2024 г. отмечен знаменательным юбилеем – 120-летием со дня рождения С.Н. Рериха (1904-1993), младшего сына Н.К. и Е.И. Рерих, великого русского художника, мыслителя, искусствоведа, общественного деятеля, педагога, учёного, путешественника.
Сообщение «В поисках идеала: С.Н. Рерих о совершенном человеке» подготовлено на основании нескольких устных выступлений художника в период его пребывания в СССР и Болгарии в 1975 и 1978 годах. Размышления о совершенном человеке проходят красной нитью практически во всех его беседах с людьми.
Все цитаты приводятся по изданию:
С.Н. Рерих. «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М.: МЦР, 2015. Т. 1:
С.Н. Рерих. Беседа с болгарскими журналистами. София, май 1978 г.
С.Н. Рерих. Индивидуальная беседа в Государственном Эрмитаже. Ленинград, 17 янв. 1975 г.
С.Н. Рерих. Выступление на церемонии вручения диплома Почетного члена Академии художеств СССР. Москва, 7 июня 1978 г.
С.Н. Рерих. Беседа с друзьями в гостинице «Россия». Москва, 10 июня 1978 г.
Предварим тематическую подборку шестиминутным видеосюжетом. Мы имеем возможность увидеть облик художника, послушать его непередаваемые интонации, живой голос, проникнуться его внутренним убеждением в тех идеях, о которых он так много говорил в свои приезды на Родину. Это интервью было записано 23 октября 1984 года (40 лет назад) в день рождения художника, точнее, юбилея: Святославу Николаевичу исполнилось в этот день 80 лет. Он для нас – необыкновенный пример внутреннего благородства, ума, красоты.
В своём выступлении мыслитель касается двух тем – судьбы России, её предназначения и облика совершенного человека.
В поисках идеала: С.Н. Рерих о совершенном человеке
«Лучший подарок, который человек может дать своему окружению, своим ближним, это стать более совершенным человеком. (...) Это то, к чему стремились многие из Учителей и мыслителей жизни. Мы должны анализировать, какие именно качества мы считаем в человеке наиболее важными, как мы себе представляем более совершенного человека – его более совершенное отношение вообще к жизни, его качества, все его проявления, и постараться ввести это в нашу жизнь. Это очень трудно, это сложно, потому что всякий подъём в гору всегда бывает трудным. Очень легко спускаться с горы, но наверх подниматься всегда трудно. Это задача, которая стоит сейчас перед нами, и именно эту задачу мы должны наискорейшим способом как-то разрешить».
«В восточной философии [говорится] о творящей энергии, которая называется крия-шакти, то есть «творящая энергия». Это именно наша внутренняя, заложенная во всех нас живая энергия, которая всё претворяет и всё преображает. Это то, что в природе постоянно преображает всю природу. То, [что], скажем, даёт жирафу длинную шею для того, чтобы достать до тех листьев, которые где-то на высоких деревьях; [то, что] даёт [ячейки] в желудке верблюда для того, чтобы приспособиться в местах, где нет воды; то, что даёт бесконечные приспособления природы к тем условиям, в которых она должна жить, где [когда] вся физическая сторона какого-то животного вдруг меняется для того, чтобы действительно жить в этих условиях лучшим образом. И это мы всё время видим всюду. Такая живая мудрая энергия, которая всё преображает, которая заставляет, скажем, бабочек подражать листьям и так подражать, что иногда прямо не отличить лист от бабочки. Так? Или [некоторые] насекомые могут быть, как какие-то ветки, какие-то сучки. Цвет, который они в себе вырабатывают, замечательный. Что это вырабатывает? Какие энергии это вырабатывают? Это живая энергия, потому что [и] мы видим физическое проявление [её] этого. Не правда ли? Как хамелеон, который меняет свой цвет по обстоятельствам. Так? Он сегодня [сейчас] зелёный и тут же через несколько минут он становится красным, потому что его поставили на какую-то красную поверхность. И из-за этого же он опять станет или зелёным, или жёлтым, если вы перенесёте его на другое место.
То есть это – замечательная мудрость, которая лежит во всей природе, живая мудрость, которая себя проявляет. И это то, что во всех нас есть, то, что нас может преобразить, то, что нас может изменить. И мы должны все к этому стремиться. Поставить себе цель – стремиться к чему-то более совершенному, но сознательно! Мы должны именно сознательно поставить себе эту цель и затем уже стараться, как я вам сказал, [идти] этим путем …»
«Меня часто спрашивают, как это сделать. Каким способом, какими путями начать эту работу. Я думаю, самый простой способ – [сначала] определить направление, к чему мы должны стремиться, кем мы хотим быть, а затем каждый день улучшать то, что мы делаем в нашей жизни – каждое самое маленькое дело, которое мы встречаем на нашем пути. Если мы сделаем это чуть-чуть лучше, чем мы делали вчера, то очень скоро уже накопится драгоценный багаж, и мы очень быстро продвинемся. Часто мы думаем, ну где нам достичь каких-то там высот. Это всё так. Может быть, сразу достичь вообще ничего невозможно. Но вот такими маленькими каждодневными вкладами – [да]. Вот какая-то самая маленькая простая работа, если мы сделаем её немножко лучше, с сознанием, что мы действительно хотим это сделать лучше, то это нас уже сразу продвинет вперёд и, может быть, продвинет гораздо скорее, чем какие-либо другие способы. (…)
Как мы в себе развиваем мускулы? Именно усилием, не правда ли? Если человек в себе не будет развивать мускулы, не будет делать какое-то усилие, то у него будет атрофия всех мускулов. Не правда ли? Это мы видим в природе. Природа нам сама показывает, что [станет с человеком], если [он], скажем, не будет сам упражняться. Так и во всём. Так и в нашем внутреннем отношении. Мы должны [прикладывать] известные усилия, и этим[и] усили[ями] мы растём».
«Нужно ваше сознательное отношение к тому, что вы делаете в данный момент. То, что вы делаете сейчас, должно быть сделано лучше, чем вчера. То есть вы должны всегда помнить вашу цель стать как можно лучше. ... Если вы сознательно будете это выполнять, то очень скоро подниметесь уже на более высокую ступень развития, каждый день немного стараясь делать что-то лучше.
Никогда не нужно разочаровываться, чего-то бояться, если в какой-то день вы не сможете исполнить так, как хотелось бы; может быть, здоровье не позволит, но это деталь. Вы должны иметь это внутреннее напряжение – желание сделать как можно лучше.
Несомненно, под влиянием этого внутреннего устремления наш организм тоже меняется, очищается, постепенно развиваются новые нервные центры, привходят новые ощущения. Поэтому вы старайтесь всеми силами делать всё как можно лучше. Вот и всё!
Все верования, все философии основаны на том же самом; все они стремятся создать более совершенного человека; неважно, к какой расе принадлежит человек.
Теперь пришло время, когда мы всё больше сознаём, что все религии имеют общее начало, исходят из одного Источника, что все они были только теми вехами, которые пр[о]ходили разны[е] народ[ы]. А в основном, не всё ли равно, совершенно неважно, каким путём вы идёте. Важно, чтобы в вас было это устремление».
«Основа жизни – чувство красоты. (…) …Духовное направление – духовные устремления, искания и реализация их – это наша, я бы сказал, великая задача. Все мы должны стремиться в жизни вперёд к чему-то более прекрасному, более совершенному. В этом лежат основы жизни, и все проблемы могут быть разрешены только нашим устремлением к красоте и совершенству.
Как Платон говорил в своё время – от прекрасных образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдём к красивой жизни, от красивой жизни – к Абсолютной Красоте. То есть, именно окружая себя красотой, мы порождаем в себе те самые мысли, которые преобразят нашу жизнь, и мы будем стремиться всеми силами осуществить то прекрасное, которое нам уже открылось.
Жизнь основана на великих путях эволюции. И вся эволюция происходит в стремлении к чему-то более совершенному, к чему-то более прекрасному. Вся природа вокруг нас говорит нам о том, как жизнь старается найти какие-то новые решения, какие-то новые более совершенные формы, какие-то новые возможности. И мы включаемся в этот великий поток. Если присмотримся, то на каждом шагу увидим, как природа во всём идёт именно этим великим путём. Так что это то, что неизбежно, это то, что позволяет нам различать красивое и искать то, что прекрасно, как основу нашей жизни».
«Важно то, чтобы человек старался претворять свои убеждения в свои дела, чтобы каждый день он думал об этом и старался развить те энергии, которые в конце концов в нём разовьются. Та энергия, которая проникает весь живой мир, развивается в нём нашим устремлением. Мы должны стремиться к определённой и возвышенной цели, которая должна вести нас по жизни. И эта энергия находит и свои новые нервные каналы, она растёт. Требуется пять лет такого устремления, чтобы приблизить человека к новому духовному восприятию, когда, как они говорят, развивается новый нерв. Этот нерв позволяет как бы подниматься до более высоких степеней сознания. (…)
Мы можем каждый день своим поведением преобразовывать нашу жизнь и создать условия для новых восприятий. Даже когда мы хотели бы идти в гору, подняться очень трудно, спускаться легче. Устремление – это ускорение процессов нашего развития, того, что заложено природой. Самое лучшее, пусть это всегда помнится, что у вас должен быть идеал и вы должны стремиться к нему, потому что устремление и есть та энергия, которая будет развиваться в вас, – крия-шакти. Ваше устремление вас поведёт».
[Но простой] «анализ остаётся теоретическим анализом. Рамакришна говорил: «Тот, кто будет считать количество манго в саду и не будет пробовать, никогда не узнает его вкус».
«А для этого вы каждый день должны каждую вашу маленькую задачу исполнять немного лучше, чем вчера. Даже если будете подметать пол лучше, чем вчера, это будет уже достижением. Важно сознание, что вы стараетесь сделать лучше. Это и ведёт вас вперёд».
«Мы должны в жизни иметь более высокий идеал. Я говорю своим друзьям: постарайтесь заранее себе представить, какие качества должен иметь ваш идеал, и так себя вести. Вот в Индии люди безграмотны, но они несут замечательную утончённость духа, устремление благодаря своему народному эпосу. Перед их глазами стоят примеры их героев, и они для них живые, и это поднимает. Идеалы нужны, без них никогда не продвинуться. И если мы будем стремиться к прекрасному, то это и отразится на нас. (…) Все Великие Учителя [создатели народных эпосов] могли читать эту книгу жизни, мудрости, которая раскрыта перед всеми нами и которую некоторые из нас читают больше, некоторые читают меньше. Мысль Великих Учителей нам очень помогает и полезна именно тем, что она направляет нас на разрешение известных проблем жизни, которые нас окружают. Проблемы жизни нас окружают со всех сторон, и мы избежать этого не можем.
Вот вы сказали [о том], чтобы освободиться от каких-то условий жизни, от каких-то оков жизни, чтобы подняться на более высокие ступени. До известной степени это правильно, но нам нужно понять, что́ есть оковы жизни, как их представить себе и как от них освободиться. В конце концов, если мы будем говорить, что окружающая жизнь нас сковывает, что она вообще нам причиняет всевозможнейшие затруднения, то мы отойдём от этой жизни и не сможем разрешить те проблемы, которые мы и должны разрешить и которые должны быть разрешены. То есть с этой точки зрения мы должны смотреть на всё с открытыми глазами. Именно в жизни приложить всё. Найти эти самые решения жизненн[ых] вопрос[ов] [именно] здесь, в нашей жизни. Не отходить от жизни. Потому что отойти от жизни – это сравнительно не трудно. Каждый может избавиться от всевозможнейших влияний. Но не это наша задача. Наша задача гораздо глубже, наша задача именно претворить себя в этой жизни. Потому что жизнь – это величайший Учитель. Каждый день вам жизнь даст что-то новое, какие-то новые подходы, какие-то новые проблемы – все эти тончайшие нюансы жизни, которые вы должны и понять, и разрешить, и использовать для чего-то.
Конечно, вы мне можете сказать, что когда мы, [к примеру], идём в университет, идём учиться в школу, тогда мы известное время нашей жизни посвящаем этой учебе, не правда ли? Скажем, столько-то лет мы посвящаем этой работе. Так может быть и в духовной работе. Иногда хорошо отойти от жизни на некоторое время, чтобы научиться, и потом опять войти и влиться в эту жизнь, чтобы принести свой опыт, – вернуться уже со свежими силами.
Так что, когда иногда говорят, что некоторые отшельники очень эгоистичные люди, [поскольку] они отходят от жизни, это не совсем так, потому что они иногда отходят от жизни только на время, чтобы действительно приобрести какой-то опыт, который они не могли бы приобрести где-то в толще жизни как таковой. Всё-таки всё это мешает нам. Несомненно. В конце концов, мы так организованы, что есть границы наших возможностей. Скажем, если вас запрут в комнату, где будут [слышны] страшные свистки паровозов и какие-то шумы, то вы не сможете сконцентрироваться на более тонкой работе, потому что физически это невозможно. Так? [Поэтому] вам нужно от этого [шума] отойти для того, чтобы именно задуматься над проблемами. (...)
[Но] мы не должны уходить от жизни [совсем]. Почему? Потому что жизнь – это величайший Учитель, это именно то, что создаёт те условия, из которых мы тоже черпаем наши силы. Иначе, если бы человек куда-то ушёл, скажем, [туда], где нет никаких сложностей и проблем жизни, то он, может быть, в себе бы и не развил эти качества, потому что все эти качества, [возможно], замерли бы в нём».
«Как я вам говорил, самое важное – это себе ясно представить, какие качества должен иметь более совершенный человек, представить себе его во всём объеме жизни как таковой и подумать, как развить эти качества, как их лучше направить в своей жизни для того, чтобы самому переродиться и стать таким человеком».
«…Лучший дар, который вы можете принести человечеству, –
это улучшить себя, стать лучшими людьми».
Таковы Заветы Святослава Николаевича Рериха.