«Харбинское Содружество» — под таким названием вошла в историю Рериховского движения первая группа последователей Н.К. Рериха на Дальнем Востоке. Из рук великого художника-гуманиста они получили Учение Живой Этики. Для них Рерих стал тем, кого называют Гуру, духовным Водителем, Учителем жизни.
В этом году исполняется 90 лет со времени образования Харбинского содружества. Нам, сибирякам, важно всё, что связано с этим сообществом, ведь именно там выковывалось Звено, соединившее нас через время и пространство с самим Николаем Константиновичем Рерихом. Среди первых, подошедших к Н.К. Рериху в Харбине, был Б.Н. Абрамов, ставший в свою очередь духовным руководителем Н.Д. Спириной. Им двоим, спустя несколько десятилетий, было суждено принести на Родину, прежде всего в Сибирь, Учение Живой Этики.
В жизни Рерихов не было ничего случайного, всё значимое совершалось под Высшим Руководством. Уже в 1920-х годах в планах Н.К. Рериха появляется город Харбин — административный центр Китайско-Восточной железной дороги, построенный и заселённый русскими в начале XX века. После Октябрьской революции и Гражданской войны, когда на Дальний Восток хлынули тысячи русских эмигрантов, в Харбине обосновался младший брат Н.К. Рериха — Владимир Константинович. Он и несколько его товарищей составили первую группу в Харбине, куда уже в начале 20-х годов Е.И. Рерих высылала страницы Нового Провозвестия — Учения Живой Этики. Так готовилась почва для будущих начинаний.
В 1934 году Н.К. Рерих во главе научной экспедиции, снаряжённой департаментом сельского хозяйства США, вместе со своим старшим сыном Юрием Николаевичем отправляется в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию. Цель экспедиции — сбор семян новых видов засухоустойчивых растений. Однако Николай Константинович едет сюда не только с научными целями, но и с важной миссией — найти единомышленников и объединить их для культурного строительства.
Экспедиция Н.К. Рериха на Дальний Восток состояла из двух этапов и длилась в общей сложности около двух лет. На первом этапе основной базой её стал Харбин, откуда предполагался выезд на полевые работы для исследования Баргинского плато и предгорий Хингана.
А.П. Хейдок, писатель, участник Содружества, вспоминал: «Итак, Харбин 1934 года. Маньчжурия захвачена японцами. (…) Город, заложенный русскими строителями КВЖД и разросшийся в крупный торговый центр, битком набит российскими беженцами всех мастей. И весь этот люд… бьётся над одной проблемой — как выжить... Действуют бесчисленные эмигрантские организации, землячества, возникает белофашистская партия... И над всеми партиями… протянута когтистая лапа японских милитаристов, надеявшихся использовать русских эмигрантов в своём хищническом броске на север, в страну Советов. Таков фон, на котором… внезапно появляется Рерих»1.
Имя Н.К. Рериха, выдающегося русского художника и культурного деятеля мирового масштаба, было уже широко известно. В Харбине, куда Н.К. и Ю.Н. Рерихи прибыли ранним утром 30 мая 1934 года, их встречали представители руководства города, деятели культуры и науки, журналисты. И в тот же день была устроена большая пресс-конференция с участием Николая Константиновича. Как писали местные газеты, «в продолжение более чем полуторачасовой беседы гордость русской науки и искусства делился с журналистами своими планами и взглядами»2.
По словам А.П. Хейдока, приезд Рериха «производит впечатление разорвавшейся бомбы. Вся общественность взбудоражена. Квартира на Садовой улице, где остановился художник и его сын Юрий, сразу превращается в место беспрерывного паломничества»3.
Н.К. Рериха наперебой приглашают к себе различные организации и учреждения города. В течение всего июня Рерих чуть ли не ежедневно выступает во всевозможных аудиториях, встречается с преподавателями, учёными, интеллигенцией, молодёжью.
«Приезд Николая Константиновича глубоко всколыхнул Харбин. Точно в тихую заводь упал камень. И пошли, и пошли круги по воде, множась и дробясь... — писал журналист Г.Г. Сатовский-Ржевский. — …Навещаем Николая Константиновича в скромной квартире его брата... В прихожей, на вешалке, груды пальто. По лестнице спускается оживлённая группа молодёжи. Из-за притворённой двери сдержанный гул голосов. (…) …Появляется бодрый и улыбающийся Н.К. Рерих. Крепкое рукопожатие, пригласительный жест. В уютной столовой, у круглого стола, сразу же завязывается беседа. (…) …В мире пахнет порохом, — раздумчиво произносит Николай Константинович. — (…) Наша задача — борьба за мир, именно за мир, а не за рахитичный пацифизм. …Я оптимист. Наступает новая эпоха. Ряд государств уже вступает на новые пути. Творческая энергия народов не угасает, а растёт, а с ней и жажда культурного делания»4. Свою статью журналист заканчивает словами: «…Час беседы с удивительным человеком с седой бородой и молодыми глазами настраивает мысль на новый лад, перенося её в какой-то другой мир, “мир добра и красоты”, служению которому отдана вся жизнь Н.К. Рериха...»5
Знакомясь с харбинской прессой тех лет, подробно освещавшей все городские события, мы переносимся на 90 лет назад и словно присутствуем на вечерах, где выступает Николай Константинович, слышим его речи. Все дни его пребывания здесь плотно заполнены участием в творческих встречах, днях культуры, его приветственные слова и доклады звучат в залах Коммерческого собрания, Педагогического института, Юридического факультета, Христианского союза молодых людей, Российского Воинского союза.
Н.К. Рерих говорит о Русской Культуре, о её высоком значении и предназначении, яркими красками рисует картину триумфального шествия русского искусства по всему миру. В каждом выступлении он упоминает Имя Преподобного Сергия Радонежского, которого называет «основной фигурой русской культуры». Газеты приводят слова Рериха:
«…Преподобный должен быть ощущён как реальная ценность, как истинный русский вождь, и его знамя должно покрыть все знамёна русских устремлений. …У русских одно знамя — их культура, воплощённая подвигом Преподобного Сергия»6. Он призывает всех к таким мыслям и действиям, какие можно совершить только перед Ликом покровителя земли Русской. Только тогда возможно объединение всех разрозненных слоёв русской эмиграции, убеждён Рерих. Он неоднократно повторяет слова пророчества, которые сегодня нам хорошо известны по надписи на его картине «Святой Сергий», — о том, что Преподобный, уже дважды спасший Россию, спасёт её и в третий раз.
И конечно, совсем не случайно, что первые группы, появившиеся в Харбине под духовным покровительством Н.К. Рериха, именовались Свято-Сергиевыми содружествами.
Создание содружеств
Весь июнь, а затем и июль Рерихи пробыли в Харбине. 4 августа начался полевой сезон. Возвратившись в город в конце августа, они до конца осени оставались здесь, продолжая научные работы.
За эти неполные полгода в Харбине произошёл ряд судьбоносных встреч и событий. Прежде всего, была подготовлена почва для создания Комитета Пакта Рериха и наметился ряд лиц, готовых возглавить работу Комитета. Первое собрание по организации Комитета состоялось 5 сентября 1934 года в помещении гимназии имени Ф.М. Достоевского. Н.К. Рерих так пояснял значение и цель Пакта: «Нам, русским, особенно нужно помнить, что строить сейчас всё можно только на духовном основании, только дух побеждает. (…) Духовные ценности… охранять надо и беречь. Вот и наш Пакт о защите памятников религии, искусства и культуры, Пакт Знамени Мира, и является одной из попыток напомнить человечеству о духе»7.
Другим важным событием стало создание в День Преподобного Сергия Радонежского, 18-го июля, женского Свято-Сергиева содружества, поддержанное Рерихом. Вскоре при содействии Николая Константиновича образуются и другие содружества. Н.К. Рерих писал друзьям в Америку в июле 1934 года: «Здесь уже почти сформирован комитет Знамени Мира... Также намечается небольшой симпатичный кружок, так сказать, "Свято-Сергиево содружество"»8. Из другого письма: «…Вы будете рады слышать, что возглавлена и вторая группа Свято-Сергиева Содружества. Всё это является нужными подготовлениями»9. А через год он уже сообщал друзьям, что в Харбине работают три содружества Имени Св. Сергия10.
Елена Ивановна Рерих, которая была в курсе всех дел и событий, так писала о результатах пребывания Рериха в Харбине: «Н.К. учредил мужские и женские содружества имени Св. Сергия. Так продолжает он свою созидательную деятельность, повсюду учреждая и объединяя культурные ячейки» (31.10.1934).
Именно из среды этих Сергиевых содружеств вскоре выделилась группа людей, всем сердцем откликнувшихся на зов Рериха о культуре, о единении под Знаменем Преподобного. Все они уже находились в духовном поиске, интересовались вопросами самосовершенствования и, казалось, только и ждали этой встречи. В Рерихе они почувствовали то, что было необходимо им как воздух, то единственное, что могло дать опору в жизни. Отзвучав на идеи Нового Провозвестия, они приняли Учение Живой Этики как основу жизни. Именно эти люди и составили ядро харбинского Содружества.
Несколько месяцев, проведённых Н.К. Рерихом в Харбине, для его новых друзей промчались словно краткий миг, но общение с великим мыслителем и сам его облик оставили глубочайший след в их сердцах. Б.Н. Абрамов писал спустя годы: «…Любимого нашего видел считанные часы, и это за всю жизнь; как же дорого и значимо каждое мгновение встречи!»11. Н.И. Абрамова делилась в письме с Еленой Ивановной: «Вспомнилось… как после состоявшегося знакомства вся душа у меня ликовала и мне хотелось петь — “Христос Воскресе!”. Мощь Его духа была поистине велика и оставила неизгладимый след [в] наших сердцах!»12.
Из воспоминаний А.П. Хейдока: «Из нас, в сумерках жизни искавших смысла жизни, как и смысла потрясших мир событий, в короткое время сложилось вокруг Николая Константиновича общество единомышленников. Так всегда случалось в тех местах, куда приезжал Н.К. Рерих. К 1934 году во многих странах мира образовалось около ста обществ Агни Йоги. Тем не менее харбинское общество следует отметить особо как исключительное по своей структуре и своеобразию весьма тяжёлых внешних обстоятельств. (…) …Обстоятельства сложились так, что возможность официальной регистрации Общества была исключена... …В нём не проводилось никаких выборов, не было ни председателя, ни казначея, ни членских взносов. И тем не менее собрания наши проводились с завидной аккуратностью»13.
Судя по письмам Рерихов, Содружество представляло собой несколько небольших групп, дружественно объединённых между собой. Так, в феврале 1935 года Николай Константинович писал о харбинцах: «…основные ячейки содружества не только продолжают культурную работу, но и укрепляют между собою сношения. Это всё хорошо. Получится, таким путём, естественный отбор лучших местных элементов»14; «Много сведений о работе содружеств. Работа не только продолжается, но и растёт»15.
Кто же они, участники Харбинского Содружества? Назовём тех, чьи имена нам сегодня известны. Мы уже упоминали брата Н.К. Рериха — Владимира Константиновича. В числе его первых единомышленников был Василий Николаевич Грамматчиков, горный инженер, ставший надёжным помощником в делах Н.К. Рериха. Другие участники Содружества: члены Теософского Общества и близкие подруги Мария Николаевна Варфоломеева, агроном по образованию, и Евгения Николаевна Туркина, преподаватель фортепиано. В дружеских отношениях с ними были Мария Иосифовна и Григорий Матвеевич Колонтаевские. В группу сотрудников более молодого поколения входили Екатерина Петровна Инге, Борис Николаевич и Нина Ивановна Абрамовы, Зинаида Николаевна Чунихина, Альфред Петрович Хейдок и его супруга Евгения Сергеевна, Иван и Надежда Варфоломеевы и Чистяковы, близкие друзья В.К. Рериха, — Борис Николаевич, доктор, и его жена Людмила Ивановна.
В архивных материалах упоминаются и другие имена, о ком нам известно совсем немного. Это Юрий Николаевич и Наталья Яковлевна Гавриловы, Михаил Михайлович Бутин, Александра Александровна Скроцкая, Надежда Николаевна Шульц, Вера Васильевна Раменская и другие.
Подчеркнём: мы говорим сейчас только об участниках так называемого старшего Содружества и не относим сюда «молодую поросль», которая вскоре стала группироваться около старших содружников.
«Содружество есть сотрудничество,
а сотрудничество есть общая песнь труду и творчеству»
По свидетельствам участников содружеств, встречи с Н.К. Рерихом проходили довольно часто, пока он находился в городе. Но и, будучи в отъезде, Николай Константинович продолжал осуществлять духовное руководство и был в курсе дел группы. Он регулярно получал письма от сотрудников и, зорко наблюдая за их духовным ростом, тут же реагировал — писал письма, полные отеческой заботы, мудрых наставлений, а порой и серьёзных предостережений. Письма адресовались и отдельным лицам, и всему Содружеству. Письма Н.К. Рериха, как и его «Записные листы» (или «Листы дневника»), зачитывались на общих встречах, обсуждались, переписывались.
В своих посланиях Рерих говорит о сотрудничестве, о необходимых для этого качествах, о неустанном памятовании Преподобного Сергия. Вот строки Н.К. Рериха членам Содружества из письма от 24 августа 1935 г.: «Радовался я, что мой лист “Содружество” дошёл до Вас к сроку… В нём мне хотелось оставить Вам и укрепление, и смелый взгляд на будущее. Поверьте, если основы будут прочны, то и всё остальное будет нарастать. Лишь бы не подгнивали корни или трениями, или какими-то посторонними отвлечениями»16. Всех призывая к творчеству, он поясняет: «…нужна деятельность как рассадник растущих энергий. В творчестве даже самые трудные обстоятельства проходят незаметно. Всякое уныние обычно возникает от недостатка творчества, скажем вернее — добротворчества. Конечно, одним из лучших пособников добротворчества будет дружеское сотрудничество, а вы его имеете. Так же необходимо и иерархическое утверждение высшее, а Вы и это имеете в лице священного Воеводы русского Преподобного Сергия. Значит, Вы и укреплены, и обеспечены в продвижении... (…) …Каждоминутно помните, что всё, что Вы мыслите, всё, что Вы творите, — Вы являете перед ликом самого Преподобного. Дерзнёте ли Вы огорчить Его каким-либо нерадением?..»17 Заканчивается письмо словами: «Содружество есть сотрудничество, а сотрудничество есть общая песнь труду и творчеству. Молитва о творчестве будет сильна и благодатна. Да снизойдёт Благодать и благословение Преподобного Сергия на Вас во всех Светлых трудах Ваших. Духом с Вами, Р[ерих]»18.
О том, как строилась работа Харбинского Содружества, мы узнаём из письма Е.И. Рерих американским друзьям: «…трогательны и письма, получаемые нами из дальневосточных Содружеств. Все тянутся к Духовному Источнику. Все изучают Семикнижие [имеются в виду изданные к тому времени книги Живой Этики], выписывают по темам, изучают вдумчиво и основательно. Собираются группами, читают рефераты на темы Жив[ой] Этики, обмениваются суждениями. Там есть интеллигентн[ые] и чуткие души. (…) Так, приезд [Николая Константиновича] имел глубокое значение, и многие, и среди них молодёжь, начинают понимать всё значение Облика Преподобного для Родины. Чудесные зёрна были заложены и принесут прекрасный урожай. Так, родные, помните, что Вы не одни, много неведомых Вам друзей цементируют пространство прекрасными формулами» (11.02.1936)19.
Торжественно отмечались Содружеством Дни Преподобного Сергия — 18-е июля и 8-е октября, День Великих Учителей 24-е Марта, день рождения их Любимого Гуру, Дни Святой Елены и Николая Чудотворца и другие. В эти памятные дни все группы собирались вместе, объединялись для посылки светлых мыслей, читали, беседовали. Традицию торжественно и сердечно отмечать дорогие для них даты содружники пронесли через всю жизнь.
Приведём несколько выдержек из писем харбинцев к Елене Ивановне Рерих.
Екатерина Петровна Инге пишет об октябрьских днях 1952 года: «Вашу весточку получили с сердечной радостью... Пришла она к Памятному Дню Св[ятого] Сергия, а там через день мы сидели и вспоминали Нашего Дорогого… был День Его рождения. Обе эти даты мы чтим свято. Обе они уносят нас в то время, когда Он был здесь, с нами, и учил нас, и звал в Прекрасное Будущее, и поднимал, и переносил через печальное настоящее… Незабываемое время!..»20
Б.Н. Абрамов в письме от 7 октября 1952 года отмечал: «Пишу Вам в канун Дня Преподобного. Вечер тихий, торжественный и радостный. Голуби мира реют над землёю. Мир побеждает!»21
Из письма Бориса Николаевича от октября 1954 года: «…вчера… был памятный день нашего Любимого. Вспомнили его и хорошо посидели. И мне он почувствовался таким близким, и никуда не ушедшим, и доступным, и нас в сердце своём по-прежнему держащим»22.
Отметим ещё одну дату, которая упоминается в одном из писем к Елене Ивановне. «Сколько памятных дней прошло за это время! — пишет Екатерина Петровна Инге. — Вот и 17-е ноября прошло, когда мы все собрались в моей столовой, — организация нашего Содр[ужест]ва.
Так живо вижу Дорогое Лицо Отца, Его улыбку, Его мягкий и, одновременно, пытливый взгляд, останавливающийся на каждом из содр[ужни]ков и как бы спрашивающий — “выдержишь ли? можно ли верить тебе?” Слышу Его голос… Как давно это было»23.
«…А вот в сердце плывёт и другая Дата, — продолжает она, — Его отъезд... Стоит в дверях… Мы около вагона… В последнюю минуту Его взор долго останавливается на мне, и я читаю: “иди, служи, совершенствуйся”»24.
Рерихи покинули Харбин 23 ноября 1934 года. «…Его Облик ярко горит в нашей памяти, — вспоминала Нина Ивановна Абрамова. — Помню, с какой грустью мы Его провожали, стоя на перроне Харбинского вокзала… А Он нам сказал, что грустить не надо, т. к. разлука всегда предшествует встрече»25.
В одном из писем Б.Н. Абрамов делится с Еленой Ивановной словами Великого Учителя, записанными в день рождения «нашего Любимого»: «В сердце вас имел при жизни. Имеет и сейчас. Ни любовь, ни преданность не умирают. Потому в сердце своём хорошо пронести до конца эти бессмертные огненные знаки высшего понимания и сокровенных уз сознания ученика с сознанием своего Гур[у]»26.
После отъезда Николая Константиновича из Харбина Содружество продолжило свою работу. Связь с Рерихами поддерживалась через переписку.
Вскоре по разным обстоятельствам участники Содружества стали разъезжаться в другие города, но связь друг с другом не теряли. Спаянность «содружников» была крепка, ведь их собрал и направил на духовный путь сам Н.К. Рерих, их объединяла Живая Этика, а что может быть крепче духовного родства! Не случайно между собой они называли Содружество «семьёй».
_______________________
[1] Хейдок А.П. Память сердца // Держава Рериха. М., 1994. С. 355.
[2] Цит. по: Рерих Н.К. Полное собрание трудов. Третья серия. Т. 1. СПб., 2023. С. 588.
[3] Хейдок А.П. Память сердца // Держава Рериха. С. 355.
[4] Цит. по: Рерих Н.К. Полное собрание трудов. Третья серия. Т. 1. С. 641 – 642.
[5] Там же. С. 644.
[6] Там же. С. 606.
[7] Там же. С. 670.
[8] Письмо Н.К. Рериха американским сотрудникам от 16.07.1934 г. // Архив Советского Фонда Рерихов (Музей Рерихов, филиал Музея Востока, г. Москва).
[9] Рерих Н.К. Письма в Америку. М., 1998. С. 37 (28.07.1934).
[10] Рерих Н.К. Письма. Т. 2. М., 2020. С. 230 (6.11.1935).
[11] Письмо Б.Н. Абрамова к Е.И. Рерих от 30.07.1950 г. // Архив СФР.
[12] Письмо Н.И. Абрамовой к Е.И. Рерих от 30.03.1953 г. // Архив СФР.
[13] Хейдок А.П. Память сердца // Держава Рериха. С. 358.
[14] Рерих Н.К. Дневник Маньчжурской экспедиции. М., 2015. С. 147 (7.02.1935).
[15] Там же. С. 176 (28.02.1935).
[16] Письмо Н.К. Рериха Харбинскому Содружеству от 24.08.1935 г. // Рерих Н.К. Маньчжурский дневник. С. 367.
[17] Там же. С. 368.
[18] Там же. С. 371.
[19] Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 4. М., 1999. С. 134 (11.02.1936).
[20] Письмо Е.П. Инге к Е.И. Рерих от 24.11.1952 г. // Архив СФР.
[21] Письмо Б.Н. Абрамова к Е.И. Рерих от 7.10.1952 г. // Архив СФР.
[22] Письмо Б.Н. Абрамова к Е.И. Рерих от 18.10.1954 г. // Там же.
[23] Письмо Е.П. Инге к Е.И. Рерих от 23.12.1953 г. // Архив СФР.
[24] Там же.
[25] Письмо Н.И. Абрамовой к Е.И. Рерих от 7.12.1952 г. // Архив СФР.
[26] Письмо Б.Н. Абрамова к Е.И. Рерих от 18.10.1954 г. // Архив СФР.
Эта Запись вошла в книгу «Грани Агни Йоги» 1954 г., 504 (262), 10 октября.