Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Т.В. Дидова
сотрудник ТулРИЦ

Б.Н. Абрамов в Харбине


Китайский город Харбин 1920-1950-х годов. Именно здесь сделал свой жизненный выбор и начал совершать восхождение к духовной культуре, к беззаветному служению Истине близкий ученик и последователь Николая Константиновича Рериха – Борис Николаевич Абрамов.

Об этом периоде жизни сохранились воспоминания очевидцев, и в их числе – неоценимые сведения его духовной ученицы Натальи Дмитриевны Спириной, а также исследования наших современников о жизни в Харбине. Основываясь на их сведениях, составлено данное сообщение.

Драматичные события, произошедшие в России в начале XX века, – Первая мировая война, революция, гражданская война – отразились на миллионах человеческих судеб и вызвали волну русской эмиграции. Б.Н. Абрамов покидает пределы Родины и обосновывается вместе с матерью в г. Харбине. Его возвращение на Родину состоялось только в 1959 году.

Основанный в 1898 году русскими и китайскими строителями на берегу большой реки Сунгари, город Харбин стал административным центром Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) – русской магистрали, проходившей по территории Маньчжурии. В результате переговоров русское правительство получило концессию на постройку этой дороги через Северную Маньчжурию. Срок владения дорогой устанавливался на 80 лет, после чего дорога переходила к китайскому правительству безвозмездно. Наиболее грандиозным сооружением дороги являлся туннель протяжением в 3077 метров через Хинганский хребет.

Даже спустя почти 30 лет после Октябрьской революции, Харбин был крупным центром русской культуры за рубежом, уникальным городом, в котором общественная и культурная жизнь продолжала протекать по укладу дореволюционной России. В школах, высших учебных заведениях, театрах, храмах – везде языком общения был русский; издавались русские книги, газеты и журналы на русском языке.


Петербургский исследователь наших дней Л. Быстрянцева в своих очерках1 переносит читателя в атмосферу Харбина первой половины ХХ века, она приглашает нас пройтись «по тенистым улицам города: Садовой с её садиком бульварного проспекта, Китайской с её магазинами, кафе и деловыми разговорами. Дойти до реки Сунгари и прогуляться по прекрасной набережной… Заглянуть в школы, вузы и библиотеки, где работали маститые русские профессора. Посетить широко раскинувшийся харбинский вокзал, поклониться образу Святителя Николая Чудотворца, чтимого не только русскими, но китайским и маньчжурским населением, – именно Николай Угодник был покровителем Харбина. Зайти в изумительный по архитектуре бревенчатый кафедральный Свято-Николаевский собор…»

В 1920-1930-х годах Б.Н. Абрамов служил в химических лабораториях КВЖД, пройдя путь от помощника лаборанта завода до сотрудника лаборатории Земельного отдела КВЖД. С 1940 по 1946 гг. был секретарём, а затем заведующим клубом в Христианском Союзе молодых людей.

С 1949 г. в течение 10 лет Борис Николаевич работал в Харбинском политехническом институте: сначала лаборантом, через год – преподавателем русского языка и в течение последних трёх лет был консультантом китайских преподавателей русского языка. «И здесь был использован его богатый опыт в утверждении красоты и многогранности русского языка. Китайцы имели возможность на русском языке знакомиться с русской культурой и ее классической литературой. Так через величие русского языка закладывались идеи дружелюбия и мирного сосуществования двух народов...»2

Город Харбин. Вид на Церковь Святого Николая.
Город Харбин.
Вид на Церковь Святого Николая.
Коллектив преподавателей Харбинского Политехнического института. 1950-e гг.
Коллектив преподавателей
Харбинского Политехнического института. 1950-e гг.

Здесь, в Харбине, Абрамов встретил свою будущую жену, Нину Ивановну Шахрай, ставшую верной спутницей и другом всей последующей жизни. В 1929 году они обвенчались в Градо-Харбинской Софийской церкви.

В 1934 году в ходе двухлетней научной экспедиции (в Маньчжурию, Западный Китай, Монголию), Харбин посетил Николай Константинович Рерих со своим сыном, ученым-востоковедом Юрием. Здесь жил и работал средний брат художника – Владимир Константинович.

В Харбине 5 сентября 1934 года был образован Русский комитет Пакта Рериха по защите культурных ценностей.

Встреча с Николаем Константиновичем стала переломным моментом в биографии Абрамова; он становится верным учеником и последователем Рериха.

Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих.
Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих.
Н.И. Абрамова.
Н.И. Абрамова.

Другим учеником стал Альфред Петрович Хейдок, писатель и переводчик. Он вспоминал: «Появление Н.К. Рериха в Харбине в 1934 году можно сравнить только с метеором, прочертившим огненную черту на мрачном ночном небе, - неожиданным, негаданным. Вся общественность была взбудоражена. Квартира на Садовой улице, где поселился Н.К. Рерих и его сын Юрий, превращается в место беспрерывного паломничества – туда без конца устремляются посетители… Если я раньше знал Рериха только как художника, то теперь к этому прибавилось еще и другое – я успел прочитать две его книги – «Пути Благословения» и «Сердце Азии»»3.

Первая беседа с художником стала духовным потрясением для А.П. Хейдока. Вот как он описывает своё состояние после беседы: «Приходилось ли вам когда-либо испытывать огромную радость, оставшуюся незабываемой на всю жизнь? Не казалось ли вам, что в груди рождается песня и рвется наружу? Что все окружающие понимающе вам улыбаются, и что ноги ваши, вместо тротуара, ступают по мягким облакам?» Хейдок совершает для себя важное открытие: «Я понял, что нашел Учителя Жизни».

Такое же открытие совершили и Борис Николаевич с Ниной Ивановной. Они вошли в небольшую группу учеников, с которыми великий художник вёл духовные беседы. Хейдок вспоминал: «Шло время, наши встречи учащались, и я понял, зачем так устремлялись к Н.К. Рериху люди: они несли к нему свои горести и свои искания и всех их он духовно одарял. Каждому он находил до сердца доходящее слово и давал мудрый совет. А тем, кто приходил со своими исканиями, указывал дальнейший путь. Если спросят, что это был за путь, – скажу: путь великого служения человечеству, путь замены узкоэгоистических устремлений одним всепобеждающим устремлением к общему благу; путь очищения первым делом самого себя от всего низкого и эгоистического»4

После возвращения Рерихов в Индию отношения с Абрамовыми поддерживались благодаря письмам. С 1936 г. и до конца жизни Борис Николаевич состоял в переписке с супругой Николая Константиновича – Еленой Ивановной Рерих.

Борис Николаевич стремился поделиться своим духовным опытом с молодёжью, и вскоре вокруг него образуется группа учеников. Главный упор на занятиях делался на самоусовершенствование – выработку в себе положительных качеств и борьбу с отрицательными свойствами. В эту небольшую группу входила Наталья Дмитриевна Спирина, посвятившая всю свою жизнь претворению Рериховских идей в Сибири.

Н.Д. Спирина.
Н.Д. Спирина.
Борис Николаевич Абрамов.
Б.Н. Абрамов.

Она вспоминала: «Облик Бориса Николаевича можно охарактеризовать одним словом: благородство. Очень гармоничная внешность, спокойные, сдержанные манеры, негромкий голос, светлые пронзительные глаза, глядящие в самую душу. Он был разносторонне одарённым человеком, писал стихи высокодуховного содержания, рисовал картины, был очень музыкален, играл на фортепиано, был высокообразованным человеком.

Делая любую повседневную работу тщательно и умело, он был внутренне свободен от тесноты и тягости быта и бдительно берёг эту внутреннюю свободу. Среди любых житейских дел он мог начать говорить о вещах духовных и говорил всегда чётко, кратко и вразумительно, без лишних слов. И всегда о самом на данный момент существенном. Часы общения с Борисом Николаевичем были для меня лучшими часами в моей жизни. Он был суров, но необыкновенно добр и отзывчив. Эту отзывчивость и конкретную помощь мы ощущали на каждом шагу во всех наших проблемах и трудностях, как духовных, так и материальных …Мы регулярно собирались и занимались раз в неделю. И этот день был мой заветный день. Я всё и всех отстраняла. Я ещё только подходила к его дому – и уже была счастлива, как будто я вхожу не в квартиру, а в какую-то беспредельность. Только входишь – и это уже счастье...»5

В 1940-х годах Борис Николаевич начал вести духовно-философские Записи, которые стали позднее для многих тысяч читателей духовным маяком в познании и осмыслении жизни. Сейчас они изданы уже в 26 томах и продолжают издаваться.

В «Гранях Агни Йоги», которые можно считать главным трудом всей жизни Абрамова, есть слова о его работе на Общее Благо: «Что же добавить к уже сказанному? Разве то, что если записи эти дойдут до потомства, то жизнь была прожита не напрасно, и в сумерках одинокого и безызвестного существования удалось пронести через жизнь свой светильник неугашенным. Всякая добрая работа, совершаемая для других, тем самым уже полезна, но работа внесения Света считается из всех наивысшей. Если же они, то есть записи эти, и не дойдут, то подвиг этот незримый будет отмечен в Рекордах пространства как жемчужный узор духа, невидимо освещающий путь для людей»6.

Н.Д. Спирина посвятила своему Учителю жизни краткое, но ёмкое и сильное стихотворение: 


Одинокое пламя

            под всеми ветрами горит;

Под грозой,

            под ударами волн озверевшего мира

                        победно стоит.

Ночь темна,

            но Лампада пустыни

                        во мраке бесстрашно горит.

Н.Д. Спирина «Капли»



_________________

1 Быстрянцева Л.А. Неизвестные страницы жизни Б.Н. Абрамова.

2 Данилов Б.А. Биографический очерк из книги "Весть принесший". Новосибирск: Алгим, 1997.

3 Хейдок А.П. Учитель Жизни.

4 Хейдок А.П. Учитель Жизни.

5 Спирина Н.Д. Путь духа. Из радиопередачи.

6 Грани Агни Йоги. 1964 г. 258. (Гуру).