Тонкоэнергетический образ человека, утверждаемый в Учении Живой Этики, побуждает нас к глубокому исследованию природы его многообразных свойств и способностей. Мысль, воля, воображение, палитра чувств, нравственные качества, познавательные способности и т.д. в этой философской системе предстают гораздо более сложными по своему ге́незису (происхождению) и структуре.
Согласно Живой Этике, всеначальная энергия, разли́тая в макрокосмосе в бесконечных градациях, вступая во взаимодействие с многомерным микрокосмом человека, становится психической, то есть окрашенной всеми особенностями его психо-ментальной деятельности. Нравственные качества могут быть названы одними из сильнейших "красителей" и "формовщиков" этой изначально безличной энергии. Качества показывают каналы протекания внутренней энергии сознания, выявляясь как её достаточно устойчивые характеристики.
Антропология Учения говорит о том, что человек впитывает пространственную энергию с помощью специальных нервных центров. Эти центры являются своего рода скрепами в многомерной антропологической структуре. Находясь в высшем теле, они имеют свое отражение во всех иерархически низших оболочках, вплоть до физической. Как соотносятся между собой функционирование центров и степень развития нравственных качеств – интереснейшее направление для будущих исследований.
Такое представление о человеке подводит нас к новому пониманию этики и её практических задач. В книге «Сердце» даётся следующее понимание этой научной дисциплины: «…Этика есть практическая фармакопея*, чтобы простейшим путем привлекать пространственные энергии» (Сердце. 104. *Фармакопея – нормативный сборник лекарственных средств, рецептов по их изготовлению). Традиционная для этики проблема добродетелей и пороков раскрывается в новом свете сложнейшего процесса поглощения человеком пространственных энергий и трансформации их в светлые, созидательные или негативные, разрушительные энергии. Сочетание этих энергий, индивидуальное для каждого человека, непосредственно формирует его тонкие оболочки (тела), напрямую обуславливает его психофизическое состояние и зримо проявляется в его переживаниях, словах и поступках. «Истинно, всё сердечное преуспеяние, – отмечается в книге «Сердце», – покоится на моральных основаниях. Эти основы претворяют [т.е. преобразуют] физическую природу и оживляют дух» (Сердце. 111.).
В нашем докладе мы будем касаться только светлых качеств духа. В Живой Этике подчеркивается, что существует огромная палитра их. Она отражена в композиции «Цветок духовных качеств», где их собрано более 160. Когда каждое из них достигает достаточно высокой степени развития, можно представить, какая психическая мощь аккумулируется внутри человека, преображая его природу. В Записях Б.Н. Абрамова указывается: «Светоносные энергии высокого напряжения в мире проявленном являются высокими качествами. Качества есть энергии в действии, в приложении. Излучения – свет качеств. Сущность человека можно рассматривать как совокупность энергий или качеств» (Из книги «Устремленное сердце». 281. 1954 г.).
«…Качества духа, волею утверждаемые, становятся формою выражения энергий, исходящих из микрокосма. …По мере их утверждения могут законно раскрываться центры, не вызывая смертельной опасности» (Грани Агни Йоги. 1953 г. 535.).
«Каждое качество дает свое излучение. Насколько отвратителен страх, обезображивающий ауру, настолько же прекрасно сияние мужества и неустрашимости. Именно с точки зрения излучений следует рассматривать как положительные, так и отрицательные качества духа. …Каждое качество является контейнером Агни, оно своими излучениями преображает всё существо человека, до его плотного тела включительно» (Грани Агни Йоги. 1969 г. 121).
В Живой Этике перед человеком ставится невиданная ранее задача: «…Мы должны достичь той ступени, когда будем изливать Свет из сущности нашей, – тогда мы истинные сотрудники с Мирами Высшими. Изливая свет Благодати, мы и врачи, и создатели, и покровители по нисходящей линии» (Сердце. 38).
В «Гранях Агни Йоги» эта мысль поясняется так: «Агни Йога есть Учение о Свете, Свете-Огне, и путь к Свету огненный. … В пространстве Света Свет восхищается Огнем, зажженным в сердце и духе. Человек – существо огненное. Пространственный Огонь не только надо взять устремлением с неба, но и его удержать. Как же Огонь удержать, если достигнут?… Путь только один. Иного не Знаем. Это путь утверждения качеств, вмещающих формы им созвучных огней и дающих отложения в Чаше. Утверждая постоянство качества, даем вековой кристалл. И не на песке, но на Камне Вечного Основания Жизни возводится тогда сияющий Светом дом духа» (Грани Агни Йоги. 1962 г. 252.).
Сознание обычного человека оценивается в Учении как неоформленное, смутное, разнородное. Когда у человека возникают сильные желания, четкие цели, то начинается постепенный процесс упорядочивания внутренних сил. Однако протекает он очень медленно, как правило, он прерывист и переменчив (противоречив). Подлинной же силой, как указывает Живая Этика, способной ускорить этот процесс и руководить им, является высшее духовное начало.
Борис Николаевич, как известно, долгие годы работал химиком, и в его Записях имеется красноречивое сравнение: «Большинство сознаний находится в аморфном состоянии. Отсутствие определенности во всем порождает аморфность. Люди не знают, зачем живут, куда идут, чего хотят. Люди ничего не знают. Люди носятся безвольно по волнам Тамаса, как соломинка в море. Энергии такого микрокосма, как частицы в растворе электролита, движутся в полнейшем беспорядке, куда хотят. Лишь огненный ток духа может дать им направление. И сразу же энергии направляются по полюсам. (…) Надо огнем духа, подобно току электричества, коснувшемуся электролита, надо огненным мечом воли упорядочить движение энергий микрокосма. Надо неоформленное, смутное, аморфное состояние сознания заменить четкими гранями кристалла. …Так и разделим сознания на аморфные и мятущиеся – слепцы, бредущие во тьме, и кристаллы драгоценных камней – сознаний, несущих огонь жизни. Они – благословение мира. От них – Свет и радость. Они – учителя и светильники.
Без кристалла сознания не возжечь огня и не стать светочем во тьме» (Грани Агни Йоги. 1952 г. 194).
Как известно, ускоренно движущиеся заряженные частицы проявляют магнитные свойства. Так и психическая энергия человека, руководимая силой духа, приобретает чёткую направленность, растёт её напряжение и магнитность.
Взгляд на духовно-нравственные качества сквозь призму их тонкоэнергетической природы позволил нам разработать их новую классификацию. Она не сложна, состоит всего из 5 групп и позволяет сопоставить свойства психической энергии с функциями нравственных качеств в жизни микрокосма и в его взаимодействии с окружающими миром.
Свойства психической энергии обусловлены её магнитной природой.
1. Притяжение.
Первое свойство – притяжение. Посредством этих качеств мы притягиваем желаемый объект и притягиваемся к нему.
Качества, в которых наиболее ярко выражено притяжение как свойство психической энергии, создают в нашем сердце и сознании основу для тяготения, влечения и приближения к другим людям, явлениям, предметам и т.п. Эти качества не дают нам пройти мимо, остаться равнодушными. При усилении чувств и мыслей, связанных с этими качествами, нарастает и притяжение. Это такие качества, как:
Любовь, Преданность, Устремленность, Доверие (Вера), Дружелюбие, Благодарность;
Чувство единства, Сострадание, Отзывчивость, Заботливость, Сочувствие, Человеколюбие, Соучастливость, Снисходительность, Ласковость;
Чувство Прекрасного (мы любуемся чем-то);
Любознательность, Познавательность, Сосредоточенность, Внимательность, Наблюдательность;
Ответственность, Чувство долга; Устремленность к сотрудничеству и другие.
Казалось бы, в эту группу входят разноплановые качества: и коммуникативные, и познавательные, и т.п. – но в основе их лежит именно притяжение к избранному объекту. Наличие этих качеств ведёт к разной степени объединению с ним. Конечно, чаще всего оно невидимо: это постижение идей, сближение сознаний, сердец вплоть до их будущего слияния. И происходит оно в той мере, в какой человек способен развить подобные качества своей внутренней энергии, а вместе с ними и свою магнитность.
Так Е.И. Рерих неоднократно подчеркивала в письмах, что космический закон притяжения на ступени развития человеческого сознания выявляется именно как любовь: «Космическая Вибрация высшего Притяжения, или Любви в человеческом высшем понимании, звучит в Пространстве и на огромных пространствах… Великое притяжение, страстное влечение яро преображаются в страстную любовь в нашем человеческом сознании, когда оно приближается к пониманию закона Бытия» (Письмо от 10.12.1954).
2. Удержание своей целостности, повышение сопротивляемости.
Проявление качеств этой группы свидетельствует о мощном нарастании психической энергии, нагнетении её напряжения, что может происходить как по субъективным причинам, так и вследствие внешнего воздействия. Эти качества мобилизуют и активизируют силы сознания. Процесс их нарастания неразрывно связан с умением удержать огненную (психическую) мощь в позитивном русле. Это качества:
Стойкость (выносливость), Сила воли (сила духа), Терпение, Настойчивость (упорство), Твёрдость, Собранность, Готовность, Непоколебимость, Неотступность,
Справедливость, Распознавание, Чуткость, Осмотрительность, Настороженность, Предусмотрительность,
Дозорность, Зоркость, Осторожность, Бдительность, Бодрствование,
Мужество (Смелость, Храбрость, Бесстрашие),
Достоинство духа, Благородство, Цельность,
Уверенность в своих силах (выборе, решении), Убежденность, Решительность,
Терпимость, Тактичность, Гибкость мышления,
Сдержанность, Бережность (к своим силам) и другие.
3. Отталкивание как защита.
Усиление качеств этой группы направлено на недопущение в микрокосмос элементов, не созвучных с достигнутой им ступенью развития. Эти качества не дают установиться двоемыслию и разнобою внутри человека, а также не дают укрепиться негативной связи между ним (чувствующим субъектом) и отрицательным объектом (например, каким-то искушением).
Противодействие злу духом, Суровость (строгость), Непреклонность,
Великодушие, Умение прощать (Неосуждение),
Непривязанность, Отрешенность, Самоотречение, Смирение,
Бесстрастие, Молчаливость, Чувство меры, Скромность,
Беспристрастность, Непредубежденность и другие.
Как пример рассмотрим качество Великодушие. Если пострадавший не сможет проявить его в сложной, конфликтной ситуации и желание мести победит, то он свяжет себя крепкими узами с враждебно настроенным человеком. Эти узы могут продлиться не десятилетия, а даже многие столетия. Через врага человек будет снова и снова вовлечен в тяжёлые переживания и отчаянные поступки, которые уведут его с прямого пути совершенствования. Тогда как великодушие, умение прощать освободят от такой негативной связи и охранят от ненужного уклонения, низшего пути.
Следующее свойство психической энергии и группа качеств:
4. Самоорганизация.
В эту группу входят качества, проявление которых говорит о глубинных психических процессах, направленных на упорядочение, очищение, расширение сознания человека.
Равновесие, Самообладание, Внутренняя согласованность, Дисциплинированность,
Спокойствие, Чистота, Простота, Честность, Правдивость, Четкость мышления,
Творческая созидательность, Вдохновенность, Свобода духа,
Самостоятельность, Самодостаточность, Самобытность,
Утонченность, Гармоничность, Устремление к совершенствованию,
Духоразумение, Чувствознание, Вмещение, Синтетичность,
Восприимчивость, Чуткость, Свежесть восприятия,
Трудолюбие, Организованность, Собранность, Сообразительность, Смекалистость и другие.
5. Излучение.
С одной стороны, оно являет собой естественную способность микрокосмоса, включенного во всеобщий масштабный энергообмен с окружающим миром и шире – мирозданием. Однако, с другой стороны, проявление этих качеств говорит о повышенном жизненном тонусе человека, его активно-созидательном отношении к происходящему вокруг.
Качества и связанные с ними чувства, составляющие эту группу, часто имеют внешний повод для их проявления в человеке. Но на более развитых ступенях могут даже не иметь его, т.е. излучаться постоянно и без специальных усилий. В последнем случае это показатель очень больших, многовековых накоплений человека. Эти качества – результат правильной самоорганизации, роста личности, и, самое главное, они свидетельствуют о принятии ею мира и понимании своего места в нём.
Радость, Оптимизм, Доброжелательность, Приветливость,
Миролюбие, Культурность, Вежливость,
Сердечность, Гармоничность, Человечность,
Искренность, Обаяние (мы привлекательны для других), Торжественность,
Даяние, Щедрость, Мудрость,
Активность, Инициативность, Открытость, Действенность,
Воодушевление, Энтузиазм, Уверенность в своих силах,
Жертвенность, Героизм, Самопожертвование и другие.
На слайде вы видите таблицу, в левой колонке которой перечислены названные свойства качеств как форм выражения психической энергии и в правой даны образные сравнения, аналогии.
Конечно, следует иметь в виду, что любая классификация несёт в себе меру условности. Тем более, что граница между проявлениями близких качеств очень тонка. В разных ситуациях то или иное качество предстаёт в своих различных оттенках, поэтому возможны некоторые перемещения качеств в группах. Вместе с тем предложенная классификация вполне успешно вмещает многообразие качеств, о которых говорится в книгах Учения Жизни.
Описанные свойства качеств духа можно сравнить также с нотными октавами музыкального инструмента, например, арфы или фортепиано. Процесс совершенствования предполагает такое овладение возможностями нашей психики, чтобы в любой ситуации уметь быстро ориентироваться и обращаться к нужной октаве, то есть диапазону качеств. И, конечно, еще одна важная цель – это сформировать в себе все необходимые струны, клавиши, чтобы среди них не было западающих, фальшивых или неожиданно молчащих. Симфония качеств как раз и являет собой всю полноту звукового ряда, так чтобы наш внутренний мир смог зазвучать максимально выразительно и красиво.
В Живой Этике обращается внимание на то, что человек ощущает реакции своей тонкой психической природы прежде всего посредством сердца (духовного сердца). Оно часто понимается как синтетичный центр, объединяющий работу и других важных тонких центров (например, «чаши»). Поэтому проявление качеств в жизни так ярко чувствуется именно в области сердца и отражается в усилении его духовно-магнитных свойств. Так, в Учении подчеркивается: «Один из мощных магнитов есть магнит духа. Самая мощная сила, претворяющая различные энергии, есть магнит сердца. Все течения трансмутируются этим магнитом» (Беспредельность. 349). «Лишь огненный магнит сердца, воспламененный высоким мышлением и устремлением, привлечет высшие энергии. Мощь высших энергий преображает сознание и делает его восприимчивым к познанию законов бытия» (Надземное. 860).
Рассмотрение качеств духа как тонких энергий помогает нам лучше осознать их реальное воздействие на наш организм, вплоть до их физических отложений в нем. Приведем несколько знаменательных параграфов из Живой Этики:
«Так если раздражение порождает империл, то каждая возвышенная мысль должна создавать обратное благодатное вещество, – так оно и есть. Конечно, Благодать есть полная реальность. Она рождается в кардиальной системе и воздействует на мозговое вещество. Тибетское рингсэ имеет глубокое значение как кристалл, отлагаемый явлением Благодати» (Иерархия. 422) «…Уже помянутое Рингсэ содержит отложение психической энергии, которая обладает качеством неразрушимости и жизненности» (Сердце. 120). Рингсэ – физически проявленное отложение высокой психической энергии. Но нас сейчас интересует тонкоэнергетическая природа этого явления.
«Философский камень [алхимиков] есть нечто реальное. Притом можно понимать его духовно и физически. Духовное состояние, называемое Камнем, соответствует созвучию всех отложений психической энергии» (Сердце. 27). Вот это определение для нас является самым важным. Созвучие всех накоплений психической энергии включает в том числе и симфонию нравственных качеств. Качества можно представить гранями духовного Камня, формирующегося из отложений их энергий. По мере нарастания духовных накоплений свойства качеств, о которых мы говорили выше, увеличиваются и всё ярче проявляются в жизни1.
«…У каждого человека… имеется карбункул* сердца, называемый Святая Святых, такой магнит должен быть храним. Называли его камнем драгим. (…) Узлы* психической энергии легко можно назвать камнем, ибо магнитность у людей соединяется с представлением о камне. Магнитная гора понимается легко, но магнит человека не понят. Между тем, если в Макрокосме имеется множество магнитных явлений, то и в микрокосме человека такое же качество неотъемлемо» (Аум. 557).
[Карбункул (устар.) – общее название драгоценных и полудрагоценных камней красного цвета, обычно, разновидностей граната. Узлы – места особого нагнетения.]
«Существует старинное предание, что из страданий человеческих рождаются драгоценные камни. Так оно и есть. И потому когда Говорю: “Нагружайте Меня”, то не жертву приношу, но лишь умножаю силу духа» (Иерархия. 38).
Еще два параграфа из «Граней Агни Йоги»:
«Качества духа уявляются в форме огней, дающих отложения огненных кристаллов… Устремление – огонь, мужество – огонь, непоколебимость – огонь. …Значит, забота – о качествах духа, ибо без них нет огней. …Так, утверждение качеств и развитие их будет огненным путём духа» (Грани Агни Йоги. 1970 г. 575).
«Все, что накоплено в течение всего бытия духо-монады, сложено в нем, в Камне. Камень есть вечное одеяние духа. Камень растет, облекаем нетленными накоплениями, отлагаемыми в виде кристаллов огня. Вечный огонь вечной жизни собирается и накопляется в Камне» (Грани Агни Йоги. 1957 г. 612 (559))
Образ Камня встречается на страницах Учения Живой Этики и очень широко представлен в Записях Б.Н. Абрамова. Учение призывает нас к сознательному накоплению подлинного, нетленного, вечного сокровища – Камня нашего сознания, Камня духовной индивидуальности, состоящего из множества утончённых (сублимированных) энергий, слитых в единстве Света, Красоты и Мудрости. Нарастание Камня увеличивает магнитные свойства нашего сознания, раскрывает его новые способности и качества.
Образ Камня отражен в художественном и литературном творчестве Николая Константиновича Рериха (например, статья «Адамант» (1920), где адамант – символ духа). Этот образ был одним из любимых и в творчестве его духовного ученика – Бориса Николаевича Абрамова. Из дошедших до нас 13 его графических работ на 11-ти мы видим четкое изображение камня Ала́тыря, который победно держит в клюве птица. Также этот образ встречается в его стихотворениях «Жемчужины», которое по сути является развитием параграфа 38 из книги «Иерархия», и «Замок чудес», воспевающее красоты небесного замка – Обители духа.
Жемчужины
Из несчастий и горя
Драгоценные камни
Зарождаются в недрах
Сокровенных глубин.
И жемчужные слёзы
На планете печали
Утончение сердца
Неустанно творят.
И алмазы страданий
Зажигают на сердце
Многолиственный Лотос,
Озарённых цветок.
Так, дорогою звёздной,
Через скорби земные
И приятие Чаши
Возгорается Свет.
И сокровища мира
В накоплениях духа,
Как редчайшие камни,
Пламенея, горят.
А незримые волны
И рекорды пространства
Этот подвиг в надземных
Увенчают мирах.
На земле же Голгофа
Ожидает героев
И посланников Света
Из далёких миров.
Замок чудес
На цветущих лугах, меж зелёных холмов,
Близ горных вершин и снегов,
Под шум водопадов, звучащих мечтой,
Мы замок построим с тобой...
Из белого мрамора, редких камней,
Пылающих морем огней, –
И звоны хрустальные звёздной струи
Наполнят чертоги твои.
Там птицы волшебные будут нам петь,
И звёзды сиять и гореть,
И тайны незнаемых дальних миров
Раскроют свой вечный покров.
И в замке таинственном звёздных огней,
Где нет ни оков, ни цепей,
Средь звуков и красок жизни иной
Мираж растворится земной...
_____________________
1 С этим связано предупреждение в книгах Живой Этики: «Осторожно выражайте желания. …Нужно особенно следить за искрами нашего сознания. …Молния мысли… сверкает и на острие этой молнии жизнь и смерть. …Ответственность таких посылок велика. И каждый час мы посылаем стрелы по всем направлениям. Будьте осторожны в выражении желаний» (Община. 168). Это тем более касается нашего существования в Надземных мирах, где прочувствованная мысль означает почти мгновенное (по сравнению с физическим миром) воплощение её в действии.