Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Н.В. Башкова,
научный сотрудник
Музея Б.Н. Абрамова в Венёве

О новых поступлениях в Музей Б.Н. Абрамова


  

Появление подлинных вещей, принадлежавших Борису Николаевичу и Нине Ивановне Абрамовым, всегда вызывает искреннюю радость, ведь дары Музею – это весточки памяти для всех нас.

Часть мемориальных предметов была подарена на прошлых Абрамовских чтениях в июле, другая – осенью 2023 года. Также ценные предметы, принадлежавшие близким знакомым Абрамовых, были переданы ранее, на Абрамовских чтениях в 2022 году.



Долгие годы хранительницей вещей семьи Абрамовых является Ольга Ивановна Тананаева. Она по поручению своего учителя, известного художника-космиста Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого участвовала в уходе за Ниной Ивановной Абрамовой в последние годы её жизни. Поочередно Нину Ивановну навещали и другие ученики Бориса Алексеевича – Евгений Николаев и Олег Матвеев. Они привозили продукты, лекарства и помогали Нине Ивановне по хозяйству.

Посредником в передаче памятных даров всегда выступает М.П. Чистякова, краевед из г. Щекино Тульской области. Она много лет поддерживает общение с Ольгой Ивановной. На прошлых Чтениях Майя Петровна выступала перед нами с сообщением. Мы рады видеть её и сегодня в зале.


В дар Музею были переданы ценные вещи семьи Абрамовых.

Посмотрим фотографии и кратко скажем о них.

 

Самое ценное поступление – книга «Братство» из серии Учения Живой Этики. Это первое издание, которое было отпечатано в Риге в 1937-м году. Изначально книга была в мягкой обложке. Позже, когда она уже была на хранении в семье Ольги Ивановны Тананаевой, книгу реставрировали, текстовый блок был помещён в твёрдый переплет, покрытый тканью светло-серого цвета. На переднюю обложку приклеен бумажный лист обложки первого издания. На ней напечатан тёмно-синим цветом символ в квадрате на санскрите, название книги и год «1937». Символ, как мы знаем из писем Елены Ивановны Рерих, «означает “Майтрейя Сангха”, или “Община Майтрейи”» (10.03.1936).

На некоторых страницах книги имеются пометки, подчёркивания простым, розовым, фиолетовым и коричневым карандашами.


Ольга Ивановна Тананаева сопроводила передачу книги небольшим письмом следующего содержания:

«Дорогие друзья, спасибо вам за внимание, теплое отношение…

Несколько слов о книге «Братство».

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий после возвращения из заключения часто бывал в Венёве, высоко ценил дружбу с Борисом Николаевичем Абрамовым, был знаком с его записями, в которых иногда находил указания для себя. [Поясню, о каком заключении идет речь. Борис Алексеевич в июне 1941 года был арестован, с формулировками за «антисоветскую пропаганду», «связь с русским эмигрантом Рерихом Н.К.» получил десять лет исправительно-трудовых лагерей. Отбыв срок, он был сослан на три года в северный Казахстан. Освободился в августе 1954 года, а в 1956 году получил справку о реабилитации «за отсутствием состава преступления» и вернулся в Москву. - Н.Б.]. Регулярные поездки в Венёв продолжались, когда Нина Ивановна осталась одна. Борис Алексеевич старался поддержать её морально и материально. После летних поездок в Сортавалу он часто предлагал друзьям свои небольшие новые этюды, а вырученные деньги отвозил в Венёв.


Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий
Экспозиция Музея Б.Н. Абрамова в г. Венёве.
Экспозиция Музея Б.Н. Абрамова в г. Венёве

В тот период Нина Ивановна была крайне ограничена в средствах, продавала что-то из домашних вещей, затем наступил черед книгам. Нина Ивановна в это время уже не могла сама читать. Она рассказывала, что раньше с Борисом Николаевичем они прочитывали каждый вечер по несколько страниц из Учения, начиная в январе с «Зова» и заканчивая в декабре «Братством».

Книги Учения Абрамовых Борис Алексеевич привозил в Москву единомышленникам, таким образом часть из них попала в наш дом к моей матери Галине Семеновне Савченко, несколько слов о которой можно прочесть в журнале «Дельфис» № 1 за 2005 год. В номерах с первого по четвертый этого года публиковались страницы дневниковых записей Бориса Алексеевича, в которых много прекрасных слов об Абрамовых и Венёве.

В советское время добыть можно было только машинописные копии Книг Учения или самим делать рукописные варианты.

Книги Абрамовых принесли большую радость. Евгений Николаев и Олег Матвеев имели возможность в институте, где работали, делать с них ксерокопии и затем переплетать, получая почти настоящие тома Учения.

У книги «Братство» сильно износилась бумажная обложка, её пришлось укрепить твёрдым переплётом. На полях много пометок, сделанных в семье Абрамовых. Они остались нетронутыми, к ним ничего не было добавлено. (В нашем доме не принято было помечать в Книгах Учения, если нужно было, то обычно пользовались закладками).

Всего самого светлого.

О.И. Тананаева.

Апрель 2023 года.

Моя большая благодарность М.П. Чистяковой за связь с вами».


Ольга Ивановна – пожилой человек сейчас. И мы очень признательны ей за такое подробное, обстоятельное письмо, за все пояснения. Мы видим, каким ясным, четким, красивым почерком написано это письмо.

Так, друзья, на сегодняшний момент известны три книги Учения Живой Этики из тех, что принадлежали лично Абрамовым. Это две книги «Беспредельность», которые им прислала в 1936 г. Елена Ивановна Рерих.

Одна из них хранится в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске и вторая – в фонде семьи Абрамовых в Венёвском краеведческом музее. И теперь еще одна книга – «Братство» – представлена в экспозиции Музея Б.Н. Абрамова в Венёве.

 

Следующие поступления в Музей:

Декоративная статуэтка «Цветущее дерево». Ствол дерева сделан из нескольких проволок, скрученных между собой и обвитых коричневым материалом, напоминающим по виду древесную кору. Ствол внизу расходится на пять ножек. На концах ветвей прикреплены белые лепестки и красные шарики, сделанные из пластмассы. Ветви-проволоки замысловато изогнуты в разные стороны. Это явно рукодельное дерево. Мы не знаем, кто именно автор этой красивой статуэтки. Но точно известно, что она принадлежала Абрамовым.

 

Медальон с зеркальцем. Крышечка меньшего диаметра, чем основа, открывается с помощью нажатия на язычок медальона. При открытии крышечки на её обороте находится зеркальце в металлическом ободке, красиво украшенном растительным орнаментом. Сферическое зеркальце, такое маленькое (диаметр всего 3 см), удивительно отражает почти полностью лицо смотрящего (!). На металлической поверхности второй половинки медальона выгравирована надпись:

«Милой Ниночкѣ на добрую память».

 


Набор образцов вязания Нины Ивановны, которые лежат в красиво оформленной коробочке (очевидно, привезённой из Харбина). Крышка покрыта рифлёной бумагой, поверх которой размещен рисунок.

В коробке находятся 27 образцов вязания: это небольшие прямоугольные вязаные фрагменты, выполненные из белой сдвоенной х\б нитки. К каждому образцу на изнаночной стороне приклеен номер, написанный чернилами на бумаге.

 

Также были переданы:

Открытка «Рождество», отпечатанная полиграфическим способом. Это изображение миниатюры, иллюстрирующей рукописное Евангелие из монастыря Джручи (Грузия). На обороте текст на трёх языках: грузинском, русском и английском. «Второй Джручский Четвероглав. XII в. РОЖДЕСТВО. Миниатюра».

 

Маленькая металлическая вилочка длиной 10 см. Имеет три зубца. Ручка украшена растительным орнаментом. На обороте есть клеймо производителя с китайским иероглифом.

 



Дорожка с вышивкой, достаточно длинная – 87 см. Вышивка гладью, растительный орнамент, напоминающий виноградные листья и ягоды.

 

Так Музей Б.Н. Абрамова насыщается духовным магнетизмом подлинных вещей, несущих свою благую энергию на пользу людям, любящим Бориса Николаевича и приезжающим в Музей для незримой духовной встречи с ним.

 

В витрине Музея, посвященной ученикам и последователям Б.Н. Абрамова, теперь представлен оригинальный походный альбом Аркадия Семеновича Падерина (1914-1979), близкого знакомого Абрамовых по Харбину. Он переехал в СССР в 1954 году, отработал три года на целинных землях в Карагандинской области в Казахстане и приехал на постоянное местожительство в Екатеринбург. По профессии он художник-оформитель.

Всего передано в фонды Музея пять подобных альбомов. Склеенные между собой листы сложены «гармошкой». Альбом по размеру представляет собой небольшую папку. Этот походный вариант альбома давал достаточно твёрдую основу для рисования на пленэре и содержал много листов.

Аркадий Семенович особенно любил рисовать цветы, и они у него получались, действительно, восхитительными. Теперь в витрине Музея благоухают его белые розы…