Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
М.Н. Фомина
краевед, г. Тула

Страницы истории Венёвского края

Заочное участие


  

О жизни и творчестве Бориса Николаевича Абрамова я узнала совсем недавно, обнаружив в списке достопримечательностей Венёва вновь появившийся музей. Да и привлекло к нему скорее имя Николая Рериха, нежели самого Абрамова. И только посетив экспозицию музея, познакомившись с необычной судьбой, творчеством и мировоззрением Бориса Николаевича, смогла оценить масштаб этой интересной, всесторонне образованной личности. Прочитала рассказы и стихи, познакомилась с рисунками.

До конца неизвестно, почему именно Венёв был выбран Б.Н. и Н.И. Абрамовыми для постоянного местожительства. Но в мире ничто не происходит случайно. За последние 11 лет жизни Борис Николаевич и явно, и неявно передал атмосфере этого города часть своей необыкновенной ауры. Но и провинциальный российский городок не мог не оставить в его душе заметного следа, наверняка отразился на работе и творчестве. Нельзя не полюбить этот тихий старинный уголок, чьи судьба и история тоже весьма интересны.

Будучи коренной тулячкой, я всего несколько лет назад начала погружаться в историю и географию родного тульского края. Стала много ездить по области, посещая забытые, малоизвестные, но интересные места и объекты. А начались мои путешествия в прямом и переносном смысле у подножия венёвской колокольни. Той самой визитной карточки города, что сейчас стоит закрытая лесами. До сих пор это одно из самых высоких архитектурных сооружений области (75 м). Три четверти века она находится в полуразрушенном состоянии. А когда-то являлась неотъемлемой частью величественного Свято-Никольского храма, располагавшегося здесь на Красной площади. Вот как описывает правнучка историка Татищева Венев начала XIX века: «Городок очень плохой: домов каменных мало, крыши есть и тесовые, но большей частью, в особенности, по опушке города, все соломенные и хатки-мазанки. Церкви есть очень хорошие: видно, что горожане пекутся более о благолепии дома Божья, чем о своих жилищах». И, действительно, к началу XIX века в городе существовало семь каменных храмов. Но жители решили выстроить более величественный и красивый, чем все остальные – Никольский. План новой церкви оказался настолько грандиозным и дорогим, что пришлось прибегнуть к помощи московских меценатов.


Строительство, начавшееся в 1801 году, затянулось на 42 года, так как деньги для храма были потрачены на вооружение венёвского ополчения 1812 года. После войны строительство возобновилось. Но в 1834 году в городе бушевал страшный пожар, из-за которого сильно пострадала и колокольня Никольской церкви, на ней выгорели все деревянные части: лестница и шпиль. Если сам храм освятили в 1843 году, то колокольня ещё долго стояла без шпиля и креста, и только в 1860 году она была отремонтирована, достроен четвертый этаж, высокий шпиль обит жестью, восстановлен крест. На колокольне повесили 6 колоколов общим весом 530 пудов.


Сохранившееся сооружение и по сей день поражает нас своим масштабом. Глядя на него, можно представить, сколь грандиозно было здание самого храма. По описаниям только его длина составляла 78 метров. Церковь украшали колонны, лепнина, карнизы отменной работы. Внутреннее убранство поражало красотой и величием. К сожалению, храм не сохранился. Он был закрыт в 30-е годы прошлого века, а после войны и вовсе разобран. От военных действий пострадала и колокольня, по сей день на ее стенах и даже шпиле видны следы от пуль и снарядов. Почему её не снесли вместе с храмом, краеведы размышляют до сих пор. Но этот величественный архитектурный памятник сохранился, дождался своего возрождения.


Во время путешествий я сделала для себя немало открытий: утраченные и заброшенные архитектурные объекты, лежащие в стороне от туристических маршрутов, важные и интересные исторические события, о которых не пишут в учебниках. А ещё имена, люди, много сделавшие для своей малой родины, да и всего государства. Порой значительно больше, чем это требовало их общественное положение и профессиональный долг. Этих имён не встретить в списках великих и знаменитых. Но от этого их труд, их деятельность не теряют своей значимости.

Но что говорить о малоизвестных земляках, если даже громкие имена, вписанные в провинциальную историю, со временем теряются на её страницах. Ещё совсем недавно я и не догадывалась, что жизнь человека, чьё имя знакомо со школьной скамьи, связана с тульской землёй.

Василий Иванович Баженов (1737-1799)
Василий Иванович Баженов
(1737-1799)

Оказывается, в деревне Старое Глазово Венёвского района располагалось имение Василия Ивановича Баженова, одного из знаменитейших российских зодчих. Усадьба мастера, строившего самые грандиозные архитектурные ансамбли, была не богатой, можно сказать, скромной. На возвышенности над речкой находился простой деревянный дом, окружённый парком. За селом и усадьбой – деревянная Георгиевская церковь в окружении сельского кладбища. До настоящего времени ничего из этого не сохранилось. Кругом запустение. И не подумаешь, что примерно в двух десятках километров шумит федеральная автотрасса.

Талантливый мальчик родился в 1737 г. в бедной семье дьячка в Калужской губернии. Обучался в Парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Совершенствовал мастерство в Италии. Член парижской и нескольких итальянских академий, он стал первым русским архитектором, который получил признание в Европе. Ему предложил работу сам Людовик XV – а ведь зодчему на тот момент не было еще и 30 лет! Но Василий Баженов Его Величеству отказал. В 1765 году он вернулся в Петербург, чтобы до последних дней прославлять Россию великими дворцами и храмами.

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, Дом Пашкова в Москве, Владимирская церковь в селе Быково – те шедевры, которыми мы можем любоваться до сих пор. Знаменитый зодчий, создавший свою архитектурную школу, вице-президент Академии Художеств, возведенный на вершину славы и пользовавшийся особым покровительством Павла I. Его имя всегда было связано со столицами. И вдруг – провинциальная глубинка…


На исходе жизни, окрыленный настоящим успехом, Баженов не успел осуществить все свои грандиозные проекты. Не была претворена в жизнь его вдохновенная творческая работа – проект Кремлевского дворца. Не получил завершения и один из наиболее поэтических ансамблей – подмосковная усадьба Царицыно: Екатерина II, заказчица проекта, не оценила его стараний. Возведённые дворцы были разрушены, сам архитектор оказался в опале. Наступивший за этими событиями самый тяжёлый период своей жизни Василий Баженов переживал именно в Старом Глазово.

Это маленькое село он определенно выделял среди других, о чём свидетельствует его завещание. «Погребение сделайте мне простое, то есть без всякой лишней церемонии, с трезвым священником в простом виде и где Бог приведет, и весьма желаю быть положенным в Глазове». Всю жизнь, строивший роскошные замки и храмы, в конце своего пути он пожелал лежать в простой любимой деревне. Василий Иванович Баженов скончался в Санкт-Петербурге в августе 1799 года. Изначально его там и похоронили. Но вдова архитектора выполнила волю своего супруга и перезахоронила его тело в милом его сердцу Старом Глазово.


О могиле Василия Баженова, наверняка, знают очень немногие. Эта местность уже к началу прошлого века пришла в запустение. Только в 1992 г. место вероятного перезахоронения зодчего было найдено по инициативе сотрудников Народного музея Баженова города Жуковского. Ими было предпринято создание проекта обелиска и Георгиевской часовни у могилы архитектора. Но из-за недостатка средств захоронение оформили проще: крест, памятная плита, скромный обелиск, выполненный из белого венёвского камня. А освятил могилу священник Быковской церкви Владимирской иконы Божией матери, построенной по проекту В.И. Баженова.


Венёвская земля хранит ещё немало интересного и до конца неизученного. Пример тому – уникальный Никольский монастырь, что расположен в селе Ве́нев-Монастырь. Он считается одним из старейших не только в нашей области, но и во всей России. Хотя первое письменное упоминание о нем относится к началу XV века, у историков есть основания полагать, что существовала обитель и до этого времени. Ученые сделали весьма возможное предположение, что Ве́нев-Монастырь возник по образу Киево-Печерской лавры в карстовых пещерах на берегу реки Осетр.


По легенде, обитель была основана в XIII веке на том месте, где останавливался греческий монах Евстафий из города Корсу́ни (ныне Херсонес), выполнявший трудную миссию, возложенную на него самим Николаем Чудотворцем – доставить свой образ в Рязанские земли.

Здесь, на венёвской земле, Ефстафий и останавливался в 1225 году по дороге в Рязань, с почестями неся чудотворную икону. В память о пребывании на этом месте православной святыни и был основан мужской монастырь в честь Николая Чудотворца. Сама икона благополучно добралась до селения Красный город (ныне Зарайск) и впоследствии стала именоваться Никола Зарайский. Это один из самых почитаемых на Руси образов Святителя Николая.

В истории Венёвского монастыря немало интересных страниц. Одно из преданий гласит, что в XIV веке «игумен-христолюбец» Петр, который получил потом имя Петра Венёвского, встречался здесь с Сергием Радонежским, своим духовным наставником.


Никола Зарайский
Никола Зарайский
Преп. Сергий Радонежский
Преп. Сергий Радонежский

Преподобный Сергий приходил в обитель пешком из Серпухова, чтобы навестить своего ученика. Он подарил ему жезл, власяницу и посох. Летописных следов об этом событии не найдено, но в монастыре до 1930 года хранились два посоха, а известно, что Святитель земли Русской обычно на дорогу вручал свой посох монаху Лавры, идущему игуменом во вновь открываемый или действующий монастырь. Один из посохов точно принадлежит монаху Петру. Таким образом, в историческом прошлом венёвского края можно отыскать присутствие великой личности, духовного идеала Святой Руси – Сергия Радонежского, с которым связано становление российского государства и мощный подъем русской культуры.

Здесь отметим один момент. В воспоминаниях Бориса Андреевича Данилова, ученика Б.Н. Абрамова, есть такие строки: «Особое место в жизни Бориса Николаевича занимал Величайший Духовный Водитель России – Преподобный Сергий Радонежский. Он не раз говорил о великой роли Преподобного Сергия в собирании земель русских и формировании государства Российского. (…) Не раз были слышаны молитвенные слова Бориса Николаевича, с которыми он обращался к Преподобному Сергию: «Отче Праведный, Преподобный Сергий, сохрани и обереги Россию и ее народ от поругания и разорения». Вероятно, эта же молитва звучала в сердце Бориса Николаевича, когда в 1961 году он посетил Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и коленопреклоненно перед мощами Преподобного Сергия возносил свое моление».

Конечно, всё, о чём я рассказала, может казаться малосущественным как на фоне большой истории государства, так и в судьбах самих этих людей. Позволю себе не согласиться. Каждое малозаметное явление может служить ступенькой к пониманию чего-то более важного. Жизненное полотно большого государства складывается из небольших фрагментов, написанных в провинциальных городах и сёлах, где зарождается и набирает силу всё значимое и великое. И в судьбе человека каждый жизненный этап играет свою роль.

Невольно напрашивается параллель. Маленький старинный Венёв, как многие подобные города, затерянные на карте великой России, незаметно выполняет свою историческую миссию, живет тихой жизнью российской глубинки. Но последние годы, мы наблюдаем, как он оживает и преображается, всё более раскрывая своё историческое и культурное богатство, становясь всё интереснее и для туристов и самих венёвцев.

Б.Н. Абрамов, по воспоминаниям последователей, «прошел по своему жизненному пути скромно и почти незаметно…» Внешне он был обычным человеком, и ничем особенным для жителей Венёва не выделялся. Но, как отмечала его ученица О.А. Копецкая, «в жизни, полной труда и забот, всегда находилось время и место для устремления к высшим идеалам. Жизнь его была как луч света, устремленного кверху, – жизнь трудная, необычная и прекрасная. Эта жизнь – звезда духовности, которая осветила путь многим, стремящимся к красоте и духовному совершенствованию».

В отличие от своего учителя и духовного наставника Н.К. Рериха, Борис Николаевич Абрамов широко не известен нашим землякам. Его имя могло затеряться в неторопливо текущей жизни уездного города. Но здесь были люди, кому довелось соприкоснуться с богатым внутренним миром этого человека. Восхищаясь личностью Бориса Николаевича, они не подозревали, что именно их человеческие качества помогали ему нести все тяготы земной жизни. Это и семья Бургасовых, и Прасковья Никифоровна Титова. И вот пришло время, опубликованы труды, появились музей и сквер Абрамова, проходят ежегодные «Абрамовские чтения». Есть последователи, которые берегут и изучают его творческое и философское наследие. А значит, и небольшой провинциальный Венёв является частью большого пласта культуры, созданного Рерихами и Абрамовым…