Слово на «круглом столе» Сибирского Рериховского Общества
Публикуется по изданию: Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Отблески: 1994–2003. Новосибирск: ИЦ «Россазия» СибРО, 2008.
2 августа мы отмечаем день рождения Бориса Николаевича Абрамова.
Своё выступление мы назвали «Сребротканная нить». Это удивительное слово было найдено в оставшейся после ухода Бориса Николаевича Абрамова небольшой подборке его стихов, наряду с его акварелями и Записями бесед с Учителем об Учении Живой Этики, которые получили название «Грани Агни Йоги» и частично были опубликованы.
А теперь мы готовим к изданию полный сборник стихов Б.Н.Абрамова, который назвали «Сребротканная нить»1. О чём же его стихи?
Ярко вырисовываются три основные темы: земная жизнь, Надземное существование и путь к Высшему Миру. Земную жизнь Борис Николаевич называет «суетливой и призрачной». Душе человека здесь тесно – «на земле душа в тоске томится».
Мрачны и тесны пределы земные.
Дух задыхается в них...
Погружение в обыденность тушит Свет:
Дух угашается
Отравой мутною
Теней изменчивых земных.
Б.Н.Абрамов в своих стихах проповедует мудрое философское отношение к жизни земной и ко всей её «привлекательности», к её скоропреходящим радостям.
Так и в Евангелии от Матфея (16: 26) говорится: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»
Тягостен мир земной. Ничто земное не привлекает поэта. В своих стихах он устремляется к Высшему Миру, к Свету.
Грезится даль беспредельная, ясная,
Звёздного света страна,
Красок сверкающих сфера прекрасная,
Родина духа моя.
Всё прекрасное в природе и возвышенное состояние человека устремляет к Надземному. И мы понимаем, что наша Родина не здесь, а в красоте Звёздного Мира. Душа осознаёт,
Что на земле она в гостях пока
И здесь не может долго оставаться,
Что далеко вверху, в прозрачных облаках,
Там дом её, и с ним нельзя расстаться.
Все стихи Бориса Николаевича уводят от земного мира к Надземному. Он утверждает, что цель земного существования – это найти путь к Красоте Высших Миров. Он пишет:
Для любви, красоты и мечты
В этом мире живём мы теперь,
Чтоб найти, распахнуть и войти
В Сад Прекрасный ведущую дверь.
Поэт считает, что препятствия, правильно понятые, не только не мешают, но именно способствуют восхождению:
Ярче свет впереди,
Когда сумрачней тень,
Каждый камень в пути –
Только к Свету ступень.
Все наши тягости, беды, испытания пройдут, если мы встретим их достойно и будем держаться за сребротканную нить, ведущую в глубины Мироздания.
Через скорби и страдания возгорается Свет и утончается сердце.
Б.Н.Абрамов даёт напутствие идущему вверх – символ ёлочки, зелёной зимой и летом, указывает на равновесие как на условие продвижения по этому высокому пути:
Ёлочка стройная, вечно зелёная,
Скромным нарядом горда,
Лето ли, осень, зима ли суровая, –
Ты неизменна всегда.
Ёлочку дальнюю, ёлочку дикую,
Хочется просто спросить:
Как равновесие, силу великую,
В жизни земной сохранить?
Нужно помнить и о сердце, ведь, как утверждает поэт, «с беспредельностью нить может лишь сердце хранить».
Для жданных путников уже зажжён в Высших Мирах огонь Отчего Дома, явленный нам в виде книг Учения Живой Этики, чтобы не сбиться с пути. Именно о них пишет автор:
Горят огнями утренних зарниц
И освещают путь, как луч в ненастье.
И вот – долгожданная победа:
Преодолев себя в себе,
стремится победитель
Навстречу огненной судьбе,
где ждёт его Учитель.
Одна победа за другой,
и мысли о победе,
Но лишь победа над собой
нужней всего на свете.
Постоянное устремление к беспредельности, к вечной жизни строит «мост духа».
Чудесной аркой соткан мост.
Мост между небом и землёю,
Нить между миром дальних звёзд
И человеческой душою.
Стрелу в полёте не согнуть,
Не заглушить пространства зовы,
Чудесный мост – кратчайший путь
Для восхожденья к жизни новой.
Если дух восстал, то в борьбе за духовную свободу он победит, оторвётся от земных оков. Об этом говорится в поэме Бориса Николаевича «Белый орёл»:
Царствие Божие силою берётся,
и прилагающий усилия восхищает его.
Матф. 11: 12
У хижины горной, где вереск расцвёл,
Меж острых, холодных камней,
Привязанный крепко громадный орёл
Пленён у недобрых людей.
Он смотрит на дымку синеющих гор,
Зовущих, далёких, родных,
И манит его бесконечный простор
На гребнях утёсов седых.
Он башни скалистые видит в горах,
Где вечные тайны миров,
Где белые крылья пылают в лучах
Над ризой алмазных снегов.
И вдруг, распластавшись могучим крылом,
Рванулся орёл над скалой,
Забывши на миг в устремленьи своём
Об узах, связавших с землёй.
Но в лёте мгновенном он силу обрёл:
Отважное сердце горит,
Всё снова и снова взлетает орёл,
Черкая крылами гранит.
Но ринувшись кверху, он падает вновь
На острые скалы земли,
Изранено тело, и капает кровь
С его белоснежной груди,
И перья размётаны, камни в крови,
И тяжко вздымается грудь,
Как будто бы тёмные узы земли
Ему никогда не стряхнуть.
Но царственный узник не в силах стерпеть
Позорное рабство цепей,
В безмерном порыве к горам улететь
Он бьётся сильней и сильней.
Из раны струится горячая кровь,
Бесстрашен пылающий взор,
И в клочья истерзан от вечных снегов
Орла белоснежный убор.
Нет, смелое сердце земле не сломить,
В усилии страшном, немом
Он вдруг обрывает заклятую нить,
Взмахнувши огромным крылом.
И ныне свободный, ликующий царь
Пространства и вечных высот
Надземной свободы трепещущий дар
Далёким горам унесёт.
25 июля 1999 г.
Воспроизводится по изданию:
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Отблески: 1994–2003. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2008.
1 Книга вышла в 1999 г. в издательстве Сибирского Рериховского Общества.