В 2024 г. отмечается юбилей не только великого русского художника, философа, писателя и путешественника Н.К. Рериха (150-летие со дня рождения), но и выдающегося русского композитора, дирижера, педагога, члена знаменитой «Могучей кучки» – Н.А. Римского-Корсакова (180-летие). Оба этих имени составляют славу русского искусства второй половины XIX – начала XX века.
Вся жизнь этих благородных рыцарей Культуры была посвящена бескорыстному служению искусству и высоким идеалам. Их объединяет беззаветная любовь к России, ее истории, культуре, фольклору, способность тонко чувствовать связь с далекими историческими эпохами, ощущать единство с природой. Может быть, поэтому духовное родство распространилось и на их творческое сотрудничество.
В жизни и творчестве Н.К. Рериха музыка Римского-Корсакова занимала очень важное место – достаточно сказать, что его оперы составили почти половину всех оформленных художником постановок для различных музыкальных театров. Н.К. Рериху выпала миссия стать декоратором первых постановок Римского-Корсакова на Западе, он первым заговорил о его операх и на индийской сцене.
Двое этих уникальных творцов имеют и много других точек соприкосновения. Давайте остановимся на них подробнее.
Петербург. Это родной город художника, где он прожил до сорокатрехлетнего возраста – с 1874 до 1917 г., вплоть до своего отъезда в Финляндию, которая после революции 1917 года закрыла границы с Россией. Николай Константинович оказался за рубежом, покинув Родину навсегда.
Юный гардемарин Римский-Корсаков поселился в Петербурге в 1856 г. после своего 3-х летнего кругосветного плавания на клипере «Алмаз». Дальше произошел невероятный вираж в его биографии – из морского офицера он постепенно превратился в композитора, а позднее стал профессором консерватории по классу композиции и инструментовки. Санкт-Петербургская консерватория, в которой с 1871 г. более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя.
Получается, что оба гения жили в Петербурге в одно и то же время более 30-ти лет и были окружены единой культурно-художественной средой. Пока юный художник воспитывался в семье известного нотариуса и обучался в одной из лучших частных школ Санкт-Петербурга – гимназии Карла Мая, Римский-Корсаков, тогда уже знаменитый композитор, преподавал в консерватории. К студенческим годам Рериха выработались его вкусы и предпочтения, приобрести их помогло посещение Беляевских симфонических концертов, руководителем и дирижером которых был Н.А. Римский-Корсаков. На этих концертах звучала музыка русских композиторов – самого дирижера и современников.
Н.К. Рерих был знаком и со старшими, и с младшими членами дружной семьи Римских-Корсаковых и, как это видно по его дневникам, сохранил о ней самые добрые воспоминания. Римский-Корсаков присутствовал на знаковой встрече Рериха с Львом Толстым, давшим молодому художнику мудрое напутствие по поводу картины «Гонец» о том, что «в области нравственных требований надо рулить всегда выше». В 1908 году автор оперы «Снегурочка» благосклонно отнесся к её оформлению Рерихом в Париже, о чем сообщал в письме к С.И. Мамонтову.
Рерих особенно выделял Римского-Корсакова среди выдающихся деятелей русской культуры, о чем он неоднократно писал в своих письмах, очерках, «листах дневника». Высокая оценка Рерихом творчества композитора выразилась и в его статьях об искусстве.
Так, в статье к столетию композитора, Рерих писал: «Замечательна жизнь Николая Андреевича. В своём неисчерпаемом творчестве он шёл вперёд, совершенствуясь до самой кончины. Утончённы его последние творения: "Китеж", "Царь Салтан", "Золотой петушок". Но и начальные композиции, как "Снегурочка", уже показали всю мощь его великого таланта. А "Садко", "Шахерезада", "Майская ночь" и вся несчётная сокровищница романсов, симфоний – какой творческий подъём гремел без устали!.. Римский-Корсаков – явление незаменимое, и рады мы были узнать, что Русь воздаёт ему заслуженный почёт... Нет народа, нет страны, где бы не знали и не почитали нашего русского гения. Всенародный поклон его памяти».
Приведем фрагмент из письма Н.К. Рериха американским сотрудникам 1944-го года: «Вы правы, для юбилея Римского-Корсакова нужно что-то хорошее сделать. Мы всегда были и с ним самим и со всею семьею в добрых отношениях. … Эскизов к его операм было у меня много. "Снегурочка" для Питера, для Парижа, для Чикаго. "Псковитянка" (Париж у Дягилева). "Царь Салтан" (Лондон). "Сеча при Керженце" (Дягилев)».
Н.К. Рерих сотрудничал с Римским-Корсаковым при жизни, почтил его память и после смерти. На могиле композитора в Санкт-Петербурге установлен памятник по эскизу Н.К. Рериха. Художник писал: «Когда мне выпала честь украсить могилу нашего баяна Римского-Корсакова, первая мысль была: вершина кургана с Новгородским крестом в круге вечности». «Такие кресты ставились в древненовгородских церквах и кладбищах. В центре креста помещена барельефная икона Христа Спасителя. По бокам – иконы, изображающие Божию Матерь и Николая Чудотворца».
При жизни двух творцов связующим звеном между ними был друг Рериха Степан Степанович Митусов – известный дирижер и хормейстер, двоюродный брат Елены Ивановны Рерих (жены художника), и он же – ученик Н.А. Римского-Корсакова, в доме которого часто бывал во время своей учебы. Митусов много рассказывал художнику о своем учителе.
Интересно отметить, что на Рериха и Римского-Корсакова распространялось влияние одних и тех же ярких личностей, среди которых в первую очередь хочется упомянуть В.В. Стасова. Владимир Васильевич Стасов – выдающийся критик-публицист, страстный поборник русской культуры. Он пламенно вдохновлял молодых композиторов, писателей и художников на изучение отечественной истории и культуры. Участники знаменитого кружка «Могучая кучка» претворял его заветы.
При поддержке Стасова Римский-Корсаков погрузился в поэтический мир народных сказок и преданий, а художник – в истоки русской истории. Так, например, в период обсуждения с Римским-Корсаковым плана оперы «Садко» Владимир Васильевич одновременно поддерживал идею живописной сюиты Рериха «Начало Руси. Славяне». На примере их творчества становится очевидным огромный духовно-воспитательный потенциал русского искусства, на который обращал их внимание знаменитый критик.
Стасов высоко оценивал творчество Римского-Корсакова, писал о нем: «Он человек и талантливый, и знающий,.. он понимает и национальное наше достоинство, и русскую музыку от начала и до конца во всем ее настоящем достоинстве».
Несмотря на большую разницу в возрасте, Рериха и Стасова тоже связывала дружба. У них были общие взгляды на самобытное развитие русской культуры и её взаимоотношения с культурой Востока. Всё это сделало их многолетнее общение содержательным и плодотворным. Встреча с Толстым – одно из самых значительных событий в жизни молодого художника – произошла также благодаря Стасову.
Другой важной фигурой в судьбе Рериха и Римского-Корсакова был Сергей Павлович Дягилев, организатор «Русских сезонов» за рубежом. В 1907 г. Римский-Корсаков ездил в Париж с Дягилевской антрепризой, где дирижировал своими произведениями и наблюдал триумф русского искусства. Рерих также сыграл важную роль в успехе крупнейших гастролей русского искусства. В рамках «Русских сезонов» художник создал эскизы для нескольких опер Н.А. Римского-Корсакова.
Особенно Рерих-декоратор любил оперу «Снегурочка», над которой работал неоднократно: в 1908, 1912, 1919 и 1921 гг. Опера для него стала гимном общечеловеческой любви и жертвенности. Николай Константинович пояснял, что в «Снегурочке» он пытался выразить душу России. Заметный след в его творчестве оставили также оперы: «Садко» (1901 и 1920), «Псковитянка» (1909 и 1922), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1911), «Кащей Бессмертный» (1913). Художник создал более 300 эскизов декораций и рисунков к шести операм Римского-Корсакова – целую галерею ярких образов. Именно в декорациях Рериха русского композитора узнал весь мир, причем оформление спектаклей было не просто дополнением, но важной составной частью в синтезе музыки и живописи. Союз двух неординарных личностей дал превосходные результаты.
Синтез живописи и музыки – еще одна общая грань их дарования. Римскому-Корсакову доставляло удовольствие экспериментировать с системами лада, так как от природы он был наделен редчайшим цветным слухом, когда каждый звук вызывает ассоциации с определенным цветом. Похожий цветной слух имел только А.Н. Скрябин.
Римский-Корсаков писал: «Все тональности, строи и аккорды, по крайней мере для меня лично, встречаются исключительно в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния». За особую систему «цветомузыки» композитора называли «музыкальным маринистом».
Родственное отношение к звуку и цвету сближало его и с художником Рерихом, который тоже искал звук в цвете – его краски звучат и поют, они благозвучны. В своих картинах Рерих создавал удивительную гармонию звука и цвета: всё произведение подчинялось мелодии и ритму, звук становился цветом, а цвет превращался в звук. Известный поэт Серебряного века Юргис Балтрушайтис писал: «Живопись Рериха нужно видеть: у него много общего с музыкой. И не этой ли общностью красок и линий с духом музыки объясняется, что эти краски и линии приводят зрителя в …ритмическое состояние, в котором ему чудятся органные хоралы, пение торжественных труб, пасхальные псалмы».
С точки зрения содержания творчества у Римского-Корсакова и Рериха было общее тяготение к русской старине, сказке и былине. Так, излюбленными жанрами Римского-Корсакова становятся опера-сказка («Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок) и опера-былина («Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). Изучение песенного творчества уводит Римского-Корсакова в глубины народной культуры и раскрывает перед ним гармоничный мир древних славян, где жизнь, природа, искусство и верования были слиты воедино.
Художника Рериха тоже влекла красота русской старины, и он во многом видел её воплощение в творчестве композитора. Уже в ранние годы Рериха интересовали история и фольклор. Он считал, что сказка и легенда являются забытым под наслоением веков знанием. «В сказке, как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремления народа», – писал художник. «Кто узнал сказку, тот умел постоять и за правду. …В каждом человеке живёт мечта о тридесятом царстве, о Стране Прекрасной. И разве не будет правдою сказать о просторах, в которых каждый побывать может».
Юному Рериху были созвучны искания Корсакова, и впоследствии он продолжил их в своем творчестве. Своё становление как живописца Николай Константинович начал с обращения к историческому прошлому славян. Вслед за первой картиной «Гонец» (из серии «Начало Руси. Славяне») последовали «Сходятся старцы», «Город строят», «Заморские гости» и др. Любил Рерих иллюстрировать и сказки: «Иван-царевич наезжает на убогую избушку», «Змиёвна» и др. Рерих-писатель создал сборник собственных сказок и притч. Накануне и в годы Великой Отечественной войны он написал «Богатырскую серию» картин: «Богатыри просыпаются», «Святогор», «Настасья Микулична», «Победа» и др.
Сближает двух гениев и устремление к образу Святой Руси. Композитор трактует его через искание невидимого града Китежа, светлого града. В его музыке для русской души открываются дали, где перед духовным взором нет горизонта. Герой оперы «Садко» – художник-творец, посредник между природным и человеческим миром.
Созданием «Снегурочки» ознаменовался новый этап воспевания родной красоты. Музыковед, академик Б.В. Асафьев писал, что «Снегурочка» есть «постижение космоса» через «ощущение красоты, сквозь призму народной эстетики». В процессе изучения опер Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже» и др.) развиваются любовь к людям, устремление к творчеству и благоговение перед красотой.
С чуткостью подлинного художника Рерих также воспринял священные мечты и тоску по Новому Миру, который принесёт духовное пробуждение, свет и счастье народам. Сюжеты его картин и литературных произведений, заставляют устремляться к Прекрасному, искать Истину, изменять свою жизнь в соответствии с высокими ценностями и идеалами. Рериха называли великим интуитивистом и пророком. О прекрасном будущем Руси повествуют его картины: «Звенигород», «Странник Светлого Града», «Земля Славянская» и др.
В 1944 году, в разгар Великой Отечественной войны, в очерке «Римский-Корсаков» Н.К. Рерих писал: «…Истинно знаменательно – Русь во время неслыханной войны, в дни бытовых бедствий торжественно празднует столетие со дня рождения Римского-Корсакова. Этим праздником народ заявил о своей культурности, о бережливости к народному достоянию. Народ русский научился ценить свои сокровища – в этом истинный путь восхождения».
Характеризуя выдающегося композитора, художник отмечал: «Для всего великий творец находил время и сердечную внимательность. Целый ряд поколений композиторов и музыкантов воспитал Николай Андреевич. Велико было его знание русского народного творчества, и оркестровка Римского-Корсакова дала целую блестящую плеяду последователей. Он умел щедро давать. Быть творцом и педагогом тоже нелегко. Римский-Корсаков – явление незаменимое, и рады мы были узнать, что Русь воздаёт ему заслуженный почёт...»