Имя Елены Ивановны Рерих, великой русской подвижницы XX века, выдающегося мыслителя и писателя, чьё творческое наследие представляет собой совершенно особое явление в отечественной и мировой научно-философской мысли, тесно связано с Учением Живой Этики. Значение её миссии на Земле в полном объеме будет оценено по достоинству лишь в будущем.
Елена Ивановна не является автором этого фундаментального труда, данного в помощь человечеству Духовными Учителями Гималайской Общины, но её вполне можно назвать сотрудницей Великих Учителей, их самоотверженной помощницей. Каждая строка Учения наполнена её огненным творческим духом. В письме к председателю Европейского Центра имени Николая Рериха в Париже Георгию Шкляверу Елена Ивановна писала: «…Ни одна книга [Учения], … не написана без моего участия, более того, имеются книги, которые написаны и продолжают даваться только при моем участии, но самое главное то, что все эти книги даны на основании моего огненного опыта. Вот почему и пояснение этих книг, и очищение Учения Белого Братства от накопившихся нагромождений доверено Великим Владыкой именно мне. Говорю это не для своего возвеличения, но для утверждения, ибо для пользы дел это необходимо» (30.08.1934 г.).
Связь ученика с Гуру на Востоке всегда считалась самой священной. Сотрудничество Елены Ивановны и Учителей Востока, начатое в 1920-х годах, продолжалось до конца её земной жизни. Десятки тетрадей с записями Бесед семьи Рерихов, и прежде всего Елены Ивановны, с Духовным Учителем легли в основу книг Учения Живой Этики и ряда других её работ. Живая Этика представляет собой синтетичное духовно-философское учение, данное в преддверии наступающей Новой Эпохи. Учение помогает подготовить к ней наше мировоззрение, понять цель и смысл нашей жизни на Земле и перспективы её развития.
Книги Живой Этики и эпистолярное творчество Елены Ивановны, глубоко связанное с ними, заложили прочный фундамент многих культурных процессов, развивавшихся в духовном пространстве ХХ века. В Записях её духовного ученика Бориса Николаевича Абрамова о Елене Ивановне сказано: «Приняла она на себя всю тягость провозвестия Нового Учения, старого как мир, но облечённого в новую форму и дополненного тем, что из Сокровенного Знания должно и можно было выдать человечеству на данной ступени его эволюции» (Грани Агни Йоги. 1969. 500). Она по праву названа Матерью Агни-Йоги.
Елена Ивановна написала огромное количество писем и отдельным корреспондентам, и различным обществам имени Рериха в разных странах мира. С 1928 года она не покидала Индию и жила достаточно уединённо. «Она жила среди людей, – сказано в Записях Б.Н. Абрамова, – и с жизнью человеческой общалась широко, и связана была тысячами нитей со всеми, кто к ней устремлялся и в сердце её находил постоянно новую, неувядающую свежесть жизни» (Грани Агни Йоги. 1956. 707). Это были адресаты со всего света, разного возраста, социального положения, профессий: врачи и педагоги, писатели и журналисты, музыканты и даже политические деятели – президент США Франклин Рузвельт и министр земледелия, а затем вице-президент США Генри Уоллес.
В письмах Елены Ивановны мы находим ответы на многочисленные вопросы по устройству мироздания, космической эволюции, духовно-нравственному совершенствованию, в них освещены разнообразные проблемы воспитания, здоровья, образа жизни и т.д. Она воплощала Учение в своей жизни, и потому никто лучше неё самой не мог излагать и комментировать их в ёмкой и доступной для корреспондентов форме. Её умение просто и убедительно объяснять сложнейшие вопросы и явления свидетельствовало о глубоком знании предмета и необычайно ясном понимании Основ бытия. На страницах писем перед читателем предстаёт крупный философ, рассматривавший глобальные, космические процессы и различные аспекты человеческой деятельности в их неразрывном единстве. В настоящее время ее письма опубликованы в большом 9-ти томном издании.
Борис Николаевич Абрамов, настоящее духовное рождение которого началось с того момента, когда его сердце откликнулось на призыв его наставника Николая Константиновича Рериха, записал о Елене Ивановне такие слова: «Океан Учения. Кто может вместить его и передать людям? Не будет ли такой дух сам подобен океану, вмещающему все капли людских сердец? Дающий берёт на себя ответственность за каждого, кому он даёт. Велика тягота поручительства за другого человека. Ещё тяжелее за нескольких. Но какова за всех? По силам и ноша. По огню сердца и задание...» (Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце». 55)
Елена Ивановна также написала ряд оригинальных книг, изданных под разными псевдонимами: «Основы буддизма» (под псевдонимом Наталия Рокотова), очерк о Преподобном Сергии в книге «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» (Наталия Яровская), «Криптограммы Востока» (Жозефина Сент-Илер).
Помимо этого, «Елена Ивановна была переводчиком, – писала Н.Д. Спирина, – по своим качествам далеко превосходящим это обиходное понятие. Для качественного перевода нужны три условия: превосходное знание языка оригинала, такое же знание своего языка и, что является наиглавнейшим и без чего оба первых условия качественного перевода не дадут, – это понимание того, что переводится. Елена Ивановна обладала всеми этими тремя условиями, и последним – в наивысшей степени. Невозможно себе представить, кто, кроме неё, мог бы сделать такой перевод с английского труднейшего и сложнейшего труда Елены Петровны Блаватской «Тайная Доктрина». Читая эту грандиозную книгу, совершенно не замечаешь, что это – перевод. Елена Ивановна не только переводила этот труд, она знала, что переводила» («Переводы Елены Рерих»).
Также под псевдонимом Искандер Ханум был издан её замечательный перевод писем Махатм в составленной ею книге «Чаша Востока».
Матерь Агни Йоги обладала всеми качествами Воина Света: мужеством, благородством, находчивостью, бесстрашием, непоколебимой преданностью своему Учителю. Все эти качества она выковала не в благополучной и безмятежной жизни и не в медитациях, а в реальных и суровых делах Служения Свету. Чтобы вдохновлять, чтобы подать верный совет – нужно не только знать, но и самой показать пример. Вся деятельность Елены Ивановны основывалась на главном принципе: «Рукою и ногою человеческой». Всё, о чём бы она ни говорила и писала, – она знала и осуществила. Николай Константинович Рерих вспоминал, что, когда художник «Серов работал над её портретом, он уверял, что основ[а] её сущности есть движение. Вернее сказать – устремление. Она всегда готова» («Лада»).
Так, она стала единственной в истории женщиной – полноправной участницей труднейшей Центрально-Азиатской экспедиции 1925-1928 гг., прошедшей весь её путь. Маршрут экспедиции был протяженным, он включал области Индии, Тибета, Китая, Монголии, а также российские Алтай и Сибирь (всего около 25000 км). Экспедиция проходила в очень сложных условиях, требовавших от участников мужества и стойкости. Е.И. Рерих разделила с остальными членами все тяготы путешествия – тяжелые переходы, нападения разбойников, препятствия, чинимые английскими властями, которые чуть было не привели к гибели всю экспедицию. «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, – писал Н.К. Рерих, – замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера» («Лада»).
В 1928 году, после окончания экспедиции, Елена Ивановна стала почётным президентом Института научных исследований «Урусвати», основанного Рерихами в долине Кулу, в Индии. Там она прожила многие годы вплоть до ухода Николая Константиновича в 1947 году, после чего переехала в индийский город Калимпонг.
В 1929–1935 годах Елена Ивановна вместе с мужем активно работала над воплощением Пакта о защите культурного достояния человечества во время вооружённых и гражданских конфликтов – Пакта Рериха. В её руках была сосредоточена деловая переписка с Комитетом Пакта и Знамени Мира в Нью-Йорке, с Европейским Центром им. Н. Рериха, с Латвийским обществом Рериха и другими организациями. Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями 21 государства.
Будучи Учредителем Музея Н.К. Рериха и Мастер-Института объединённых искусств в Америке, Елена Ивановна поддерживала тесный контакт с их сотрудниками, курировала все текущие события и планы будущих начинаний, просматривала еженедельные отчеты и отправляла рекомендации, советы и конкретные указания.
Её муж, великий художник Николай Константинович Рерих, называл супругу Ведущей и утверждал, что под его полотнами и рукописями должны стоять две подписи – его и жены, поскольку они «творили вместе». Она была вдохновительницей трудов Рериха. «Сорок лет – немалый срок, – вспоминал Николай Константинович, – В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское...» («Сорок лет»).
Многие прекрасные полотна Николая Константиновича были посвящены любимой супруге: «Властитель ночи» (1918 г.), диптих «Агни-Йога» (1928 г.), правая часть знаменитого триптиха «Fiat Rex» (1931 г.), «Держательница Мира (Камень Несущая)» (1933 г.), «Оттуда» (1936 г.), «Ждущая» (1941 г.) и другие. Всю жизнь Елена Ивановна была ведущим примером самоотверженной жизни и для мужа, и для многих других людей. На картине «Ведущая» (1944 г.) «высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему»1. Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги» (17.08.1934).
Свидетелем уникального творческого союза Рерихов был секретарь Николая Константиновича В.А. Шибаев. Как он вспоминал позднее, «о той громадной роли, которую играла Елена Ивановна в жизни, делах и достижениях Николая Константиновича, следовало бы написать отдельную монографию, и я уверен, что ко времени она будет написана. Во всех отношениях она была «Ведущей», как Н.К. [Рерих] это изобразил на нескольких своих полотнах. Как часто, работая в своей комнате, видел я Н.К. пишущим новую картину в своей мастерской; видел, как он отходил на пару шагов, стоял, что-то обдумывал, а затем шёл наверх позвать Е.И. [Рерих] посмотреть новое произведение и посоветоваться с ней. Н.К. высоко ценил и принимал малейшие её советы. Нигде и никогда ни раньше, ни потом я не знал такой согласованности труда и устремлений» («Из воспоминаний очевидца»).
Елена Ивановна была сотрудницей Сил Света. Она жила на земле, среди людей, но благодаря своему полному самоотречению и самозабвенному устремлению к Высшему, её сознание охватывало сферы Духа. Сотрудничество с Учителями Востока приобщало её к постижению единства бытия, к почитанию единой Иерархии Света – источнику всех мировых духовных Учений, являющих разные грани одного Великого Знания. Елена Ивановна прошла трудный путь, который еще только предстоит пройти всему человечеству. Она была величайшей из женщин. В преддверии Новой Эпохи Матери Мира, она явила собою высокий прообраз женщины будущего.
1 Спирина Н.Д. Пояснение к картине «Ведущая». Источник: https://rossasia.sibro.ru/voshod/article/19169