Я считаю, творчество духа – самое главное.
Махатма М.
Цит. по: Рерих Е.И. Листы дневника. Т. V. с. 302.
Нельзя перечислить способы расширения сознания,
но во всём лежит сознание правды и самоотверженности.
Община. 79.
По отношению к развитию человеческого сознания в Учении Живой Этики и шире – в Учении Жизни используются разные понятия: утончение, расширение, возвышение, совершенствование, преображение и другие. Какое бы мы ни взяли для себя как основное, под ним имеется в виду ряд принципов, методов и конкретных упражнений, являющихся ступенями для достижения прекрасной цели – эволюции внутреннего человека.
Базовые положения Учения Жизни служат основанием оригинальных и глубоких подходов к решению проблемы развития сознания и выявляют новые практические аспекты. Напомним некоторые из этих положений:
– многомерная структура всех форм сущего,
– беспредельность эволюции психической природы этих форм,
– наличие четких этапов их развития,
– цикличность жизни в земном и надземном мирах,
– возможность и необходимость сознательного достижения бессмертия духа (духовной индивидуальности).
В докладе мы хотим предложить классификацию ряда методов развития сознания, которая, надеемся, может помочь сделать этот процесс более последовательным и осознанным.
В основу этой классификации положены четыре главных направления:
1. Повышение качества сознания.
2. Преодоление пространства.
3. Преодоление времени.
4. Повышение психоэнергетического напряжения.
На наш взгляд, такой подход достаточно объёмно и системно вобрал в себя разные методы и способы внутренней работы.
Обозначим их подробнее.
1. Первое направление охватывает те методы и способы преобразования сознания, которые связаны с очищением и утончением наших мыслей, чувств, волевых побуждений.
1.1. Главный метод совершенствования здесь состоит из нескольких этапов:
– это принятие в сознание высоких идей духовных Учений и нравственно утончённых мыслей великих людей (на каком бы жизненном и культурном поприще они ни трудились),
– формирование на их основе новых установок в своем мировоззрении,
– и применение этих мыслей в жизненной практике.
Польза высоких идей, как известно, измеряется в деле совершенствования тем, насколько мы смогли под их влиянием измениться сами или изменить окружающие обстоятельства. Всё дело в степени преобразования и улучшения.
Е.И. Рерих, уточняя понятие культуры, подчеркивала: «…Культура слагается только величайшими усилиями и стараниями в царстве высочайших понятий на протяжении веков» [Письмо от 24.03.1941 г.]. Огненная воля вырастает, подчеркивает она, «лишь путем долгого упражнения в проведении в жизнь, в действие мыслей своих и чужих» [Письмо 18.10.1934 г. Курсив – Е.И. Рерих.]. Конечно, здесь имеются в виду самые благие, творческие мысли. Усилия в воплощении таких идей в личной и социальной жизни дают нам неоценимый опыт постижения Высшей Воли, которую нужно уметь понять и исполнить.
Эти слова были написаны Еленой Ивановной в 1934 г. Ранее, в 1922 г., в одном из своих писем Б.Н. Абрамов, определяя свое отношение к жизни, писал: «Единственная работа, которой с наслаждением мог бы посвятить всю свою жизнь, – это работа на проведение в жизнь, в мир, новых идей и мыслей, которые уже стали частью моей жизни; и желание моё помочь другим в этом крепнет с каждым днём». Борис Николаевич не мог читать приведенного выше письма Е.И. Рерих, оно еще даже не было написано. Какое удивительное созвучие и правильное, глубокое понимание смысла жизни мы видим в его размышлениях.
«Творчество духа может только тогда устремиться, когда мысль возносится» [Агни Йога. 665]. «…Человечество должно научиться самодействию и воплотить все утвержденные мысли Учителя. …Так человечество должно научиться созидать высшим путем» [Агни Йога. 653]. «…Каждая исполненная мысль является вкладом в огненном творчестве. Каждая исполненная мысль соединяется с Нашими действиями. Как бережно должны ученики определять качество своих мыслей – не утаился ли где червь самости или самомнения, или явление себялюбия? Честность признания есть явление, которое каждый дух должен в себе развить. …Явление Цепи Иерархии строится исполнением Высшей Воли» [Агни Йога. 661; См. также: Беспредельность. 777]. «Чтобы принять ток высшего напряжения, нужно прежде всего утончить сознание возвышенным мышлением; так произойдет расширение сознания и возжжется огонь сердца» [Надземное. 853]. «В Беспредельности мы, и ее элементы упорно и прочно в сознание надо вводить. Только они и идут на оформление Бессмертной Триады. Все остальное уходит вовне, откуда пришло…» [Гр.А.Й. 1959 г. 297; 298.].
Сам процесс отбора и углублённого понимания жемчужин мысли, которые мы находим в лучших образцах человеческой культуры, само сердечное восхищение ими способствует дальнейшему утончению восприятия, распознавания и широте мышления. Духовное притяжение к этим сокровищам мудрости следует усиливать и поощрять в себе путем перечитывания, обсуждения их с близкими по духу людьми, представления различных ситуаций их реализации в жизни…
Если наше сознание не будет отталкивать эти высокие идеи как неприменимые и трудные, но, наоборот, сможет, расширяясь, вмещать их, то смысл человеческой жизни станет открываться нам всё богаче и убедительнее. Поиск и накапливание в сознании таких мудрых мыслей являются важнейшим этапом развития, когда формируется основа любых будущих изменений. Постепенно эти идеи станут новым мерилом нашей жизни.
Новый вектор приложения сил, выбранный нами в рамках своих возможностей, способностей и жизненных (кармических) обстоятельств, будет побуждать нас постепенно переделывать свою жизнь, строить её на новых основаниях, часто очень отличных от тех стереотипов, которыми наполняется наше сознание с детства под давлением массовой культуры. «Явление познания Нашего Учения, – отмечает Духовный Учитель в книге «Агни Йога», – должно существенно изменять жизнь познавших. Оно должно приносить возможности, иначе к чему загромождаться?!» [Агни Йога. 183]. «Самоусовершенствование есть Свет. …Нужно найти отвагу переделывать жизнь по мере новых накоплений» [Мир Огненный, ч. 1. 308]. «Жизнь новая может начинаться от каждого мгновения. …Но к чему мы упражняем и обновляем мышление? Ведь именно к новой жизни» [Мир Огненный, ч. 2. 433].
1.2. Удержанию психо-ментального потока на высокой, духовной волне способствует, конечно, частая внутренняя молитва и повторение избранных формул самонастроя, сопровождающих наш повседневный труд. Своим корреспондентам Е.И. Рерих советовала для изучения книгу «Откровенные рассказы Странника духовному своему Отцу», посвященную практике сердечной, или умной, молитвы. Правда, герой книги, аскет по духу, всегда стремился к уединению и бездомию. Живая Этика настаивает на необходимости более сложного пути – не уходя от каждодневных забот и дел, развивать умение возвышенного и чистого мышления. Мы изнутри меняем формы нашей жизни и поведения. Это очень непростое достижение, особенно сейчас, когда люди преимущественно переходят от физического к умственному труду. И всё же какая-то часть нашего сознания должна бодрствовать и нести дозор чистоты. «Указываю на наполнение сердца и сердечную молитву по двум причинам: во-первых, она ведет к соединению с высшим миром, во-вторых, она не требует особого времени и производится за любым трудом. Можно легко привыкнуть к особому ощущению в сердце…» [Иерархия. 132.]. Внутренняя молитва не останавливает, но сопровождает и одухотворяет любой повседневный труд.
Молитва утренняя и вечерняя, перед и после любого труда, посыл добрых мыслей в течение дня, заполнение молитвенной формулой тех периодов, когда сознание относительно свободно от текущей работы (например, за физическим трудом, во время прогулки и т.д.) [См., например: Гр.А.Й. 1959 г. 224.]1.
1.3. Преобразование личных конструкций мыслей и поведения в сверхличные и даже безличные, касающиеся пользы и блага как можно более широкого круга живых существ. Один помолится только за близкого человека, который отправился в далекое путешествие или пошел сдавать экзамен. А другой умеет расширить сердце до вмещения молитвы за всех путешествующих и претерпевающих сложные испытания. На самом деле, одно вовсе не исключает другое, но вливается, как река в океан. Малое «я» не изгоняется, но растворяется в большом.
Сфера личного касается лишь земного существования человека (“личности”), элементы сверхличного, допускаемые нами в сознание, во–первых, приобщают нас к духовному началу, во–вторых, расширяют мышление до общечеловеческого, планетарного и далее – космического потока (понимания) жизни. «Жизнь разветвляется по радиусам сердца…» [Беспредельность. 180.]. «Чем шире забота о людях, – отмечается в «Гранях Агни Йоги», – тем более сверхлична она» [Гр.А.Й. 1961 г. 17.]. «Орбита духа... Эта окружность определяется и обозначается мыслью. Пределом орбиты духа является мысль. Думание о себе и сосредоточение на себе делают эту орбиту неизмеримо малой. Думы о человечестве расширяют её. Мысли о Дальних Мирах вводят её в Космическое Пространство. Многое надо понять, прежде чем орбиту раздвинуть» [Гр.А.Й. 1959 г. 306.].
Учение предлагает постепенно удалять из мышления и речи местоимения «я», «моё» (оставляя их, однако, для ситуаций ответственности), поощрять внутренние рассуждения о самом себе в 3–м лице. «Отождестви себя с [духом] Безмолвно Смотрящим, называя обычного человека в себе в третьем лице, – записывает Борис Николаевич. – Пусть будет этот человек для тебя «он», а не ты. Он пошел, он сказал, он уехал, он огорчился, он подумал – все он, но не ты, стоящий над ним, над своим малым «я», как утес над бегущим потоком. Поток – это жизнь, а ты – лишь смотрящий и помнящий все. Ты вечен, и ты непреходящий, он же – обычный в тебе, всем сменам подвержен» [Гр.А.Й. 1959 г. 86. См. также: Гр.А.Й. 1959 г. 301.].
Четкое различие этих сфер помогает уменьшать остроту чисто личных переживаний, придавая им более широкую перспективу. Личные чувства тяготеют к ярко выраженной полюсности, часто болезненной и мучающей сердце (веселие и печаль, приобретения и потери, восторги и разочарования, покой и волнения и т.д.). Мы же учимся воспитывать в себе более уравновешенные, неэгоистические чувства и руководствоваться более взвешенными подходами в жизни. [Например: Гр.А.Й. 1958 г. 1110. (917); 1959 г. 79.]
1.4. Близок к этому способу совершенствования другой – развитие умения обобщать, синтезировать, обнаруживать в мировоззрении, жизненных ситуациях, в людях не только и не столько различия, сколько именно общее. Оно же будет глубинным, сущностным, самым важным вне пестроты особенностей (которые тоже нужны, но не должны нас разделять). В книге «Аум» отмечается: «Сознание растет синтезом, оно не может продвигаться узко. Движение сознания будет от центра, захватывая круги нового понимания» [Аум. 88.].
В личностном плане Учение призывает нас к преодолению узкой специализации и повышению познавательного интереса к различным областям науки, искусства, религиозно-философского знания.
В социальном плане Учение несет весть о Новой Эпохе, эпохе объединения и сотрудничества «всех и во всём». Такой подход направлен на нейтрализацию конфликтности, ревности, зависти и т.д. Духовный человек ищет то, на чём можно объединиться, что можно добрым отношением поддержать и утвердить. «Добрый глаз» – так звучит этот принцип в Живой Этике. Чем выше и чище от личных амбиций основание для сближения, тем сла́женнее и долговечнее будет любой союз. [Например: Гр.А.Й. 1955 г. 338, 367.]
1.5. Важное место в деле совершенствования занимает утверждение в себе всей богатейшей палитры нравственных, познавательных, волевых, коммуникативных и т.д. качеств сознания. Бо́льшая часть их собрана для удобства практикующих в композиции «Цветок духовных качеств». В «Гранях Агни Йоги» отмечается: «Цепь не крепче своего самого слабейшего звена. Человек не сильнее своего самого слабого или легкоуязвимого места. Потому Указует Учитель укрепить слабые звенья кольчуги духа» [Гр.А.Й. 1968 г. 27.]. «Потому нужно гармоническое развитие всех качеств духа, или симфония качеств. И если все хороши, а одно сильно хромает, то хромота не позволит продвигаться успешно, пока не будет устранена» [Гр.А.Й. 1972 г. 143.]. Об их значимости и подходах к их воспитанию на Абрамовских чтениях регулярно звучат доклады.
Второе направление развития сознания – преодоление пространства. В этом большую роль играет воображение, которое мы сознательно настраиваем и наполняем соответствующими образами. В Учении описываются следующие упражнения:
2.1. Наблюдение за собой как бы со стороны и представление себя в различных обстоятельствах и местах.
Поле рефлексии расширяется: мы не просто анализируем свой внутренний психо-ментальный поток, но развиваем навык управления им, а также более целостное ви́дение жизненных ситуаций. Важное условие здесь – оторваться от прошлого, от привычного обихода, уметь перенестись сознанием и представить себя в том числе в незнакомой местности, точнее, в разных местах и частях мира. Например, идущим по бе́регу моря, а может, по его дну, или в джунглях со всеми сопутствующими звуками, запахами и ощущениями (насколько это возможно вообразить ментально). Стремление к яркости и четкости представления будет воспитывать восприимчивость, чуткость и наблюдательность.
«Очень трудно представить себе себя в каком-нибудь отдаленном пункте, всецело перенеся туда свое сознание, ярко ощущая себя не в своей комнате, на своей улице, в своем городе, но именно там, в другом месте, в другом доме и другом окружении, и оттуда уже смотреть на то место, где находится оставленное духом и сознанием физическое тело. Очень трудно в сознании отделиться от тела и его непосредственного окружения. Но в этом можно упорно и ритмично упражняться. …И частицы духа, посланные в пространство и вернувшиеся обратно, дальние вести приносят. Но процесс тонок и требует сосредоточенности, внимания, тренировки и утонченности восприятия. …Так можно почувствовать не только настроение далеких отсутствующих, но и настроение городов, стран и тонус явлений или событий, в них происходящих. …Полеты мысленные в духе могут дать много полезного... Полеты в духе, полеты мысленные, полеты в воображении желательны, ибо являются необходимой ступенью к свободному полету в ауре духа и освобождают сознание от цепей трехмерного мира» [Гр.А.Й. 1955 г. 48.]. «Сознательно вызванные представления местности отдаленной связывают с ней сознание и приближают её возможности, вплоть до действительного соприкосновения с ней, то есть полета в неё… Прежде чем научиться летать в ментальном теле, нужно научиться облетать мыслью мир. Трудно летать, если мысль неподвижна и прикована к своей комнате» [Гр.А.Й. 1953 г. 401.].
«…Дух может ощутить или представить себя мгновенно везде, где он хочет, - подчеркивается в «Гранях Агни Йоги», - и в себе унести впечатление места и времени». [Гр.А.Й. 1958 г. 189 (134).]. «Способность отрываться мыслью и сознанием от того места, где находится тело, следует углублять и обострять постоянно. Потом это войдет в привычку. В пространстве нет ни верха ни низа, ни здесь ни там, ни севера ни юга, все Ныне и Здесь, где сознание и мысль. Все прочие мерки и ориентиры относительны» [Гр.А.Й. 1959 г. 108. См. также: 1958 г. 1006. (824); 1962 г. 408.].
2.2. Умение смотреть сверху, с высоты, представляя себя, например, на высокой башне или скале. Подобные образы психологически преломляются внутри нас в спокойствие, равновесие, мирное, отрешённое отношение к скоропреходящим условиям и подробностям жизни. Ви́дение сверху поощряет мышление к обобщению, большей соизмеримости, плавности, вмещению, открытости. В Живой Этике отдаётся предпочтение этому способу восприятия и познания: «Правильна мысль о познавании явлений снизу или сверху. …[Второй] способ познавания: человек героически возвышает свое сознание и уже сверху наблюдает явление. …Самое сложное явление окажется ниже сознания и будет восприниматься легко. Второй способ восприятия есть путь Братства» [Братство, 595.]. «Лучше подняться над жизнью и созерцать ее сверху, как бы став на высокой скале над рекою, текущей вниз. Скала эта – скала духа, неуязвимого преходящим и переживающего все фазы его» [Гр.А.Й. 1959 г. 71. См. также: Гр.А.Й. 1955 г. 76; Сердце. 521.].
2.3. Умение летать мыслью, например, мысленно облететь город, область, страну, планету. Это легче воспроизвести тем, кто летал на самолетах. Такое умение явно приближает к будущему состоянию в Надземных мирах, где тонкое тело легко перемещается туда, куда направились мысль и желание. «Приучайтесь облетать мыслью планету свою и миры – по этим каналам дух, тела лишенный, будет летать, когда крылья почует. …Для тела земного – где тело земное, там и мысль, для духа – наоборот, где мысль, там и дух, и сознание. И дух расстояний не знает, и нет их для мысли» [Гр.А.Й. 1958 г. 595 (488).].
«Дух не ограничен пространством земным и расстояниями. Потому в духе можно летать и передвигаться беспрепятственно. Двигателем духа в пространстве является мысль. Прежде чем научиться летать в духе,.. надо приобрести полную свободу движения в мыслях, движения мысленного, то есть в воображении. Полеты духа в мыслях силою воображения, полеты в воображении будут необходимым преддверием полетов действительных» [Гр.А.Й. 1955 г. 48.].
«Предвестницей полета духа является устремленная мысль. Облетать мыслью планету – значит прокладывать пути для будущих полетов духа. Это условие имеет особое значение после освобождения духа от плотного тела, давая ему крылья. Тонкому телу мысль крылья дает…» [Гр.А.Й. 1959 г. 56. См. также: Гр.А.Й. 1952 г. 287, 1953 г. 401, 1955 г. 76, 1964 г. 435, 1968 г. 564, 1969 г. 583, 1972 г. 61.].
2.4. Устремление к дальним мирам. Живая Этика настойчиво указывает новое направление мышления, которое открывает человечеству будущее поле деятельности, предназначенное ему эволюцией. Научно–техническое освоение космоса – это необходимый, но лишь начальный этап достижений. Прилагая к макрокосмосу и микрокосмосу такие принципы, как многомерность, беспредельность, бессмертие духовного начала, Авторы Живой Этики смещают акцент устремлений человека к исследованию собственной внутренней природы. Именно в ней, считают Они, заключены неисчерпаемые возможности индивидуального и социального развития. Первой силой, дерзко противостоящей темноте неизвестного, была всегда, как мы знаем, мысль человека2.
В Живой Этике подчеркивается: «Пусть мысли приобретают полезные полеты. Нужно воспитывать их, чтобы дальние расстояния не смущали мыслителей. Прежде чем почувствовать себя гостем всех планет, нужно приучить сознание к малым размерам Земли. …Мысль должна не только охватить Землю, но и любить мысленные полеты к дальним мирам» [Аум. 242.]. «Сущность устремления к дальним мирам заключается в усвоении сознания нашей жизни на них. Возможность жизни на них является для нашего сознания как бы каналом приближения» [Община. § 44]. «С Дальними Мирами соединяет мысль, но, конечно, эта мысль должна быть сверхличной. …На космический простор выходит мысль, освобожденная от земных притяжений» [Гр.А.Й. 1959 г. 56.]. «Предлагаю устремиться мыслью по новому руслу, сосредоточив ее на одном из Дальних Миров, скажем, Венере, и перенося при этом сознание свое и себя в мысль. Где мысль, там и я. Прекрасное упражнение для ментального тела. Плодоносно оно, ибо мысль магнитна. Она при успехе приведет к космическому мышлению, ибо земное оставляется на Земле. Туда устремляйтесь со Мною везде и всегда. Вначале поступления мыслей будут скудные. Но станут расти. Освобожденное от земного, мышление найдет космический язык, общий для всех точек Вселенной, и научится его понимать» [Гр.А.Й. 1959 г. 351.].
Примечательно, что на основании современных научных исследований активности мозга доказано, что, как это ни парадоксально, мозг человека одинаково реагирует как на реальные ощущения и события, так и на то, что человек только представляет и думает. Мозг отражает работу сознания. Значит, представленная нами прогулка по вершинам деревьев или облакам для внутреннего человека в нас будет совершенно реальной – всё дело в том, чтобы суметь вообразить её ярко, увлекательно, без сомнений и страхов…
Отметим, что в психическом преодолении пространства особую ценность приобретают образы, вызывающие у нас симпатию, укрепляющие мышление и наполняющие его красотой и разнообразием форм. Их следует сознательно накапливать.
История культуры содержит примеры необыкновенно развитого воображения и чувствознания. В то время, когда окружающие условия жизни были еще далеки от возможностей реализации смелых идей, творцы, свободно перемещаясь мыслью в пространстве, умели не только постичь новые горизонты, но дать точные расчёты, рисунки и схемы своих изобретений. Например, Леонардо да Винчи создавал чертежи водолазного костюма, прототипов вертолета, дельтаплана, парашюта; К.Э. Циолковский разрабатывал модели дирижабля, моноплана, поезда на воздушной подушке, многоступенчатой ракеты для межпланетных путешествий, космического лифта, а в повести «На Луне» 1887 г. реалистично описал поверхность Луны…
В общих чертах обозначим еще один важный момент. В «Гранях Агни Йоги» показано, как более понятная нашему земному уму способность перенесения сознания (ментального образа себя) в далекие места и иные условия заменяется в перспективе другой: через устойчивое сосредоточение избранное место (или даже человек) охватывается сознанием “внутри себя” [Гр.А.Й. 1959 г. 290, 303.]. Так представление о “полете” (воображаемом перемещении себя) в далекие места является промежуточной ступенью.
В заключение отметим, что развитие более тонких (высших) сторон человеческой природы (микрокосмоса) позволяет приближаться к сфере духа. Дух же, подчеркивается в Учении Жизни, «вневременен и внеместен, вне трехмерного пространства» [Гр.А.Й. 1959 г. 290.]. «Дух вездесущ, потому уже не Говорю о расстояниях – не знает их мысль. Потому всё внутри, и всё в духе, и дух везде, где может мысленно лететь. Фактически нет и полета, ибо мысль – дитя духа» [Гр.А.Й. 1959 г. 303.]. Так, внешне несложные упражнения ведут к значимым последствиям – развитию новых способностей человека и расширению пространства его творческой деятельности.
Третье направление развития сознания – преодоление времени.
3.1. В Учении Жизни сделан акцент на самое пламенное устремление в будущее. В «Гранях Агни Йоги» дается однозначная установка: «Как бы ни было хорошо настоящее, будущее всегда его шире, и глубже, и значительнее» [1953 г. 410.]3. Поскольку это будущее в Учении не имеет никаких границ, оно беспредельно, то не только краткий миг настоящего, но даже вся текущая земная жизнь человека рассматривается как «мало-малейшая частица… [его] существований» [Мир Огненный. ч. 2. Послесловие]. Всё лучшее – встречи, достижения, осуществление планов и надежд – всё в будущем.
«…Жить радостью космических построений, жить радостью духа, радостью Будущему – значит найти неиссякаемый источник бодрости, мужества, огненного устремления. Будущим этим живите. Настоящее радости этой не даст. Слишком оно несовершенно. …Настоящее – только ступень к более совершенному Будущему» [Гр.А.Й. 1959 г. 45. (М.А.Й.).].
За прошлое невозможно держаться: оно уже ушло. «Позади всё сожжено для огненной Йоги», – утверждается Учении [Агни Йога. 253. См. также: Община. 184; Сердце. 490]. О настоящих же условиях жизни даётся мудрый совет помнить, что «и это пройдет». Всё земное коне́чно, разрушение форм жизни необратимо. С нами же остаётся только то, что глазу невидимо, руке неощутимо, но способно дать огонь жизни чаше и сердцу – это опыт, знания, лучшие воспоминания, возвышающие чувства и стремления…
3.2. В книгах Учения Жизни настойчиво даются советы о «проведении более длинной линии» и «весах беспредельности». Эти мысленные упражнения развивают ответственность, соизмеримость с Высшим, ответственность и подвижность мышления. Воображение позволяет сжать длительные промежутки времени в четкие картины будущих неизбежных последствий наших решений и поступков. Учение призывает к размышлению над ними в перспективе будущего. «Бесполезно думать, удачен или неудачен текущий момент, – лишь вдвигая факт в будущее, находим его ценность. Так складывается действительность будущего» [Агни Йога. 128.]. Борис Николаевич записывает: «Проведя более длинную линию и вдвинув факт в будущее, можно увидеть, к чему ведут малые попустительства и потворство желаниям низшей природы в себе. Злое семя, хотя бы и малое, даст недобрые всходы. …Поэтому маленькие слабости, но в проекции будущего, уявляют безошибочно свой неприкрытый лик, свою обнаженную сущность, и позволяют видеть опасность, заключенную в них» [Гр.А.Й. 1959 г. 175.].
Как известно, всё начинается с малого. Именно эта малость, как бы незначительность наших мыслей и желаний часто обманывает нас, а между тем они часто ведут к большим тратам времени и сил. Поэтому полезно спрашивать себя: если мы будем поступать так часто или даже регулярно, к чему приведут эти действия. Как глубоко указано в Учении: «Качество и последовательность малых мыслей наслаивают основу больших действий. …Пусть энергия нарастает без сора!» [Агни Йога. 629.]. «Хочу приучить вас к весам Беспредельности. Это накопление происходит не скоро, так же как и сопоставление событий. Неофит не может события ввести в размеры мировые, ему даже трудно и необычно переменить свою комнату. Где же тогда думать о мировых крыльях!» [Сердце. 191.]. «Определив длительность явления во времени, можно отвести ему должное место в сознании с тем, чтобы вещам кратковременным внимания не уделять больше того, чем они заслуживают» [Гр.А.Й. 1959 г. 219.]. «“Взвесь на весах Беспредельности всё, что имеешь, всё, чем мучаешься, всё, что мыслишь, и всё, что вокруг, и, взвесив, найди и им, и всему их законное место в пределах Беспредельности. И пойми, что малая монета или вещь перед глазом может заслонить Солнце”. Но Солнце жизни должно сиять, не заслоненное ничем. …Луч Вечности освобождает сознание от нагромождений» [Гр.А.Й. 1953 г. 53.]. «Главные силы человечества рождаются из прогноза. Откуда мужество? Откуда стремление? Откуда одоление?» [Агни Йога. 128.].
3.3. Еще одно полезное для совершенствования задание – это сформулировать для себя и принять как руководящее начало цели, выходящие за пределы одной земной жизни (воплощения). В «Гранях Агни Йоги» отмечается: «Человек остается с тем, чему отдает свое сердце. И если то, чему отдано сердце, явление малой протяженности или круга, то человек остается ни с чем, как только явление завершает этот свой круг. Потому мудрость заключается в отдании сердца явлениям наибольшей длительности. Такими явлениями будут беспредельность и дух человека,.. на стержне которого нанизаны круги жизни отдельных воплощений» [Гр.А.Й. 1959 г. 181.].
«Непоколебимы Основы. На Них строятся ступени эволюции. Пределы сферы личности ограничены краткостью жизни, но индивидуальности – перекидываются через столетия и тысячелетия, образуя устои серебряного моста в Беспредельность. По упорам этих устоев можно судить о делах, заложенных в той или иной жизни, и, связав эти жизни в одну жемчужную нить духа, начать постигать глубину и величие космической эволюции человечества нашей планеты» [Гр.А.Й. 1959 г. 242.].
«Лишь бы сердце не ошиблось при выборе того, что любит. ...Потому усиливайте любовь к явлениям, с которыми хотите быть неразлучно. Кто любит вино, кто карты, кто сомнительные развлечения, кто книги, ремесло, искусство, а кто – Учителя Света. Мысль остается с тем, что избрано сердцем. Так сердце ведет человека, и мысль подчиняется сердцу» [Гр.А.Й. 1959 г. 253.]. «Весь вопрос в том, чему отдано сердце. Если земному, то жатва земная будет уделом, если Учителю Света, свет будет жатвы плодом» [Гр.А.Й. 1959 г. 304.].
«Хорошо уже на Земле утверждать цепь действий, ведущих за пределы одной жизни и продолжающихся в Беспредельность. Проведение более длинной линии уявится в этом. Это и будет мудростью. Короткие действия теряют свой смысл, ибо, в лучшем случае, ограничены временем одного воплощения. Но утверждается Беспредельность, и путник пути беспредельного действия свои устремляет в Нее, и длительность их не ограничивает малым кругом одной жизни. Жить в вечном и будет означать цепь действий, следствия которых устремлены в бесконечность будущего. При понимании этого реальной становится мысль, что всё достижимо, ибо всё Будущее, которое есть, лежит перед человеком, как поле неограниченных нахождений и достижений. …Протянувший нить жизни в Беспредельность будет победителем смерти. Потому действие оставлено человеку как средство бессмертия достичь. Тот, кто знает путь свой, намечает целый ряд действий, ведущих его в Будущее, далеко за пределы окружающей его в настоящем Сферы. Мостом в Беспредельность их можно назвать» [Гр.А.Й. 1959 г. 260.].
В другом фрагменте читаем: «Если же цель [человека] лежит за пределами одной или даже нескольких жизней, то можно сказать, что путь в Беспредельность найден. Когда говорилось о забрасывании дальних якорей, имелась в виду длительность действий, выводящих человека за пределы трех его оболочек, ограниченных временем, то есть смертных. Так, каждый раз, когда совершается действие или поступок достаточной длительности, утверждает тогда человек бессмертие свое» [Гр.А.Й. 1961 г. 100.]. Такие цели-якоря многогранно и убедительно освещаются на страницах Учения Жизни: это и познание, и помощь людям, воспитание качеств духа и другое.
3.4. Известно, что человеческое сознание растёт медленно и внешне незаметно. В Живой Этике уделяется большое внимание в наблюдении за его ростом срокам – трёхлетним, семилетним и другим. Это своего рода фазы, этапы нашего духовного продвижения. Так, во второй книге «Озарение» предлагается измерять поток жизни «трехлетием [это примерно тысяча дней] – получается шаг гигантов, которым перешагнуть через столетия уже не страшно. Так психология духа просачивается на Землю. Для земных оболочек каждое столетие угрозе подобно. Но мост духа дает крылья истины» [Ч. 2, гл. VIII. 7.]. В книге «Община» поясняется, что «каждое трехлетие представляет ступень сознания, так же как каждое семилетие является обновлением центров [сознания]. Успейте понять, что сроки сознания неповторяемы и потому непропустимы» [§ 79.].
«Разумный путь распадается на разделы около тысячи дней в каждом. Эти трехлетия, подобные по внешности, совершенно отличны по качествам духовного сознания. Чем резче черта, тем планомернее путь. Обычно первый год трехлетия является подготовительным, второй – действующим, третий – уже смутно тягостным преддверием» [Листы сада М. Озарение. Ч. 3, гл. IV. 12.]. «По ступеням трехлетий можно следить за изощрением восприятий» [Агни Йога. 34.]. «Не случайно названы сроки трехлетия и семилетия, лишь в таких пределах можно заметить изменение сознания» [Надземное. 33.].
Внимательное отношение к срокам позволяет нам более вдумчиво строить планы, более пристально анализировать результаты и тем самым вводить новые критерии оценки своей жизни – именно на основе роста сознания.
3.5. Ещё одним шагом в преодолении времени является изменение отношения к повседневности. В силах человека, настаивает Учение, превратить тягостный, часто однообразный поток дней в 365 ступеней к Свету, Красоте и Вечности4. Ключ к этому лежит в осознании ритма и необходимости вмещения таких качеств, как, с одной стороны, постоянства, устойчивости, терпения, и, с другой стороны, подвижности, стремительности, активности.
Первый шаг в применении ритма будет таким же, который мы упоминали выше, – это серьёзный отбор особо ценных для нас явлений, событий и даже людей, присутствие которых мы хотели бы утвердить и закрепить в нашей жизни. Необходимо осознать, что́ мы считаем достойным для наполнения своего сознания. К этим отобранным явлениям и следует применить ритмичность. Приобщение к прекрасному в природе и искусстве, чтение духовных книг, молитва, беседы с единомышленниками и т.д. – всё это следует сознательно и ритмично утверждать, если мы хотим добиться реального духовного продвижения. В «Гранях Агни Йоги» указывается: «Во всём, что хотите сохранить до конца, ритм утвердите» [Гр.А.Й. 1955 г. 419. См. также: Гр.А.Й. 1959 г. 86.]. Ритм «собирает и накапливает нужную для движения силу и создаёт инерцию мощного движения» [Гр.А.Й. 1954 г. 558; См. также: Гр.А.Й. 1956 г. 917.].
В Живой Этике подчеркивается: «Ритм спирали [спирального движения] возрастает пропорционально с восхождением. Свойство времени, которое так тягостно человечеству, утверждается как сияние мощи течения творческой спирали. Люди так страшатся времени и являют понимание развала их сооружений, потому что уявлено человеком движение неритмическое. Красота спирального напряжения будет заложена во всем творчестве» [Беспредельность. 114]. «Система, ритм имеют решающее значение, – читаем в другой книге Учения. – По жизнеописаниям [великих людей] усмотрите, как ритм укрепляет ум и Огонь [т.е. психическую энергию]» [Мир Огненный, ч. 1. 387].
Ритм – это своего рода меч духа, с помощью которого человек способен неуклонно побеждать разнообразие внешних влияний и сопротивлений и настойчиво продвигаться к далекой цели. «…Ритмичное, спокойное, от условий стихийных и внешних не зависящее движение к далекой цели надо в себе утвердить. Надо приучить сознание к неизбежности и противных и попутных ветров и течений... Сопротивление среды есть результат быстроты движения» [Гр.А.Й. 1953 г. 53.].
Четвёртое направление в развитии сознания – это повышение его напряжения. Сильно упрощая, можно сказать, что здесь акцентируется внимание на объёме и количественных показателях психического состояния.
4.1. Первейшая задача в деле совершенствования – последовательное достижение внутренней согласованности сознания, которая, по сути, является подлинной основой равновесия и гармонии. Мысли, побуждения, чувства, слова и поступки в идеале должны являть единую линию устремления, не противоречивую в самой себе, не изломанную сомнениями и опасениями. Из желаний сердечно-волевым усилием вырастает устремление, а из него – новые дерзания к необычному, выходящему за рамки земной очевидности. «Только когда мысль приводит к осознанию желания, можно творить. Все заложено в устремлении. Ведь основа каждого действия есть устремление, потому чем ярче выражено устремление и чем осознание яснее оформлено, тем устремление творит мощнее. Люди не умеют желать. Люди не знают меры, ведущей к творчеству. Люди не направляют желания к достижению. Потому каждая устремленная мысль может освободить дух от космического отброса. …Оформление желания дает импульс творческим проявлениям» [Беспредельность. 796.]. «…Согласованность духа является матерью творчества» [Беспредельность. 93.]. «Чем устремленнее спираль, чем она огненнее, тем легче освобождается сознание от ненужного сора» [Гр.А.Й. 1956 г. 176.]. «Чем напряженнее, чем собраннее, тем мощнее» [Гр.А.Й. 1953 г. 106.].
Конечно, желаний может быть много, но нельзя разбрасываться силами и временем, поэтому от некоторых из них стоит совсем отказаться, точнее, сознательно заменить их самыми важными и заветными. «Нужно знать прежде, чем мочь… – отмечается в «Гранях Агни Йоги». – Надо знать, чего хочет дух. Пусть будет немного желаний, вернее, стремлений таких, ибо каждое требует время и действий, но пусть будут они достаточно сильны, чтобы огни возгорелись…» [1957 г. 545.] и магнитно привлекли еще бо́льшую пространственную энергию. Этот процесс усиливает внутреннее психическое напряжение, и необходимо, чтобы оно было гармоничным, чтобы все части нашего существа действовали слаженно, иначе не миновать переутомления, перегорания, болезней. «Огненная энергия неурегулированная сожжёт. Разлетятся вдребезги неслаженные части. Но гармоничность выдержит любое напряжение», – подчеркивается в «Гранях Агни Йоги» [Гр.А.Й. 1952 г. 165.].
«Как бы все существо человека напрягается в едином устремлении и создает монолит мысли, неразделенной в себе. ...Даже мысль малая, но монолитная, силу имеет. ... Растущая мощь в случае неумения управить собою и привести энергии внутри к согласованности станет силой разрушающей, но не творящей. Овладение собою есть ступень неизбежности при растущих огнях» [Гр.А.Й. 1955 г. 483.]. «...Чем напряженнее, тем огненнее и светоноснее. Напряжение – огненность – Свет» [Гр.А.Й. 1961 г. 510.].
В Учении Жизни согласованность,
созвучие обозначены как закон, действующий в мироздании, и особенно ярко и
стремительно он проявляется в сфере тонких энергий. Поэтому закономерно, что человечеству
указан вектор к дальнейшему расширению
сфер согласованности – «между духом и духом, между духом и планетою, между
духом и Космосом» [Беспредельность. 94], между нашей волей и Волей Высшей.
4.2. Еще один важный аспект связан с естественным расширением круга нашей деятельности. В «Гранях Агни Йоги» разъясняется: «Бывают эти круги малые и большие, короткие и длительные… Для малого сознания вся его жизнь и все его действия проходят малым кругом... Далеко расходятся круги жизни большого сознания, захватывая массы людей, целые народы и целые эпохи. ...Подвиг Великой Жертвы [Христа] был действием круга огромного диаметра, охватившего окружностью своею всю Землю» [Гр.А.Й. 1953 г. 436.].
«Жить для других, – отмечается в «Гранях Агни Йоги», – жить интересами коллектива, народа, Родины, всего человечества – значит вывести сознание из малого личного круга, сделав новую окружность его равной тому явлению, которое охватывается этим. Чем шире сознание, тем оно выше» [Гр.А.Й. 1960 г. 368. См. также: Беспредельность. 195, 202; Гр.А.Й. 1952 г. 153; 1953 г. 496, 531; 1961 г. 100; 1962 г. 30.].
Наши действия начинают охватывать всё большее количество людей, а значит приносить свою пользу и благо. Обратной стороной этого процесса, конечно, является рост ответственности, меры даяния и самоотдачи. Внутренняя готовность к более масштабным делам, мужество перед неизбежными трудностями свидетельствуют о растущей силе духа и способности выдерживать повышенные нагрузки. Согласно Учению, круги наших действий служат четким критерием широты сознания.
Отметим, что включение в свой круг всё новых видов действий ведет также к сокращению (не к уклонению!), необходимому и добровольному, целого ряда повседневных, бытовых дел либо времени, которое затрачивается на них. Это становится возможным, в том числе, благодаря находчивости, сообразительности, умению отличать действительно нужное и неизбежное от лишнего и чрезмерного. Жизнь человека становится насыщенной и интересной, внутренне разнообразной и напряженной.
4.3. К расширению круга деятельности примыкает еще один способ развития сознания – это вмещение действий вне зависимости от их внешнего размера и масштаба. Чем шире палитра такой вместимости сознания, чем более достойно, человечно и красиво способен человек отреагировать, отзвучать даже на самые, казалось бы, внешне незначительные эпизоды жизни, – тем более духовно зрелым он является. Нет таких якобы мелочей, деталей, которыми стоило бы пренебрегать и отвращаться. Живая Этика учит, что значимость явления или события меньше всего проявляется в их видимом размере, внешней яркости и эффектности.
Е.И. Рерих учила распознавать под обманчивыми покровами очевидности «молчащее» и «горящее» сердце, себялюбие и самоотверженность даяния. Критерием такого различения как раз служит готовность к любому труду по Высшему Зову: «…Следует сказать, что когда кто-то имеет величайшее счастье и привилегию получить доступ и Указ от Владыки и если исполнение этого Указа требует, чтобы он окунулся в самые отбросы жизни, в самое отравленное горнило жизни, и если при этом все существо его будет устремлено к лучшему выполнению Указа, то по исполнении его он может оказаться на вершине. Тогда как самый ярый аскет, живущий в ледниках, но молчащий сердцем и не горящий на Указ, пребудет в духовной пустыне, откуда нет пути к сияющей Твердыне Жизни Вечной. Как Сказано и как я уже писала, “нет такого человеческого действия, которое не совершил бы для спасения Мира Владыка Будда, ибо он был Лев. Давно сказано о постниках. Не нужны Нам святые с полумерами. Мы ожидаем широких действий, во время Набата нельзя думать о житейском!”» [Письмо от 12.08.1934 г.].
В биографиях действительно
выдающихся людей мы можем найти этому немало ярких примеров. Мы знаем, как
великий духовный подвижник Сергий Радонежский решал масштабные государственные
задачи, убеждал и мирил князей, дал благословение на важнейшую для того времени
битву с врагом и одновременно смиренно трудился как умелый плотник и крестьянин
наравне с другими насельниками монастыря.
Также оставляет большое впечатление встреча Б.Н. Абрамова с Ю.Н. Рерихом в конце 1959 года. Юрий Николаевич, выдающийся ученый, решавший крупные научные задачи, чрезвычайно занято́й человек, проявил необыкновенную внимательность и чуткость по отношению к Борису Николаевичу в самых, казалось бы, простых, житейских вопросах, связанных с его местом жительством, пенсией и т.п.
Духовная дисциплина и
внутренняя организованность позволяют человеку всему найти и время, и сердечные
силы, чтобы проявить соучастие и поддержку.
4.4. На пути совершенствования обязательно возрастает сознательное противодействие негативным, разрушительным и безобразным, явлениям, то есть тому, что противоречит избранным духовным ценностям. Внутренне человек находится во всё усложняющейся (и утончающейся) борьбе с собственной инертностью, рефлекторностью мышления, самодовольством, гордостью и другими проявлениями низшей природы. Во внешнем мире также преодолеваются недоброжелательные и прямо враждебные влияния. В книге «Агни Йога» отмечается: «Помните закон тяготения и противодействия» [§ 656]. Тяготение подразумевает стойкость притяжения к Высшему Миру. Противодействие от врага даёт накал напряжения. Н.К. Рерих четко формулировал: «Тот, кто не был преследован за благо, тот и не являл его» [«Катакомбы»]. «Одно добролюбие, – читаем в Живой Этике, – без отвращения к злу [то есть готовности противодействовать ему] не будет действенно» [Мир Огненный, ч. 2. 144]. «…Негодование непременно происходит на основе любви. Если человек не знает любви, он не будет негодовать. Он вообще не возмутится и не создаст напряжения энергии» [Надземное. 239]. «…Люди не знают, как найти меру между возмущением духа и равновесием. Оба понятия необходимы для совершенствования, но как примирить воинственное возмущение духа с мудрым равновесием? Обычно эти понятия кажутся несовместимыми, но разве не равновесие отзывается на возмущение духа, когда последнее не переходит в раздражение и тем не рождает империл? Наоборот, возмущение, просвещенное и самоотверженное, создает самую драгоценную рубиновую броню [ауры]. Так лишь от правильного направления психической энергии яд заменяется драгоценностью» [Сердце. 190.].
4.5. Несомненно самым важным условием роста напряжения духовных сил является устремление к Высшему, почитание любимого Высшего Образа. Это настолько краеугольный принцип совершенствования, что он сам по себе образует отдельное направление. В рамках предлагаемой систематизации мы обратим внимание на один из способов саморазвития, связанный с этим устремлением.
Живая Этика говорит о главном принципе совершенствования – «подчинение низшего высшему» [Беспредельность. 115]. В этой перспективе внутреннее понимание и очувствование присутствия Высшего Начала во всех действиях жизни должно со временем преобразовать и победить всю земную суету и заботы дня. Постоянное предстояние утверждается идеалом подвижника духа. Учение призывает любое действие совершать так, как будто рядом находится Сам Духовный Учитель и всё видит. «Надо обиход возвысить до уровня устремлений... – записывает Борис Николаевич. – Учитесь жить так, как бы находитесь в явном Присутствии Учителя. Это сильно приблизит к Нему и расчистит пути. Многое из того, что делается, не сделаете в Его Присутствии» [Гр.А.Й. 1956 г. 466.].
Сначала, отмечается в «Гранях Агни Йоги», мы совершаем как бы в присутствии Учителя те дела, которые почитаем особо важными. Но по мере роста сознания, когда ощущение Близости усиливается, укрепляется в сердце постоянная молитва, – все, даже обычные дела, творятся вместе. «…Необычной делается вся жизнь. …Ибо нет ни большого, ни малого, и всё имеет значение, и Владыке можно посвятить всю жизнь, все мысли, все чувства и все действия» [Гр.А.Й. 1955 г. 273. См. также: Гр.А.Й. 1953 г. 44, 476; Гр.А.Й. 1960 г. 18.].
В «Гранях Агни Йоги» 1970 г. четко указывается: «Перед нами задача – научиться делать всё, что приходится делать в жизни обычной, не удаляясь от Учителя! …Как изменятся в этом случае речь, жесты, поступки и все поведение! В присутствии Учителя многое, допускаемое без Него раньше, станет совершено невозможным. Попробуйте вести разговор с кем бы то ни было, представляя себе, что Учитель здесь, рядом, что каждое слово Он Слышит и Видит каждое движение» [Гр.А.Й. 1970 г. 371.].
В Записях Б.Н. Абрамова уделяется очень много внимания утверждению совершенно нового самоощущения: «Можно делать дела и заботиться обо всем, не отдавая сердца призракам Майи. Учитель превыше всего и всей суеты преходящей. За близость Его надо бороться, не позволяя волнам текущего дня смывать основание жизни. Сквозь Лик Учителя можно смотреть на всё, происходящее вокруг, ставя Его между собою и жизнью. Но для этого нужно, чтобы Он был постоянно в вашем сердце. …Если Близость слабеет, надо усилить ее, напрягая энергии сердца» [Гр.А.Й. 1959 г. 135. См. также: Гр.А.Й. 1959 г. 315.].
Такое понимание углубляет отношение к жизненным действиям, повышает и ответственность, и чуткость. Естественно возникающее при этом желание сделать лучше, что–то усовершенствовать и украсить ведёт к бо́льшему напряжению сил и самоотверженности.
4.6. Правильный путь развития сознания являет пробуждение и усиление собственной творческой активности. О неизбежности прохождения этапа самодеятельности убедительно говорится на страницах Учения Жизни. «Идущий правильно по пути, – отмечается в «Гранях Агни Йоги», – вступает в спираль творческих нахождений. – …Творчество есть естественный результат духовных накоплений и знак того, что центры [сознания] пробуждаются. Бесплодие творчества (ученика) – признак застоя сознания. После известной ступени раскрытие творческих способностей неминуемо. Остановить или подавить творческий импульс равносильно самоубийству. В творчестве скрыт плод устремлений духа и тысячелетний длительный опыт. Огненную волну подъема творчества встретим сознательно радостно. …Надо понять смысл и значение творчества. Творчество – это песнь пробужденного духа. Творчество есть приношение сокровищ. Творчество – уявление законов жизни. Творчество – путь восхождения. …Так возведем творчество в степень огненных проявлений духа, открывающих путь в область беспредельного познавания и совершенствования. Путь огненный есть путь творческих нахождений» [1952 г. 447.].
Интересно то, что, как правило, жизненные задания возникают не извне, а человек сам (изнутри) приходит к выводу о необходимости какого-либо действия. Конечно, повседневных задач, которые стоят перед любым человеком в земной жизни, никто не отменяет, и свой долг нужно хорошо исполнять. Вместе с тем важно не заглушить в себе эти порывы к новым само-заданиям, к творческим выявлениям. Именно этот огонь сердечного и мысленного напряжения строит новые ступени жизни. «Работа умножается, самозадания растут. – записывает Борис Николаевич. – Время, отдаваемое самому главному, удлиняется» [1953 г. 476.]. «…Нов вечно Учитель, и следующий за Ним не знает исчерпанности и бесплодия творчества. По этому признаку и судите о Близости к себе Иерарха [Духовного Учителя]» [1958 г. 744. (608).].
В заключение отметим, что обозначенные нами 4 направления позволили в ёмкой форме отразить некоторые особенности человеческого сознания и обобщить ряд важных путей его развития. Процесс совершенствования ведёт к постепенному сознательному вхождению человека в более тонкую и пластичную реальность. Учение Жизни настаивает на преодолении в мыслях (в духе) и пространства, и времени в их земном представлении. Оно подготавливает сознание к вмещению возвышенных, огненных по своей сути, идей и ценностей, идеалов и целей, которые будут обострять внутреннее психоэнергетическое напряжение. Последовательное применение предлагаемых в Учении способов саморазвития поможет осуществлять этот процесс созидательно и достигать нового уровня гармонии, познания и творчества.
Доклад прозвучал на XXV Абрамовских чтениях 2021 года в г. Венёве Тульской области.
1 Более подробно в статье автора см.: «Самонастрой как метод духовного совершенствования».
2 Более подробно см. статьи автора: «Дерзновенный полёт мечты» (Журнал «Восход», № 4 (324), Апрель, 2021), «“Зов Беспредельности”. К 60-летию первого полета человека в космос».
3 В книге «Агни Йога» (§ 253) имеются выразительные сопоставления: «Украшение будущего всеми цветами воодушевления – свет зари. Украшение прошлого – как венок могильный. Утверждающий мощь будущего – Наш воин, даже сила его умножится от сокровища будущего. Как час устремления подобен вихрю, так обращение назад подобно тлению».
4 Например, Иерархия, § 176: «Истинно, если знаете непрестанное предстояние, уже имеете кратчайший путь к Нам. Для людей обычно особенно страшна каждодневность. Для них она есть символ утомления и нисхождения. Между тем для Нас каждодневность является совершенствованием и восхождением. Она открывает Врата Беспредельности. Можно полюбить каждодневность, ибо она закаляет дух и дает мужество помыслить о нескончаемости цепи трудовых веков. Кому–то они – устрашение, но утонченное сознание примет их как источник бесконечного творчества. Прекрасные культы тускнели от каждодневности, но как прекрасно сознание, что даны каждодневная преданность и пылающая любовь к Иерархии. Если скажу: “Люблю Тебя, Господи, и предан Тебе, Владыка, и чту Тебя, Учитель!”, в какой мощный хор обратится это славословие на дальних мирах! Так можно каждой преданностью открыть новые затворы, и как чудесно ощущать неисчерпаемость великих понятий. Явление завещания может быть кратко: “Пылайте сердцами и творите любовью”». См. также: Гр.А.Й. 1959 г. 156.