Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Абрамов Б. От Перми до Казани по р. Каме // Четвёртая экскурсия воспитанников Нижегородского Дворянского Института Императора Александра II. Север России. – Соловецкий монастырь. 1914 г. С. 94–97.


В июне 1914 г. Нижегородский институт организовал для своих воспитанников «образовательное путешествие» по северо-восточной России к Соловецкому монастырю. Открытием 2022 г. стал факт участия Бориса Николаевича Абрамова в этой поездке. Ежегодные отдалённые экскурсии для учеников старших классов (5–8) совершались во время летних каникул. Это была четвёртая экскурсия, устроенная институтом. В первых трёх поездках Б.Н. Абрамов участия не принимал. После четвёртой институт больше экскурсий не проводил: началась Первая мировая война.

В течение путешествия воспитанники должны были вести дневники. По его итогам издавалась небольшая книга, содержащая отчёт одного из преподавателей, сопровождавшего мальчиков, и сочинения юных участников – отрывки из их дневников, где были отражены их впечатления от отдельных эпизодов поездки. Благодаря сочинениям, каждое из которых несло отпечаток нрава и увлечений учеников, книга наполнялась яркими, живыми красками. В отчёт о четвёртой экскурсии вошло сочинение Бориса Абрамова. Это его единственный юношеский текст, известный нам на данный момент.

Четвёртая экскурсия продлилась три недели, с 6 по 26 июня 1914 года. Согласно отчёту, маршрут был избран следующий: «Из Нижнего Новгорода вверх по р. Волге через Кострому в Ярославль. Из Ярославля до Вологды по железной дороге, от Вологды по рекам Вологде, Сухоне, Малой Двине и Северной Двине в Архангельск, а из Архангельска Белым морем в Соловецкий монастырь. Обратный путь был морем на Архангельск, а оттуда по железной дороге через Вологду и Вятку в Пермь. От Перми до Нижнего водой, по рекам Каме и Волге». Организаторам успешно удалось сочетать различные способы передвижения: пароходы, железную дорогу, пешие прогулки.

См. подробнее: Материалы Абрамовских чтений 2022 года



От Перми до Казани по р. Каме

22–25 июня.


21 июня ночью мы приехали в Пермь. На другой день, осмотрев город и его достопримечательности, мы не торопясь отправились на пристань бр. Каменских. Пароход, на котором мы должны ехать, был уже у пристани, и мы, перетащив свои вещи в каюту, стали осматривать самый пароход. Пароход назывался «Иван». Он был очень велик, хотя по чистоте и удобствам многим уступал «Генералу Скобелеву», пароходу, на котором мы ехали по Северной Двине. Мы устроились в третьем классе, где нам была отведена каюта и отгороженная брезентом носовая часть парохода. Публика на пароходе была немногочисленная, но две-три хорошеньких барышни и экскурсия курских гимназистов, возвращавшихся с Урала, не заставили нас скучать. С курскими гимназистами мы скоро сошлись и под конец проводили вместе целые дни и вечера. В общем всё пока складывалось благоприятно, только не приходилось думать об удобствах и комфорте, чем мы пользовались на «Генерале Скобелеве», где занимали отдельные каюты второго класса. Но вот уже третий свисток, и пароход, сделав крутой поворот, пошел вниз по реке.

Было около восьми часов вечера. За день погода резко изменилась. Дул холодный северный ветер, небо хмурилось, предвещая ненастье, и сделалось заметно свежее. Закутавшись потеплее, мы собрались на носу, чтобы посмотреть железнодорожный мост, который перекинут через Каму, верстах в двух ниже пристани. Это грандиозное сооружение поразило нас своими размерами. Мост был длиною около пятисот сажен и был достаточно высок, так что наш пароход прошёл под ним, даже не опуская мачты.

Мы едем по Каме. Кама считается одной из наиболее многоводных рек России, хотя уже и на ней начинают попадаться довольно значительные перекаты. Она берет начало в Вятской губернии и протекает через Вятскую и Пермскую губернию, а в Казанской, недалеко от Богородска, сливается с Волгой. На своем пути Кама принимает в себя несколько притоков, из которых наиболее значительные Вятка с правой стороны и Белая и Чусовая с левой.

От Перми, кроме Сарапула и Чистополя, на Каме нет крупных городов. Оса и Оханск, находящиеся на пути от Перми до Чистополя, из которых – Оханск – мы проехали ночью, это – незначительные уездные городки, не отличающиеся никакими достопримечательностями. На другой день вечером мы подъезжаем к Сарапулу. Здесь наш пароход, вследствие значительной нагрузки, простоял довольно долго, и потому мы имели возможность хотя бегло осмотреть город. Сарапул считается на Каме лучшим уездным городом. И действительно, живописно расположенный одной стороной на горе, другой в лощине, он, своими красивыми каменными зданиями и множеством церквей, походил скорее на большой губернский город, чем на уездный. Здесь находится Окружный суд, живет викарный епископ; кроме того, Сарапул – важный торговый центр, где происходит обмен товаров между Сибирью и Европейской Россией. Набегавшись вдоволь по городу и порядочно утомившись, мы наконец вернулись на пароход и с удовольствием попили чаю, а затем, выйдя на палубу, стали любоваться этим красивым городом, который скоро исчез за поворотом реки.

Из исторических памятников на Каме особенно интересно «Чёртово городище», находящееся в Елабуге. Это – большая полуразвалившаяся башня, сложенная из громадных камней. Существует легенда, что по просьбе какого- то священника черти в одну ночь построили эту башню, с тем условием, чтобы этот священник отдал им свою дочь. Г. Елабуга находится в 4 верстах от пристани, а потому мы осматривать его не могли. Только руководители съездили в город за провизией. За Елабугой следует Чистополь, довольно значительный уездный город и важная хлебная пристань, мимо которого мы проезжали в полдень 24 июня.

Кама – это одна из красивых живописных рек России. Уже начиная с Перми, она делается судоходной, и плоты, пароходы и баржи встречаются часто, хотя всё-таки значительно реже, чем на Волге. Берега её поросли густым сосновым лесом, и деревья спускаются до самой воды. Порой даже кажется, что мы едем как будто среди глубокого, темного ущелья. Местами встречаются крутые обрывистые берега, на вершинах которых сумрачно высятся сосны, и вся местность поражает своей величественной красотой и дикостью. И глядя на эту реку, величественно красивую в своей дикости, невольно вспоминается Северная Двина: та же ширь реки, те же крутые гористые берега и громадные леса, окаймляющие эту реку почти на всем её протяжении. Но Кама более оживленна, а там редко, редко попадается навстречу пароход. Дикая, безлюдная местность, нетронутые, почти девственные леса и громадные плеса, достигающие иной раз до десяти верст и даже более, а главное сама река, которая местами чуть не вдвое шире Камы, делают Северную Двину ещё более интересной, чем Кама. Но и эта последняя имеет с Северной Двиной много общего.

Особенно хороша Кама при закате солнца и лунною ночью. Правда, тучки часто по вечерам закрывали от нас луну, но не забыть одного вечера – 23 июня, который дал нам возможность полюбоваться лунной ночью на Каме.

Когда стемнело и ярко-красный [диск] луны поднялся высоко над горизонтом, река приобрела стальной металлический блеск, а пароход, точно громадное чудовище, двигался, тихо и плавно рассекая заснувшую поверхность реки.

Мы, забравшись на верхнюю палубу, наслаждаемся этой чудной картиной летней ночи и готовы, кажется, хотя всю ночь сидеть, не смыкая глаз. Занимается заря, и река приобретает свой обычный вид.

На третий день пути мы стали приближаться к месту впадения Камы в Волгу. Мы все собрались на капитанском мостике, чтобы лучше рассмотреть это место. Часов в 12 мы заметили сигнальный фонарь, мерцавший где-то вдали. Спустя полчаса, пароход поворачивает, и мы на Волге. Какая ширь кругом! Мимо нас прошел большой волжский пароход; а Кама осталась там, сзади, теряясь во мраке ночи.

Да! ехать на пароходе – это громадное удовольствие. Хорошо подышать свежим, здоровым воздухом и душой и телом насладиться долгожданным покоем, с тем, чтобы потом хоть иногда воспоминать об этих хороших минутах.


Ученик VIII класса Б. Абрамов.



Карта путешествия.
Карта путешествия



Представленная в сочинении Б. Абрамова часть маршрута выделена на карте зелёным.