Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Т.В. Дидова,
преподаватель музыкальной школы,
г. Тула

Рыцари Культуры:
Н.К. Рерих и Н.А. Римский-Корсаков


  

В 2024 г. отмечается юбилей не только великого русского художника, философа, писателя и путешественника Н.К. Рериха (150-летие со дня рождения), но и выдающегося русского композитора, дирижера, педагога, члена знаменитой «Могучей кучки» – Н.А. Римского-Корсакова (180-летие). Оба этих имени составляют славу русского искусства второй половины XIX – начала XX века.

Вся жизнь этих благородных рыцарей Культуры была посвящена бескорыстному служению искусству и высоким идеалам. Их объединяет беззаветная любовь к России, ее истории, культуре, фольклору, способность тонко чувствовать связь с далекими историческими эпохами, ощущать единство с природой. Может быть, поэтому духовное родство распространилось и на их творческое сотрудничество.



 В жизни и творчестве Н.К. Рериха музыка Римского-Корсакова занимала очень важное место – достаточно сказать, что его оперы составили почти половину всех оформленных художником постановок для различных музыкальных театров. Н.К. Рериху выпала миссия стать декоратором первых постановок Римского-Корсакова на Западе, он первым заговорил о его операх и на индийской сцене.


Двое этих уникальных творцов имеют и много других точек соприкосновения. Давайте остановимся на них подробнее.

Петербург. Это родной город художника, где он прожил до сорокатрехлетнего возраста – с 1874 до 1917 г., вплоть до своего отъезда в Финляндию, которая после революции 1917 года закрыла границы с Россией. Николай Константинович оказался за рубежом, покинув Родину навсегда.

Юный гардемарин Римский-Корсаков поселился в Петербурге в 1856 г. после своего 3-х летнего кругосветного плавания на клипере «Алмаз». Дальше произошел невероятный вираж в его биографии – из морского офицера он постепенно превратился в композитора, а позднее стал профессором консерватории по классу композиции и инструментовки. Санкт-Петербургская консерватория, в которой с 1871 г. более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя.

Получается, что оба гения жили в Петербурге в одно и то же время более 30-ти лет и были окружены единой культурно-художественной средой. Пока юный художник воспитывался в семье известного нотариуса и обучался в одной из лучших частных школ Санкт-Петербурга – гимназии Карла Мая, Римский-Корсаков, тогда уже знаменитый композитор, преподавал в консерватории. К студенческим годам Рериха выработались его вкусы и предпочтения, приобрести их помогло посещение Беляевских симфонических концертов, руководителем и дирижером которых был Н.А. Римский-Корсаков. На этих концертах звучала музыка русских композиторов – самого дирижера и современников.

Н.К. Рерих был знаком и со старшими, и с младшими членами дружной семьи Римских-Корсаковых и, как это видно по его дневникам, сохранил о ней самые добрые воспоминания. Римский-Корсаков присутствовал на знаковой встрече Рериха с Львом Толстым, давшим молодому художнику мудрое напутствие по поводу картины «Гонец» о том, что «в области нравственных требований надо рулить всегда выше». В 1908 году автор оперы «Снегурочка» благосклонно отнесся к её оформлению Рерихом в Париже, о чем сообщал в письме к С.И. Мамонтову.




Рерих особенно выделял Римского-Корсакова среди выдающихся деятелей русской культуры, о чем он неоднократно писал в своих письмах, очерках, «листах дневника». Высокая оценка Рерихом творчества композитора выразилась и в его статьях об искусстве.

 Так, в статье к столетию композитора, Рерих писал: «Замечательна жизнь Николая Андреевича. В своём неисчерпаемом творчестве он шёл вперёд, совершенствуясь до самой кончины. Утончённы его последние творения: "Китеж", "Царь Салтан", "Золотой петушок". Но и начальные композиции, как "Снегурочка", уже показали всю мощь его великого таланта. А "Садко", "Шахерезада", "Майская ночь" и вся несчётная сокровищница романсов, симфоний – какой творческий подъём гремел без устали!.. Римский-Корсаков – явление незаменимое, и рады мы были узнать, что Русь воздаёт ему заслуженный почёт... Нет народа, нет страны, где бы не знали и не почитали нашего русского гения. Всенародный поклон его памяти».

Приведем фрагмент из письма Н.К. Рериха американским сотрудникам 1944-го года: «Вы правы, для юбилея Римского-Корсакова нужно что-то хорошее сделать. Мы всегда были и с ним самим и со всею семьею в добрых отношениях. … Эскизов к его операм было у меня много. "Снегурочка" для Питера, для Парижа, для Чикаго. "Псковитянка" (Париж у Дягилева). "Царь Салтан" (Лондон). "Сеча при Керженце" (Дягилев)».


В.А. Серов. Портрет Римского-Корсакова. 1898
В.А. Серов. Портрет Римского-Корсакова. 1898
Памятник по эскизу Н.К. Рериха
Памятник по эскизу Н.К. Рериха

Н.К. Рерих сотрудничал с Римским-Корсаковым при жизни, почтил его память и после смерти. На могиле композитора в Санкт-Петербурге установлен памятник по эскизу Н.К. Рериха. Художник писал: «Когда мне выпала честь украсить могилу нашего баяна Римского-Корсакова, первая мысль была: вершина кургана с Новгородским крестом в круге вечности». «Такие кресты ставились в древненовгородских церквах и кладбищах. В центре креста помещена барельефная икона Христа Спасителя. По бокам – иконы, изображающие Божию Матерь и Николая Чудотворца».

При жизни двух творцов связующим звеном между ними был друг Рериха Степан Степанович Митусов – известный дирижер и хормейстер, двоюродный брат Елены Ивановны Рерих (жены художника), и он же – ученик Н.А. Римского-Корсакова, в доме которого часто бывал во время своей учебы. Митусов много рассказывал художнику о своем учителе.

 Интересно отметить, что на Рериха и Римского-Корсакова распространялось влияние одних и тех же ярких личностей, среди которых в первую очередь хочется упомянуть В.В. Стасова. Владимир Васильевич Стасов – выдающийся критик-публицист, страстный поборник русской культуры. Он пламенно вдохновлял молодых композиторов, писателей и художников на изучение отечественной истории и культуры. Участники знаменитого кружка «Могучая кучка» претворял его заветы.


Н.К. Рерих. Заморские гости. 1901 г.
Н.К. Рерих. Заморские гости. 1901 г.
И.Е. Репин. Портрет В.В. Стасова. 1883 г.
И.Е. Репин. Портрет В.В. Стасова. 1883

При поддержке Стасова Римский-Корсаков погрузился в поэтический мир народных сказок и преданий, а художник – в истоки русской истории. Так, например, в период обсуждения с Римским-Корсаковым плана оперы «Садко» Владимир Васильевич одновременно поддерживал идею живописной сюиты Рериха «Начало Руси. Славяне». На примере их творчества становится очевидным огромный духовно-воспитательный потенциал русского искусства, на который обращал их внимание знаменитый критик.

Стасов высоко оценивал творчество Римского-Корсакова, писал о нем: «Он человек и талантливый, и знающий,.. он понимает и национальное наше достоинство, и русскую музыку от начала и до конца во всем ее настоящем достоинстве».

Несмотря на большую разницу в возрасте, Рериха и Стасова тоже связывала дружба. У них были общие взгляды на самобытное развитие русской культуры и её взаимоотношения с культурой Востока. Всё это сделало их многолетнее общение содержательным и плодотворным. Встреча с Толстым – одно из самых значительных событий в жизни молодого художника – произошла также благодаря Стасову.

Другой важной фигурой в судьбе Рериха и Римского-Корсакова был Сергей Павлович Дягилев, организатор «Русских сезонов» за рубежом. В 1907 г. Римский-Корсаков ездил в Париж с Дягилевской антрепризой, где дирижировал своими произведениями и наблюдал триумф русского искусства. Рерих также сыграл важную роль в успехе крупнейших гастролей русского искусства. В рамках «Русских сезонов» художник создал эскизы для нескольких опер Н.А. Римского-Корсакова.


Особенно Рерих-декоратор любил оперу «Снегурочка», над которой работал неоднократно: в 1908, 1912, 1919 и 1921 гг. Опера для него стала гимном общечеловеческой любви и жертвенности. Николай Константинович пояснял, что в «Снегурочке» он пытался выразить душу России. Заметный след в его творчестве оставили также оперы: «Садко» (1901 и 1920), «Псковитянка» (1909 и 1922), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1911), «Кащей Бессмертный» (1913). Художник создал более 300 эскизов декораций и рисунков к шести операм Римского-Корсакова – целую галерею ярких образов. Именно в декорациях Рериха русского композитора узнал весь мир, причем оформление спектаклей было не просто дополнением, но важной составной частью в синтезе музыки и живописи. Союз двух неординарных личностей дал превосходные результаты.

Синтез живописи и музыки – еще одна общая грань их дарования. Римскому-Корсакову доставляло удовольствие экспериментировать с системами лада, так как от природы он был наделен редчайшим цветным слухом, когда каждый звук вызывает ассоциации с определенным цветом. Похожий цветной слух имел только А.Н. Скрябин.

Римский-Корсаков писал: «Все тональности, строи и аккорды, по крайней мере для меня лично, встречаются исключительно в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния». За особую систему «цветомузыки» композитора называли «музыкальным маринистом».

Родственное отношение к звуку и цвету сближало его и с художником Рерихом, который тоже искал звук в цвете – его краски звучат и поют, они благозвучны. В своих картинах Рерих создавал удивительную гармонию звука и цвета: всё произведение подчинялось мелодии и ритму, звук становился цветом, а цвет превращался в звук. Известный поэт Серебряного века Юргис Балтрушайтис писал: «Живопись Рериха нужно видеть: у него много общего с музыкой. И не этой ли общностью красок и линий с духом музыки объясняется, что эти краски и линии приводят зрителя в …ритмическое состояние, в котором ему чудятся органные хоралы, пение торжественных труб, пасхальные псалмы».


Н.К. Рерих. Леденец. 1919 г. Эскиз к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова
Н.К. Рерих. Леденец. 1919 г. Эскиз к опере
«Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова
Н.К. Рерих. Горница Садко. 1920 г. Эскиз к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова
Н.К. Рерих. Горница Садко. 1920 г.
Эскиз к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова

С точки зрения содержания творчества у Римского-Корсакова и Рериха было общее тяготение к русской старине, сказке и былине. Так, излюбленными жанрами Римского-Корсакова становятся опера-сказка («Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок) и опера-былина («Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). Изучение песенного творчества уводит Римского-Корсакова в глубины народной культуры и раскрывает перед ним гармоничный мир древних славян, где жизнь, природа, искусство и верования были слиты воедино.

Художника Рериха тоже влекла красота русской старины, и он во многом видел её воплощение в творчестве композитора. Уже в ранние годы Рериха интересовали история и фольклор. Он считал, что сказка и легенда являются забытым под наслоением веков знанием. «В сказке, как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремления народа», – писал художник. «Кто узнал сказку, тот умел постоять и за правду. …В каждом человеке живёт мечта о тридесятом царстве, о Стране Прекрасной. И разве не будет правдою сказать о просторах, в которых каждый побывать может».

Юному Рериху были созвучны искания Корсакова, и впоследствии он продолжил их в своем творчестве. Своё становление как живописца Николай Константинович начал с обращения к историческому прошлому славян. Вслед за первой картиной «Гонец» (из серии «Начало Руси. Славяне») последовали «Сходятся старцы», «Город строят», «Заморские гости» и др. Любил Рерих иллюстрировать и сказки: «Иван-царевич наезжает на убогую избушку», «Змиёвна» и др. Рерих-писатель создал сборник собственных сказок и притч. Накануне и в годы Великой Отечественной войны он написал «Богатырскую серию» картин: «Богатыри просыпаются», «Святогор», «Настасья Микулична», «Победа» и др.

Сближает двух гениев и устремление к образу Святой Руси. Композитор трактует его через искание невидимого града Китежа, светлого града. В его музыке для русской души открываются дали, где перед духовным взором нет горизонта. Герой оперы «Садко» – художник-творец, посредник между природным и человеческим миром.

Созданием «Снегурочки» ознаменовался новый этап воспевания родной красоты. Музыковед, академик Б.В. Асафьев писал, что «Снегурочка» есть «постижение космоса» через «ощущение красоты, сквозь призму народной эстетики». В процессе изучения опер Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже» и др.) развиваются любовь к людям, устремление к творчеству и благоговение перед красотой.


Н.К. Рерих. Снегурочка и Лель. 1921 г.
Н.К. Рерих. Снегурочка и Лель. 1921 г.
Н.К. Рерих. Старый Псков. 1922 г.
Н.К. Рерих. Старый Псков. 1922 г.

С чуткостью подлинного художника Рерих также воспринял священные мечты и тоску по Новому Миру, который принесёт духовное пробуждение, свет и счастье народам. Сюжеты его картин и литературных произведений, заставляют устремляться к Прекрасному, искать Истину, изменять свою жизнь в соответствии с высокими ценностями и идеалами. Рериха называли великим интуитивистом и пророком. О прекрасном будущем Руси повествуют его картины: «Звенигород», «Странник Светлого Града», «Земля Славянская» и др.

В 1944 году, в разгар Великой Отечественной войны, в очерке «Римский-Корсаков» Н.К. Рерих писал: «…Истинно знаменательно – Русь во время неслыханной войны, в дни бытовых бедствий торжественно празднует столетие со дня рождения Римского-Корсакова. Этим праздником народ заявил о своей культурности, о бережливости к народному достоянию. Народ русский научился ценить свои сокровища – в этом истинный путь восхождения».

Характеризуя выдающегося композитора, художник отмечал: «Для всего великий творец находил время и сердечную внимательность. Целый ряд поколений композиторов и музыкантов воспитал Николай Андреевич. Велико было его знание русского народного творчества, и оркестровка Римского-Корсакова дала целую блестящую плеяду последователей. Он умел щедро давать. Быть творцом и педагогом тоже нелегко. Римский-Корсаков – явление незаменимое, и рады мы были узнать, что Русь воздаёт ему заслуженный почёт...»