Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
Сост. Н.В. Башкова,
ТулРИЦ, г. Тула

О коллекции минералов в Музее Б.Н. Абрамова.

Дар В.Н. Лихачева (Алтай, с. Верхний Уймон)


  

В июле текущего года Музею Б.Н. Абрамова в г. Венёве был передан замечательный дар – коллекция минералов. Она была подарена Виктором Николаевичем Лихачёвым, известным мастером по дереву и камню, живущим в селе Верхний Уймон в республике Алтай.

Виктор Николаевич с единомышленниками основал уникальное Творческое объединение «Самоцветы». Это союз искусных мастеров Уймонской долины, которым за несколько лет удалось добиться высокого уровня изделий и создать новое направление симбиоза различных материалов: дерева, камня, металла, ткани и керамики. Лучшие работы мастеров этого объединения участвуют в выставках по всей России.


Творческое объединение «Самоцветы». Выставочный павильон. Алтай, с. Верхний Уймон.
Творческое объединение «Самоцветы». Выставочный павильон.
Алтай, с. Верхний Уймон.
Виктор Николаевич Лихачёв. Алтай, с. Верхний Уймон.
Виктор Николаевич Лихачёв.
Алтай, с. Верхний Уймон.

Творческое объединение «Самоцветы». Выставочный павильон. Алтай, с. Верхний Уймон.
Творческое объединение «Самоцветы». Выставочный павильон.
Алтай, с. Верхний Уймон.
Творческое объединение «Самоцветы». Выставочный павильон. Алтай, с. Верхний Уймон.
Творческое объединение «Самоцветы». Выставочный павильон.
Алтай, с. Верхний Уймон.

В Музей были переданы 14 минералов достаточно большого размера. На них прекрасно видны необыкновенные узоры Природы, разнообразие красок, богатство тонких переходов и оттенков, которые вспыхивают ещё ярче при свете солнца.

В Учении Живой Этики отмечается: «Горные кристаллы от одного огня, но все разные. Можно думать над такими огненными образованиями. Иметь их уже будет хорошим напоминанием о том Светлом Мире, куда каждому дозволено стремиться» [Мир Огненный, ч. 3. 605.].

В «Гранях Агни Йоги» дается пояснение того, в чем заключается сила камня: «Свойство камней – поглощать и отражать лучи». «Луч отражается по цвету субстанции камня. Красный [камень] даёт красный луч, синий – синий. …Камень бесцветный и чистой воды отразит все лучи спектра. Камень являет собою как бы символ человеческой сущности и её аурических цветов... Между цветами ауры и между лучами камней может быть явное соответствие. И правильно думать, что подобное усиливается подобным. …В камне неотделанном эти свойства скрыты, в граненом – выявлены. Число граней даёт богатство лучам... Если долго сосредоточивать внимание на луче камня определенного цвета, то воздействие неминуемо. ...В лучах скрыта самая сущность жизни. И камни как бы позволяют коснуться некоторых граней её проявления. …Глубоко поучительны строения кристаллов, свет преломляющих. …Кристаллизация не есть свойство плотной материи только. Энергии высшие обладают тем же свойством сгущаться… Кристаллами тонких энергий насыщен Невидимый Мир» [Грани Агни Йоги. 1953 г. 537].


Коллекция минералов в Музее Б.Н. Абрамова.
Минералы из коллекции в зале Б.Н. Абрамова.
Коллекция минералов в Музее Б.Н. Абрамова.
Коллекция минералов в Музее Б.Н. Абрамова. Зал Н.К. Рериха.

Минералы из коллекции в зале Б.Н. Абрамова.  

Конечно, минералы ценны не только своей красотой, но и их влиянием на физическое и психическое здоровье человека. В древности, рассказывается в книге «Братство», «существовал метод лечения естественными эманациями. Больных окружали соответствующими минералами или растениями вместо принятия внутрь. Конечно, такой метод предполагал утончение восприятий. …Свойства минералов и растений не могут быть оспариваемы. ...Можно повсюду замечать воздействие эманаций. Пусть эта область человеческих взаимоотношений будет исследована» [Братство. 514].   Итак, посмотрим минералы из коллекции Музея.

Самый большой экспонат – уральский горный хрусталь высотой более 25 см и шириной 16 см. Это кристалл с зеркально гладкими шестью гранями и заостренной пирамидальной вершиной. Кристалл отличает красивый переход снизу-вверх от почти белого наполнения до чистой прозрачности.

Следующий камень – белоречит с верховья алтайской реки Белой. Минерал ярко окрашен примесями окислов и солей железа. В нём сочетаются полосы и пятна от почти молочного до оранжевого цвета. Этот камень добывается с XVIII века именно на алтайских месторождениях.


Горный хрусталь.
Горный хрусталь.
Белоречит.
Белоречит.

Самым ярким цветным столбом желто-оранжевого цвета выступает арагонит, или кристаллический кальцит, из района села Манжерок Республики Алтай.

C течением времени – из-за повышенной хрупкости кристаллической решётки, разрушающейся от длительного воздействия высоких температур – арагонит видоизменяется, превращаясь в кальцит (объем минерала при этом всегда увеличивается).

В коллекцию Музея входит также и большой кальцит диаметром более 25 см, названный «Роза Алтая». Необычный и яркий минерал, состоящий из множества небольших сросшихся кристаллов. Его структура действительно очень напоминает цветы с множеством лепестков. Можно сказать, что теперь в Музее будет свой розарий…


Арагонит. Кристаллический кальцит.
Арагонит. Кристаллический кальцит. 
Арагонит. В лучах Солнца.
Арагонит. В лучах Солнца.


Кальцит «Роза Алтая».
Кальцит «Роза Алтая».
Кальцит «Роза Алтая».
Кальцит «Роза Алтая».

Ещё один завораживающий экспонат представляет собой окаменелое дерево, возраст которого исчисляется двумястами миллионами лет. Он был найден вблизи алтайского села Усть-Кокса.

Все оттенки зеленого цвета отражены в коллекции в таких камнях, как семинская и теректинская яшма, нефрит и офикальцит, или камень-лекарь, из Горной Шории.

Нефрит, сложный в обработке камень, представлен в утонченной форме высокого языка пламени, поднимающегося ввысь…


Окаменелое дерево. Около 200 млн лет.
Окаменелое дерево. Ок. 200 млн лет.
Нефрит.
Нефрит.

Яшма теректинская.
Яшма теректинская.
Яшма семинская.
Яшма семинская.

Пожалуй, мало найдется минералов, которые были бы так различно окрашены, как яшма. Вот и в коллекции Музея Б.Н. Абрамова присутствует ещё один образец уймонской яшмы, который имеет совершенно другую окраску – это благородный темно-бордовый цвет с красивыми, яркими вкраплениями серого и почти оранжевого. Он также представлен в объемной форме языка пламени. Известно, что с древности именно красная яшма особенно почиталась и считалась самой целебной.

Наверное, вы обратили внимание на название камня офикальцит, или камень-лекарь. Такое название связано с использованием минералов для очищения воздуха. В Древней Греции и позднее в Риме устанавливали в храмах и дворцах изделия и плиты из офикальцита, который уничтожает бактерии, содержащиеся в воздухе. С этой же целью вплоть до XVIII века офикальцит экспортировали в Россию.


Яшма уймонская.
Яшма уймонская.
Яшма уймонская. При искусственном освещении.
Яшма уймонская.

Офикальцит. Камень-лекарь.
Офикальцит. Камень-лекарь.
Офикальцит. Камень-лекарь.
Офикальцит. Камень-лекарь.

Красивую синюю и фиолетовую палитру дают памирский лазурит и стихтит с Теректинского хребта у верховья реки Казнахты. Синий цвет издревле имел сакральное значение и символизировал высшую, небесную истину.

Самыми узорчатыми, искусно расписанными природой минералами являются креме́нь с алтайского рудника Степного и змеевик (серпентини́т) из Усть-Коксинского района. Декоративными считаются цветные кремни с двухцветными полосами или рисунком. Кремень в коллекции имеет розоватый фон с многообразными серо-белыми линиями.

Горную породу «серпентинит» образуют силикаты магния. По цвету и рисунку эти минералы очень разнообразны и часто напоминают змеиную кожу. Поэтому и свое название камень получил от латинского «серпенс», что значит «змея». В коллекции змеевик темно-зеленый с разноцветными узорами.


Лазурит.
Лазурит.
Стихтит.
Стихтит.

Креме́нь.
Креме́нь.
Змеевик (серпентинит).
Змеевик (серпентинит).

Теперь все эти минералы будут находиться в постоянной экспозиции Музея Б.Н. Абрамова в г. Венёве.

Мы выражаем глубокую и сердечную благодарность Виктору Николаевичу за такой щедрый, ценный и красивый дар!


Посмотреть коллекцию минералов в разделе "Музей Б.Н. Абрамова".