Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Т.М. Деменко,
руководитель видеостудии СибРО,
г. Новосибирск

«Священные Знамёна Преподобного».
Часовни во имя Св. Сергия в жизни и творчестве Н.К. Рериха


  

Случайно ли, что на всех путях суждённых вырастают

священные знамёна Преподобного? Дивно и чудно видеть,

как даже в наше смятенное, отягощённое мраком время всюду

возносятся светочи храмов и часовен во Имя Преподобного.

Н.К. Рерих


Николай Константинович Рерих на протяжении жизни создаёт художественные полотна, а также эскизы храмов, посвящённые Великому русскому Святому – Преподобному Сергию Радонежскому. В 1934 году в Харбине в газете «Заря» выходит статья Михаила Шмидта «Религиозное творчество Н.К. Рериха» с подзаголовком «Драгоценный вклад художника в русское храмостроительство», в которой автор пишет, что главнейшее место в творчестве Рериха «занимает незабываемая серия [картин] из жизни Преподобного Сергия Радонежского, которому, как известно, особенно предан художник»1. В 1920–1930-е годы Рерихи начинают широко утверждать имя Святого Сергия Радонежского. Огромное количество его книг, статей и листовок посвящено Преподобному; Еленой Ивановной Рерих была собрана книга «Знамя Преподобного Сергия Радонежского».

В 1930-е годы в Америке и на Дальнем Востоке со­здаются Сергиевы содружества, духовная и просветительская работа которых поддерживалась Рерихами. Таким образом, деятельность Рерихов была пронизана почитанием Сергия, любовью и преданностью этому Великому Святому, оказывавшему в самые тяжкие моменты нашей истории незримое Заступничество, вызывая нарастание народного единения, прилив веры и мощный духовный подъём России.

В Записях Б.Н. Абрамова 1967 года читаем слова Гуру: «Сергий, несмотря на то, что находился в уединении, вдалеке от городов, Вращал вокруг Себя сознание целого народа» (Грани Агни Йоги. 1967. 270).

«Всюду благовестит это непобедимое Имя, – писал Николай Константинович. – В Париже Сергиева Обитель, в Лондоне Сергиева группа учащихся. В Южной Америке Имя Святого Сергия. Под Нью-Йорком мы имеем радость освятить часовню Св. Сергия. В Нью-Йорке, в доме Музея, комната-часовня Преподобного»2.


Н.К. Рерих. Кулу. Индия
Н.К. Рерих. Кулу. Индия
Н.К. Рерих. Сергий строитель. 1925 г.
Н.К. Рерих. Сергий строитель. 1925 г.

Известно, что Рерих много лет глубоко изучал древнерусское храмовое зодчество, создал при Школе поощрения художеств иконописную мастерскую, его кисти принадлежит множество эскизов стенописи и мозаик для храмов, он «дал несколько проектов скитов и часовен имени Преподобного Сергия. В этих проектах чувствуются излюбленные художником новгородский и псковский характеры [архитектуры]»3.

Итак, мы подошли к идее создания часовен Святого Сергия, которая прослеживается в деятельности и творчестве Н.К. Рериха, начиная с 1920-х годов.


Индия. Часовня в Гималаях

В конце 1920-х годов Н.К. Рерих, находясь в Индии, задумывает построить в Кулу часовню Преподобного Сергия. Обратимся к двум его письмам, хранящимся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке. В один и тот же день, 24 декабря 1930 года, Николай Константинович написал двум высокопоставленным церковным иерархам.

Первый его корреспондент – отец Георгий Спасский, до эмиграции являвшийся главным священником Черноморского флота. С 1920 года он жил в Париже, состоял членом учредительного комитета Свято-Сергиевского по­дворья. Отец Георгий был одним из последних духовников Рериха. Второй корреспондент – митрополит Платон, некогда возглавлявший Херсонскую и Одесскую митрополию. Он эмигрировал в Америку, где в 1920 – 1930-е годы был главой православной церкви.


Из письма митрополиту Платону: «Высокопреосвященный Владыка! Надеемся весной приступить здесь к построению часовни во Имя Святого Преподобного Сергия, и я уверен, что Ваше Высокое Благословение пребудет на этом благом начинании. Поручая нас молитвам Вашего Высокопреосвященства, прошу принять чувства моей духовной преданности. Николай Рерих».

Из письма Георгию Спасскому: «Дорогой Отец Георгий! Вам будет значительно узнать, что нами уже избрано место в деодаровом лесу на Гималаях, где будет стоять первая часовня Имени Св. Сергия. Драгоценно чувствовать, как имя Преподобного подобно недреманной страже восстаёт на вершинах Бытия, слагая светлое будущее тем, кто может постичь понятие духовности. Поручаю нас молитвам Вашим, сердечно преданный Вам Н. Рерих».


Н.К. Рерих. Часовня Св. Сергия на перепутьи ("Свято-Сергиева часовня на путях. Гималаи"). 1931 г.
Н.К. Рерих. Часовня Св. Сергия на перепутьи
("Свято-Сергиева часовня на путях. Гималаи"). 1931 г.

Неизвестно, по какой причине этот важный замысел не был осуществлён Рерихами, но идея осталась запечатлённой Николаем Константиновичем на его картине «Свято-Сергиева часовня на путях в Гималаи» (1931 г.).


Америка. Часовня в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке

Создание комнаты-часовни Преподобного Сергия планировалось Н.К. Рерихом в музее его имени в Нью-Йорке. Она задумывалась Рерихом как Святилище. В помещении под руководством Николая Константиновича был создан интерьер и развешены иконы, пожертвованные сотрудниками музея; среди них – старинный образ Радонежского Чудотворца, относящийся к концу XVII века.


19 апреля 1934 года часовня была освящена, обряд совершил митрополит Вениамин Питтсбургский, рекомендованный управляющим Северо-Американской епархией митрополитом Платоном.

Сам он в связи с болезнью и преклонным возрастом не смог принять участие в освящении часовни и освятил только изготовленную для неё хоругвь с изображением Св. Сергия. На лицевой стороне золотой нитью был вышит Лик Преподобного, на оборотной – житийный сюжет явления Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому.



Часовня Святого Сергия в Чураевке

В это же время, в конце 1920-х – начале 1930-х годов, в Америке задумывается ещё одна часовня Сергия – в русской деревне Чураевке близ Нью-Йорка. Основанная известным сибирским писателем Георгием Гребенщиковым, Чураевка была задумана им как кусочек Алтая, как место, где бы зарождались и осуществлялись многие культурные начинания, которые он, при поддержке Рерихов, мечтал в будущем перенести в Сибирь, на Алтай.

В 1925 году Гребенщиков приобретает у сына Л.Н. Толстого, Ильи Львовича, участок земли недалеко от Нью-Йорка для строительства деревни, которая должна была стать своеобразным культурным центром русской эмиграции, где бы воплощались идеалы общины, творчества и духовного совершенствования.


Проникнувшись идеями Живой Этики и мыслями Рериха о духовном строительстве Нового Мира, Гребенщиков решает построить в Чураевке часовню Св. Сергия.

В конце лета 1929 года Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи посетили Гребенщикова в Чураевке. Н.К. Рерих создал эскиз небольшой каменной церкви, который и лёг в основу проекта будущей часовни, и внёс пожертвование на её строительство.


Н.К. Рерих. Эскиз для часовни Св. Сергия в Америке. 1931 г.
Н.К. Рерих. Эскиз для часовни Св. Сергия в Америке. 1931 г.

Весной 1930 года он снова вносит средства на строительство часовни. К этому времени на её возведение получено благословение трёх митрополитов: Всеамериканского – Платона, Западноевропейского – Евлогия и Дальневосточного – Мефодия4. Летом этого же года Е.И. Рерих пишет Гребенщиковым: «...часто мысленно переношусь в Вашу Чураевку и духом участвую в построении часовни Великому Сергию. И думается мне, когда её основатели уже перенесут свои труды в далёкие долины мощного Алтая, место это останется средоточием, центром Духа. Магнит, заложенный во Имя Великого Сергия, может привлечь многие души»5.


Часовня Святого Сергия в Чураевке была торжественно открыта и освящена 14 сентября 1930 г. На её освящение Н.К. Рерих пишет Слово «Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры».

В настоящее время в Сергиевой часовне в Чураевке проводятся службы. В начале 2000-х годов на пожертвования там была произведена реставрация, оформлен иконостас в стиле XV–XVI веков, позолочен купол.


Харбин. Часовня во Имя Святого Сергия в Бариме

30 мая 1934 года Н.К. Рерих со своим старшим сыном Юрием прибыл в Харбин. До первого этапа Маньчжурской экспедиции – на Хинганский хребет и Баргинское плато – оставалось ещё два месяца. За это время Рерих проводит обширную просветительную работу в кругах русской эмиграции, призывая к духовному объединению вокруг облика Преподобного Сергия Радонежского.

В Маньчжурии прекрасные и доверительные отношения связывают Николая Константиновича с двумя архиепископами – Нестором и Мелентием. С их благословения художник начинает работать над проектом часовни имени Св. Сергия и звонницы в Бариме. В августе 1934 года начался первый этап Маньчжурской экспедиции, который длился около месяца. В последние две недели базой экспедиции была станция КВЖД Барим в горах Хингана. Свои эскизы Рерих посылает архиепископам Нестору и Мелентию.


В сентябре 1934 года в харбинской газете «Русское слово» появляется статья «Н.К. Рерих о поездке в Баргу. Наша беседа с академиком». Приведём из неё слова Рериха: «В Бариме я сделал рисунок церкви, предполагающейся там к постройке. Рисунок представлен мною правящему архиепископу Мелентию и им одобрен».

К тому времени уже был создан и комитет по сооружению церкви в Бариме. Однако вскоре из-за недоброжелательных выпадов против Рериха продвижение идеи строительства церкви в Бариме по эскизам Рериха приостановилось, харбинские газеты, до этого публиковавшие его статьи и очерки, перестали их печатать.


Несмотря на то что сведений из Харбина, подтверждающих строительство часовни в Бариме по проекту Рериха, не поступало, летом 1935 года, когда экспедиция находилась во Внутренней Монголии, Рерих пишет статью «Строитель», в которой читаем: «Строители чудных храмов, твердынь не знали, будет ли им дано завершить их. Но всё-таки твёрдо-уверенно полагали они их основание и возводили, пока хватало сил и возможностей. Иногда лишь в веках завершалось строение, но зачинатели новых основ не огорчались этим и не остывали в своём строительном рвении»6.

И хотя не все проекты часовен Сергия удалось реализовать, зёрна понимания значения Преподобного Сергия для нарождающейся Новой Эпохи были посеяны по всей земле. Рерих пишет: «Даже доподлинно зная, какие гиганты вырастают из мельчайшего зерна, ум человеческий всегда запинается об это чудо. Как это возможно, чтобы в мельчайшей оболочке уже сохранились все формы будущего строения?.. Строитель должен думать над этими зёрнами, из которых так мощно и целесообразно вырастет всё последующее древо на многие века»7.

Неустанными и мужественными трудами Рерихов Имя Святого Сергия широко вошло в орбиту духовных устремлений и помыслов многих людей на разных континентах. Рерих пишет: «Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов»8.


Часовня-мемориал во имя Св. Сергия

на территории Музея Н.К. Рериха в Новосибирске

Вспоминая слова великого Мастера о том, что «по всей Азии раскинуты зачатки часовен и храмов» во Имя Преподобного Сергия, скажем и о Часовне во имя Святого Сергия, которая 2014 году была возведена к 700-летию Святого на территории Новосибирского Музея Н.К. Рериха. Эта Часовня – осуществлённый Сибирским Рериховским Обществом завет Наталии Дмитриевны Спириной. Строительство Часовни велось на народные пожертвования.

В ней находится образ Св. Сергия с картины Рериха «Святой Сергий Радонежский». В своём дневнике художник упоминал, что картина была написана для дальнейшего исполнения в стекле, т.е. в мозаике или витраже. Мозаичный образ с картины Святой Сергий и был осуществлён в Часовне-мемориале.


Часовня-мемориал во имя Св. Сергия на территории Музея Н.К. Рериха в Новосибирске
Часовня-мемориал во имя Св. Сергия
на территории Музея Н.К. Рериха в Новосибирске

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932 г.
Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский.
1932 г.
Часовня-мемориал во имя Св. Сергия, Новосибирск
Часовня-мемориал во имя Св. Сергия.
Новосибирск

И завершим это сообщение о Часовнях Святого Сергия – Священных Знамёнах Преподобного – словами из «Граней Агни Йоги»: «Сергий Строитель Древнюю Твердыню русского народа строил всю жизнь. Простоит она века и явит свою еще мощь, нерушимую временем и событиями» (Грани Агни Йоги. 1970. 108).


________________

1 Шмидт М. Религиозное творчество Н.К. Рериха // Держава Рериха. М., 1994. С. 161.

2 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 102.

3 Шмидт М. Религиозное творчество Н.К. Рериха // Держава Рериха. С. 161.

4 Шустова А.М. Эхо русской думы // Дельфис. 2002. № 4 (32). С. 12.

5 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 108 (24.08.1930 г.).

6 Рерих Н.К. Строитель // Врата в Будущее. Рига, 1991. С. 171.

7 Там же. С. 173.

Рерих Н.К. Слово на освящение Часовни Св. Преподобного Сергия // Держава Света. Священный Дозор. С. 101.