Биографический очерк о Б.Н.
Абрамове
Публикуется по изданию: «В душе
горит неизреченный Свет...» Биографический очерк о Б.Н. Абрамове / Составитель Т.М.
Бугаева. Новосибирск: ИЦ Россазия СибРО, 2009.
В основу биографического очерка положен сценарий фильма, подготовленного студией СибРО к 110-летнему юбилею Б.Н. Абрамова (1897–1972).
Судьба этого человека не похожа на судьбы его современников. Он прошёл по земле совершенно особым путём, не укладывающимся в рамки обыденных представлений.
Он не был отмечен при жизни ни
общественным признанием, ни широкой известностью – его подвиг совершался в
одиночестве, и мало кто знал о его самоотверженном пути. Он трудился для
будущих поколений.
Этот человек – Борис Николаевич Абрамов, ближайший ученик великого русского художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха.
Встреча с Рерихом предопределила всю дальнейшую жизнь Абрамова. Она произошла в 1934 году, когда Борису Николаевичу было тридцать семь лет, а Николаю Константиновичу – шестьдесят. Рерих к тому времени был уже всемирно известным художником, учёным и деятелем культуры. Впервые в истории человечества он провозгласил идею охранения культурных ценностей, созданных человеческим гением, и для её воплощения предложил теперь уже всемирно известный Пакт Рериха и символизирующее его Знамя Мира.
В 30-х годах XX столетия почти на всех континентах были образованы Общества по продвижению Пакта Рериха, в Соединённых Штатах Америки активно действовал музей, носящий имя художника.
Зинаида Григорьевна Фосдик, ближайшая сотрудница Рерихов в Америке, писала о Николае Константиновиче как о благородном Вестнике, посланном к людям, «чтобы устремить их сердца и души вверх, к поискам истинного знания, и научить их быть бесстрашными и постоянными в этих поисках».
Необыкновенный размах мысли, неутомимость в труде и творчестве, желание внести красоту в жизнь делали личность Рериха притягательной как для простых людей, так и для политических деятелей, именитых учёных. К Рериху стремились все, кто задумывался над своим жизненным предназначением.
Встреча Абрамова с Рерихом была судьбоносной не только для Бориса Николаевича – её следствия предопределили многие важные события в России. Именно благодаря этой встрече стало возможным развитие Рериховского движения в России Азиатской, где возникли многочисленные организации, воплощающие в жизнь идеи Николая Рериха.
Борис Николаевич Абрамов родился 2 августа 1897 года в Нижнем Новгороде, где был крещён в Воскресенской церкви.
Отец его, Николай Николаевич Абрамов, сын потомственного дворянина из Нижегородской губернии, был военным, участвовал в боевых действиях русской армии, имел много наград. Мать – Екатерина Григорьевна – дочь отставного подполковника.
В семье Абрамовых было двое детей: Борис и его старший брат Николай.
В 1915 году Борис с отличием заканчивает Нижегородский дворянский Александровский институт, который приравнивался тогда к классической гимназии, и поступает на юридический факультет Московского университета.
В 1917 году от тяжёлой болезни умирает отец. В связи с ухудшением материального положения семьи Борис Абрамов вынужден оставить второй курс университета. Он поступает в Кронштадтское военно-морское училище и по окончании обучения становится морским офицером.
События, произошедшие в России в начале XX века, – Первая мировая война, революция, гражданская война – отразились на миллионах человеческих судеб и всколыхнули волну русской эмиграции. Абрамов покидает пределы Родины и в начале 1920-х годов обосновывается вместе с матерью в г. Харбине (Китай).
Построенный в первые годы XX века русскими и китайскими строителями на берегу большой реки Сунгари, этот город стал административным центром Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) – русской магистрали, проходившей по территории Маньчжурии.
В те годы Харбин был крупным центром русской культуры за рубежом, уникальным городом, в котором, даже спустя почти 30 лет после Октябрьской революции, общественная и культурная жизнь продолжала протекать по укладу дореволюционной России. В школах, высших учебных заведениях, театрах, храмах – везде языком общения был русский; издавались русские книги, газеты и журналы на русском языке.
В Харбине Борис Николаевич работал в разных местах: в химической лаборатории, в организациях КВЖД, заведовал студенческим клубом в Христианском союзе молодых людей, являлся консультантом китайских преподавателей русского языка, преподавал русский язык в Харбинском политехническом институте.
Всё это внешняя сторона жизни Бориса
Николаевича, за которой, невидимый постороннему глазу, остаётся сокрытым
внутренний мир человека, пытающегося понять, в чём состоит смысл бытия, и
стремящегося познать законы, движущие бесконечной Вселенной... Борис Николаевич
много читает и размышляет, отмечает и выписывает в тетрадь всё, что касается
духовных вопросов: выдержки из произведений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого,
У. Коллинза, К.Д. Бальмонта и других философов и писателей.
В 25 лет Борис Николаевич вступает в переписку с Екатериной Георгиевной Зариной из Владивостокского теософского общества. Судя по его письмам, она была первым человеком, с которым Борис Николаевич мог обсуждать возникавшие у него мысли о духовной стороне жизни. Как пишет ей Абрамов, толчок его размышлениям дала книга Йога Рамачараки «Путь достижения индийских Йогов», с которой он познакомился в возрасте 24 лет. Многократно перечитывал её в течение года, переосмысливал многие вопросы, размышлял в одиночестве.
Из Владивостока Борис Николаевич начинает получать нужные ему книги по теософии, читает их сам и делится со знакомыми в Харбине.
В письме от 12 мая 1922 года он пишет Екатерине Георгиевне: «Я глубоко убеждён, что не учреждения, не формы, не правительства и общественный строй надо переделать, а надо переделать самих себя – и остальное придёт само...»
Постепенно, шаг за шагом, нащупывает он свой единственно верный путь.
«Приступил к систематической и постоянной работе и чувствую, что перерывов в ней уже не будет, – пишет он Зариной. – В конце концов все возможности заключены в нас самих и нигде больше, и искать их следует только в себе. Только теперь я понял ваше первое письмо, где вы писали, что прежде всего надо очиститься, очистить свои мысли и установить над ними полный контроль. Без этого нечего и пускаться в новое, дальнее и трудное путешествие».
И ещё: «Единственная работа, которой с наслаждением мог бы посвятить всю свою жизнь, – это работа на проведение в жизнь, в мир новых идей и мыслей, которые уже стали частью моей жизни; и желание моё помочь другим в этом крепнет с каждым днём. Но я сам ещё слишком мало знаю и слишком мало работал над собой...»
Пройдёт двенадцать лет внешне ничем не примечательной жизни Абрамова в заполненном русскими эмигрантами Харбине, но это будут годы углублённой внутренней работы и накопления знаний, – прежде чем произойдёт встреча с Николаем Рерихом.
Николай Константинович и его старший сын Юрий приехали в Харбин в 1934 году, во время научной экспедиции по Маньчжурии, Западному Китаю, Внутренней Монголии и Японии. Они остановились у брата Рериха – Владимира Константиновича, жившего на Садовой улице, напротив дома, где в это время жили Абрамовы, Борис Николаевич и его жена Нина Ивановна.
Харбин с большим интересом встретил великого художника и путешественника. Желание познакомиться с этим необычным человеком привлекло в дом на Садовой улице множество людей. Его выступления и лекции в различных организациях города освещались в харбинской прессе. Несмотря на занятость и непрекращающийся поток приходивших к нему людей, Рерих принял Абрамова сразу, и вскоре Борис Николаевич становится участником кружка почитателей и последователей Рериха, так называемого харбинского содружества. На встречах этого содружества Николай Константинович говорил о наступающей Новой Эре, о новом человечестве, о необходимости преображения прежде всего самих себя. Для членов этого круга Рерих становится духовным Учителем. Он передаёт им знания об основах философского Учения Живой Этики (Агни Йоги). Так долгие поиски смысла жизни привели Бориса Николаевича к Учителю и Учению Жизни. Ещё в молодости мечтавший посвятить себя делу проведения в жизнь новых идей и мыслей, он соприкасается с неисчерпаемым Источником Мудрости и Знания.
Учение Живой Этики – это мировая этическая система, в которой утверждается ответственность человека «за каждую мысль, за каждое слово и поступок»; Учение формирует новое мировоззрение, помогающее понять цель и смысл нашей жизни на Земле и её перспективы. Согласно Живой Этике, человек является частью Космоса; познавая законы Вселенной и живя с ними в согласии, он встаёт на путь духовного совершенствования, на путь служения лучшему будущему планеты.
Перед своим возвращением в Индию Н.К. Рерих вручил Б.Н. Абрамову привезённое из Гималаев кольцо ученичества – знак особой духовной близости. В жизни Бориса Николаевича начинается новый период. Путь найден. Теперь нужно утвердиться на нём и начать неуклонное восхождение.
Борис Николаевич Абрамов становится
одним из корреспондентов Елены Ивановны Рерих. Жена художника, другиня и
спутница во всех его благих начинаниях, Елена Ивановна была человеком огромных
знаний и эрудиции, блестящей переводчицей книг по философии, общественным
деятелем. Главным трудом её жизни явилось Учение Живой Этики, полученное ею от
Великих Гималайских Учителей.
Елена Ивановна вела большую переписку как с отдельными людьми, так и с рериховскими группами и обществами. Она отвечала на многочисленные вопросы, освещая сложные для неподготовленных сознаний положения Живой Этики. Её переписка с Борисом Николаевичем носила особый характер: во многих письмах Елена Ивановна обращается к нему со словами «родной мой сын Борис», признавая его своим духовным сыном.
«Спасибо за Ваши задушевные письма, – пишет Елена Ивановна в своём первом письме к нему. – Сердце моё уже давно устремлено к Вам. ...Не было дня, чтобы не вспоминала и не думала о Вас. Много задушевного слышала я от Николая Константиновича и Юрия о Вас и о всём содружестве. Несомненно, что нечто большое связывает меня с Вами, ибо иначе не укрепилось бы это памятование» (14.04.1936).
Елена Ивановна высылает Борису Николаевичу два тома книги «Беспредельность» с просьбой принять их на память.
К этому времени Абрамов стал воспринимать и записывать приходящие из Пространства мысли.
Послав эти записи Елене Ивановне, он получил от неё ответ, подтверждающий их Высокий Источник: «...с радостью, троекратно подтверждаю то, что Вы передаёте мне, как именно исходящее из Высшего Источника, – пишет Елена Ивановна. – (...) Очень хотела бы иметь ещё строки Изречений, явленных Вам. Храните эти жемчужины и не удивляйтесь, что услышанное и рождающееся в Вашем мозгу близко получаемому Учению, но иначе как же усвоить даваемое?» (28.12.1954)
Укрепляя Бориса Николаевича в мысли о необходимости продолжения этой важной работы, Елена Ивановна писала: «Борис должен продолжать записывать свои ощущения и всё, что слышит. Главное, нужно придерживаться систематичности и последовательности в этих записях. Без последовательной записи опыт теряет много в своём значении, и трудно следить и изучать развитие психической энергии; таким образом, изучение затрудняется значительно» (23.01.1951).
Постепенно около Б.Н. Абрамова образуется группа учеников, с которыми он занимается изучением Живой Этики, передаёт накопленный духовный опыт. Борис Николаевич пишет о своих учениках Елене Ивановне. Она отвечает: «Радуюсь, что Вам удалось привлечь молодые души. Растите Ваш сад прекрасный. Но пусть не изнеживаются сладкими мечтаниями, но готовятся к подвигу жизни. Пусть сумеют вместить радость духа с суровостью подвига. Родная страна потребует много духовных сил, много терпимости и терпения. Но чем труднее подвиг, тем радостнее на сердце истинного служителя Общего Блага. Учите молодых великому терпению всегда и во всём. Самый великий человек тот, кто велик в терпении».
В 1941 году происходит встреча Б.Н. Абрамова с педагогом-музыкантом Н.Д. Спириной.
Наталия Дмитриевна вспоминает об этом так: «В Харбине, когда я начала заниматься Живой Этикой, мне посчастливилось встретить духовного Учителя, уже очень многое знавшего, очень давно приобщённого к этому, – Бориса Николаевича Абрамова. Он принял меня в свою группу, где под его руководством я много лет изучала Живую Этику. Это очень сложное, многогранное Учение, охватывающее всю жизнь, почему оно и называется Живая Этика...»
Елена Ивановна интересуется его ученицами: «...получила Ваше письмо от 25 декабря со вложением портретов сотрудниц... Рада была получить их [и] прочесть Ваши сердечные слова о каждой... Напоминайте им чаще, что каждый сотрудник имеет свой индивидуальный дар и неповторимое задание, никем другим не выполнимое. Духовные преуспеяния в их значении и разнообразии беспредельны. Итак, радуйтесь каждому новому проблеску нового осознания. Эти огни зажгут костёр и принесут радость несказуемую» (23.01.1951).
Н.Д. Спирина рассказывала о Б.Н. Абрамове: «Я видела, как он был устремлён к выполнению своего назначения, которое, как писала ему Елена Ивановна, заключалось в создании и укреплении прямого провода с Иерархией Света, посредством которого он получал сообщения и указания из Высшего Источника и записывал их. В этом заключалась основная миссия данного его воплощения. Ещё до получения писем от Елены Ивановны он уже получал Записи, но сомневался в источнике их – он был чрезвычайно скромный человек, никто никогда не слышал от него никакого самоутверждения. Елена Ивановна трижды подтвердила подлинность Высокого Источника его Записей, – он читал нам эти её письма. Но мы, его постоянные слушатели в течение многих лет, ещё и не зная того, при каждой встрече с жадностью слушали чтение его Записей и черпали из них всё необходимое для нашего продвижения. Сообщения всегда давались как самое нужное к данному моменту, часто разъясняли общемировую ситуацию или положение каждого из нас. Часто мы получали ценнейшие указания, непосредственно нас касавшиеся. Это было конкретное проявление через его канал непрестанной заботы Иерархии о нас, выраженное в доступной нам форме, в виде советов, указаний, мыслей. И далеко не всегда, получая эти сокровища, мы задумывались над тем, какой ценой они добывались.
Борис Николаевич выполнял свой долг, несмотря ни на какие препятствия, а препятствий, особенно бытовых, было предостаточно. Борис Николаевич в основном получал сообщения утром, на грани сна, перед пробуждением. Сначала это были отдельные слова, потом фразы, потом целый поток мыслей. Он заранее готовил небольшие листочки бумаги, пронумеровывал их, потому что писал, находясь ещё в полусне, на ощупь; писал и бросал на пол. А потом я видела, как в свободное от хозяйственной работы время он сидел с этими листочками, часами, подолгу расшифровывал написанное и мельчайшим почерком переписывал в тетрадь. Я видела эти листки и понимала, какая это была трудоёмкая, кропотливая работа, отнимавшая и время у сна, и много сил. Непросто принимать сообщения Свыше. Для этого приёмник должен быть всегда настроен соответственно, всегда быть в созвучии с Посылающим и посылаемым, всегда быть в полной готовности и равновесии. Равновесие требовалось особое, так как слишком уж велика была разница между высшими вибрациями и окружающей средой».
«А жизнь земная не скупится на способы отвлечения путника духа с его пути. И ухищрения тьмы, не выносящей таких проявлений света, изощрённы и непредсказуемы. Человеку нужно победить в себе всё, что только может нарушить высокий строй его духовного восприятия. То есть любое отрицательное свойство, любая эмоция, любая мысль, чувство – всё должно быть побеждено, иначе восприятий не будет».
Наталия Дмитриевна рассказывала о
занятиях с Борисом Николаевичем, которые проходили много лет регулярно, один
раз в неделю: «Мы со всех концов довольно большого города (а я из пригорода)
собирались у него. И этот день был мой заветный день. Я уже всё и всех
отстраняла. Я ещё только подходила к его дому – и уже была счастлива, как будто
я вхожу не в квартиру, а в какую-то беспредельность. Только входишь – и это уже
счастье...»
«...Борис Николаевич каждое занятие начинал с прочитывания какой-нибудь своей Записи. (...) Мы всегда очень ждали, чтобы услышать его очередную Запись, а после этого уже начинались занятия. Каждый из нас приносил то, что за неделю наработал. Мы брали темы, делали выборки; что-то читали, и у нас, естественно, возникали вопросы. Он всегда ждал вопросов. Зачитывали то, что нам особенно звучало, комментировали это. Но самое главное было – это, конечно, прослушивание его Записей».
«Занятия наши проходили не только в изучении книг; было много вопросов, на которые наш руководитель давал нам ответы. Но главный упор делался на работу над собой, на самосовершенствование. Он давал нам указания, как вырабатывать в себе нужные положительные качества и как бороться с отрицательными свойствами. Мы делали выборки из книг Учения по темам, потому что там затрагивается очень большое количество тем; и когда делаются выборки, то становится яснее, как понимать то, что там сказано. Я выбрала тему о психической энергии и в течение долгого времени делала подборку по всем книгам Агни Йоги». (Эта подборка, начатая Наталией Дмитриевной в Харбине, легла в основу книги «Психическая энергия», впервые изданной в Новосибирске в 1990 году; книга оказалась необычайно востребованной и выдержала уже пять переизданий.)
Мечтой семьи Рерихов было возвращение на Родину, все помыслы их были направлены в Новую Страну, как называли они Россию. К этому же они призывали и своих близких сотрудников, надеясь на совместный труд там, на Родине.
Елена Ивановна пишет Борису Николаевичу: «Когда свидимся, мой сын Борис оявится ценнейшим сотрудником». «Сын мой будет мне очень нужен. Сын, который посвятит всё своё время именно работе... по приведению в порядок и систему всех моих записей и по рекордированию нигде не записанных замечательных происшествий, явлений и всего необычного, накопившегося за нашу долгую жизнь» (6.11.1952).
Но встрече Абрамова с Рерихами не суждено было состояться: в 1947 году уходит из жизни Николай Константинович. Переписка с Еленой Ивановной продолжалась ещё несколько лет, до её ухода из жизни в 1955 году.
В конце 1950-х годов Борис Николаевич и Наталия Дмитриевна начинают собираться на Родину. В советском консульстве в Харбине они узнают, что им разрешено выехать либо в Новосибирск, либо в Магнитогорск. Они выбирают Новосибирск.
Наталия Дмитриевна часто вспоминала слова Рерихов: «Даже если вы только будете читать Учение на Родине, то уже сделаете большое дело для пространства России».
В Записях Бориса Николаевича, датированных 1959 годом, звучит призывное: «Готовься, готовься, готовься. Готовься внешне и внутренне и подумай, которая готовность важнее. На подвиг Учитель зовёт».
«...Надо исполнить Указ. Нужны вы. Внимание, оказанное и оказываемое вам, ручательством служит того, что нужны вы Учителю Света и что жизнь ваша потечёт по руслу необычности. (...) Но торопитесь, время не ждёт».
Выполняя указание, осенью 1959 года Борис Николаевич возвращается в Россию. Он провозит через границу книги Учения, свои Записи, переписку с Рерихами. Вслед за ним едет его ученица – Наталия Дмитриевна Спирина.
О событиях того времени она рассказывала: «Борис Николаевич всё время, пока можно было, вёл переписку и с Еленой Ивановной, и с Николаем Константиновичем. И они писали нам, что ''на Родину надо ехать, ехать и ехать. Вы там нужны''. Это их буквальная фраза, которая мне запомнилась. Тогда мы не могли понять, как это возможно, это было ещё при Сталине. Тогда люди, которые пытались вернуться на Родину, на границе просто исчезали. Мы не могли понять, как провезём книги, как проедем сами. И мы ждали такой возможности. Когда кончился сталинский период и воцарился Хрущёв, который очень понимал значение русских, находящихся за рубежом, – многие из них были специалисты, нужные для России, – нам разрешили свободный переезд на Родину и даже дали подъёмные для этого».
Наталия Дмитриевна говорила о том, какие сложности могли ожидать их на границе: «...Борис Николаевич не был уверен, провезёт ли свои Записи. Он их провёз. Это было чудо. Потому что на границе отбирали все несоветские издания. Всё было очень жёстко. А мы всё провезли – и книги, и Записи. Это была явная Помощь. Это было так называемое обыкновенное чудо, которому я удивляюсь до сих пор, потому что другие не провезли».
«Это было на границе, станция называлась Отпор. Они просмотрели наши сундуки: имеется ли там антисоветская литература, имеется ли оружие или ещё что-нибудь, – всё осмотрели, но ничего не увидели. И это было необыкновенно. Я так молилась, за Записи больше всего. А если бы я без книг осталась?.. Так что такие бывают вещи: смотрят и не видят. Помните, есть легенда о том, как ехала группа людей и им было Сказано: ''Стойте неподвижно''. Подъехали разбойники и говорят: ''Там какие-то люди? Да нет, это деревья или камни''. И проехали мимо. У нас было то же самое... Это было великое чудо, за которое я до сих пор не перестаю благодарить. Настолько это важно было! Особенно Записи и все письма, которые Елена Ивановна писала Борису Николаевичу, – всё было привезено».
«В 1957 году из Индии в Россию приехал Ю.Н. Рерих, и в 1959 году, когда мы приехали на Родину, Борис Николаевич незамедлительно направился в Москву для встречи с ним. Они встретились, состоялась беседа, чрезвычайно важная и значительная. А когда он приехал на встречу с Юрием Николаевичем во второй раз, ему открыла дверь одна из сестёр Богдановых и без всякой предварительной подготовки объявила ему, что Юрия Николаевича уже нет в живых». В Записях Бориса Николаевича от 25 мая 1960 года есть такие строки: «Померк свет над столицей, и одним служителем Общего Блага стало вдруг меньше».
Во время их встречи Юрий Николаевич интересовался, как устроились Абрамовы в Новосибирске. Узнав о трудностях, он помог им поселиться на даче под Москвой у своего знакомого.
Несколько месяцев Абрамовы прожили в Подмосковье. Борис Николаевич был рад тишине и покою, но, поскольку невозможно было оформить постоянную прописку, оттуда пришлось уехать.
Была ещё одна попытка сменить местожительство: Абрамовым пришло приглашение от писателя О. Бердника переехать к нему в Киев. Но, съездив туда, Б.Н. Абрамов отказался от этого варианта.
Вскоре в Москве произошла встреча Бориса Николаевича с Зинаидой Григорьевной Фосдик. Она вспоминала: «С Б.Н. Абрамовым я познакомилась через письма, в начале 50-х годов. Е.И. Рерих мне о нём писала, указывая на его светлый дух и серьёзную работу по изучению философии и учений Востока. (...) Я его увидела в 1961 году, когда приехала в Москву... Он горел огнём духа, верил в светлое будущее, был полон внутренними исканиями. Красота, в чём бы она ни выражалась, на него глубоко действовала, он весь светился при соприкосновении с нею. Всем он хотел помогать, чем только мог».
В Новосибирске Абрамовы прожили всего около года, в доме № 13 по улице Карла Маркса, занимая комнату в квартире близких харбинских знакомых. Некоторое время Борис Николаевич работал в Областной библиотеке. Известно также, что он писал статьи в местные газеты.
Но жить шестерым в небольшой квартире, состоящей из двух проходных комнат, было очень тяжело, и начались поиски более приемлемого жилья.
В это время, в сентябре 1960 года, в Новосибирске открывается выставка картин Н.К. Рериха: 60 полотен, как дар от своего отца, передал Сибири Ю.Н. Рерих. В организации выставки участвовал и Борис Николаевич. «...27 сентября картины Любимого увидели свет в нашем городе», – записал он в своём дневнике.
Н.Д. Спирина рассказывает: «Мы
вместе ходили на открытие выставки картин Рериха в Картинную галерею. Это было
очень торжественное открытие, и мы очень этому радовались.
А через год он переехал, потому что не мог получить квартиру. Я получила
квартиру от работы (я поступила работать в музыкальную школу), потому что тут
была большая нужда в педагогах. А они переехали в маленький подмосковный
городок Венёв. Там сначала жили на частной квартире, потом тоже получили
какую-то маленькую однокомнатную квартирку».
Венёв – небольшой старинный русский город в Тульской области. Возможно, не случайно именно здесь оказался Борис Николаевич после нескольких неудачных попыток обосноваться в других городах. Венёв и его окрестности, как свидетельствует летопись, в XIV веке были отмечены посещением «Великого Воспитателя и Покровителя Земли Русской» Святого Сергия.
В нескольких километрах от города находится Венев-монастырь, в который и приходил сам Великий Радонежский Святой и его ученики.
До наших дней дошло несколько интересных преданий. В них рассказывается о том, что в XV веке пустынник Пётр принёс в Венев-монастырь посох и власяницу Преподобного Сергия. Со времён Куликовской битвы в народе сохраняется легенда о том, как в 1380 году некий старик Свирид послал к Дмитрию Донскому 12 своих сыновей и все они погибли. Похоронили их на берегу реки Венёвки у Свиридова леса, а через некоторое время здесь пробилось 12 ключей, которые и сейчас ещё существуют.
Венёв, расположенный в стороне от крупных дорог и городов, окружён живописными холмами, среди которых протекает река Венёвка. Этот старинный городок, над которым возвышались купола храмов, вёл размеренную жизнь со своим провинциальным укладом.
Тихо и незаметно текла здесь и жизнь Абрамовых. У них был совсем небольшой круг знакомых. Борис Николаевич почти никуда не выезжал из-за больной жены, которую не мог оставить одну. Чтобы найти приемлемые условия для жизни, Абрамовым пришлось совершить в Венёве несколько переездов.
Приезжая в Венёв, Наталия Дмитриевна снимала комнату в единственной в городе небольшой двухэтажной гостинице «Заря», которая работает и по сей день. «Мы, педагоги, имели большой отпуск – 48 дней, – и каждое лето я ехала к нему, и там мы занимались. Он делился своими Записями, которые всё время получал и от Елены Ивановны, и от Николая Константиновича. И это было, конечно, лучшее для меня время – пребывание там и занятия с ним».
«За год у меня накапливалось много вопросов по Учению, с Борисом Николаевичем все эти вопросы разрешались. Сейчас у меня накопилось много записей бесед с ним». «Часы счастья» – так назвала Наталия Дмитриевна свои встречи с Борисом Николаевичем. Впоследствии Сибирским Рериховским Обществом были изданы «Искры Света» – записи бесед Н.Д. Спириной с Б.Н. Абрамовым.
Летом 1962 года Наталия Дмитриевна записала: «Многие духи легко и свободно восходят в благоприятных условиях жизни. Но принятый ученик должен продвигаться во всяких условиях жизни. Восхождение духа идёт неотступно, и его не может остановить ничто. Это возможно тогда, когда понято, что возврата нет. (...) Может быть, для того и даются трудные и подчас невозможные условия жизни, чтобы идти, несмотря ни на что». А условия жизни у Бориса Николаевича были очень непростые: на руках больная жена, уход за которой, как и вся домашняя работа и содержание семьи, полностью лежали на нём. Но, несмотря на все тягости, он продолжал выполнять главное дело жизни – вести Записи.
Процесс принятия Записей требовалполного сосредоточения – для достижения высокой степени восприимчивости. Это было невероятно сложно среди бытовых шумов. Внешние воздействия – постоянно гремящий репродуктор, частые праздники у соседей за стенкой, сопровождавшиеся громкой музыкой, – постоянно вторгались своим диссонансом в его жизнь.
Борису Николаевичу требовалось
прикладывать огромные усилия для удержания ритма работы. Так, утверждая
Небесное в жизни земной, шёл он по тернистому пути восхождения духа. Бытовые
трудности, перемена условий жизни, невозможность открыто говорить о своём
мировоззрении, духовное одиночество в течение многих лет – среди всего этого
было необходимо, не сбавляя шага, пронести и сохранить Огонь Знания для многих
путников, которые когда-то пройдут по такому же пути...
Наталия Дмитриевна и Борис Николаевич ведут интенсивную переписку. С каждым годом всё более крепнет духовная связь между Учителем и его ученицей.
«Дорогая Ната! Мне часто думалось, что если бы Елена Ивановна не умерла и мы бы пожили с ней вместе, то и Вы... ощутили бы на деле, насколько справедливы мои слова о том, что нас любят, может быть, больше, чем это кому-то может показаться возможным...» «...Скажу откровенно, меня радует наша полная согласованность в понимании многих вопросов жизни. Может быть, потому нам и трудно с теми, с кем этого нет».
Борис Николаевич присылает Наталии Дмитриевне некоторые Записи – после возвращения на Родину она была первой, кто имел возможность читать их за 30 с лишним лет до публикации.
Некоторое время Борис Николаевич преподавал иностранные языки в вечерней школе. Как-то к нему обратилась Нина Васильевна Бургасова, медсестра местной больницы, с просьбой «подтянуть знания по английскому у дочери-школьницы». Так Борис Николаевич начал заниматься с Татьяной Бургасовой для подготовки её к поступлению в институт на факультет иностранных языков.
Т.Ю. Бургасова вспоминает: «Приходит, садится, открывает тетрадочку, а я смотрю, что там по плану у Бориса Николаевича. Он давал задание прочитать текст, отдельное занятие на скорость прочтения, на скорость перевода, на скорость поиска слова. Словарик дал мне, здесь его отметочки.
Борис Николаевич помогал мне сдавать экзамены. Говорит: ''Я вам помогу. Вы во сколько будете сдавать?'' – ''В первой пятёрке''. – ''Примерно когда это будет? В восемь зайдёте? Я вам буду помогать''.
Глаза у него уж очень проницательные были. Сероватые, стальные, и в то же время светлые. Но светлые не по цвету, а по мысли, по свету, по светоносности».
Вскоре Б.Н. Абрамов подружился со всей семьёй Бургасовых – сердечными и доброжелательными людьми, жившими по соседству, стал часто бывать у них, подолгу беседовал, выезжал вместе с ними на рыбалку, в окрестные живописные места.
Вспоминает Юрий Петрович Бургасов, ветеран Великой Отечественной войны, подполковник в отставке, работавший в те годы директором автотранспортного предприятия: «Первое время Борис Николаевич остерегался меня. Но потом он узнал, что со мной можно откровенно говорить. И мы обсуждали много вопросов, которые в то время волновали и нас, и народ, приходили к единому мнению, спорили... Всё это на лоне природы, на рыбалке, за грибами ездили. Объездили, можно сказать, самые красивые места нашего района. Много говорили о прошедшей войне. Он о войне знал понаслышке, поскольку жил в Китае. Прилично, с моей точки зрения, знал китайский язык, обычаи, рассказывал об этом.
Я решил провезти его по нашим лесам. На ''Волге'' мы там проехать, естественно, не могли, я взял вездеход, сам сел за руль. Это дебри, глухие места, дорог там нет, только на вездеходе можно пройти. И мне запомнилось, что Борис Николаевич был в таком восторге от наших русских лесов, он даже иной раз ''ура'' кричал, когда особо красивые места, поляны... Для того чтобы понять меня, нужно поглядеть их, – действительно, без восторга воспринять невозможно. Он сказал, что на всю жизнь запомнит эти леса.
Борис Николаевич был высокообразованным офицером. И выправка, и само поведение... Я понимал, что в душе он так и остался флотским офицером высокого ранга. Он владел несколькими иностранными языками. Очень хорошо знал природу, всё это научно пытался мне объяснить, насколько я мог понять; глубоко всё знал, это меня поражало. Он даже ночами наблюдал определённые планеты, знал время их прохождения, приглашал меня поглядеть. Дружба наша была дружбой двух офицеров, одного – современного, прошедшего войну; второго – тоже прошедшего войну, но уже другую...»
В Венёве Бориса Николаевича посещали ученики, друзья и знакомые, приезжавшие из разных городов России. Это были прежде всего харбинцы, вернувшиеся на Родину: Георгий Александрович Иванов, Геннадий Петрович Кучма, Зинаида Николаевна Чунихина – близкий друг семьи Абрамовых, Борис Андреевич Данилов – ученик Екатерины Петровны Инге, одной из активных членов харбинского содружества.
Навещали Бориса Николаевича в Венёве известный писатель Альфред Петрович Хейдок, а также москвичи: художники Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, Виктор Тихонович Черноволенко и другие, изучавшие теософию, Живую Этику и приезжавшие к Абрамову для бесед.
Бывал у Бориса Николаевича Аркадий Семёнович Падерин, знавший его по Харбину; он приезжал из Свердловска с женой Александрой Сергеевной. Она запомнила старинную Никольскую колокольню и то, что Борис Николаевич хлопотал о её реставрации.
Прасковья Никифоровна Титова, ветеран Великой Отечественной войны, военный врач, капитан медицинской службы, в то время заведующая терапевтическим отделением венёвской больницы, не раз консультировала семью Абрамовых. С образом Бориса Николаевича у неё связаны самые светлые воспоминания: «Он мог общаться с любым человеком – и с образованным, и с простым. Помню, пришёл позвать меня к жене, а у нас во дворе всегда ребятишек полно, два гамака висело, детей было много. Он начал с ними разговаривать, сразу нашёл общий язык, они слушали его, раскрыв рот. Один даже сказал: ''Да, если бы у меня был такой учитель, то я бы сдал английский лучше''. Он английский преподавал, сына моего подучивал».
Прасковья Никифоровна вспоминает о Борисе Николаевиче как о прекрасном человеке, который уважительно относился к людям, никогда никого не осуждал: «Доброжелательный, внимательный, он понимал всех. Никогда не подчёркивал своё ''я'', как некоторые, особенно приезжие. Он был очень скромный и добрый человек. У него был ореол доброты. Глаза необыкновенные, как будто насквозь видят; чувствуется, что он тебя понимает. Душевный был человек, незабываемый. Высокой культуры, вежливый; чувствуется, другого воспитания, не простого. Он человек особенный, необыкновенный».
Лето 1972 года было очень засушливое и жаркое. Борису Николаевичу приходилось поливать огород, носить воду из колонки и одновременно с этим заготавливать дрова, которые он сам пилил и колол. Для его сердца эта нагрузка оказалась чрезмерной.
5 сентября 1972 года Борис
Николаевич Абрамов ушёл из жизни.
О его последних днях вспоминают Н.В. и Ю.П. Бургасовы.
Нина Васильевна: «До этого он вообще не жаловался на здоровье и был в полном здравии. Когда-то у него был сердечный приступ, но Борис Николаевич поправился. Прошло несколько лет, жалоб не было, он чувствовал себя хорошо. И вдруг ему стало плохо. Я в это время находилась на дежурстве в хирургическом отделении. Мне позвонили из дома, что у Бориса Николаевича с сердцем плохо. Вызвали ''скорую помощь'', привезли в больницу. Вечером в 5 часов я поднялась к нему в терапевтическое отделение на второй этаж, где он лежал один в палате. Палата четырёхместная, три койки были пустые. Он лежал у стеночки, выглядел нормально, поговорил со мной. Принесли ужин: кашу, стакан молока. Я поддержала его, сказала: ''Ничего, Борис Николаевич, поправитесь''. Он говорит: ''Нине Ивановне без меня плохо, вы-то знаете, что она даже чайничек двухлитровый не может поднять и вскипятить''. Я говорю: ''Ничего, Борис Николаевич, поможем, и вы скоро придёте''. Вечером сходила к Нине Ивановне, его жене, сказала, что Борис Николаевич неплохо себя чувствует, привет передал. А ночью, 5 сентября, он умер».
Юрий Петрович: «Борис Николаевич болел очень недолго, мужественно переносил сердечные приступы, слёг в больницу и оттуда уже не вернулся. Похоронили мы его с почестями, которые в то время были нам доступны. Была гражданская панихида, и я произнёс небольшую речь на могиле, за что потом в райкоме меня очень жёстко обсуждали и даже объявили строгий выговор».
На похороны Бориса Николаевича собрались соседи и люди, с которыми он поддерживал тёплые отношения в Венёве, приехали друзья и знакомые из Москвы и других городов.
Бывший среди них Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий в письме к Наталии Дмитриевне Спириной, которая не смогла приехать на похороны из-за больной матери, писал: «Последний путь был краток – Вы, наверное, знаете белую церковь и кладбище около рынка. Это всего около десяти минут ходьбы от их дома. Под могилу отвели прекрасное место, близко от алтаря церкви и около ограды.
Было сказано много добрых слов о Борисе Николаевиче, и я почувствовал, что добро, им творимое, всё же тронуло сердца многих людей...»
В памятном слове «Светлый дух» Зинаида Григорьевна Фосдик скажет: «Ушёл чистый, прекрасный человек, пробудивший во многих сердцах любовь к красоте, и эти семена, посеянные им, будут произрастать, чем и докажут, что смерти нет, а есть лишь беспрерывный поток, вечно несущийся вперёд, в светлое для всех будущее».
Незадолго до ухода Борис Николаевич получил долгожданную и радостную весть: в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга «Рерих». Один из её авторов, Павел Фёдорович Беликов – близкий и преданный сотрудник Рериха и один из самых крупных исследователей творчества семьи Рерихов, – подарил Абрамову свою книгу с дарственной надписью: «Дорогому Борису Николаевичу с сердечным приветом и самыми светлыми пожеланиями. Автор. 22 августа 1972 года».
Пройдёт немногим более 20 лет со дня ухода Бориса Николаевича Абрамова, прежде чем широкий круг людей узнает о выполненном им Высоком Поручении – о принесении в мир Знаний из Высокого Источника.
В 1993 году в издательстве «Алгим» вышел в свет первый том Записей Б.Н. Абрамова, подготовленный Б.А. Даниловым.
Младший сын Рерихов, Святослав Николаевич, при встрече с Б.А. Даниловым одобрил издание Записей Б.Н. Абрамова после опубликования книг Учения Живой Этики. Это условие было выполнено. Названные «Гранями Агни Йоги», Записи Бориса Николаевича Абрамова вызвали глубокий интерес у многих людей и получили широкое распространение.
2 августа 1997 года в Новосибирcке состоялось торжественное собрание, посвящённое 100-летию со дня рождения Бориса Николаевича Абрамова. В докладе Н.Д. Спириной «Устремлённое сердце», прочитанном в этот день, прозвучало: «Накопленные Записи – это подвиг жизни. И мы, знавшие об этом подвиге, всегда относились к ним с благоговением. ...Мы, много лет изучавшие книги Живой Этики, постоянно отмечали, что в Записях даются новые аспекты положений Учения, дальнейшее развёртывание его беспредельного смысла и значения. Таким образом, его труды являлись для нас также ценным пособием для постижения и изучения Живой Этики. Значимость этих Записей ещё долго будет осваиваться и пониматься людьми».
В «Гранях Агни Йоги» даётся объяснение различных аспектов Живой Этики, касающихся внутренней жизни человека, взаимоотношений между людьми, их будущего, которое уходит в бесконечность. Коснёмся лишь некоторых из этих аспектов.
Основное значение придаётся самоусовершенствованию: «Улучшение, утончение и усовершенствование во всём – это и есть путь эволюции жизни и постоянная, непрерываемая замена старого новым...» (Грани Агни Йоги. 1959. 121)
«Путь ученичества – это путь постоянной, напряжённой трансмутации, или преображения всей своей сущности. Конечно, он нелёгок... конца ему нет» (Грани Агни Йоги. Т. 4. 49).
«Столько надо достичь и столь многое в себе усовершенствовать, что буквально каждое мгновение жизни можно использовать целесообразно и плодоносно» (Грани Агни Йоги. Т. 4. 169).
Мысль – это сильнейшая энергия, овладение ею – неотложная необходимость для современного человека.
«Собрать воедино разбросанные по разным направлениям мысли – означает умение мыслью владеть и управлять ею. При всех обстоятельствах жизни умением этим надо владеть в совершенстве. Степень его указывает на степень власти сознания над окружающим» (Грани Агни Йоги. Т. 1. 13 янв.).
«В школах будущего будут учиться мыслить чётко и ясно, проверяя отчётливость и точность мысленных форм на особых экранах, тут же в классах, на глазах у всех. Много чудес готовит наука для человека» (Грани Агни Йоги. Т. 1. 2 янв.).
В Записях Бориса Николаевича, как и в Учении Живой Этики, говорится о большом значении психической энергии, которая называется «даром эволюции». «Сила психической энергии неисчерпаема, когда призвана. Неисчерпаема огненная сила духа. Следует лишь призвать её к действию» (Грани Агни Йоги. Т. 1. 2 марта).Важнейшая задача людей – научиться подчинять её собственной воле и направлять на благие дела. Такая объединённая и согласованная энергия коллектива может положительно и действенно влиять на жизнь всей планеты.
Развивая данные в Живой Этике представления о Тонком Мире, куда попадает каждый, завершивший свою земную жизнь, «Грани Агни Йоги» дают подробные сведения об этом Мире. Для того чтобы прийти в Тонкий Мир подготовленным, необходимо познакомиться с законами, по которым живут его обитатели.
Один из основных законов состоит в том, что в Тонком Мире творит мысль, так же как в земном мире – действие. Это побуждает каждого задуматься об ответственности за свои мысли, слова и поступки: «Что посеял в мире физическом, то пожнёшь в Мире Тонком».
«Грани Агни Йоги» открывают перспективы общения землян с представителями других планет и звёзд. Извечная мечта человечества – увидеть жизнь Дальних Миров, жизнь более прекрасную и совершенную, – осуществится тогда, когда люди встанут на путь развития своих духовных качеств.
«Наивысшее устремление, доступное духу на вашей Земле, – к Мирам Дальним. Всё самое высокое, о чём может помыслить ваш ум, осуществлено там» (Грани Агни Йоги. Т. 3. 200).
Этому высказыванию созвучно
стихотворение Н.Д. Спириной из сборника «Капли»:
Всё нам назначено. Всё наше.
И наши – дальние миры,
Вселенской Красоты дары
И Знаний огненная чаша.
Кто дерзновенью своему
Границ не ставит – всё тому;
И светом путь его украшен!
Большое значение в «Гранях Агни Йоги» придаётся науке будущего, которая проникнет в ещё не изученные области знания.
«Человечество идёт к новым великим научным открытиям, долженствующим затмить собою всё, что достигнуто до сих пор. Людям предстоит пережить великую революцию в науке, которая поставит на твёрдый фундамент научного обоснования чудеснейшие свойства вновь открываемых видов материи и энергии» (Грани Агни Йоги. Т. 1. 2 янв.).
«...Они есть, их надо только найти и освоить. Ни нефтью, ни газом, ни дымом, ни бензином не будут уже отравлять здоровье людей, но надо искать, надо думать, надо творящие мысли в пространство послать...» (Грани Агни Йоги. Т. 2. 367)
«Научно будет доказано и продемонстрировано на аппаратах явление мысли и тех образов и форм, которые может она принимать. Увидят сияние, распространяемое вокруг головы человека, напряжённо работающего мозгом. (...) Граница между видимым и невидимым миром... будет стёрта совсем. Произойдёт объединение двух миров. Явления духовного порядка, которые столь же материальны, как и явления физические... вольются в орбиту материального мира... Всё станет по эту сторону жизни, и воистину будет попрана смерть» (Грани Агни Йоги. Т. 1. 2 янв.).
Космическим домом человечества, несущимся в беспредельности, названа в Записях Бориса Николаевича планета Земля.
Как призыв Старших Братьев
человечества к жителям Земли звучат слова: «Дайте людям, дайте Миру, отделите
нечто другим от себя, всё равно что, но дайте. Только даяние в какой бы то ни
было форме может служить оправданием жизни и давать жизни смысл. Люди
задыхаются от бессмысленного существования, если не могут давать, хотя часто и
не понимают причины. Но дух чует пространственную нелепость и бессмыслицу
эгоистического прозябания и задыхается в ней. Цель жизни в даянии...» (Грани
Агни Йоги. Т. 1. 12 дек.)
Если от Солнца ты –
Свети не жалея,
Не считая лучей,
Сквозь шествие дней и ночей.
Ведь Солнце даёт,
Не крушась об отплате,
И над жертвой своею
не плачет!
Н.Д. Спирина. «Капли»
В «Листах дневника» Николай Рерих пишет: «...Культура есть то прибежище, где дух человеческий находит пути... ко всему просветительному и прекрасному». Он призывает «следовать именно путями Культуры, путями духовного совершенствования». Устремление Б.Н. Абрамова к Красоте и Культуре нашло своё воплощение в его творчестве. Сам способ восприятия мыслей и сообщений из Высокого Источника посредством утончённого духовного слуха является высочайшим достижением на данном этапе эволюции человечества.
Сотворчество с Высшими Сферами – наивысший вид творчества. Огненным сотворчеством можно назвать работу над восприятием мыслей из Высоких Сфер, которой посвятил себя Б.Н. Абрамов.
Борис Николаевич был человеком высочайшей культуры и не только любил и хорошо знал литературу, музыку, живопись, но и сам писал стихи и рассказы, рисовал, сочинял музыку. Его творчество наполнено стремлением передать красоту и одухотворённость окружающего нас мира.
Борис Николаевич был прекрасным
художником – в архиве Н.Д. Спириной сохранилось 17 его акварелей, которые
сейчас находятся в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске. «Смысл их очень глубок и
эзотеричен», – говорит о них Наталия Дмитриевна. В пейзажах и символических
картинах, выполненных очень тонко, в особой, неповторимой манере, отражена тема
Учения Живой Этики.
Его рассказы необычны и увлекательны, в них говорится о справедливых и прекрасных законах мироздания, которые раскрываются человеку, готовому их принять.
Поэзия Бориса Николаевича, как и всё
его творчество, поднимает сознание над земной обыденностью и устремляет в
бесконечные Обители Красоты.
Родина Духа
В душе горит неизреченный Свет,
Она поёт, как солнечная песня,
Она звучит, как солнечный привет,
И говорит, что здесь ей стало тесно,
Что на земле она в гостях пока
И здесь не может долго оставаться,
Что далеко вверху, в прозрачных облаках,
Там дом её и с ним нельзя расстаться.
И вспоминая свой далёкий дом,
Здесь, на земле, душа в тоске томится
И, устремлённая, в горенье неземном,
С Отцом своим спешит соединиться.
Б.Н. Абрамов. Из сборника «Сребротканная нить»
Борис Николаевич хорошо знал классическую музыку. Одним из его любимых произведений, которое он сам часто исполнял, была первая часть Лунной сонаты Бетховена.
Для тех, кто знаком с творчеством Б.Н. Абрамова, было большой радостью узнать, что он был также и автором музыки, написанной на свои стихи: в архиве Б.А. Данилова сохранились ноты 15 музыкальных произведений Абрамова.
Впервые эта музыка прозвучала 4 мая 2007 года в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске в День рериховской поэзии, который отмечается в день рождения Наталии Дмитриевны Спириной. Так творчество Б.Н. Абрамова входит в нашу жизнь и становится достоянием мировой культуры.
О том, какой человек жил рядом с ними, венёвцы начали узнавать лишь в середине 1990-х годов, после того как появились первые книги из серии «Грани Агни Йоги».
В феврале 1997 года в районной библиотеке Венёва состоялась встреча с местными жителями, лично знавшими Абрамова, которые поделились воспоминаниями о нём.
Рассказывает Светлана Павловна Сунка, в то время директор краеведческого музея: «Б.Н. Абрамов приехал в Венёв в 1960 году и жил здесь до 1972 года. Тем не менее очень долго в Венёве ничего не было известно о Борисе Николаевиче, пока к нам в музей не приехала М.П. Чистякова, житель города Щёкино. Она рассказала, что в нашем городе жил очень знаменитый человек. Никто из венёвцев не знал, чем он знаменит. И мы стали искать и собирать сведения о Борисе Николаевиче».
Майя Петровна Чистякова вспоминает: «Я поехала в Венёв, чтобы поклониться праху Б.Н. Абрамова. Нашла местное кладбище. Положила цветы, постояла у его могилы, потом прошлась по городу. В следующий свой приезд в Венёв я пошла в краеведческий музей, познакомилась с директором Светланой Павловной, показала ей очередной том ''Граней Агни Йоги'' и спросила о Б.Н. Абрамове. Она, конечно, ничего не знала ни о нём, ни о его творчестве. Мои приезды в Венёв продолжались. Я привозила материалы, книги по этой теме и постепенно убедила всех, что экспозиция, посвящённая жизни и творчеству Бориса Николаевича Абрамова, должна быть в музее.
Постепенно материалы для экспозиции накапливались. В марте 1997 года она уже была развёрнута, а торжественное открытие состоялось 1 августа 1997 года, накануне 100-летия Бориса Николаевича Абрамова. Так венёвцы открыли для себя знаменитого земляка».
С тех пор конференции, посвящённые наследию семьи Рерихов и Борису Николаевичу Абрамову, организуемые Тульским Рериховским Обществом при поддержке отдела культуры и местной администрации, проводятся здесь ежегодно 2 августа – в день рождения Б.Н. Абрамова.
Об этом рассказала Наталья Викторовна Ермакова, начальник отдела культуры Венёвского района: «Когда к нам несколько лет назад обратились сотрудники Тульского Общества Рерихов, мы предложили своё помещение. Они приехали, посмотрели, их это устроило, и в августе 1997 года состоялась первая встреча. Помещение у нас небольшое, но для гостей этого хватило. Тульское Рериховское Общество проявило желание ежегодно проводить эти Чтения. Мы это поддержали, потому что у нас есть возможность и принять людей, и расположить их здесь, и обслужить концертной программой.
2 августа, в день рождения Б.Н. Абрамова, приезжают делегации из Санкт-Петербурга, из Москвы, из Тулы; посещают музей, могилу Абрамова, и после этого у нас проходят Чтения. Мы организуем выставку произведений Рериха, всё это проходит в школе. Мы с удовольствием всё это делаем и думаем, что сотрудничество наше будет продолжаться».
Когда сотрудники СибРО обратились к Наталье Викторовне с просьбой поддержать инициативу – к 110-летию Б.Н. Абрамова установить мемориальную доску на доме, где он жил в последние годы, – она сказала: «Я считаю, что это очень хорошая идея, и думаю, что наша администрация поддержит это предложение. У нас таких мемориальных досок нет, и если это состоится, это будет просто замечательно. Думаю, что Рериховские чтения будут у нас приобретать более широкую популярность. Пропаганду творчества Б.Н. Абрамова нужно проводить, потому что оно призывает к духовности, патриотизму, любви к природе, ко всему тому, чем должен жить человек».
2 августа 2007 года мемориальная доска, посвящённая Б.Н. Абрамову – деятелю культуры и ближайшему ученику Н.К. Рериха, – была торжественно открыта в Венёве.
«Главное – это оставить после себя след на Земле и чтобы оставленное людям могло послужить им во благо», – сказано в Записях Б.Н. Абрамова.
Пройти тот неимоверно сложный и тернистый путь, которым шёл Абрамов, было бы невозможно без помощи Старших Наставников. Записи хранят свидетельства чуткого и бережного Руководства, благодаря которому Борис Николаевич смог преодолеть все трудности, выпавшие на его долю, и выполнить Порученное. Идя по этому пути, он, в свою очередь, стал духовным Наставником, или ведущим Звеном, для тех, кто шёл за ним.
Его ближайшая ученица Н.Д. Спирина – как называл её Борис Николаевич, «старшая ученица» – последовала за своим Учителем на Родину для выполнения возложенной на них Миссии.
Наталия Дмитриевна широко утвердила имя Рериха в Сибири, которую сам Николай Константинович называл страной великого прошлого и значительного будущего. Н.Д. Спирина стала основателем Сибирского Рериховского Общества (СибРО).
Сейчас СибРО – крупный центр культуры, межрегиональная общественная организация с филиалами в нескольких городах. СибРО проводит активную культурно-просветительную работу: художественные выставки, «круглые столы» и конференции совместно с сибирскими учёными по вопросам наследия семьи Рерихов. Работает издательство, с 1993 года выходит ежемесячный журнал «Восход». За эти годы созданы два музея Николая Константиновича Рериха – в Новосибирске и в Горном Алтае, в селе Верхний Уймон.
Являясь вдохновительницей всех дел и начинаний СибРО, Наталия Дмитриевна всегда утверждала, что все возможности и помощь к ней приходят только благодаря духовной преемственности от её Учителя, и эта связь не прерывалась никогда.
Борису Николаевичу Абрамову она
посвятила стихотворение:
Одинокое пламя
под всеми ветрами горит;
под грозой,
под ударами волн озверевшего мира
победно стоит.
Ночь темна,
но Лампада пустыни
во мраке бесстрашно горит.
Из сборника «Капли»