В трагических огнях истории нашей страны первой трети ХХ века сгорал старый уклад жизни, кардинально менялась социальная и политическая карта. Многие сотни тысяч людей оказались вовлечены в волны вынужденной эмиграции. С началом Гражданской войны в России эмигрантов оказалось столько, что этой проблемой пришлось озаботиться Лиге Наций. В 1921 г. было принято решение учредить должность Верховного комиссара по делам российских беженцев – им стал знаменитый норвежский путешественник Фри́тьоф На́нсен. А в 1922 г. были учреждены так называемые «нансеновские паспорта» для эмигрантов из России.
С начала 20-х годов ХХ века китайский город Харбин стал малой родиной для двухсот тысяч наших соотечественников. Как пишет Г.В. Мелихов, автор книг о российской эмиграции в Китае, «русский Харбин был самобытным, совершенно неповторимым городом. Он… формировал собственный дух – мужества, стойкости, широкой предприимчивости, знания… – все то, что позднее определило его лицо [как] целостного кусочка старой императорской России, чудом уцелевшего на китайской земле еще в течение почти 28 лет после революции»1.
Волею судьбы Борис Николаевич Абрамов с остатками отступающей Белой армии пребывает в Харбин 20 декабря 1920 года и живет здесь вплоть до 1959 года. Он меняет несколько мест работы. С 1 февраля 1940 г. по февраль 1946 г. Борис Николаевич служил сначала секретарём колледжа, а затем заведующим студенческим клубом в Христианском союзе молодых людей (ХСМЛ) Харбина. Как служащий Союза он состоял его членом.
Расскажем подробнее о том, что представляла собой эта организация, какие ставила цели и какую роль сыграла в судьбе русских эмигрантов.
Христианский союз молодых людей – это международная межконфессиональная организация, основанная в Лондоне в 1844 г., с целью пропаганды здорового образа жизни и религиозного воспитания молодежи. К середине 20-х гг. XX в. Союз насчитывал, по некоторым данным, до 2 млн человек2. По всему миру были открыты более 10 тысяч региональных союзов3.
В Харбине русское отделение Христианского союза начало работу в 1918 г. Располагалось здание Союза на Садовой улице, 62 в Новом Городе и являлось одним из притягательных очагов культурной жизни для молодежи. Напомним, что Б.Н. Абрамов жил в Харбине по адресу: ул. Садовая, 18, то есть недалеко от здания Союза.
Союз заботился прежде всего о духовном развитии и христианском воспитании молодого поколения российских эмигрантов. Подробно о деятельности Харбинского отделения Союза рассказывалось в выпусках журнала «Жизнь нашего союза» и периодических изданиях: «ХСМЛ лагерь доброго духа», «День абитуриента ХСМЛ», «Прощай колледж» и других.
Цели Христианского союза в Харбине были прописаны в его Уставных документах и заключались в следующем:
«1. Помощь русским, проживающим в Маньчжурии, в области образования: религиозного, морального и физического воспитания, поддерживая существующие русские общественные и религиозные учреждения.
2. Объединять молодежь для христианского служения обществу.
3. Организовывать дополнительные образовательные учреждения, в которых юношество и молодежь могли бы приобрести практические навыки, необходимые в жизни.
4. Твердо вести юношество к идеалу чистоты в словах, деле и мысли и противодействовать всеми мерами порокам, разрушающим харбинскую молодежь.
5. Сотрудничать с общественными организациями на благо общественного служения и благополучия»4.
Структурно харбинский Союз состоял из комитетов и отделов: Деловой комитет, Библиотечный комитет, Библиотека, Женский отдел, Отдел юношей, Общественный одел и Отдел физического развития.
Также существовал при Харбинском союзе клуб коллекционеров, клуб естествознания и географии, молодежный Отряд Костровы́х братьев.
Образовательный отдел занимался руководством и организацией работы образовательных учреждений харбинского Союза. В ведении Союза были:
1. Гимназия, основанная в 1925 г., с 1926 г. – 6-классная. В основе работы лежала учебная программа 1917 г., разработанная при Министре народного просвещения Российской империи графе П.Н. Игнатьеве.
2. «Народный университет» в виде бесплатных открытых лекций для желающих. Работал на площадках в Новом Городе и на Пристани.
3. Авто-техническая школа, готовившая шоферов-механиков.
4. Курсы английского языка для взрослых и детей, а также группы изучения китайского и немецкого языков для учащихся.
5. Школа русской и английской машинописи, открытая в начале 1926 г.
6. Курсы искусств: живопись и музыка.
7. Курсы кройки и шитья.
8. Детская летняя площадка.
В середине 20-х гг. обучение проходили почти 700 человек в год. Основная масса обучалась на различных курсах – более 400 человек.
В 1930 г. был образован колледж Христианского Союза. Он включал немецкое, японское и английское отделения с коммерческими и педагогическими курсами. Первоначально преподавание в нем велось на английском языке, позднее все предметы читались на русском. Уровень преподавания в колледже был высоким. В 1950-е гг. Министерство высшего образования СССР через МИД СССР запросил у консульства информацию о статусе диплома колледжа в Харбине и получил соответствующий документ, в котором говорилось о том, что «колледж ХСМЛ в городе Харбине был зарегистрирован как высшее учебное заведение». Секретарем этого колледжа некоторое время работал Борис Николаевич в 1940-е гг.
Помимо контроля за работой учебных заведений и курсов, Образовательный отдел Союза занимался различной общественной деятельностью, такой как чтение лекций, проведение концертов, вечеров и экскурсий, создания выставок, а также изданием журнала Союза.
Библиотека устраивала благотворительные лотереи, целью которых было, с одной стороны, пополнение фонда, а с другой – оказание помощи «Дому милосердия» – приюту для девочек сирот, который организовал в Харбине епископ Нестор (Анисимов).
При Женском отделе работал детский сад. Сотрудницы отдела организовывали экскурсии, проведение летних лагерей. Совместно с Отрядом Костровы́х братьев устраивали благотворительные мероприятия, например, новогоднюю ёлку для бедных детей города.
При отделении Союза действовал свой хор.
Общественный отдел курировал работу столовой и общежития. Целью столовой была организация минимального по оплате, простого, но здорового стола.
Отдел Физического развития занимался организацией и проведением различных спортивных мероприятий.
При Клубе естествознания и географии в 1929 г. была создана «Национальная организация исследователей Пржевальцев». Её членами был обнаружен скелет мамонта в местности Хуаншинь, к северу от Харбина. Это первая находка мамонта в Маньчжурии.
Союз проводил праздники, посвященные памятным датам Российской истории и культуры (памяти А.С. Пушкина, П.И. Чайковского и другие), широко отмечал православные праздники, особо почитаемые в дореволюционной России.
Стремление к помощи ближнему, воспитание молодежи объединили в Христианском союзе многих замечательных русских деятелей, оказавшихся за рубежом. Большую помощь в организации харбинского отделения, привлечению эмигрантской молодежи в ряды Союза и выпуске периодики оказал российский поэт и педагог Алексей Ачаир. Это имя – псевдоним Алексея Алексеевича Грызова. С 1923 г. он занимал должность помощника секретаря отделения, которому было поручено вести образовательные программы. Он писал и издавал брошюры, публицистические статьи, посвященные деятельности организации.
В 1926 г. А. Ачаиром было организовано литературно-художественное объединение «Молодая Чураевка»5. Он возглавлял его до 1932 г., а сама организация существовала до 1934 г. К 1930-м годам «Чураевка» стала объединением талантливых поэтов и писателей, ставших во главе литературного процесса в Харбине и во всём Русском Китае. Литературно-музыкальные вечера чураевцев пользовались большой популярностью и собирали полные залы.
Алексей Ачаир был знаком с трудами великого художника и просветителя Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и его общественной деятельностью. Первые книги Учения Живой Этики, появившиеся в печати: «Зов», «Озарение», «Община» – всегда находились на рабочем столе Алексея Алексеевича в качестве руководства к действию6.
Когда чураевцы узнали, что в Бельгии будет проходить специальная международная конференция, посвященная Пакту Мира, предложенному Н.K. Рерихом, то они составили Приветствие в поддержку идей Пакта. Это письмо было послано в январе 1932 года Музею Николая Рериха в Нью-Йорке. Здесь же были сформулированы цели этого литературного объединения:
«Мы, «Молодая Чураевка» на Сунгари – Кружок русской культуры, созданный общими усилиями молодежи и более зрелыми по летам работниками в Христианском Союзе Молодых Людей в Харби́не, утверждаем в своей деятельности принципы, выдвинутые Н.К. Рерихом и Г.Д. Гребенщиковым. Это путь к красоте, простоте и бесстрашию, это возжигание факела Духа во мгле повседневных забот, это – бережное и чуткое отношение ко всему человеческому, мерилом которого служит степень нашего собственного развития.
На грани многих культур протекает наша работа, и нам явлены многие чуждые лики. Здесь, в Харбине, в этом крупном центре дальневосточной эмиграции, когда каждый народ принес свои противоречивые другим интересы, мы воочию убедились, что только язык взаимной снисходительности в стремлении понять чуждое в духе разумности является единственным языком, истинно достойным человечества. Там, где звучит этот международный язык культуры, там стихает злоба, взаимная нетерпимость, тяжкая политическая и расовая ненависть, которой мы являемся печальными свидетелями.
Поэтому нам так близка всякая защита и утверждение мировой культуры и ее сокровищ. Мы верим, что международная конференция в Бельгии своими решениями заложит фундамент того, что человеческий дух развернет в чудесные, полные значимости перспективы и факты.
Мы, «Молодая Чураевка» в Христианском Союзе в Харбине, от всей души, с полным пониманием наших слов приветствуем Пакт Мира Н.К. Рериха и присоединяем наш голос ко многим голосам, слившимся в одном мощном стремлении найти истинное всеобщее понимание человеческого духа и утвердить его путь.
Примите наш горячий привет и низкий поклон с границы Земли Русской».
Среди членов инициативной группы мы видим и имя молодой Наталии Спириной, будущей ученицы Бориса Николаевича Абрамова.
Позже, когда в 1934 году в Харбин прибыл Н.К. Рерих во время Маньчжурской экспедиции, Алексей Ачаир активно участвовал в подготовке его выступлений в культурных обществах города. Николай Константинович прочитал в кружке доклад «Несение Света» о Сергии Радонежском.
Большое влияние на становление кружка чураевцев оказало творчество Георгия Дмитриевича Гребенщикова (1882-1964). Он стал популярным в Зарубежье и как писатель, и как инициатор создания известного поселения эмигрантов, русской деревни Чураевка недалеко от Нью-Йорка. Известность Г.Д. Гребенщикова, на практике осуществляющего свои литературные идеалы, дошла и до Русского Китая. В 1920-е годы в эмигрантской среде широко обсуждался его знаменитый роман-эпопея «Чураевы» (к тому времени вышло 4 тома)7. Писательское мастерство Г.Д. Гребенщикова и высказанные им идеи вдохновили многие литературные начинания. Как следует из переписки между А. Ачаиром и Г.Д. Гребенщиковым, в Маньчжурии первоначально предполагалось открыть даже отделение американской Чураевки, нечто вроде земледельческой общины.
Алексей Ачаир в каждом номере журнала «Прощай колледж», выпускавшемся при колледже Христианского союза, публиковал стихи и обращения к молодежи. Этот журнал выходил ежегодно перед выпуском очередного курса и освещал учебные и творческие достижения педагогов и студентов-выпускников.
Вот фрагмент одного из таких обращений Алексея Алексеевича:
«Дорогая молодежь, жизнь – это творчество, иначе не жизнь, а только существование. Жизнь – это выполнение долга, в противном случае какое найти оправдание нашему пребыванию на Земле? Страдание – как закалка металла. Из чугуна – крепкая, ничем несокрушимая сталь.
Но радость и счастье впереди; сознание, что сделал что-то необходимое и полезное, по мере силы разуменья выполняя свой долг, и, если были испытания и сомнения, – не поколебался и остался верным высоким идеалам.
Только люди с сильной волей могут выполнить такие требования «эстетики духа». Сильная воля добывается с трудом, но какое счастье преодолеть соблазны слабости. Ради чего? Ради кого? Достижение цели – ради счастья другим. Это счастье несет выше чистое и открытое сердце. В дни, когда куется новый мир необходима решительность. Дух решительности – воля к победе».
А. Ачаир, проводя в жизнь главные принципы работы Союза – преданность родине, национальное достоинство, христианская вера, честность, правдивость, чистота – одновременно утверждал и основы русской духовной культуры, наставлял молодежь на путь созидания, поиска смысла жизни в служении ближнему и России.
Дальнейшая судьба Алексея Алексеевича оказалась очень трудной. В 1945 г. он был арестован советскими войсками, которые освобождали Маньчжурию от японских оккупантов, и депортирован в СССР, где 10 лет отбывал заключение в исправительно-трудовом лагере под Красноярском. После освобождения он жил в Новосибирске, работал учителем пения в средней школе, создал хор, руководил кружками художественного творчества.
В заключение мы отметим, что Христианский союз молодых людей Харбина проводил очень большую общественную работу вплоть до своего закрытия в 1946 году. Исследователи Русского Зарубежья считают, что по количеству направлений деятельности, объему разного рода мероприятий, количеству участников в них, харбинское отделение Союза было одной из самых активных и эффективных организаций не только в Харбине, но и в Китае в целом. Зная активную жизненную позицию Бориса Николаевича Абрамова, его устремленность к культурному сотрудничеству, мы с уверенностью можем предположить, что он принимал деятельное участие в работе Христианского союза. К сожалению, на данный момент практически ничего неизвестно об этом периоде его жизни – а он работал в Союзе почти 6 лет – но надеемся, что со временем узнаем подробности о его деятельности.
1 Мелихов Г.В. Белый Харбин. Середина 20-х. М.: Русский путь, 2003. Стр. 97. Источник: https://www.litmir.me/br/?b=122137&p=97
2 Дроботушенко Е.В., Ланцова Ю.Н., Карасёв С.В., Ван Мэн. Христианский союз молодых людей в Харбине: к истории существования и деятельности в середине 1920-х годов // Известия Лаборатории древних технологий. 2019. Т. 15. № 4. С. 208–217. Источник: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2019-4-208-217
3 Дубаев. М.Л. Христианский союз молодых людей и русская эмиграция в Китае. Культурологический аспект взаимодействия русской общины с молодежными эмигрантскими организациями (первая половина ХХ в.).
5 Фактически «Молодая Чураевка» родилась 8 ноября 1925 г., а как официальная организация оформилась 20 марта 1926 г. См.: «Полно охватить всю сибирскую Русь». «Молодая Чураевка» в письмах Георгия Гребенщикова и Алексея Ачаира. Предисловие и публикация В.А. Росова: http://aryavest.com/work.php?workid=16
6 «Полно охватить всю сибирскую Русь». «Молодая Чураевка» в письмах Георгия Гребенщикова и Алексея Ачаира. Предисловие и публикация В.А. Росова: http://aryavest.com/work.php?workid=16
7 См. подробнее: Черняева Т. Георгий Гребенщиков и его роман «Чураевы».