Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Н.А. Бикалова
к.э.н., профессор Международной Славянской академии
г. Москва

Созвучие вех учительства и ученичества в творческом пути Н.Д. Спириной и художника В.В. Болгарского (Борегара)


  

Известный рериховед, поэт, общественный деятель и руководитель Сибирского Рериховского Общества, основатель музеев Н.К. Рериха в Новосибирске и на Алтае Наталия Дмитриевна Спирина (1911-2004) и замечательный русско-бразильский художник Владимир Васильевич Болгарский (Борегар) (1913-1996) были теософами по духу, считали целью жизни помощь людям в нравственном совершенствовании, учили собственным примером. Они навсегда сохранили традиции ученичества и духовной иерархии и создали вокруг себя светлые ашрамы, где надолго объединили единомышленников идеями Живой Этики. Они никогда не встречались на физическом плане, хотя в одно время были 19 лет в городе Харбине (1918-1937), где и получили высшее образование. Жили в нескольких странах, разделив в эмиграции судьбу русской интеллигенции, которая, несмотря на все трудности, сохранила и преумножила лучшие традиции отечественной культуры.

Вся их жизнь являет образец сотрудничества, исполненного высоких устремлений, верного следования идеалам Живой Этики и живому примеру их духовных учителей – всемирно известной семьи русских философов, писателей, путешественников и общественных деятелей – Н.К. Рериха (1874-1947) и Е.И. Рерих (1879-1955). Оба были в кругу ближайших учеников Рериха – Б.Н. Абрамова (1897-1972) и А.П. Хейдока (1892-1990). Этапы жизненного пути у Н.Д. Спириной и В.В. Болгарского удивительным образом совпадают и свидетельствуют о значительном уровне духовного мастерства этих высококультурных людей (Приложение 1).

Наталия Дмитриевна Спирина родилась в 1911 году в Харбине, в семье Н.Д. Спирина, служащего КВЖД и А.А. Спириной (Сосняковой), которая в 1905 году во время Русско-японской войны уехала из Санкт-Петербурга в Харбин, работала медсестрой в военном госпитале, а после окончания войны занималась частной медицинской практикой.

Родившись в 1913 году в Казани, сын русских эмигрантов первой волны, Владимир Васильевич Борегар более двадцати лет прожил в Китае и сорок лет - в Бразилии. В последние двадцать лет его жизни в его доме в Нитерое регулярно проводились занятия по Живой Этике и лекции по искусству. Группой они руководили вместе с женой Тамарой Адамовной Болгарской. За 83 года жизни замечательный русский и бразильский художник, теософ и астролог Владимир Васильевич Болгарский написал около тысячи картин. Несомненной заслугой мастера является перевод вместе с Джеймом Трейгером на португальский язык 13 книг Учения Живой Этики (Агни Йоги) и писем Елены Ивановны Рерих.[1]

Сотрудничество и духовная близость с семьёй Рерихов, выдающихся деятелей русской и мировой культуры, развитие культуроохранных, просветительских и этических идей, принесённых этой семьёй в бурную действительность ХХ века, оказало огромное влияние на многих прогрессивных деятелей культуры того времени, в том числе на Владимира Борегара. Художники русского зарубежья Николай Константинович Рерих и Владимир Васильевич Болгарский родились в России с разрывом в два поколения (39 лет) и оба в разное время проживали в Азии, Европе, Америке. Н.К. Рерих – гениальный художник, создавший в течение жизни около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 10 томов литературных трудов, включая поэтический сборник. В.В. Болгарский – из поколения известных русских художников-космистов, членов группы художников "Амаравелла", возникшей в России в 20-х годах ХХ века: Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905-1993) и Виктора Тихоновича Черноволенко (1900-1972). Владимир Борегар был на 9 лет моложе младшего сына Н.К.Рериха – художника Святослава Николаевича Рериха (1904-1993), которого он пережил на 3 года.

География жизни В.В. Болгарского включает Россию (г. Казань, с 1913-1918 до отъезда с родителями в Харбин), Китай (города Харбин, Циндао, Шанхай, 1918-1953), Европу и Бразилию (г. Нитерой, 1953-1996). Владимир Болгарский родился вторым ребенком в семье. Его отец Василий Владимирович Болгарский (?-1960) был инженером, профессором физики и химии, читал лекции в университетах Перми и Казани. В XIX веке в Казани был один из крупных центров образования на восточной окраине Европейской России. [2]

С ранних лет у Владимира проявился талант к живописи. В 1929 году, в свои 16 лет Владимир стал учеником педагога В.Н.Осипова (1872 - после 1950), русского художника, профессора и полковника, награжденного орденами святого Станислава и святой Анны III и II степеней, святого Владимира VI-й степени, в 1920 году эмигрировавшего в Харбин из Читы. В юные годы в Китае Владимир Васильевич Болгарский (Борегар) увлёкся теософией и астрологией. По воспоминаниям современников, он был даже руководителем теософского кружка.

С семилетнего возраста Наталия Дмитриевна Спирина обучалась игре на фортепиано. Для дочери родители пригласили частного учителя музыки, приобрели пианино известной марки «C.M. Schroder». В июле 1926 года она закончила 1-ю Частную женскую гимназию М.С. Генерозовой, а в июне 1927 года — дополнительный педагогический класс этой гимназии, в итоге обучения получила второй аттестат и свидетельство о присвоении звания домашнего учителя. С сентября 1929 года стала учиться в Харбинской Высшей музыкальной школе имени А.К. Глазунова. К этому времени относятся первые ее поэтические опыты, участие в деятельности поэтического объединения «Молодая Чураевка» (под руководством Алексея Грызова-Ачаира). После окончания Школы по классу фортепиано в июне 1933 года получила известность в творческой среде Харбина как концертмейстер и музыкальный педагог.

В июне 1934 года Наталия Дмитриевна Спирина участвовала в вечере, устроенном Христианским союзом молодых людей (ХСМЛ) в честь Николая Константиновича Рериха, который прибыл в Харбин, важный центр русской эмиграции в Азии во время Китайско-Маньчжурской экспедиции. Его приезд и широкая общественная деятельность были встречены с большим энтузиазмом. Он создал содружество последователей Живой Этики и из группы духовных учеников выделил Бориса Николаевича Абрамова и Альфреда Петровича Хейдока, вручив им привезенные из Гималаев кольца ученичества как знак особого доверия и духовной близости. Это общество просуществовало долгие годы после отъезда Н.К. Рериха. В начале 1940-х годов Наталия Дмитриевна Спирина познакомилась с заведующим студенческим клубом в колледже ХСМЛ Б.Н. Абрамовым, который приобщил Н.Д. Спирину к творчеству Н.К. Рериха, оказавшего значительное влияние на формирование её мировоззрения.

Владимиру Болгарскому в то время был 21 год, он был студентом Харбинского Политехнического института, который окончил в 1936 году по специальности «архитектор». О деятельности этой Харбинской группы Владимир Болгарский узнал на пять лет позже, в 1939 году в Шанхае от А.П. Хейдока. Впервые живописные работы Владимира Борегара были представлены на коллективной выставке в Харбине в 1935 году. В 1934 году Владимир Болгарский познакомился, и в 1937 году женился на Тамаре Адамовне Глен (?-1994). Семья переехала в Циндао, в то время зажиточный порт на Жёлтом море. «Он много путешествовал по китайским островам, зарисовывая жизнь простых людей в портах и на улицах. Глубокий реализм его картин, элементы импрессионизма в передаче воздуха, потоков света, природы ярко выражали индивидуальность талантливого художника», – писал о Борегаре его друг и единомышленник Джейм Трейгер. [3] В 1937-1939 годах в Циндао прошли четыре персональные выставки Владимира Борегара. После 1938 года Борегар начал более глубоко использовать импрессионистские методы, технику мозаики, применяя масла в пастообразном состоянии, используя мастихин, который позволял наносить краски рельефными мазками, создавая объемное живописное произведение с широкой палитрой живых цветов и синтезированным эффектом люминесцентных рефлексов.

Осенью 1939 года из-за оккупации японцами Харбина семья Болгарских переехала в Шанхай. Спустя несколько месяцев Владимир Борегар устроил персональную выставку в здании «Модерн-Хауз». В прессе отмечалось разнообразие его работ – карандашные рисунки, наброски, живописные полотна маслом и акварели. Например, в статье «Выставка художника Борегара», опубликованной в шанхайской газете «Слово» от 3 января 1941 года [5] сообщалось, что особый интерес представляют работы Борегара, на которых изображены виды центрального европеизированного Шанхая. Отмечалось, что художнику удалось уловить смесь Востока и Запада. Наиболее удачными были признаны работы: «Банд», «Пристань на Банде», «Столовая на улице» и др. Пять картин Борегара – «Мир и достаток», «Старый рыбак», «Погрузка», «Работа на берегу» и «Рыбацкие джонки» – были воспроизведены в книге «Бриллиантовый юбилей международного сеттельмента Шанхая», изданной в 1940 году. [6] Некоторые работы этого периода выставлялись на лондонских аукционах с начальной ценой от 1200 фунтов стерлингов, например, картина «Уличный рынок» – на аукционе Sothby’s в октябре 2003 года и в июне 2006 года.

В Шанхае Владимир Борегар работал учителем живописи, учил перспективе и композиции, а также теории цвета. Здесь успешно прошли его 11 персональных выставок, ряд картин был приобретён коллекционерами разных стран. Там же, в Шанхае, Владимир и Тамара Болгарские стали участниками общества по изучению книг Агни Йоги под руководством ученика Н.К. Рериха – А.П. Хэйдока, писателя, философа, участника рериховского движения на Дальнем Востоке, в Харбине и Шанхае. А.П. Хейдок переселился в Шанхай из Харбина осенью 1940 года и прожил там семь лет до возвращения в СССР. Из неопубликованных писем В.В. Болгарского к З.Г. Фосдик из архива Нью-Йоркского музея Николая Рериха я узнала, что эта группа называлась «Братство Святого Сергия». В нее входили И.И.Ельцов, Н.И.Попович, Алла Пауэрс, И.П. Мельникова, Болгарские и другие1.

Тогда же началась переписка семьи Болгарских с З.Г. Фосдик, которая длилась до последних дней её жизни в 1983 году. Это была огромная веха в жизни художника и теософа, через З.Г. Фоздик семья Рерихов, живя у подножия Гималаев, общалась с Болгарскими, дружески наставляла их и поддерживала.

В 1953 году с волной эмиграции из Китая Владимир и Тамара Болгарские уехали из Шанхая в Бразилию, где прожили более 40 лет. В Латинскую Америку они добирались через Индию, Сирию и Италию. В то время корабли в Бразилию обычно отправлялись из Генуи. В Бразилии супруги поселились и впоследствии постоянно проживали в городе Нитерой (штат Рио-де-Жанейро). Удивительные картины Владимира Борегара, посвящённые этому несравненному мегаполису около океана, передают атмосферу духовности, красоту и гармонию природы и человека, надолго захватывают воображение.

Живопись Владимира Борегара кардинально менялась по мере накопления его духовного опыта. Известно, что у Н.К. Рериха после знакомства с Агни Йогой изменилась техника живописи: от темнеющего со временем масла в ранних работах он перешёл к пронзительно огненной и сияющей, воздушной и звучной темпере, от классического реализма – к символизму. Борегар, проникаясь космическими идеями Агни Йоги в Бразилии, продолжал работать масляными красками, но изменилась тематика картин, энергетика мазка, прибавилось сияние красок тонкого мира.

По прибытии в Бразилию семья Болгарских еженедельно встречалась с Людмилой Феликсовной Стравой (1920-1980), ученицей Б.Н. Абрамова. Л.Ф. Страва, которую все называли Милой, тоже состояла в Харбинском «Братстве Святого Сергия». После отъезда из Южной Америки она работала секретарем Нью-Йоркского Музея Николая Рериха, была ближайшей сотрудницей З.Г. Фосдик, директора музея. Как отмечал сам художник, знакомство Л.Ф. Стравы с семьей Болгарских устроила сама Е.И. Рерих посредством З.Г. Фосдик, через корреспонденцию с которой Рерихи наставляли и поддерживали Болгарских и передали их семье кристалл – символ духовного ученичества. 

В 1950-1952 годах Н.Д. Спирина работала библиотекарем Харбинского политехнического института, затем с помощью Б.Н. Абрамова перешла на работу в Институт иностранных языков (Хэйлунцзянский университет), где преподавала русский язык вплоть до отъезда из Китая. В 1959 году вместе с матерью переехала по программе репатриации в СССР. До 1968 года работала преподавателем фортепиано в детской музыкальной школе № 10 Новосибирского Академгородка. Давала частные уроки музыки, являлась членом Дома ученых СО РАН, активно участвовала в работе музыкального салона и картинной галереи.

В 1954-1958 годах в художественном салоне города Нитерой состоялись несколько выставок Владимира Борегара. В работах этого периода он пытался уловить и передать необычное состояние океана, гор и космоса как символов восхождения духа, изменчивый и загадочный тонкий мир, едва знакомый широкой публике. Сам сорокапятилетний Борегар называл творчество этого периода «космическим искусством». В 1965 году произошло знакомство В.В. Болгарского и доктора-гомеопата, автора нескольких книг по теософии и гомеопатии Джейма Трейгера (1928-2006). С 1970 года начался их совместный труд над переводом теософских книг, а с 1971 года – книг Агни Йоги. Работа заняла несколько лет жизни двух теософов из Бразилии и России. Тексты Агни Йоги на английском и русском языках скрупулёзно сравнивались и затем переводились на португальский. Из писем художника к З.Г. Фосдик, находящихся в архиве Нью-Йоркского Музея Николая Рериха, мне стало известно, что для максимально точного перевода на португальский язык он привлекал нескольких бразильских единомышленников, сравнивая их переводы на русском, английском и португальском. В результате проделанной грандиозной работы были переведены на португальский язык 13 книг Агни Йоги и два тома писем Е.И. Рерих. Эти книги изданы с индексами, по которым можно легко находить нужные темы. В 1973 году Джейм Трейгер создал культурный фонд-ассоциацию «Аватар Фаундейшн». Логотип для фонда, включающий в себя Лотос, Чашу и Огонь, создал Владимир Борегар.

В 1976 году, когда Наталии Дмитриевне было 65 лет, начинается совершенно новый жизненный этап ее жизни: совместно с А.П. Окладниковым, П.Ф. Беликовым, Е.П. Маточкиным она стала организатором и участником всесоюзных, а затем международных научно-общественных конференций «Рериховские Чтения», которые проводились под эгидой Сибирского отделения РАН в 1976, 1979, 1982, 1984, 1997 и 2001 годах. Н.Д. Спирина неоднократно встречалась с сыном Николая Константиновича Святославом Рерихом во время его приездов в Советский Союз.

В Нитерое супруги Болгарские почти двадцать лет руководили группой, изучавшей Агни Йогу. Тамара Адамовна ушла из жизни в 1994 году. Их отношения продолжались шестьдесят лет. После её смерти В.В. Болгарский (Борегар) снял четыре слайд-программы по 80 своих картин с описанием идей каждой из них, которые были отправлены в Нью-Йорк и в 1995 году показаны там в Музее Николая Рериха. Он составил опись своих картин и архива, в котором значительное место занимали 500 сборников теософского журнала «Оккультизм и Йога», сотрудником которого он являлся. Журнал просуществовал 50 лет (с 1932 года) под редакцией А.М. Асеева (1902 – около 1993) – врача, издателя и одного из авторов этого альманаха, члена белградской общины теософского общества, переехавшего в Южную Америку. В журнале публиковались труды Елены Блаватской, Елены Писаревой и других. [7] В 1995-1996 годах, в два последних года жизни В.В. Болгарского, шла его переписка с руководителем Израильского общества Живой Этики Е.С. Бендерской (1926-2009) по инициативе В.С. Нагель (Чекальской), издательницы эзотерического журнала «Феникс» в г. Аделаида (Австралия), ставшей преемником в деле издания доктора А.М. Асеева. В «Фениксе» печатались труды многих философов и теософов: Е.П. Блаватской, Е.И. и Н.К. Рерих. Там же были опубликованы труды В.Б. Болгарского. [8] Через переписку с Е.С. Бендерской он познакомился с трудами Б.Н. Абрамова «Грани Агни Йоги», хотя о нём самом и его деятельности знал от А.П. Хейдока и Л.Ф. Стравы.

В начале 1990-х годов была официально оформлена существовавшая под руководством Наталии Дмитриевны Спириной организация, получившая название – Сибирское Рериховское общество. Семинары и «круглые столы», проводимые Н.Д. Спириной, её сотрудниками, учёными Сибирского отделения РАН, привлекали тысячи людей со всех стран СНГ. С 1993 года она стала главным редактором газеты, а затем журнала, выходящего и ныне под названием «Восход».

В 1996 году В.В. Болгарский (Борегар) ушел из жизни в Нитерое. Он всегда мечтал оставить свой дом для занятий группы Живой Этики и создать в нем музей. К сожалению, он не оставил завещания. После смерти его дом был продан, около 600 его картин и архив художника были переданы культурному фонду «Аватар Фаундейшн», который в настоящее время возглавляет дочь Джейма Трейгера Элиза Трейгер. Она и её муж Марселло Ломбарди при встрече со мною в Бразилии в 2014 году подарили несколько больших фото картин художника, которые были использованы для выставок В.В. Болгарского. В мае-октябре 2016 года художник В.В. Болгарский был впервые представлен в Санкт-Петербурге, в Музее-институте семьи Рерихов (МИСР), где в рамках проекта «Рериховское Зарубежье» состоялась выставка, посвященная его творчеству. На ней были выставлены фото работ художника, привезенные автором статьи в 2014 году из культурного фонда «Аватар Фаундейшн» (г. Нитерой, Бразилия) и переданные МИСР. Представленные картины относятся к творческому периоду художника, определённому им самим как «космическое искусство». [9] 13.12.2016 подготовленная автором статьи выставка Владимира Борегара успешно прошла в Австрии, в Дунайском университете города Кремс, в рамках программы по сохранению культурных ценностей и Пакту Рериха. Через пять дней, 18.12.2016 г., – в Германии, городе Регенсбург, а в 26.03.2017 г. – на шестой Всероссийской Теософской конференции в Москве. [10-12]

4 мая 2001 года в центре Новосибирска, в день 90-летия Наталия Дмитриевна Спириной, состоялось неофициальное открытие возведённого методом всенародной стройки общественного Музея имени Н.К. Рериха. Через три года 10 декабря 2004 года в возрасте 93 лет Н.Д. Спирина перешла в другой мир. Создание общественного Музея имени Н.К. Рериха, который утверждает основы нового мышления и служит всему миру, было важной целью жизни Н.Д. Спириной. Благодаря ей, её ученики и единомышленники по всему миру получили мощный импульс для дальнейшего развития, глубоко оценив ее уроки, книги, труд на Общее Благо.

Учительство и ученичество – фундаментальные феномены мировой культуры. Иерархия и ученичество являются краеугольными понятиями в Учении Живой Этики, где согласно восточной традиции «прописаны» взаимоотношения Учителя и ученика, качества ученика, его действия, знаки «принятия», а также испытания, наставления и напутствия ему.

Две выдающиеся личности, самоотверженные труженики на Общее Благо, наши соотечественники, духовные ученики и последователи семьи Рерихов – Наталия Дмитриевна Спирина и Владимир Васильевич Болгарский перешли в другой мир, но навсегда остались с нами в сердце. Их понимание жизни как несения жертвенного подвига, их высокие мысли и необыкновенные сердца продолжают служить людям и жить в делах каждого, кто прикасается к их творчеству.


Приложение 1

Этапы жизненного пути основателя музеев Н.К. Рериха в Новосибирске и на Алтае,

руководителя Сибирского Рериховского Общества Наталии Дмитриевны Спириной

и художника Владимира Васильевича Болгарского (Борегара)



Ссылки на источники:

[1] Бикалова Н.А. Художник и теософ Владимир Борегар: от «Братства святого Сергия» к космическому искусству // М.: Журнал "Дельфис" № 90 (2/2017).

[2] Бикалова Н.А. Космическое искусство Владимира Борегара // Журнал «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» (Бельгия). № 4 (16) 2016.

[3] Jayme Treiger “Vladimir B.Boregar” (From archive of “Avatar Foundation”). – Дж. Трейгер. Владимир Б.Борегар. Неопубликованный очерк на англ. языке. Архив культурного фонда «Аватар Фаундейшн», г. Нитерой, Бразилия.

[4] «Выставка художника Борегар» // «Слово» (Шанхай). 1941. 3 января.

[5] The Diamond Jubilee of the International Settlement of Shanghai / Managing Editor I. I. Kounin, Art Editor A. Yaron. USA-Shanghai, 1940.

[6] Карлсон М. «Нет религии выше истины». История теософического движения в России с 1875–1922 годы.

[7] Болгарский В. Астрология // Феникс. 1986. № 4. С. 95.

[8] Выставка Строитель нового мира. Творчество Владимира Болгарского (Борегара).

[9] Бикалова Н.А. Огненное творчество русского теософа, художника и астролога Владимира Васильевича Болгарского (Борегара, 1913-1996) // Шестая Всероссийская Теософическая конференция. Московское Теософическое Общество, отделение «Анахата», «За пределами иллюзии – призыв к единству», 26.03.2017. Москва.

[10]  Бикалова Н.А. Художник Владимир Борегар: путь Агни-Йоги из Китая в Бразилию / Круглый стол «Рерихи и Центральная Азия. Предыстория вопроса» 15.04.2016 в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов, посвященный 81-й Годовщине Пакта Рериха: «Рерихи и Центральная Азия. Предыстория Вопроса».

[11] Бикалова Н.А. "Китайский период в духовном становлении Б.А.Абрамова и В.В.Болгарского (художника Владимира Борегара)" // Двадцатые Венёвские Чтения, посвящённые памяти Б.Н. Абрамова, 15.08.2016 г., г. Венев Тульская область.

[12]  Бикалова Н.А. Н.К. Рерих и художник русского зарубежья В.В. Болгарский (Борегар) // Ежегодная научная конференция в Музее Рерихов, филиале Государственного музея Востока «Рерихи в мировой культуре. 2018». 6–7.10. 2018 г. (Москва).


___________

1 Некоторые подробности о работе «Братства Святого Сергия» удалось узнать из видеозаписи беседы в Краснодаре 1995 года Людмилы Степановны Митусовой, племянницы Е.И. Рерих и Клавдии Васильевны Мельниковой с участием Владимира Мельникова (однофамильца одного из членов Шанхайского общества). Оказалось, что в городе Краснодар в настоящее время находятся две картины художника Владимира Борегара китайского периода, подаренные им семье К.В.Мельниковой, муж которой - Иннокентий Иванович Мельников, как и семья Болгарских, был участником Шанхайского общества по изучению Агни Йоги. Эти картины были засняты во время записи беседы в квартире К.В.Мельниковой в Краснодаре. [На видеозаписи две женщины делятся своими воспоминаниями о близких и сотрудниках Рерихов, живших в эмиграции в китайском Шанхае: И.И. Ельцове, В.В. Болгарском, А.П. Хейдоке, Н.И. Поповиче, Алле Пауэрс и других.] Видеозапись «Л.С. Митусова в гостях у Клавдии Васильевны Мельниковой». Оператор А. Алексанов, 1995. Архив МИСР.