Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Г.М. Ишевская,
общественно-просветительский центр “Мир Востока”
при Институте востоковедения, г. Москва

Некоторые аспекты символики сердца


  

Кто не вдохновится великим понятием сердца,

тот умалит свое собственное значение.

Сердце. 277


Без развития и утончения сердца невозможно

никакое продвижение, никакой прогресс...

Письмо Е.И. Рерих 10.10.1934 г.


Знание символики – это не просто информация. Это знание имеет непосредственное отношение к познанию человеком самого себя. Символизм – это образное выражение идеи или мысли. Символика простирается через тысячелетия и “имеет способность содержать в немногих условных линиях мысль веков и мечты поколений, воспламеняет воображение и ведет в царство бессловесного мышления” (Линь Юй-Дан). В Учении Живой Этики говорится: “Многое, невыразимое словами, может быть дополнено символами. …Они, как сокровенные иероглифы, хранят сущность великого Мироздания” (Аум, 437.). Символ – это ключ к познанию сути вещей. “Людям даны прекрасные символы, но редко кто проникает в их значение” (Надземное, 67).

Живая Этика утверждает: “…Сердце есть микрокосм Сущего” (Сердце, 277.). В сердце “средоточие законов физических и высших” (Сердце, 261.). “Конечно, Сердце, – отмечает Е.И. Рерих, – следует понимать не как символ, но как великую лабораторию, где происходит трансмутация нашего сознания, следовательно, всего нашего существа… Ведь нельзя ни в чем отделить физическое от духовного” (Письмо Е.И. Рерих от 10.10.1934 г.). Размышляя над символикой сердца, мы глубже осознаем его великое значение “как микрокосма Сущего”.

“Суриа-Видиа [Учение Солнца] – так иногда называли Учение о Сердце. При этом названии указывалось на огненность, на солнечность, на срединность сердца” (Сердце, 339). “Этот центр назывался перекрестком и изображался равноконечным крестом; дордже, также свастика – указывали вращение огня сердца” (Сердце, 261).

Рассмотрим символику креста, свастики и дордже, которая тесно связана с символом Сердца как источника Жизни.


Крест – универсальный символ, ведущий свое происхождение от самых древних времен. Равноконечный крест порождает все виды крестов, а значит, включает в себя многие значения. Крест равноконечный – символ Единой Жизни, повсюду проявленной в двух аспектах, двух Началах: Женском (горизонтальная линия) и Мужском (вертикальная линия). Крест является распространенным древним символом, встречающимся практически во всех культурах мира.

В своем путевом дневнике Н.К. Рерих отмечает: “Повсюду знаки креста. И старые монгольские монеты несторианских ханов – с крестом, и над древним буддийским монастырем под Пекином – крест, и на чепраке седла – крест, и налобник уздечки снабжен крестом. Даже и на камнях Ладака и Синьцзяна – кресты. Несториане и манихеи широко прошли по Азии. На фресках монастырей – кресты, на узоре кафтана, на четках, на бусах, на ладанках – тот же крест. Не свастика со струями огня, но равноконечный, вечный символ жизни. На китайских шапках тибетских генералов горит рубиновое крестообразное дордже. Конь счастья несёт знак его” (Н.К. Рерих. Алтай – Гималаи. С. 307).

Во многих культурных традициях крест символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве.


Н.К. Рерих. Изборск. Крест на Труворовом городище. 1903 г.
Н.К. Рерих. Изборск. Крест на Труворовом городище. 1903 г.
Выполнено по эскизам Н.К. Рериха
Выполнено по эскизам Н.К. Рериха

Это преимущественно космический символ. Крест – центр мира, точка сообщения между небом и землей, солярный знак. В отличие от круга и квадрата, символический смысл которых состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, крест подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Центральной точкой является Божество. Акцентирование центра указывает на то, что́ является высшей ценностью системы и иерархизирует ее. Это точка пересечения двух взаимоуравновешивающих сил, центростремительной и центробежной. Эти две противоположные силы поддерживают гармонию и стабильное, непрерывное движение Вселенной. Крест выражает главный закон жизни – Закон Равновесия, включающий остальные законы. Центр равновесия в человеке находится в сердце. “Равновесие есть такое состояние сердца, когда равномерная ритмическая пульсация не нарушается внешними воздействиями и когда внешние воздействия нейтрализуются сердечными излучениями” (Грани Агни Йоги. 1953 г. 90).

Велико значение креста как символа перекрестка. Форме креста уподобляется фигура человека с распростёртыми руками. “Можно сказать, что сознание находится между двумя полюсами притяжения – земным и огненным, и как только сердце энергии свои отдаст магниту огня, притяжение огненного полюса победит. Но неодолимы притяжения земные, если сердце отдано им” (Грани Агни Йоги. 1953 г. 628). Сердце предстает местом выбора между устремлением к Высшему и своеволием, добром и злом, самоотверженностью и эгоизмом.

Разновидностью креста является свастика, которая произошла и отделилась от собственно изображения креста в глубокой древности. По существу, свастика – это вращающийся крест. “…Дордже, также свастика – указывали вращение огня сердца” (Сердце, 261).

Свастика (санскр. су – благой, асти – быть) – один из наиболее древних символов, встречающийся у многих народов в разных частях света. В индийской культуре свастика означает солярный символ, знак света и щедрости. Это символ был запечатлен на сердце Будды и поэтому называется “Печатью Сердца”.


В символике почти всех народов крест и Огонь тесно связаны потому, что «на объединении сил этих двух знаков покоится вся схема вселенских законов» (Е.П. Блаватская. Крест и огонь). Огонь – это тепло, Свет, «центральная точка; перпендикулярный луч представляет мужской элемент, или дух, а горизонтальный – женский элемент, или материю. Дух оживляет и оплодотворяет материю, и все исходит от Центральной Точки – Фокуса Жизни, Света и Тепла, представленного земным огнем» (Там же). «Каждый раз, когда древний индусский огнепоклонник хотел помолиться Агни, он складывал два куска дерева в виде креста и с помощью трения добывал огонь для жертвоприношения» (Е.П. Блаватская. Крест и огонь. Со ссылкой на Э. Бюрнуфа «La Science des Religions», chap. XIII, p. 187-188.).

Интересно описание сотворения мира в египетской мифологии (мемфисская космогония), согласно которому идея творения зарождается в сердце бога: «Творение совершалось так: в сердце бога-творца Птаха возникала Мысль об Атуме, а на языке – слово “Атум”; бог произнёс это имя – и в тот же миг Атум (бог-демиург) родился из Первозданного Хаоса» (И.В. Рак. Египетская мифология). Атум стал помогать отцу в деле творения, став проводником его воли.

В Живой Этике сказано: “Излучения сердца имеют огненные свойства, которые являют мощное насыщение во всем пространстве. Если бы люди научились утверждать строительство этими огненными энергиями, то многое установилось бы соответственно Космическому Магниту. Излучения сердца имеют строительную мощь, и ничто не сможет сравниться с огненными излучениями сердца…” (Мир Огненный, ч. 3. 393).

Итак, равноконечный крест, свастика, и христианский крест имеют общее значение и также, как и сердце, символизируют Жизнь. Сердце, как и Солнце, питает и насыщает микрокосм человека. “К пониманию сердца как центральной двигающей силы нужно привыкать, – отмечается в книге “Иерархия”. – Нельзя постичь пламень, не постигая значения сердца” (Иерархия, 448).

Еще один символ, который выражает значение сердца, – это дордже. Дордже (тиб.; санскр. ваджра, буквально «господин камней, алмаз») – жезл или скипетр, используемый в тибетском буддизме как символ высшей власти и правосудия. В руках божества он неразрушим, но сам способен разрушить всё, даже, казалось бы, несокрушимое на земле. Сложно назвать предмет, который в буддизме имел бы так же много значений, как дордже. Одна из интерпретаций говорит, что дордже, как молния, освещает путь в темноте неведения и, как алмаз, разрушает злые силы, оставаясь целостным. Скрещенные дордже символизируют равновесие, гармонию и власть. Е.И. Рерих отмечала: “Дордже имеет то же значение, что и Свастика”. (Письмо Е.И. Рерих от 01.10.1937 г.). “Лишь энергия сердца делает человека неуязвимым и несет его поверх препятствий. Так можно запомнить о сердце как об оружии. Именно, оружие Света – сердце!” (Сердце, 399). “Мощь сердца преодолевает решительно всё” (Сердце, 74).


В католическом христианстве существует символ “Пресвятого сердца”, к которому верующие направляют свои молитвы. Символ состоит из стилизованного сердца, иногда достаточно реалистично изображенного, с горящим пламенем сверху, с крестом и яркими лучами, исходящими из груди Христа. “Пресвятое сердце” – это образ сердца, которое страдает, принимая боль мира, дает свет, освещает и согревает. В этом символе соединены воедино крест, огонь и сердце. Христианство наделило новым смыслом этот древнейший знак. Крест стал символом мучений и спасения одновременно.



Даже схематичное изображение сердца похоже на крест.



В Живой Этике говорится: “На кресте полагается счастье мира. Ядом испивается будущее человечества. Лишь из собственного пепла возрождается Феникс. Кровью своего сердца пеликан питает детенышей. Так трансмутируется [то есть преобразуется] высшая энергия, лежащая в основе рождения миров” (Сердце, 208).

“Сердце в полном смысле является трансмутатором и конденсатором. Часто эти процессы бывают настолько сильны, что не может быть достаточно сил человеческих, чтобы вместить и выдержать такое напряжение” (Мир Огненный, часть 2. 94).

“…Сердце прилежит всем ощущениям Космоса. …Но постоянные пертурбации космические, конечно, потрясают сердце, к ним приобщенное. Зато и служение сердца такого велико на весах мира.

Помогайте мира строению! Нет дня, ни часа, когда бы мир не был в опасности. …Нужно понять храм сердца как неотложное ощущение. Не случайно сердце отмечалось знаком креста. Так знак креста вечно сопутствует храму сердца” (Сердце, 4).


Во всяком символе есть элемент невыразимого, недосказанного. Истинный смысл символа познается сердцем. Сердце просто знает, но это знание надо заметить мозгом, которым “сознание пользуется как рабочим инструментом” (Грани Агни Йоги. 1953 г. 462). Но сердце должно быть утончено и очищенно от сора самости. “…Путь к сокровенному знанию лежит через сердце, и это есть путь знания непосредственного” (Грани Агни Йоги. 1953 г. 462).

Если евангельское выражение “Возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф. 16, 24) рассмотреть как “Возьми сердце свое, и следуй за Мною”, то смысл слов Иисуса Христа станет более глубоким. Ведь, действительно, Высшим Силам нужны только наше сердце, наша любовь. Именно за сердца человеческие идет борьба между Светом и тьмой. Сердце – наша самая главная ценность. В нем сосредоточена наша индивидуальность. Через сердце мы связаны с Высшим миром.


Н.К. Рерих. Сокровище Ангелов. Эскиз стенописи усыпальницы. 1904-1905 гг.
Н.К. Рерих. Сокровище Ангелов.
Эскиз стенописи усыпальницы. 1904-1905 гг.

В заключение приведем слова Е.И. Рерих из письма от 13.10.1929 г. к американским сотрудникам: “Начните думать о сердце, чтоб помнить о нем, и затем прислушивайтесь к звучанию его. Ведь самый мощный магнит – сердце. Магнит этот притягивает все возможности и растет с искренностью и устремлением. Ничего отвлеченного в этом нет, ибо все тончайшие космические энергии проходят через сердце. Все тончайшие – значит, все самые мощные и все самые творческие. Но чтобы привлечь эти творческие энергии, нужно возжечь огни сердца”.

В “Гранях Агни Йоги” читаем: “Вы боги, но бог заключен в сердце человека как прообраз того, чем человек должен стать. Говорю: "Признайте в себе, в сердце своем, источник неиссякаемой мощи и чудесных, неистощимых, ничем не ограниченных, беспредельных возможностей духа. Сердце ваше – это чудо ваше, это то, где надо искать. В сердце вашем ищите"” (Грани Агни Йоги. 1954 г. 430).


Литература

Е.П. Блаватская. Крест и огонь / Новый Панарион. Сборник статей. М.: ТОО “Дюна”, 1994.

Е.П. Блаватская. Теософский словарь. М.: Издательство “Сфера”, 1994.

Е.П. Блаватская. “Доктрина ока” и “Доктрина сердца”. “Печать сердца”.

Дж. Купер. Энциклопедия символов. М.: “Золотой Век”, 1995.

И.В. Рак. Египетская мифология. СПб., 2000.

Н.К. Рерих. Алтай – Гималаи. Рига: “Виеда”, 1992.

Краткая энциклопедия символов (symbolarium.ru)