Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Рассказ о Гималайском Братстве. Часть 2.


О внутренней жизни Братства


Самое сокровенное окружает понятие Братства.

Самое радостное живет в сознании, что существует Сотрудничество Знания.

…Напомним себе основы, которые приведут к Братству.

Братство. Предисловие.


«Урусвати1 признательна Индии и Тибету за охрану Братства. Действительно можно быть признательным, когда понятие Братства так бережно хранится. Обычно даже разговоры о Братстве не поддерживаются. Имена не произносят, и даже скорее будут отрицать Братство, нежели предательствовать. Сами предания о Братстве хранятся наряду со священными книгами. Явление западного любопытства не будет понято Востоком». (Надземное. 19.)


Н.К. Рерих. Тибет. Гималаи. 1933 г.
Н.К. Рерих. Тибет. Гималаи. 1933 г.
Н.К. Рерих. Майтрейя Победитель. 1927 г.
Н.К. Рерих. Майтрейя Победитель. 1927 г.

«В разных веках многие народы подчёркивали значение Братства. … Сердце трепетало красотою значения Братства. Опять человечество обернётся к сердцу и поймёт сущность Братства.

Может быть, Братство существует? Может быть, оно, как якорь земной, содержит равновесие? Может быть, в мечтах человечества оно осталось как непреложная действительность? Вспомним о некоторых снах и видениях, так чётко запечатлевшихся, о стенах и башнях Братства. Воображение есть лишь память о существующем.

Может быть, некто помнит и наяву о Башне Чунг?» (Братство. 7.)

«Урусвати знает Башню Чунг. Урусвати знает, насколько внешне Башня походит на естественный утес. Не трудно прекратить доступ к Башне. Небольшой обвал может прикрыть строение внизу. Малая запруда может обратить поток в озеро. Так можно немедленно преобразить всю местность, когда настанет к тому время. Люди могут улыбаться, полагая, что посланные экспедиции, рано или поздно, проникнут во все ущелья. Но не забудем, что до преображения местности сила мысли отведёт любой караван. Также и химические воздействия не допустят любопытных – так охраняем Братство». (Надземное. 1.)

«Лама говорит о месте пребывания Великих Риши. Каждый описывает Шамбалу по-своему. Рассказ о сокровищах правилен, ибо разные бывают сокровища. Легенда о воинах по всему миру не лишена основания. Имеются и многие врата, и зеркала. Сама легенда о выдаче пропусков на Шамбалу Таши-ламой символична. Явление однообразных символов в разных частях света уже показывает, насколько истина распространялась. Даже старая Мексика знала о Священной Горе, где живут избранные Люди. Неудивительно, что все народы Азии сохраняют воспоминание о Священных Горах. Место очерчено приблизительно правильно, но не позванный не дойдёт». (Надземное. 16.)


Н.К. Рерих. Твердыня Тибета (Басго). 1932 г.
Н.К. Рерих. Твердыня Тибета (Басго). 1932 г.
Н.К. Рерих. Знамя грядущего. 1925 г.
Н.К. Рерих. Знамя грядущего. 1925 г.

«Самые усовершенствованные аэропланы не могут определить Наше место. Отшельники, живущие по окрестным пещерам, составляют неусыпную стражу. Путники могут рассказать, как иногда встречный садху настоятельно советовал им определенную дорогу и предупреждал об опасности другого направления. Сам садху не был дальше, но ему было заповедано не направлять путников. Садху знают о Заповеданной Местности и умеют хранить тайну. Сами они подчас почти разбойники, но перед священной тайной они стражи надежные. Так не следует умалять предположение, что может существовать Обитель Ненарушимая.

Урусвати запомнила очертания подходов к Нам, запомнила Свет из Башни. Увидела сотрудников, собирающих полезные растения. Много подробностей запомнила сестра Наша. Такие вехи незабываемы, они придадут мужества на всех путях. Наши глубокие Хранилища также видела сестра Наша. Нужно видеть собранные материалы знания, чтобы постичь, как складывается работа Обители. Нужно слышать пение, чтобы понять жизнь Нашего Ашрама.

Так скажем о жизни и трудах Наших». (Надземное. 1.)


Н.К. Рерих. Лахул. 1932 г.
Н.К. Рерих. Лахул. 1932 г.
Н.К. Рерих. Монастырь Брамапутра. 1937 г.
Н.К. Рерих. Монастырь Брамапутра. 1937 г.

«Прежде всего, ясно ли принимаете существование Учителей?

Когда вы читаете о нахождении яиц динозавра, вы легко принимаете сообщение. Так же легко примете сообщение о новом виде обезьяны; о жизнеспособности зерен в гробницах пирамид; о неизвестном металле; о новом племени потомков потерпевших кораблекрушение. Целый ряд сообщений, выходящих из вашего обихода, вы примете легко.

Почему же трудно принять, что Группа, получившая знания путем упорного труда, может объединиться во имя Общего Блага? Опытное знание помогло найти удобное место, где токи позволяют легче сообщаться в разных направлениях.

Вы, конечно, слышали рассказы путешественников о нахождении в пещерах неизвестных Йогов. Если вы продолжите этот факт в направлении обширного действенного знания, вы легко дойдете до ощущения группы Учителей Знания.

Как же найти путь к Нашим Лабораториям? Без Зова никто не дойдет. Без проводника никто не пройдет! В то же время нужно личное неукротимое устремление и в то же время готовность на трудности пути.

По обычаю, приходящий должен известную часть пути пройти одиноко. Даже бывшие в непосредственном сношении с Нами перед приходом не ощущают Наших вестей – так должно быть по-человечески.

И одиноко приходящие, кроме глубоких причин, разделяются на два вида: лично стремящиеся и вызываемые для поручения.


Н.К. Рерих. Сиссу (Этюд к картине). 1932 г.
Н.К. Рерих. Сиссу (Этюд к картине). 1932 г.
Н.К. Рерих. Обитель Гессэра. 1947 г.
Н.К. Рерих. Обитель Гессэра. 1947 г.

Никто без особого Указания не узнает бывших у Нас.

Если Вестник Наш не кричит на базаре, то и бывшие у Нас умеют хранить Общее Благо.

Главный признак Нашего Зова – когда вас как крылья непреложно несут. Так примите Нашу Общину Знания и Красоты! И будьте уверены, что можно обыскать все ущелья, но непрошеный гость пути не найдет.

Много раз бывали Мы в ваших городах, нельзя назвать Нас ушедшими от мира. Ведь и вы выносите обсерватории за город и заботитесь о предоставлении спокойствия ученым. Примите Наше соображение и не сетуйте на отсутствие точного адреса. Помните Работающих для Общего Блага!» (Листы сада М. Озарение. Ч. 3, V. 18.)

«Множество людей стремится найти Нас. Правильно удержать таких путешественников. Найти Нас прежде всего нужно не географически, но в духе. Вы знаете, что от Нас ожидают. Мало, что ожидают, но и требуют. При этом жалобы рвут последние нити. …Вместо жалоб лучше побеседовать. Сердечная беседа лучше всего войдет в гармонию Обители. Если помощь может быть оказана, она не замедлит, – в этом заключается красота мыслетворчества.

Явно Мы служим для помощи страждущим, но не следует кулаками ломать врата. Сказано: "Царство Божие берется приступом", – но в духе. Так пусть думают о Братстве. Пусть не забудут, где истинные врата». (Надземное. 16.)


Н.К. Рерих. Утренняя молитва. 1931 г.
Н.К. Рерих. Утренняя молитва. 1931 г.
Н.К. Рерих. И мы не боимся. 1922 г.
Н.К. Рерих. И мы не боимся. 1922 г.

«Урусвати знает, как прочен щит осознания правоты. Не только доверие, не только вера, но необходимо осознать непоколебимо правоту.

Откуда могли подвижники и мученики почерпать свою непоколебимость? Именно, из сознания своей правоты. Они могли принять любые поругания, и дух их лишь ликовал. Так и в жизни Нашей Обители покоится основа правоты всей работы.

Не следует думать, что Мы настолько далеки от Земли, что никакое земное смятение не доходит до Нас. Но каждая буря земная натыкается на твердыню правоты. Около Великого Служения должна быть непобедимая твердость сознания правоты. Люди теряют почву под собою, именно, от потери сознания правоты. Невозможно двигаться, если не ощущается твердая почва. Но дух должен опираться на не меньшую твердость сознания. …

Мы, конечно, всегда готовы протянуть руку помощи, но для такого рукопожатия нужно полное доверие. Но оно процветает лишь там, где имеется сознание правоты. Мы настаиваем на таком сознании, ибо тогда и сотрудничество становится легче. Энергия посылаемая достигает цели, и не получается болезненных дрожаний.

Пусть люди помнят прочный щит правоты». (Надземное. 112.)

«Мы все, в свое время, спешили на Землю и избирали наитруднейшие задания. Такие условия создавали закаленность и научали презреть преследования. Утверждение истины всегда будет преследуемо ложью. Никто не должен думать, что такие преследования суждены только каким-то исключительным людям. Такое соприкасание с хаосом неизбежно». (Надземное. 51.)


Н.К. Рерих. Жанна д'Арк. Триптих. 1931 г.
Н.К. Рерих. Жанна д'Арк. Триптих. 1931 г.
Н.К. Рерих. Светлый витязь. 1933 г.
Н.К. Рерих. Светлый витязь. 1933 г.

«Урусвати, можешь ли назвать хотя бы одну Сестру Братства, хотя бы одного Брата, кто не подвергался мучениям и гонениям в земной жизни? Поистине, нельзя назвать таких. Каждый подвиг связан с гонениями. Поединок с тьмою неизбежен, и волны хаоса должны захлестывать смелого борца. Но и такие пробные камни только свидетельствуют о непобедимости духа. Были и сожженные, были распятые, были обезглавленные, были удушенные, были зверьми убитые, явлены проданные в рабство и отравленные, и заключенные в темницы, словом, все муки претерпели, чтобы испытать свою крепость». (Надземное. 14.)

«У Нас очень опечалены, когда приходится отпускать Брата или Сестру на земные странствия. Кто поймет такую жертву? Кто озаботится отнестись бережно к явлению необычному? Не будет ли такое странствие несением креста? Людям даны прекрасные символы, но редко кто проникает в их значение». (Надземное. 67.)

«Нельзя думать, что расширенное сознание дается без битвы. Каждый, желающий сослужить с Нами, знает, что и ему придется выдержать натиск тьмы. На словах все к тому готовы, но на деле каждый или почти каждый желает по возможности уклониться. Не подумает он, что каждый такой уклон есть лишь удлинение пути. …


Н.К. Рерих. Бхагаван. 1943 г.
Н.К. Рерих. Бхагаван. 1943 г.
С.Н. Рерих. Пиета. 1960 г.
С.Н. Рерих. Пиета. 1960 г.

Изучение свойств человека даст направление и расширение сознания. Люди естественно примкнут к Нашему берегу. Не нужны будут прежние лодки. Пусть сантана отнесет их к новым путникам, ждущим на том берегу.

Много ждущих. Пусть они прежде всего услышат о трудностях пути. Пусть они ясно представят себе битву с тьмою. Пусть не мечтают избежать ее. Путь к радости не может быть легок.

Радость будет. О радости скажем, но теперь предстанем во всем доспехе духа». (Надземное. 14.)

«Мы испытаны во всех предательствах. Нас искушали всякими лукавствами. Сказано, чтобы возвысить любовь к человечеству, нужно обойти его пропасти. Но кто же найдет в себе достаточно терпения, чтобы заглянуть во все бездны и не потерять веру в продвижение человечества? Наша Обитель является оплотом такого терпения. И кто был у Нас, кто слышал о Нас, кто нес в сердце Наше касание, тот уже имеет доспех терпения. Мы ценим это качество как принадлежность Беспредельности.

Люди должны найти в себе воображение о Беспредельности, иначе и Наши Башни останутся неприступными. Человек должен обратиться к Нам во время страданий и бедствий. Сам не зная, человек получает Нашу заботу, если сердце его не окаменело. Даже очень неопытные будут допущены к построению, если сохранят львиное настроение и признание Иерархии. Пусть будут уверены эти труженики, что от их рабочего стола к Нам протянута невидимая нить. Пусть такие сотрудники черпают свою силу из сознания о существовании Братства. Невидимо поможем им. Найдем нужные им книги. Соединим мысли их с надеждами дальних миров. Упрочим их доверие. Найдем им любящее сердце. Лишь бы только все змеи и скорпионы были изгнаны. Так вы знакомитесь с важной стороной Нашей жизни». (Надземное. 27.)


Н.K. Рерих. Труды Богоматери (Madonna Laboris). 1933 г.
Н.K. Рерих. Труды Богоматери (Madonna Laboris). 1933 г.
С.Н. Рерих. Огни усилий. 1939 г.
С.Н. Рерих. Огни усилий. 1939 г.

«Для Нас понятие Учителя священно. Каждый из Нас имеет Учителя, и в этой лестнице ступени без числа. Стоять во главе планеты еще не есть завершение. И не может быть завершения, и в этом радость. …

Было время, когда умели относиться лучше к понятию Высшему, но теперь Великое Служение не понято. Казалось бы, и Тонкий Мир приблизился, и о Нас слишком много упоминаний, но темная бездна не уменьшается. Даже само понятие Учителя под сомнением». (Надземное. 29.)

«Чуждое учение настаивает на явлении подчинения, но община настолько насыщена возможностями, что единственной Иерархией будет ступень знания. Никто не назначает Иерарха, но слушающий и познающий признают тем эту ступень». (Община. 215.)

«Рабство и сознательная Иерархия – как день и ночь! Потому не смущайтесь повторять – Иерархия сознательная, Иерархия Свободы, Иерархия Знания, Иерархия Света». (Иерархия. 345.)

«Великая радость произошла бы, если знающие об Иерархии принесли бы свои светильники добровольно.

Добровольность есть Наш двигатель». (Надземное. 29.)

«…Можно привести пример Упасики [Е.П. Блаватской]. Даже в самые трудные минуты она устремлялась к Нам. Такая сила воли создавала вибрацию мощную. Никто и ничто не могло заставить её, хотя бы косвенно, осудить Учителя. И прямое несчастье не могло заставить её забыть о Братстве. Даже при кораблекрушении она твёрдо держала мысль о Братстве, и такая решимость усиливала вибрацию священную». (Надземное. 135.)


С.Н. Рерих. Священные слова. 1944 г.
С.Н. Рерих. Священные слова. 1944 г.
Н.К. Рерих. Fiat Rex. Триптих. 1931 г.
Н.К. Рерих. Fiat Rex. Триптих. 1931 г.

«Урусвати воспринимает к сердцу все происходящее в мире. Можно поделить все действия на сердечные и бессердечные. Такое деление особенно сейчас нужно запомнить человечеству. …Бессердечие есть объединение сил тьмы. Среди них не найти сотрудников Братства. Если припомнить все пути Наших Собратьев, то не найдем ни одного бессердечного действия. Явление пламенного сердца вело Их на костер, на крест и на все мучения, придуманные злобными невеждами.

Мы не уходили от жизни. Когда Мы проявлялись, Мы не отличались от остальных обывателей. …Все Собратья и сотрудники внешне несут обычные земные облики. Но даже и при условности обликов, сердечность будет сквозить в каждом взгляде и улыбке. Можно назвать это качество сердечности и другим именем, более научным, но Мы желаем установить наиболее человечный взгляд на Нашу Обитель». (Надземное. 40.)

«Каждое Учение Света есть прежде всего развитие человечности. …Запомните это прочно, ибо никогда мир так не нуждался в этом качестве». «…Если заметите бесчеловечную жестокость, будьте уверены, что это есть признак темных. …Человечность есть крылья прекрасные. …Явление огненное посетит сердце человечностью. …Мы тоже признаем друг друга по человечности». (Мир Огненный, ч. 1. 75.)


Н.К. Рерих. Лама. 1945 г.
Н.К. Рерих. Лама. 1945 г.
Н.К. Рерих. Сохраняющий. 1925-1926 гг.
Н.К. Рерих. Сохраняющий. 1925-1926 гг.

«Урусвати правильно понимает причину долговременности Наших Обликов. Сношение с Тонким Миром накладывает особое качество, которым обладает Мир Тонкий. Там не изменяется облик, кроме разве особого желания к тому. Мысль творит образы в Тонком Мире. Можно вызвать из глубин веков любимые образы и закрепить их, если имеется достаточное воображение. Но кроме условия Тонкого Мира в Нашей Обители имеется и явление единения. Такое условие может помочь во всех подробностях бытия. Оно творит целебную атмосферу и кует прочное сознание.

Вы слышали, что Наши Братья заболевали от соприкасания с земными дисгармониями. Не раз Они страдали от долгого людского разъединения. Потому Мы редко посещаем города. Эти появления связаны с особыми обстоятельствами и не бывают длительными. При этом Мы в самом городе остаемся весьма кратко. Можно находить в природе места, где не слишком сильны токи разложения. И во Франции, и в Англии имеются пригородные леса, довольно содержащие озон, необходимый для Нас. Не нужно удивляться, что даже Наша накопленная энергия нуждается в озоне. Не нужно думать, что Мы недостаточно сильны, чтобы выдержать флюиды толп. Действительно, Мы можем сосредоточить энергию до огромного напряжения, но во всем должна быть соизмеримость и бережность.

Вы читали, как тяжка была аура некоторых земиндаров [землевладелец в средневековой Индии – сост.] Нашему Брату. Конечно, Он мог отбросить их одним разрядом энергии, но такое убийство не входило в задание Нашего Брата. Так и во многих случаях нужно соизмерять и направлять Луч на пользу наивысшую. Такая соизмеримость будет определять назначение Братства. Удержать натиск тьмы, защитить тех, кто использовал свои силы, применить все возможные условия на благо будет исполнением Нашего Устава». (Надземное. 31.)

«Не легко преобороть… окружающие противодействия. Наша Обитель тем и сильна, что в ней нет разложения. Воля Всех сливается в один мощный поток. Динамо единения умножает все энергии. Не магия, но воля, очищенная, посылает в мир приказ: “Да будет Свет!”

Нужно рассматривать Нашу Обитель как триумф единения». (Надземное. 30.)


Н.К. Рерих. Святые Борис и Глеб. 1942 г.
Н.К. Рерих. Святые Борис и Глеб. 1942 г.
Н.К. Рерих. Сокровенное (Сокровище горы). 1933 г.
Н.К. Рерих. Сокровенное (Сокровище горы). 1933 г.

«Когда Мы говорим о единении, Мы полагаем, что сердце живо. Самое отвратительное зрелище – это притворное единение. Многие мечтали приблизиться к Братству, но именно на притворстве отпадали. Не может притворство войти в Нашу Обитель. Нельзя притворно участвовать в Великом Служении.

Люди не понимают, как можно мириться с обоюдным чтением мысли, но у Нас такое положение совершенно естественно и лишь служит к упрощению отношений. Так мысли часто заменяют целый обмен слов. Даже в обычной жизни долго совместно живущие понимают мысли сожителей. Но при некоторых упражнениях можно без всяких аппаратов понимать мысли сотрудников. Мы говорим лишь о том, что у Нас принято и приложено на деле.

Пусть стремящиеся к Нам поймут о труде, вырастающем на чувстве сердца». (Надземное. 13.)

«Урусвати знакома со многими световыми явлениями. Такие зарницы называются духовною зоркостью. …Особенно значительно отметить эти света в Нашей Обители. Со времен древних накопляется этот свет и по желанию может сиять ярко. В сказаниях упоминается о людях, которые могут вызывать около себя ослепительный свет. Так можно по желанию окружаться силою огненною.

Люди должны привыкать к возможности таких явлений. …У Нас это качество настолько усилено, что можно читать при своем свете.

Нужно представить, как постепенно исчезает понятие тьмы, ибо все окружающее наполнено огнями, лучами и светлыми столбами, и мириадами сверкающих точек. Такое окружение одинаково при открытых и закрытых глазах. Именно, тьма исчезает. …Такое проявление зависит от мысли. Она рождает Свет. Именно мыслитель посылает приказ: «Да будет Свет!» Так преподаются истины, но люди считают их сказками». (Надземное. 30.)


Н.К. Рерих. Агни Йога. 1928 г.
Н.К. Рерих. Агни Йога. 1928 г.
Н.К. Рерих. Христос в пустыне. 1933 г.
Н.К. Рерих. Христос в пустыне. 1933 г.
Н.К. Рерих. Свет Небесный. 1931 г.
Н.К. Рерих. Свет Небесный. 1931 г.

«Можно утверждать, что каждое доброе приближение к Нам в течение разных веков не остается бесследным. Мы умеем быть признательными, – это качество в Нашей Обители считается необходимым. Каждое утверждение Братства принесет свою добрую жатву. Каждая помощь Нашему труду будет оценена. Каждое упоминание Братства с добрым желанием не будет забыто. В Наших Ашрамах хранятся записи такого добротворчества. Мы любим отмечать каждую улыбку добра. И Наши ученики также умеют порадоваться милому слову о Братстве». (Надземное. 33.)

«Урусвати вместе с Нами скажет – умейте быть добрыми. В одном слове заключается целое мировоззрение. Нельзя назвать еще подобное понятие, которое было бы так искажено. От бездеятельного ханжества до явленной жестокости, все находит себе место под маскою добра. Нужно действительно уметь быть добрым так, чтобы оно не только касалось себя, но и было полезно для другого.


Н.К. Рерих. Благословенный (Панацея). Ок. 1939 г.
Н.К. Рерих. Благословенный (Панацея). Ок. 1939 г.
Н.К. Рерих. Будда дающий (Две Чаши). 1932 г.
Н.К. Рерих. Будда дающий (Две Чаши). 1932 г.

Мы посылаем мысль о добре, о труде, о действии. Не может быть добра без действия. Не будет добра там, где нет труда. Не будет добра, когда нет противодействия злу. Не будет добра, если не примем ответственности распознать зло. Усмотрим тление и не упустим внести Свет. Красиво речение, что от внесения Света тьма рассеивается. Но Свет нужно внести, и такое действие уже полно самоотвержения. …Наша Обитель самая мирная, но готова к бою за добро». (Надземное. 57.)

«Не нужно думать, что в земной жизни Мы были защищены от всех нападений тьмы. Исполняющие земное поручение находятся и в земных условиях. Обычно люди думают, что Мы постоянно в безопасности и тем делают из Нас неживых сущностей. …Мы можем преодолевать многое, но битва есть настоящая битва». (Надземное. 37.)

«Спросят – могут ли иерофанты зла приближаться к Нашим Башням. Конечно, могут, хотя такие приближения им болезненны. Ярость увлекает их далеко. Мы иногда должны прибегать к сильным разрядам, чтобы отбросить непрошеных посетителей. Такими разрядами поражаем темных, которые приближаются к Нашим Братьям». (Надземное. 123.)

«Не будем умалять темных иерофантов, они не малые противники. Средства их изощрены, и они знают о Беспредельности. Но Мы знаем и нечто поверх их знания. Они понимают, что нечто им недоступно. Сильна злоба их на такую ограниченность, но таков закон. ...


Н.К. Рерих. Свет побеждает тьму. 1933 г.
Н.К. Рерих. Свет побеждает тьму. 1933 г.
Н.К. Рерих. Бум-Эрдени. 1947 г.
Н.К. Рерих. Бум-Эрдени. 1947 г.

Могут Нас спросить – изнемогаем ли в битве. Такое выражение неприложимо, вернее спросить о степени напряжения, – она велика. Если сестра Урусвати слышала падение капель пота Нашего, то можно представить напряжение всех энергий. Если волосы стоят в вихре электрическом, то можно представить Наше напряжение. Мы не скрываем, что битва дает мгновения величайшего напряжения. Если кто боится, тот может не приближаться к битве за Добро. Если кто боится суда человеческого, тот пусть и не мыслит о нравственности. Если кто трепещет за свою земную жизнь, пусть идет догнивать во тьме. Можно замечать, что трус скорее погибает, нежели храбрец. …Так во всех проявлениях можно видеть, что полезно развить сознание Добра». (Надземное. 61.)

«Мы остаёмся победителями, ибо Иерархия Света не может быть одолена тьмою». (Надземное. 37.)


Н.К. Рерих. Защитник (Облако-стрелок). 1937 г.
Н.К. Рерих. Защитник (Облако-стрелок). 1937 г.
Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942 г.
Н.К. Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942 г.

«…В убеждённости растет сознание радости. Не может быть такого состояния, которое не может обратиться в радость. Когда Мы твердим о радости, Мы призываем её как великую реальность. Нельзя представить себе Нашу Обитель без радости. Самые напряженные битвы насыщены радостью, без нее не будет действия. …Радость живет поверх здоровья и успеха. Она может быть и среди болезни и поруганий. …

Радость будет о будущем, но не может жить в прошлом.

Нужно понять, что хотим пояснить радость как нечто творческое и вдохновенное. Радость будет надежным магнитом. Мы хотим, чтобы люди поняли, где их панацея. Они могут вести лучшее, высокое Собеседование в радости. Они найдут твердых сотрудников в радости. Они захотят, чтобы миру было хорошо в радости.

Мы можем утверждать, что уныние не преступит порога Нашей Обители, ибо там живет радость». (Надземное. 55.)

«У Нас много забот. Повторяю об этом, ибо люди считают Нас румяными проповедниками с арфами на облаках». (Надземное. 101.)

«Уявляю Нас с человеческой стороны, чтобы тем более скрепить связь с человечеством. Мы вовсе не желаем представиться заоблачными существами, наоборот, Мы хотим быть близкими к людям Тружениками. Так пусть складывается близость, которая может быть преддверием сотрудничества, оно особенно нужно». (Надземное. 89.)


Н.К. Рерих. Сергий строитель. 1940 г.
Н.К. Рерих. Сергий строитель. 1940 г.
Н.К. Рерих. Зороастр. 1931 г.
Н.К. Рерих. Зороастр. 1931 г.

«У Нас нет земных часов, ибо труд не делится на искусственные меры. Кроме того, со всех концов мира столько обращений и нужды, что невозможно разделять занятия по часам. Мы должны держать сознание в таком напряжении, чтобы быть готовыми ежесекундно послать волю по месту назначения.

Несомненно Нас обвиняют, что помощь посылается недостойным или в недостаточном размере. Люди житейски судят и не могут заглянуть в причину и следствие. Не только о напряженности труда Говорю, но и о зоркости, которая позволяет мгновенно взвесить и решить, когда и какое действие будет самым полезным. Каждая просьба о помощи несет при себе излучение прошлого и аромат будущего. Нужно соединить в сознании такие созвучия и понять смысл дисгармонии. Нельзя помочь готовому злу, и нужно оказать помощь, где человек страдает. …Вместе с тем каждая просьба к Нам не будет отринута. …Не отвергнем каждое моление, но соберем все целебные вещества, чтобы помочь целесообразно. В этом понятии заключается особая зоркость.

Мы всегда заняты и должны на свою ответственность решать, где нужнее и спешнее помочь. Сестра Наша из далеких времен усвоила способность всегда устремляться к труду наиболее полезному. Такое качество не может быть нажито скоро. Нужно в разных проявлениях утвердить его, чтобы оно сделалось источником радости. Источник этот пошлет избавление от раздражения». (Надземное. 34.)


Н.К. Рерих. Ойрот, вестник Белого Бурхана. 1925-1926 гг.
Н.К. Рерих. Ойрот, вестник Белого Бурхана. 1925-1926 гг.
Н.К. Рерих. Прогулка Куан-Ин. 1925-1926 гг. Эскиз
Н.К. Рерих. Прогулка Куан-Ин. 1925-1926 гг. Эскиз

«Наши сотрудники полетами в тонком теле оказывают столько пользы людям, что никакие анналы не могут вместить. Нужно помнить – редко Мы проявляемся на так называемых спиритических сеансах. Мы считаем такие сборища вредными, вследствие негармоничных аур присутствующих. ...

Наши проявления и помощь совершенно иные. Мы спасаем достойных людей в минуту опасности. Мы легкими касаниями обращаем внимание искателей. Мы предупреждаем неполезное решение. Мы помогаем творить и содействуем добру. Нужно понять, что Наша работа посвящена знанию. Мы помогаем каждому полезному труженику. Мы не стеснены условными различиями рас и классов. Мы усиленно следим, где блеснет луч самоотверженного подвига. Наш Храм есть Храм Знания. Мы собираем к нему всё самое высшее и сберегаем в нем утверждения будущего. …

Трудно судить, как может зародиться желание работы для человечества. Каждый может найти свой путь. Поможем на таком пути». (Надземное. 18.)

«Из Нашей Общины сеем Мы зерна Общего Блага по всем частям света. …Запомните: …если отказ от личного приближает, то отказ от действия Общего Блага удаляет безмерно, – это правило Общины.

При подвижности ума очень легко сохранить личное при устремлении к Общему Благу. …Но отказ от Общего Блага свалит в яму даже великана». (Листы сада М. Озарение. Ч. 3, V. 20.)

«Мы сочувствуем спешащим, несмотря на парадоксальность поспешности в Беспредельности. Мы одобряем каждое совершенствование, ибо в нем заложено Общее Благо. Мы посвятили себя Великому Служению и призываем к нему всех, кто может заботиться о неведомых страждущих.

Именно на понятии о неведомых строится Твердыня Наша. Такое неисчислимое множество неведомых, нуждающихся в заботе, существует и на Земле, и в Тонком Мире. Пусть Нашу Обитель называют Великим Служением». (Надземное. 51.)

«Урусвати правильно заметила, что большинство стремящихся к Нам охладеет, когда узнает о трудах Наших. Но Мы и не зазываем никого. Может быть верным сотрудником лишь тот, кто кармически приведен к Великому Служению. Нельзя заставить полюбить труд. Каждое насилие в этой области породит лишь отвращение. …

Особенно нужно понять, что Мы не ждем количества, и Нас самих мало. Но такое тесное сотрудничество особенно и ценно». (Надземное. 66.)


Н.К. Рерих. И мы открываем врата. 1922 г.
Н.К. Рерих. И мы открываем врата.
1922 г.
Н.К.Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914 г.
Н.К. Рерих. Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится.
1914 г.

«Много знаков летит к Нам. Никто не воображает, сколько в мире смуты! Люди забыли, что каждая страна состоит из многих сердец. Их боль – Наша боль». (Надземное. 26.)

«Мы всегда остаемся врачами во всей действительности. …Люди особенно ищут Нас, когда у них бедствие уже началось. Нужно принимать меры не только к просветлению сознания, но и лечить болезни.

Люди не понимают, что Мы должны обходиться с ними, как с опасными больными. …Если будете чувствовать себя в положении врача, то ближе всего подойдете к цели.

Особенно теперь люди напряжены и требуют воздействия мудрого. Часто в подробностях придется согласиться с ними, чтобы оберечь самое главное. Придется ободрить, чтобы избавить от страха. Так весь метод мудрого врача должен быть усвоен наставником жизни. …Не будем разбирать, где и когда началась болезнь. Прежде всего, врач не осуждает, но предвидит лучшее пресечение разложения. …Нужно приучиться к положению врача. Наша внутренняя жизнь полна врачебной деятельности». (Надземное. 56.)

«Урусвати не однажды принимала на себя чужую боль. Такое качество делается частью Великого Служения. …

Можно читать о явлении особых болей у замечательных лиц, это не только священная боль, но и прием на себя чужого страдания. Можно сказать про Нашу Обитель, что болезней там не бывает, но страдания достаточно. Неизбежно это при заботе о человечестве». (Надземное. 65.)

«Мы добровольно не удалились от Земли. Мы сознательно приняли земную жизнь. Мы могли быть далеко, но предпочли остаться со страждущими». (Надземное. 44.)


С.Н. Рерих. Добрый самаритянин. 1943 г.
С.Н. Рерих. Добрый самаритянин. 1943 г.
Н.К. Рерих. Сострадание. 1936 г.
Н.К. Рерих. Сострадание. 1936 г.

«Погружаясь в высоты Космоса, надо найти соотношение Земли. Каждый момент готовы Мы покинуть все земное и в то же время любим каждый цветок. В том мудрость, о чем унести воспоминание: о короне или о благоухании фризий, о кликах побед или о песнях пастухов. Самое милое, самое нам не принадлежащее – лучшая поклажа в пути». (Листы сада М. Озарение. Ч. 2, III. 1.)

«Нужно представить себе все вихри и стремительное космическое движение, чтобы познать скромное место нашей Земли.

Существует мнение, что Земля неподвижна, что она является центром Вселенной и только на ней существует жизнь человеческая. Можно изумляться подобным заблуждениям. Такие голоса могут лишь вредить эволюции. Люди и без того не умеют заглянуть в Беспредельность, но если их убедить, что Земля есть центр Вселенной и они – единственный венец творения, то произойдет новая судорога невежества. ...Так, нужно не умалять планету Землю, но следует вообразить ее место среди величия Беспредельности.

Мыслитель часто обращал внимание на дальние миры. Он признавал, какое малое место занимала Земля, но никогда он не стал бы умалять красоту своей родины». (Надземное. 280.)

«Урусвати оберегает соизмеримость. Из этого качества родится и почитание Иерархии, и распознавание людей. …

Каждый Учитель в своих прошлых жизнях имел необходимость решить – хочет ли Он удалиться на дальние миры или остаться около многострадальной Земли. Не мало соизмеримости требовалось для такого решения, и каждый утверждал свой выбор сострадать с несчастными. Только познавательные полеты разрешаем Мы себе. Только в редких случаях позволяем длительные пребывания на других планетах. Но и такие пребывания не есть отрыв, наоборот, они как пряжа, соединяющая нити. Так нерушимо Братство, основанное на соизмеримости и преданности». (Надземное. 47.)


Н.К. Рерих. Сжигание тьмы. 1924 г.
Н.К. Рерих. Сжигание тьмы. 1924 г.
С.Н. Рерих. Чаша Будды. 1934 г.
С.Н. Рерих. Чаша Будды. 1934 г.

«Урусвати поразилась, увидя Наше напряжение при посылках идей на расстояния дальние. Поистине, Мы наполнены электричеством, чтобы умножить силу всеначальную. Мы пользуемся и своеобразными электрическими аппаратами, чтобы создать особую атмосферу, которая помогает посылкам мысли.

Даже во время наибольшего мирового смятения, Мы шлем мысли, которые противоречат желанию большинства человечества. Не могут люди понять, что безумие не может быть излечено безумием. Они стремятся повторить разрушение, которое уже не однажды посещало Землю. Мы держим по возможности равновесие, но сумма свободной воли может превозмочь благие наставления. …

Пусть человечество потребует лечения, ибо без согласия нельзя исцелить». (Надземное. 15.)

«Каждый земной дом имеет свою атмосферу. Понятно, что чем больше труда происходит, тем и атмосфера насыщеннее. В Братстве, где каждый проявляет наибольшее напряжение, где столько мощных аппаратов, где столько разных опытов происходит одновременно, должна быть насыщенная атмосфера. Не забудем и о складах химических веществ, и о лекарственных растениях. Эманации от них весьма сильны». (Надземное. 16.)

«Урусвати видела многие Наши аппараты. По виду они мало отличаются от существующих подобных, но употребление их отличается, к ним добавляется психическая энергия. …

У Нас уже давно принят принцип, что каждый аппарат может быть усилен именно человеком. Можно достичь преображения целой жизни лишь допущением осознания всеначальной энергии. …Энергия, как молния, соединяет в своем разряде накопленные силы. …

Нельзя называть магией зеркала Наши. Они лишь способствуют работе Нашей энергии. Много может быть приспособлений к усилению действия энергии. Сильные магниты разве могут называться магическими? Но воздействие замечательно. …

Наше преуспеяние зависит от свободной воли, которая направлена к добру. Сила добра заставляет действовать даже машины не для себя, но для человечества. Так Наши аппараты действуют при Нашем участии.

Люди могут смеяться, но идеи управляют миром. Слова эти внесены в Устав Братства». (Надземное. 2.)

«Люди, вероятно, не поймут, почему даже в Нашей Обители должны быть применяемы законы земные. Для людей или всё можно, или всё невозможно. Они не желают понять, что законы Вселенной должны быть уважаемы». (Надземное. 90.)

«Наша внутренняя жизнь обусловлена определенными методами, основанными на непреложных законах. Наша Обитель может существовать лишь исполнением законов эволюции». (Надземное. 126.)


Н.К. Рерих. София Премудрость. 1932 г.
Н.К. Рерих. София Премудрость. 1932 г.
Н.К. Рерих. Илья Пророк. 1931 г.
Н.К. Рерих. Илья Пророк. 1931 г.

«Урусвати знает, насколько неуклонно Мы внушаем человечеству предсужденные ему открытия, – вспомним воздухоплавание. После летучих кораблей Атлантиды, казалось бы, что такое завоевание воздуха надолго прервалось, но мысль о полетах не должна была исчезнуть. Появились многие сказания о воздушных кораблях, о железных птицах, о коврах-самолетах. Соломон уже пользовался летательным аппаратом. Наконец, Наш возлюбленный Леонардо заложил основу научного воздухоплавания. Так можно в разных областях знания усматривать, как извне нарастали идеи от поэтических легенд до научных исчислений.

Можно вспомнить миф об Икаре и Симоне Волхве. Такие указания могут напомнить и о полетах в Тонкий Мир. Как некогда, человек снова разовьет в себе способность левитации, но для этого нужно, прежде всего, познать психическую энергию. Такие же предуказания можно проследить и в разных других областях. Не забываем напоминать людям о тех стучащихся к ним возможностях, которые могут ускорить эволюцию.

…Ученые нечасто внимают Нашим советам. …Часто Мы принуждены дать указание не специалисту, но восприимчивому труженику других областей. Жены и сестры изобретателей могут сказать, как нередко они, по чувствознанию, направляли сужденное открытие». (Надземное. 121.)

«Можно видеть, что многие открытия произошли как бы вследствие каких-то случайностей. Не было ли в них шепота из Башни Чунг?» (Надземное. 121.)

«Приходится умалчивать о некоторых открытиях. У Нас готовы многие формулы, но рано вдохновить ими ученых. Слишком близко доброе назначение от вредоносных применений». (Надземное. 60.)

«Урусвати знает, насколько иногда тяжко посещать собрания плотных людей… Такие присутствия часты, и люди могут ощущать невидимого собеседника. Они нередко чуют, как их кто-то спрашивает или отвечает им. Явление настолько бывает ярко, что люди переспрашивают соседа и полагают, что им физически послышалось. Можно назвать исторические эпизоды, когда государственные деятели слышали ясные голоса и предупреждения. К сожалению, большинство не обращало внимания на такую помощь.

Не однажды Мы предостерегали Наполеона, и он подтверждал такие голоса, но все же продолжал путь заблуждения. Издревле Мы считаем Нашей обязанностью предостерегать таких тружеников, которые могут вовлечь эволюцию в неполезное осложнение». (Надземное. 133.)

«Урусвати вполне знает, что нельзя земными мерами узнавать Наших друзей. Невозможно приурочить к земному пониманию распространение Наших сотрудников. Они могут оказаться в самых различных, даже противоположных станах. Могут проявляться в сражениях с обеих сторон. Невозможно объяснить земному сознанию причину таких противоречий, но не земными законами действует Наша Обитель. Расширенное сознание может уразуметь, что имеются связи поверх наших плотных уложений. Разве так трудно представить, что Наши друзья могут находится в разных частях света и на своих наречиях останавливать человеческие безумия? Они могут не знать друг друга, но действовать для того же Общего Блага. …

Наши меры превыше всяких земных степеней. Даже если Наши друзья бывают принуждены принимать земные отличия, они знают им цену.

Однажды Наш Брат предстал в государственном месте, облечённый знаками отличия, но его друг улыбнулся, говоря: «Тяжки знаки земные». Но Наш Брат ответил: «У ключаря тоже нелегки ключи». Так нужно принимать земные отличия.

Неужели Мы не умеем занять первые мирские места?! Но лишь как особую жертву Мы иногда допускаем это. Нужно широко понять внеземные возможности». (Надземное. 67.)


С.Н. Рерих. Вестник. 1947 г.
С.Н. Рерих. Вестник. 1947 г.
Н.К. Рерих. Гессер-хан. 1941 г.
Н.К. Рерих. Гессер-хан. 1941 г.

«Мы, при всех трудах, находим время вдохновлять разнообразное творчество. Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен послать свои думы о творчестве. Пусть обиход творится руками семьи. Пусть досуг наполнится творчеством, и пусть народ поет. В хорах заключается великая сила гармонии. …

Каждый должен попытаться послужить творчеству. Пусть народ полюбит спорт творчества, ибо марафон творчества будет неизмеримо выше марафона бегунов.

Спросят – как Мы украшаем Нашу Обитель? Поистине, украшаем. Каждый из Нас когда-то был художником». (Надземное. 53.)

«Урусвати помнит, насколько неуклонно Мы заботимся о сохранении Прекрасного. Уже в предвидении Армагеддона Мы приступили к распространению советов о лучших способах охранения мировых сокровищ. Мы знаем, что силы тьмы приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать этому спешному указу. Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. …

Наши хранилища наполнены многими предметами, которые люди считают утраченными. Может быть, некоторые из них будут со временем возвращены народам, которые не сумели охранить их.

Не мало Мы спасали произведений искусства. Мы видели, как изощрялись темные, чтобы затруднить такие целебные условия. Но Мы знаем из самых Высших Сфер, когда нужно помочь человечеству. …Мы не скрываем о мерах спешных, ибо происходящий Армагеддон имеет задачею разложить все энергии человечества. Так надеются темные, но Мы знаем, что противопоставить им. Так замечайте, куда направляется Наша забота». (Надземное. 122.)


Н.К. Рерих. Sancta Protectrix (Святая Покровительница, Мадонна Защитница). 1933 г.
Н.К. Рерих. Sancta Protectrix (Святая Покровительница). 1933 г.
Н.К. Рерих. Знамя Мира. Pax cultura (Пакт Культуры). 1931 г.
Н.К. Рерих. Знамя Мира. Pax cultura (Пакт Культуры). 1931 г.

«Даже в самые смятенные часы мысли о Прекрасном создают лучший мост к Братству. Именно как целебное лекарство можно советовать уметь направить мышление на что-то Прекрасное. Люди не понимают, какое мощное средство им дается. Они предпочитают жаловаться, негодовать, плакать, не понимая, что такие пути лишь препятствуют лучшим проводам.

…Так и Мы знаем мощь возвышенной мысли. Мы собираемся, чтобы сообща помыслить о самом Прекрасном. При этом Мы не задаем себе один образ, но каждый избирает самое Прекрасное, близкое ему. Создается симфония, приближающая музыку сфер. Эти аккорды звучат как победные трубы, они вмещают в себе столько созвучий, что слышание их уже возносит сердце к радости.

Среди самых тяжких столкновений помните о Прекрасном. Как панацея может Прекрасное укрепить сердце труженика. Помните, что не только вам Cоветую, но и в Нашей Обители тоже такое послание блага применяется». (Надземное. 135.)

«Вы знаете и об особых музыкальных инструментах, имеющихся у Нас. Урусвати их слышала. Утонченную гамму и ритм Сестры О. можно признать как высшее благозвучие. Не раз такое пение служило умиротворению мира. Даже служители тьмы отступали перед гармонией пения. Нужно познать все силы развития музыкальности». (Надземное. 42.)

«Вы слышали музыку и пение в Нашей Общине. Нужно рассматривать их как часть работы. …Можно привыкнуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил дает произведение красоты. Но это положение нужно принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества.

Можно ли мыслить построение общины без кристаллов звука и цвета? Поистине, это будет кротовая нора! …Цвет и звук будут Амритой общины». (Община. 224.)

«Люди… скажут – какое же это непрерывное служение, если в Братстве слышно пение?

Не может человек понять, что пение является не времяпрепровождением, но согласованием гармонии. Трудно людям понять, что искусство есть самое утонченное приложение к эволюции». (Надземное. 305.)

«Песня посылает нам здоровье, и цвет залечит раны. Потому Говорю – счастливы понявшие звук и цвет. …

Цвет и звук – Наша лучшая Трапеза». (Листы сада М. Озарение. Ч. 2, III. 1.)

«Чувство сердечное ощущается не словами, но звучанием их». «Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм и будет лучшей профилактикой. Он будет и чистым мостом с Высшими Мирами. Так Мы в Обители Нашей утверждаем Красоту. …Мы не утомляемся тоже по причине ритма и гармонии». (Надземное. 42.)


Н.К. Рерих. Кришна. 1938 г.
Н.К. Рерих. Кришна. 1938 г.
Н.К. Рерих. Куан-Ин (Гуань-Инь. Тара). 1933 г.
Н.К. Рерих. Куан-Ин (Гуань-Инь. Тара). 1933 г.

«Урусвати знает, что главная основа Нашей внутренней жизни есть упражнение мышления. …Мышление от начала должно быть воспитываемо и затем постоянно развиваемо. Достойны сожаления те, кто полагает существование в каких-то праздных шествиях; труд во всем, так же и в устремлении мышления. …

Хотя токи приносят самые разнообразные земные события, но и среди таких смятений Мы находим время помыслить. Для мыслеобразов не требуется продолжительного времени, их четкость достигается постоянным упражнением. …Когда сущность устремлена к Общему Благу, тогда каждая фаза мышления настраивается в этом направлении. …

Будем обо всем мыслить человечно и не ошибемся. Микрокосм поймет состояние Макрокосма. Так и о Нашей Внутренней Жизни мыслите человечно. Во всех помыслах сохраните красоту образа и сумейте полюбить образ труда на Общее Благо». (Надземное. 542.)

«Урусвати знает, как Мы ценим чувство торжественности. Именно торжественность дает устойчивость стремлению ввысь. Особенно расцветает это чувство в памятные дни Великих Героев.

Особенно знаменательно, что человечество почитает Наших Братьев под разными именами. Можно собрать целые книги о почитании Нашего Братства. Люди полагают, что их герои не имеют ничего общего с Нами. Но разве самые почитаемые, можно сказать, боготворимые Гиганты человечества не были Основателями Нашего Братства?

Не забудем, что Они являлись на Землю под особым Лучом и потому рождение Их соединялось с некоторыми легендами. Не будем нарушать эти сказания, они поднимают торжественность и помогают воспринимать Великие Облики. Мы не поправляем сроки, условно установленные. Со своей стороны, Мы посылаем добрые мысли к Празднику человечества. Не нужно нарушать торжественность, когда знаем, какой подвиг связан с днем памятным. Люди не знают и сотой части значения подвига Великих Учителей. Люди сделали самые прекрасные жертвы чем-то обиходным и своекорыстным. Но даже и в умалении люди сохраняют частицу торжественности. Будем со всем терпением помогать сохранить хотя бы зачаток прекрасного чувства торжественности. Оно ведет к дальним мирам. Оно преображает жизнь и делает героев. Так будем сопровождать памятные дни каким-то необычным подвигом.

Служение проявляется в подвиге, и он возможен в каждом состоянии человечества. Явление подвига есть радость Наша. Мы даем Путь, но идти нужно ногами человеческими – таков закон, данный Великим Спасителем». (Надземное. 125.)


С.Н. Рерих. Возлюби ближнего своего ("Господом твоим"). 1967 г.
С.Н. Рерих. Возлюби ближнего своего ("Господом твоим"). 1967 г.
С.Н. Рерих. Христос с учениками. Конец 1930-х - начало 1940-х гг.
С.Н. Рерих. Христос с учениками. Конец 1930-х - начало 1940-х гг.

«Одно из первых условий Братства, чтобы сущность дела была поставлена выше всего.

Есть два рода мышления. Одна мысль рождается от чувства, иначе говоря, от сердца, и другая – от ума, по соседству с рассудком. Самопожертвование родится от сердца. На такой мысли построено Братство. Также и Наше Сотрудничество живет от сердца». (Надземное. 13.)

«Пока люди мечтают о магии, о колдовстве, о чародействе, – они не Наши. Для Обители нужно лишь сердце. Если оно будет сердцем страдающим, оно станет сердцем надежным. Сердце прекрасное должно страдать на Земле. Рыба не живет без воды; орел не радуется без свободы. Хотим внушить Нашим друзьям простоту, ибо сложность жизни уже превратилась во вред». (Надземное. 60.)

«Мы живем в будущем, Мы знаем прошлое, Мы не боимся Беспредельности и ожидаем каждого продвижения. Будущее стоит как великая действительность. Лишь тонкая закрытая дверь отделяет от будущего, которое уже оформляется каждым нашим дыханием. Когда сознание перенесено в будущее, можно ли тогда злопамятствовать? Нельзя найти даже времени на такое ныряние. …Поймем, что каждое мгновение уже есть прошлое, но Нам дано будущее. Так Мы советуем каждому, кто любит Нашу Обитель». (Надземное. 75.)

«Каждый должен порадоваться, что в его время, здесь, на Земле, существуют Учителя, путь к которым не воспрещен. Каждый должен найти источник вдохновения в том, что он может быть в общении с Руководителем». (Надземное. 47.)

«Кто желает приобщиться к Нашей Обители, пусть чаще беседует с сердцем и через него посылает Нам хотя бы безмолвные зовы». (Надземное. 80.)

«Не утрачивайте непосредственного Собеседования с Нами. Пусть оно будет высшим выражением вашего существа. Не допускайте, чтобы такое Собеседование делалось формальным отбыванием обязанности. Никогда насилие не будет твердой ступенью». (Надземное. 18.)

«Можно подумать, что это все очень сложно, но на деле оно укладывается в три слова – люблю Тебя, Владыка!вот и провод к Нам. Такой провод гораздо крепче, нежели прошение – помоги мне, Владыка. Сами знаем, когда можно помочь, но легко летит помощь на крыльях любви. Она минует самые острые препятствия.

Будем взаимно любить друг друга». (Надземное. 80.)


С.Н. Рерих. Подвиг. 1938 г.
С.Н. Рерих. Подвиг. 1938 г.
С.Н. Рерих. И мы приближаемся. 1967 г.
С.Н. Рерих. И мы приближаемся. 1967 г.

«Если бы только люди осознали, в каком видимом и невидимом сотрудничестве они могут участвовать! Если бы люди осознали, насколько они могут преумножать силы свои в сотрудничестве с Братством. Если бы они хотя бы помыслили о сотрудничестве, которое может быть явлено в каждое мгновение. ...

Каждый может приложить свою силу в каждое мгновение, стоит только представить себе, что на высотах постоянно трудятся в помощь человечеству. Одна такая мысль уже создаст прилив энергии. Она продвинет сознание к служению человечеству. Она подскажет, что возможна любовь к человечеству. По земным условиям часто трудно представить себе возможность такой любви. Но пусть мысль о существовании Братства поможет раскрыть сердце. Тогда сотрудничество явится не как обязанность, но как радость. И капли пота, и священные боли будут венцом познавания. Не будем принимать слова эти как отвлеченность, ибо такое отрицание закроет лучшее вместилище – сердце.

Каждая капля пота труда, каждая боль о человечестве живет в сердце.

Пусть будет слава сердцу вместившему!» (Надземное. 8.)


Н.К. Рерих. И мы видим. 1922 г.
Н.К. Рерих. И мы видим. 1922 г.
Н.К. Рерих. Калки Аватар. 1932 г.
Н.К. Рерих. Калки Аватар. 1932 г.


_______________

1 Урусвати – имя, данное Духовным Учителем Елене Ивановне Рерих.





Возврат к списку