Публикуется по изданию: Абрамов Б.Н. в статьях, документах, письмах. Новосибирск: СибРО: ИЦ «Россазия», 2019.
Качаунова Антонина Николаевна – знакомая Б.Н. и Н.И. Абрамовых по Харбину. Когда Абрамовы в 1959 году приехали в Новосибирск, они около года жили в квартире Качауновых.
Качаунова Анна Дмитровна – мать Н.Х. Качаунова, харбинская знакомая Абрамовых.
Качаунов Николай Христофорович – муж А.Н. Качауновой, харбинский знакомый Абрамовых.
Публикуются несколько писем Б.Н. Абрамова к А.Н. Качауновой и членам её семьи (архив СибРО), у которых Борис Николаевич и Нина Ивановна Абрамовы жили больше года по приезде из Харбина в Новосибирск. Жить двум семьям в небольшой двухкомнатной квартире было очень непросто, и при первой возможности Абрамовы в поисках жилья уехали из Новосибирска. В своих письмах к Качауновым Борис Николаевич рассказывает о том, как складывалась их жизнь в Венёве, где они смогли обосноваться.
1
Б.Н. Абрамов – А.Н. Качауновой
8 июля 1961 г.
Дорогая Тося!
(...) Мы писать не могли часто потому, что устройство на новых местах и поиски подходящего места занимали всё моё время, при этом немного прихворнул с устатка и переутомления. Вы в поисках квартиры сносили пару туфель, топая по улицам города, мне же пришлось разъезжать по ж. дороге в разные места и там подыскивать что-либо подходящее.
Наконец нашёл нечто для нас более или менее подходящее, и мы переехали, прописавшись уже на постоянное жительство. г. Венёв, где мы поселились, небольшой городок, весь в садах, с небольшой речкой и хорошим водоёмом для купанья. В четырёх часах от Москвы. Мы сняли две комнатки с верандой и садиком, на условиях для нас вполне подходящих. Здесь и будем жить.
Вас интересует вопрос о домах. Здесь можно приобрести домик от 5 000 (5 тысяч) на старые деньги и дороже. Тысяч за 25 можно купить домик довольно подходящий. Здесь также и строятся, но какова стоимость построек, не знаю. Работу здесь по спец. Ник. Христофоровича найти можно, но трудно, т. к. городок не промышленный и, кроме каменного карьера, крупного ничего нет. Жизнь здесь не дешевле, чем у Вас, разве что яйца 1 р. 30 к. десяток. Некоторые вещи даже немного дороже, чем у Вас.
К Екатерине Николаевне мы зашли только один раз, т. к. обстоятельства не позволяли, но, к сожалению, не застали её дома. Ей написал и от неё получил одно письмо. Зайду, когда поеду в Москву, если удастся, т. к. надо будет покупать то, чего у нас в Венёве нет, а на это требуется время и очень много.
Благодарю Вас за то, что Вы посылали мне Ольгины письма, и очень.
Удивительно, как долго тянется здесь лето. Кажется, что ему нет конца, и это нас очень радует, особенно Нину Ивановну, которая его в Сибири совсем не видала. Мы сейчас в середине лета, а думается, что оно продолжается давно, давно. И очень тепло. Хорошо купаться, вода тёплая, тёплая.
Наш городок весь в фруктовых садах, и в нём много, много яблок. Есть и ягоды: чёрная смородина, вишня, крыжовник, малина, клубника, но нельзя сказать, чтобы они были дешёвые. Яблоки ещё не созрели. Арбузы не вызревают.
Мозжинка хотя и была местом красоты изумительной, но мы о ней не жалеем, т. к. и там были свои неудобства. Не знаю, что утешительного писала Вам Екатерина Николаевна относительно покупки дома и возможности переезда, но это дело такое, что надо повидать самому, собственными глазами, чтобы самим и решать. Ведь у каждого имеются свои собственные требования и желания. Мне почему-то кажется, что Ваше желание переезда скорее мечтательно-теоретическое, чем практическое, и, поговорив о переезде всласть, Вы отложите его на неопределённое время. С другой стороны, оно вполне понятно, т. к. Вам трудно представить, чтобы Вы провели в Сибири всю оставшуюся Вам жизнь и все холодные сибирские зимы, держа больную дочь взаперти круглый год.
Если у Вас есть какие-либо вопросы, спрашивайте, отвечу охотно. Красивые есть здесь места: напр., Таруса, городок Калужской области, на Оке, весь в садах и лесах. Там даже жил сам Паустовский, а недалеко от Тарусы – Поленов. Или город Углич на Волге, или Переяславль-Залесский, на огромном озере. Хорошие места, красивые. Вот только ездить-то по ним надо иметь время и деньги. Сразу ведь не отыщете то, что нужно. Хорошо, говорят, на Кубани: арбузы, дыни, овощи – всё дёшево.
С грустью услышал о том, что Вы серьёзно болели. Что же это Вы не поберегли сердце. Оно ведь требует заботы и бережного обращения. Кое-что в этом отношении зависит и от Вас самой.
О Вас часто говорим и Вас часто вспоминаем, а также и всю Вашу семью. Надеюсь, что на моё письмо Вы ответите и вообще будете нам писать. Очень уж Ваше молчание не соответствует тому, что Вы иногда говорили мне о своём отношении к нам.
Желаю Вам всего доброго, а главное здоровья и душевного равновесия и покоя. Привет от Нины Ивановны.
Ваш Борис Абрамов.
Вложено письмо для Анны Дмитровны и Ник. Христофоровича.
2
Б.Н. Абрамов – А.Д. Качауновой
2 октября 1961 г.
Дорогая Анна Дмитровна!
Утром отправил Тосе письмо, а днём получил Ваше. Ответ пишу сегодня же, а отправим его вместе с письмом Нины Ивановны на днях. Сегодня день у нас базарный. На базаре: мясо, гуси, утки, куры, последних больше живьём. Мясо всякое: баранина, свинина, скотское. Молоко, творог, сметана, яйца (1 р. 50 к.). Много яблок, но яблоки в такой же цене, как и в Москве. Капуста простая и кончающиеся помидоры. Есть даже крупяная греча, но она мне не по душе. На базаре небольшая барахолка, где продают разные вещи, преимущественно носильные. Можно купить хорошие самодельные туфли. Продают и валенки. Есть они и в магазинах. Даже сливы ещё были сегодня. Картошка и морковь. Картошка 2 р. 50 к. мешок. Мы купили 3 р. 50 к. с доставкой. Была и местная цветная капуста от 25 к. за кило и дороже (до 50 к. за вилочек).
У нас уже осень. Сегодня очень тепло, как летом. Вам издали кажется, что у нас райская жизнь. У нас тоже свои заботы и свои трудности, как, впрочем, и у всех людей. Увидите Марию Даниловну, скажите ей, что послал ей большое письмо, где выполняю то, что я ей обещал.
Приезжали к нам гости: одна старушка и другая наша большая приятельница. Приехали вечером, а на другой день уехали. Нина Ивановна, конечно, хлопотала по хозяйству, хотя это ей и трудновато. Мы о Вас вспоминаем часто и были бы рады повидаться с Вами. Вспоминаем о Вас всегда хорошо и с благодарностью. Вспоминайте так же и Вы нас, даже если Антонина Николаевна на нас и гневается. На её гнев внимания не обращайте, т. к. сегодня она нас ругает, а завтра похвалит и будет любить. Такой уж у неё характер, а даже ругая нас, она как-то по-своему нас всё-таки любит. Уж очень хорошо чувствую я её состояния, недаром прожили так долго вместе.
Был я однажды на рыбалке и поймал не рака, а чудовище: таких огромных раков я никогда не видал. Поймал его на удочку, потом я сделал рашню и наловил их десятка полтора. Вкусные необычайно. Раков здесь очень много, но ловить их скучновато.
Хозяйством мы занимаемся вместе с Ниной Ивановной: она готовит, я помогаю и хожу на базар и в лавки; таскаю воду (близко). Бельё нам стирают, но это очень дорогое удовольствие, более 50 к. за килограмм, а у Вас мы платили 2 рубля. Но у нас частное.
Был несколько раз в кино. Кино большое, недалеко, и нет никаких очередей. Картины разные: и хорошие, и плохие. Видел «Ледокол "Ленин"» в красках – очень интересно, и 1-ю часть «Воскресения». А Нина, вернее её муж, молодец, только боюсь, что Нине-то будет нелегко, да и Вам тоже весело будет за стенкой.
Как Вы себя чувствуете и как Ваше здоровье? Привет Тосе и Николаю Христофоровичу. (...)
Целую Вас. Ваш Борис.
Трудно Вам теперь без добавочного Тосиного заработка. Здесь бы она могла устроиться преподавательницей в школе в танцклассе.
3
Б.Н. Абрамов – А.Н. Качауновой
4 ноября 1961 г.
Дорогая Тося!
Надеюсь, что прошедшая душевная буря принесла в конце концов Вам чувство успокоения, а с ним и здоровья. Состояние сердца очень сильно зависит от внутреннего покоя. Вы пишете, что разочарование в Л. нанесло Вам сердечную рану, но понимаете ли Вы, что ставить сознание своё, будущее своё в зависимость от её поведения или её настроений или от чего-либо, связанного с неустойчивостью и слабостью характера другого человека, – это значит отдать себя в рабство этим возможным слабостям неустановившегося сознания. Мало ли что с кем может случиться, но ведь солнце-то от этого не перестаёт светить, а мир управляться своими законами, а Вы – двигаться дальше, если хотите. Об этом говорил Вам не раз, но Вы слушать меня тогда не хотели, пока сами не стукнулись в стену безысходности. Сердце тоже питаться должно, но питается оно всегда по созвучию: чем звучит само, тем и питается со стороны: художник – красками, музыкант – звуками, а мыслитель – мыслью. (...)
Конечно, наша дружба не нравилась. И много ещё будет сделано попыток, чтобы разрушить её, но хотящий её сохранить – сохранит. Дело не в безответственности мыслей, а в том, что мысли – это причины наших слов, чувств и поступков. Мысль – причина, а слова, чувства и поступки – следствия, которые находятся в полном соответствии с породившими их мыслями. И от следствий никуда не уйти, ибо процесс происходит внутри человека. Но если следствия не нравятся, то можно породить мысли им прямо противоположные; а рычаг мысли в Ваших руках. «Пропесочивать Вас не буду», т. к. Ваше понимание этого не требует и от необходимости этой освобождает.
Желаю Вам всего лучшего, а главное, устоять в том состоянии сознания, которое Вы завоевали и за которое заплатили такою ценой.
Привет от Нины Ивановны. Ваш Б. А.
4
Б.Н. Абрамов – А.Д., А.Н., Н.Х. Качауновым
24 декабря 1961 г.
Дорогие Анна Дмитровна, Тося и Николай Христофорович!
Поздравляем Вас с Праздником Новым годом и шлём свои лучшие пожелания.
Мы с Ниной Ивановной благодарим всех Вас за то внимание, которое Вы оказали Наталии Ивановне и Татьяне1 и очень просим Вас извинить за доставленное Вам беспокойство. Признаться, я никак не думал, что они задержатся в Вашем городе, и не предполагал, что стеснят Вас. Иначе попросил бы их этого не делать, т. к. у Вас и без нас хлопот совершенно достаточно.
Спасибо за лекарства и варенье, оно замечательное.
Кроме того, Тосю благодарю и за открытку и книжечку. Я тоже очень люблю наших космонавтов и восхищаюсь ими. Тосе пишу большое письмо, но содержание его к Празднику не подходит. Пошлю позднее.
Николая Христофоровича тоже благодарю за блёсны, но за них мне следует заплатить одну копейку, иначе примета нехорошая. Потребуйте с Наты [Н.Д. Спириной]. Летом попробую их на спиннинг.
Наши приехали. Хлопот много. Летом было бы легче. Доехали они хорошо.
Желаю Вам всего доброго.
Ваш Б. А.