Борис Николаевич
Абрамов

2.08.1897 – 5.09.1972

деятель культуры,
мыслитель, духовный ученик
Н.К. Рериха и Е.И. Рерих

Борис Николаевич Абрамов духовный ученик Н.К. Рериха и Е.И. Рерих
О.А. Андарало
председатель Белорусского отделения МОД «Родительская забота»,
г. Могилев, Республика Беларусь

Миротворчество – творение мира человека

Заочное участие



I. Мир нашему Дому!


Взаимосвязь мировых событий с миром семьи и внутренним миром человека не всегда очевидна, но вполне реальна и может быть прослежена. Древняя мудрость говорит: «Свет в душе – красота в человеке, красота в человеке – гармония в доме, гармония в доме – порядок в стране, порядок в стране – покой в мире». Эту глубинную связь подтверждает и наука. Современные ученые находят единство принципов организации бытия во всех аспектах и на всех уровнях – от физического и биологического до психологического и социального. Выясняется, что Вселенная от микромира до Метагалактики имеет фрактальную структуру и протекающие в ней иерархически структурированные процессы самоорганизации обладают «самоподобием» на всех уровнях. Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН Князева Е.Н. считает возможным «провести параллели между рисунками форм природы и рисунками мыслей и действий человека, геометриями природы и геометриями человеческого поведения» [1. С. 210], а профессор Санкт-Петербургского университета В.В. Василькова находит, что «Мировой порядок разворачивается, структурируется подобно глобальному фракталу, воспроизводя в каждом участке (фрагменте) картины мира первоначальный структурный рисунок, описанный в мифах как образование Космоса из хаоса» [1. С. 216].

Принцип фрактальности прослеживается и в строении человеческого сообщества: человек (с его сложной организацией) – семья – род – народность – национальность – раса – человечество. Потому библейскую мудрость: «Дом, разделённый в себе, не устоит», можно отнести как к семейному союзу, так и к дому народа – стране и к дому человечества – планете.

Задача сохранения единства на всех уровнях совместного бытия предполагает осознанное противостояние разъединению и продвижение всех взаимодействующих частей к гармонии, подобающей частям единого целого, способного к самоорганизации и саморегуляции. В этом могут быть полезны как накопленные тысячелетиями заветы мировой мудрости, имеющие вневременную ценность, так и передовые научные знания, в частности открытия синергетики, изучающей динамику открытых саморегулирующихся систем, в том числе социальных (греческий корень слова «синергетика» символически в данном случае указывает на совместное действие, сотрудничество).

На уровне государства и мирового сообщества сплочение людей доброй воли должно стать щитом от злонамеренных сил, реализующих и сегодня стародавнюю тактику: разделяй и властвуй. Для разрушения связей и «духовных скреп» во всех сферах социальной жизни деструктивные силы широко используют «прорывные» технологии, опираясь при этом на извечные людские пороки и весь арсенал циничных методов. Можно видеть идущий по всему миру натиск «управляемого хаоса» бунтов и цветных революций: население атакуемых стран массированно дезинформируется и деморализуется с целью раскола на враждебные полюса, готовые уничтожать друг друга и свою страну в соответствии с планом закулисных агрессоров, «загребающих жар» их руками. Многие десятилетия широким фронтом движется западная кампания, нацеленная на повсеместное разрушение института семьи, которая началась с уничтожения морали в сфере взаимоотношений полов, в том числе под видом сексуального просвещения, продолжается во многих странах бесчинствами ювенальной юстиции, повсеместными спекуляциями на теме семейного насилия, формирующими негативный образ семьи, и достигла уже не только «научного» обоснования, но и законодательного утверждения гендерных и трансгендерных извращений в качестве нормы жизни. Под маской продвижения демократических прав и свобод, а то и без всяких масок, насаждается безнравственность, попираются здравый смысл и законные права множества граждан и целых народов. Под ударами оказываются скрепляющие узы в семье и социуме, мораль и нравственность, система образования и культурная сфера – то есть всё то, на чём держится духовный иммунитет общества и ресурсы внутреннего развития нации и государства.

Ситуация трагически усугубляется тем, что опыт целостного познавания и живого взаимодействия с миром у современных людей, особенно юных, все более подменяется переносом сознания в искусственный мир виртуальности. Его влияние на сознание масс неоднозначно, но определённо не сопоставимо по благотворной силе с влиянием космически сложного мира живой Природы с его богатством развивающих возможностей, мудрых законов, прекрасных образов, питающих и гармонизирующих энергий. Многотрудное и первостепенно важное для каждого человека дело – творение собственной картины мира – стремительно трансформируется в потребление с экранов готовых картинок и тезисов, набор которых в значительной мере контролируется извне. Такое «искусственное вскармливание» сознания искажает его развитие, ведет к сужению и деградации творческих и ментальных потенций, к обеднению и атрофии эмоциональной и духовной жизни. Становится все более очевидным, что и эти процессы направляются на глобальном уровне технологиями, которые навязывают человеку определенные представления о прогрессивном, престижном и желанном, блокируя информацию о губительных опасностях виртуальной сферы, особенно для психического и ментального здоровья людей, не имеющих зрелого духовно-нравственного базиса, сердечной интуиции и самостоятельного мышления.

Знаток человеческой природы Ф.М. Достоевский, 200-летие которого мы отмечаем в этом году, был убеждён, что «без чистого сердца полного правильного сознания не будет» [2]. Однако огромная часть современного населения планеты, не вооруженная чистым сердцем, чутким распознаванием и облагороженным мышлением, а потому внутренне незащищённая, беспечно бродит в сумеречных слоях «параллельной реальности», охваченной информационными битвами, ловит удачу на игровых полях, заминированных ложью и ненавистью, вязнет в болотах низших страстей и поглощает токсины зомбирующих психотехник, становясь источников проблем для общества.

Внутренний мир человека стал главной мишенью и рычагом достижения деструктивных целей на всех фронтах этой незримой войны. Передовые научные разработки, направленные в руках закулисных манипуляторов на преступную деформацию умов и растление сердец, служат основным оружием массового поражения. Становится всё более очевидным, что человечество находится на том этапе развития, когда не столько «бытие определяет сознание», сколько «сознание определяет бытие», именно оно является наиболее активной и динамичной силой, способной строить, преобразовывать и разрушать. Век тому назад Владимир Вернадский говорил о мысли как планетарном факторе преобразования земной коры, эти научные выводы привели его к идее ноосферы, всё более определяющей жизнь планеты. А ныне мировые события уже и не-учёных подводят к пониманию, что сознание может являться как «Светом в душе», который ведет «к гармонии в доме, порядку в стране и покою в мире», так и тьмой в умах и сердцах, что питает невежество и алчность и ведёт к вражде и войне на всех уровнях совместной жизни.

Ещё древние греки знали, что идеи управляют миром, теперь же говорят: владеющий информацией владеет миром. Однако ноосфера не только безбрежна, но и многослойна. Лишь её высший уровень – мир идей – способен дать наиболее точную и целостную картину мировой жизни и стратегию эффективных действий. При этом мир идей, а также соответствующих им энергий и возможностей реально доступен лишь людям развитой внутренней Культуры, имеющим чистое, тонко чувствующее и духовно распознающее сердце и расширенное сознание, восходящее к синтезу, то есть к мудрости. Самый изощренный интеллект, действующий на плоской поверхности механистичного знания, как бы он ни был натренирован в рассудочных операциях (ЕГЭ и ЦТ в этом списке), скор в сложных расчётах и ловок в хитрых манипуляциях, не имеет реального доступа к синтезу познавания и многомерности творчества, глубинного проникновения в сущность явлений и уж тем более мудрого и благотворного влияния на мир – как внутренний, так и окружающий человека мир. Зато плести всемирные сети грязных интриг, плодить технологии на гибель врагам и конкурентам и тешить гордыню «могуществом» Герострата – в его власти, чем он и занимается повсеместно. Такая ли власть над миром нужна человеку?.. При этом корень проблемы лежит не в интеллекте как таковом, он является лишь одним из инструментов сознания с определённым набором функций, чуждых этическим законам, а в том, кем он используется и чему служит: эгоизму или Общему Благу, невежеству тёмных страстей или культурному созиданию… Увы, налицо ситуация, когда сила ума и достижения научного знания, которые традиционно связывались со Светом, ведущим человека к развитию, находятся в наше время в разрыве с духовно-нравственной сферой и целостной человечностью, сеют ненависть и вражду, раскол и смуту, то есть умножают хаос и служат тьме. Создается впечатление, логически обоснованное, что внутренне расколотое сознание и является глубинной причиной трагических трещин в фундаменте всех «домов, разделённых в себе».

Однако, по словам русского классика: «Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие» [2]. Эта мысль отражает закон пробуждения и восстания человеческого духа во имя спасения жизни на краю небытия. Потому не гаснет надежда, что сознание, вынужденное под напором тьмы вырваться из удушающей трехмерности вульгарного материализма и сетей эгоистичного рассудка в многомерность разумной, одухотворённой жизни, соединит ум с голосом совести, интуицией сердца и знанием духа, утвердит своим смыслом Высшее Единство и целью – Общее Благо – и станет тем Светом, который рассеет тьму. И, может быть, тогда, прообраз «дома, разделённого в себе» – строение внутреннего мира человека – наконец преобразится: разделённые аспекты сознания обретут друг друга в высокой гармонии и спасительной целостности, что и станет прочной основой мира и панацеей от всех расколов.

Оказавшись в 2020 году одним из эпицентров атаки мировой тьмы, Беларусь осознала духовное сплочение своих граждан как спасительную силу и провозгласила 2021 год Годом Народного Единства. Возможно, он положит начало более длительному периоду проработки глубинных уровней этой задачи, ведь объединять, как тонко заметил Экзюпери, – означает «находить более прочную связь между отдельными частями, а не стирать их различие ради бессмысленного порядка» [1. С. 66]. Стратегия выживания недостаточна для победы, нужна созидательная цель, фокусирующая устремления людей, нужна стратегия, направленная на объединение вокруг мировоззренческих идей, духовных ценностей и перспектив общего будущего. Воспитание граждан в духе истинных жизненных ценностей, духовной общности и природосообразного развития должно стать стратегической задачей государства, желающего выстоять в битве за суверенитет и национальное достоинство, более того – за само право быть. Нам нужно всмотреться не только в общественно-политические процессы в стране и на мировой арене, но и в корень эволюционных задач и духовных потребностей человека, чтобы осознать пути в будущее и проложить созидательное русло для ищущих выхода энергий преобразования. Важно перехватить инициативу у закулисных манипуляторов, которые подсознательное эволюционное стремление людей, особенно юных, к внутреннему развитию и обновлению используют для создания протестной волны, вооружив массы лозунгами о переменах. Это стремление должно быть осознано в своём истинном импульсе, несущем человеку и обществу потенциал духовного совершенствования. Необходимо найти созидательные пути и полезную для Общего Блага реализацию этих скрытых потребностей через постижение мировоззренческих смыслов и эволюционных тенденций человеческого бытия.

«Основа нашего единства – Человек, который выше каждого из нас» [2], – понимал Ф.М. Достоевский и предупреждал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека» [2]. Размышляя об исторических судьбах и путях общественных движений в России и во всем мире, великий писатель и провидец считал, что «самые серьезные проблемы современного человека происходят оттого, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества» [2]. Если принять или хотя бы допустить этот тезис, возникает вопрос: в чём же это Высшее намерение, с которым необходимо «осмысленно сотрудничать»? Или, говоря языком современной науки, каковы тенденции космической эволюции человечества? Мы неизбежно приходим к вечным вопросам, вновь требующим ответа: «Кто мы? Откуда и куда идем?». В чем наша миссия на планете и в Мироздании? Насколько мы, дети своего отечества, достойно представляем его? Как именно в моей личности проявлен духовный лик моего народа? В чём заключена наша национальная идея? Может быть, идея каждого народа в том, чтобы на родном языке, самобытными способами и в характерных для каждой нации типах и образах выражать и осуществлять Идею общечеловеческую? Какова же Идея Человека?

Уместно привести некоторые мысли современных ученых о путях человека и народа, открывающие перспективы того, что предстоит исследовать и освоить нашему сознанию.

Академик Л.В. Шапошникова: «Для нормального духовного и материального развития любого народа необходимы два главных условия. Во-первых, развитие должно соответствовать характеру этого народа, национальной культуре и той самобытности, которая сложилась в течение многих веков его истории. Во-вторых, оно не должно противоречить основным тенденциям Космической эволюции, в энергетическом поле которой находится этот народ вкупе с другими. Соединение этих условий в единое целое и представляет то, что можно назвать историческим и эволюционным путем данного народа и данной страны» [1. С. 123].

Академик Е.Н. Князева: «Чтобы творческая, конструктивистская деятельность человека была успешной, ее установки должны быть согласованы с собственными путями эволюции космоса, с внутренними потенциями развития самой космической среды. А значит, человек должен творить в партнерстве, содружестве с космосом» [1. С. 210].

Возможно ли сопоставить, да еще и привести к партнерству такие, казалось бы, разноуровневые явления как человек и космос? Но уже тысячелетия назад философская мысль дерзко перекидывала мосты между ними, утверждая подобие микрокосма макрокосму. Эти идеи развивали выдающиеся мыслители последующих веков, в частности гении эпохи Возрождения. А в России в Серебряном веке ростки космизма взошли и ярко расцвели во всех сферах культуры: в науке, философии, живописи, литературе, музыке, предрекая человеку путь от пассивного объекта космической эволюции к сознательному и творческому её субъекту. Общественное сознание ещё не оценило в должной мере и не приложило к практической жизни это богатейшее духовное наследие, способное «пролить Свет» на актуальные проблемы и вечные вопросы бытия.

Архетипические образы и сюжеты, общие для мифов, легенд, эпических сказаний и религиозных источников многих народов мира, указывают, что силам зла и тьмы во внешнем мире и в душе человека способны противостоять лишь силы духовного Света, а безобразию разлагающего хаоса – одухотворённый Космос (в древнегреческой традиции – Мир, Красота, Порядок). Современная наука, открывая многомерный космос человеческого сознания, продвигается в том же направлении: «Красота мысли строит Мироздание, расширяет Космос, мысль безобразия разрушает его и тем самым расширяет изначальное пространство Хаоса… Красота есть один из важнейших факторов, превращающих хаос в космос во внутренней Вселенной самого человека, содействующих гармонии в ней и созданию в ее пространстве доминанты Духа» [1. С. 215], – утверждает Л.В. Шапошникова. Вспомним, что и Достоевский, страдая от раздирающих мир противоречий и предчувствуя грядущие революции, пророчествовал о Красоте, которая спасёт мир. Он же остерегал современников и направлял потомков: «Сделавшись сами лучшими, мы и среду исправим и сделаем лучшею. Ведь только этим одним и можно ее исправлять» [2], – то есть указывал путь преображения внешнего мира через восхождение к внутренней Красоте и душевному Свету. «Измени себя, и мир изменится», – говорим мы сегодня и не задумываемся, что признаём этим мост между мирами.

Актуален и широко известный образ Федора Михайловича: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца человеческие» [2], нацеливающий не упустить важнейшее поле всемирного боя – внутренний мир человека. Внешнего противника не победить, не осилив внутреннего, но важно при этом не попасть в ловушку поверхностного подхода и подмены понятий, на чем играют враждебные силы, подталкивая население атакуемых стран к конфронтации. Внутренний враг – далеко не всегда соотечественник с иным мышлением, даже ошибочным, инфантильным или ущербным, но это всегда и прежде всего – хаос, присутствующий в каждом сознании в противовес космосу, т.е. красоте и порядку, внутренней культуре. Этот внутренний хаос может усиливаться «управляемым хаосом» грязных политтехнологий и, порождая смуту как внутри человека, так и внутри общества, раскалывать, разобщать и низвергать в насилие и саморазрушение.

Жизненные испытания подталкивают нас к пониманию, что путь к единению и победе начинается в сознании. Спасение – в осознании внутренней Красоты и в служении Духовному Свету, т.е. Истине, Любви и Добру, что растит духовную мощь человека и возводит твердыни Духа, о которые разбиваются атаки тьмы и шквалы хаоса. Осознание Высшего Духовного Начала и сотворчество с Ним в созидании космоса своего внутреннего мира способно противостоять силам распада и гибели, вести к единству, целостности и к более совершенному бытию.

Пять веков назад Николай Гусовский в поэме «Песня о зубре», ставшей «священным писанием» белорусов, оставил потомкам заповедь: «Государство опирается больше на доблесть духа, чем на силу тела». В ХХ веке создатель Международного Пакта Мира Николай Рерих мыслил в том же ключе: «Эпохи расцвета, эпохи возрождения, эпохи благосостояния вытекали из благодатных источников Культуры… Корень слова Культура есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению к бытию. …После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой Культуры… Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество» [1. С. 336].

Невозможно эффективно бороться с мировым злом без оружия Света – Культуры. «Культ-Ура» – культ духовного Огня, служение духовному Свету – лежит и в корне слова, и в сути этого явления. Проблема на всех уровнях человеческих взаимоотношений упирается в степень внутренней культуры, творим ли мы свою семью или мировую политику. Грозная опасность и суровая необходимость торопят принять заботу о внутренней Культуре граждан – уровне их сознания и качествах духа – как важнейшую задачу гражданской обороны, национальной безопасности, ведущей цели и надёжного пути в будущее.

Служить Свету – значит служить прежде всего ясному, облагороженному, просвещенному и расширенному сознанию, а также его достойному воплощению в материи жизни. Это и есть миссия подлинной Культуры, продвигающей мир к Миру. Миротворчество Культуры – это не только «мягкая» дипломатия деятелей искусства и культурных акций, снижающая накал враждебных страстей. Главным образом – это творение мира человеческого сознания, устремленного к Свету, к служению Общему Благу. Истинное миротворчество – творение мира и гармонии в сознании и в мировом пространстве людьми, способными преобразовывать внутренний и внешний хаос в одухотворённый Космос, то есть служить эволюции.

Пробуждение осознанности и сплочение людей доброй воли в ответ на враждебные атаки деструктивных сил показывают, что и эти силы, пусть и невольно, также служат духовной эволюции тем, что подталкивают нас к ней. Они сильны и опасны лишь в меру нашей внутренней слабости, недостатка духовной общности и развития необходимых для гармоничного творчества духовных качеств. Выявляя в нас слабые места и открывая нам их, они устремляют нас к достижению большей внутренней красоты и мощи, гармонии с ближними и дальними, а значит – к прочному Миру в нашем Доме.

Возможно, на каком-то этапе очищения и расширения сознания, достигнув в своем внутреннем мире союза Сердца, Разума и Духа, мы придём к благодатной целостности, а значит, и к исцелению первичного раскола в нашем двойственном мировосприятии. Тогда исчезнет пропасть между субъектом и объектом, космосом внутренним и внешним, и все вызовы, дисгармонии и беды, а также их носители будут восприниматься как отражения и персонификации нашего внутреннего несовершенства, незрелости и беспорядка.

А пока вслед за мудрецами, которые уже взошли к вершинам человечности и оставили нам вехи на этом суровом и прекрасном пути, будем учиться принимать и во благо использовать препятствия, которыми растём. Мир нашему Дому!



II. Мир нашему Сердцу!


Семья является животворящим центром рода человеческого, его структурообразующим принципом, а также символом будущего гармоничного объединения всех людей и народов мира. Однако образцом гармонии она может быть, лишь приблизившись к идеалу семейного союза, где полноценно и гармонично взаимодействуют мужское и женское, родительское и детское начала, стремясь к органическому единству. Такое зримо проявленное единение членов семьи в совместном бытии в свою очередь символически выражает сложную организацию природы человека, где аналогичные внутренние начала неразрывно взаимосвязаны в едином организме.

Казалось бы, двоим людям, добровольно создающим семью и мечтающим о совместном счастье, достичь взаимопонимания и гармонии гораздо легче, чем многомиллиардному человечеству с его разделеньями и распрями, но, как известно, и это дело совсем не легкое и не всегда успешное. Прежде всего потому, что внутренний мир каждого человека – духовный космос, лишь частично проявленный во внешней жизни. Для возникновения духовной общности, необходимой для развития семейного организма, между двумя человеческими мирами необходим, по слову поэта, «два космоса соединивший мост», а по мысли философа, – объединяющий центр, ведь целое «не механическая сумма отдельных частей, а живой организм, обладающий своим особым центром жизни» [1. С. 222].

Существует аналогия между земной и духовной сторонами жизни, в том числе жизни семьи. Земное соитие супругов может вести к зачатию ребенка. Однако рождение нового человека и нового члена семьи, увы, не является надежной гарантией сохранения семейных уз, но может стать испытанием союза на прочность, которое сплачивает родителей лишь там, где уже зародился семейный организм, – а для его зарождения земной страсти недостаточно. Жизнь семьи как организма начинается, когда два сердца, сливаясь в любви, зачинают общий духовный центр, духовное сердце семьи. Это необходимое условие жизнеспособности и дальнейшего здорового развития их союза. Сердце семьи кристаллизуется из энергий обоих супругов, способных к искренней преданности, к возрастанию в любви и доверии, в мудрой бережности и творящей заботе, в прозревании истинного блага близкого человека и служении этому благу. Сердца супругов, будучи родительскими по отношению к этому новому объединяющему их сердцу, растят его магнетическую силу, а оно, развиваясь, все более скрепляет их союз, согревает жизнь, творит и поддерживает гармонию отношений. Этот чистый сплав одухотворенных сердечных энергий способен противостоять жизненным испытаниям и выдерживать лихие пробы судьбы на прочность. Потому путь воплощения мечты о счастливой семье проходит через сердца и связан с их возвышением, очищением, утончением и духовным раскрытием, то есть с ростом их внутренней культуры.

Воспитание сердца – это не только путь к семейному счастью, но также путь духовной эволюции человека и человечества, так как именно с глубинной активностью сердца связана духовная жизнь человека и сокровенные функции сознания (интуиция, вдохновение, озарение, прозорливость и т.д.). Этот путь ведет также к развитию родительского сознания в семье и эволюции Родительского начала в мире, духовная суть которого – любовь к нарождающейся и растущей жизни, поддержка и защита ее, а также творящая забота о путях ее духовного созревания и совершенствования. Земное, кровное материнство и отцовство способны выявлять новые грани любви в семье и открывать потаенные глубины духа в сердце. Однако родительское начало заложено в каждом рожденном: оно может быть ярко проявлено у человека, не имеющего родных детей, но стремящегося защитить, помочь, привести к лучшей доле детей планеты, которыми являются все люди. Оно проявляется и в ребенка через любовь и сострадание ко всему живому. Через сердца бесчисленных поколений творится молитва Любви и Заботы о жизни, о благе и мирной жизни детей. Она соединяет род человеческий незримой духовной нитью, проходящей сквозь времена и пространства. Люди улавливают Родительский Зов в меру чуткости сердца и трактуют в меру широты сознания, но лишь когда сердца настраиваются на его камертон и устремляют свои энергии в согласии с ним, родительская любовь становится зрячей и путеводной для семьи личной, народной и общечеловеческой. Глубинный Свет Родительского Сердца освещает путь возрастания человека ко Всемирному Братству, к планетарному Сознанию, к Любви, способной обнять и земную жизнь, и космическую многомерность мира. Мирообъемлющий взгляд расширенного сознания на мир как на семью важен для осознания и осуществления миссии личной семьи, прокладывающей человечеству путь к единению через воспитание у всех членов семейного союза Родительского начала и чувства Духовного Братства.

Одухотворенное родительское сердце, стремящееся не к власти, а к служению, не к разделению и захвату, а к сотворчеству в добре, может служить ориентиром в решении общечеловеческих задач, а именно – гармонизации общего и частного блага на всех уровнях совместного бытия. Оно утверждает, что Общее Благо человеческого сообщества должно быть приоритетом над любыми узкими и частными интересами разделенных субъектов мировой жизни и при этом должно включать истинное благо каждого человека и быть сонаправленным с путями развития человечества и эволюционными задачами каждого народа. Чтобы это стало возможным, на всех уровнях мировой жизни должен быть воспроизведен путь духовной эволюции, в чем-то подобный этапам становления человека в семье: восхождение от малого, неразвитого, как бы «детского» уровня сознания и поведения – в смысле незрелой ответственности, инфантильного эгоизма и потребительства – к осознанности взрослого человека, берущего на себя груз созидательной ответственности за жизнь свою и ближних, а далее – к обнимающему всех зрелому родительскому сознанию: мудрому, милосердному и мужественному, творчески устремленному к Общему Благу и Благу каждого.

Примеров родительского взгляда на мир, предвидящего лучшее для всех будущее, в котором благородные поступки и чистосердечные взаимоотношения естественны для субъектов мировой жизни, как для родителей в хорошей семье, немало. В частности, известны гениально простые мысли о миссии политики выдающегося педагога М.П. Беклешова, который заведовал в предреволюционной России Земледельческой колонией для обездоленных детей и малолетних преступников в Изваре, а в последующем был проректором Санкт-Петербургского педуниверситета. Он считал, что главной задачей внутренней политики любого государства должно быть дело воспитания и образования своих граждан, а главной задачей внешней политики – помощь в этом деле другим странам!

Наш век не преуспел в этих эволюционных задачах, но сущность происходящего в мире все более проясняется для большинства душевно здоровых людей, стремящихся к красоте и порядку, добру и правде. При этом, однако, не всегда сознается, что духовный Свет не может пробиться в наши миролюбивые души из-за ложных установок сознания. В частности психология эгоцентризма и эгоистичного потребительства с его рыночной догмой купли-продажи имеет в нас глубокие корни и всасывает в свою воронку не только вещи, дома, машины, удовольствия и развлечения, но и отношения с людьми, в том числе с близкими, а также с природой, нас породившей, – всё разменивается, используется и потребляется. Отсюда возникают неизбежные трещины и разломы во взаимоотношениях, проникающие и в другие этажи всей взаимосвязанной жизни. Здесь поле большой работы по осознанию себя в мире и осмыслению качества наших с ним взаимодействий. Владея небывалыми научно-техническими достижениями и сверхсложными технологиями, мы в значительной мере утратили здравый смысл и здоровый инстинкт самосохранения, вплотную подойдя к пропасти и подведя к ней всю жизнь планеты. И теперь, чтобы вопрос «Быть или не быть?» разрешить позитивно на частном и глобальном уровне, надо по-настоящему разобраться и честно себе ответить: «Иметь или Быть?», «Быть или казаться?», «Созидать или потреблять?», чтобы сделать решительный выбор. Но нам не хочется выбирать, гораздо лучше всё «иметь», заменить «или» на «и»! Однако нельзя купить «Быть», невозможно завладеть высоким качеством Бытия никаким внешним способом. Именно ради целостной и полноценной жизни нужно верно определить приоритеты: какому богатству – внутреннему или внешнему – мы отдаем предпочтение в нашей системе ценностей и стратегии жизни?!

«Где ваше сокровище, там и сердце ваше», – говорят мудрые, и наш опыт подтверждает это, но, если наши чувства, мысли, стремления и заботы находятся во внешнем мире, мы «имеем» беспризорный внутренний мир и недоразвитое в своих духовных и творческих качествах сознание. Такое в значительной мере несостоявшееся сознание ведет и внешнюю жизнь к своему подобию – к несостоятельности, даже если при этом будут успешно удовлетворяться «непрерывно растущие материальные потребности». В такой системе мировоззренческих координат, глубокий кризис и крах неизбежны. Тотальный кризис – уже налицо, и если б даже крах предстоял не в самой ближней перспективе: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретёт, а душу свою потеряет?». Ни пользы, ни счастья не сможет «иметь» он. По-настоящему счастлив не бывает бездушный и лишённый пути к Свету – просто потому, что счастье – это состояние души, способной светиться, то есть бескорыстно любить, вдохновенно творить, окрыленно мыслить и самозабвенно служить Общему Благу.

Также на уровне жизни семьи и жизнедеятельности государства мы должны разобраться с путями и ценностями. Признавая жизненную важность экономики, мы должны понимать, что экономика – лишь средство жизни, а не смысл и цель. «Нужно есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть». Иначе мы упираемся в бессмысленное огульное потребительство и сыто-ненасытное мещанство, а далее – в обезличивание и расчеловечивание, неизбежное в бездушно-технократическом мире. Если провести аналогию между функционированием страны и жизнедеятельностью семьи с организмом человека, то экономическая сфера сопоставима с пищеварительной системой. Без неё, конечно, не обойтись, но не желудок определяет ценность человека, также как не экономика определяет значимость народа в мировой истории. Движущей и ведущей вперёд силой могут быть высокие цели и прекрасные образы будущего, выверенные Общим Благом, а они вызревают в сердце и разуме. Если цели ведут человека и общество к росту ввысь и вглубь (к возрастанию мысли и духа и к углублению чувства и интуиции), возникает вертикальная ось, вокруг которой движется спираль внутреннего развития, ведущая к духовному и творческому совершенствованию, к богатству культурной жизни. Жизненные энергии, лишенные этой эволюционной вертикали, толкают на алчную экспансию вширь, а значит обрекают их носителей захватывать, разрушать и разрушаться. «Все прогрессы реакционны, если рушится человек», – точно сформулировал ситуацию бесчеловечного, а потому и иллюзорного развития поэт.

От пропасти вражды и вырождения нас может спасти лишь объединённое стремление к Духовному Возрождению и нелёгкий труд по освоению духоподъёмной энергии Культуры. Это предполагает осознание, что воспитание внутренней культуры людей, т.е. духовное питание сердец и умов, – не менее важное и ответственное дело, чем питание физических тел. То же и в сфере личного здоровья и государственного здравоохранения. Даже в переживаемый миром период короновирусной пандемии при высоком уровне тревоги населения планеты и возросшей озабоченности государств о телесном здоровье своих граждан забота о духовном здоровье, созидаемом и охраняемом Культурой, должна быть первостепенной. Не только потому, что «нельзя лечить тело, не леча душу», как утверждал Платон, знавший целительный мир идей, но и потому, что духовная гибель человека горше телесной смерти и разрушительней по своим следствиям для общества.

Значимый этап на пути духовного развития граждан – истинный патриотизм, при котором понятия Родины-Матери и Отечества наполнены духовной силой и живым смыслом, вызывают действенную любовь к своему народу и стране и ведут к просвещённому служению им.

В истории и глубинной памяти каждого народа были и есть достойные примеры подвижников Общего Блага: строители государственности, народные вожди, служители науки и искусства, основатели философских школ, этических и религиозных учений, которые в своем самоотверженном стремлении к Свету стали выразителями Души народа, созидателями его сознания, теми энергетическими центрами, вокруг которых кристаллизуется его культурная жизнь и растёт духовная общность. Их наследие, входя в историю и культуру, через поколения продолжает питать и воспитывать самосознание народа и направлять пути национального развития, так как несёт Свет той высоты духа и широты сознания, которые всему народу суждено освоить в будущем. Потому Культура является духовным средоточием – Сердцем, объединяющим и ведущим народ. Будущее есть у страны, в которой зрелые сознания взрослых в семье, обществе и государстве помогают младшим по сознанию крепить связь со своей Духовной Родиной, делать эту связь более глубокой и осознанной, а сердца – более чуткими к Родительскому Зову своих гениальных соотечественников.

Полезно мечтать и мыслить о будущем единении всего человечества и целостной жизни общечеловеческого организма, но тогда закономерен вопрос: «Что является Сердцем этого организма, а значит, магнетическим Центром Всеобщего Единства, Жизнедателем и Путеводной Звездой для Всемирного Человека?» Каждый мечтающий о всеединстве ощущает Сердце Мира по-своему, исходя из своего сознания, мировоззрения и культурной традиции. И все же важно найти мыслеобраз, помогающий объединить все сердца и народы, способный вмещать и вдохновлять всё многообразие путей, ведущих к Общему Благу, ведь ритм каждого сердца должен быть добровольно согласован с жизнью Единого Великого Сердца.

Если Сердце народа выражено в его национальной культуре, возникает образ всемирной соборности: светоносные потоки духовных энергий всех эпох и народов вливаются в Сердце мировой Культуры, которое животворит Тело всего мира. Это Всемирное Сердце является духовным Солнцем человечества, оно насыщает все сердца живительной пульсацией Света. Из его огненных глубин на всех пламенных языках мира звучит Родительский Зов Духа – близкий всем народам Вечный Зов – единого для всех Духа.

Знамя Всемирного Сердца, Знамя Мира и Культуры было поднято над планетой героической семьей Рерихов. Имея сердца, открытые Зову космической эволюции, Рерихи утверждали Единство человечества как духовную реальность и подвигом жизни служили приближению мирового сознания к этой реальности. Они осуществили и высокую миссию семьи – быть образцом Мира, Культуры и сердечного, плодотворного Единства.

Знак Триединства, запечатлённый на Знамени Мира, вобрал в себя множество идей и смыслов творящего Духа и являет собой символ Всемирного Сердца. Исторически этот Знак присущ множеству различных культур, начиная с древности, таящей Корень, из которого прорастает всё их многообразие, подобное множеству ветвей Мирового Древа.

Знамя Мира, зовущее человечество к человечности и собирающее людей и народы в животворное единство, многое может сказать сердцу: Мать, Отец, Дитя – в кругу Семьи; Вера, Надежда, Любовь – в объятьях Софии-Мудрости; Любовь, Красота, Знание – в душе, устремленной к Истине; Искусство, Наука, Религия – в лоне Культуры; Прошлое, Настоящее, Будущее – в Сердце Вечности; Небо, Земля, Человек – в потоке космической эволюции…

«Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без Культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без Культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию Культуры… Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему» [1. С. 336].

Высший Мир – нашим сердцам! Свет сердец – нашему миру! Всемирная жизнь – Единому Сердцу!



ИСТОЧНИКИ

1.Творчество Жизни. – Могилев: УПКП «Могилевская областная укрупненная типография», 2001. – 376 с.

2. https://ru.wikiquote.org/wiki/Фёдор_Михайлович_Достоевский