться усиливать их, вместо того чтобы тушить осуждением… Думая плохо о человеке, делаем его еще хуже, но, возвышая его, даем ему возможность подняться. Апеллируя к лучшему, что есть в человеке, путь открываем ему к Свету» (ГрАЙ. 1971 г., 446).
2 вопрос. Различие неосуждения от непротивления злу, от т.н. «всепрощения».
Наши рассуждения выше подвели нас к важной проблеме: раз мы не можем быть уверены в правильности своих суждений и оценок, то не лучше ли будет вообще воздержаться от них, ведь мы легко можем впасть в порицаемое осуждение? А может быть, надо относиться ко всему с так называемым «всепрощением»?
Как совместить мудрый принцип неосуждения, содержащийся во всех духовных учениях и религиях, и неизбежно возникающие в нашем сознании реакции, оценки и суждения? Является ли выходом из такой коллизии равнодушное отношение, беспринципность, «всеядность», т.н. «всепрощение»?
В книгах Учения такой подход отвергается как крайность, заключающаяся в непротивлении и попустительстве злу, в поощрении вседозволенности. Вместо этого предлагается формула: «Знать, но не осуждать». При этом, нужно стремиться распознавать зло, сопротивляться ему, но не впадать в осуждение.
Елена Ивановна Рерих утверждала: «Правильно, что чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. Но при этом мы не должны впасть в другую крайность – именно, в непротивление злу. И это непротивление злу приносит вреда еще больше, нежели в рвении духа совершенная по незнанию несправедливость, ибо пострадавший от нее найдет воздаяние если и не в этом мире, то в надземном, где происходит жатва. Но кто может учесть сферы распространения заразы зла из-за непротивления или малодушного и близорукого попустительства? Силы Зла активны и солидарны во всех своих начинаниях и яры в действиях, но светляки, или «теплые», никак не могут объединиться, ибо заняты самоедством» (Письма Е.И. Рерих от 17.10.1935 г.).
В «Гранях Агни Йоги» подчеркивается: «Распознавание и осуждение – явления разного порядка и отличаются друг от друга, как правда и ложь. Знать и не осуждать – качества высокого духа. Истолковывают это как всепрощение. Но можно ли прощать причины, не могущие не дать своих следствий?» (ГрАЙ. 1961 г., 175)
«Всепрощение и неосуждение – явления разного порядка. Не может человек прощать или не прощать другого, так как следствиями каждого поступка распоряжается (причинно-следственный закон – В.М.) Карма и прощение не освобождает от Кармы. Но осуждение или суд над другим человеком безусловно недопустимы» (ГрАЙ. 1965 г., 230).
Результат изложенного можно представить в виде схемы. Здесь принцип неосуждения (соизмеримой справедливости) представляет собой вершинное духовное явление над двумя негативными, бездуховными крайностями:
В качестве 3-го вопроса рассмотрим формулу, утверждаемую в Учении Живой Этики, которая даёт выход из указанных крайностей. Эта формула является одним из главных ключей к поставленной проблеме неосуждения. Она звучит так: «Знать, но не осуждать».
В Учении подчёркивается необходимость знания сложных, противоречивых явлений жизни, важность понимания мотивов поведения людей, причин и результатов их деятельности. При этом, следует не умиляться «масками», т.е. внешним и поверхностным. Главное, чтобы в процессе познавательного исследования, анализа и обсуждения удержаться от осуждения.
Вдумаемся в различия осуждения и обсуждения. Обобщим в таблице свойства, лежащие в основании этих явлений (это поможет нам правильнее понять их истоки), и признаки их проявлений, по которым можно лучше распознать их природу.
Через призму качества неосуждения важно постараться переосмыслить себя и свой образ жизни. В Записях Бориса Николаевича читаем: «Надо пересмотреть в корне все свое поведение. Конечно, приходится говорить и о… вещах неприятных и тяжких, но необходимость и праздное пустословие – вещи совершенно различные» (ГрАЙ. 1956 г., 723).
Давайте обратимся к идеям «Граней Агни Йоги», помогающим раскрыть многогранность темы неосуждения.
«…Чем больше знает человек, тем меньше он осуждает, ибо знание исключает осуждение. Осуждает невежество. Но знать надо, дабы не умиляться масками» (ГрАЙ. 1953 г., 238).
«…Осуждать неразумно. Но видеть, знать и понимать человека и человеческие побуждения необходимо. Ибо отличать белое от черного… должен уметь каждый дух, к Свету идущий» (ГрАЙ. 1961 г., 175).
«…Обсуждение не осуждение... ибо в основании его (осуждения) лежат злоба и недоброжелательство или иные недобрые чувства» (ГрАЙ. 1971 г., 177).
«…Знание дает спокойствие и равновесие» (ГрАЙ. 1967 г., 512).
«…Чем отличается обсуждение от осуждения? Обсуждение, или анализ характера человека и его поступков, нужно для его познания. …Осуждение не имеет в себе доброжелательства, оно ядовито и зло. …Говорится о дружелюбии потому, что оно несовместимо с осуждением. Знать или обсуждать совсем не значит осуждать. Знать надо» (ГрАЙ. 1966 г., 514).
«…Обсуждение от осуждения отличается тем, что первое не имеет в себе ни игл, ни колючек и не ранит ауры тех, кого касается. …Мудрая любовь знает недостатки любимых, пытается их исправить и любимым помочь и, зная, все же не осуждает. …Там, где осуждение, нет никакой любви» (ГрАЙ. 1965 г., 323).
«Процесс познавания человека труден не только потому, что он горек, но также и потому, что, знакомясь с сущностью человеческой природы, надо научиться не осуждать. Каждый Великий Учитель, приходя в мир, Сталкивался с несовершенствами людей, и, зная их и страдая остро от них, Они все же никогда не Осуждали. Следуя этому примеру, будем учиться познавать человека, не осуждая его. Много горечи от жестокости, бессердечия и всех прочих свойств человеческой природы придется увидеть в жизни и испытать их воздействие на себе, и все же нельзя допускать осуждения. Знать, понимать и даже обсуждать не значит осуждать. …Любовь и осуждение несовместимы. Вот почему, даже возмущаясь и негодуя на невежество и жестокость.., Они [Духовные Учителя] все же не Осуждают. Только любовь и сострадание могут вытеснить из сердца желание осуждать. Осуждение заменяется знанием и любовью к невежественным и непросвещенным людям» (ГрАЙ. 1966 г., 477).
«Лучше ошибаться в сторону добра, нежели опрометчиво осудить» («Надземное», 855).
Конечно, проблема любви к невежественным людям требует отдельного освещения. Вместе с тем, отметим, что важно самому внутренне не отемниться, не погрузиться в отрицательные мысли и чувства. Иначе получится размножение зла вместо Света. Следует при любых обстоятельствах удержаться на ноте доброжелательности, света, вмещения разнообразия мира, терпеливого понимания различных ступеней эволюции и возможностей бесконечного развития. Всё несовершенное когда-то станет совершенным.
В качестве результата нашего исследования можно предложить ряд формул принципа неосуждения, содержащихся в книгах Учения. Они кратко и ёмко выражают сущность этого непростого синтетического качества.
В заключение приведём цитату из Учения Живой Этики, открывающую вместо осудительства широкий горизонт прекрасного творчества и познания: «Добрый человек тот, кто творит добро. (…) Когда народ поймет все зло осуждения, он откроет новые врата к будущему. Сколько времени освободится для познавания, для искусства мышления, для творения истинного добра, при этом зажгутся лучшие огни сердца…» («Мир Огненный», ч. 2, 286).
Конечно, неосуждение как принцип жизни требует многолетних, целенаправленных усилий. На этом пути неоценимую помощь нам оказывают советы и разъяснения в книгах Учения Живой Этики и Записях Бориса Николаевича Абрамова.
P.S. Мы переживаем сейчас переломное и особое по сложности, напряжённое время. Оно наполнено самыми бурными и противоречивыми суждениями и, к сожалению, осуждениями. Поэтому для нас очень актуально и важно применение в своей практике жизни принципа неосуждения, конечно, понимаемого комплексно, как в книгах Учения. В этой связи очень поучительно обратиться к наставлению, высказанному Духовным Учителем ещё в 80-х годах XIX века: «…Ни один теософ не должен порицать брата, будь то в Обществе или за его пределами, осуждать поступки или изобличать его, иначе он теряет право называться теософом. Отвращайте каждый раз взор от несовершенств ваших близких, а лучше сосредоточивайте внимание на собственных недостатках с тем, чтобы устранить их и стать мудрее...» («Письма Мастеров Мудрости», письмо 118).