На земле жили и живут миллиарды людей – миллиарды жизненных струн, протянутых из прошлого в будущее. Издавна отмечено, что редкие люди способны прожить свою жизнь в особом ключе – в сознательном устремлении к исполнению самых высоких духовных заветов, в постоянных, целенаправленных усилиях к одухотворению, совершенствованию как своей внутренней природы, так и окружающего мира. Такая человеческая жизнь подобна башне духа, одиноко стоящей вдали от базарной площади людских страстей и суеты. Башня нарастает вверх, и площадь её соприкосновения с земным миром в соотношении с её высотой становится всё меньше… Так, во многих культурах стали различаться понятия жизни и Пути. Путь человека, устремлённого в поисках сущности бытия и сознательного выявления её в себе и мире – это путь Дхармы в индуизме и путь Дао в китайской философии.
В традиции Учения Живой Этики также различаются эти два понятия, причем слово Путь часто уточняется определением Верхний. «…Жизнь становится путем восхождения, – подчеркивает Борис Николаевич в Записях. – Раньше жизнь шла в отрыве от пути, как бы сама по себе. Ныне жизнь делается выражением пути. Все явления обычной жизни становятся элементами, даваемыми для его утверждения» (1952 г. 503). Здесь указывается важный признак превращения жизни в Путь: любые встреченные явления и события получают позитивное осмысление. Они становятся ступенями к единой духовной цели. Именно напряженная внутренняя работа сознания и воля человека совершают это сложную трансформацию. Не растерянность, не пассивность и тем более не озлобление и не ожесточение, а особое отношение формирует человек к водовороту жизненных событий. Суть его можно кратко охарактеризовать как целенаправленное накопление знаний и жизненного опыта, всестороннее развитие своего сознания и выявление в нем и во всей своей деятельности сил и свойств духа (духовного начала). «…Путь ко всему лежит через себя, – записывает Борис Николаевич. – Ибо сам человек и есть этот путь. Ибо не мир, но себя нужно преобразить, и тогда преобразится и мир» (1955 г. 139).
Ярким проявлением высшей, духовной природы человека, так сказать опознавательным признаком её, является широкая палитра позитивных качеств сознания – нравственных, познавательных, волевых и других. В них аккумулируется опыт человека, выражаются его психические реакции на разнообразные влияния, воплощаются его творческие способности и мн. др. Качества представляют наше прошлое, они являются следствием долгих усилий, направленных к овладению свойствами и энергиями нашего сложного организма.
Пассивность современного общества по отношению к проблеме совершенствования сознания и его качеств чрезвычайно велика и ничем не может быть оправдана. В «Гранях Агни Йоги» отмечается: «Значение качеств ещё совершенно не понимается, иначе все устремились бы яро к их утверждению» (1969 г. 121). «Состояние сознания, постоянно утверждающего то или иное качество, должно стать выражением жизни сознания» (1953 г. 269).
Именно поэтому полезно обратить наш познавательный интерес к вопросу значимости духовных качеств: что они дают человеку для будущего, в чем их необходимость, зачем нужно бороться за их утверждение. Подобные размышления ведут к замечательному процессу внутреннего превращения обычной жизни в сознательный Путь духа.
Первым и самым важным ответом, из которого проистекают все остальные, будет тот, что совершенствование в себе позитивных качеств одновременно является формированием высшей природы человека, выявляющей духовное начало. В «Гранях» подчеркивается, что качества «суть формы выражения» и «активности духа».
«…Качества – суть формы выражения духа…» (1952 г. 615).
«Качество есть форма уявления активности духа» (1961 г. 153).
Каждое из качеств – это луч духа, это его волевой импульс, пронизывающий весь многомерный микрокосм в той степени, в которой оно развито. Усиливаясь и выявляясь в действиях, духовные качества производят незаметные глазу, но мощные тонко-химические реакции, которые преобразуют и возвышают состояние человека. «Качества есть…формы выражения высших принципов в человеке, составляющих элементы зерна его духа. Выражая их, качества эти, человек выражает вечное и непреходящее во временном и преходящем» (1952 г. 461).
Для того, кто встал на Путь духа, на путь совершенствования, кардинально меняется способ проявления себя, своего поведения и отношений с миром. Человек сознательно ограничивает свою психическую активность в низших формах личных переживаний и эгоистических побуждений, и вырабатывает в себе принципиально иные – надличные, уравновешенные, благородные, доброжелательные формы мышления и поведения. Низшая же природа человека, лишаясь психо-энергетического питания, обречена на постепенное замирание и изживание.
Это процесс очень долгий, но книги Учения дают нам возможность подходить к нему сознательно. Ни одну ситуацию, ни одну мысль, вызвавшую в нас негативную, эгоистическую реакцию, не следует оставлять без внимания. Мы как бы приостанавливаем несущийся поток жизненных впечатлений с тем, чтобы успевать переосмысливать их и достойно реагировать1. Каждый раз, что бы ни произошло, нам нужно вырабатывать лучшее духовно-волевое решение – как следовало или следует поступить более тонко и соизмеримо с духовными ценностями. В Учении утверждается, что самоиспытания в нашем воображении очень полезны для духовного развития.
Не совершая этого упражнения, мы, даже успев заметить негатив в себе и огорчившись на это, оставляем темный след в сознании не преобразованным и не уравновешенным. Чаще всего отрицательные поступки и слова мы со временем забываем, окружающие люди могут нам их простить и тоже забыть… Но этот негатив накапливается с годами и превращается внутри в смутное ощущение тревожности и даже нервозности, в неуверенность и сомнения в своих силах. С такими чувствами очень сложно бороться, они уходят в подсознание, но продолжают угнетающе воздействовать на психику. Поэтому, пока мы помним конкретные факты и события лучше сразу, как говорится «по свежим следам», продумать их и переосмыслить в позитивном свете. Безволие и психическая инерция ведут не к отрешенности и спокойствию, а к повторению неверных поступков и страданиям в будущем.
Сложнее всего преодолеть смутные ощущения. Здесь можно привести пример из практики детских психологов, которые призывают родителей не пугать детей жуткими мифическими существами (типа «лешего», «бабая», который придет и накажет за проступок). Следует дать оценку конкретному проступку, но образы существ, которых никто никогда не видел, могут преломиться в психике совершенно неожиданно. Если помочь преодолению конкретных фобий (боязни воды, высоты, молнии, собак) можно достаточно успешно, то вылечить от страха перед мифическим представлением – очень сложно, а часто и невозможно, поскольку это собирательный образ человеческих тревог и страхов.
По аналогии вспоминается образ Стража Порога из книг Учения, и мы помним, как сложна и часто трагична борьба с этим ожившим для субъективного сознания олицетворением всего низшего и худшего, что есть в самом человеке…
Вместо мрачных, устрашающих накоплений человек призван к созиданию в себе совсем других – чистых, светлых и красивых «форм выражения сознания». Наиболее устойчивыми из них, переходящими даже в будущие существования человека, как раз и являются духовные качества. Сознание человека – настоящая психическая, вернее, тонко-энергетическая, лаборатория, и, как сказано, «законы этики есть законы тончайших высших энергий» (Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце», 284). Продуктивно понимать качества как специальные названия для различных внутренних энергий нашего сознания, каждая из которых имеет свои характеристики и формы проявления.
1. В Записях Бориса Николаевича Абрамова по отношению к подобным накоплениям светлой, духовной природы используется устойчивая метафора – «Сокровище Камня», сверкающего бесчисленными гранями в сердце человека. «Утверждая и углубляя желаемое качество, – отмечается в «Гранях», – создаем его вековой кристалл. …Энергии отлагаются в виде кристаллов. Это и есть собираемое сокровище Камня. Собирателем сокровищ называется человек, который сознательно развивает и утверждает в себе качества, кристаллические отложения которых… сохраняются навсегда в зерне духа» (1953 г. 434).
«Цель одна – увеличить Сокровище, чтобы засияло оно всеми гранями, побеждая все и внутри, и снаружи и преодолевая все препятствия и противодействия. …Качества духа – грани сокровища. …Так будем растить сокровище огненное как самое ценное, что есть на Земле и в мирах» (1953 г. 548). «Вот твое сокровище – кристалл сознания. …Качества – это те условия, в которых правильно и законно нарастает сознание, то есть растет самый кристалл сознания» (1951 г. 63).
«…Качества – это форма уявления огней, кристаллизованных в сущности человека, когда образовавшиеся кристаллы отложений высших энергий дают сияние пламени. …Так подводится основание огненное под эту, столь важную и необходимую работу над собою. Не проснутся центры и не загорятся огнями без качеств утвержденных. Именно, огненную природу качеств надо понять, чтобы оценить и полюбить процесс их утверждения» (1955 г. 251).
«И спокойствие, и мужество, бесстрашие, и равновесие, и вера, и устремление, и постоянство, и все прочие качества являют собою лишь грани той или иной степени согласованности энергий человеческих, объединяемых волей и мыслью в явления света, несомого человеком в своей сущности. …Поймите качества как необходимейший вклад в общую согласованность сущности всего человека. Тогда собирание качеств из отвлеченности заоблачной станет целью неотложного и спешного достижения» (1954 г. 174).
2. Качества духа, образуя согласованную симфонию непреходящих, вечных элементов в многомерной природе человека, выступают основой бессмертия сознания и особо утончённой оболочки, дающей ему возможность бытия в Высших Мирах. «Бессмертие утверждается, – подчеркивается в «Гранях», – при наличии накопленного Сокровища [Камня], ибо оно нетленно, вневременно и уничтожению не подлежит. …Нет более высочайшей задачи, нежели накопить кристалл бессмертия, ибо Камень являет собой сгущенный огонь…» (1953 г. 434).
«Качества высшие есть атрибуты Высшего Мира» (1953 г. 499).
«Дух есть огонь, а тело огненное – его несменное одеяние. Чтобы быть в нём сознательно, надо оформить его. Утверждение качеств духа есть процесс сознательного оформления огненного тела» (1962 г. 21).
3. Еще один важный аспект значимости качеств духа заключается в том, что они несут освобождение сознания и творческого воображения от всех свойств низшей природы человека – ложных желаний и страстей, рабства привычек и предубеждений. «Трудно даже представить себе всё разнообразие всех видов рабства, которым яро предаются люди… Потому Твердим постоянно о качествах духа, что они не только конденсаторы огней, но и освободители человека от рабства. Мужество освобождает от страха, преданность – от предательства, устремление – от привычек, равновесие – от воздействия со стороны… Каждое качество – освободитель. Так прибавим ещё новое, расширенное понимание к значению огненных качеств и новые силы найдём в себе их утверждать» (1962 г. 382).
Также замечателен образ мешка за плечами, который несет каждый из нас. «Идея дорожного мешка кроет в себе определенный смысл. И лежит в нем всё, но самое нужное. Взять много нельзя, не выдержат плечи, взять ненужное нецелесообразно. Отсюда – соизмеримость психических продуктов сознания с целью – отобрать ненужное. Всё, не соответствующее Пути, отбрасывается. Можно иметь груз и сесть с ним у обочины дороги за невозможностью поднять его. И многие сидят. Ненужное отбрасывается без жалости. Кому нужны раздражительность, недовольство, страхи и всё прочее? Никому, и менее всего – идущим. Разгружайте сознание. Согбенность сознания часто от излишнего груза. Но радость, бодрость, и мужество, и прочее можно брать в любом количестве, ибо не имеют тягости и места не занимают. Путник, пересмотри багаж. И легко провести огненную границу между нужным и ненужным. Путник, к чему излишняя ноша? В течение дня мы производим массу движений, действий и поступков и говорим много слов. Всё ли нужно и все ли целесообразны? Может быть, половину можно отбросить? …Можно рассматривать жизнь сознания как процесс постоянного отбора нужного от ненужного и нужнейшего от нужного» (1952 г. 320). «Нужнейшего от нужного» – понимаете, какую тончайшую работу мы должны произвести в себе.
4. Познавательная функция позитивных качеств раскрывается как очищение способности восприятия мира и как условие получения новых знаний. Известно, что сам процесс познания может происходить при спокойном, уравновешенном состоянии мышления, умеющего временно отрешаться от повседневных забот. «Сознание обуславливает форму восприятия окружающего нас мира, или, вернее, миров, – отмечается в Записях. – …Потому от шлифовки алмаза сознания зависит четкость и правильность, или истинность, воспринимаемых форм, а также – и от величины его, то есть алмаза. ...Кристально чистой воды должен быть драгоценный камень сознания, и грязь жизни не должна запятнать его чистоты. Пусть преломляются в нем лучи жизни, но поверхность его граней всегда гладка, ровна, зеркальна и нерушимо-недвижна в своей стихийной, все отражающей целостности. Не может зеркало, отражающее калейдоскоп явлений, вибрировать, и дрожать, и искажаться от каждого дуновения жизни. Его свойство, задача и цель – отражать, а не искажаться от каждого отражения» (1951 г. 63). Вспомним, как зеркало водной поверхности отражает небо, но любое дуновение вносит рябь и искажает реальность… «Спокойное озеро отражает мир, взволнованное – искажает» (1952 г. 194).
«…Грубому зрению тонкое не доступно. …Утончение достигается постепенно во всем. Как бы снимается более плотное покрывало с электрической лампы, и огонь духа начинает светить все ярче и ярче... Это обстоятельство и позволяет видеть вещи вокруг более ясно и четко и близкими к действительности. Затемненная аура мешает видеть через свои мутные излучения: подобно загрязненному стеклу, она не пропускает чистых лучей, оставляя на получаемых изображениях свои грязные отпечатки. Человек видит через свою ауру. Ее надо содержать в чистоте... Конечно, раздраженный человек через свою ауру и весь мир видит в соответствующей окраске. Так все чувства накладывают свою печать на восприятия человека, и от себя не уйти. Выход лишь в том, чтобы очистить те стекла, через которые душа воспринимает окружающий мир. Так снова приходим к проблеме очищения сознания от ненужного сора и всего того, что затемняет ясность зрения духа. Самые мутные стекла – это стекла самости ярой и неуемной, искажающей мир до неузнаваемости» (1956 г. 92).
В «Гранях» качества названы «орудиями познания». «Каждая победа над собою, каждое завоевание означает также и получение, и расширение познания. …Знание приобретается победою над собою. …Так как качества духа являются в то же время и орудиями познавания, то с их ростом и накоплением накапливаются и знания. Так, например, любовь служит лучшим познавателем того, на что она устремлена; или постоянство, непременно приводящее к цели; или спокойствие ума, открывающее возможности познавания, не отягчённого мешающими процессу эмоциями. Утверждённые качества духа открывают широко врата познавания окружающего нас мира» (1970 г. 134). «Сознание – это кузница мощи. А качества... есть каналы получения знания…» (1952 г. 551).
5. Утверждённые в человеке качества, имея магнитную природу, выполняют важнейшую защитную функцию. С одной стороны, они притягивают по созвучию такие же светлые и созидательные энергии из окружающего пространства. С другой стороны, не допускают внутрь микрокосма несоответствующие, низкие энергии. Рост качеств – это усиление самозащиты, иммунитета духа против любых чуждых влияний и вторжений.
«Надо подумать об этом особом свойстве качеств – собирать, привлекать и конденсировать огонь пространства, как бы притягивая его в свои формы. Потому качества, – подчеркивается в текстах, – создают доспех огненный, служа как бы воронками, втягивающими в себя из пространства огненные энергии» (1953 г. 327).
«Качества являются бронёю духа, ибо через их заградительную мощь ничто не проникнет, им не созвучное. Как может проникнуть страх через крепкую кольчугу мужества, или вожделение – через чистоту, или суетливость и торопливость – через спокойствие, или сомнение – через преданность, или колебание – через стойкость. Так помыслим о защитном значении качеств и в этом силу найдём их утверждать».
Не случайно на страницах «Граней» часто цитируются слова Иисуса Христа: «Вот идёт Князь Мира сего и не имеет во Мне ничего». Так, Христос на примере своей жизни «явил высшую меру могущества Духа, достигнутую на Земле человеком» (1963 г. 365).
6. И в Учении Живой Этики, и в «Гранях» подчеркивается целебное, жизнедательное влияние светлых качеств духа. Оно особенно ярко проявляется в тонких процессах обмена веществ, гормонального баланса, выделения секреций. Правильное функционирование организма служит основой физического и душевного здоровья, а также красоты как естественного отражения внутренней согласованности и гармонии.
«Не будем думать, что возвышенные понятия являются лишь возвышением; они составляют и целебное средство, укрепляющее организм. Следует познать силу благих понятий», – отмечается в книге «Братство» (п. 295).
«…Симфония качеств благотворно действует на весь организм, устанавливая в нём и во всём микрокосме человеческом гармонию и равновесие. Именно благодаря этому условию дух, завершающий свой путь на Земле, являет собою совершенную форму красоты также и физического тела. …Мало того, что каждое качество является контейнером Агни, оно своими излучениями преображает все существо человека, до его плотного тела включительно» (1969 г. 121).
«Огненная энергия неурегулированная сожжёт. Разлетятся вдребезги неслаженные части. Но гармоничность выдержит любое напряжение» (1952. 165).
7. Следующий аспект. Человек, устремленный по Пути духа, всё глубже осознает пользу и ценный опыт, которые он может извлечь из абсолютно любых обстоятельств и условий жизни2. Он подходит к ним как к испытанию своих способностей и внутренней сущности. Так происходит самопознание. Наблюдательный человек может понять и увидеть, как изменения в его сознании приводят и к трансформации жизненных обстоятельств. В «Гранях» подчёркивается, что «преодоление условий внешнего мира идёт изнутри и через себя и сначала в себе… Препятствия, преодолённые в себе, уходят из жизни» (2.02.1960 г.).
«Если испытание обнаруживает незащищенное место, надо его укрепить. …И будет оно повторяться до тех пор, пока не окрепнет нужное качество. Таким образом, испытание не выдержать нельзя, ибо оно будет возвращаться опять и опять, подобно колоде над ульем, которая тем больше бьет медведя, чем больше пытается он ее оттолкнуть. Отброшенное в одной форме, оно возвращается в другой. Видим людей, спрашивающих себя, почему жизнь бьет их по больному месту. Конечно, для того чтобы его укрепить» (1955 г. 519).
«Если испытание пройдено успешно, надобность в нем отпадает» (1955 г. 72).
Но цель Учения – отнюдь не поиски иллюзорного облегчения, напротив, происходит рост жизненных задач и ответственности. В «Гранях» указывается закономерность, духовная перспектива Пути: испытания достигают наивысшего подъёма и напряжения в героическом подвиге. «Качества проверяются постоянно, именно качества утверждаемые, для того чтобы выяснить, какую нагрузку может выдержать неуклонно крепнущий и возрастающий в своей силе дух. Скажу прямо: ревностный ученик должен ждать не облегчения, но отягощения еще большего, если бесповоротно решение его стать носителем Камня, пока этот рост испытаний не закончится подвигом, завершающим путь и являющимся как бы апофеозом целого ряда героических жизней или жизней подвижнических. Путь завершения запечатлевается таким великим подвигом, когда отдается все и дух освобождается от всего» (1954 г. 261).
8. Учение говорит и о том, что от степени развития качеств зависит жизнь человека не только на земле, но и после его ухода в Надземные миры. «…Заботясь о качествах духа, можно преуспеть вне условий обычных. Возьмите двоих: одного, пользующегося всеми земными благами и имеющего всё, кроме качеств духа, и другого, не имеющего ничего, но накопившего кристаллы огней. Один, на Земле имевший всё, придёт нищим в Мир Тонкий, другой, лишённый всего, но огни утвердивший, в том Мире иметь будет всё, ибо Огонь там есть основа для всех проявлений духа. Один может чурбаном стоять неподвижно, другой – летать, и видеть, и слышать, и яро пользоваться всеми своими огненными чувствами. Так люди в жизни земной, на Земле, свой путь утверждают в Надземном, но лишь по силе накопленных в жизни телесной огней» (1970 г. 575).
«Но в Надземном без качеств нельзя… Там же карма творится энергиями накопленных качеств, как хороших, так и плохих» (3.09.1960 г.).
9. Еще один важный аспект совершенствования связан с общественно-пространственным значением качеств и связанных с ними чувств и мыслей. Эти человеческие излучения, помимо воли их обладателя, активно взаимодействуют с окружающими людьми и пространством. В «Гранях» отмечается: «Омрачителем или осветителем пространства может быть назван человек. В ауре своей несёт человек для окружающих здоровье, радость и свет или болезни, горе, страдания и тьму» (1965 г. 423). Поэтому «положительные качества духа нужны не во имя каких-то отвлечённых идеалов, а для жизни, для того, чтобы не наносить вреда ни окружающим, ни себе, ни пространству» (1967 г. 540).
«Ведь культивирование качеств уже не личное дело, но общественно-пространственное, ибо вибрации этого процесса распространяются широко и передаются на большие расстояния. …Ответственность за эти психические порождения Света или тьмы несут все, и от воздействия их никуда не уйти» (1969 г. 163).
10. И последний аспект, о котором мы скажем, состоит в понимании сознательного роста качеств как пути приближения к Высокому Идеалу, избранному человеком. О Духовном Учителе, к которому устремлялось сердце Бориса Николаевича, он писал: «Учитель Являет собою идеал того, чем со временем должен стать ученик…Учитель Являет собой синтез высших свойств духа обычно одного из следующих Кругов эволюции». (1954 г. 318).
«При устремлении к Учителю любое положительное качество будет условием, способствующим и приближающим, так как аура Учителя являет собою полную симфонию всех качеств. И, углубляя свои, к полному созвучию с Его аурой сможем когда-то прийти. Путь лежит через себя…» (1954 г. 317). Так, качества духа – это грани созвучия, согласованности, связи с Высшим Идеалом. Поэтому закономерно, что в силу тонкого соответствия «качества напрягаются и усиливаются устремлением к Учителю» (1955 г. 58).
В «Гранях» используется сравнение качеств с корзинами, которые готовит в себе ученик для восприятия благодатных энергий.
Более того, утверждение духовных качеств является прекрасной, достойной формой почитания Высшего. В «Гранях» указывается: «…Не пресмыканием и страхом, но делами и поступками, и качествами утверждаемыми проявляется преклонение перед Высшим. Лучше качества утверждать в применении, чем шлифовать камни униженным лбом. Наступает век не рабства, но сотрудничества с Иерархией Света. Наступает время Космического сотрудничества. Под этим знаком и идёт преображение мира» (1954 г. 326).
Итак, мы видим, сколь велика и многогранна значимость развития в своем сознании качеств духа. Глубокое постижение этого вопроса способно кардинально изменить всю жизнь человека, превращая её в Верхний Путь духовных достижений. «Качества духа, являясь носителями огней, неразрывно связаны с его восхождением [человека] по лестнице совершенства. Некоторые думают преуспеть как-то иначе, но другого пути к Свету нет. …Так утверждение качеств и развитие их будет огненным путем духа. Думают, что живут, чтобы есть, или пить, или хорошо одеваться, или достаток иметь и окружить себя вещами, но жизнь дана, чтобы умножить огни, то есть качества духа, то есть таланты, даваемые каждому при воплощении на Земле. И если целью жизни поставить утверждение качеств, огненный путь духа найден» (1958 г. 815 (673) = 1970 г. 575).
1 Подробнее см. «Грани Агни Йоги». 1952 г., 194; 1953 г. 608.
1952 г., 194. И не только мысли, но и чувства, словом, все, что происходит в микрокосме, всякая реакция на окружающее, всякий ответ на внешнее воздействие повторится в той или иной форме по уже заложенному направлению. Осознать сущность данной реакции и усмотреть ее рецидив в будущем – шаг первый, направить реакцию в должное русло или совсем не дать ей вспыхнуть – второй. Нужно наложить крепкую печать сознательности на все реакции микрокосма, избегая рефлекторности.
1953 г. 608. Сделав ошибку и проявив качество нежелательное, можно ясно представить себе, как бы следовало поступить в этом случае воину Света, мысленно проведя себя успешно через данное испытание вторично. Ни в коем случае нельзя оставлять ошибки, ментально не исправленными, не наложив на них своего окончательного заключения. Много сора можно вынести таким образом из сознания и многого избежать. Удумайте, как ускорить путь свой.
2 1956 г. 94. Если цель, лежащая впереди, осознана яро и лестница восхождения духа и самоусовершенствования признана неизбежной необходимостью, когда другого выхода и другого решения нет, то и сознание настраивается на определенный лад, используя все встречные обстоятельства для приближения к этой цели.