Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
В.В. Макаров,
ТулРИЦ, г. Тула

Учение Живой Этики о невозможности и возможности освобождения от Кармы


  

За последние несколько десятилетий понятие Кармы устойчиво вошло в нашу действительность. Оно не только является предметом научного диску́рса востоковедов и философов, но и становится широко обсуждаемым в повседневной жизни людей.

Вечные проблемы: справедливости и судьбы, добра и зла, страдания и неравенства, свободы и неизбежности, случайности и предопределённости, возможности искупления грехов и преступлений, обоснованности нравственного поведения и многое другое в свете идей, заключённых в доктрине Кармы, – получают новое, глубинное осмысление. Несмотря на то что в иудаизме, христианстве, исламе, как и в европейской мысли в целом, представление о законе Кармы отсутствует, без комплекса идей, содержащихся в нём, обойтись, на наш взгляд, невозможно. Ведь решение указанных проблем неразрывно сопряжено с пониманием взаимосвязи явлений, принципов причинности и закономерности жизни как отдельного человека, общества, так и всего космоса.

Концепция Кармы является стержневой как для Учения Живой Этики, так и для всей религиозно-философской мысли Востока. Само понятие появилось на Индийском субконтиненте более 26 веков назад. За свою долгую историю оно приобрело многообразные смыслы, порой противоречивые и превратные толкования. Следует уточнить, что речь идёт не о первоосновах индуизма и буддизма, данных их Основателями, а о сложившихся в дальнейшем их традициях и школах, которые представляют собой чрезвычайно широкие явления, включающие в себя различные религиозные, философские, мифологические, культурные, этнические, психологические, социальные и другие компоненты.

В целом Карму можно охарактеризовать как причинно-следственный закон, закон морального воздаяния, согласно которому все физические, вербальные, психические, ментальные действия неизбежно порождают соответствующие им последствия. Эти причины влияют на текущую жизнь человека и обусловливают его посмертное существование и будущие воплощения на земле. Такое понимание Кармы соответствует религиозно-философским течениям индуизма, буддизма, джайнизма. Наибольшее развитие концепция Кармы получила в буддизме. Его основатель, великий индийский подвижник Гаутама Будда утверждал: «Я не учу ничему другому, как только карме» (Цит. по: Рокотова Н. Основы буддизма. Новосибирск. 2018. С. 127.).


Н.К. Рерих. Будда-победитель
Н.К. Рерих. Будда-победитель
Н. Рокотова. Основы буддизма

Е.И. Рерих в блестящей работе «Основы буддизма», близкой по своему духу Учению Живой Этики, писала: «Что есть карма? Воздействие последствия совершённого человеком выявления – делом, словом и мыслью. Внутреннее воздействие… проявляется лишь в сознательных существах. Отсюда колоссальная ответственность человека перед всем сущим и, прежде всего, перед самим собою. [Будда утверждал]1: “То, что я называю кармой, есть лишь мысль, ибо, поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом”. (…) Та настойчивость, которую проявил Будда, чтобы внушить своим ученикам сознание моральной ответственности, вытекающей из закона кармы, доказывает , что в этом заключался факт первичной Истины, самодовлеющей и абсолютной, Истины, которая должна руководить всеми поступками человека» (Рокотова Н. Основы буддизма. С. 126.).

Важно подчеркнуть, что у ряда восточных религиозно-философских течений (при всех их особенностях) в интерпретации Кармы присутствуют как позитивные идеи, имеющие много общего и созвучного с Учением Жизни, так и то, что их отличает. В докладе рассматривается одно из самых существенных различий. Оно заключается в традиционном негативном отношении к Карме. В этом нет ничего странного, так как такое отношение следует из понимания доктрины сансары – чередующихся рождений и смертей, главной характеристикой которой является страдание и несвобода.

Согласно восточной мысли, любое живое существо обречено на тягостное перерождение с чередой страданий: каждое существование заканчивается смертью, после которой всё повторяется вновь. Религиовед, буддолог и буддист Е.А. Торчинов отмечал: «И буддизму, и другим религиям Индии полностью чужда идея эволюции – в отличие от ...теософии, переход из жизни в жизнь образует в индийских религиях не лестницу совершенствования и восхождения к Абсолюту, а мучительное коловращение и переход от одной формы страдания к другой. Поэтому если человек материалистического или просто безрелигиозного западного воспитания может найти в идее перерождений даже что-то привлекательное, то для индийца она сопряжена с чувством несвободы и мучительной порабощённости, вызывающей потребность в освобождении из этой круговерти» (Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. СПб. 2000. С. 23.).

Известный бурятский буддолог, философ и буддийский духовный наставник, Б.Д. Дандарон писал: «…[В сансаре] человек порабощается непрерывающимся круговоротом рождений и смертей, что является результатом кармических деяний» (Дандарон Б.Д. Буддизм. Сборник статей. СПб. 1996. С. 90.). В «Письмах о буддийской этике» Б.Д. Дандарон утверждал: «Совершенствуясь, йог освобождается от …закона кармы: все предыдущие причины, собранные им в течение бесконечного периода перерождений, которые порождают муки и новые перерождения, йог посредством совершенствования уничтожил. И поэтому он вышел из-под власти кармы»2.

Как ярко и образно выразился авторитетный японский буддолог, философ, психолог, профессор Дайсэ́цу Судзуки: «Именно благодаря закону кармы в самый момент рождения лапы смерти охватывают шею жизни» (Судзуки Д.Т. Основные принципы буддизма Махаяны. СПб. 2002. С. 154.).


С.Н. Рерих. Тибетские ламы
С.Н. Рерих. Тибетские ламы
Н.К. Рерих. Сантана
Н.К. Рерих. Сантана

Известные индийские профессора философии С. Чаттерджи и Д. Датта в одном из популярнейших учебников по индийской философии, ставшем классическим в Индии «Введение в индийскую философию», подчёркивали: «С достижением освобождения от зависимости наше я выходит из подчинения закону кармы, живёт и действует в атмосфере свободы. (…)

Словом “зависимость” обычно обозначают процесс рождения и нового рождения, а также последующие несчастья и страдания, которым подвергается индивид. Отсюда “освобождение” (мукти, или мокша) означает приостановление этого процесса. Освобождение – это состояние совершенства, состояние, которое, согласно учению некоторых индийских мыслителей – джайнистов, буддистов, последователей школы санкхья, адвайта-ведантистов, – может быть достигнуто даже в этой жизни» (Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М. 1955. С. 28, 29.).

Известный историк религий, культуролог Мирча Элиаде писал: «…Вся индийская метафизика и вся индийская (религиозная) практика (в той мере, в какой они ставят целью освобождение человека) стремятся к уничтожению кармы» (Цит. по книге: «Буддийский взгляд на мир». С. 142.).

Исходя их таких взглядов, Карма вращает бесконечное колесо сансары, иными словами, именно эта сила заставляет человека пребывать в мире страданий. Поэтому цель человека состоит не в том, чтобы подняться как можно выше в цепочке нескончаемых рождений, а в том, чтобы разорвать эту цепь и вырваться за пределы перерождений, прекратить участвовать в причинно-следственной связи, иными словами, – достичь освобождения от сансары и Кармы. В этой связи обращает на себя внимание замечание из «Граней Агни Йоги»: «Освобождение от власти кармы следует искать не там и не в том, где его ищут…» (Гр.А.Й. 1955 г. 260.).

В Учении Жизни Карма является космическим законом, имеющим всеобъемлющее значение. Принципиальное отличие Живой Этики от ряда традиционных восточных религиозно-философских воззрений заключается в позитивном понимании Кармы как фундаментального закона, как движущей силы космической эволюции, направляющей по восходящей спирали беспредельного развития все формы жизни. Карма, согласно Учению, – это созидательный закон, охраняющий свободу воли и выбора человека и устремляющий всё сущее к совершенствованию, к достижению состояния гармонии в бесконечном эволюционном процессе.

Карма действует как наш учитель, лучший наставник, помогающий усвоить необходимые уроки жизни для приобретения духовного опыта и многогранного совершенствования. «Конечно, и опыт никогда нам не навязывается, – писала Е.И. Рерих, – сами мы… создаём и принимаем его, ибо карма ставит нас в те условия, в которых мы должны выучить новый урок или же повторить ранее недоученный» (Письмо Е.И. Рерих. 11.01.1936.). В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Карма ставит в определённые рамки для изживания отрицательных качеств и приобретения положительных. Она всегда чему-либо учит и в конечном итоге целью имеет продвижение сознания» (Гр.А.Й. 1969 г. 471.).


Н.К. Рерих. И мы открываем врата
Н.К. Рерих. И мы открываем врата
Н.К. Рерих. Сантана
Н.К. Рерих. Сантана

В Учении утверждается, что Карму надо прежде всего воспринимать «как действие высшее, являющее эволюцию» (Беспредельность. 310.). «Причинность является тем фактором, который движет Вселенную» (Беспредельность. 24.). «Всё, что происходит внутри человека – указывается в «Гранях Агни Йоги», – и окружает его вовне, кармической целью имеет эволюцию духа, и только её» (Гр.А.Й. 1969 г. 438.). В таких положениях заключается новый, революционный подход Живой Этики.

В противоположность приведённым выше некоторым восточным воззрениям в Учении Жизни подчёркивается, что Карму как «закон основания жизни» (Сердце. 549.), как «первичный Закон Вселенной» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 2. С. 283.) нельзя прекратить или уничтожить. Это означало бы конец любой деятельности, абсолютный конец жизни, что по определению невозможно. Ни в земном, ни в Надземных мирах существование человека (как и других форм жизни) не останавливается, и, следовательно, Карма, выражающаяся в различных своих видах, действует всегда.

Приведём яркие высказывания из книг Учения Жизни, характеризующие предельно чётко эту позицию. «…Вся Вселенная есть нескончаемая цепь причин и следствий …как же мы, частички этой Вселенной, – с недоумением писала Е.И. Рерих, – можем быть изъяты из этого космического закона?» (Письмо Е.И. Рерих. 17.10.1935.). «Ведь в сущности говоря, ничего, кроме кармы, не существует. Всё Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причём последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий, и так аd infinitum [до бесконечности – В.М.]. Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить её в других мирах» (Письмо Е.И. Рерих. 11.06.1935.).

«…Всё есть карма и всё держится кармой» (Письмо Е.И. Рерих. 24.09.1935.). «Закон Воздаяния… – писала Е.П. Блаватская, – существует от Вечности и в Вечности, воистину, ибо сам он Вечность» (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 2. С. 378.).

«Нет таких сил, – отмечается в «Гранях Агни Йоги», – которые могли бы остановить бег времени. И нет таких законов, которые причину могли бы лишить следствия» (Гр.А.Й. 1955 г. 372.). «Закон причинности царствует в мире» (Гр.А.Й. 1955 г. 3.).


Н.К. Рерих. Путь
Н.К. Рерих. Путь
Н.К. Рерих. Всадник ночи
Н.К. Рерих. Всадник ночи

В качестве яркого примера приведём такую разновидность Кармы как «кармические долги», представляющие собой различного рода страдания и ущерб, причинённые другим людям, или полученные от них различного рода блага. Такие долги связывают «железными цепями» должника с кредитором. И только расплата прекращает их действие. «Кармические долги надо платить, – сказано в «Гранях Агни Йоги». – От них освободить не может никто. И платить надо научиться спокойно и без сетований. Всё имеет свои причины в прошлом. Их приходится погашать путем искупления» (Гр.А.Й. 1968 г. 445.).

При этом в Учении Жизни подчёркивается ключевая закономерность: воздействие Кармы идёт по возрастающей линии. «Карма действует прогрессивно» – указывается в книге «Надземное» (242.). Если человек не сумел или не захотел выучить жизненный урок, уклонялся от уплаты своих кармических долгов, упорствовал в нежелании вырабатывать необходимые качества сознания, то требуются более эффективные меры воздействия. «После каменной тягости тупоумия, – говорится о таких людях в книге «Агни Йога», – они ещё переживут ядовитую слизь сомнения и ужас самомнения. Тогда явится бревно по затылку, и, слетев с лестницы, улитки мечтают прилепиться хотя бы к низшей ступеньке» (Агни Йога. 26.).

В Живой Этике утверждается: «…Карма задержанная действует десятерично. Нужно, чтобы человек понял, насколько он сам может содействовать следствиям кармы» (Надземное. 570.). «Если [пытаться] опрокинуть карму, она обернётся на вас» (Зов. 10.04.1922. 232.). «…Недопустимо пытаться изменить Карму умышленно и насильственно» (Мир Огненный, ч.2. 137.). «Восстание против Кармы бесполезно, – говорится в «Гранях Агни Йоги», – ибо результатов не даст, но только отяжелит испытания» (Гр.А.Й. 1965 г. 25. (15).) «Карму отбросить нельзя, иначе она обернётся ещё более неумолимым аспектом» (Гр.А.Й. 1955 г. 300.).

Таким образом, притязания на освобождение от закона Кармы, прекращение или уничтожение Кармы как таковой признаются в Учении не только нелепыми и неразумными взглядами, но и вредными в практическом смысле.

В этой связи парадоксально выглядит ряд утверждений, встречающихся на страницах Учения Жизни. Например: «В задачу идущего по пути входит освобождение от кармы» (Гр.А.Й. 1957 г. 129.). «С легкостью [люди] утверждают о творении Кармы, но не принимают мер для освобождения от неё» (Надземное. 229.). «Да! Да! Да! Можно стать победителем кармы» (Гр.А.Й. 1955 г. 409.). Употребляются также близкие понятия: «изживание кармы», «преодоление кармы», «погашение кармы», «обогнать карму», «заменить карму», «потушить карму», «исчерпать карму», «выйти из колеса рождений и смертей» и т.д. Надо сказать, что всё это не просто метафоры и теоретические конструкты. При внимательном прочтении мы встречаем в Учении целый комплекс методов и практических советов по преодолению и изживанию Кармы.


Н.К. Рерих. Ковка меча (Нибелунги)
Н.К. Рерих. Ковка меча (Нибелунги)
С.Н. Рерих. Огни усилий
С.Н. Рерих. Огни усилий

На первый взгляд, такие утверждения кажутся противоречащими вышесказанному. Однако разгадка этого заключается в многозначности самого понятия Кармы. В Живой Этике говорится: «Люди очень полюбили слово “Карма”. В разных частях света они повторяют его, но не желают понять его значения» (Надземное. 229.). В процессе исследования нам удалось выявить около пятидесяти его значений и оттенков смыслов. Е.И. Рерих подчёркивала: «Конечно, карма есть понятие, имеющее много значений, так же как и особый термин для каждого её аспекта» (Письмо Е.И. Рерих. 17.06.1946.). Поэтому требуются существенные внутренние усилия по расширению сознания для вмещения противоположений и многих граней такого весьма содержательного и богатого смыслами многоуровневого понятия.

В отличие от ряда традиционных восточных религиозно-философских воззрений в Живой Этике утверждается не идея освобождения от закона Кармы как такового, а идея преодоления, изживания старой, негативной Кармы в её значении неблагого причинно-следственного комплекса. «Нельзя говорить об уничтожении кармы, – сказано в Записях Б.Н. Абрамова, – но о её трансмутации, о погашении одних энергий, более плотных, и замене их более тонкими, о сознательном перерождении сферы кармических энергий ауры можно не только говорить, но действительно утверждать в себе ряд энергий, соответствующих данной ступени сознания» (Гр.А.Й. 1952 г. 598.). Ведь Карма заключена в накопленных как положительных духовных качествах, способностях и достоинствах человека, подобно крыльям, поднимающим и возвышающим его, так и в отрицательных свойствах сознания, пороках, «серых накоплениях прошлого» (Гр.А.Й. 1970 г. 460.), подобно тяжкому грузу, тянущему вниз и препятствующему восхождению. «Карма – оковы и цепи, карма – крылья и Свет устремлённый, – сказано в «Гранях Агни Йоги». – Разные кармы бывают, но творятся они свободною волею человека» (Гр.А.Й. 1968 г. 200.).

Кармические долги, ложные жизненные ценности, неверные установки мышления и неразрешённые глубинные проблемы сознания порождают различного рода негативные последствия. Они переходят из жизни в жизнь, пока мы не освободимся от их источника. Именно поэтому в Живой Этике и утверждается не только возможность, но и необходимость изживания Кармы. Уклонение от такой целенаправленной работы, приводит лишь к усугублению негативной Кармы, обременению человека более жёсткими обстоятельствами и получению тяжёлых жизненных ударов.


Н.К. Рерих. Жемчуг исканий
Н.К. Рерих. Жемчуг исканий
Н.К. Рерих. Бум-Эрдени
Н.К. Рерих. Бум-Эрдени

«Если мы не находим …сил самим изжить нечто отрицательное в себе, – подчёркивается в Записях Б.Н. Абрамова, – то на помощь нам приходят внешние обстоятельства, Карма или Судьба. Странно звучит для неподготовленного сознания слово “помощь”, когда речь идёт, скажем, о лишении свободы, болезнях, нужде и т.д. Тем не менее, если честно признаться самому себе, то именно эти страшные для всех обстоятельства и являются помощью там, где человек не может или не хочет сам себе помочь» (Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. 316.).

Изживание негативной Кармы объективно требуется для решения комплекса индивидуально-духовных, социальных, эволюционных, сотериологических и других задач. Справедлива мысль, что преодоление такой Кармы – это восстановление нарушенного равновесия как внутри человека, так и среди группы, общества, планеты в целом.

На чём же в Учении основывается уверенность в возможности освобождения от негативной Кармы? Приведём некоторые основные идеи.


Таблица. Основания возможности освобождения от неблагой Кармы.


Таким образом, в Живой Этике утверждается несостоятельность суждений о прекращении и уничтожении Кармы как таковой. Вместе с тем подчёркивается необходимость изживания кармического груза отрицательных качеств, долгов прошлого, препятствующего прогрессивному развитию, обосновывается практическая возможность освобождения от такой негативной Кармы. В целом же Закон Кармы предстаёт основной движущей силой эволюции человека и всего сущего по восходящей спирали.



______________

1 Здесь и далее вставка в квадратных скобках внутри цитаты – В.М.

2 Дандарон.Д. Письма о буддийской этике. Электронный ресурс: https://www.rulit.me/books/pisma-o-buddijskoj-etike-read-225728-9.html Дата обращения 12.01.2021 г.