Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Сост. Н.В. Башкова,
Тульский Рериховский исследовательский центр (ТулРИЦ)

«Зов Беспредельности».
К 60-летию первого полета человека в космос.


  

В 2021 году весь мир празднует замечательную дату – 60-летие первого полета человека в космос. Нам, россиянам, особенно радостно отмечать её, поскольку первым человеком в космосе был советский гражданин – Юрий Алексеевич Гагарин.

К этой дате мы планировали организовать небольшую выставку репродукций картин на космическую тему. Сейчас, в более стеснённых условиях, экспонируются всего четыре репродукции: «Звезда Героя» Николая Константиновича Рериха и три картины Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого «Кормчие звезды», «Млечный путь» и «Обители Света».


Известно, что в лоне российской культуры второй половины ХIХ – первой половины ХХ в. возникло яркое течение – русский космизм. Оно нашло отражение и в философии, и во многих видах искусства, в частности, в живописи. Художественное творчество Н.К. Рериха и Б.А. Смирнова-Русецкого являет этому прекрасный пример.

Следует отметить, что космическое мировоззрение, выраженное в книгах Учения Живой Этики и в ряде примыкающих к нему трудов последователей, например, Бориса Николаевича Абрамова, включает много идей, созвучных философии русского космизма несмотря на то, что эти работы создавались в основном за рубежом.

И у Б.Н. Абрамова, и у Б.А. Смирнова-Русецкого были личные встречи с Н.К. и Ю.Н. Рерихами, которые оказали на них огромное влияние. В период жизни Бориса Николаевича в СССР он и Борис Алексеевич были близкими по духу друзьями. Борис Алексеевич неоднократно бывал в Венёве, и также сначала он, а потом его ученики О.И. Тананаева и Е.А. Николаев опекали Н.И. Абрамову в последние годы её жизни после ухода Бориса Николаевича.


Обратимся к некоторым мыслям, изложенным в Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги», о перспективах освоения человеком космического пространства.

Мировоззрение Учения удивительно оптимистичное. Главная движущая сила прогрессивных изменений земной жизни на её современном этапе заключается в дальнейшем, всё ускоряющемся развитии науки. В «Гранях Агни Йоги» подчеркивается: «Для мысли научной, базирующейся на знании Космических Законов, невозможного нет» [1958 г. 970 (789).]. Именно наука выходит на авансцену истории. Конечно, научный тип рациональности еще не раз подвергнется глубоким преобразованиям, и, обновленный, он станет способом убедительного обоснования краеугольного положения Учения о многомерности бытия и человека.

В нашем повседневном представлении с наукой тесно связана мощная техническая база: приборы и аппараты являют продолжение человеческих возможностей по изучению мира.


Однако в Живой Этике акцент сделан на другом пути познания – через развитие потенциальных способностей, заложенных в человеческом организме как сложнейшем тончайшем аппарате – микрокосмосе. «Когда многие земные аппараты придется уничтожить вследствие вреда, – подчеркивает Духовный Учитель, – тогда настанет время приблизить человечество посредством природного аппарата. [Технический] Аппарат есть первичная ступень. Истинное завоевание – когда дух заменит все аппараты. Вооружить человека без единой машины – это ли не завоевание?! Грамотный буквою может действовать лишь на поверхности Земли – грамотный духом может действовать вне границ» [Листы сада М. Озарение. Часть 2, IV. 8.].

«Люди будут искать решения космических проблем научно-техническим путем, – записывает Б.Н. Абрамов. – Путь правилен. …Но цель… – вооружить человека без единого аппарата, ибо в микрокосме его сосредоточено всё, все самые совершенные и мощные аппараты, которые когда-либо сможет создать человеческая мысль. Но их надо привести в действие. …Земля и земное духу опорою служит для приведения в рабочее состояние своего огненного аппарата и раскрытия беспредельных возможностей своего потенциала» [Грани Агни Йоги. 1958 г. 505. (418). (М.М.). См. также: 1954 г. 476 (234).].


Б.А. Смирнов-Русецкий. НЛО над озером
Б.А. Смирнов-Русецкий.
НЛО над озером
Б.А. Смирнов-Русецкий. Светящиеся миры
Б.А. Смирнов-Русецкий.
Светящиеся миры

«Все Законы Космоса сосредоточены в человеке; изучая его микромир и всё, заключённое в нём, подойдёт человек с помощью точной науки к познанию Космоса и Беспредельности, в которой он заключён» [Гр.А.Й. 1958 г. 970 (789).]. «…Мысль должна проникнуть в мир бесконечно большого и в мир бесконечно малого и объединить то и другое в едином космическом понимании жизни» [Гр.А.Й. 1958 г. 481 (397).]. Так в Учении получает новое обоснование древняя идея о величественном соответствии и гармонии человека и мироздания как микрокосмоса и макрокосмоса. Также мы видим, как чётко указываются два крыла научных изысканий: микромир, мир элементарных частиц, этих тончайших пучков энергий, и макромир, мир гигантских галактических структур и астрономических расстояний. И действительно, современная наука те́сно переплела эти два пути, и они изучаются во взаимопроникновении.

В философии Живой Этики сама планета Земля предстает космическим кораблем, где взращиваются семена высокоорганизованной разумной жизни. Многомерная природа бытия и человека, а это принципиальное положение философии Учения, позволяет нам в самих себе и из себя развивать необходимые оболочки, которые, подобно специальным скафандрам, дадут возможность полётов и существования в пространствах бо́льших измерений.

Живая Этика настойчиво призывает нас задуматься над новыми – космическими пространствами, которые будут полем нашей будущей деятельности.

«…Посмотрим в дальние миры, – отмечается в Живой Этике, – почувствуем себя участниками их» [Агни Йога. 112.]. «Когда Зовем в дальние миры, то не для отвлечения от жизни, но для открытия новых путей. Лишь осознанием участия в Беспредельности можно достичь верхних сфер. …Как царство прекрасное, пусть дальние миры живут в сознании людей» [Беспредельность. 44.]. Они – «хранилища возможностей и знаний» [Листы сада М. Озарение. Часть 3, IV. 1.].

«Формула идти с Космосом напряженным ритмом даст лучшее понимание жизни. Космос и воля наша символизируют утверждение Бытия. …Дальние миры – наш явленный путь. Дальние миры – наше озарение. Дальние миры – наш простор мечты мощной Матери Мира. И дух человеческий, ищущий простор, имеет уявленные дальние миры. Скажем – недоступное может стать доступным и лишение может стать достоянием, потому направим волю к Беспредельности во всей ее красоте» [Беспредельность. 61.].


Б.А. Смирнов-Русецкий. Звёздный сад
Б.А. Смирнов-Русецкий. Звёздный сад
Б.А. Смирнов-Русецкий. Туманность Лиры
Б.А. Смирнов-Русецкий. Туманность Лиры

В книге «Беспредельность» подчеркивается: «Мир формы неограничен, и развитое восприятие и воображение могут прибавить к существующему Бытию многообразные проявления. ...Почему не обогатить жизнь принятием в сознание, что дух имеет, кроме земного убежища, сокровища, куда устремиться? Отвергающие жизнь на дальних мирах лишают себя своих явленных благ. Почему не принять, что миры примыкают к цепи, ведущей от зарождения к нескончаемой эволюции?.. Почему Космос ограничивать одною землею и думать, что Космос дал одно убежище человеку? Пойдем по восходящей дуге, сотрудничая с дальними мирами. Дух знает, что нужно углублять творчество и следствия следующей стадии.

Посмотрим с дальних миров на нашу планету – те́сно, вопиет дух человеческий на коре! Взглянем с нашей планеты на дальние миры – простор Беспредельности, ликует дух!» [Беспредельность. 62.]

«Чем совершеннее дух, тем неизбежнее сознает он всё глубокое страдание земной жизни. Между тем Сам Я твержу вам о радости. Такая радость может быть в осознании дальних миров. Возьмем простой пример. Среди мрака ночи ваша повозка спешит домой, окружающее ненастье должно привести вас в уныние, но дух ваш ликует радостью. Откуда она? Только от сознания, что дом близок, и сама темнота не препятствует различать дорогие сердцу существа. Много ли значит страдание земной жизни, когда дальние миры стали для нас действительностью!

Успейте немедленно осознать путь ваш в дальние миры. Только это расширение понимания жизни даст духу вашему основание пути радости. Иначе чему радоваться? Неизбежности воплощения? Но без представления о будущем воплощения будут лишь бессмысленным отрывком листа жизни. Именно, животный разум не нуждается в осознании будущего, но именно воля познания двигает человека к пониманию смен жизней. Таким мышлением человек получает право на радость и при устремлении может приблизиться к сотрудничеству с дальними мирами» [Агни Йога. 152.].


С.Н. Рерих. Освобождение
С.Н. Рерих. Освобождение
С.Н. Рерих. Надежда
С.Н. Рерих. Надежда

«Творчество Космоса зовет к устремлению в дальние миры» [Беспредельность. 519.]. «Совершенствование продолжается, направляясь к Беспредельности. Ритм совершенствования так устремлен к ритму Космического Магнита! Ведь не внешнее устремление, но развитие путем психожизни!» [Беспредельность. 152.] То есть наш дальнейший путь, согласно Живой Этике, будет идти через развитие внутренних психических и духовных сил, заложенных в нашем сознании. Это прежде всего сила мысли, мощь чувства, монолит устремления, чистота и широта воображения и т.д.

«Сущность устремления к дальним мирам, – поясняется в Живой Этике, – заключается в усвоении сознания нашей жизни на них. Возможность жизни на них является для нашего сознания как бы каналом приближения» [Община. 44.].


Б.А. Смирнов-Русецкий. Поэма солнечного дня. Вечер
Б.А. Смирнов-Русецкий. Поэма солнечного дня. Вечер
Б.А. Смирнов-Русецкий. Лесная корона
Б.А. Смирнов-Русецкий. Лесная корона

«Пусть мысли приобретают полезные полеты. Нужно воспитывать их, чтобы дальние расстояния не смущали мыслителей. Прежде чем почувствовать себя гостем всех планет, нужно приучить сознание к малым размерам Земли. Особые преступления зарождались от несоизмеримости представления Земли и ее места во Вселенной. Из этого происходило затемнение религий, невежество государственное и преждевременное заболевание. Потому мысль должна не только охватить Землю, но и любить мысленные полеты к дальним мирам» [Аум. 242.].

«…Говорил Мыслитель: "Не может летать человек, пока не найдет надежных крыльев. Символ Дедала будет вечным напоминанием, но мы будем часто беседовать о дальних мирах. Среди мысли о них мы найдем и путь крыльев.

Пусть каждый расскажет, как он представляет себе дальние миры. Каждый будет прав, напрягая своё воображение, ибо существует всё, решительно всё. Наше воображение может изобрести лишь малую частицу истины.

У вас не должно рождаться огорчения от ограниченности воображения. Среди Беспредельности всё будет ограничено. Привыкнем к устремлению среди Беспредельности"» [Надземное. 201.].


Н.К. Рерих. Ночь (Звезда героя). Эскиз
Н.К. Рерих. Ночь (Звезда героя). Эскиз
Н.К. Рерих. Ночь. Звезда героя
Н.К. Рерих. Ночь. Звезда героя

Б.Н. Абрамов предвидел: «Будущее человека – полёты. Будущее означает не только суждённое преображение мира, но и преображение самого человека. Удел человека – летать, и не только на самолётах или космических кораблях, но и в своём тонком теле. Будущее человека сияюще. В этом будущем можно жить, и стремиться к нему, и о нём вдохновенно мечтать» [Гр.А.Й. 1966 г. 366 (289).].

«Сердце часто знает скорее рассудка. Значение ума и рассудка не будем умалять. Они имеют огромное влияние на психику человека и получение опытного знания. Но отрицать роль сердца будет знаком невежества. Прежде чем полететь, человек должен был верить в возможность полетов. Вера двигала конструкторами первых летательных аппаратов. Вера в могущество духа и в безграничные возможности человеческого аппарата двигает в будущее тех, кто имеет её» [Гр.А.Й. 1966 г. 613.].


Б.А. Смирнов-Русецкий. Из цикла "Космос".
Б.А. Смирнов-Русецкий. Из цикла "Космос".
Б.А. Смирнов-Русецкий. Обители света.
Б.А. Смирнов-Русецкий. Обители света.

Учение Живой Этики постулирует существование единой всеначальной энергии (духоматерии) с широчайшей градацией её от плотных до тончайших состояний, неуловимых современными аппаратами. Даже мысли и чувства человека облекаются в тончайшую психическую энергию. Она же участвует в формировании тонкой оболочки его сознания, автономной от физического тела.

Общее представление о природе тонкого тела может дать процесс мышления, очувствованный нами как отдельное от физического тела состояние. Например, во время приятных воспоминаний или сосредоточенного решения сложной задачи человек практически не чувствует своего физического тела и его ограничений. Движущие силы тонкой оболочки человека – мысль и чувство. Изучение их свойств и законов развития, а также их целенаправленное совершенствование и повышение нравственного уровня ведут к формированию тонкого аппарата.

«…Для многих явлений нужно иметь подвижное тонкое тело. Полеты в дальние миры непременно требуют подвижности тонкого тела, которое в своем напряжении достигает огненности. Многими воплощениями и непрестанным устремлением достигается такая возможность» [Надземное. 12.]. Тонкое, а в будущем и огненное тела будут сформированы людьми так, что смогут служить универсальным носителем человеческого сознания. Такой носитель с лёгкостью преодолеет пространственные и временны́е препятствия физического мира и позволит перемещаться в глубинах многомерного космоса.


Н.К. Рерих. Превыше гор
Н.К. Рерих. Превыше гор
Н.К. Рерих. Рыцарь ночи (Всадник ночи)
Н.К. Рерих. Рыцарь ночи (Всадник ночи)

Задумаемся, откуда художник и мыслитель черпают образы и идеи будущей жизни или никогда не виденного ими инобытия? Как композитор может слышать звуки своего нового произведения, ещё даже не записанного им на нотных листах? Не из всевмещающего ли пространства? То, что кажется сейчас невозможным и фантастическим, на самом деле уже давно является целью лучших деятелей искусства: посредством силы мысли и воображения достигать неисчерпаемого источника идей и вдохновения и постоянно свободно пребывать в этом утончённом пространстве красоты и мудрости. Так перед нами возникают новые дерзания и мечты — следующие вершины на бесконечном пути эволюции человечества, куда ведёт нас глубинная интуиция выдающихся творцов подлинной Культуры...


Сейчас мы предлагаем послушать несколько стихотворений Н.Д. Спириной о космосе.