Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Кочергина Н.М.

О музыкальных произведениях Б.Н. Абрамова (2017)


Торжественное собрание СибРО, посвящённое

120-летию Б.Н. Абрамова. 30 июля 2017 г.


Кочергина Наталья Михайловна - член Сибирского Рериховского Общества, г. Новосибирск.

Публикуется по изданию: Абрамов Б.Н. в статьях, документах, письмах. Новосибирск: СибРО: ИЦ «Россазия», 2019.


Борису Николаевичу Абрамову была очень близка сфера искусства. Зинаида Григорьевна Фосдик отмечала его поэтическую жилку, Наталия Дмитриевна Спирина не раз упоминала о его любви к музыке и поэзии. Ольга Адриановна Копецкая вспоминала, что Борис Николаевич «по натуре был человеком тонким и возвышенным», «был полон устремления к прекрасному, к творчеству, к искусству»1.

Возможно, что, занявшись серьёзно искусством, Б.Н. Абрамов мог бы достичь больших высот. Однако его задача была иной. Все силы своего духа он нацеливал на главное – Высокие восприятия. В них, преломлённых сквозь призму его утончённой натуры, часто звучали высокопоэтические струны, что своеобразно окрашивало весь строй речи его Записей. Настроив же себя сознательно на определённую волну – поэтическую или музыкальную, – он получал соответственные восприятия, и тогда из-под его пера появлялись стихи и нотные строки. Именно об этом говорится в одной из его Записей: «Настроив себя на музыкальную волну, получал звуковые восприятия и создавал мотивы и мелодии. ...Волна выбирается... по своему усмотрению» (Грани Агни Йоги. 1952 (I). 209).

Важно отметить, что «мотивы и мелодии» Б.Н. Абрамова – это не просто музыкальное сопровождение к собственным стихам. Для поэтического слова он находит очень точный музыкальный эквивалент, и потому в его вокальных произведениях слово и музыка слиты нераздельно, возникает ощущение, что они рождались одновременно. Так оно, вероятно, и было во многих случаях.

В нотном сборнике «Путь горний», изданном Сибирским Рериховским Обществом в 2009 году, опубликованы 15 вокальных миниатюр Б.Н. Абрамова (авторская рукопись нотного сборника хранится в архиве Б.А. Данилова). Благодаря выходу в свет новых томов «Граней Агни Йоги» мы узнали, что часть музыкальных произведений Борис Николаевич написал в 1951 году.

В сердцах первых слушателей музыки Б.Н. Абрамова навсегда останется незабываемое впечатление от первого исполнения произведения «Устремлённое сердце». Теперь мы точно знаем дату его создания – 19 мая 1951 года. Как свидетельствует Запись Бориса Николаевича, оно было сочинено сразу, в течение часа. Впервые оно прозвучало в стенах Музея Н.К. Рериха в день рождения Н.Д. Спириной в 2007 году, то есть спустя более полувека после его написания.

Вскоре после «Устремлённого сердца» у Бориса Николаевича появляются новые мелодии: 21 мая 1951 года – «Замок чудес» и «Гималаи» (в нотной рукописи – «Кавказ, Алтай и Гималаи»), 26 мая – «звучат мотивы на "Орла"» (Грани Агни Йоги. 1951. 236). «Белый орёл» – так называется поэма, шедевр поэтического мастерства Б.Н. Абрамова. К сожалению, музыкальная версия «Орла» пока остаётся неизвестной – эти мотивы до нас не дошли.

27 июня того же года Борис Николаевич записал: «Утром сочинялось стихотворение и оформлялась музыка к "Оленю" и "Сны огненные"» (Грани Агни Йоги. 1951. 260). Слова к вокальной миниатюре «Олень» нам известны – это стихотворение «Мысли зла», вошедшее в поэтический сборник Б.Н. Абрамова. Другое, упоминаемое в Записи как «Сны огненные», – это, вероятно, произведение «Водопады». Последние строки этой миниатюры, ключевые по смыслу, звучат так: «И желаем, и ждём, и тоскуем мы / О явлении огненных снов».

Последнее упоминание в опубликованных Записях Б.Н. Абрамова о его музыкальном творчестве относится к 1 июля 1951 года: «Утром сочинял мелодию "Путь горный"» (Грани Агни Йоги. 1951. 265) (в нотной рукописи – «Путь горний»).

Ещё одно упоминание о музыке Б.Н. Абрамова находим в его письме к Елене Ивановне Рерих от 14 июня 1952 года: «Помните картину Николая Константиновича "Сам вышел". На слова, которые у меня были и, кажется, должны быть у Вас, я написал музыку. Говорят, получилось очень хорошо. Как мне хотелось бы, чтобы Вы послушали». Сегодня многие знают и любят это произведение, торжественное и проникновенное, всем своим строем уводящее к истокам Руси.


Рукопись Б.Н. Абрамова
Рукопись Б.Н. Абрамова
Н.К. Рерих. Сам Вышел. 1922 г.
Н.К. Рерих. Сам Вышел. 1922 г.

В этом году исполняется десять лет не только с момента нашего знакомства с музыкой Б.Н. Абрамова, но и с начала тесного сотрудничества с Игорем Константиновичем Дмитриевым – заслуженным деятелем искусств Республики Алтай, композитором и пианистом, и Ольгой Колобовой – ведущей солисткой Новосибирского академического театра оперы и балета. Наше сотрудничество, перешедшее в большую дружбу, началось именно на почве музыки Б.Н. Абрамова. Эти замечательные музыканты, глубоко проникшие в суть его музыкального творчества, – неизменные исполнители произведений Бориса Николаевича на концертах в Музее Н.К. Рериха.

Вокальные миниатюры Б.Н. Абрамова звучат не только в Новосибирске, но и в других городах. За десять лет эта музыка прочно вошла в нашу жизнь. Она звучит в памятные, особо значимые для нас дни, мы ждём её, радуемся ей, любим её. Без неё не мыслим нашей жизни.

Мы благодарны Борису Николаевичу за все дары его духа, за его высокое Творчество, наполненное Светом. Во всём, что он создал, звучит одна тема – «тема Учения, которому он беззаветно служил и посвятил всю свою жизнь» (Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 166.).

____________

1 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 574–576.



Возврат к списку