В грозные для России годы Великой Отечественной войны Николай Константинович Рерих находился в далёких Гималаях, где с 1935 года он жил со своей семьёй, более уже не покидая Индию. Несмотря на огромное расстояние, сердцем он всегда был с любимой Родиной, используя любую возможность помощи ей: вместе с младшим сыном-художником устраивал выставки и продажу картин, а вырученные деньги перечислял в фонд Красной Армии, писал многочисленные статьи в газетах, выступал по радио в поддержку советского народа, писал картины на военную тему. Очерки и письма Н.К. Рериха тех лет призывали народы к единству и сплочённости в борьбе с врагом, к бесстрашию духа и самоотверженности. Он неустанно твердил о грядущей победе русского народа.
Художник воскресил на своих полотнах образы русских богатырей, готовых встать на защиту Родины. Так в 1938 году, ещё за год до Второй мировой войны, он создал картину «Святогор», на которой изображён русский богатырь-великан среди высоких гор. Николай Константинович возвратился к этому образу и позже, в 1942 г. По преданию, Святогор столетиями спит и просыпается в лихую для Отечества годину. Война еще не началась, а он встревожился, поднялся и поспешает на помощь России.
«Среди заснеженных горных вершин, освещённых лучами заходящего солнца, возвышается на могучем коне суровый седобородый старец в полном воинском облачении – кольчуге и шлеме, устремив грозный взгляд вдаль. …Выше облаков, вровень с горными вершинами, поднялся Святогор, олицетворяя собой грозную силу. Всем своим обликом он словно говорит: “Не замай!”… Ему вторит и Н. Рерих, предостерегая потенциальных агрессоров: «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов… История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: “Не замай!”»1.
Примечательно, что Николай Константинович Рерих заканчивает статью «Русь – Индия», посвящённую индо-русскому сердечному взаимопритяжению и написанную в 1944 г., следующим вопросом: «В каких горах жил Святогор?» «В Святых горах – свидетельствует былина. Уж не в Гималаях ли, где живут святые люди? Тогда образ былинного богатыря, – отмечает искусствовед И.Н. Кузнецова. – приобретает особый смысл, превращаясь в символ могучего заступника из самой великой Шамбалы»2.
В 1940 году художник продолжил богатырскую серию о пробуждении народного духа. Н.К. Рерих оповещал: «"Богатыри проснулись" сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину "Как перевелись богатыри на Руси", но тогда же верили, что проснутся они в час суждённый. Выйдут из гор, из пещер, и приложатся к строительству народному. Вот и пришел час. (…) Проснулись богатыри» («Великому народу русскому»).
«В тёмной мрачной пещере с нависшими скальными сводами спят каменным сном недвижные богатыри. Длинные бороды, шишаки шлемов, оружие – всё окаменело, заснуло. Только вождь не дремлет. В алом плаще, сверкая оружием стоит он у входа из пещеры, указывая вперёд. Настали сроки! Призыв вождя прервал каменный сон. Медленно-медленно стряхивают с себя оцепенение, подымаются могучие богатыри. И вот уже торопятся за вождём к выходу блестят их кольчуги, щиты и шлемы, смело глядят вперёд. …Готовы на подвиг. А впереди на розовом небе сверкает снежная вершина – символ великих достижений и прекрасного будущего!»3
Богатырскую тему Н.К. Рерих развивал и в картине «Настасья Микулична». Прекрасное описание картины записал духовный ученик Е.И. и Н.К. Рерихов Борис Николаевич Абрамов: «…Кажется, что это не просто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, ещё угрожали нашей Стране, и вторая Отечественная война была в самом разгаре. (…) Настасья Микулична – это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. (…) Настасья Микулична… в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несёт Миру мир, и в длани её – поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит она в пылающих красках зари Нового Мира. Она еще в бранном доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твердо ступает вперед, в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения и знания будущего обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? (…) Конь поднимается на возвышенность, он ещё на неё не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру и счастье для всех народов земли…» (Грани Агни Йоги. 1960 г. 281).
В том же 1943 году Н.К. Рерих создал картину «Партизаны», запечатлев одну из форм русского сопротивления, сыгравшую значительную роль в войне. «В тишине зимних сумерек, среди сугробов и заснеженных вековых елей пробирается группа партизан. Художник сознательно избегает конкретизации национальных признаков своих героев, одевая их в белые маскировочные халаты и такие же головные уборы. Картина выполнена в монохромной гамме холодных голубовато-синих тонов, подчеркнутых тревожными желтыми всполохами закатного неба и огнями костра вражеского стана»4.
В статье «Чаша неотпитая» художник писал: «Приходят враги разорять нашу землю, и становится каждый бугор, каждый ручей, сосенка каждая еще милее и дороже. И, отстаивая внешне и внутренне каждую пядь земли, народ защищает ее не только потому, что она своя, но потому, что она и красива, и превосходна, и, поистине, полна скрытых значений. Велика красота русская…»
В 1942 году появляется целое созвездие картин, посвященных теме войны. Среди них – «Александр Невский (Русская война)», «Поход Игоря», «Ангел Последний», «Победа». Посвящая картину «Александр Невский» военному подвигу советских людей и веря в несокрушимую силу народного духа, художник изобразил один из ключевых моментов русской истории. В его дневнике читаем: «Начат "Александр Невский" – Победитель на поле битвы». Картина написана ровно через 700 лет после битвы на Чудском озере. Цветовая гамма, построенная на сочетаниях ведущих холодных голубовато-синих и теплых красновато-желтых тонов, помогает раскрыть внутреннее напряжение и драматизм происходящего.
Битва окончена. Она была очень тяжёлой и кровопролитной. Наступила тишина. Русское войско двинулось в обратный путь. Александр Невский изображен не в гордой позе победителя. Не торжество выбрал художник для своей картины, а момент братской скорби и сострадания о павших в суровой битве. Н.К. Рерих подчеркивает то, чем сильна душа русского народа – даже в момент славы и радости победы сердца людей откликаются на чужое горе, страдание и смерть. Полотно звучит одновременно и предостережением, выраженным в грозных словах полководца: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет».
Н.К. Рерих писал о прошедшей в Индии выставке: «В день открытия Махараджа пожертвовал Русскому Красному Кресту на медикаменты 50.000 рупий. Пришла телеграмма о желании военного фонда иметь моего "Александра Невского". Поехал "Александр Невский". Так русская выставка творит русское дело» («Выставки»).
Сходной по композиции является картина «Поход Игоря». На картине изображён эпизод, когда князь Игорь с полками выступает из Путивля в поход против половцев. Солнечное затмение предвещает войску неудачу, золотистое зарево вокруг черного диска солнца создает тревожный зловещий фон. По мнению автора «Слова о полку Игореве», князь потерпел поражение из-за раздробленности Руси, междоусобной борьбы и чрезмерной самонадеянности. Призыв художника к единению напоминает о печальном событии истории. Картина будто является предостережением в борьбе и пробуждает активное противодействие врагам общими усилиями и сплочённостью.
«Лежит передо мною "Слово о полку Игоревом"... – писал Николай Константинович в "Листах дневника". – Само "Слово" как бы горестное, но оно лишь напоминает, как из беды встанет народ и неустанно начнёт строение. Великому Народу Русскому ничто не страшно. Всё победит – и лёд, и жару, и глад, и грозу» («Великому народу русскому»).
Художник утверждал: «...Каждая победа над тьмою будет следствием большой и трудной борьбы. Потому-то и велика победа Света над тьмою. Лишь в полном осознании условий этой борьбы мы можем воистину радоваться каждой победе Света. (…) Свет побеждает тьму» («Знамя»).
«Ангел последний» – картина известна в двух вариантах – 1912 и 1942 года. Второй из них был написан «в разгар Второй мировой войны. Колорит контрастный – только тьма и огонь, – отмечает искусствовед Е.П. Маточкин. – Ангел, сходящий в облаке с небес, держит над землёй меч и раскрытый свиток, на поясе его – ключ от бездны. Согласно «Откровению Святого Иоанна», апокалиптический ангел победил «змiя древняго… и сковалъ его на тысячу летъ» (Апок., 20:2). У Ангела грозный взгляд, крылья не опущены, как в раннем варианте, а подняты и пламенеют, как языки огня. Вся земля объята пожаром, всё вовлечено в решающую битву сил Света и Тьмы…» Всё говорит о наступлении «Армагеддона – предуказанной древнейшими пророчествами и писаниями всех народов конечной битвы между силами Света и Тьмы, о наступлении “Великого Дня Суда Божьего”»5. Духовное одичание, культ механической цивилизации и золотого тельца, господство атеизма и позитивизма, распространение фашизма – все эти проблемы современности вызывали тревогу художника. Тема Армагеддона, понимаемая широко, не только в традиционном, эсхатологическом, но именно в нравственном аспекте, ярко звучит как в живописи мастера («Гибель Атлантиды», «Тревога», «Армагеддон» и др.), так и в его письмах статьях, и обращениях.
Картина «Победа. (Змей Горыныч)» «датирована 1942 годом и, надо полагать, была создана не без воздействия впечатляющей битвы под Москвой… – отмечает Е.П. Маточкин. – На картине изображён богатырь, отрубивший голову Змею Горынычу. Традиционный сюжет, известный у многих народов мира, художник наполнил острым современным звучанием. Напряжённо сияет светоносная палитра Рериха: голубовато-сиреневые тона скал и снегов, розовато-фиолетовые краски восхода. Устойчивым линиям гор противостоят колючие очертания дракона. В образе богатыря предстаёт воин в древнерусских доспехах, а грязно-зелёный цвет дракона недвусмысленно указывает на цвет нацистской военной формы. Фоном в картине служит высшая точка Сибири – двуглавая Белуха... «Победа! Победа! И сколько побед впереди!» – так, пророчествуя, писал в те годы Н.К. Рерих…»6
Через день после окончания Сталинградской битвы Н.К. Рерих писал: «"Зачем я шел в тебя, Россия", – пели германские пленные офицеры, проходя по улицам Сталинграда. Так передавало московское радио. Победа, огромная победа! …Поистине, "Не замай" Россию. Каждый, посягнувший на нашу Родину, погибнет с несмываемым позором. …Спорили мы со многими шатунами, сомневавшимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы. "Москва устоит!" "Ленинград устоит!". "Сталинград устоит!" Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство! Жертвенно несет русский народ все свое достояние во славу Родины! Слава, Слава, Слава!» («Слава!»)
Оборона Родины для художника – это не только ратный и духовный подвиг защитников, но и невидимая помощь Небесных Сил. В картине «Святые Борис и Глеб» 1942 года он обращается к образам первых русских святых Бориса и Глеба – младших сыновей князя Владимира Святославовича, убитых старшим братом Святополком в 1015 году. Согласно христианским представлениям, после своей невинной гибели они встали во главе Небесного воинства, защищающего Землю Русскую от врагов. «Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем»7, – повествует «Сказание о Борисе и Глебе». Сюжет картины основан на предании о видении их образа Пелгусию в ночь перед Невской битвой в 1240 году.
Фигуры святых окружены сияющей золотистой аурой. Кажется, что плывущая ладья несёт этот мощный, победный свет к берегам России, предрекая великую победу русским воинам.
Пламенной верой в будущий расцвет России звучат и слова Елены Ивановны Рерих: «Вас радует мой русский энтузиазм и моя вера в русский народ. Но как им не быть, когда я знаю потенциал русской души и чую великую, суждённую ему судьбу. Я знаю, что в дружбе с Россией и другие народы обретут мир и благоденствие. Вы спросите: с какой Россией? Но с Россией Новой, пережившей страдания великие. Всё чуждое, всё ей навязанное уйдёт в новом мощном строительстве. …Космическая справедливость взвешивает сейчас судьбы всех стран, и, конечно, такие Весы не могут ошибаться» (Письмо от 14.05.1945 г.).
Победу Родины Н.К. и Е.И. Рерихи предрекали не только в войне, но и в будущей схватке Добра и зла и в дальнейшем процветании Новой страны, то есть России. Уже после войны их духовным учеником Б.Н. Абрамовым были записаны слова Н.К. Рериха: «Всё было против Новой Страны в последней мировой войне, и, однако, она победила. Победит и сейчас, несмотря ни на что, и будет эта победа всепланетной» (Грани Агни Йоги. 1971 г. 788).
1 Кузнецова И.Н. Русский век. Богатырская серия / Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества. Самара, 2004 г.
2 Кузнецова И.Н. Русский век. Богатырская серия / Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества. Самара, 2004 г.
3
Журнал «Перед Восходом». 1995. № 1.
4 Кузнецова И.Н. Русский век. Богатырская серия / Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества. Самара, 2004 г.
5 Маточкин Е.П. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. Самара. 2002, С. 192
6 Маточкин Е.П. "Победа" Н.К. Рериха. Рерихи и Живая Этика. Новосибирск, 1991. С.2.
7 Повести и сказания Древней Руси. СПб., 2001. С. 57.