…Мысль о духовности должна войти в жизнь,
но как истинное понимание Основ Бытия.
Равновесие мира не может установиться
без истинного понимания Начал.
Мир Огненный, ч. 3. 240.
Разновесие настолько увеличилось, что пришло время,
когда человечество должно вникнуть в сущность.
Вся оценка жизни и её рычагов так извращена…
…Не возродится мир без утверждения равновесия
и уничтожения сущности разновесия.
Мир Огненный, ч. 3. 243.
Понять сущность Двух Начал, от которых исходит всё,
значит подойти к источнику жизни.
Грани Агни Йоги. 1956 г. 676.
Единство и многообразие, дух и материя, внутреннее и внешнее, женское и мужское – сколько полярных, но тесно взаимосвязанных понятий наполняет нашу жизнь. В 1922 г., будучи молодым 25-тилетним человеком, Борис Николаевич Абрамов, за плечами которого уже были войны, голод, вынужденная эмиграция, в поисках смысла жизни писал: «Можно понимать поэта и философа, ребёнка и взрослого, человека и животное, язычника и христианина, грешника и святого. Нужно охватить всё, но как? (…) И мне кажется, что только то учение, которое в состоянии охватить всё: от инфузории до Шекспира, от притяжения атомов до космогонического цикла, от злободневной… сплетни… до величайшего самоотречения, – смело, без запинки может быть принято мною. Где оно?» (Письмо к Е.Г. Зариной. 30.01.1922. Выделения в цитате здесь и далее – Н.Б.). Обратите внимание, сколько сложных полярных понятий перечисляет молодой человек: как не потеряться в них, как найти своё место в часто противоположных потоках жизни. Он ищет Учение, которое бы дало убедительный мировоззренческий синтез, систему. Благодаря приобщению к Учению Живой Этики Борис Николаевич постепенно находит ответы на эти и многие другие вопросы.
Что может помочь охватить всё многообразие форм бытия? Это – знание Законов, которые лежат в их основе, которые строят Жизнь. Спустя 30 лет Борис Николаевич записывает как ответ слова Духовного Учителя: «Сама жизнь обуславливается наличием противоположных начал... …И все пары противоположностей вовлечены в Великий поток Космической Эволюции и подчинены её Законам. А Космические Законы есть формы выражения жизни, те рамки, в которых она выявляется. (…) Закон универсален и касается всего, что проявлено – от атома до солнечных систем и, конечно, и человечества» (1956 г. 88.).
Один из фундаментальных Космических Законов, который подробно характеризуется в Живой Этике и Записях Б.Н. Абрамова, – это Закон равновесия и сотрудничества Двух Начал. Он также называется Законом полюсности, полярности, двойственности мира. Им объясняется сама сущность разнообразия всех природных и социальных форм.
Кратко рассмотрим действие этого Закона по отношению к макрокосмосу, нашей планете, человеку и его социальной практике.
Елена Ивановна Рерих писала: «Мир проявленный основан на биполярности всего сущего…» (Письмо. 27.11.1937).
«Человечество должно осознать великий Космический закон, закон величия и равноценности двух начал, как основу Бытия» (Письмо. 07.10.1930).
«Действие противоположений производит гармонию, подобно центробежной и центростремительной силам, которые, будучи взаимно зависящими, необходимы друг другу, чтобы обе могли существовать. Если бы одна остановилась, действие другой немедленно стало бы разрушительным. Именно, мир проявленный держится в равновесии силами противодействующими» (Письмо. 3.12.1937).
«Полярность исчезнуть не может, ибо на полярности зиждется всё Бытие, и Огонь, животворящее начало, двуроден в своем Божественном Естестве» (Письмо. 26.11.1935).
Из книги «Беспредельность»: «Как же можно дать преимущество одной энергии перед другой, когда напряжение огненное может осуществиться только при сочетании? Знающий закон Бытия может утверждать, что признание двух Начал есть основание Космоса.
Даже древнейшее понимание излагало космические законы как устремление двоеродным огнем. Указание в старинных записях о явлении двух Начал также основано на знании полярности в каждой энергии. Космическое творчество может проявиться только в двух Началах» (§ 341).
«Начала не могут относиться как силы соревнующие[ся], только объединение сил строит жизнь» (§ 201).
«Космический Магнит соединяет полюсы Начал для животворящей силы» (§ 225).
«На наличии двух Начал построены все явления жизни. Начала равны и противоположны. Сила одного обусловливается силой другого, и жизнь одного – другим. Нельзя ставить вопроса, которое Начало важнее, или значительнее, или нужнее, ибо существование одного неразрывно обусловлено существованием другого» (Грани Агни Йоги (далее – Гр.А.Й.). 1959 г. 103. (92)).
«Применимость всех Высших Начал и есть основа жизни, ибо каждое Высшее Начало утверждается как само дыхание и движение жизни. (...) Каждый утвержденный принцип может дать свое достижение, предназначенное Красотою. Потому нужно освоиться с применением Высших Начал. Разграничивание Начал не дает равновесия» (Мир Огненный, ч. 3. 257).
«Закон двойственности универсален и охватывает собою все стороны жизни всего, что существует на Земле и в Мирах» (Гр.А.Й. 1971 г. 615).
При начале активной фазы бытия, непроявленное Единое порождает Два Начала. Их полярность создает движение формирующейся материи, чередование её различных состояний и циклов их существования. Формы выражения Двух Начал бесчисленны и многомерны.
Перед вами таблица, где мы обозначили упоминаемые в Живой Этике Два действующих Начала в их проекции на макрокосмос.
«…Космос устремляет свои энергии по полярности, – описывается в книгах Живой Этики. – Ведь отрицательное и положительное дают явление комбинации [т.е. множества сочетаний, а значит, и разнообразия Сущего]» (Беспредельность. 322).
«Дух и материя объединены в пространстве. ... В этом единстве творятся формы сущего и проходят свои круги усовершенствования. (…) Явление духа и материи нужно искать в каждом утверждении жизни» (Мир Огненный, ч. 3. 303).
«…Каждое явление основано на двух началах, которые отвечают измерению Тонкого и земного Мира» (Мир Огненный, ч. 3. 88).
Два Начала также проявляются как Мужское и Женское Начала. Елена Ивановна отмечала: «Отец и Матерь – мужской и женский принципы в Корне Природы, или противоположные полярности во всех вещах на каждом плане Космоса» (Письмо 18.06.1935).
«Смысл существования оявился как страстное влечение противоположных полюсов, или полов, к друг другу и на интуитивном искании своих первоначальных половинок. Ярые монады уявились на постепенном пробуждении духа и на искании своих половинок…» «Ярые половинки уявляют страстное притяжение к противоположным началам, или полюсам. Притяжение к противоположному началу уявляет жизнь, складывает миры» (Письмо Е.И. Рерих. 10.12.1954).
Обратим внимание, что наличие Мужского и Женского Начал характерно для всех миров, отнюдь не только для земного. В «Гранях Агни Йоги» указывается, что «…Двуликость Великих Начал проходит по всей Лестнице Иерархии от верха до низа. В явлении Матери Мира и Владык, в явлении Гуру и Матери Огненной Йоги проявляется это же построение, ибо Два Начала созидают Мир и всё, что находится в нем. Так к пониманию Венца Космического Магнита можно добавить уявление Двух Начал на всех ступенях лестницы жизни» (Гр.А.Й. 1956 г. 823).
В приложении этих идей к земным реалиям Елена Ивановна подчеркивала: «Раз Равновесие Мира зиждется на двух Началах, ибо это основы Бытия, то закон равноправия полов есть закон Космический. Потому лишь невежды могут возражать против него» (Письмо. 17.08.1934). «Недопустимы рассуждения о более сильном или более слабом начале, - подчеркивается в Живой Этике, - ибо такие рассуждения ведут к несоизмеримости. Равновесие Космическое не держится на более сильном или слабом начале. Именно это человеческое разделение привело Космические Весы к такому состоянию [разновесия – Н.Б.]. И лишь искупление человечеством нарушенного закона даст новое строительство…» (Мир Огненный, ч. 3. 346). Все это особенно актуально в связи с пагубной тенденцией однополых браков, идущей из Европы и Америки.
Важно отметить, что двуполюсность Начал лежит в основании самих фундаментальных Законов бытия. Закон Кармы объединяет Два Начала: творческую Причину и творимое ею Следствие. Закон Иерархии, формирующий строение Вселенной, также охватывает Два Начала как неразрывные звенья: Ведущее, более духовное и разумное, и Ведомое, нуждающееся в структурирующем воздействии. Закон Эволюции включает Высшее Начало, дающее импульс к обновлению, развитию, и Низшее, менее совершенное и более инертное. Закон Свободы развития (на этапе человеческой эволюции это Закон свободы воли) предполагает Свободу индивидуального начала, добровольность и Необходимость, подчинение космическим Законам; в связи с чем в Учении свобода определяется не как независимость существования (которая невозможна), а только свобода выбора из шкалы возможного. Космический Закон Жертвы объединяет в эволюционном построении начало Дающее и Получающее, само существование которого невозможно без Высшего соучастия. Так мы видим, что всё в проявленном мире, даже сами его Законы несут в себе Два Начала.
Кратко опишем схему действия Двух Полярностей, плавно переходя от онтологического уровня к земному миру и человеку. Б.Н. Абрамов так описывает полный цикл действия полярностей: «Зарождаясь из центра, явление направляется к одному из полюсов, и движется там по окружности спирали времени, и достигает кульм[инации]. [Далее] движение по спирали идет к противоположному полюсу через точку нейтрализации, или уравновешивания, с тем чтобы, перейдя её, снова достичь своей кульминационной точки, но уже у полюса противоположного. Так в спирали времени движутся явления жизни» (Гр.А.Й. 1957. 480).
«Рассмотрим сущность циклических явлений [на примере нашей планеты]. Сутки есть законченный цикл. Состоят они из дня и ночи – двух полюсов противоположных. От + к – идёт постепенная смена явления к противоположной точке. ... В какой бы точке окружности цикла суточного мы ни были, всегда есть и должна быть другая точка, ей противоположная по существу, но родственная по форме. То же самое и с циклом года. Так каждое циклическое явление, для того чтобы проявиться во времени, должно расколоться и дать два крайних полюса своего бытия и явить постепенный переход от одного полюса к другому в беге времени. И глубина и долгота ночи всегда обуславливает долготу и яркость дня. Полюса обуславливают силу друг друга. Любой цикл подчинен тому же закону» (Гр.А.Й. 1953 г. 324).
Согласно этому описанию, полный цикл жизни человека следует рассматривать от рождения на земле до следующего физического воплощения, полярностью рождению является биологическая смерть и рождение в Надземной Сфере, полюсом к зрелости личности в земном мире выступает расцвет её психических сил в Тонком мире. Движение от физического рождения к смерти – это только половина цикла, как от весны к осени. Вторая – Надземная – часть цикла невидима для земного глаза, как внешне неприметна жизнь зимней природы. Но в Надземном мире человеком также переживаются сходные этапы: начало, активность, кульминация накопленных сил и их затухание, ведущее к новому физическому рождению.
Природные циклы времен года и суток показательны для понимания более тонких, сложных жизненных и особенно психических процессов, происходящих внутри и вокруг человека.
Развитие сознания и других многочисленных свойств изначальной духо-монады возможно только через прохождение двойственного процесса уплотнения и последующего утончения её материальных оболочек. Здесь, на земле, эти высшие свойства духа, как искры между ударами кремня, высекаются действием двуполюсных, противоположных условий и состояний, часто достаточно резких и сильных. В связи с чем подчеркнем также, что эволюция самой духо-монады заключается во всё большем выявлении, напряжении специфических свойств каждого из полюсов с преобладанием одного из них. Как следствие, яркая полярность даёт всё увеличивающееся притяжение и будущее слияние, например, между противоположными полами.
В таблице вы видите проекцию Двух космических Начал на жизнь Земли.
Е.И. Рерих подчеркивала: «Жизнь есть ярое приспосабливание к явным противоположениям» (Записи. 1947-1948 гг.).
«…Внешние противодействия вызывают огни противостояния им, которые дают импульсы действию, в то время как отсутствие сопротивления огней не рождает. Так узор жизни духа ткется из противоречий, вернее, из противоположностей, понимание которых дает в руки ключ от всех врат» (Гр.А.Й. 1958 г. 387. (308). Под огнями здесь понимается напряженное состояние внутренней психической энергии человека).
«Проявление жизни указывает на развитие полярности» (Беспредельность. 533).
«Диалектика природы – в полюсности явлений. Эволюция – в процессе напряжения противоположных начал. Доктрина напряжения – основа эволюции мира» (Гр.А.Й. 1960 г. 120).
«Конечно, утверждены многочисленные сопротивления, которые являются качествами прогрессирования. Все сопротивления, направленные к главной, путеводной, линии устремлений, влекут дух к наивысшему» (Беспредельность. 125).
«Полюсность жизни явлений неотвратима. Испытания обуславливаются законом полюсности, определяющим смену противоположных явлений. Утро и вечер, восход и заход, зима и лето, печаль и радость, легкая и трудная полоса жизни – об этом все знают, но не думают применить к себе, забывая, что… только в этом двуродном пламени закалится клинок духа» (Гр.А.Й. 1960 г. 136).
«Пусть ничто, происходящее с вами, не будет в силах нарушить ритма восходящего движения вашего: ни хорошее ни плохое, ни радость ни горе, ни успех ни неудача, ни легкость жизни ни трудности, ни богатство ни бедность, ни здоровье ни болезнь, ни день ни ночь, ни жизнь ни смерть, ни что-либо иное, но двойственное тоже. И тогда шаг ваш в будущее станет шагом непреложности. (…) Огни духа закаляются в смене жара и холода, в смене полюсов противоположностей, уявление которых на плане двойственности представляет собою жизнь» (Гр.А.Й. 1955 г. 266).
«Всё в природе подчинено закону периодичности и изменений и закону полюсности. По мраку ночи можно судить о сиянии дня и по тягости ноши земной – об освобождении от неё духа. Дворец богача и лачуга бедняка нередко сменяют друг друга. Как же иначе закалится дух, как не на смене противоположностей. Даже стали не закалить, не применив этого принципа» (Гр.А.Й. 1966 г. 72. (56)).
«Удивляемся, когда наблюдаем смены жизни, в которых познаются крайние противоположения, но не будет сиять камень недостаточно отшлифованный. Так пусть каждый помнит, насколько трудно углублять сознание» (Надземное. 223.).
С одной стороны, ярко выраженная двойственность земной жизни служит основой нашего познания, ибо мы познаем мир, сравнивая объекты между собой. Но, с другой стороны, эта постоянная смена состояний является причиной страданий, неустанных забот и тревог человека. Так, сытость сменяется голодом, бодрость – усталостью, юность – старостью, праздник – буднями, радость встречи – печалью разлуки. Во многом поэтому Великие Учителя характеризовали земную жизнь как страдание, беспокойную неудовлетворённость (Будда) и мир скорби (Христа). В Записях Бориса Николаевича часто приводятся евангельские строки: «…В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я Победил мир».
В текстах лучших религиозных и философских учений всегда утверждалось, что духовная победа над двойственностью мира возможна только через изменение отношения к ней, а значит, происходит изнутри вовне: от высшего начала – духа к личному сознанию земного человека и его поведению.
Именно гармонизирующая сила духа может привести к постепенному затуханию и преодолению:
во-первых, остроты восприятия физических полюсных условий, и,
во-вторых, полюсности низшего, животно-эгоистического начала в самом человеке.
В Учении Жизни подробно освещается полярность низшего Я человека (в терминах Б.Н. Абрамова – астрального), которая расшатывает сознание между горем, печалью и легкомысленным весельем, между трусостью и безрассудством, скупостью и расточительством. Подчеркнем, что эта полюсность между двумя негативными чувствами или качествами не имеет никакого отношения к Двум Началам космического Закона. Низшая, эгоистическая природа, конечна, полярна, как и всё в мироздании, но оба её полюса негативны, разрушительны для личности и потому подлежат полному преодолению через постепенное изживание, затухание этих сил.
Выход из полюсности низшей природы человека, а также уравновешенное восприятие внешних физических условий Живая Этика видит в устремлении к Высшим Мирам, где полярность сил качественно иная. Среди вершинных добродетелей, способных остановить негативные полюсные переживания, особенно выделяются: равновесие, спокойствие, сдержанность, бесстрастие, достоинство и радость духа, любовь и устремление к Высшему, к Духовному Учителю и т.п. Важно также воспитание в себе сверхличной мотивации поступков (ради помощи ближнему, ради Общего Блага, продвижения светлого дела); формулирование целей деятельности, которые выходят за рамки текущей земной жизни; сознательное удержание положительных качеств (преданности, дружелюбия и т.п.) в отношениях с близкими по духу людьми на максимально долгий срок и мн.др.
Приведём несколько поясняющих цитат.
В «Гранях Агни Йоги» указывается: «…Поверх двойственных личных земных радостей в пространстве звучит радость космическая, поверх всех двойственных чувств и ощущений – сверхличные чувства и мысли. Полюсность малых явлений малого “я” нейтрализуется огненной мыслью надземной и сверхличным, неэгоистическим отношением к людям. И тогда не нужно ничего от людей, и не хочется брать, а лишь только давать, не требуя мзды» (Гр.А.Й. 1959 г. 89. (79)).
«Все ощущения тепла, холода, усталости, недомоганий и так далее могут регулироваться волею, надо лишь беспрестанно и постоянно упражнять себя в этом. Посмотрите, как раскисают от сильной жары обычные люди, как распарены лица, открыт рот и изнеможение искажает черты. Но стоит хотя бы немного взять себя в руки, и действие жары как бы уменьшается. То же самое и с усталостью, и со всеми ощущениями тела. Можно на них на всех упражняться, зная, что начинается всё с малого» (Гр.А.Й. 1964 г. 519. (350)).
«Хороши… опыты с победой над нежелательными ощущениями холода, жара и прочими чувствованиями. Не холод или жар побеждаются, но реакция на них сознания, то есть не самый голод побеждается, но – власть его над психикой человека. Позднее победа над холодом или жаром достигает такой силы, что на морозе можно не мерзнуть, а в руках держать пылающий уголь. Истинно, человеческий организм есть лаборатория для всех ощущений, и даже малые опыты в этом направлении очень полезны по своим далеким следствиям» (Гр.А.Й. 1964 г. 453. (303)).
Из книги «Озарение»: «После смотра войска Акбар сказал: “Четвертая часть сделана: видел сытых людей. Остальное увидим после дня зноя, после дня дождя, после бессонной ночи”» (Листы сада М. Озарение. Ч. 3, IV. 4).
«Неизменяем Учитель, учитесь тому же и вы: быть неизменно и одинаково устремленным в огнях противоположных явлений жизни» (Гр.А.Й. 1955 г. 266).
«Всё дело в состоянии сознания и в навыке владеть своими чувствами. Овладение собою, о котором говорит Учение, есть одно из высоких достижений» (Гр.А.Й. 1970 г. 40).
Теперь обратимся к циклам и полярностям развития социальной жизни. Примерами полярности могут служить течения мысли в истории европейской культуры Нового времени: от воспевания разума в эпоху Просвещения к погружению в мир чувств и переживаний в романтизме, далее от рассмотрения практических проблем и земных потребностей в реализме с его крайностями натурализма к акценту на впечатлениях и нюансах настроений в модернизме и импрессионизме.
Однако помимо более и менее естественного движения, скажем, от разума к чувствам и обратно – в социальной жизни получила чрезвычайно яркое выражение низшая, негативная полярность, созвучная ей же внутри человека. Что имеется в виду?
Перед вами в таблице перечень полюсов, которые отражают космический Закон Двух Начал в нашей жизни (вы уже видели их на предыдущих слайдах): Земной и Надземный миры, мужской и женский пол, культура и цивилизация и т.д.
Трагической ошибкой человечества, невежественным искажением Закона Двух Начал, которое было усилено преступными действиями сознательных приверженцев зла, стало гипертрофированное, чрезмерное преобладание одного Начала. Другими словами, преувеличение значимости сугубо Земного мира при отрицании Надземного существования, погружение в материальную жизнь, стремление к бессмертию физического тела, акцент на моральном несовершенстве человека, на витальных, земных потребностях личности и цивилизационных достижениях в ущерб духовности. Такое преувеличение одного Начала привело к неверному представлению о его значимости и роли. В Живой Этике подчеркивается, что человеку необходимо признать и осознать «соответствие между мирами»: «Человечество, дав перевес миру видимому, тем отстранило от себя миры невидимые. Пребывая в мире внешнем, человек отстранился от устремлений внутренних, которые напрягают дух в искании. Разобщение миров так утверждается каждым действием человека! (…) Мир содрогается от нарушения Основ…» (Мир Огненный, ч. 3. 246).
Самым тяжелым последствием искаженного понимания Начал явилось сильнейшее расшатывание негативных крайностей социального характера: обогащение одних за счет обнищания других; усиление принципа чисто животной психологии “хищника” и “жертвы”; властвование, своеволие и слепое подчинение; захватничество, нажива и в качестве обратного полюса отдачи – навязывание некачественной продукции и т.д.
Подчеркнем, эти негативные полярности, искусственно созданные, не имеют ничего общего с подлинными полюсами Закона равновесия Двух Начал. В чем их негатив? Конечно, в их разрушительности, деструктивности по отношению и к человеку, и к нашей планете. Оба негативных полюса нецелесообразны, приносят неизбежные страдания. Учение Жизни предупреждает, что прельщение одним полюсом вызывает непреложное претерпевание противоположного с такой же амплитудой. Вспомним красноречивые примеры из отечественной истории: сегодня один властвует и посылает сотни людей в исправительно-трудовые лагеря или на смерть, но завтра он сам жертва раскрученной машины террора. Светлые Начала, напротив, оба созидательны, необходимы для самой Жизни. Наша цель – понять их действие на разных уровнях жизни – антропологическом, религиозном, этическом, социальном и т.д. – и научиться их применять для дальнейшей эволюции.
В повседневной жизни часто используется сочетание не двух негативных или двух позитивных полюсов (что является правильным), а сталкиваются для контраста негативный и позитивный полюса: безобразие – красота, ложь – истина, зло – добро, горе – радость. И этим противоположениям приписывают некий универсальный бытийственный статус и ищут между ними Золотую середину и равновесие. Однако Живая Этика отрицает такое понимание. Какой будет середина между черным и белым цветом? Получится всего лишь серость. Но ведь мы не её ищем. Такие понятия, как Красота, Истина, Добро, Радость, как раз являют собой золотую середину, точнее, вершину, к которой мы стремимся для выхода из негативных крайностей.
Важно помнить, что каждый полюс в черно-белой паре объективно имеет другую противостоящую ему полярность. Отмечу позитивные. Красота, как и Благо, созидательно дополняются полюсом несовершенства, которое человек осознает на достигнутой им ступени эволюции в преддверии следующего продвижения; Истине созидательно противостоит незнание
(неведение), естественно преодолеваемое в процессе познания; духовной радости
соответствует сострадание к другим, переживание за доверенное Дело и т.д. Вот подлинные Начала, на которых может и должна строиться земная жизнь.
Несмотря на создавшуюся земную полярность сознательных сил зла и Блага, на очевидность разгула искусственно расшатанных негативных крайностей, Авторы Учения Жизни указывают на возможность и необходимость подъёма человечества на новую, следующую ступень эволюции. Однако, подчеркивают Они, наступление Новой Эпохи придет не сугубо мирным эволюционным путем (каким оно могло бы быть1), а «в грозе и молнии», которые неизбежно вспыхивают при столкновении полярных сил.
В Живой Этике указывается: «Происходящее в мире невозможно назвать ступенью эволюции, но, именно, можно сказать, что выявляется самое низшее, самое напряженное, самое насыщенное силами тьмы [для искупления и преобразования]» (Мир Огненный, ч. 3. 167).
«В мире же внешнем – плач и скрежет зубовный. Закон его существования очень жесток – одни пожирают других, чтобы жить. Это в мире животном. И мир старый [т.е. современная цивилизация] следует этому же правилу. Только Мир Новый надежду дает, что взаимопожирание и жизнь за счет слабых прекратятся. Но для этого сознание должно переродиться. (...) Эпохи расцвета и упадка были и раньше, но никогда еще человечество не оказывалось в положении, когда столкновение полярностей достигало такой силы и напряжения уже всепланетного. И видимый, и Невидимый миры вовлечены в него. Воинства Света и тьмы оспаривают победу. Но знаете, что Свет победит» (Гр.А.Й. 1966 г. 460. (356)).
Подытоживая, отметим, что Два законных космических Начала проявленного мира развиваются в свете их изначального и будущего конечного Единства. Гипертрофия одного из Начал ведет к искажению устоев существования человечества и разрушительной приостановке эволюции. В Живой Этике утверждается, что только восстановление равноправного взаимодействия обоих созидательных Начал может сложить новую ступень развития: «Понимание равнозначности величия Двух Начал необходимо снова утвердить на Земле. Это будет зарею Новой Эпохи, Эпохи Матери Мира» (Гр.А.Й. 1968 г. 316. (М.А.Й.)).
____________________
1 «Все космические энергии собираются для водворения [утверждения] огненных оснований. Конечно, вся эта великая трансмутация могла произойти иным путем…» (Мир Огненный, ч. 3. 140).