Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Б.А. Данилов (1927-2011)
составитель и первый издатель Записей Б.Н. Абрамова – серии книг «Грани Агни Йоги».
Материал подготовлен Группой ученых новосибирского Академгородка.
В работе над материалом участвовали: Бунтин Д.А., Макаров А.И., Микерин С.Л.

Назначение наше – совершенствоваться

Стендовый доклад


26 марта 1995 года Группа молодых ученых (г. Новосибирск) проводила семинар, посвященный Дню Учителя, куда был приглашен и принял участие Данилов Борис Андреевич. Сначала были представлены доклады сотрудников Группы, далее слово было передано Борису Андреевичу, состоялась длительная и живая беседа. Начало беседы уже было опубликовано ранее1, в данном докладе представлено ее окончание. Мы постарались ограничиться минимальным редактированием текста: из беседы убраны чисто разговорные элементы, вставленные в текст пояснительные слова выделены квадратными скобками.

*     *     *

Б.А. Данилов

Есть такие слова Николая Константиновича [адресованные Абрамову]: «Твой труд должен перейти к потомкам. К тем, кто будет идти после тебя твоим путем». Будет хорошо, если они [Записи] будут изданы. Но при этом он добавил (то есть второй вариант был), что «пусть тебя не огорчает, если Записи не будут изданы. Твоя работа уже есть процесс насыщения пространства». Ученым людям со стажем и подрастающему поколению дается понять, что можно воспринимать из пространства, потому что пространство насыщено многими, многими ценными вещами. И вам нужно это использовать. И те, кто уже что-то открыл, сегодня рассказывали много интересного. Я не умаляю вас, но должен сказать, что это мысли, которые вы сумели ухватить из пространства.

Но не всякому это дано, ваши наработки безусловно имеют свое значение. Это действительно так и есть. Вы же в курсе дела, как родилась система Менделеева. Он лег спать, а утром встал и ее написал. Или, может быть, немножко [не так], но, в общем, смысл тот же. То есть взялось из пространства, [он] ухватил – вот это необходимо понять. И Николай Константинович говорил: «Не огорчайся, если не будет издано». Но сработал первый вариант.

<...> И вот Сказано, что уже «Мы готовы передать новые виды энергий». Это вам, физикам, в ваши руки. Но «Мы готовы, а готовы ли вы?» То есть не говорится, что готовы ли принять, а в том смысле, как мы используем. Дана была атомическая энергия, или, как мы сейчас называем ее, атомная энергия, и во что мы ее превратили? Кроме блага сколько вреда! А те энергии, говорят, еще мощнее. <...>

Между прочим, Борис Николаевич планировал, куда отдать этот чемодан с рукописями. Тогда МЦР еще не было, а была только мемориальная квартира Юрия Николаевича [Рериха]. И она как будто бы являлась духовным центром в Москве. Даже был туда, [остававшейся на тот момент Богдановой Ираиде с неким Васильчиком], передан символический ключ от этого чемодана. Но, к счастью, маски были сняты вовремя. Вы в курсе дела, что Святослав Николаевич в последние годы [своей жизни], когда он приезжал в Москву, не ходил на эту квартиру. Хотя она для него была большой памятью и дорога, потому что там раньше жил его старший брат. Но жизнь свои совершает метаморфозы. Успели они снять эти маски, и рукописи не попали туда. Если бы они попали туда, то Бог знает, какая судьба и какое их предначертание тогда бы было. Но почему-то я представляю себе так, а оно действительно так, что они находятся под пристальным вниманием и защитой Тех, Кто Ведет сегодня нашу планету.

Это не в порядке самолюбования, но просто как опыт. Меня вели к этому долгое время, хотя я этого не осознавал до самого последнего года своей работы, то есть до 60-ти лет. Первые годы я туда [в тетради с Записями Б.Н. Абрамова] даже не заглядывал. Хотя, конечно, желание-то было, но я не знал еще, полностью не было открыто, что и как должно быть. Но вот настало время. Сначала мы издали книги Учения.

Когда решили объединиться с единомышленниками2, сразу последовал вопрос: «А где взять книги [Учения]?» Каждый хотел сам читать поскорее. Но какой выход? Первое, в то время это еще был режим цензуры, режим коммунистический, хотя я это говорю не с тем, чтобы осудить коммунистов, но просто был этот режим, мы знали, что в Москве подпольно печатали и ксерокопировали книги. И мы начали первых своих ходоков туда посылать, привозили. Вот тогда книги особенно дорогие были, они были по 20, по-моему, рублей с книги. После мы решили, что не целесообразно туда ездить, когда здесь можно что-то делать, и создали издательство, начали печатать. Наши книги тогда стоили 3 рубля, а потом 5 рублей, а сейчас уже в тысячи выросли (1995 г. – ред.). Это подготовка шла. И сейчас, оглядываясь, начинаешь понимать, что все, что давалось, давалось не зря. Это я рассказываю вам, чтобы осознали, что к каждому делу надо подходить и в определенное время, и определенный труд, и определенная учеба должны быть. Просто так не станешь профессором.

Про Бориса Николаевича. Главное, что сейчас в памяти остается, – это его отношение к Иерархии. Как он относился. Он был мягкий, спокойный, но, когда нужно, со мной лично, была и строгость.

Я тогда не понимал. Может быть, и он, полностью не осознавая, но все-таки готовил [меня] к этой работе, которая сегодня делается. Он [мне] ставил вопросы принципиально. Есть свободная воля, Руководитель не имеет права [ее нарушить], но он облекал это в другую форму. Он говорил: «Выбирай: или твои фокусы, или я». Свободная воля [при этом] сохраняется.

Он сохранял бодрость физическую до последнего времени. В последние месяцы ему пришлось пилить и колоть дрова для подготовки к зиме, а ему уже было порядком3. До последнего времени он ездил на велосипеде, но для окружающих, он оставался простым человеком, ничем себя [особым] не проявлял.

Последнее, о чем я скажу. Это не печатается, но по всему видно, что ему было Сказано, что это очень, очень высокая ступень, [которой он достиг]. И должен сказать, что Земля и народ еще узнают, хотя он будет, конечно, в другом физическом виде, но его тоже готовили к большой работе. Какой конкретно – там не сказано. Но Сказано: «большой и ответственной».

Читая эти Записи, я бы хотел выразить такое пожелание. Записи – это не новое Учение, это Учение Живой Этики, только различные его аспекты, различные грани. И как Учение дано не для того, чтобы [только] читать его, но для того, чтобы прилагать в жизнь, как и Записи. Они насыщены многими практическими советами и ответами на многие вопросы, которые возникают у каждого из нас, когда мы или думаем о жизни, о своем назначении, или когда читаем Учение Живой Этики. Эти Грани также для претворения в жизнь. И тогда труд, колоссальный труд, который совершили Учитель, Елена Ивановна, Николай Константинович и, естественно, Борис Николаевич, оправдает себя.

Сегодня говорили о науке. Мы помним вероятно о том, что сказано, что Новая Эпоха придет через искусство, красоту и науку. Почему через красоту? Потому что слишком много мы грязи за эти тысячелетия накопили в себе и окружили ею планету. Только по нашей же вине, сегодня нужно признать, тёмные [разрушительные силы] могут так свободно себя чувствовать. Только по нашей вине.

Ведь каждую минуту каждый из нас или посылает в пространство свет через свои прекрасные мысли, через свои прекрасные чувства, дела, слова, или каждую минуту, как дымоходная труба котельной, [мы] все застилаем вокруг. И это рождается опять же через наши мысли, чувства, слова и поступки. Назначение наше – совершенствоваться. Каждый из нас – энергетическая батарея. Вот здесь говорили, какая энергия там, на Солнце, а в каждом из нас энергия, которая при определенных условиях приравнивается мощности Солнца. Это, конечно, не мы сегодняшней ступени, а те, которые высоко в беспредельности на лестнице Иерархии находятся. А мы тоже с вами все обладаем ею, но в зачаточном состоянии, в уснувшем. Потому нам нужно преобразовывать [себя]. Каждый день, проснувшись, прекрасно будет вспомнить о Том, Кто Ведет нашу планету, обратиться к Нему и сказать, попросить: «Помоги мне, чтобы мое сознание просвещалось и чтобы я приносил только пользу и был настоящим сотрудником». Вот это наша задача. И в течение дня, чтобы наша каждая мысль, каждое слово, и чувство, и действие [соответствовало этой высокой задаче]. А это очень сложно, каждый из нас это понимает и ощущает. Почему? Потому что говорить вот так, как сейчас вы слушаете – это очень просто, а [претворить в] действие ­– это очень трудно. Но мы должны это делать. Мы пришли на эту Землю для того, чтобы, имея определенную духовную ступень, подняться выше. Каждый, приходя, получает и задание, и урок. И те, кто урок этот не выучат... Ну, мы знаем, как в школе делают. На «второй год». (Смеется) Значит, мы должны помнить стоящую перед нами задачу.

Что хочется сказать еще. Терпение и терпимость друг к другу. И не надо считать, что мы выше кого-то, мы лучше кого-то. Нет, не нам об этом судить. Тот, Кто нас видит, Он сам определит это, а мы должны стараться, стараться и работать.

Вот [говорят], что мы Агни-Йоги. Агни-Йог – это очень высокая духовная ступень, а мы её не достигли. Вот поэтому [нас] назвать лучше сотрудниками или учениками, вот это уже ближе к пониманию и истине. Вот об этом стоит подумать.

А в отношении самоходов, в Гранях сказано, что это очень хорошо. Люди зачастую начинают ныть, жаловаться, что их обижают, они болеют, вот они – то, пятое, десятое, денег нет, еще что-то появилось, ноют, ноют и ноют. А самоходы – это те, которые с чем-то познакомились, приняли это в сознание и [идут вперед]. От слов «сам иду», свой ход, самоходы. Между прочим, оценку [такую можно найти] в Гранях, там есть место где [Сказано]: «Мы очень ценим самоходов». Так что в этом отношении, на пути научных изысканий, можно поприветствовать вас.

Почему Сказано, что через науку? Потому и поговорка, [что] русский мужик не верит, а должен пощупать. Вот [сделают] снимки, и сразу будет видна на экране сущность выступающего. Вы увидите и скажете: «Ох, болтун, столько времени у нас отобрал», потому что его излучения [будет видно]. Вот для вас направление работы. И много, много другой пользы можете принести. Но главное – это самосовершенствование: будешь ли профессором, будешь ли академиком или будешь простым разнорабочим. Все равно нужно совершенствоваться и не зазнаваться.

Я во многих местах говорю об этом: не впадайте в некоторые соблазны. Сейчас те, которые находятся [на] Тонком плане, многие, много там шутников, и они натягивают на себя разные маски, и сладкие слова и убедительные речи произносят, и так далее. Вот я прямо могу сказать из своего опыта, <...> я вам расскажу. Звонок в дверь квартиры. Я открываю. Заходят двое: мужчина и женщина. Возраст где-то около 30-ти. Я спрашиваю: «Что вы хотите?» – «Нам надо с вами поговорить» – «Пожалуйста, проходите». Они прошли, сели. Достают конверт и подают мне. Я говорю: «Что такое?» – «Это вам послание». Пишут многие, поэтому у меня даже мысли не мелькнуло. Когда я открыл, у меня привычка такая, чтобы знать, с кем ты разговариваешь, по письму смотришь сначала конец [письма], кто подписал. Подпись «Е. Рерих». И там значит целый комплекс советов, который она мне дает. Я, когда прочитал, спрашиваю, обращаясь к этим мужчине и женщине: «А вы в курсе содержания письма?» – «Нет, мы только вестники». «Тогда я вам скажу так, я прожил немало лет на земле, этим вопросом занимаюсь довольно-таки много времени и поэтому у меня есть свой опыт и свое понимание, и, кроме того, нам кое-чего рассказывали в свое время, тогда, когда были наши земные руководители на этом плане». Молча поднялись, не сказали ни «до свидания», ничего и ушли.

<...> А сейчас, заканчивая, я хочу сказать, что, просыпаясь каждое утро, обратим свой взор к Образу, или мысленно обратимся к Великому Учителю и скажем: «Хочу помогать Тебе, просвети мое сознание, чтобы была польза для эволюции, но не вред». И заканчивая свой рабочий день, подвести черту и честно сказать себе: «Вот это хорошо, и это хорошо, а здесь подленько было сделано, а здесь совсем подлость и так далее». То есть нужно работать, не только науку делать (это для разумения), а главное – это именно самосовершенствование.


Материал подготовлен Группой ученых новосибирского Академгородка.

В работе над материалом участвовали: Бунтин Д.А., Макаров А.И., Микерин С.Л.

Благодарим всех сотрудников, способствовавших выходу в свет данной публикации.


_________________

1 Газета "Свет Утренней Звезды", №3 (101), 2015 г.

2 31 марта 1989 г. при Новосибирском обществе Советско-Индийской дружбы образована рериховская секция под председательством Б.А. Данилова.

3 Б.Н. Абрамов ушел из жизни в 1972 году в возрасте 75 лет.