Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
И.Н. Гречиц
капитан 2-го ранга запаса, г. Санкт-Петербург

История Христианского союза молодых людей


  

В трагических огнях истории нашей страны первой трети ХХ века сгорал старый уклад жизни, кардинально менялась социальная и политическая карта. Многие сотни тысяч людей оказались вовлечены в волны вынужденной эмиграции. С началом Гражданской войны в России эмигрантов оказалось столько, что этой проблемой пришлось озаботиться Лиге Наций. В 1921 г. было принято решение учредить должность Верховного комиссара по делам российских беженцев – им стал знаменитый норвежский путешественник Фри́тьоф На́нсен. А в 1922 г. были учреждены так называемые «нансеновские паспорта» для эмигрантов из России.

С начала 20-х годов ХХ века китайский город Харбин стал малой родиной для двухсот тысяч наших соотечественников. Как пишет Г.В. Мелихов, автор книг о российской эмиграции в Китае, «русский Харбин был самобытным, совершенно неповторимым городом. Он… формировал собственный дух – мужества, стойкости, широкой предприимчивости, знания… – все то, что позднее определило его лицо [как] целостного кусочка старой императорской России, чудом уцелевшего на китайской земле еще в течение почти 28 лет после революции»1.


Карта КВЖД
Карта КВЖД.
Б.Н. Абрамов. 1923 г. Харбин, Китай.
Б.Н. Абрамов. Харбин, Китай.

Волею судьбы Борис Николаевич Абрамов с остатками отступающей Белой армии пребывает в Харбин 20 декабря 1920 года и живет здесь вплоть до 1959 года. Он меняет несколько мест работы. С 1 февраля 1940 г. по февраль 1946 г. Борис Николаевич служил сначала секретарём колледжа, а затем заведующим студенческим клубом в Христианском союзе молодых людей (ХСМЛ) Харбина. Как служащий Союза он состоял его членом.

Расскажем подробнее о том, что представляла собой эта организация, какие ставила цели и какую роль сыграла в судьбе русских эмигрантов.

Христианский союз молодых людей – это международная межконфессиональная организация, основанная в Лондоне в 1844 г., с целью пропаганды здорового образа жизни и религиозного воспитания молодежи. К середине 20-х гг. XX в. Союз насчитывал, по некоторым данным, до 2 млн человек2. По всему миру были открыты более 10 тысяч региональных союзов3.

В Харбине русское отделение Христианского союза начало работу в 1918 г. Располагалось здание Союза на Садовой улице, 62 в Новом Городе и являлось одним из притягательных очагов культурной жизни для молодежи. Напомним, что Б.Н. Абрамов жил в Харбине по адресу: ул. Садовая, 18, то есть недалеко от здания Союза.


Союз заботился прежде всего о духовном развитии и христианском воспитании молодого поколения российских эмигрантов. Подробно о деятельности Харбинского отделения Союза рассказывалось в выпусках журнала «Жизнь нашего союза» и периодических изданиях: «ХСМЛ лагерь доброго духа», «День абитуриента ХСМЛ», «Прощай колледж» и других.

Цели Христианского союза в Харбине были прописаны в его Уставных документах и заключались в следующем:

«1. Помощь русским, проживающим в Маньчжурии, в области образования: религиозного, морального и физического воспитания, поддерживая существующие русские общественные и религиозные учреждения.

2. Объединять молодежь для христианского служения обществу.

3. Организовывать дополнительные образовательные учреждения, в которых юношество и молодежь могли бы приобрести практические навыки, необходимые в жизни.

4. Твердо вести юношество к идеалу чистоты в словах, деле и мысли и противодействовать всеми мерами порокам, разрушающим харбинскую молодежь.

5. Сотрудничать с общественными организациями на благо общественного служения и благополучия»4.


Структурно харбинский Союз состоял из комитетов и отделов: Деловой комитет, Библиотечный комитет, Библиотека, Женский отдел, Отдел юношей, Общественный одел и Отдел физического развития.

Также существовал при Харбинском союзе клуб коллекционеров, клуб естествознания и географии, молодежный Отряд Костровы́х братьев.

Образовательный отдел занимался руководством и организацией работы образовательных учреждений харбинского Союза. В ведении Союза были:

1. Гимназия, основанная в 1925 г., с 1926 г. – 6-классная. В основе работы лежала учебная программа 1917 г., разработанная при Министре народного просвещения Российской империи графе П.Н. Игнатьеве.

2. «Народный университет» в виде бесплатных открытых лекций для желающих. Работал на площадках в Новом Городе и на Пристани.

3. Авто-техническая школа, готовившая шоферов-механиков.

4. Курсы английского языка для взрослых и детей, а также группы изучения китайского и немецкого языков для учащихся.

5. Школа русской и английской машинописи, открытая в начале 1926 г.

6. Курсы искусств: живопись и музыка.

7. Курсы кройки и шитья.

8. Детская летняя площадка.

В середине 20-х гг. обучение проходили почти 700 человек в год. Основная масса обучалась на различных курсах – более 400 человек.

В 1930 г. был образован колледж Христианского Союза. Он включал немецкое, японское и английское отделения с коммерческими и педагогическими курсами. Первоначально преподавание в нем велось на английском языке, позднее все предметы читались на русском. Уровень преподавания в колледже был высоким. В 1950-е гг. Министерство высшего образования СССР через МИД СССР запросил у консульства информацию о статусе диплома колледжа в Харбине и получил соответствующий документ, в котором говорилось о том, что «колледж ХСМЛ в городе Харбине был зарегистрирован как высшее учебное заведение». Секретарем этого колледжа некоторое время работал Борис Николаевич в 1940-е гг.

Помимо контроля за работой учебных заведений и курсов, Образовательный отдел Союза занимался различной общественной деятельностью, такой как чтение лекций, проведение концертов, вечеров и экскурсий, создания выставок, а также изданием журнала Союза.

Библиотека устраивала благотворительные лотереи, целью которых было, с одной стороны, пополнение фонда, а с другой – оказание помощи «Дому милосердия» – приюту для девочек сирот, который организовал в Харбине епископ Нестор (Анисимов).

При Женском отделе работал детский сад. Сотрудницы отдела организовывали экскурсии, проведение летних лагерей. Совместно с Отрядом Костровы́х братьев устраивали благотворительные мероприятия, например, новогоднюю ёлку для бедных детей города.

При отделении Союза действовал свой хор.

Общественный отдел курировал работу столовой и общежития. Целью столовой была организация минимального по оплате, простого, но здорового стола.

Отдел Физического развития занимался организацией и проведением различных спортивных мероприятий.

При Клубе естествознания и географии в 1929 г. была создана «Национальная организация исследователей Пржевальцев». Её членами был обнаружен скелет мамонта в местности Хуаншинь, к северу от Харбина. Это первая находка мамонта в Маньчжурии.

Союз проводил праздники, посвященные памятным датам Российской истории и культуры (памяти А.С. Пушкина, П.И. Чайковского и другие), широко отмечал православные праздники, особо почитаемые в дореволюционной России.

Стремление к помощи ближнему, воспитание молодежи объединили в Христианском союзе многих замечательных русских деятелей, оказавшихся за рубежом. Большую помощь в организации харбинского отделения, привлечению эмигрантской молодежи в ряды Союза и выпуске периодики оказал российский поэт и педагог Алексей Ачаир. Это имя – псевдоним Алексея Алексеевича Грызова. С 1923 г. он занимал должность помощника секретаря отделения, которому было поручено вести образовательные программы. Он писал и издавал брошюры, публицистические статьи, посвященные деятельности организации.

В 1926 г. А. Ачаиром было организовано литературно-художественное объединение «Молодая Чураевка»5. Он возглавлял его до 1932 г., а сама организация существовала до 1934 г. К 1930-м годам «Чураевка» стала объединением талантливых поэтов и писателей, ставших во главе литературного процесса в Харбине и во всём Русском Китае. Литературно-музыкальные вечера чураевцев пользовались большой популярностью и собирали полные залы.

Алексей Ачаир был знаком с трудами великого художника и просветителя Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и его общественной деятельностью. Первые книги Учения Живой Этики, появившиеся в печати: «Зов», «Озарение», «Община» – всегда находились на рабочем столе Алексея Алексеевича в качестве руководства к действию6.

Когда чураевцы узнали, что в Бельгии будет проходить специальная международная конференция, посвященная Пакту Мира, предложенному Н.K. Рерихом, то они составили Приветствие в поддержку идей Пакта. Это письмо было послано в январе 1932 года Музею Николая Рериха в Нью-Йорке. Здесь же были сформулированы цели этого литературного объединения:

«Мы, «Молодая Чураевка» на Сунгари – Кружок русской культуры, созданный общими усилиями молодежи и более зрелыми по летам работниками в Христианском Союзе Молодых Людей в Харби́не, утверждаем в своей деятельности принципы, выдвинутые Н.К. Рерихом и Г.Д. Гребенщиковым. Это путь к красоте, простоте и бесстрашию, это возжигание факела Духа во мгле повседневных забот, это – бережное и чуткое отношение ко всему человеческому, мерилом которого служит степень нашего собственного развития.

На грани многих культур протекает наша работа, и нам явлены многие чуждые лики. Здесь, в Харбине, в этом крупном центре дальневосточной эмиграции, когда каждый народ принес свои противоречивые другим интересы, мы воочию убедились, что только язык взаимной снисходительности в стремлении понять чуждое в духе разумности является единственным языком, истинно достойным человечества. Там, где звучит этот международный язык культуры, там стихает злоба, взаимная нетерпимость, тяжкая политическая и расовая ненависть, которой мы являемся печальными свидетелями.

Поэтому нам так близка всякая защита и утверждение мировой культуры и ее сокровищ. Мы верим, что международная конференция в Бельгии своими решениями заложит фундамент того, что человеческий дух развернет в чудесные, полные значимости перспективы и факты.

Мы, «Молодая Чураевка» в Христианском Союзе в Харбине, от всей души, с полным пониманием наших слов приветствуем Пакт Мира Н.К. Рериха и присоединяем наш голос ко многим голосам, слившимся в одном мощном стремлении найти истинное всеобщее понимание человеческого духа и утвердить его путь.

Примите наш горячий привет и низкий поклон с границы Земли Русской».

Среди членов инициативной группы мы видим и имя молодой Наталии Спириной, будущей ученицы Бориса Николаевича Абрамова.

Позже, когда в 1934 году в Харбин прибыл Н.К. Рерих во время Маньчжурской экспедиции, Алексей Ачаир активно участвовал в подготовке его выступлений в культурных обществах города. Николай Константинович прочитал в кружке доклад «Несение Света» о Сергии Радонежском.

В центре - Н.К. Рерих, позади него стоит - В.К. Рерих. Июнь - ноябрь 1934 г. Харбин, Маньчжурия.
В центре - Н.К. Рерих, позади него стоит - В.К. Рерих.
Июнь - ноябрь 1934 г. Харбин, Маньчжурия.
На балконе - Н.К. Рерих. Июнь - ноябрь 1934 г. Харбин, Маньчжурия.
На балконе - Н.К. Рерих.
Июнь - ноябрь 1934 г. Харбин, Маньчжурия.

Большое влияние на становление кружка чураевцев оказало творчество Георгия Дмитриевича Гребенщикова (1882-1964). Он стал популярным в Зарубежье и как писатель, и как инициатор создания известного поселения эмигрантов, русской деревни Чураевка недалеко от Нью-Йорка. Известность Г.Д. Гребенщикова, на практике осуществляющего свои литературные идеалы, дошла и до Русского Китая. В 1920-е годы в эмигрантской среде широко обсуждался его знаменитый роман-эпопея «Чураевы» (к тому времени вышло 4 тома)7. Писательское мастерство Г.Д. Гребенщикова и высказанные им идеи вдохновили многие литературные начинания. Как следует из переписки между А. Ачаиром и Г.Д. Гребенщиковым, в Маньчжурии первоначально предполагалось открыть даже отделение американской Чураевки, нечто вроде земледельческой общины.

Страница из журнала ХСМЛ, посвященного "Молодой Чураевке".
Страница из журнала ХСМЛ, посвященного "Молодой Чураевке".
Г.Д. Гребенщиков. Париж. Нач. 1920-х гг.
Г.Д. Гребенщиков. Париж. Нач. 1920-х гг.

Алексей Ачаир в каждом номере журнала «Прощай колледж», выпускавшемся при колледже Христианского союза, публиковал стихи и обращения к молодежи. Этот журнал выходил ежегодно перед выпуском очередного курса и освещал учебные и творческие достижения педагогов и студентов-выпускников.

Вот фрагмент одного из таких обращений Алексея Алексеевича:

«Дорогая молодежь, жизнь – это творчество, иначе не жизнь, а только существование. Жизнь – это выполнение долга, в противном случае какое найти оправдание нашему пребыванию на Земле? Страдание – как закалка металла. Из чугуна – крепкая, ничем несокрушимая сталь.

Но радость и счастье впереди; сознание, что сделал что-то необходимое и полезное, по мере силы разуменья выполняя свой долг, и, если были испытания и сомнения, – не поколебался и остался верным высоким идеалам.

Только люди с сильной волей могут выполнить такие требования «эстетики духа». Сильная воля добывается с трудом, но какое счастье преодолеть соблазны слабости. Ради чего? Ради кого? Достижение цели – ради счастья другим. Это счастье несет выше чистое и открытое сердце. В дни, когда куется новый мир необходима решительность. Дух решительности – воля к победе».

А. Ачаир, проводя в жизнь главные принципы работы Союза – преданность родине, национальное достоинство, христианская вера, честность, правдивость, чистота – одновременно утверждал и основы русской духовной культуры, наставлял молодежь на путь созидания, поиска смысла жизни в служении ближнему и России.

Дальнейшая судьба Алексея Алексеевича оказалась очень трудной. В 1945 г. он был арестован советскими войсками, которые освобождали Маньчжурию от японских оккупантов, и депортирован в СССР, где 10 лет отбывал заключение в исправительно-трудовом лагере под Красноярском. После освобождения он жил в Новосибирске, работал учителем пения в средней школе, создал хор, руководил кружками художественного творчества.

В заключение мы отметим, что Христианский союз молодых людей Харбина проводил очень большую общественную работу вплоть до своего закрытия в 1946 году. Исследователи Русского Зарубежья считают, что по количеству направлений деятельности, объему разного рода мероприятий, количеству участников в них, харбинское отделение Союза было одной из самых активных и эффективных организаций не только в Харбине, но и в Китае в целом. Зная активную жизненную позицию Бориса Николаевича Абрамова, его устремленность к культурному сотрудничеству, мы с уверенностью можем предположить, что он принимал деятельное участие в работе Христианского союза. К сожалению, на данный момент практически ничего неизвестно об этом периоде его жизни – а он работал в Союзе почти 6 лет – но надеемся, что со временем узнаем подробности о его деятельности.


________

1 Мелихов Г.В. Белый Харбин. Середина 20-х. М.: Русский путь, 2003. Стр. 97. Источник: https://www.litmir.me/br/?b=122137&p=97

2 Дроботушенко Е.В., Ланцова Ю.Н., Карасёв С.В., Ван Мэн. Христианский союз молодых людей в Харбине: к истории существования и деятельности в середине 1920-х годов // Известия Лаборатории древних технологий. 2019. Т. 15. № 4. С. 208–217. Источник: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2019-4-208-217  

3 Дубаев. М.Л. Христианский союз молодых людей и русская эмиграция в Китае. Культурологический аспект взаимодействия русской общины с молодежными эмигрантскими организациями (первая половина ХХ в.).

4 Там же. 

5 Фактически «Молодая Чураевка» родилась 8 ноября 1925 г., а как официальная организация оформилась 20 марта 1926 г. См.: «Полно охватить всю сибирскую Русь». «Молодая Чураевка» в письмах Георгия Гребенщикова и Алексея Ачаира. Предисловие и публикация В.А. Росова: http://aryavest.com/work.php?workid=16

6 «Полно охватить всю сибирскую Русь». «Молодая Чураевка» в письмах Георгия Гребенщикова и Алексея Ачаира. Предисловие и публикация В.А. Росова: http://aryavest.com/work.php?workid=16  

7 См. подробнее: Черняева Т. Георгий Гребенщиков и его роман «Чураевы».