Раздвинем пределы видимости мыслью. Ведь видит мысль. Отражения предмета на сетчатой оболочке глаза еще не дают полноты впечатления. Нужно понимание или осознание того, что фиксирует глаз. Можно смотреть на человека и быть настолько погруженным в свои мысли, что не видеть его. Смотреть и видеть – процессы не равнозначащие. Только когда мысль вкладывается в глаза, человек начинает видеть. Это условие относится также и ко всем остальным чувствам. Мысль принимает самое деятельное участие в их функциях, иначе получаемые впечатления проходят мимо сознания. Сосредоточение играет при этом очень важную роль. Можно ничего не видеть и не слышать, если сознание обращено внутрь или сосредоточено на чем-то другом. Умение сосредоточиться позволяет регулировать поток восприятий или ограничивать их. Способность выключать впечатления внешнего мира открывает богатство внутреннего. И невидимое становится видимым, если видимый внешний мир отступает. Когда сознание сосредоточивается на внешнем, внешнее превалирует, когда – на внутреннем, исключающем все, связанное с внешним, Мир Тонкий начинает себя уявлять. В Наших условиях такие сосредоточения допустимы. В условиях городов они будут разрушительны. Когда наступает время, ученик оказывается в нужных условиях и может под непосредственным руководством Учителя упражняться в приемах сосредоточения. Пока же они ограничиваются степенью необходимости, ибо без сосредоточения дисциплинированное мышление невозможно.
Назад в раздел : Грани Агни Йоги. 1966 г.