Фонды Государственного Музея семьи Рерихов в г. Москве содержат уникальные документы из обширного архива семьи Рерихов и их американской сотрудницы К. Кэмпбелл-Стиббе. Это рукописные и машинописные оригиналы и копии текстов Учения Живой Этики, литературно-публицистических и философских трудов семьи Рерихов, обширное эпистолярное наследие, фотографии и другие материалы.
Мы постарались отобрать и систематизировать документы, касающиеся семьи Абрамовых и их ближайшего окружения, из указанного архива. Обнаруженные материалы, за некоторым исключением, относятся к харбинскому периоду жизни семьи Абрамовых, то есть датируются 1930-1950-ми годами.
Все эти материалы можно разделить на семь групп:
1. «Заметки» Б.Н. Абрамова.
Большой интерес представляют «“Заметки” Б.Н. Абрамова». Так они определены сотрудниками Музея семьи Рерихов в архивной описи. Такого названия в самой скан-копии нет. Эти Записи были оформлены как машинописная книга, или брошюра, имеющая обложку. Всего в книге – 39 страниц формата А4.
Книга представляет собой сборник параграфов и их фрагментов из Записей Б.Н. Абрамова, которые мы теперь знаем как «Грани Агни Йоги». Однако сложно определить, является ли Борис Николаевич составителем этой подборки или кто-то из его близких друзей, кому он мог доверить свои Записи. Известно, что при жизни Б.Н. Абрамова лишь немногие знакомые знали о том, что он уже много лет ведет подобные Записи.
Пролить свет на этот вопрос, вероятно, могли бы сведения о том, как этот сборник попал в архив семьи Рерихов в Москве. Это тем более интересно, что работа над его составлением велась не в Харбине (Китай), а в СССР вплоть до 1970 года. Значит, ни через старших Рерихов, ни через Ю.Н. Рериха (ушел из жизни в 1960 г.) сборник не мог попасть в архив семьи.
Кратко охарактеризуем эту рукопись.
Первая страница – передняя обложка, где расположен красивый, призывный эпиграф и иллюстрация. Эпиграф имеет подпись “Б.Н. Абрамов”, но взят из Записей 1952 г. § 198.
“…человеку доверена планета.
И его задача создать прекрасный
зеленый сад...”
Б.Н. Абрамов.
В изданных «Гранях» стоит «тире» и имеется разночтение «земной» сад: «…Человеку доверена планета. И его задача – создать прекрасный земной сад».
Иллюстрация представляет собой армиллярную сферу, или армиллу. Это классический астрономический инструмент (изобретенный более двух тысяч лет назад, но использующийся и в настоящее время). С его помощью определяют экваториальные или эклиптические координаты небесных тел. По сути, это модель небесной сферы с её важнейшими точками и кругами – полюсами и осью мира, меридианом, горизонтом, небесным экватором и эклиптикой.
Изображение подобного инструмента имеется и на предпоследней странице книги. Можно предположить, что для составителя подборки этот инструмент явился символом научного подхода к решению самых сложных проблем, связанных с изучением беспредельного мироздания.
На втором листе по центру обозначена фамилия – “Б.Н. Абрамов”. Ниже – город Венёв и временной период 1960-е годы.
С 3-ей страницы начинается машинописный текст. Он представляет собой избранные параграфы и их части из Записей Бориса Николаевича. Однако во многих параграфах имеются вариативные отличия текста по сравнению от изданного в «Гранях Агни Йоги»; также написание некоторых прописных букв дано строчными буквами. Некоторые параграфы не были нами найдены в опубликованных на сегодняшний день книгах «Граней Агни Йоги».
Несмотря на то, что в книге обозначен период – 1960-е годы, в ней имеются параграфы не только за этот период, но и Записи 1951, 1952, 1953-го годов. Также обнаружены параграфы за январь 1970-го года. Значит, работа над составлением этого сборника продолжалась вплоть до 1970-го года.
Параграфы расположены не хронологически. Скорее всего, составитель стремился отразить разнообразие тем и вопросов, рассматриваемых в Записях в целом. Так, здесь собраны параграфы о значимости и необходимости воспитания в себе таких качеств, как чистота (с этого книга начинается), гармония и равновесие, бесстрастие и молчаливость; освещаются вопросы бессмертия духа и посмертной судьбы человека, кармической ответственности, условий Высшей помощи, силы мысли и ритма, скрытой природы металлов, цвета и звука и др.
Во многих параграфах присутствует выделение подчеркиванием: подчёркнуты целые предложения. Такое выделение практически отсутствует в издаваемых книгах «Грани Агни Йоги». Здесь же составитель акцентирует наше внимание на наиболее важных, синтетичных идеях.
2. Письма Б.Н. Абрамова к Н.К. Рериху, Е.И. Рерих и Ю.Н. Рериху.
Письмам Б.Н. Абрамова к Ю.Н. Рериху посвящен отдельный доклад.
3. Письма Н.И. Абрамовой к Е.И. Рерих.
К письмам Абрамовых к Елене Ивановне были приложены фотографии и три небольших письма учениц Бориса Николаевича.
Кратко охарактеризуем письма Б.Н. Абрамова к Н.К. Рериху.
До интернет-публикации московского архива нам не были известны письма Б.Н. Абрамова к Н.К. Рериху. Также до настоящего времени не обнаружены ответы Николая Константиновича. Однако в воспоминаниях Н.Д. Спириной и Б.А. Данилова мы встречали упоминания о таких письмах.
В московском архиве представлены три машинописных письма, атрибутированные как письма Б.Н. Абрамова к Н.К. Рериху: первое – от 23.05.1936 г., без подписи и места отправления, второе – от 22.08.1936, без подписи, из г. Циндао. Можно достаточно уверенно утверждать, что первые два письма из архива не принадлежат Борису Николаевичу.
Отметим, что первое письмо было опубликовано в 2-м томе писем Н.К. и Е.И. Рерихов к А.М. Асееву, вышедшем в свет в 1996 г. в издательстве «Сфера» по рукописям из архива Музея Рериха в Нью-Йорке1. Составителями издания это письмо определено как «Письмо неизвестного корреспондента из Харбина Н.К. Рериху».
В нем упоминается о том, что автор письма ранее жил в Китае, в Пекине, с которым не порывал и «даже сохранил там свое, так сказать, палаццо», т.е. место жительства. Также он сравнивает своё настоящее место пребывания с Пекином и Харбином, а значит, письмо было написано и отправлено не из Харбина.
О Б.Н. Абрамове точно известно из собственноручно заполненной им подробной анкеты от 13.06.1940 г., обнаруженной нами в фонде БРЭМ Государственного Хабаровского архива2, что он постоянно жил и работал в 1930-х гг. в Харбине и никакой собственности (тем более в Пекине) не имел. Они с женой снимали двухкомнатную квартиру. С лета 1934 г. до конца 1937 г. Борис Николаевич работал налоговым инспектором в Налоговом отделе Городской Управы Харбина. Следовательно, мы можем утверждать, что первое письмо написано не Борисом Николаевичем.
Второе письмо было послано в 1936 г. из г. Циндао. Многие описываемые в письме события также происходили в этом городе, в частности, заседание содружества «Лукоморье», где был организован «литературный суд» – разбор «дела Шаляпина». Знаменитый певец посетил несколько городов в Маньчжурии с концертами, но после восторженных встреч он был подвергнут несправедливым клеветническим нападкам в маньчжурских газетах. Автор письма сравнивает произошедшее с пребыванием Н.К. Рериха на Дальнем Востоке: события развивались по схожему сценарию. Автор выступил на суде в «Лукоморье» в качестве адвоката Ф.И. Шаляпина и ему удалось переломить агрессивный настрой публики так, что в итоге был вынесен «оправдательный» вердикт.
В отношении второго письма сложнее точно доказать его неверную атрибуцию. Но ни в каких источниках – трудах, письмах Бориса Николаевича и воспоминаниях о нем – не содержится сведений о его знакомстве или хотя бы заинтересованном отношении к личности Ф.И. Шаляпина в такой степени, чтобы даже выступить на литературном суде. Также весьма сомнительно, чтобы Борис Николаевич когда-либо посещал город Циндао, достаточно далеко расположенный от Харбина (это около 1 700 км по автодороге). Поэтому авторство этого письма также еще нуждается в проверке и обоснованной атрибуции.
Что касается третьего письма, то здесь можно быть совершенно уверенными, что перед нами – подлинное письмо Бориса Николаевича, направленное к Н.К. Рериху. Оно датировано 14.12.1940 г. Текст письма напечатан на машинке. Сверху добавлено от руки обращение «Дорогой Николай Константинович!» и в конце – пожелания и подпись.
Письмо было написано в Харбине, но переслано Николаю Константиновичу из Сан-Франциско другом Б.Н. Абрамова – Даниилом Семеновичем Каргаловым. Семья Каргаловых выехала из Харбина в 1940 г. в Америку. Они смогли эмигрировать, потому что имели поручительство от гражданина США, которое необходимо предъявить в Консульство. Согласно этому документу, не государство, а поручитель брал на себя расходы в случае безработицы и нужды переселенца. Без такого поручительства въехать в США было невозможно.
Из письма Бориса Николаевича следует, что ранее им было получено письмо Н.К. Рериха, в котором он спрашивал, не собираются ли Абрамовы переезжать из Харбина. Борис Николаевич отвечал: «Должен сказать прямо, что у меня и у Нины Ивановны имеется сильное желание переехать жить в Сан-Франциско. Поэтому, если Вы одобрите мое желание, я обращаюсь к Вам с просьбой указать в Сан-Франциско, Окланде или Берклее кого-нибудь из Ваших друзей, кому Вы могли бы меня рекомендовать и кто согласился бы выслать мне» необходимое поручительство. Конечно, с подобной просьбой Борис Николаевич обратился и к самому Д.С. Каргалову.
О Данииле Сергеевиче Б.Н. Абрамов написал, что он «в нашей семье уже несколько лет», «очень интересуется учением, также как и вся его семья».
Бориса Николаевича вдохновляла мысль суметь в Америке возобновить хотя бы часть той работы, которую вело Латвийское Рериховское Общество под руководством Рихарда Яковлевича Рудзитиса. В августе 1940 года деятельность Общества была прекращена в связи с выходом указа о закрытии общественных организаций в Латвии, когда осенью 1939 года к власти пришло коммунистическое правительство.
Борис Николаевич выразил мысль завуалированно: «Рихард Яковлевич теперь отдыхает, и я решил, что было бы хорошо помочь и делать хотя бы часть его работы. Эта мысль очень понравилась Даниилу Семеновичу. Может быть, в случае моего переезда нам и удалось бы осуществить это, тем более, что выходят новые книги. Может быть удастся продолжать его дело. … Здесь ведь [то есть в Харбине3 меня ничто не держит, а сердце настойчиво понуждает двигаться дальше». Мы видим, что Бориса Николаевича побуждала к переезду прежде всего мысль о том, чтобы принести пользу, организовать активный центр деятельности в сфере Рериховских идей.
Далее Борис Николаевич отмечал: «Конечно, Вы можете быть совершенно уверены, что в случае переезда, на пропитание я буду зарабатывать сам», и это поручительство «будет лишь простой, обычной формальностью, ни к чему выдавшего его не обязывающей, в чем я и даю Вам свое обещание. Один богатый русский в Сан-Франциско выдал таких [поручительств] несколько десятков, и больше уже не может». С поручительством «прилагаются официально заверенные документы в том, что лицо, дающее [его] действительно материально обеспечено. Простите, что обременяю Вас этой просьбой…»
В конце письма Борис Николаевич касается темы своего творчества: «Стихи не писал почти год; не чувствую импульса. Впрочем, недавно написал:
Беспредельные грани далеких миров,
Беспредельный, бескрайний простор!
А на нём, словно грёза волшебнее снов,
Вечной Жизни надземный узор.
Но это только начало, а конца ещё нет; значит не пришло ещё время».
Далее от руки написаны пожелания: «Еще раз позвольте пожелать Всей Вашей семье всего наилучшего. Навсегда Ваш Борис».
Как мы знаем, жизненный путь Абрамовых сложился иначе. До 1959 года они проживали в Харбине, а затем вернулись на Родину.
4. Переписка с Е.И. Рерих, Н.К. Рерихом и другими адресатами членов старшего «Содружества» в г. Харбине: супругов Б.Н. и Л.И. Чистяковых, Е.П. Инге, З.Н. Чунихиной, а также В.К. Рериха – младшего брата Н.К. Рериха, проживавшего в Харбине с 1921 г. до конца жизни. Под старшим «Содружеством» имеется в виду круг лиц, кто были лично знакомы и посещали беседы в небольшой группе с Н.К. и Ю.Н. Рерихами в период их пребывания в этом городе в 1934 г.
Среди этих архивных материалов хранится открытка, посланная Екатериной Петровной Инге Н.К. Рериху 7 ноября 1940 г. к его дню рождения и празднику Рождества Христова. Помимо поздравлений, в тексте написано о некоей годовщине: «Скоро наш день рождения! 6 лет!!!»
Мы сопоставили эти слова с упоминанием о годовщине в письме Бориса Николаевича к Николаю Константиновичу, о котором мы рассказывали выше, а именно, с такой фразой: «после 17 декабря, нашей годовщины…»
Так, в обоих посланиях говорится о годовщине, о которой должен был хорошо знать Николай Константинович. Если мы вычтем из 1940 года, которым датируются оба письма, 6 лет, то получится 1934 год. Это год пребывания Н.К. Рериха в Харбине и формирования под его руководством содружества единомышленников, объединённых изучением философии Живой Этики. В связи с этим, мы делаем предположение, что речь идет о годовщине старшего «Содружества», и даже можем назвать точную дату его основания – 17 декабря 1934 года. Содружество было образовано уже после отъезда Н.К. Рериха из Харбина, который он покинул 24 ноября.
В письме Владимира Константиновича Рериха, направленном Марии Николаевне Варфоломеевой, знакомой Рерихов, мы встречаем краткое описание жизни Абрамовых. Письмо датировано 18 марта 1946 г. После приветов от Бориса Николаевича Чистякова Владимир Константинович пишет: «…а другой Б.Н. [Борис Николаевич], а главное Н.И. [Нина Ивановна] плохо поживают. Ей делали недавно операцию, но она все равно очень плохо себя чувствует, а Б.Н. тоже благодаря этому извелся, операция прошла вполне хорошо, но нервы остались никуда не годными». Из этого небольшого фрагмента видно, как чутко и самоотверженно заботился Борис Николаевич о жене.
Также очень соучастливо отнесся Борис Николаевич и к Владимиру Константиновичу, когда он заболел и оказался при смерти. В архиве имеется письмо врача Бориса Николаевича Чистякова, который наблюдал и лечил Владимира Константиновича в последний период его жизни. Б.Н. Чистяков писал: «Внимание же друзей – исключительное и сердечное, и особенно – Б.Н. Абр[амова]. Мне приходилось даже ограничивать их за эти два месяца, чтобы не утомлять больного».
Это письмо нам было известно по его публикации в 3-м томе Писем Е.И. Рерих в Америку4. Однако в этом издании были неверно обозначены инициалы Чистякова – Петр Алексеевич. Хотя правильно – Борис Николаевич. Среди корреспондентов Рерихов были два Чистякова.
5. В архиве также представлена переписка Ю.Н. Рериха с банковским работником С.Х. Вангом о пересылке денег в Харбин Б.Н. Абрамову за установление памятник на могиле В.К. Рериха. Письма датируются весной 1954 года (30.03.1954 - 30.04.1954). Написаны на английском языке.
6. Шестой блок архивов составили письма к Е.И. Рерих Людмилы Феликсовны Страва, ученицы Н.Д. Спириной, которая вместе с ней некоторый период времени посещала занятия у Бориса Николаевича. Этим письмам будет посвящен отдельный доклад.
7. Последняя группа материалов связана с Русским Комитетом Пакта Рериха, который был основан 5 сентября 1934 года в г. Харбине в период пребывания там Н.К. Рериха. Известно, Борис Николаевич был сотрудником Комитета. Документов немного, в основном это вырезки из харбинских газет тех лет, где освещались мероприятия, связанные с основанием этого комитета.
Таким образом, мы выделили 7 групп материалов из архива Музея семьи Рерихов, связанных с жизнью Бориса Николаевича, и в рамках небольшого доклада дали краткую характеристику лишь некоторым из них. Перед нами – большое поле для исследований, а значит, возможность глубже понять обстоятельства жизни выдающегося мыслителя, его отношения с людьми, переживания и стремления. Факты как внешней, так и внутренней биографии дают свою новую окраску и философским трудам подвижника, показывая, сколько препятствий было преодолено им, сколько усилий и духовной стойкости потребовалось, чтобы выполнить свою жизненную миссию, принести новый свет знания на Общее Благо.
1 Е.И. Рерих, Н.К. Рерих, А.М. Асеев. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Сборник. В 2 т. М.: Издательство «Сфера» РТО. 1996.
2 См. доклад «Вехи биографии Б.Н. Абрамова по документам из Государственного архива Хабаровского края (БРЭМ). 1918-1943 гг.» в Материалах ХХI Абрамовских чтений 2017 года.
3 Здесь и далее в квадратных скобках – пояснения Н.Б.
4 Рерих Е.И. Письма в Америку. В 4-х тт. (1923-1955). М.: Сфера, 1996-1999. Том 3. С. 245.