Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
С.Р. Сапунков
член СибРО, сотрудник выставочного отдела
г. Новосибирск

Триптих С.Н. Рериха «Распятое человечество»



В 1960 году в Индии на выставке картин Святослава Рериха cоветник Министерства образования Индии Шри Сайидайн сказал: «В этих картинах изображена нескончаемая повесть о жизни и устремлениях человека. Они заставляют нас забыть о том, в каком мы обитаем городе, или стране, или веке, и делают нас частью единого пульсирующего сердца человечества»1.

Франсис Грант, сотрудница семьи Рерихов, писала: «Несомненно, наш век – это время апокалиптических столкновений. И кто же, как не художник, должен напомнить своим современникам об этом испытании, неумолимо представшим перед ним»2.

В июле 1975 года в Картинной галерее города Новосибирска открылась выставка картин Святослава Николаевича Рериха. Эта передвижная выставка – совместный проект художника и Министерства культуры СССР – была приурочена к 70-летию Святослава Рериха. Выставка прибыла в страну в конце 1974 года и начала свой путь со столичных залов Москвы и Ленинграда. 15 лет продолжалось её шествие по городам Советского Союза и Болгарии.

Святослав Николаевич – младший сын Рерихов, второй художник в семье. Отец был его первым учителем живописи, но в дальнейшем дал ему возможность самому искать свой путь в искусстве. Святослав Николаевич имел дар гениального портретиста, его индивидуальность не менее ярко выявилась и в его жанровых и философских картинах. В основе творчества Отца и Сына лежало единое мировоззрение. О своей семье Святослав Николаевич как-то сказал: «Мы все были очень тесно связаны и всег­да работали вместе. Мы старались помогать друг другу, дополнять друг друга»3.

Святослав покинул Родину в очень молодом возрасте. (В 1916 году, когда семья из-за болезни отца переезжала в Финляндию, ему было 12 лет.)

Если творческий потенциал отца успел выявиться на Родине, в России, и был напитан богатствами её природы и истории, то Музой Святослава стала Индия, сразу захватившая его красотой и яркостью красок, тайнами древней мудрости.

И конечно, выставка 1975 года была насыщена Индией. Многочисленные пейзажи цветущих долин и горных пиков сочетались с картинами, отражавшими трудовые будни Индии. П.Ф. Беликов писал о выставке: «Проницательный творческий гений художника, который за “мелочами” жизни способен прозревать величие человеческого Бытия. Святослав Рерих не ограничивается задачей показать – как человек живёт. Не менее важным считает он вопрос – для чего человек живёт?»4

В Новосибирске выставка расположилась тогда в старом здании Картинной галереи по улице Свердлова.

Центральное место в экспозиции занимал триптих «Распятое человечество». Как магнит, тянул он к себе людей. Стояли подолгу, вглядываясь в изображения. Обменивались суждениями.

Триптих принадлежит к той категории картин в творчестве художника, которые ставят нас лицом к лицу с проблемами современного человечества. Эти картины были написаны в годы Второй мировой войны, и можно представить, какие чувства были в душе художника. Святослав Николаевич говорил, что триптих стал поворотным пунктом в его творчестве.


С.Н. Рерих. Освобождение. 1939-1942 гг.
С.Н. Рерих. Освобождение.
1939-1942 гг.
С.Н. Рерих. Распятое человечество. 1939-1942 гг.
С.Н. Рерих. Распятое человечество.
1939-1942 гг.
С.Н. Рерих. Куда идет человечество. 1939-1942 гг.
С.Н. Рерих. Куда идет человечество.
1939-1942 гг.

Вот как сам художник рассказал об этих картинах в статье, опубликованной в одном из индийских журналов в 1966 году. Статья была переведена на русский язык Кирой Алексеевной Молчановой и в своё время прислана Наталии Дмитриевне Спириной.


Святослав Рерих. РАСПЯТОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО5.

«Этот триптих был начат мною в 1939 году и завершён в первые годы Второй мировой войны. Тема была подсказана теми мировыми событиями, которые достигли своей кульминации в ужасной войне, длившейся шесть долгих лет. Каждый надеялся тогда, что эта война завершит все войны человечества. Но опять, по прошествии двадцати лет неспокойного мира, разрушительные силы конфликта снова выявляют свои уродливые формы. Мрачные облака человеческой самости, ненависти и алчности вновь набросили свои угрожающие тени на мир, и тема триптиха остаётся животрепещущей.

Картина состоит из трёх внутренне связанных тем. К центральному панно «Распятое человечество» с правой стороны прилегает панно, названное «Куда идёт человечество?», и с левой стороны – панно «Освобождение».

На правом панно изображено человечество, вышедшее в тупик глубокого ущелья с угрожающе нависшими скалами. Бесконечный поток человечества вьётся по этому ущелью. Группа людей в отчаянии сидит у пропасти. Тёмные скалы приобрели угрожающие очертания. Атмосфера безнадёжности пронизывает всю эту сцену. Вверху штормовое небо, и тёмное нависающее облако человеческих очертаний плывёт над процессией людей.

На центральном панно изображены семь Архангелов из Апокалипсиса, выливающих семь огненных чаш Божьего гнева на толпы караемого человечества на фоне пылающих городов и марширующих армий, освещённых зловещим отблеском разорения. Крестом по этой сцене выдаётся гигантская фигура распятого человека. Две фигурки коленопреклонились у его ног, в то время как две фигуры справа являются свидетелями.

На левом панно изображена ярость стихийной борьбы человека с человеком, вернее – человека со своими многими «я», только победа над которыми может укрепить торжество возрождения и истины освобождения. Среди сплетающихся борющихся фигур, сомкнувшихся в неистовом бою, выделяется фигура, старающаяся подняться из бездны страшного хаоса борьбы. Одновременно над всем этим в сфере розового цвета видна фигура человека, окружённая крылатыми фигурами и лучами света, – «Освободившийся человек» – человек, который покорил свои безобразные «я» и поднялся на следующий, высший план озарения и бытия.

Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество периодически само себя распинает. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не изживёт уродливые проявления своего «я» и не возвысится до новой и светоносной жизни, как «Освободившийся человек», разорвав оковы своей низшей сущности».


В 1984 году триптих путешествует по городам Советского Союза в составе масштабной выставки, которую организовала Ольга Владимировна Румянцева, заведующая Мемориальным кабинетом Н.К. Рериха в Музее Востока.

Проводя экскурсию, Святослав Николаевич всегда начинал её с триптиха, раз за разом добавляя штрихи к этой важной теме. Выступая перед посетителями в День Победы, он сказал:

«Мысль – это энергия, которая творит, энергия, которая очень мощна. Долг каждого – думать красиво, приятно, широко, дружественно, позитивно. Будем наполнять пространство вокруг себя позитивными мыслями и токами. Будем стараться стать более совершенными людьми. Каждый день пусть будет праздником победы. Это зависит от нас»6.

30 января 1993 года Святослав Николаевич Рерих покинул земной план. Он был последним членом Великой Семьи, которая провела нас через весь XX век. Он ушёл, а картины его остались.

В настоящее время триптих «РАСПЯТОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО» входит в собрание Государственного Музея Рерихов (филиал Музея Востока) и его вместе с другими картинами Святослава Николаевича мы можем увидеть в Москве, в павильоне ВДНХ № 13.


Болгария не случайно оказалась в общем списке городов, где проходила выставка. Это было связано с дружбой и сотрудничеством С.Н. Рериха с министром культуры Болгарии Людмилой Тодоровной Живковой. Познакомившись с Учением Живой Этики в 1970-х годах, Людмила стала задумываться о применении этих знаний в культурном строительстве страны. В 1976 году произошла её встреча с С.Н. Рерихом в Индии. С этих пор началось их плодотворное сотрудничество, которое вылилось в многочисленные проекты в Болгарии, касавшиеся воспитания подрастающего поколения и культурной политики в целом. Знамя Мира взвилось над Болгарией! Это новое культурное движение было исполнено живого духа и устремлённости к лучшему будущему. К сожалению, эти дерзновенные планы и начинания были прерваны преждевременной смертью Людмилы Живковой в 1981 году.

Святослав Николаевич писал тогда: «Людмила Живкова – единственный в XX веке государственный деятель, увидевший в Живой Этике огромные возможности для усовершенствования и одухотворения государственного строя культурой и высокой философской мыслью»7.

Закончим словами Святослава Николаевича Рериха, которые он произнёс во время выступления в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина 31 мая 1960 года:

«Каждый человек, который хочет стать лучше, служит всем другим, – он помогает всем другим. Вот это стремление стать лучше, чище и будет строить светлую и радостную жизнь, строить Будущее»8.


    Примечания

1 Сайидайн Шри К.Г. Из выступления на выставке живописи Святослава Рериха перед группой студентов // С.Н. Рерих. Искусство и Жизнь. М., 2007. С. 316.

2 Грант Франсис Р. Святослав Рерих. Там же. С. 304.

3 Рерих С.Н. Выступление во Всесоюзном географическом обществе. Ленинград, 17 июня 1960 г. // Будите в себе Прекрасное… Т. 1. М., 2015. С. 121.

4 Беликов П.Ф. На выставках Святослава Рериха (ноябрь 1974 г. – июнь 1975 г.) // Непрерывное Восхождение. Т. 1. М., 2001. С. 444.

5 Восход. 2006, № 10. С. 9.

6 Рерих С.Н. Будем стараться стать более совершенными людьми. // Будите в себе Прекрасное… Т. 2. М., 2016. С. 488.

«Как по струне над бездной». Агнивести. Новостной канал Рериховского движения.

8 Рерих С.Н. Выступление в лекционном зале ГМИИ имени А.С. Пушкина // Будите в себе Прекрасное… Т. 1. С. 92.